Должен ли врач соответствовать принятым для его профессии критериям

Опубликовано: 04.07.2024

Каков оптимальный путь предотвращения конфликта близких пациента и врача?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Врач работает над своей социальной идентичностью
  • Врач сдерживается
  • Врач отправляет в администрацию

Что такое социальная идентичность?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Осознание своего соответствия принятым в обществе атрибутам
  • Положение в табели о рангах
  • Уровень потребления
  • Профессия, должность, образование - неверно

Что значит «контекстуализация» процесса коммуникации?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Наличие подразумеваемых данных соответственно принятому в группе/обществе

Что такое «истощение эго»?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Усталость от длительных перегрузок - неверно
  • Закончились деньги
  • Наступившая неспособность к эмоциональному усилию

Каковы психологические предпосылки выгорания?

  1. Истощение эго
  2. Детренированность
  3. Депрессия

1,3 - истощение и депрессия (без 2 - без детренированность)

Почему развивается циркадный компонент выгорания?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Сдвиг «внутренних часов» подобно смене часового пояса
  • Нехватка света
  • Частая необходимость бодрствовать в ночное время и спать – в дневное

Чем понятие истощения эго отличается от депрессии?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Истощение эго хуже депрессии
  • Истощение эго легче депрессии
  • Депрессия – термин клинический, истощение – психосоциальный

В чём принципиальная важность отличия представления о болезни у пациента по сравнению с таковым у врача?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Отсутствие возможности повлиять на процесс
  • Разная степень медицинской грамотности
  • Переживание места болезни в жизни и её влияния на жизнь

Каковы социокультурные предпосылки выгорания?

  1. Стрессы на работе
  2. Нарушение социальной самоидентификации
  3. Несоответствие желаний и возможностей
  4. Низкая зарплата

1,2,4 (без 3) - неверно 2,3 верно

Что на самом деле должны услышать пациенты и их близкие от врача?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • То, что обычно говорят при разговоре с врачом
  • Повод для надежды
  • Правду
  • То, что необходимо им в их уникальной ситуации

В чём особенность восприятия клиники, больницы близкими пациента?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Учреждение для отдыха и возможности обо всём забыть
  • Место силы
  • Среда со множеством запретов и покрытая тайнами

Всегда ли выгорание – результат многолетней работы?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Да
  • Зависит от пола
  • Нет

Каковы соматические предпосылки выгорания?

  1. Депрессия
  2. Нарушение циркадных ритмов
  3. Усталость
  4. Низкая самооценка
  5. Возраст

В чём состоит «обмен смыслами»?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Обман участниками коммуникации друг друга
  • Реальный результат коммуникации: то, что понято
  • Это определённые коммуникативные ходы

За счёт чего опустошается личность («эго») врача?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Нахождение в перманентно агрессивной среде - неверно
  • Отсутствие перспектив в профессиональной жизни
  • Необходимость соответствовать своей роли, вступать в эмоциональный контакт -верно
  • Высокие нагрузки

Что такое коммуникативные презумпции?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Знание и установки, заранее приписываемые ситуации
  • Условия общения
  • Юридические аспекты отношений врач-пациент

Что такое рефлексивность и рефлексия?

Выберите ОДИН правильный ответ

  • Умение отражать посылы других людей
  • Способность осмыслять свои мысли и действия
  • Вязкость, погружённость в самокопание

Какие уровни можно выделить у профессионального выгорания?

  1. Соматический
  2. Динамический
  3. Социокультурный
  4. Психологический
  5. Морфологический

1,3,4 - соматический, социокультурный, психологический (без 2,5 - без динамический и морфологический)

Не стихающие дебаты в социальных сетях, сообщения в СМИ и даже вопросы, поднимаемые на уровне законодателей, подтверждают необходимость работы над пациентоориентированностью медицинских работников. Это направление включает в себя развитие коммуникативных навыков. Но сами по себе навыки общения – лишь инструмент, они не могут быть самодостаточны, нужна внутренняя работа врача над своим психологическим и психолого-социальным состоянием. Феномен выгорания – один из неблагоприятных компонентов такого состояния. Он связан с целым комплексом факторов, среди которых как физическая усталость, так и несоответствие желаемого и действительного. Работа над выгоранием и над проистекающей из него конфликтностью – сложная самосозидательная деятельность. В лекции раскрываются основные аспекты такой деятельности.

1. Каковы соматические предпосылки выгорания?

1) Депрессия;
2) Нарушение циркадных ритмов; +
3) Усталость; +
4) Низкая самооценка;
5) Возраст. +

2. В чём принципиальная важность отличия представления о болезни у пациента по сравнению с таковым у врача?

1) Разная степень медицинской грамотности;
2) Переживание места болезни в жизни и её влияния на жизнь; +
3) Отсутствие возможности повлиять на процесс.

3. Что значит «контекстуализация» процесса коммуникации?

1) Наделение высказываний не соответствующими им значениями;
2) Наличие подразумеваемых данных соответственно принятому в группе/обществе; +
3) Приобретение коммуникацией общественного статуса.

4. В чём состоит «ответный ход» врача, позволяющий разгореться конфликту с близкими пациента?

1) Отсутствие желания помочь и войти в положение;
2) Формальные ответы;
3) Отражение, «отзеркаливание» негативного настроя. +

5. Зачем врачу эмпатия?

1) Для подавления конфликта;
2) Для понимания не высказываемых эмоций и отношений; +
3) Для более глубокого переживания и сострадания.

6. В какой степени врач должен то, что он «должен» делать и каким «должен» быть?

1) Как он хочет;
2) В той мере, в какой это способствует лечебному процессу; +
3) Как того хотят пациент и его близкие.

7. Почему развивается циркадный компонент выгорания?

1) Частая необходимость бодрствовать в ночное время и спать – в дневное; +
2) Нехватка света;
3) Сдвиг «внутренних часов» подобно смене часового пояса.

8. Чем понятие истощения эго отличается от депрессии?

1) Истощение эго хуже депрессии;
2) Депрессия – термин клинический, истощение – психосоциальный; +
3) Истощение эго легче депрессии.

9. В чём смысл фразы «мысль изречённая есть ложь»?

1) Все люди лживы по натуре;
2) Услышанное не есть в полной мере то, что предполагалось в высказывании; +
3) Понятое адресатом не соответствует сказанному.

10. Всегда ли выгорание – результат многолетней работы?

1) Зависит от пола;
2) Нет; +
3) Да.

11. Какие уровни можно выделить у профессионального выгорания?

1) Психологический; +
2) Морфологический;
3) Социокультурный; +
4) Соматический; +
5) Динамический.

12. Что такое коммуникативные презумпции?

1) Условия общения;
2) Юридические аспекты отношений врач-пациент;
3) Знание и установки, заранее приписываемые ситуации. +

13. Каковы социокультурные предпосылки выгорания?

1) Нарушение социальной самоидентификации; +
2) Низкая зарплата;
3) Несоответствие желаний и возможностей; +
4) Стрессы на работе.

14. В чём состоит «отказ» врача соответствовать принятым рамкам?

1) Нежелание работать;
2) Отказ от принципов доказательной медицины;
3) Неспособность играть социальную роль врача. +

15. Что такое социальная идентичность?

1) Уровень потребления;
2) Положение в табели о рангах;
3) Осознание своего соответствия принятым в обществе атрибутам; +
4) Профессия, должность, образование.

16. В чём особенность восприятия клиники, больницы близкими пациента?

1) Место силы;
2) Учреждение для отдыха и возможности обо всём забыть;
3) Среда со множеством запретов и покрытая тайнами. +

17. Каковы психологические предпосылки выгорания?

1) Истощение эго; +
2) Депрессия; +
3) Детренированность.

18. Почему коммуникативный конфликт разгорается?

1) Нежелание сторон успокоиться;
2) Стороны конфликта плохо воспитаны;
3) Тема конфликта требует его усиления.
4) Путём «отзеркаливания» стороны подхватывают посылы друг друга. +

19. В чём состоит рефлексивность врача во время коммуникации?

1) Соответствие сказанного реальному положению дел;
2) Обдумывание каждого слова;
3) Умение отследить смысл собственных высказываний. +

20. Каков оптимальный путь предотвращения конфликта близких пациента и врача?

1) Врач отправляет в администрацию;
2) Врач сдерживается;
3) Врач работает над своей социальной идентичностью. +

21. Что на самом деле должны услышать пациенты и их близкие от врача?

1) То, что обычно говорят при разговоре с врачом;
2) Повод для надежды;
3) Правду;
4) То, что необходимо им в их уникальной ситуации. +

22. За счёт чего опустошается личность («эго») врача?

1) Необходимость соответствовать своей роли, вступать в эмоциональный контакт; +
2) Отсутствие перспектив в профессиональной жизни;
3) Высокие нагрузки;
4) Нахождение в перманентно агрессивной среде.

23. Достаточно ли съездить на курорт в случае истощения эго?

1) Зависит от времени года;
2) Да;
3) Нет. +

24. В чём состоит понятие «ты ж врач» с точки зрения психосоциальных аспектов
работы?

1) Фигура врача как часть медицины с её местом в социуме; +
2) Обязанность всегда и везде быть врачом;
3) Юридическая категория;
4) Отказ от каких-либо обязательств.

25. Что такое «истощение эго»?

1) Усталость от длительных перегрузок;
2) Закончились деньги;
3) Наступившая неспособность к эмоциональному усилию. +

26. Должен ли врач соответствовать принятым для его профессии критериям?

1) Должен; +
2) Это зависит от его желания;
3) Нет;
4) Это зависит от его возможностей.

1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • реанимацию и интенсивную терапию;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • правила оформления медицинской документации.
  • Квалифицированный врач должен уметь:
  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
  • расшифровывать результаты анализов;
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.
  • наблюдательность;
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
  • нервно-психические заболевания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • нарушения речи.
  • брезгливость и непереносимость вида крови;
  • невнимательность к людям и симптомам болезней;
  • нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
  • жестокость, эгоистичность;
  • рассеянность и безответственность;
  • тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.

8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • правоохранительные органы;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.

Условия допуска врача к медицинской деятельности по основной медицинской специальности и по дополнительной, указанной в Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения РФ

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
  • Печать

Профессор кафедры трудового права СПбГУ Дивеева Н.И.

1. Статья 41 Конституции РФ определяет, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти положения находят своё развитие в ст. 18 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Основы), в которой делается акцент на том, что медицинская помощь, помимо доступности, должна отвечать еще и такому критерию как "качественность".
На сегодняшний день обеспечение качественности медицинской помощи в РФ осуществляется через государственную регламентацию порядков оказания и стандартов медицинской помощи, а также, требований, которым должны соответствовать лица, такую помощь оказывающие.
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации до 1 января 2016 года имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (ст. 100 Основ). Таким образом, на сегодняшний день, чтобы быть допущенным к профессиональной деятельности медицинский работник должен отвечать двум критериям: 1) иметь соответствующее медицинское образование (подтверждаемое полученным дипломом государственного образца); 2) иметь сертификат специалиста.
Согласно пункту 1.2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачам) относятся врачи-специалисты, в списке которых поименованы врачи разных специальностей, в том числе, врач-акушер-гинеколог, а также врач-эндоскопист. Таким образом, названная Номенклатура должности всех врачей-специалистов (как родовую категорию) делит на определенные виды врачей по их специализации в соответствующей сфере медицины (акушерстве и гинекологии, педиатрии, неврологии, эндоскопии).Эту свою специализацию врач как раз и должен подтверждать соответствующим сертификатом.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11. 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" сертификат специалиста (сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской) деятельности. Лицам, получившим среднее или высшее профессиональное медицинское образование в Российской Федерации, сертификат выдается государственными образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.
Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации". В указанной Номенклатуре специальностей: во-первых, в качестве самостоятельных называются как специальность "акушерство и гинекология", так и специальность "эндоскопия"; во-вторых, все специальности подразделяются на основные и дополнительные. При этом, ни Приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г., ни Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 г. не устанавливается различий с точки зрения сертификации для основных и дополнительных специальностей. Следовательно, врачу-специалисту, осуществляющему различные виды медицинской деятельности, необходимо получать сертификат по каждой из специальностей.
2. Специфика медицинской деятельности такова, что для получения сертификата специалиста врачу необходим определенный уровень образования, не исчерпывающийся дипломом о высшем медицинском образовании. Первичная основная медицинская специализация врачей осуществляется через послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) клинической ординатуры, подтверждаемое соответствующим дипломом (дипломами) об освоении основной профессиональной образовательной программы по определенной медицинской специальности.
Однако подобные формы профессионального образования - не единственные формы первичной медицинской специализации. В пункте 2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" говорится, что в случае смены врачом-специалистом профиля специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста, и получения сертификата по соответствующей специальности. Аналогичное положение закреплено и пунктом 4 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях": профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Однако, врач может одновременно выполнять разные виды медицинской деятельности. На это, в частности, указывает и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации", где, например, для основной специальности "Акушерство и гинекология" среди "Специальностей, требующих дополнительной подготовки" указывается "Эндоскопия". Возникает вполне логичный вопрос: что законодатель понимает под дополнительной подготовкой, какому уровню образования (объему часов) она должна соответствовать и чем она должна подтверждаться?
Приказ Минздравсоцразвития РФ № 415н от 07.07.2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определяет, что специальность "Акушерство и гинекология" может быть только основной, и для неё необходимо высшее профессиональное образование, а также послевузовское профессиональное образование в форме интернатуры или (и) ординатуры. Что касается специальности "Эндоскопия", то указывается, что она может быть как основной (и тогда к ней - общие требования в виде высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования в форме ординатуры), так и дополнительной к основной. В последнем случае специальность "Эндоскопия" должна подтверждаться дополнительным образованием в форме профессиональной переподготовки.
Таким образом, анализ российских нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что дополнительная врачебная специализация может быть получена медицинским работником через интернатуру, ординатуру или через профессиональную переподготовку. А в соответствии с пунктом 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки должно иметь нормативный срок свыше 500 часов подготовки при любой форме обучения. Поэтому, если у врача отсутствуют документы об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о дополнительной профессиональной переподготовке в указанном объеме часов, то он объективно не является специалистом в этой сфере медицины, а, значит, не может получить соответствующий сертификат и не может быть допущен как врач к выполнению трудовых обязанностей по соответствующей специальности.
3. Понятие профессионализма медицинского работника включает не только знания, умения, принципы и правила поведения, но строится и на поддержании современного профессионального уровня, владения и критического восприятия информации, способности принимать обоснованные решения по отношению к пациентам, обладании высокими этическими принципами. Всё это требует от медицинского работника постоянного самосовершенствования. Профессиональный рост не является исключительно личным делом каждого работника, т.к. напрямую влияет на качество оказываемой медицинской помощи.
Действующее трудовое законодательство в этой связи возлагает определенные обязанности и на работодателя врача - медицинское учреждение. В ст. 196 ТК РФ указано, что необходимость подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно. Однако федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ может быть установлено, что повышение квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. В таких случаях работодатель обязан организовать обучение.
В частности, статья 73 Основ среди основных обязанностей медицинских работников называет обязанность совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие правовые акты РФ устанавливают обязанность повышения квалификации медицинских работников не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности. Значит, с такой периодичностью врач-специалист должен обучаться по дополнительным профессиональным программам по каждой из медицинских специальностей, постоянно подтверждая свою квалификацию и продляя свой сертификат (нормативный срок обучения - менее 500 часов). Отсутствие документов, удостоверяющих такое обучение должно препятствовать допуску врача - специалиста к выполнению трудовых обязанностей.

Позиция эксперта по выявленной проблеме:
Таким образом, для осуществления медицинской деятельности врач по каждой из реализуемых им специальностей в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (хоть основной, хоть дополнительной) должен иметь следующие документы:
- документ о высшем медицинском образовании;
- диплом об окончании интернатуры, ординатуры или диплом о прохождении профессиональной переподготовки (со сроком обучения не менее 500 часов) как подтверждение первичной медицинской специализации;
- сертификат специалиста;
- документы о повышении квалификации специалиста (каждые пять лет).

Личность («эго») врача опустошается за счёт необходимости соответствовать своей роли и вступать в эмоциональный контакт.

1. Каковы соматические предпосылки выгорания?

1) Депрессия;
2) Нарушение циркадных ритмов;+
3) Усталость;+
4) Низкая самооценка;
5) Возраст.+

2. В чём принципиальная важность отличия представления о болезни у пациента по сравнению с таковым у врача?

1) Разная степень медицинской грамотности;
2) Переживание места болезни в жизни и её влияния на жизнь;+
3) Отсутствие возможности повлиять на процесс.

3. Что значит «контекстуализация» процесса коммуникации?

1) Наделение высказываний не соответствующими им значениями;
2) Наличие подразумеваемых данных соответственно принятому в группе/обществе;+
3) Приобретение коммуникацией общественного статуса.

4. В чём состоит «ответный ход» врача, позволяющий разгореться конфликту с близкими пациента?

1) Отсутствие желания помочь и войти в положение;
2) Формальные ответы;
3) Отражение, «отзеркаливание» негативного настроя.+

5. Зачем врачу эмпатия?

1) Для подавления конфликта;
2) Для понимания не высказываемых эмоций и отношений;+
3) Для более глубокого переживания и сострадания.

6. В какой степени врач должен то, что он «должен» делать и каким «должен» быть?

1) Как он хочет;
2) В той мере, в какой это способствует лечебному процессу;+
3) Как того хотят пациент и его близкие.

7. Почему развивается циркадный компонент выгорания?

1) Частая необходимость бодрствовать в ночное время и спать – в дневное;+
2) Нехватка света;
3) Сдвиг «внутренних часов» подобно смене часового пояса.

8. Чем понятие истощения эго отличается от депрессии?

1) Истощение эго хуже депрессии;
2) Депрессия – термин клинический, истощение – психосоциальный;+
3) Истощение эго легче депрессии.

9. В чём смысл фразы «мысль изречённая есть ложь»?

1) Все люди лживы по натуре;
2) Услышанное не есть в полной мере то, что предполагалось в высказывании;+
3) Понятое адресатом не соответствует сказанному.

10. Всегда ли выгорание – результат многолетней работы?

1) Зависит от пола;
2) Нет;+
3) Да.

11. Какие уровни можно выделить у профессионального выгорания?

1) Психологический;+
2) Морфологический;
3) Социокультурный;+
4) Соматический;+
5) Динамический.

12. Что такое коммуникативные презумпции?

1) Условия общения;
2) Юридические аспекты отношений врач-пациент;
3) Знание и установки, заранее приписываемые ситуации.+

13. Каковы социокультурные предпосылки выгорания?

1) Нарушение социальной самоидентификации;+
2) Низкая зарплата;
3) Несоответствие желаний и возможностей;+
4) Стрессы на работе.

14. В чём состоит «отказ» врача соответствовать принятым рамкам?

1) Нежелание работать;
2) Отказ от принципов доказательной медицины;
3) Неспособность играть социальную роль врача.+

15. Что такое социальная идентичность?

1) Уровень потребления;
2) Положение в табели о рангах;
3) Осознание своего соответствия принятым в обществе атрибутам;+
4) Профессия, должность, образование.

16. В чём особенность восприятия клиники, больницы близкими пациента?

1) Место силы;
2) Учреждение для отдыха и возможности обо всём забыть;
3) Среда со множеством запретов и покрытая тайнами.+

17. Каковы психологические предпосылки выгорания?

1) Истощение эго;+
2) Депрессия;+
3) Детренированность.

18. Почему коммуникативный конфликт разгорается?

1) Нежелание сторон успокоиться;
2) Стороны конфликта плохо воспитаны;
3) Тема конфликта требует его усиления.
4) Путём «отзеркаливания» стороны подхватывают посылы друг друга.+

19. В чём состоит рефлексивность врача во время коммуникации?

1) Соответствие сказанного реальному положению дел;
2) Обдумывание каждого слова;
3) Умение отследить смысл собственных высказываний.+

20. Каков оптимальный путь предотвращения конфликта близких пациента и врача?

1) Врач отправляет в администрацию;
2) Врач сдерживается;
3) Врач работает над своей социальной идентичностью.+

21. Достаточно ли съездить на курорт в случае истощения эго?

1) Зависит от времени года;
2) Нет;+
3) Да.

22. В чём состоит понятие «ты ж врач» с точки зрения психосоциальных аспектов работы?

1) Фигура врача как часть медицины с её местом в социуме;+
2) Юридическая категория;
3) Отказ от каких-либо обязательств;
4) Обязанность всегда и везде быть врачом.

23. Что такое рефлексивность и рефлексия?

1) Вязкость, погружённость в самокопание;
2) Способность осмыслять свои мысли и действия;+
3) Умение отражать посылы других людей.

24. Что такое «истощение эго»?

1) Закончились деньги;
2) Наступившая неспособность к эмоциональному усилию;+
3) Усталость от длительных перегрузок.

25. За счёт чего опустошается личность («эго») врача?

1) Необходимость соответствовать своей роли, вступать в эмоциональный контакт;+
2) Высокие нагрузки;
3) Нахождение в перманентно агрессивной среде;
4) Отсутствие перспектив в профессиональной жизни.

26. Должен ли врач соответствовать принятым для его профессии критериям?

1) Это зависит от его возможностей;
2) Это зависит от его желания;
3) Должен;+
4) Нет.

27. Что такое нарратив?

1) Последовательное изложение какой-либо истории;+
2) Информирование и информированное согласие;
3) Разъяснение аспектов лечения врачом пациенту;
4) Описание анамнеза.

28. Что на самом деле должны услышать пациенты и их близкие от врача?

1) Повод для надежды;
2) Правду;
3) То, что необходимо им в их уникальной ситуации;+
4) То, что обычно говорят при разговоре с врачом.

29. В чём состоит «обмен смыслами»?

1) Это определённые коммуникативные ходы;
2) Обман участниками коммуникации друг друга;
3) Реальный результат коммуникации: то, что понято.+

30. Зачем при выгорании рекомендуется заниматься йогой, цигун и другими физическими практиками?

1) Отказ от достижений традиционной медицины и погружение в эзотерику;
2) Возможность улучшить состояние на соматическом уровне;+
3) Накопление энергии.

Уважаемые пользователи!

Читайте также: