Должности в таможенных органах которые могут занимать граждане на конкурсной основе

Опубликовано: 16.05.2024

обеспечить выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Поступление на службу является добровольным и оформляется на условиях контракта, который может заключаться на срок

Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен испытательный срок до 6 месяцев.

Срочный трудовой договор заключается с государственным служащим в таможенных органах только в случаях, строго оговоренных Трудовым кодексом РФ[1]. Во всех остальных случаях трудовой договор заключается без указания срока его окончания.

В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные (факультативные) условия службысотрудника.

Стороны могут оговорить в контракте любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству РФ.

При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих службе в таможенных органах, гражданин в течение месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу информируется об этом в письменной форме.

Не принимаются на службу лица

Обязательным условием назначения на должность является принятие присяги (не позднее 2-х месяцев со дня присвоения ему первого специального звания) (ст. 19 Закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ):

«Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника тамож. органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности». Порядок принятия присяги определяется руководителем ФТС РФ.

Сотрудники и госслужащие таможенных органов ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах.

Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется посредством приказа начальника соответствующего таможенного органа.

Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой является объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ. Профессиональное образование, в т.ч. повышение квалификации кадров, считается насущной необходимостью для достижения как общегосударственных, так и локальных задач.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в 4 года.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может принять решение о:

При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательныйхарактер. В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать его у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде.

Аттестация должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников, определению уровня их профессиональной подготовки.

Меры по государственной защите должностных лиц таможенных органов установлены ФЗ от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", в котором прямо говорится о государственной защите работников таможенных органов и их близких.

Для обеспечения защиты их жизни и здоровья, сохранности имущества могут применяться (с учетом конкретных обстоятельств) следующие меры безопасности:

Кроме того, могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном ФЗ от 12.08.1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности"Необходимо отметить, что п. 12 ст. 2 этого Закона предусматривает, что государственной защите подлежат и работники таможенных органов.

Что касается порядка подчинения должностного лица таможенных органов РФ непосредственному и прямым начальникам, то он определен в ст. 419 ТК. В ней предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган (вышестоящее должностное лицо таможенного органа) в любое время в порядке контроля за соблюдением законности может отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа (нижестоящего должностного лица таможенного органа), а также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц.

II.

В связи с переводом в 2002 г. сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы[2] различают три категории должностных лиц:

Сотрудники тамож. органов, т.е. люди «в погонах», входят в правоохранительный блок системы тамож. органов, к которому относятся структурные подразделения, занимающиеся ОРД, дознанием, тамож. расследованиями, звенья силового обеспечения. Статус госслужащих в тамож. системе определяется Федеральным законом №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»
Госслужащие тамож. органов осуществляют свою деятельность в области тамож. оформления и тамож. контроля, занимаются статистикой и анализом, производят валютный контроль и контроль тамож. стоимости, выполняют другие функции, не носящие правоохранительного характера. Статус госслужащих в тамож. системе определяется ФЗ «Об государственной гражданской службе РФ».
Работники бюджетной сферы: младшие инспекторы, водители, вспомогательный персонал. Все они непосредственно не выполняют функций, связанных с осуществлением тамож. деятельности, а лишь помогают в их реализации.

В словаре русского языка под служащим понимается «лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания»[3].

ГОССЛУЖАЩИЕ – это социальная группа, состоящая из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи учрежденных и действующих госорганов и организаций[4].

В административном праве должность понимается как организационное звено, связывающее определенную структуру с физическим лицом - служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия.

Для таможенной службы характерно сочетание должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей правоохранительной службы. Они внесены в реестры должностей государственной службы.

Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе,а также условия проведения конкурса определяются руководителем ФТС России.

Согласно ст. 3 Закона о службе в таможенных органах РФ, должностными лицами в таможенных органах признаются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Федеральным государственным служащим таможенных органов присваиваются классные чины, а вместо звания они получают КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ в соответствии с теми должностями, на которых состоят.

Должностное лицо в тамож. практике - это лицо
- либо осуществляющее контрольные, распорядительные или процессуальные функции на гос. и тамож. границе РФ,
- либо связанное с выполнением организационно-распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей, сопряженных с международными пассажирскими и грузовыми перевозками, а также почтовым обменом;
- либо уполномоченное на перемещение через границу товаров, не подлежащих тамож. контролю;
- либо пользующееся в установленном порядке тамож. льготами, за исключением иностранных граждан, обладающих иммунитетом от уголовной, гражданской, административной юрисдикции в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями[5].

Служащий таможенного органа обладает ПРАВОМОЧИЯМИна:

Законные требования сотрудников таможенных органов обязательны для исполнения всеми лицами. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Учитывая правоохранительный характер деятельности таможенных органов, их сотрудники после прохождения соответствующей подготовки вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие только в случаях, когда ненасильственные не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном ст. 26 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ.

Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия - предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов ОБЯЗАНЫ:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.

При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Глава II. Поступление на службу в таможенные органы (статьи 6 - 11)

Статья 6. Условия поступления на службу в таможенные органы

1. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

2. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее - контракт).

3. Гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 268-ФЗ.

4) документы об образовании и о квалификации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) данные о месте рождения, местах работы (обучения) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

4. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. При поступлении граждан на службу в таможенные органы сведения и документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Статья 7. Ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении

1. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока (пункт дополнен с 10 августа 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ.

2. Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ.

Статья 7_1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в таможенных органах

На сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ)
____________________________________________________________________
Сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено статьей 7_1 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ), впервые подаются в первом квартале 2010 года - статья 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ.
____________________________________________________________________

Статья 8. Предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Граждане при поступлении на службу в таможенный орган, а также сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. Сотрудники таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют начальнику таможенного органа сведения о расходах в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ.

2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами и сотрудниками в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 231-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 28 июля 2008 года Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ.

Статья 9. Испытание при приеме на службу в таможенные органы

1. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его квалификации и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

2. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.

3. Для выпускников образовательных организаций Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

4. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в таможенные органы, врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения (далее - врачебная комиссия), возмещаются Федеральной таможенной службой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.

Статья 10. Контракт о службе в таможенных органах

1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.

3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы (пункт в редакции, введенной в действие с 28 июля 2008 года Федеральным законом от 26 июня 2008 года N 103-ФЗ.

4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ

Статья 11. Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе

Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяются руководителем Федеральной таможенной службы (статья в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе (Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»).

Условия прохождения службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Для участия в конкурсе необходимо представить:

личное заявление; заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р (2 экз.); фотографии 3х4 (2шт.); копию паспорта (2 экз.); копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность; копии документов об образовании и о квалификации (2 экз.); копию военного билета (2 экз.); заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей (форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»); сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (форма справки утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р).

Дополнительно могут быть представлены: автобиография (2 экз.); выписки из домовой книги и финансового лицевого счета; копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания; копии ИНН и копию документа подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; копии свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении детей.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, в течение 21 календарного дня со дня объявления о приеме документов для участия в конкурсе на официальном сайте ФТС России лично представляет вышеперечисленные документы (подлинники документов в обязательном порядке иметь при себе) в Управление государственной службы и кадров ФТС России (Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5) с 10 до 12 часов и с 14 до 16 часов или в электронном виде с использованием ФГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 16, ст. 2359) и приказом ФТС России от 9 августа 2018 г. № 1264 «Об утверждении Методики проведения конкурсов на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации, а также порядка и сроков работы конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 04.10.2018, регистрационный № 52335) кандидаты, претендующие на замещение вакантной должности в центральном аппарате ФТС России, в обязательном порядке проходят тестирование на знание государственного языка Российской Федерации (русского языка), основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, знания и умения в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также знания и умения в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности, установленными должностным регламентом. О дате, времени и месте проведения тестирования кандидаты будут проинформированы при приеме документов на конкурс.

Заявки на пропуска принимаются за день до даты посещения Управления государственной службы и кадров по телефонам: (499) 449 76 62 Макарова Елена Анатольевна (MakarovaEA@са.customs.ru); (499) 449 71 74, Шутова Татьяна Владимировна (ShutovaTV@са.customs.ru) (секретари конкурсной комиссии).

Информация о вакантных должностях федеральной государственной гражданской службы, на замещение которых объявляется конкурс в центральном аппарате ФТС России, размещается на официальном сайте ФТС России.

Примечание: денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата ФТС России в зависимости от занимаемой должности, стажа государственной службы и классного чина составляет от 20 539 до 37 737 рублей.

Обращаем внимание на ограничения, установленные статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ):

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Должности в таможенных органах замещаются путем заключе­ния индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.

Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при заключении на которые контракт заключается вышестоящими тамо­женными органами, определяется руководителем ФТС России.

Порядок заключения контракта и его типовая форма устанав­ливаются Министром экономического развития и торговли РФ 1 .

Существенными условиями контракта, по которым начальник таможенного органа и гражданин должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте, являются:

- должность, которая определяется служебными функциями со­трудника согласно должности по штатному расписанию таможен­ного органа и соответствующей должностной инструкцией;

- место службы - таможенный орган (с указанием структурного
подразделения), штатным расписанием которого предусмот­рена соответствующая должность.

В контракте могут предусматриваться иные условия службы, конкретизирующие взаимные права и обязанности сторон, кото­рые не должны ухудшать положения сотрудника по сравнению с . законодательством о службе в таможенных органах.

В контракте предусматривается ответственность сторон за не­выполнение взятых на себя обязательств.

Контракт заключается на срок от 1 года до 10 лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Он по соглашению сторон может быть заключен на новый срок до истечения срока его действия.

В случаях, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ, с гражданским служащим таможенного органа может быть заключен срочный трудовой договор. Отсутствие установленных Трудовым кодексом РФ оснований для заключения срочного тру­дового договора позволяет признать такой договор заключенным на неопределенный срок.

Заключение контракта о службе в таможенных органах с граж­данским служащим трудового договора является юридическим основанием для издания приказа о назначении на должность. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта в течение одного месяца присваивается первое специальное звание и личный номер.

Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удос­товерения и жетоны, образцы которых установлены ФТС России. В настоящее время порядок выдачи этих документов, олицетворя­ющих полномочия сотрудников таможенных органов, регламенти­руется приказом ГТК России от 14.08.1997 № 492 "О служебном удостоверении и жетоне сотрудника таможенных органов".

Прохождение службы в таможенных органах отражается в лич­ном деле сотрудника таможенного органа. Личное дело сотрудника таможенного органа ведется кадровой службой таможенного орга­на и при переводе указанного сотрудника направляется по новому месту службы.

Сбор и внесение в личное дело сотрудника таможенного орга­на сведений о его политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Порядок ведения личных дел сотрудников таможенных орга­нов регламентируется приказом ГТК России от 13.10.1997 № 601 "Об утверждении Инструкции о порядке составления, ведения, учета и хранения личных дел сотрудников таможенных органов Российской Федерации".

Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе предусматривается для создания условий равного доступа граждан к службе в таможенных органах и профессионального отбора претендентов. Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяет руководитель ФТС в соответствии с законодательством РФ.

Данные основания в настоящее время регламентированы при­казом ГТК России от 28.11.1997 № 707 "О порядке и условиях проведения конкурса на замещение должностей в таможенных органах Российской Федерации, занимаемых на конкурсной ос­нове" (в ред. от 16.07.2002). В перечень таких должностей вклю­чены должности главного инспектора (главного специалиста) и должностей профессорско-преподавательского состава научных и образовательных учреждений системы ФТС России.

Общие правила проведения конкурса установлены в Указе Пре­зидента РФ от 29.04.1996 № 604 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы".

Назначение на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа в порядке, предусмотрен­ном законодательством о службе в таможенных органах. Приказ о назначении на должность объявляется сотруднику под расписку. В нем указывается должность в таможенном органе, на которую принят сотрудник, а также дата начала исполнения обязанностей по этой должности.

Руководитель ФТС России назначается на должность и осво­бождается от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Министром экономического развития и торговли РФ по представлению руководителя ФТС России.

Начальники РТУ и таможен назначаются на должность и осво­бождаются от должности также Министром экономического разви­тия и торговли РФ по представлению руководителя ФТС России.

На сотрудника таможенного органа с его согласия на срок до трех месяцев может быть возложено исполнение обязанностей по должности, назначение на которую производится приказом Ми­нистра экономического развития и торговли РФ или начальника вышестоящего таможенного органа в соответствии с установлен­ными полномочиями.

Служебная аттестация производится для определения слу­жебного соответствия сотрудника таможенного органа предъявляемым требованиям не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотрудника может быть проведена по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа.

Сотрудники таможенных органов аттестуются при представле­нии к государственной награде РФ, при представлении к назначе­нию на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоя­щую должность или в другую службу (подразделение) таможенных органов, а также при увольнении по служебному несоответствию, за грубое нарушение либо систематическое нарушение дисцип­лины, а также за совершение проступков, несовместимых с тре­бованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника таможенных органах.

Приказом ГТК России от 29.10.2003 № 1215 утверждено По­ложение о порядке проведения аттестации сотрудников таможен­ных органов Российской Федерации, которое вступило в силу с 31 января 2004 г.

Перемещение по службе

Перемещение сотрудника таможенных органов производится:

- на высшую должность - в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника таможенных органов;

- на равнозначную должность - с согласия сотрудника для более целесообразного его использования с учетом деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным, обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

- на другую должность в том же таможенном органе, в другой тамо­женный орган в той же местности или на службу в другую мест­ность (перевод по службе) - по инициативе Министра экономического развития и торговли РФ или начальника таможенного органа с согласия сотрудника, если иное не оговорено в контракте;

- на нижестоящую должность: при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника; по состоянию здоровья - в соответствии
с медицинским заключением; по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке - с согласия сотрудника;

- при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окон­чания учебы;

- при привлечении сотрудников таможенных органов к выпол­нению специальных заданий;

- в порядке прикомандирования к органам государственной влас­ти РФ и организациям.

Порядок перемещения по службе в настоящее время регла­ментируется приказом ГТК России от 20.09.1999 № 630 "Об ут­верждении Инструкции о порядке назначения на должность, осво­бождения от должности, зачисления в распоряжение начальника таможенного органа, увольнения сотрудников таможенных органов Российской Федерации".

Перемещение по службе всегда оформляется приказом началь­ника соответствующего таможенного органа с указанием основа­ния перемещения.

Во всех случаях перемещения сотрудника по службе ему обес­печивается работа по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости его использования на должности по новой для него специальнос­ти перемещению должна предшествовать его профессиональная переподготовка.

При проведении организационно-штатных мероприятий (лик­видация таможенного органа, сокращение численности или штата его сотрудников) сотрудник может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением с его согласия в распоряжение началь­ника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением должностного довольствия. До истечения указанного срока реша­ется вопрос о трудоустройстве данного сотрудника.

Перемещение сотрудника на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией таможенного органа, допускается только с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом. Переезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к но­вому месту службы осуществляется за счет средств ФТС России.

Сотрудник имеет право бронировать на время службы в другой местности занимаемое им жилое помещение в домах государствен­ного и муниципального жилищных фондов в соответствии с зако­нодательством РФ. При этом по новому месту службы сотруднику таможенных органов и членам его семьи предоставляется служеб­ное жилое помещение либо выплачивается денежная компенсация расходов на наем жилого помещения.

Порядок привлечения сотрудников таможенных органов к вы­полнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере тамо­женного дела, а также особенности выполнения указанных специ­альных заданий сотрудниками таможенных органов определяются руководителем ФТС.

Прикомандирование сотрудников таможенных органов для
исполнения должностных обязанностей к органам государствен­ной власти РФ и организациям независимо от форм собственности
может быть произведено с их согласия руководителем ФТС России.
Порядок и условия прикомандирования сотрудников, а также осо­бенности прохождения службы прикомандированных сотрудников
определяются Президентом РФ. ,

Сотрудник таможенных органов, допустивший нарушение должностных обязанностей, может быть временно, не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного довольствия. Решение об отстранении от исполнения должностных обязанностей принимает начальник таможенного органа, назначивший указанного сотрудника на долж­ность, или начальник вышестоящего таможенного органа.

Староверова Ксения Олеговна, доцент кафедры таможенного дела ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)", кандидат педагогических наук.

Автор характеризует правовые основания отбора и найма персонала, профессиональные и квалификационные требования к сотрудникам таможенной службы, процедуру оценки качеств работников с помощью конкурса на замещение вакантной должности, психологических и иных обследований.

Ключевые слова: отбор персонала, профессиональные и квалификационные требования к персоналу, проведение конкурса, психологическое обследование, наем персонала.

Selection and hiring of personnel for the customs agencies of the RF

Staroverova Kseniya Olegovna, assistant professor of the Chair of Customs Affairs of the State Educational Establishment of Higher Professional Education "Russian State Trade and Economics University (Plekhanov Russian University of Economics)", candidate of pedagogical sciences.

The author determines the legal foundation of staff selection and recruitment, professional and skill requirements for customs officers, the assessment procedure of skills and qualification of employees by participation in a contest, psychosocial investigations in customs agencies, etc.

Key words: staff selection, professional and skill requirements, the procedure of the contest for the vacant position, psychosocial investigation, staff recruitment.

Процедура набора и отбора претендентов на должности в таможенных органах есть необходимая часть формирования кадрового состава таможенной службы.

Условием успешности данного процесса является анализ содержания работы, т.е. выяснение планируемых к выполнению задач и характеристик труда. На этой основе составляется должностная инструкция (должностной регламент), в которой излагаются основные функции, требуемые навыки, ответственность и полномочия исполнителя. Следующим этапом работы является составление требований к будущему исполнителю по уровню квалификации, опыту работы и личным качествам. Отметим, что в профессии таможенного служащего есть элементы психологического содержания (субъективное восприятие норм профессионального поведения); социального содержания (соблюдение правил иерархической подчиненности, законопослушание, корпоративность); культурно-этического содержания (верность государственным идеалам, "кодекс чести"). Это отражается на характере труда, общем состоянии кадрового потенциала, процессах отбора на таможенную службу и отсева тех, кто не соответствует требованиям.

Процедуры отбора кандидатов на службу разнятся в зависимости от того, какая должность подлежит замещению - сотрудника таможенного органа или федерального государственного гражданского служащего <1>.

<1> Подробнее об особенностях прохождения службы различными категориями работников см.: Трунина Е.В. Сравнительный анализ прохождения службы отдельными категориями должностных лиц таможенных органов // Таможенное дело. 2009. N 2.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" устанавливает, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие русским языком и соответствующие квалификационным требованиям <2>. Также Закон содержит запреты и ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. Так, гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • утраты руководством доверия к нему в случаях несоблюдения ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных законодательством РФ в целях противодействия коррупции <3>.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Для категорий "руководители", "помощники", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательным требованием является наличие высшего профессионального образования; для категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей таким требованием является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 <4> (таблица 1).

<4> Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" [Электронный ресурс]. Федеральный портал управленческих кадров. URL: http://rezerv.gov.ru (дата обращения: 01.12.2013).

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

6 лет государственной службы или 7 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

4 года государственной службы или 5 лет работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

2 года государственной службы или 4 года работы по специальности

без предъявления требований к стажу

без предъявления требований к стажу

без предъявления требований к стажу

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются следующие квалификационные требования для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее одного года стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа работы по специальности <5>.

<5> Указ Президента РФ от 15 ноября 2013 г. N 848 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих". СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2013).

Требования к профессиональным знаниям и навыкам служащих таможенных органов устанавливаются приказами ФТС России.

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то возрастной уровень поступления на службу (18 лет) для них устанавливается ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" <6>, а квалификационные требования сформулированы в Приказе ФТС N 1025 от 4 июня 2009 г. "Об утверждении Перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы РФ за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований" <7>.

<6> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2013).
<7> Приказ ФТС России от 4 июня 2009 г. N 1025 "Об утверждении Перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы РФ за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований" [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2013).

К числу особенностей условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует отнести учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленным Правительством РФ требованиям к состоянию здоровья, позволяющим выполнять функции, возложенные на таможенные органы.

Следующим этапом технологии найма персонала в таможенные органы является собственно поиск кандидатов, удовлетворяющих установленным требованиям. При этом необходимо учитывать, что существует два основных вида источников найма: внутренний (из сотрудников таможенного органа) и внешний (из людей, в нем не работающих). На практике кадровая служба таможенных органов использует оба названных источника, поскольку поиск кандидатов для замещения вакантных должностей федеральных государственных гражданских служащих, к коим относится большая часть персонала таможенной службы, осуществляется на основе конкурса, документы на который может подать как сотрудник таможенного органа, так и человек, не имеющий отношения к таможне.

Этап отбора кадров предполагает процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов с целью установления их пригодности для выполнения будущих обязанностей и выдвижения наиболее подходящих на соответствующую работу.

Принципами отбора кадров являются:

  • ориентация на сильные стороны претендента, поиск наиболее подходящих лиц;
  • обеспечение соответствия их индивидуальных качеств (образования, стажа, квалификации, опыта, здоровья, психологического состояния) требованиям должности;
  • выбор лучших специалистов из тех, кто соответствует этим требованиям (но не более высокой квалификации, чем необходимо).

Отбор кандидатов в государственной службе осуществляется при проведении конкурса, под которым понимается особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Такое решение является юридическим основанием для назначения на соответствующую должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Решение комиссии обязательно для государственного органа и его руководителя. Подбор кадров на конкурсной основе позволяет обеспечить штатный состав государственной службы высокопрофессиональными специалистами.

Проведение конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в таможенных органах регламентируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ", Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" <8>, Приказом ФТС от 8 сентября 2006 г. N 858 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ" <9>, нормативными документами таможенных органов.

<8> СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.12.2013).
<9> Там же.

Основными целями проведения конкурса являются:

  • обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе;
  • обеспечение права государственных гражданских служащих таможенных органов на должностной рост на конкурсной основе;
  • формирование кадрового резерва таможенного органа для замещения должностей гражданской службы;
  • отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава;
  • совершенствование работы по подбору и расстановке кадров <10>.

Конкурс в таможенном органе объявляется по решению начальника таможенного органа либо его заместителя, являющегося председателем конкурсной комиссии, о чем издается соответствующее распоряжение таможенного органа.

В отдельных случаях конкурс не проводится или может не проводиться (при назначении на должности категорий "руководители" и "помощники", при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должности группы младших должностей и др.).

Что касается претендентов на должности сотрудников таможенных органов, то в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах РФ" поступление на службу осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах и не предусматривает конкурса.

Отметим, что кандидаты на службу проходят обязательное психологическое тестирование, организуются обследования с использованием компьютерного полиграфа на предмет наличия "факторов риска". Кроме того, перед поступлением на службу на должность сотрудника таможенного органа необходимо пройти медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии и получить заключение о годности к таможенной службе.

Психологическое обследование кандидата на службу является обязательным и проводится до медицинского освидетельствования по направлению отдела кадров с указанием предполагаемой должности. Основными задачами психологического обследования являются:

  • определение профессиональной пригодности к определенным видам деятельности кандидатов на службу в таможенные органы;
  • изучение деловых и личных качеств;
  • выявление уровня профессиональной адаптации стажеров по результатам прохождения испытания;
  • выявление лиц, относящихся к "группе риска" по тем или иным показателям;
  • определение индивидуально-психологических особенностей.

Психологическое обследование осуществляет психолог таможенного органа. При профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в таможенный орган уделяется внимание таким характеристикам, как:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • морально-этические принципы (предрасположенность к снижению морально-нравственного контроля);
  • характеристики психических процессов (память, внимание, мышление, особенности восприятия);
  • адаптивные возможности личности в целом;
  • мотивация поступления на службу.

По результатам обследования и собеседования составляется психологическое заключение <11>.

<11> Подробнее см.: Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. N 2.

С целью получения дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, при поступлении на службу может проводиться психофизиологическое исследование с использованием полиграфа (ОИП), основными задачами которого является получение информации по следующим темам:

  • выявление отрицательных мотивов при поступлении на службу в таможенные органы, назначениях на должность;
  • выявление расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ;
  • уточнение анкетных данных;
  • выявление возможных внеслужебных деловых (личных) связей с криминальными элементами;
  • выявление наличия вредных наклонностей и некоторых особенностей поведения (злоупотребление алкоголем; употребление наркотических и психотропных средств в немедицинских целях; систематическое участие в азартных играх и т.п.);
  • выявление противопоказаний к службе медицинского характера;
  • выявление фактов, препятствующих продолжению службы в таможенных органах (коррупция, злоупотребление служебным положением).

Процедура отбора персонала заканчивается заключением контракта о службе в таможенных органах (служебного контракта - для федеральных государственных гражданских служащих) - юридически оформленного договора между представителем нанимателя и гражданином о прохождении службы.

Порядок заключения служебного контракта регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ"; контракта о службе в таможенных органах - Федеральным законом "О службе в таможенных органах РФ" и Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" <12>.

Читайте также: