Джокер что это профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Джокер — один из самых загадочных персонажей массовой культуры. История происхождения его была неясна вплоть до выхода фильма Тодда Филлипса, да и в нем все не так однозначно. Татьяна Шорохова — об эволюции антигероя (или суперзлодея, тут уж как посмотреть) в комиксах, откуда он родом. Это статья из грядущего номера журнала «Искусство кино», посвященного и «Джокеру» в том числе, купите его в конце октября.

После премьеры «Джокера» на Венецианском кинофестивале Тодду Филлипсу пришлось оправдываться за собственные слова из интервью журналу Empire. Пресса растиражировала его заявление о непричастности фильма к комиксам:

Филлипс старался отделить своего Джокера от существующей киновселенной DC, но ему не удастся отделить его от комиксов.

Каждый поп-культурный феномен сопровождает множество поклонников, преданных персонажам фанатов, готовых положить голову в спорах о каноне, этой священной корове любого фан-сообщества. Официальный канон не подвергается сомнению, это единственно верный вариант развития событий или мифологии. Однако у комиксов с каноном специфические отношения: за всю его уже почти 100-летнюю историю фанаты вынуждены были сталкиваться с разными реинкарнациями героев и по-разному отвечать на спорные вопросы о том, сражался ли Капитан Америка с нацистами во время Второй мировой и прикончил ли Бэтмен Джокера в «Убийственной шутке».

Джокер после своего появления в комиксах весной 1940-го долго обходился без истории становления, обычно присущей всем героям и злодеям. Его канон сводился к внешности: зеленые волосы, фиолетовый костюм, демоническая улыбка на загримированном лице. Все это было запечатлено еще в самом первом появлении Джокера в золотом веке комиксов. Грант Моррисон, автор одной из лучших историй о Бэтмене и Джокере «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле», в своей книге о героях комиксов «Супербоги» пишет:

Комиксовый Джокер позаимствовал внешность у Гуинплена из «Человека, который смеется» Виктора Гюго, превращенного на потребу публике в вечно улыбающегося уродца. Трудно представить, что DC удалось избежать суда по авторским правам, ведь Джокер — копия Гуинплена Конрада Фейдта в экранизации, осуществленной немецким экспрессионистом Паулем Лени. Однако нельзя рассматривать историю персонажа в отрыве от Бэтмена; без Темного рыцаря Джокер тает в воздухе как улыбка Чеширского кота.

Бэтмен появился в комиксах издательства DC в 1939-м, через год после Супермена, став полной противоположностью всемогущего инопланетного пришельца с золотым сердцем. Брюс Уэйн, наследник многомиллионной империи, вырос глубоко травмированным человеком, став в нежном возрасте свидетелем смерти родителей от руки гангстера. Супермен — символ надежды Америки и ее светлого будущего, Бэтмен — его оборотная сторона, рожденная трешевой эстетикой дешевых бульварных романов. Супермен всегда на виду, Бэтмен действует в ночи, в темных закоулках Готэм-сити; вампир-герой, Дракула на службе американского народа. Человек из стали сражается с политиками и глобальной несправедливостью, детектив ведет рукопашную борьбу с бандитами, до которых не добирается коррумпированная полиция.

Джокер встречает читателя страшной улыбкой, а через несколько страниц она оборачивается голосом из радио, который наглым образом прерывает передачу угрозой убить миллионера и украсть его бриллиант. Слушатели не принимают ее за чистую монету, в 1938 году они пережили радиопостановку «Война миров» Орсона Уэллса:

Обыватель не подозревает, что на свет рождается один из величайших преступников мировой поп-культуры. Джокер проводит большую часть своего дебюта с кислым лицом, пока планирует убийства, но приходит в восторг, когда ему удается осуществить планы и оставить полиции обещанный труп, обезображенный неестественной улыбкой.

Героя делает злодей, и уже в первом столкновении с Джокером Бэтмен, выбираясь из ледяной реки, признается: «Наконец-то я встретил врага, способного дать мне достойный отпор». Джокер был идеальным европейским противовесом американской решительности. Бэтмен прыгал по крышам небоскребов, Джокер отпускал остроты и колкости на дне Готэма. Бэтмен со своим умением мыслить как преступник был крутым, но холодный и расчетливый убийца Джокер еще круче.

В середине 1950-х психиатр Фредрик Вертхэм опубликовал труд под названием «Соблазнение невинных: Влияние комиксов на современную молодежь», в котором заявил, что книжки с картинками наносят непоправимый вред юному поколению.

— говорил Вертхэм на слушании сената США по подростковой преступности, ошибочно считая, будто изображение насилия склоняет детей на сторону криминала. «Соблазнение невинных» встревожило американских родителей, и в попытке успокоить их правительство приняло «Кодекс комиксов», запрещавший издавать комиксы о нечисти вроде вампиров и зомби, изображать секс или извращения, а также чрезмерное насилие.

Комиксовый кодекс прожил дольше киношного кодекса Хейса и нанес существенный удар по Джокеру. Уже не расчетливый и мрачный гений преступного мира, но трикстер, сошедший с игральной карты, — таким сделали Джокера новые комиксы, таким его сыграл Цезарь Ромеро в сериале «Бэтмен» (1966–1968). Клоун, с истеричным смехом грабящий банки и рассекающий по Готэму на дурацком Джокермобиле, стер образ человека с жуткой улыбкой Гуинплена. Когда в 1964-м DC пытались воскресить комиксы о Бэтмене, новый главред настолько ненавидел Джокера, что практически вывел его из игры и со страниц.

Воскресили Джокера уже в начале 1970-х, в серебряный век комиксов. Новая эра требовала новых идей, и вместо клоуна появился импульсивный убийца с психическими отклонениями. Многие считают Джокера социопатом, но его одержимость Бэтменом рушит это предположение, — социопаты не очень-то способны на планирование и длительную фокусировку. Поведение социопата аффективно, Джокер же зачастую действует по продуманному алгоритму. Диагноз поставить трудно: продумывая персонажа, авторы не вооружались международной классификацией болезней. В 1975-м Джокеру выделили собственную серию комиксов, но отсутствие Бэтмена и регулярный арест протагониста в финале каждого выпуска оттолкнули читателей. Тогда героя вернули в компанию летучей мыши.

Середина 1980-х ознаменовала начало «мрачного века» комиксов. В 1986-м были опубликованы сразу два издания DC, которым предстояло стать культовыми: «Хранители» Алана Мура и «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера, деконструкция супергеройского жанра, с одной стороны, и постаревший Бэтмен — с другой. Злодеям в это время было трудно: им приходилось изо всех сил гнаться за героями, ставшими иллюстрацией к выражению «не все так однозначно». Джокер стал настоящим садистом, выбившим мозги помощнику Бэтмена Робину и прострелившему позвоночник дочери комиссара Гордона Барбаре (затем Джокер раздел истекающую кровью женщину и сделал несколько снимков). Последние события описаны в комиксе Мура «Убийственная шутка» (1988), который по праву считается одним из лучших в жанре.

Джокер Алана Мура — трагический герой. Он уходит с химзавода, ищет карьеры в стендапе, но шутки не клеятся, а кормить семью надо. Он соглашается на предложение бандитов ограбить свое бывшее место работы, проникает на завод, но видит Бэтмена и падает в чан с химикатами, откуда выбирается уже преобразившимся безумцем. Мур обработал историю возникновения Джокера, опубликованную еще в 1951 году, добавив ей глубины. В финале Джокер и Бэтмен вдвоем смеются над анекдотом про двух сумасшедших, сбегающих из психбольницы. Грант Моррисон считает, что после этого Бэтмен убивает Джокера (фанаты не согласны). Художник «Шутки» Брайан Болланд в послесловии к изданию пишет:

Поймав Джокера, Бэтмен исправно сдает его в лечебницу Аркхэм, обитель многих врагов альтер эго Брюса Уэйна, обладателей разнообразных психических заболеваний. Частично этот аспект влияет на общую атмосферу историй о Бэтмене: они несколько мрачнее историй Marvel, хотя в той вселенной тоже есть психиатрическая больница; впрочем, институт Рэйвенкрофта не так популярен в поп-культуре. В комиксе Моррисона «Лечебница Аркхэм. Дом скорби на скорбной земле» (1989) Джокер вызывает Бэтмена в место своего заключения, чтобы сыграть с ним в игру, а заодно доказать, что его заклятый враг точно так же безумен, как и он. Джокер Моррисона обладает «суперразумностью», усиленным восприятием ощущений, что напрочь отключало его собственную личность, предоставляя разуму выбирать, кем ему удобнее быть в тот или иной момент.

«Бэтмен» Тима Бёртона, вышедший в конце 1980-х, повлиял на изображение Джокера в комиксах — налет безумия соскребли, нанесли слой шутовства и трикстерства. 90-е подарили комиксовому Джокеру подружку, Харли Квинн, ранее известную как врач-психиатр Харлин Квинзель. Новая и относительно романтическая жизнь превратила Джокера и Харли в Панча и Джуди комиксов, постепенно трансформировавшихся в прирожденных убийц. В новом веке Джокер временно обзавелся внешностью Хита Леджера («Джокер» Брайана Азарелло, 2008), а затем и вовсе остался без лица (серия «Смерть в семье» 2012–2013 годов), атаковав всех близких друзей Бэтмена и существенно ослабив его как героя.

В самом Бэтмене немало безумия: на фоне всемогущего Супермена с его лазерами из глаз и способностью сворачивать горы миллионер, переодетый в костюм летучей мыши, чтобы анонимно вершить добро, смотрится сумасшедшим. Джокер и Бэтмен меняются местами в недавно вышедшем на русском языке комиксе «Белый рыцарь» Шона Мерфи. Джокер в футболке с логотипом Бэтмена в драке орет:

Бэтмен все сильнее впечатывает кулаки в соперника, а затем запихивает ему в глотку горсть таблеток. Через пару страниц Джокер в камере составит судебный иск против Бэтмена, а в Готэме начнутся демонстрации в его защиту. Действия Бэтмена, записанные на видео, опубликуют в Сети, его подвергнут остракизму. Полиции ничего не останется, как арестовать Темного Рыцаря, пока новый, абсолютно здоровый и удивительно положительный Джокер уходит в политику.

Как Хоакин Феникс готовился к роли, во что его одевали и на кого из своих предшественников похож новый Джокер.

Главный враг Бэтмена

Джокер, придуманный Джерри Робинсоном, Бобом Кейном и Биллом Фингером, появился впервые на страницах комиксов в далеком 1940 году и с тех пор утвердился в статусе главного суперзлодея вселенной DC Comics. Существуют разные теории о прошлом героя: от гангстера до неудачливого комедианта. По канонической версии Алана Мура, человек, ставший Джокером, обрел свою специфическую внешность, после того как упал в чан с кислотой, испугавшись Бэтмена во время преследования при ограблении карточной фабрики. Основные приметы персонажа — бледная кожа, зеленые волосы, застывшая улыбка и фиолетовый костюм — со временем сложились в канонический образ, прочно вошедший в массовую культуру и не раз получавший воплощение на экране.

Эксцентричный шутник

Первым в кино и на телевидении Джокера воплотил Сесар Ромеро в 1966 году. В его интерпретации Джокер скорее не опасный преступник, а шутник и пакостник. Со светло-зелеными волосами, выбеленным лицом (хотя даже под толстым слоем грима просматривались усы Ромеро, которые актер почему-то отказывался сбрить), улыбкой, вычерченной ярко-красной помадой, и в малиновом костюме-тройке (художник по костюмам Пэт Барто) он больше всего походил на этакого опереточно-циркового злодея.

Гангстер-пижон

В фильме Тима Бёртона «Бэтмен» (1989) в роли Джокера блистал Джек Николсон. Актер позволил себе откровенное гримасничанье и клоунскую буффонаду, что соответствовало гротескной эстетике кинокомикса и смотрелось органично. Превратившийся из гангстера Джека Напье в клоуна — принца преступного мира, этот герой демонстрирует самый разнообразный среди всех экранных Джокеров гардероб (художник по костюмам Боб Рингвуд), сохраняя любовь к насыщенному фиолетовому цвету. Кстати, Джокер Николсона — единственный из киношных Джокеров, кто носит шляпу, отсылающую одновременно и к каноническому образу персонажа из комиксов, и к гангстерскому прошлому Напье. Николсон получил за эту роль очередную номинацию на «Золотой глобус».

Анархист

Хит Леджер в «Темном рыцаре» (2008) создал запоминающийся образ психопата-анархиста, чьи изощренно-филигранные преступления погрузили цивилизованное общество в хаос. Леджер на месяц закрылся в гостиничном номере, придумывая, каким должен быть его Джокер. Это уже не сказочный герой, выживший после падения в цистерну с кислотой. Застывший оскал заменяют два длинных шрама на щеках («улыбка Глазго»), растянутые от уголков рта практически до ушей. На его лице грим наложен нарочито небрежно, и в одной сцене он отсутствует вовсе. В итоге новое прочтение, казалось бы, уже избитого персонажа вызвало фурор среди зрителей и критиков (актер был удостоен посмертных премий «Золотой глобус» и «Оскар»), а костюм Джокера (художник по костюмам Линди Хемминг) — замшевое фиолетовое пальто, зеленый жилет, фиолетовые брюки в сиреневую полоску и темно-фиолетовые перчатки — стал активно тиражироваться косплеерами и любителями хеллоуинских вечеринок.

Психопат

В «Отряде самоубийц» (2016) Джаред Лето сыграл самого отталкивающего и физиологически неприятного из всех Джокеров. С татуировками, железными зубными протезами, зализанными зелеными волосами и в фиолетовом пальто из крокодиловой кожи на голое тело (художник по костюмам Кейт Хоули) он больше напоминает наркобарона, нежели главу преступного мира Готэм-Сити. Далеко не всех убедила такая трактовка образа, и актера даже номинировали на «Золотую малину».

От комикса к социальной драме

«Джокер» Тодда Филлипса — это фильм-сюрприз. Он снят совершенно в иной эстетике, нежели типичная кинопродукция вселенной DC. Это не старорежимный комикс с плоскими персонажами, а глубокая социально-психологическая драма, в которой Филлипс, опираясь на сюжет о Джокере из «Бэтмен: Убийственная шутка», убедительно демонстрирует трансформацию неудачливого клоуна и стендап-комика Артура Флека в антигероя, убийцу и главного вдохновителя беспорядков в Готэме. Огромный мрачный город, то враждебный, то равнодушный, сам становится полноправным действующим лицом и способен зародить даже в хорошем, по сути, человеке ненависть и агрессию. Филлипс не раз говорил, что, развернув действие своего фильма в 1981 году, вдохновлялся шедеврами американской новой волны и в особенности картинами Мартина Скорсезе (который на первых порах даже значился в качестве одного из продюсеров проекта). Так, рассказанная Скорсезе в «Таксисте» история хорошего парня Трэвиса Бикла (молодой Роберт Де Ниро), страдающего от вьетнамского синдрома, чья психика не выдерживает ежедневного соприкосновения с жестокостью и грязью Нью-Йорка 1970-х, очень созвучна истории превращения забитого Артура Флека в одиозного Джокера. А уж параллели и даже диалог с горько-смешным «Королем комедии», где все тот же Де Ниро играет неудачливого комика Руперта Папкина, похищающего главную звезду популярного комедийного шоу, чтобы попасть в эфир, и вовсе прозрачны. И то, что Тодд Филлипс пригласил постаревшего Де Ниро на роль Франклина Мюррея, телевизионной звезды и кумира Артура Флека, весьма символично.

Подготовка к роли

Роль в «Джокере» — явная заявка Хоакина Феникса на «Оскар» в грядущем наградном сезоне. Когда режиссер Тодд Филлипс вместе с соавтором Скоттом Сильвером приступили к работе над сценарием фильма, в главной роли оба видели исключительно Феникса и даже повесили его фотографию над компьютером, так сказать, для визуализации своих желаний. Хотя надежд заполучить актера в проект было немного, поскольку Феникс всегда избегал съемок в супергеройских блокбастерах и даже отказался от роли в «Докторе Стрэндже», посчитав, что продюсеры смогут ограничить его актерскую свободу. Однако сценарий «Джокера» настолько восхитил Феникса, что он без сомнений согласился и с большим воодушевлением отнесся к нестандартному взгляду Филлипса на комиксного злодея. В одном из интервью Феникс признался: «Это был вызов для меня как для актера. Сама история была призвана пошатнуть сложившееся мнение у публики в отношении Джокера. Я подумал, что это будет действительно сложно». Помимо упомянутых героев Де Ниро из фильмов Скорсезе, в процессе формирования образа актер также ориентировался на экранизацию романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» (1928), где Гуинплена, изуродованного в детстве, сыграл Конрад Фейдт, блиставший в шедеврах немецкого киноэкспрессионизма.

Для того чтобы войти в неустойчивое эмоционально-психологическое состояние героя, Феникс решился на экстремальное похудение и сбросил 23 с половиной килограмма. Актер шутил: «Вы реально становитесь плохим человеком, когда так резко худеете за короткий промежуток времени». Говорят, в какой-то момент он ел не больше одного яблока в день (хотя в нашем интервью Феникс настаивает: это байки режиссера, были еще салат и спаржа в уксусе). Главной актерской задачей для него стал поиск смеха Джокера. По сюжету картины Артур Флек страдает от неконтролируемых приступов смеха, которые настигают его в любых и часто совсем невеселых ситуациях. Герой даже носит с собой специальную карточку, чтобы сообщить людям о своем недуге. «Я смотрел видео людей, страдающих от патологического смеха или плача, — рассказывает Феникс. — В сценарии смех был описан как нечто болезненное. Я долго репетировал в одиночестве и потом попросил режиссера послушать мой смех, потому что должен был быть уверен, что смогу это сделать на площадке перед другими людьми. Мне не хотелось имитировать смех, мне хотелось его найти». В итоге многие критики и зрители заявили, что смех Джокера именно в исполнении Феникса самый пронзительный и запоминающийся.

Костюм для Джокера

В качестве художника по костюмам Тодд Филлипс пригласил дважды оскароносного Марка Бриджеса («Артист», «Призрачная нить»), который уже успешно поработал с Хоакином Фениксом на двух проектах Пола Томаса Андерсона — в «Мастере» и «Врожденном пороке».

Как должен выглядеть подавленный, психически нестабильный и затравленный обществом неудачник? Приступая к формированию гардероба Артура, Бриджес задал себе несколько вопросов: «Где герой покупает себе одежду? Заботит ли его то, как он выглядит? Одевается ли он как маленький мальчик?» Поскольку Флек до сих пор живет со своей матерью, художник решил, что в его одежде должен считываться элемент неуклюжести и инфантильности. Возможно, он годами носит одни и те же рубашки и свитеры, вероятнее всего, купленные в секонд-хенде.

В сценарии было прописано, что Флек до своего преображения в Джокера одет в терракотовый костюм в стиле 1970-х. Однако Бриджес посчитал такое решение слишком клишированным. Сначала он хотел выдать Фениксу пальто наподобие того, что носил герой Дастина Хоффмана в «Полуночном ковбое», но после проб костюма отказался от этой идеи, посчитав, что в таком варианте Хоакин не смотрится достаточно инфантильно.

В итоге Бриджес сделал выбор в пользу бежевой куртки с капюшоном, мешковатых брюк, растянутого коричневого кардигана, светлых рубашек с цветочным принтом, коричневых ботинок и белых носков. Это наряд неудачника, всячески подчеркивающий его болезненную худобу и угловатость. Преобладающая коричнево-земляная палитра гардероба Флека очевидно отсылает нас к внешнему облику Трэвиса Бикла из «Таксиста», пусть последний и смотрелся в своей одежде гораздо мужественнее.

Бриджес выстраивал гардероб персонажа, отталкиваясь от финального костюма. Чем ближе Артур был к окончательному преображению в Джокера, тем темнее становилась цветовая палитра его одежды. Вещи, которые он уже когда-то носил, составили основу нового образа, что придало еще большей достоверности. Так, оранжево-желтый жилет, бывший частью костюма неудачливого клоуна, становится одним из ярких штрихов в облике убийцы с клоунским лицом. При создании наряда Джокера художник опирался на описание в сценарии: «костюм красновато-бурого цвета, который был у Артура уже много лет».

Бриджес сразу определился, что в костюме Джокера должно быть три цвета: зеленый, золотой и красный, которые вместе образуют очень сильную и впечатляющую комбинацию. При этом он целиком и полностью отказался от фиолетового — доминирующего цвета злодея в комиксах. Цвет костюма и рубашки Джокера-Феникса ближе всего к облику первого кино-Джокера — Сесара Ромеро из фильма 1966 года, что естественно, потому что Артур наверняка мог видеть этого героя на экране. Такой вот постмодернистский штрих.

«Когда у нас с Хоакином была итоговая примерка полного ансамбля Джокера, все элементы подобрались идеально: правильная рубашка, правильный жилет, — рассказывает Бриджес. — Все это было завязано на стиле 1970-х, за исключением более длинного, чем тогда носили, пиджака. И во всем этом облачении у Хоакина сразу появилась плавность движений и уверенность, которой не было у Артура и которая так подходила Джокеру. Я был очень доволен результатом». Действительно, сложно удержаться от аплодисментов, когда Артур впервые появляется в образе Джокера под драйвовую песню «Rock-n-roll. Part 2» Гарри Глиттера.

Волосы цвета брокколи

Что касается грима и прически Феникса, тут специалисты также придерживались максимально реалистичного подхода. По сценарию волосы Флека были черными, но главный парикмахер Кей Георгиу («Влюбленный Шекспир», «Линкольн», «Кэрол») посчитала, что на экране это выглядело бы слишком мрачно, и лишь немного затемнила темно-русую шевелюру Феникса. Что же до канонических зеленых волос Джокера, тут идею подбросил художник-постановщик картины Марк Фридберг. «Марк сказал, что волосы должны быть цвета зеленых брокколи, — рассказывает Георгиу. — Тодд сразу же согласился, но встал вопрос: каких именно брокколи? Органических, дешевых, свежих, старых… У брокколи существует масса оттенков». В итоге Георгиу взяла несколько образцов и выкрасила волосы в разные оттенки зеленого, чтобы Филлипс мог выбрать нужный цвет.

Клоунский грим

За грим в фильме отвечала Ники Ледерман (сериалы «Секс в большом городе», «Винил»; «Дьявол носит Prada», «Ирландец»). По ее словам, рабочий грим клоуна, которого по долгу службы изображает Флек, должен быть узнаваемым и одновременно уникальным. Впоследствии он трансформируется в маску Джокера, став более зловещим. Используются одни и те же цвета — белый, синий и красный (кстати, цветовая палитра напоминает клоунскую маску печально известного маньяка Джона Уэйна Гейси). Все краски матовые, не глянцевые, в соответствии с приглушенной цветовой палитрой фильма. Это не чистые цвета, с примесью.

Так, голубой цвет, которым нарисованы слезы вокруг глаз (такая подводка отсылает к изображениям Джокера в старых комиксах про Бэтмена, например в «Смеющихся рыбах» и «Знаке Джокера»), — это сочетание зеленого и синего. Красный цвет улыбки и бровей отдает в рыжевато-коричневый и напоминает запекшуюся кровь. При этом у Джокера Феникса, в отличие от его предшественников, кончик носа также окрашен в красный как отголосок его клоунской профессии.

Реалистичный гардероб и грим Флека-Джокера вкупе с феноменально точной игрой Феникса позволили создать на экране максимально человечный образ уже, казалось бы, клишированного злодея. Процесс преображения забитого лузера в бескомпромиссного убийцу показан настолько тонко, что с учетом бэкграунда Артура (о котором мы узнаем во второй половине фильма) зритель не может перестать сопереживать герою, даже когда он начинает совершать свои злодеяния.

В связи с появлением первого промо к фильму « Джокер », хотим напомнить вам историю одного из главных злодеев мирового кинематографа.

Джокеру больше семидесяти лет, но его прошлое до сих пор неизвестно. Возможно, даже он сам уже не помнит, кем он был до той ночи, когда он надел Красный Колпак, склероз в этом возрасте — распространенное явление. По признанной канонической версии, человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а, возможно, гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении фабрики игральных карт. В результате он сошёл с ума, получил белую кожу, чёрные тени вокруг глаз и зелёные волосы, а на лице у него навсегда застыла улыбка.

Фильмы.
Кадр: Warner Bros.

Некоторое время спустя в Готэме был обнаружен склад, полный улыбающихся трупов, а на экранах телевизоров возник странный персонаж в фиолетовом костюме, анонсирующий кого и когда он собирается убить. Бэтмену и комиссару Гордону пришлось приложить множество усилий, чтобы остановить Джокера, который расправился с владельцами злосчастной фабрики и намеревался отравить готэмское водохранилище. В итоге злодей оказался в психиатрической лечебнице Аркхэм.

Позже у Джокера появилась напарница — девушка Харли Квинн, одетая в костюм арлекина и безумно влюблённая в маньяка. Также (по неподтвержденной версии) у него была беременная жена Дженни, которая погибла в результате несчастного случая, и Джокер иногда из-за неё переживал.

Фильмы.

Образ Джокера претерпел некоторые изменения в версии комикса «The New 52». Здесь маньяк-убийца впервые появляется в Detective Comics, где его преследует вся готэмская полиция. Внешность персонажа в перезапущенной вселенной практически не изменилась. После очередной стычки с Бэтменом Джокер пойман и опять доставлен в «Аркхэм». В камере клоуна навещает новый злодей Куклодел. Он объявляет себя самым большим фанатом Джокера, а затем ампутирует ему лицо. Когда до Харли Квинн доходят слухи о гибели маньяка, она теряет остатки здравого рассудка и бросает Отряд Самоубийц, чтобы лично увидеть срезанное лицо возлюбленного в полицейском участке Готэма. Очевидно, она рассчитывает получить возможность восстановить «красоту» любимого.

В сюжете «Смерть семьи» Джокер вновь появляется и убивает множество полицейских, а еще возвращает себе своё лицо, которое теперь крепится к его голове на ремнях. Джокер повторяет своё самое первое преступление, угрожая убить мэра, но вместо этого устраняя его сотрудников. Злодей возвращается на место, где был рождён, завод «Ace chemical», и обещает вернуть себе и Бэтмену прежние жизни.

Фильмы.

Джокер — уверенный в себе маньяк, и, несмотря на его очевидное безумство, он обладает довольно высоким коэффициентом интеллекта, хитростью и изобретательностью. Те, кто считают его союзником, как правило, просто используются Джокером. А те, кто нанимают его для «грязной работы», должны быть готовы к непредсказуемым результатам.

Он безжалостен, беспощаден и безумен (это проявляется в чрезвычайно несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает практически все на своем пути и, высмеяв, уничтожает). Опасности, пытки и даже смерть совершенно не пугают его, хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в самый нужный момент.

Его безумный мозг всегда подсказывает владельцу неожиданные, остроумные и верные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Джокер не заботится о таких глупостях, как честность поединка.

Его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников.

Фильмы.

Силы и способности: несгибаемая сила воли и гениальный интеллект. Безумие Джокера и структура его разума оставляет его неуязвимым для пыток. Этот феномен Бэтмен пытался объяснить тем, что он фактически не осознаёт, что является правильным и неправильным, не понимая, за что его вообще должны судить.

Джокер — квалифицированный специалист в области химии и эксперт по взрывчатым веществам. Он невосприимчив ко всем видам ядов, Мастер побегов, Мастер тактического анализа и неплох в рукопашном бою. Хотя Бэтмэн сильнее, Джокер быстрее и проворнее, а его стиль борьбы хаотичен и непредсказуем.

Он придумал яд, который заставляет жертв смеяться до смерти и оставляет на их лицах жуткую улыбку, и использует в качестве оружия свой клоунский реквизит, например, игральные карты и цветок в петлице.

Главными Джокерами в кино на сегодня являются:

Сизар Ромеро — он играл его в фильме «Бэтмен» 1966 года и в последующем сериале.

Фильмы.
Кадр: 20th Century Fox


Кадр: Warner Bros.

Спустя ровно 30 лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона с Джеком Николсоном, на экране появился новый клоун-психопат – теперь в исполнении Хоакина Феникса. Тот случай, когда злодей вдруг заслонил собой положительного героя – впрочем, у этого жутковатого персонажа, пришедшего на экран из комиксов, еще немало карт в рукаве. Вот они.

Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере

Фото: Warner Bros. Pictures

Один из Джокеров – мать Бэтмена

Комикс, где впервые появляется Джокер, входит в пятерку самых дорогих в мире

Джек Напьер, Артур Флек

За свою 79-летнюю историю этот зловещий клоун, как и подобает настоящему трикстеру, неоднократно менял биографию. Согласно канонической версии, человек, позже ставший Джокером, был неудачливым комедиантом – новый фильм о нем с Хоакином Фениксом, взявший главный приз кинофестиваля в Венеции, как раз поддерживает эту теорию. Даже настоящее имя Джокера остается загадкой: в фильме Тима Бертона, где оппонента Бэтмена сыграл Джек Николсон, это был неудачливый гангстер Джек Напьер. В новой ленте героя Хоакина Феникса зовут уже Артур Флек, это уличный зазывала, работающий клоуном в детском госпитале.

Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере

Фото: Джек Николсон в фильме «Бэтмен». 1989 г.

Затворник Леджер

Пожалуй, один из самых зловещих воплощений злодея на экране принадлежит Хиту Леджеру, для которого эта роль стала роковой, приведя его к гибели. Когда Леджер умер от передозировки, Джек Николсон вдруг заявил, что «предупреждал его». Актер никогда не объяснял свои слова, но их сложно трактовать иначе, кроме как в том ключе, что любой, кто сыграл Джокера, расплачивается за это душевным покоем и физическим здоровьем. Готовясь к роли, Леджер не выходил из номера отеля 43 дня, чтобы полностью посвятить себя изучению персонажа. Критики оценили: Леджер стал первым актером в истории, получившим «Оскар» за роль в фильме про супергероев.

Социопат

Когда создатели Джокера – Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон – придумали этого героя, им было чуть за 20. Вряд ли они задумывали его как сложного персонажа с глубокой психологией, но он таким стал. Причем от фильма к фильму проступает все рельефнее, постепенно обретая новые грани и удаляясь от плоского амплуа злодея из комиксов. Рассуждения дуэта Хита Леджера и Кристофера Нолана над незакрытыми гештальтами и триггерами, приводящими к безумию, продолжают Хоакин Феникс и Тодд Филлипс. У нового Джокера, Артура Флека, есть и сексуальная фрустрация, и психические заболевания, и сложные отношения с матерью (которая его и вдохновляет, и подавляет) и отцом (хоть и заочные – кто он, Артур не знает), и куча других комплексов.

Гений

Одна из причин, по которым Джокер сошел с ума – его гениальность. Он способен видеть всё в истинном свете, потому и слетел с катушек. Например, Джокер осознает, что является персонажем комикса, потому что иногда обращается к читателям напрямую – то есть свободно владеет приемом «слом четвертой стены», которым, кстати, никогда не пользуются второстепенные или проходные персонажи. А еще он всегда в курсе, что, когда и где будет происходить, и свои безумные планы воплощает благодаря тому, что обладает сверхспособностью – безупречным чувством времени.

Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере

Хит Леджер в фильме «Темный рыцарь». 2008 г.

Шрамы

«Улыбка Глазго» – так называется разрезанный рот, который еще до появления Джокера практиковался в качестве кары среди шотландских авторитетов. Любопытно, что каждый раз история их появления у Джокера разная. Так, в комиксе лицо Джокеру разрезает другой злодей, Кукольник, который заявляется к нему в тюремную камеру. В фильме с Николсоном Джокер говорит, что попал к плохому пластическому хирургу. Герой Леджера признается, что над ним в детстве издевался изверг-отец, а в фильме с Фениксом на лице Джокера нет привычных шрамов: постоянная улыбка просто нарисована помадой.

Джокер – друг Бэтмена

Да, именно так: Джокер считает Темного рыцаря своим самым лучшим другом и любимым врагом. Ему часто представлялась возможность убить супергероя, но он ей не воспользовался. В одном из выпусков комикса он произносит: «Но если я пристрелю Бэтмена, с кем же мне играть?» По задумке создателей, Джокер был злодеем просто потому, что это было необходимо для развития Бэтмена. Раз герой серьезный, ответственный и молчаливый, то пусть антигерой будет веселым, свободным от морали и очень артистичным. Джокер понимает, что Бэтмен – его лучшая версия, поэтому искренне любит его. По-своему.

Специалист по ядам

Хотя Джокера многие считают клоуном-неудачником, он еще и квалифицированный химик и специалист по взрывчатым веществам. Слава Борджиа тоже не давала злодею покоя, так что он изобрел яд, у которого множество названий: токсин Джокера, Веселящий газ, Смехотрикс. Вещество разрушает нервную систему тела, вызывая судороги и не поддающийся контролю смех, который может продолжаться до момента смерти. Причем на самого злодея он не действует: в результате падения в чан с химикатами Джокер приобрел иммунитет практически ко всем отравляющим веществам.

Человек, который смеется: 13 фактов о Джокере

Джаред Лето в фильме «Отряд самоубийц». 2016 г.

Джокер-кубинец

До Джека Николсона, Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса Джокера в 1966 году исполнил американский актер кубинского происхождения Сесар Ромеро (он, кстати, засветился в сериале «Зорро»), но весьма невразумительно. Имя злодея и история его происхождения в ленте не раскрываются, а на экране – скорее неудачный комедиант, чем опасный преступник-психопат.

Гроза злодеев DC

Джокер – самый страшный антагонист вселенной DC. Лекс Лютор или Бэйн пытаются избегать с ним любых контактов и говорят, что «когда суперзлодеи хотят напугать друг друга, они рассказывают истории про Джокера».

Человек, который смеется

У Джокера был реальный прототип – немецкий актер Конрад Фейдт, звезда немого кино. В фильме «Человек, который смеется» по мотивам романа Виктора Гюго, он играет Гуинплена – вечно ухмыляющегося персонажа, в детстве похищенного бандитами-компрачикосами, которые до неузнаваемости изуродовали ему лицо.

Тысячелетний демон

В комиксе «Бэтмен» Скотта Снайдера Эндшпиль выдвигается версия, что Джокер не помнит своей биографии и меняет ее, потому что он намного старше, что подтверждается вырезкой из старой газеты. На самом деле он – бессмертный демон. И «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», как говорил фаустовский Мефистофель.

Джокер – один из самых популярных (если не самый популярный) злодеев вселенной DC и мира комиксов в целом. Так кто же такой главный враг Бетмена? Откуда он взялся? Чего он хочет? Один ли это человек, а если нет, то сколько их было и как они связаны? С уверенностью про него сказать можно только одно: мы ничего о нём не знаем.

История создания Джокера

Биография Джокера

Сам Джокер не уверен в том, кем был Джокер до того, как стал Джокером, ни имени, ни биографии, ни прошлого. Спонтанный и непредсказуемый, такому прошлое и не нужно, ни проанализировать, ни отследить. Сейчас существует три наиболее популярных версии происхождения злодея, но хочется верить, что когда-нибудь мы увидим большой комикс о реальном прошлом злодея.

По одной из версий раньше он был Красным Колпаком, отошедшим от дел злодеем, которого так и не смог поймать Бэтмен. Однажды ночью, банда преступников решила ограбить карточную компанию, находившуюся в одном здании с фирмой «Ace Chemical Processing Inc.», но что-то пошло не так, и они были обнаружены Бэтменом. В результате перестрелки все преступники погибли от полицейских пуль. Все, кроме одного. Главарь банды, Красный Колпак, нашёл выход из ситуации, и, перемахнув через перила, нырнул в ёмкость с химикатами «Ace Chemical» и по сточным трубам и канализации попал в реку, куда гигант химической промышленности Готэма сбрасывал отходы производства. К сожалению, ничто не проходит бесследно, а такое долгое прибывание в столь агрессивной среде – тем более. Когда преступник выбрался из воды, то увидел в своём отражении лишь ужасную клоунскую маску с застывшей на ней безумной улыбкой. С тех пор Красный Колпак исчез, его личность и воспоминания растворились, уступив место безумному Джокеру.

В комиксе Аллана Мура «Убийственная шутка» Джокер работает в лаборатории, но решает бросить карьеру учёного ради пути комедианта, клоуна. Но, на этом поприще его не ждёт ни слава, ни успех, поэтому герой решается пойти на криминал, чтобы прокормить семью. В его банде и планируется то самое ограбление компании, в которой работал Джокер. Ради этой затеи персонаж примеряет на себя личность Красного Колпака, но только на один раз и только ради денег. В «Убийственной шутке» гораздо больше внимания уделяется причинам сумасшествия героя: это и изувеченная внешность, и смерть его беременной жены, и физические муки от пребывания в химикатах. В результате Джокер отвергает свои воспоминания и становится таким, какой он есть.

Ещё одна попытка рассказать историю Джокера была предпринята во втором томе комикса «Бэтмен. Чёрное и белое». Здесь злодей абсолютно нормальный, расчётливый и хладнокровный человек, который долго карабкается на вершину криминального мира. Добившись своего он начинает чувствовать нехватку адреналина, и под маской Красного Колпака совершает мелкие преступления. Дальше в истории снова появляется Бэтмен и чан с химикатами.

Характер и внешний вид Джокера

У Джокера на лице навсегда застыла жуткая улыбка, губы ярко-красные, растянуты, видны зубы, глаза безумные, кожа бледная, даже белая, волосы зелёные. Злодей обожает фиолетовый и зелёный цвета, одет в костюм-тройку с галстуком, иногда появляется в шляпе. Бандит экстравагантен, эпатажен и ярок.

Арсенал полон клоунскими атрибутами, которые на деле являются смертельно-опасными видами оружия: кислота из цветка, убийственное рукопожатие, пистолет, который первый раз стреляет флажком «BANG!», а второй – ядовитым дротиком, вот далеко не полный список инструментов преступника.

Характер Джокера полностью соответствует его внешности и оружию: он непредсказуем, жесток, циничен, обладает особым чувством юмора, но самая главная его черта – безумство. Несмотря на это, злодей наделён незаурядным, даже гениальным интеллектом, лидерскими качествами, способностью манипулировать и актёрским талантом.

Все эти качества делают из него главного антипода Бэтмена, который вот уже 76 лет будоражит мир своим сумасшествием.

Интересные факты про Джокера

• У Джокера больше всего убийств во вселенной DC.
• Джокер до смерти забил монтировкой ребёнка (что не удивительно, если вспомнить о п. 1)
• У Джокера фетиш кожи. Сбежав из психбольницы он оставляет там своё лицо, а потом возвращается за ним, попутно убив два десятка полицейских. Он освежевал человека и выставил его на сцену стрип-клуба.
• Он убил всех, кого любил Супермен. Стараниями Джокера погибли лучший друг и беременная жена Кларка Кента.
• Он начал многолетнюю войну между супергероями. Действиями в п. 4 Джокер сводит Супермена с ума и главный герой всея Америка убивает злодея, из-за чего случается раскол в лиге Справедливости, переросший в настоящую войну.

Джокер – маньяк, психопат, убийца, извращенец и гений в одном лице. Он – олицетворение всех страхов читателя и этим он притягивает к себе. Он – тайна за семью печатями, загадка и ребус, который мы разгадаем совсем не скоро.

Читайте также: