Где можно получить профессию учителя

Опубликовано: 04.07.2024

Учитель – это востребованная педагогическая профессия, сутью которой является обучение детей и взрослых предметным знаниям, а также навыкам самостоятельного поиска и усвоения информации.

История профессии

Современное слово «педагог» берет свои корни в греческом языке. Именно так называли раба, который занимался с детьми и передавал им свои знания и навыки.

Еще раньше, у древних людей было распространено обучение старшими членами племени младших. Специфические знания и навыки передавались от одного человека к другому. Одни занимались охотой, другие готовили пищу, третьи занимались земледелием. Такая модель была популярна вплоть до 20 века. В основном, она сохранялась в кругах крестьян и ремесленников. Сын кузнеца с малых лет учился у него и сам становился кузнецом. Крестьянин обучал своих детей – будущих крестьян.

Еще во времена Древней Греции и Римской империи начали выделяться отдельные учебные заведения – школы и семинарии. Нам хорошо известны имена философов тех времен, по сути, они являлись носителями многих научных и общегражданских знаний и передавали их своим ученикам.

В Средние века процесс передачи знаний сконцентрировался в церквях, которые тогда имели огромную власть над обществом, полноценно конкурируя с властью светской. В роли учителей выступали монахи.

В Эпоху Возрождения начали появляться отдельные закрытые школы для представителей элиты. В них можно было получить полноценное многопрофильное образование, включая математику, историю, философию, географию, воинское дело и светский этикет. Простые же люди, в основном, оставались большой неграмотной массой населения вплоть до 18 века.

В задачи учителя входила не только передача знаний, но и воспитание. Добродетелью считались дела, а не пустые слова. Этот подход в полной мере реализовался в советской системе образования. С помощью разных социальных институтов, таких как пионерия, проводилось воспитание детей, ориентированных на положительные действия в обществе. Тех, кто нарушал дисциплину, подвергали строгим мерам наказания. В будущем для них закрывались карьерные и партийные возможности.

С развитием современных технологий, развитие образования и профессии учитель вышло на новый уровень. Появилась возможность проводить полноценные лекции и занятия через сеть Интернет. Многие курсы записаны в виде серии видео, которые можно смотреть в удобное время в удобной обстановке. Выполнение практических заданий по многим предметам и их проверка, так же возможны в дистанционном формате. Процесс перехода к дистанционным видеокурсам подстегнула эпидемия коронавируса. Высшие и средние учебные заведения начали массово переходить на дистанционные формы обучения.

профессия учитель

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учеников, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Отдельно имеет смысл подчеркнуть воспитательную деятельность учителей. Так, для учеников младших классов, педагог становится по сути еще одним значимым взрослым, похожим на родителей. Поэтому он должен внимательно относится к эмоциям учеников, уметь завоевывать их доверие, создавать у них позитивную мотивацию к усвоению знаний.

Специализации

Внутри профессии учителя есть несколько основных специализаций. В процессе обучения, вам предстоит выбрать одну из них.

Учитель начальных классов. Для тех, кто хочет учить самых маленьких школьников в возрасте от 6 до 10 лет. Вам предстоит освоить не только преподавание самих предметов, но и детскую психологию. Также придется в совершенстве овладеть навыком удерживать на себе внимание детей в течение всего урока.

Учитель средней и старшей школы, «предметник». Это педагоги, которые специализируются на преподавании одного предмета. Как правило, они проходят подготовку на профильных факультетах в педагогических ВУЗах. Выпускник физического факультета будет преподавать физику, биологического – биологию, филологического – русский язык и литературу. Иногда педагог может иметь подготовку сразу по двум предметам, например, преподавать математику и экономику.

Педагог-психолог, тьютор, социальный педагог. Это специалист, занимающийся психологическим развитием школьников, проблемами успеваемости и дефицитом внимания. Часто, именно школьный психолог первым замечает настоящие проблемы ученика, будь то проблемы в школе со сверстниками, либо же проблемы в семье.

Педагог девиантного поведения. Это специалист, работающий с трудными детьми. Помогает корректировать агрессивное поведение школьника в адрес сверстников и решает проблемы с адаптацией в школе и коллективе. Одна из задач подобного педагога – это предотвращение вреда, наносимого себе, либо окружающим.

Педагог-дефектолог. Это одна из самых сложных специализаций в профессии учителя. Дефектолог работает с детьми с ментальными и физическими особенностями развития. В качестве примера этой специализации можно выделить логопедов, помогающих преодолеть любые проблемы с речью и произношением звуков. Такие специалисты должны не только быть чуткими и внимательными педагогами, но и иметь глубокие знания медицины и детской психологии.

Плюсы и минусы профессии

В профессии учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любом другом деле. Сформулируем их конкретно.

плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Общение с людьми,
  • Возможность обучить своих подопечных хорошим и правильным вещам, привить любовь к своему предмету,
  • Возможность постоянно учиться у детей, быть молодым душой,
  • Благодарность выпускников и их родителей,
  • Длинный отпуск.

Минусы

  • Необходимость справляться с трудными и конфликтными детьми,
  • Необходимость договариваться и взаимодействовать со сложными родителями,
  • Весьма небольшая оплата труда относительно значимости профессии,
  • Личная ответственность за жизнь и здоровье детей,
  • Большой объем бумажной работы по составлению планов и отчетов,
  • Необходимость справляться с давлением руководства, родителей и самих учеников.

Многие справедливо называют педагогическое дело не профессией, а призванием. Только искренняя любовь к этому делу помогает справляться с существующими минусами и сложными сторонами этой работы.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии. Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Где учиться на педагога?

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Работа для учителя

В зависимости от квалификации и личного выбора, учителя могут работать в следующих местах:

  • Детские сады,
  • Муниципальные и частные школы,
  • Учреждения дополнительного образования,
  • Репетиторство,
  • Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Востребованность

Учителя востребованы всегда и везде, как в крупных городах, так и в сельской местности. В любом городе можно без труда найти работу по своей специальности. Дополнительно, государство реализует программы для привлечения учителей в сельские школы, как, например, «Земский учитель», предполагающую компенсацию в размере 1 миллиона рублей для тех педагогов, которые выполнят её условия. Крупный бизнес также спонсирует эту сферу. Например, у Сбербанка есть программа «Учитель для России».

Сколько зарабатывают учителя

Заработная плата учителя состоит из нескольких частей: оклад, доплаты за категорию и учебную нагрузку, стаж, проверку тетрадей и классное руководство. Самые высокие доходы – у педагогов Москвы. Они значительно больше, чем у их коллег в регионах. Вилка зарплат составляет от 20000 до 150000 рублей. Зарплаты выше 100000 рублей, как правило, выплачиваются только в элитных частных школах.

При этом, разница в доходах сильно зависит от региона. Средний уровень зарплат в Москве – 97000 рублей, в Санкт-Петербурге – 58000 рублей, в Омске – 29000 рублей, в Северной Осетии – 23000 рублей.

Зарплаты в России и за рубежом

Для удобства сравнения все зарплаты переведены в доллары США.

Страна Мин. зарплата (за год) Ср.зарплата (за год) Воспитатель в дет.саду Преподаватель англ. языка Директор школы
Москва 3949$ 6304$ 3395$ 6300$ 5700$
Регионы РФ 3157$ 5522$ 3235$ 5510$ 5275$
США 36655$ 74450$ 56865$ 45820$ 108140$
Великобритания 34339$ 74675$ 33410$ 43178$ 67220$
Австралия 27938$ 56943$ 50684$ 56235$ 98235$
Канада 38146$ 73389$ 34392$ 30554$ 75265$
Германия 17205$ 37236$ 33156$ 28924$ 79668$
Франция 21807$ 41935$ 34215$ 23489$ 83922$
Южная Корея 21322$ 44448$ 21324$ 22965$ 50294$

Карьера

Карьерные возможности в этой профессии довольно ограничены. Так, например, школьный учитель может стать вначале заместителем директора, завучем по учебной работе, затем – директором школы. Директора школ могут перейти на работу в региональное министерство образования, а после – в федеральное. В университетах и институтах можно возглавить кафедру, стать деканом и ректором.

Открыта дорога и предпринимательство. Можно открыть собственный учебный центр, языковую школу, кружки по робототехнике и другие заведения.

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если "дети уже не те"?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар - нового повара. С возникновением первых цивилизаций - в Египте, Междуречье, Индии, Китае - появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.


К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель - это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи - научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

- Бывают "трудные" и конфликтные дети
- Бывают "трудные" родители
- Не всегда достойная оплата труда
- Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
- Много работы по составлению планов и отчетов
- Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми - всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным
✎ Уметь мотивировать
✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование - направление подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" - или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово "преподаватель". Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 "Арбат"
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж "Медведково"
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака



2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ - Московский государственный областной университет
• МГППУ - Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ - Московский городской педагогический университет
• МПСУ - Московский психолого-социальный университет
• МПГУ - Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ - Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе "Профессии":
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)



Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, - учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.



Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный - это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
✎ Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак "Как любить ребенка", А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
✎ Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
✎ Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
✎ Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
✎ Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все "за" и "против" других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности - в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависит мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения.

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Обучение на Школьного учителя

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в дошкольных учреждениях и в начальной школе.

Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Cпециальное дошкольное образование», «Физическая культура», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и др.

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование, а также психологическое. Специальности: «Педагогика и методика дошкольного образования», «Иностранный язык», «Филология», «Математика», «Физика», «Химия» и т.д.

Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования.

Первый уровень — бакалавриат, в котором обучение длится 4 года. Диплом бакалавра дает право работать педагогами в разных учебных заведениях.

Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и готовит специалистов для решения разнообразных педагогических проблем и научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура и докторантура, которые выпускают научно-педагогические кадры высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Курсы

Российский институт профессионального образования "ИПО"






Какие предметы нужно сдавать на педагога?

Педагогом можно стать после окончания вуза или ссуза. В первом случае абитуриенты сдают 2-4 предмета в рамках единого государственного экзамена, во втором – 4 предмета в рамках ОГЭ (русский и математика – обязательно, 2 – на выбор абитуриента). В ссузах чаще всего проводится конкурс аттестатов, возможно дополнительное профессиональное испытание. В вузах требования более строгие, а набор экзаменационных предметов ограничен.

В педагогических вузах открыто огромное количество бюджетных мест. Конкурс на специальности не слишком большой, поэтому вероятность поступления на бюджетное место очень и очень высокая. Выбирая классическое вузовское направление подготовки «Педагогическое образование» (код: 44.03.01), абитуриент в обязательном порядке будет сдавать обществознание (профильный предмет), а также русский язык.

Перечень других предметов зависит от направления подготовки и специализации. Например, если речь идет о преподавателе русского языка и литературы, то дополнительный предмет – это литература. В случае с музыкальным искусством или физической культурой потребуются лишь результаты ЕГЭ по обществу и русскому, ведь абитуриент во время вступительной кампании проходит профессиональное испытание.

Что еще сдавать на педагога после 11 класса в вузах?

Если абитуриент хочет поступить на профиль «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02) или «Специальное (дефектологическое) образование» (код: 44.03.03), то ему необходимо сдать ЕГЭ по биологии (профиль) и русскому языку, а также один предмет на выбор вуза: общество, история, математика, иностранный язык, химия.

Будущие специалисты по дошкольному и начальному образованию сдают в рамках ЕГЭ общество и русский язык, а также математику, биологию, иностранный язык – все зависит от требований учебного учреждения и специализации. В некоторых вузах третий предмет заменяет профессиональное испытание в форме собеседования.

Карьера

Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Учитель – одна из профессий, имеющих важное социальное значение, и уважаемых обществом. Именно поэтому многие выпускники школ хотят связать свою карьеру с педагогической деятельностью. О том, как и где можно освоить профессию учителя, мы сегодня и поговорим.

Профессия учитель

Кто такой учитель (педагог): что нужно знать о профессии?

Педагог – это специалист, который обучает детей различным отраслям знаний, а также принимает меры к их воспитанию и социализации. Учитель – это профессия, которая имеет множество разновидностей. Подразделение на различные направления происходит в зависимости от области преподавания. Вот основные из них:

  • педагог раннего развития;
  • преподаватель русского и литературы;
  • учитель биологии и химии;
  • преподаватель физкультуры;
  • преподаватель английского языка;
  • учитель технологии;
  • педагог-психолог;
  • педагог профессионального обучения;
  • педагог дополнительного образования.

Такова общая характеристика специальности.

История возникновения профессии учитель

История профессии учитель уходит корнями в античность. В Древней Греции существовал особый тип рабов, которых приставляли к мальчикам, достигшим возраста семи лет. В их обязанности входило обучение ребенка чтению и письму, правилам поведения в обществе, верховой езде и передача ряда других знаний. Именовались эти рабы педагогами, что дословно можно перевести как «ведущий ребенка». Они дали название всей профессии.

Со временем греки стали привлекать для обучения детей свободных специалистов, не являвшихся рабами. Богатые люди нанимали в качестве наставника для своего чада именитых философов. Ярчайший пример такой практики – Александр Македонский, которого обучал сам Аристотель.

Специальность перекочевала и в Древний Рим. Там появились публичные заведения, где обучали детей. Они назывались школами. Именно тогда профессия приобрела черты, максимально приближенные к современным. До этого школ как таковых не существовало, дети проходили только домашнее обучение.

Если взглянуть на историю, можно найти интересные факты о профессии учитель. Вот некоторые из них.

Таково краткое описание истории профессии.

Задачи и обязанности

Вот какие обязанности обычно выполняет педагог согласно своей должностной инструкции:

  • обеспечивает получение учениками знаний, уровень которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС);
  • способствует воспитанию учеников;
  • способствует социализации и гармоничному формированию личности учеников;
  • периодически проходит курсы повышения квалификации;
  • проводит различные мероприятия с учениками;
  • участвует в общественной жизни школы;
  • подготавливает и предоставляет руководству статистическую отчетность о результатах своей работы.

Работа и зарплата

В Москве заработок педагога составляет от 40 000 до 80 000 рублей, а в регионах – от 25 000 до 50 000 рублей.

У представителя профессии неплохие перспективы карьерного развития. Он может занять должность директора школы или перейти работать в управление образования муниципалитета или субъекта федерации.

В столице найти работу учителю не трудно в связи с тем, что его заработок невелик для Москвы. В провинции трудоустроиться сложнее.

Плюсы и минусы профессии

Вот основные преимущества профессии:

  • творческий характер работы;
  • социальная значимость профессии;
  • возможность служебного роста.

А это – ее недостатки:

  • не очень высокий уровень дохода;
  • сложность трудоустройства в провинции;
  • высокий уровень стресса.

Как стать хорошим учителем?

Какие навыки нужны?

Вот какие способности, качества и навыки требуются педагогу.

  • Любовь к детям. Это – главное качество специалиста, без которого он не сможет работать.
  • Умение объяснять, передавать знания. Учитель должен доходчиво объяснять материал, чтобы ученики могли его понять и усвоить.
  • Коммуникабельность. Преподавание – это общение, поэтому для него необходима коммуникабельность.
  • Эмпатия. Педагог должен чувствовать эмоции своих учеников.
  • Хорошая фантазия. В педагогике нередко приходится проявлять фантазию и применять творческий подход.
  • Стрессоустойчивость. Преподавание всегда связано с высоким уровнем стресса.
  • Организаторские способности. Преподаватель не только передает знания, но и организует учеников, поэтому он в определенной мере должен быть управленцем.
  • Ответственность. Педагог отвечает за своих подопечных.
  • Терпение. Не всегда получается без проблем донести до детей знания, поэтому учителю нужно терпение.
  • Готовность к обучению. Профессиональный стандарт, установленный правительством, требует от учителей время от времени совершенствовать свои навыки. График прохождения курсов повышения квалификации педагогов определяется их руководством.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы работать учителем в средней школе, необходимо высшее образование. Оно требуется даже для работы учителем физкультуры. Чтобы преподавать в младших классах, достаточно среднего специального.

Какие предметы нужно сдавать на учителя?

Для поступления в педагогический ВУЗ на ЕГЭ сдают следующие экзамены:

  • русский язык;
  • математику;
  • профильные предметы (например, для тех, кто хочет стать учителем истории – это история и обществознание).

Для поступления в ССУЗ потребуется сдать только математику и русский, а для подготовки на курсах не нужно сдавать ничего.

Сложно ли и стоит ли учиться?

Если вчерашнему выпускнику школы легко даются профильные предметы, учиться на педагога ему будет не сложно. На вопрос, стоит ли учиться, однозначного ответа нет. У учителей низкая зарплата и сопряженная со стрессом работа. Обучение имеет смысл, если человек по-настоящему заинтересован педагогикой.

Сколько лет учиться на учителя после 9 и 11 класса?

В ССУЗе обучение после одиннадцатого класса длится тридцать четыре месяца, а после девятого – сорок шесть.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционно обучится педагогике можно, поступив на заочное отделение ВУЗа или ССУЗа. Кроме того, есть онлайн-курсы для повышения квалификации.

Как стать учителем без педагогического образования?

Согласно Федеральному закону «Об образовании» стать учителем может человек без педагогического образования. Однако он должен иметь высшее или среднее специальное образование в той области, в которой будет преподавать. Например, у учителя физики должно быть физическое или математическое образование.

Сколько часов должны быть курсы повышения квалификации для педагогов?

Согласно действующим стандартам, курсы повышения квалификации учителей не могут длится менее шестнадцати часов в год. По результатам учебы ее руководитель готовит отзыв о курсах повышения квалификации педагогов на каждого учителя и направляет его директору школы. В случае положительного отзыва повышение квалификации считается пройденным.

Сколько часов курсов нужно для аттестации учителя на 1 категорию?

Учителя делятся на несколько категорий в зависимости от их профессиональных навыков. Чтобы перейти в более высокую категорию, нужно пройти курсы повышения квалификации и сдать после этого особый экзамен. Продолжительность таких курсов для сдачи экзамена на первую категорию составляет семьдесят два академических часа.

Как стать учителем года?

Чтобы стать учителем года, необходимо:

  • получить направление на конкурс «Учитель года» от руководства школы;
  • подготовить две-три лекции по профильной тематике;
  • провести показательный урок в соответствии с подготовленными лекциями в присутствии комиссии;
  • кратко доложить комиссии о результатах занятия.

Если педагог проведет урок лучше всех, а подаваемый им материал будет самым качественным, он получит почетное звание.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации педагогов?

Оплата периодического повышения квалификации учителей должна производиться за счет средств бюджета.

Будут ли учителя сдавать ЕГЭ по своему предмету?

Несмотря на то, что некоторые школы требуют от учителей сдачи ЕГЭ по своему предмету, прямой обязанности по такой сдаче закон и федеральные стандарты для педагогов не предусматривают.

Где учиться на педагога?

ВУЗы и академии

Вот пять московских педагогических ВУЗов.

  • Московский педагогический государственный университет. Стоимость подготовки – 220 000 в год.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Размер платы за обучение – 185 000 в год.
  • Московский социально-педагогический институт. Цена годичной программы – 190 000.
  • Московский городской педагогический университет. Двенадцать месяцев обучения здесь обойдутся студенту в 170 000.
  • Московский государственный областной университет. Стоимость учебы – 182 000 за один год.

Ниже перечислены педагогические ВУЗы Санкт-Петербурга.

  • Институт специальной педагогики и психологии. Цена на обучение – 145 000 в год.
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Стоимость годичной подготовки – 160 000.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Размер платы за обучение на протяжении двух семестров – 175 500.
  • Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Стоимость подготовки – 158 000 в год.
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Цена учебы – 189 000 за год.

Все перечисленные образовательные организации – государственные и имеют бюджетное отделение, на котором можно учиться бесплатно. Срок обучения равен шести годам для тех, кто хочет получить магистрскую степень, и четырем годам для студентов, желающих стать бакалаврами.

Колледжи и техникумы

Вот пять техникумов и колледжей столицы, в которых можно освоить профессию.

  • Педагогический колледж №10. Стоимость годичного обучения – 120 000.
  • Социально-педагогический колледж. Цена подготовки – 96 000 в год.
  • Колледж технологии и дизайна. Размер платы за двенадцатимесячную программу – 110 500.
  • Педагогический колледж № 18. Цена подготовки на протяжении двух семестров – 85 000.
  • Спортивно-педагогический колледж. Стоимость учебы – 70 000 в год.

Педагогические ССУЗы работают и в северной столице.

  • Педагогический колледж № 4. Цена образования – 58 000 за год.
  • Педагогический колледж № 1 имени Н. А. Некрасова. Стоимость годичной подготовки – 62 000 в год.
  • Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина. Размер платы за двенадцатимесячную программу равен 45 000.
  • Политехникум межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха. Стоимость учебы – 39 500 в год.
  • Ленинградское областное заочное педагогическое училище. Цена годичной подготовки – 40 000.

Все указанные ССУЗы – государственные и имеют бюджетное отделение, на котором можно учиться бесплатно. Срок учебы равен тридцати четырем месяцам для абитуриентов, окончивших одиннадцать классов, и сорока шести месяцам для тех, кто окончил девять классов.

Курсы и тренинги

Вот где в Москве можно пройти педагогические курсы.

  • Курсы «Фоксфорд». Стоимость – от 490 за одно занятие, продолжительность – по желанию обучаемого.
  • Центр онлайн-обучения педагогов «Экстерн». Стоимость – от 1 190 до 2 290, длительность – от 72 до 108 академических часов.
  • Курсы по скорочтению для педагогов в школе «Супермозг». Стоимость – 15 000, срок – один месяц.
  • Учебный центр «Педкампус». Цена – от 1890 до 24 900, срок – в зависимости от программы подготовки.
  • Курсы «МЭШ». Стоимость – 12 000, срок – четыре недели.
  • «Дрофа» (курсы). Цена – 250, длительность – три дня.
  • «Центр педагогического мастерства». Эти курсы можно пройти бесплатно, так как их организует правительство Москвы.

Похожие программы есть и в Санкт-Петербурге.

  • Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей от портала «Инфоурок». Стоимость – 1 180, срок – семьдесят два академических часа.
  • Курсы «Оказание первой медицинской помощи» в АНО ДПО «Педагогический альянс». Цена – 6 500, срок – пять дней.
  • Курсы техники Монтессори в преподавательской школе «Золотая бусина». Цена – 11 000, срок – двадцать дней.
  • Курсы по финансовой грамотности для учителей при санкт-петербургском филиале ВШЭ. Стоимость – 15 500, длительность – полтора месяца.
  • Курсы ИКТ в АНО ДПО «Анэкс». Стоимость – 12 500, время – три недели.
  • Курс «Ментальная арифметика для педагогов» в Центре развития ребенка. Цена – 8 000, срок – десять дней.
  • «Международный центр лингвистической подготовки и профессиональных коммуникаций». Стоимость – 4 500, длительность – две недели.

Таким образом, учитель – профессия, требующая любви к детям, терпения, ответственности, умения объяснять. Освоить ее можно в ВУЗе или ССУЗе. Кроме того, существует множество курсов повышения квалификации для учителей. Преподавать в школе может и человек без педагогического образования. Однако у профессии есть два существенных минуса – высокий уровень стресса и небольшой уровень заработка ее представителя.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Педагог

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Вполне естественно, что стать педагогом как в древние времена, так и сегодня, может далеко не каждый, поскольку данная профессия требует наличия у человека особенных личностных качеств. А вот о том, каким должен быть педагог и в чем заключаются преимущества и недостатки этой профессии, мы Вам и расскажем.

Кто такой педагог?


В стародавние времена учителем считался каждый человек преклонного возраста, который имел возможность поделиться своим опытом (в области трудовой деятельности, норм поведения, знаний о природе и т.д.) с молодым поколением. Позднее профессия учителя была выделена в отдельную самостоятельную сферу, а также были сформированы основные принципы ведения преподавательской деятельности.

Современная педагогика объединяет целый ряд специализаций и профессиональных групп, которые различаются между собой по областям знаний (преподаватель литературы, математики, физики и т.д.), с учетом возрастных периодов обучающихся (учитель школы, преподаватель ВУЗа и т.д.), с учетом особенностей развития личности (например, педагог школы для детей с проблемами слуха), по направлениям воспитательной работы.

Основной задачей педагога является организация и ведение процесса обучения, а также воспитание обучающихся и формирование их гражданско-общественной позиции. Кроме того, педагоги составляют отчет о проделанной работе и принимают активное участие в разработках обучающих программ, методов и технологий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?


Поскольку профессия педагога, как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

  • толерантность - умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность - способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность - стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения - способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения - умение "подстраиваться" под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность - иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность - способность найти "общий язык" с любым человеком, даже с очень проблемным.

Преимущества профессии педагога

Главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества. Кроме того, работа педагога имеет такие преимущества, как:

  • огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
  • возможность работать неполный день;
  • оплачиваемый двухмесячный отпуск летом;
  • возможность подработки репетитором;
  • почет и уважение со стороны благодарных учеников;
  • работа с молодым поколением, позволяющая долговое время не стареть душой.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день - несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке - в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки - педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность - из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.

Где можно получить профессию педагога?



Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение

Получить педагогическое образование можно только в специализированных ВУЗах или колледжах. При этом среднее педагогическое образование дает право на ведение преподавательской деятельности только в дошкольных учреждениях и начальной школе. Образование, полученное в ВУЗе, дает право на работу педагогом в образовательных организациях любого уровня.

Естественно, тем абитуриентам, которые хотят посвятить свою жизнь профессии педагога, очень важно получить не просто диплом, а качественные знания. Поэтому мы рекомендуем им обратить внимание на такие педагогические ВУЗы России, как:

Читайте также: