Где получить профессию зоопсихолога

Опубликовано: 02.10.2024

Животные тоже имеют особенности поведения, разобраться с которыми и откорректировать по силам зоопсихологу. Как стать зоопсихологом, где на него учиться и какие предметы нужно сдавать? Узнаем!

Почему питомец ведет себя именно так, а не как-то иначе, почему одни команды он воспринимает с первого раза, а другие игнорирует, несмотря на вознаграждения за выполнения?

Кто такой зоопсихолог?

Зоопсихолог – это специалист, который занимается изучением поведения животных в различных условиях. Причем профессионала в этой сфере интересуют не только домашние, но и дикие животные, поскольку психика представителей одной породы в диких и домашних условиях различается достаточно сильно.

Профессии зоопсихолога нужно учиться и сдавать экзамены. Эта специальность достаточно распространена за границей, но и в нашей стране специалиста все чаще можно встретить в зоопарках, где заботятся о состоянии животных, в научно-исследовательских институтах, частной ветеринарной клинике или кинологическом центре. Чаще всего зоопсихологи обладают научным или аналитическим складом ума.

Также для специалистов в этой отрасли характерна любовь к животным и желание сделать их жизнь лучше. Кроме того, не стоит забывать о том, что зоопсихология – это раздел психологии. Именно поэтому зоопсихолог должен разбираться в психологии человека, ведь зачастую причины определенного поведения животных лежат в неправильном взаимодействии их хозяев с ними.

Чаще всего зоопсихолог решает гораздо более сложные проблемы, чем дрессировка собак или кошек. Зачастую это работа с предполагаемо опасными животными, например, львами или медведями, агрессивными домашними питомцами.

Также благодаря своим знаниям в области психологии человека зоопсихолог способен помочь будущим хозяевам домашнего животного выбрать, какой именно питомец им подходит и какой породы он будет.

Как стать зоопсихологом?

  1. Во-первых, будущий специалист в данной области может получить профильное образование в высшем или среднем профессиональном учебном заведении.
  2. Во-вторых, стать зоопсихологом в России можно, получив образование по смежной специальности, например, в области биологии, психологии, кинологии или ветеринарии, и позже пройти курсы по переподготовке специалистов в этой области.

Также наиболее успешными в профессии становятся специалисты, имеющие большой опыт работы, поскольку они лучше знают, как поведет себя животное в необычных, порой совершенно нестандартных ситуациях.

Где учиться на зоопсихолога?

Все организации, где учат на зоопсихолога, делятся на те, что могут принять на обучение студентов после 9 класса, и те, что предоставляют образовательные услуги только абитуриентам, которые окончили старшую школу.

Обучение на зоопсихолога после 9 класса

Если говорить об учреждениях, где учат на зоопсихолога после 9 класса, то такие любой абитуриент без труда может найти практически в каждом городе России.

После 9 класса на зоопсихолога учиться можно пойти в аграрные или сельско-хозяйственные техникумы или колледжи.

В данном случае следует выбирать такие специальности, как ветеринария, биология или психология. Предпочтение следует отдать тем колледжам, которые прикреплены к конкретным высшим учебным заведениям. Это позволит получить высшее образование на базе среднего профессионального и избежать сдачи ЕГЭ.

Учеба на зоопсихолога после 11 класса

Если же говорить о вузах, обучающих данной специальности, то стать зоопсихологом в России не так просто – количество высших учебных заведений более ограничено.

Среди доступных для поступления на зоопсихолога, это такие высшие учебные заведения, как МосГУ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (специальность – клеточная и молекулярная биотехнология), МГУ им. М. В. Ломоносова, Московский педагогический государственный университет (специальность – психология), Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева.

Какие предметы нужно сдавать на зоопсихолога?

Для того чтобы поступить на зоопсихолога, будущему специалисту необходимо сдать ОГЭ или ЕГЭ.

Если поступать в средние профессиональные учебные заведения, предметы ОГЭ, которые нужно сдавать на психолога будут связаны с обязательными русским языком и математикой, а также 2мя любыми другими дисциплинами по выбору.

Прием в колледжи и техникумы, обычно, осуществляется по конкурсу аттестатов, так что важными становятся выставленные в него итоговые оценки.

Какие предметы нужно сдавать на зоопсихолога после 11 класса? Обязательными экзаменами для всех выпускников станут русский язык и математика. Но этого для подачи заявления в вуз будет недостаточно, нужны еще и профильные дисциплины.

Профильными предметами, которые нужно сдавать на зоопсихолога в большинстве вузов станут биология, обществознание, химия и профильную математика.

Кроме того, в качестве дополнительных вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, могут быть представлены тесты или творческие задания по психологии, начальных знаниях об анатомии животных и человека.

Подведем итог. Стать зоопсихологом в России реально, после 9 класса нужно искать специальности, связанные с биологией, профессией ветеринара и психологией. Но больше шансов для карьеры есть у тех, кто получает высшее образование. Среди вузов, где учат на зоопсихолога, стоит искать научные или психолого-педагогические высшие учебные заведения. Ключевые экзамены и предметы, которые нужно сдавать на зоопсихолога – русский, математика, биология, химия и обществознание.

работа зоопсихолога фото

Профессия зоопсихолога относится к молодым и набирающим популярность в мире. В России, впрочем, она не так известна как специальности кинологов и дрессировщиков.

Зоопсихология является научной отраслью, которая изучает особенности характера и поведения животных как в дикой природе, так и среди одомашненных особей. Впрочем, основная специализация ученых-зоопсихологов – изучение диких животных. Предметом изучения выступают различные поведенческие стратегии особей в природе: как они реагируют на внешние воздействия, изучают и познают мир, как взаимодействуют с другими особями, как устроена их память и интеллект и т.д.

Впрочем, ничего удивительного, что наработки ученых в конечном итоге перекочевали в прикладную отрасль в виде коррекции поведения домашних питомцев.

Зоопсихолог

Источник фото: Leohoho/pexels

Особенности профессии зоопсихолога

Животные, как и люди, подвержены стрессам, испытывают психологические травмы и страхи. Основная проблема в том, что человек может рассказать психотерапевту о своих проблемах. В случае с собакой или кошкой специалист должен самостоятельно найти причины.

Впрочем, зоопсихологи лечат не только комнатных домашних любимцев. Их знания нужны в сельском хозяйстве. К примеру, зоопсихолог может найти причину уменьшения надоев у коров.

Основные обязанности зоопсихолога:

налаживание контакта между хозяином и питомцем;

коррекция поведения животного;

поддержка во время социальной адаптации;

дрессировка, воспитание и обучение животного (для собак курсы ОКД и УГС);

консультирование владельцев животных, рекомендации по кормлению и уходу.

Зоопсихолог и дрессировщик: в чем разница?

Профессия зоопсихолога достаточно молодая, поэтому их часто путают с кинологами и дрессировщиками. Однако всё-таки отличия более чем существенные. Во-первых, зоопсихолог не обучает животных командам. Во-вторых, он главным образом помогает разобраться в психике питомца и выстроить у него правильную систему поведения, реакции на хозяина. Впрочем, основной контингент зоопсихологов - это владельцы собак, поэтому ничего удивительного, что их не отличают от кинологов.

Кроме того, зоопсихолог по большей части работает и с самим хозяином вплоть до того, что дает рекомендации по выбору того или иного животного.

Отличие зоопсихолога от дрессировщика

Источник фото: La Miko/pexels

Профессиональные требования к зоопсихологу

Работа зоопсихолога требует от специалиста постоянного развития, изучения новых техник. В ней нет места рутине, ведь каждый случай требует индивидуального решения.

Зоопсихолог должен помочь хозяевам и питомцам найти контакт друг с другом, понять причины для аномалий в поведении животного, обнаружить источник стресса.

Зоопсихологу требуются такие качества как:

Чаще всего к зоопсихологу обращаются владельцы собак или кошек, но бывают и случаи, когда приходится работать с лошадьми или крупным рогатым скотом.

Зоопсихолог должен уделять большое внимание работе с заводчиками животных. Так же как и в случае с психологией человека, ранний опыт сильно влияет на животное и его поведение. Если не приручать его к определенным действиям с самого раннего возраста, затем это может проявиться в идее различных отклонений.

Зоопсихологу необходимы познания в таких областях как:

Вакансии для зоопсихолога на рынке труда и уровень зарплаты

Так как специальность зоопсихолога не очень широко известна в России, то и найти открытые вакансии непросто.

Опытные специалисты не скрывают, что чаще всего клиенты передают информации о них друг другу «по старинке». Поэтому на начальном этапе, когда нет достаточно опыта и наработанной базы заказчиков, стоит попытаться устроиться на стажировку в команду опытных профессионалов.

Где может работать зоопсихолог

Зоопсихологи, как правило, работают в таких организациях как:

НИИ со специализацией в зоологии и животноводстве;

Где учат на зоопсихологов

Чтобы получить высшее образование по специальности зоопсихолога можно поступить на факультет психологии или биологии.

Также существуют краткосрочные курсы, дающие начальные знания по зоопсихологии, которые также подходят для владельцев животных. Учат на зоопсихологов там же, где и на обычных психологов.

Многие меня спрашивают, как же все-таки стать зоопсихологом? Где брать информацию, на какие курсы идти, что почитать? Я решила ответить на все вопросы статье.

Где же можно учиться на зоопсихолога?

Поскольку официально профессии «зоопсихолог» не существует, довольно трудно бывает понять, в какой же ВУЗ поступать, чтоб овладеть этой редкой специальностью. И тут, действительно все непросто. Скорее всего, для идеальной подготовки, вам придется получать не одно, а два образования. Например, ветеринар (ветеринарный фельдшер) и психолог. Или биолог и психолог. Хотя, например, окончить биологический факультет МГУ будет, наверное, лучшим решением. Многие ведущие зоопсихологи обучались и работали на кафедре высшей нервной деятельности МГУ.

Вы должны понимать, что ветеринар – это не равно зоопсихолог , курс зоопсихологии в ветеринарных вузах очень слабый. И психолог – не равно зоопсихолог , потому что человеческие психологи тоже вскользь проходят зоопсихологию и, конечно же, не практикуются в ней.

Если образование у вас не совсем по профилю биологии, то вам, скорее всего, придется окончить несколько курсов, которые помогут вам узнать о последних новинках в сфере изучения поведения животных, и идеально, если там будет и некоторая практика и супервизия. Таких курсов сейчас много и они делятся на те, которые можно прослушать неподготовленному студенту и на те, что сложны даже для людей с опытом работы. Такие курсы, обычно, ведут опытные зоопсихологи и специалисты по поведению животных.

По понятным причинам я не могу рекомендовать конкретные курсы из тех, что я не слушала. Я могу рассказать только о тех, которые мною были прослушаны. Но, начав искать про них инфу, я поняла, что многих из этих курсов уже просто не существует, так как слушала я их 8-5-3 года назад. Так что конкретных рекомендаций я не могу вам дать. Из последних мной виденных очень понравились курсы Академии Московского Зоопарка, Курсы "Архэ" Сотская Мария Николаевна (это больше теория), курсы Софьи Баскиной. Но вот первых двух в 2020 году я уже не нашла.

Зато я могу рассказать, как выбрать курсы . Я выбираю всегда по трем критериям – специальность преподавателя, легкость или сложность восприятия подачи преподавателя, цена . Например, все курсы, что я слушала, читали опытные биологи, прежде чем записаться на курсы, я смотрела их лекции в свободном доступе, чтобы понять уровень их знаний и то, насколько мне легко или тяжело будет воспринимать инфу.

Ну и цена имеет значение. На сегодняшний день (2020 год) средняя цена хороших курсов составляет 30-50 тыс рублей за семестр.

Вы должны понимать, что курс зоопсихологии не равно – курс о том, как дрессировать собаку, или курс о том, как дрессировать кошку. Такие вещи часто рассказывают в лекциях для владельцев (в том числе и я сама читаю такие лекции). Но курс зоопсихологии должен включать общие принципы поведения всех животных, должен давать минимальные знания о высшей нервной деятельности, об общих процессах и закономерностях поведения, а уж потом давать определенную специализацию. Поэтому, когда я вижу курс под названием «Курсы для кинологов» или «Курс зоопсихолога фелинолога», то я очень предметно начинаю разбираться с какой подготовкой туда нужно идти и каков, вообще, уровень этого курса. Если приглашают «с нуля», то это меня сразу напрягает, как можно изучать специализацию не получив общих знаний?

Конечно же, время от времени знания придется обновлять, так что стоит закладывать бюджет на курсы хотя бы раз в три года, если вы решили всерьез работать по специальности.

Также совершенно необходимо самообразование! Оно заключается в первую очередь в изучении учебников и книг. Вот этого я вам могу порекомендовать с лихвой!

Начинайте с основ. Берите книги основоположников этологии и зоопсихологии Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена. Не стоит все, что в них написано принимать, как руководство к действию, за век многое изменилось. Но чтобы понять науку, нужно понимать то, как она развивалась, какими путями шла, какие есть школы и методы. Всему этому научат именно ранние работы и исследования.

Например, моими первыми настольными книгами, в качестве начинающего зоопсихолога, были книги Конрада Лоренца «Человек находит друга», «Агрессия, так называемое зло», «Год серого гуся».

Также неплохо зашла книга Тинбергена «Социальное поведение животных».

Из работ российских ученых – Зорина, Полетаева, Резникова «Основы этологии и генетики поведения».

Леонид Крушинский «Биологические основы рассудочной деятельности»

Из новых книг вы можете почитать современные (только, умоляю, не 80х-90х годов, а, действительно, современные) учебники по зоопсихологии.

Например, есть учебник Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология».

Хорвитц Д. «Руководство по поведенческой медицине собак и кошек».

Ну и основное в профессии зоопсихолога – это практика. Причем, практика, это не как некоторые думают «я всю жизнь держу кошек, что я там не знаю?», а это постоянный и большой поток животных. И желательно, чтобы ваша практика первых лет, была все же не совсем на клиентах. Идеально для практики поработать в приюте, поработать помощником ветеринара в стационаре, организовать передержку, поработать в зоогостинице. То есть у вас должен быть непрерывный поток новых животных, с которыми у вас есть возможность какое-то время работать и видеть результат своей работы. Если при этом удастся еще общаться с владельцами, будет, вообще, хорошо.

К примеру, моя учеба как раз началась с практики, так как я организовала дома небольшую передержку, чтобы помогать волонтерам. И как раз эта передержка показала мне, как же, в сущности, еще мало я знаю о кошках! Ну и поиск соответствующих знаний и привел меня в профессию. К тому же несколько лет я консультировала по Интернету совершенно бесплатно, на волонтерских сайтах. Кстати, такая возможность есть абсолютно у всех. На волонтерских форумах вы найдете тонну практики, плюс вы сможете помогать тем, кто в этом нуждается, но не имеет возможности заплатить.

Могу сказать, что первые три-пять лет я, вообще, почти не имела дохода от профессии зоопсихолога, и приходилось ее совмещать с работой в офисе. К этому стоит быть готовыми. Ведь опыт нарабатывается годами.

Если вы решили стать зоопсихологом или специалистом по коррекции поведения животных – впред! Начните с любого из вышеперечисленных пунктов! Это безумно интересная профессия и включает работу не только с кошками и собаками, но и с лошадьми, коровами, свинками, хорьками и даже с дикими животными в неволе! Любой может найти специализацию по душе! У меня вот к кошкам талант, а к собакам нет. Хотя люблю всех животных очень сильно!

Новые профессии ломают стереотипы человеческого сознания, и порой становятся основой для развития нового направления в науке. Яркий пример – профессия зоопсихолога. Древние греки, дав название науке о душе и характере, никак не предполагали, что люди будущего станут с этой точки зрения рассматривать поведение животных, хотя в мифах и отождествляли их с людьми.

Зоопсихолог

С другой стороны, надо признать, что «братья наши меньшие» удивляют неожиданным поведением так, что невольно люди сравнивают их с собой, забывая, что с научной точки зрения, высшей формой разума наделен только человек.

А, может быть, homo sapiens бесцеремонно присвоил себе «пальму первенства» в борьбе за выживание, а животные просто великодушно позволили это сделать? На этот и многие другие вопросы предстоит ответить зоопсихологам, которые помогают нам лучше понимать не только собаку или дельфина, бросающихся на помощь человеку, но и свое поведение, роль в природе.


Кто такой зоопсихолог?

Зоопсихолог – специалист, который превосходно разбирается в психологии животных, а также занимается коррекцией их поведения, направленной на выстраивание комфортных взаимоотношений как между питомцем и хозяином, так и между несколькими питомцами.

Совершенно очевидно, что название профессии состоит из двух слов, восходящих к древнегреческому языку: ζῷον – животное, ψυχή – душа, характер. До XVIII века предметом изучения психологии все исследователи единодушно считали душу, сознание и подсознание (врожденные и приобретенные рефлексы), поведение человека в социуме. Труды философов древности и средневековья не противоречили основным принципам теологии и философии. Но только до появления Ч. Дарвина с его теориями естественного отбора и происхождения видов, которыми он уравнял психическое приспособление человека в результате эволюционного отбора с инстинктами животных, вне зависимости от строения организма.

Дарвинизм получил развитие в работах многих ученых, а исследования физиологии высшей нервной деятельности (условных и безусловных рефлексов), И. П. Павлова, окончательно разрушили теологические мифы о божественной природе человека, вернули его на одну ступень с высшей биологической формой – млекопитающими.

Учитывая, что зоология и психология тесно взаимодействуют с большим количеством других наук, одной из основных обязанностей специалиста на протяжении всей карьеры станет их изучение. Ведь, невозможно понять, что движет поведением животных, не имея фундаментальных знаний. Зоопсихология – гуманитарная и естественная наука, которая помогает человеку понять себя через эволюционные поведенческие аспекты животных.

Появление профессии зоопсихолога в конце ХХ века говорит о возросшем интересе к проблеме. Животные – не просто любимые питомцы, живущие рядом с человеком. Они «работают» спасателями, охранниками, сыщиками, поводырями. Изучение их поведения нужны людям, в первую очередь, для того, чтобы оставаться людьми.

Отметим, что работа зоопсихолога важна не только с точки зрения научных исследований. К этим специалистам очень часто обращаются людьми, чьи питомцы, например:

  • проявляют немотивированную агрессию;
  • не могут ужиться с другими питомцами;
  • испытывают проблемы с туалетом;
  • портят вещи.


Какими личными качествами должен обладать зоопсихолог?

В профессию приходят люди, любящие животных. Это – основное требование к зоопсихологу. Чтобы помочь хозяину установить контакт с хвостатым другом, специалист должен найти взаимопонимание с людьми, а для этого необходимы коммуникативные способности. Без специальных знаний зоопсихолог не сможет оказать квалифицированную помощь. Профессионалу необходимы:

  • Желание учиться и интеллектуальные способности к обучению;
  • Усидчивость и высокая умственная работоспособность для самообразования и повышения квалификации;
  • В обучении поможет интерес к гуманитарным и естественным наукам, а впоследствии он станет опорой для возможной научной работы, вместе с приобретенным практическим опытом;
  • Зоопсихологам, которые работают в тандеме с кинологами, необходима хорошая физическая форма, чтобы заниматься дрессировкой собак;
  • Все животные инстинктивно чувствуют настроение человека, поэтому, чтобы справляться с работой, зоопсихолог должен быть уверен в себе, сдержан, но требователен;
  • Специалисту необходимо постоянное внимание к деталям, хорошая реакция на малейшее изменение настроения животного; предельная концентрация внимания и собранность нужны в работе с хищниками (в цирке, в зоопарке).

Работа зоопсихолога многоплановая даже в пределах одной узкой специализации, и поэтому специалист должен быть готовым к самым разным ситуациям в работе с животными.

Преимущества профессии зоопсихолог

Универсальные знания зоопсихолога востребованы в кинологических школах, в сельскохозяйственной отрасли, в зоопарках. Очень нуждаются в помощи зоопсихологов животные-артисты. Специалист может найти применение своим знаниям в лесном хозяйстве или на животноводческой ферме.

Набирают большую популярность услуги зоопсихолога у частных лиц, и это – наиболее доходная сфера деятельности для специалиста. Стоимость одной консультации зоопсихолога – 2,5-4 тысячи рублей. Средняя зарплата работника на государственном предприятии в столице – 45-90 тысяч рублей, а в коммерческих структурах она намного выше.

Новая профессия имеет большие перспективы, так как любовь к животным у людей продолжается на протяжении тысячелетий и технический прогресс ее не остановит.


Недостатки профессии зоопсихолог

Сейчас найти свободную вакансию зоопсихолога сложно. Причина не только в том, что профессия еще не стала популярной: люди, влюбленные в свою профессию и любящие животных, делают осознанный выбор, раз и навсегда, и поэтому в этой профессии почти нет «текучки кадров».

Работа часто связана с высоким уровнем эмоционального напряжения. Зоопсихолог обязан вникать в проблемы взаимоотношений людей и животных, а это влияет на собственное эмоциональное состояние. Уровень профессиональной ответственности тоже достаточно высок.

Работая с хищными животными, зоопсихолог должен помнить, что любая ошибка связана с риском для здоровья и жизни, так как хищники больше, чем домашние питомцы склонны к непредсказуемой агрессии, в особенности тогда, когда животное болеет или перенесло стресс.

Где можно получить профессию зоопсихолога?

Будущему специалисту необходимы профильные знания по психологии. Неплохо иметь базовый уровень по таким предметам, как анатомия и физиология высшей нервной деятельности. Обучение можно начать в колледже, но надо понимать, что для хорошей квалификации этого объема знаний будет недостаточно.

Лучшие ВУЗы России имеют разнообразные программы обучения, и выбирать их следует с учетом определенного направления: сделать акцент на собаководстве или ветеринарии, сельскохозяйственных животных или диких животных, морских млекопитающих и т.д.

Зоопсихология и сравнительная психология

Базовая часть этого курса основана на лекциях, читавшихся на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова сотрудниками лаборатории зоопсихологии под руководством К.Э.Фабри, которая существенно дополнена современными представлениями в области психологии, когнитивных и эмоциональных способностей животных. Особое место мы отводим причинам развития патологических форм поведения и психики, а также вопросам, связанным с их предупреждением и коррекцией.

> О чем

> Для кого

Наш курс рассчитан на людей с высшим или специальным средним профессиональным образованием (зоологи, специалисты по коррекции поведению животных, ветеринарные специалисты, а также учителя и преподаватели ВУЗов).

> Срок обучения

1,5 месяца – 28 ак. Часов (+ 10 часов самостоятельной работы).

> Режим занятий

1 раз в неделю по 4 ак. часа: 19.00-22.15. Слушателей получают возможность трех дополнительных посещений зоопарка для проведения практической работы. После окончания курса, по результатам сдачи зачета, слушатели получают диплом о повышении квалификации по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная психология».

> Учебная программа

Модуль 1. Зоопсихология в диалоге с другими, изучающими поведение животных, науками (этология, когнитивная этология, социально-когнитивный подход, бихевиоризм).

Тема 1. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. Антропоморфизм и его причины. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия.

Тема 2. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. Этология, бихевиоризм, основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения.

Тема 3. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных.

Модуль 2. Эволюция психического отражения. Возможные критерии психического отражения. Этапы развития психики в филогенезе.

Тема 1. Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.)

Тема 2. Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни.

Тема 3. Критерии психического.

Тема 4. Стадиальная концепция развития психики А.Н.Леонтьева, К.Э.Фабри

Модуль 3. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных.

Тема 1. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Подражание, социальное научение, «культура у животных» (аллеломиметическое поведение и имитационное научение).

Тема 2. Групповой образ жизни. Гипотеза «социального интеллекта». Социальное маневрирование («Machiavellian intelligence»), способность животных к оценке знаний и намерений других особей («theory of mind»): экспериментальные парадигмы, возможные когнитивные механизмы, усвоение «поведенческих правил» как альтернативное объяснение.

Тема 4. Сложные формы группового поведения, приводящие к поддержанию структуры группы. Формы коммуникации, поддерживающие единство группы (аффилиативное поведение), ритуализация агрессивного поведения, постконфликтное урегулирование. Коалиции формирование особых социальных уз у высших животных. «Примирение» как стратегия улаживания конфликтов. Формы постконфликтного поведения у разных видов животных (приматов, псовых, китообразных, копытных). Гипотеза Ф. Де Вааля об эволюционном усложнении форм постконфликтного урегулирования приматов.

Модуль 4. Онтогенез. Формирование поведения, когнитивных и эмоциональных способностей в норме и патологии.

Тема 1. Общее представление об онтогенезе животных. Представление о поведенческих траекториях и формировании специфических поведенческих профилей (патология поведения. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных.

Тема 2. Пренатальный (эмбриональный) период. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Современные представления об эпигенезе.

Тема 3. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных: взаимодействие материнской особи с детенышами как ключевое условие развитие поведения и психики.

Тема 4. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. Концепции игры животных. Виды игр. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность.

Тема 5. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды.

Модуль 5. Сравнительные аспекты изучения психических возможностей человека и животных; вопросы «культуры», «альтруизма», интеллекта животных и человека.

Тема 1. Сравнительное изучение раннего поведения и психики детей и детёнышей человекообразных обезьян . Эксперименты по «воспитанию» детёнышей человекообразных обезьян в «семье». Сходства и различия общего физического развития, игрового поведения, подражания, мышления у детёнышей шимпанзе, выращенных в «человеческих» условиях, и человеческого ребенка. Сходства и различия формирования эмоциональных уз, проявления эмоций у детёнышей человекообразных обезьян и детей.

Тема 2. Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам.

Тема 3. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия (взгляды с точки зрения этологии человека, эволюционной психологии, культурно-исторической психологи Л.С.Выготоского, теории деятельности школы А.Н.Леонтьева). Вопросы «культуры», «альтруизма», интеллекта животных и человека. Особенности кооперативного поведения и коммуникации антропоидов и сотрудничества (совместно-разделённой деятельности) у людей; особенности эмоционально-мотивационной сферы антропоидов.

Модуль 6. Прикладные аспекты зоопсихологии.

Тема 1. Содержание животных в неволе, понятие о благополучии животных, об обогащённой и обеднённой среде. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции.

Тема. 2 . Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи.

Читайте также: