Где проходили выборы на должность народного трибуна в риме

Опубликовано: 15.05.2024

Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосудар­ственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.

Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как долж­ностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновен­ны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, счи­талось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право помощи (ius auxilii): народ­ный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каж­дого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не рас­пространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.

Из права помощи впоследствии развилось более широкое право проте­ста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже пред­ложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их не­согласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствую­щее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдель­ному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто при­водило к злоупотреблениям.

Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежа­ли денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).

Первоначально трибунам принадлежало право созывать только пле­бейские собрания, председательствовать на них и вносить предложения. Впоследствии, когда фактическая разница между собраниями плебса и трибутными комициями стерлась, трибуны получили возможность прини­мать активное участие в общем законодательстве. Одновременно народ­ные трибуны добились доступа в сенат, а затем права его созывать со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, власть трибунов, на первых порах очень скромная, с течением времени выросла до большого объема. Она была ограничена, в сущности, лишь правом интерцессии коллег и тем, что распространялась лишь на городскую территорию, а вне ее действовала на расстоянии толь­ко 1 римской мили (около 1,5 км). Протест народного трибуна не распро­странялся на действия диктатора и сохранял силу только во время пребы­вания данного трибуна в должности.

Трибунат исторически был органом римской демократии, особенно ощутима была эта роль в периоды больших народных движений. Но бла­годаря широким размерам коллегии (10 человек) трибунат легко стано­вился объектом подкупа и других влияний, идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником величайших злоупотреблений. В конце Республики народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Сенаторы и трибуны

Сенаторы и трибуны На комициях выбирали народных трибунов – блюстителей интересов, прав и достоинства римских граждан.За помощью к трибуну мог обратиться каждый римлянин. Для этого двери дома трибуна были открыты не только днём, но и ночью, а сам он не мог отлучаться

Катон, трибуны и женщины

Катон, трибуны и женщины Вернемся немного назад и остановимся на законе, касавшемся в первую очередь матрон — законе Оппия. Он был внесен в комиции консулом Гаем Оппием в 215 г. до н. э. (в разгар войны с Ганнибалом) и запрещал женщинам «иметь больше полуунции золота, носить

Народные восстания

Народные восстания В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Народные восстания

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

Народные трибуны

Народные трибуны Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и

Трибуны и публика

Трибуны и публика Посмотрим теперь на трибуны, предназначенные для зрителей<606>. Они расположены по две в обоих концах фриза, друг против друга и обращены к зрелищу, разворачивающемуся посередине. Возникает вопрос (хотя приемы античной живописи не допускают такого

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Есть хорошее правило, свидетельствующее о том, что самым убедительным является не пересказ события, выступления, какой-нибудь тронной или обвинительной речи, а документ. Сама речь, хронология события — словом документ, подлинный и точный.

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью (448…444 г.)С тех пор, как патриции вынуждены были допустить плебеев к участию в децемвирате, ничто уже более не могло воспрепятствовать народу непреодолимо стремиться вперед по пути достижения и

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось

5. Народные стенгазеты

5. Народные стенгазеты В газетах все время пишут почти исключительно о Сталине. Совсем как по пословице: «Без Бога ни до порога», что ни слово, то Сталин во всех склонениях и спряжениях. А в действительности, что ни мат, то обязательно таковой посылается по адресу

Народные волнения

Народные волнения АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–1706 гг. — выступление стрельцов, солдат и посадских людей.В ночь на 30 июля 1705 г. в Астрахани ударил набат. Отряд солдат и стрельцов ворвался в Астраханский кремль и начал убивать «начальных людей». Восставшие были возмущены тем,

Народные волнения

Народные волнения ЧУМНОЙ БУНТ — стихийное восстание в Москве в октябре 1771 г. во время эпидемии чумы. «Моровая язва», как в России называли чуму, появилась из Турции и с ноября 1770 Г. унесла 200 тыс. жизней. Меры властей по борьбе с эпидемией — прививки, установки карантинов,

Народные поверья

Народные поверья Если не я за себя, то кто же за меня?Если я только за себя, то зачем я?Рабби Хиллела* Еврей в русских народных поверьях – это всегда злое, отрицательное существо – одним словом, "жид". Попытки поставить знак равенства между словами "жид" и "еврей" не

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X — начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

Социальная борьба всегда была интересна исследователям, а история Древнего Рима стала центром изысканий ученых еще в эпоху Возрождения. Труды, накопившиеся с тех пор, освещают практически все стороны политического, культурного, экономического развития царского, республиканского и императорского периодов. Вследствие классовой борьбы между бесправными плебеями и всевластными патрициями образовалась новая должность, призванная защищать низшие слои населения.

Зарождение института народных трибунов

Народный трибун это

Народный трибун – это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей.

Плебеи – практически бесправная категория населения, которая образовалась как результат социальной борьбы. Они имели право на небольшой участок земли. Но именно на плебеев стремилась опираться римская царская власть, их хотели сделать главной силой армии. Впервые смешение низших и высших прослоек населения произошло во время правления Сервия Туллия. Он провел реформу административной системы – на место родовых триб пришли территориальные. Мужское население поделили на 6 разрядов вне зависимости от происхождения. В царский период выборность органов власти была фактически ликвидирована, но с установлением республики начали собираться народные собрания. Центуриатные комиции заменили царя и имели аналогичные полномочия. Патриции монополизировали власть в сенате. Тогда же обостряется борьба плебеев за права – они хотели получить равные с патрициями возможности в общественной жизни, стремились ограничить долговой процент. В 494 году до н. э. - в знак протеста против сената - плебс собирается на Священной горе. Это была первая сецессия. Сенат пошел на уступки и позволил организовать магистрат и ввести должность защитников народных прав.

Что означает слово «народный трибун»? Происходит от понятия «триба» - община в Древнем Риме. Так назвали представителей из простого народа, его защитников, избираемых каждый год.

Борьба за права

Что означает слово народный трибун

Плебеи имели возможность оказывать вооруженное сопротивление, поскольку к тому времени многие были на службе в армии и имели определенные навыки. Народный трибун – это должность, которая возникла в результате похода против патрициев. Последние были напуганы и пошли на уступки. Но не все были рады образованию новой должности. Ожесточенную борьбу вел Марций Кориолан – он развернул масштабную войну. Сражение остановили по просьбе самих патрициев, которые пожелали установить мир. Тогда стало понято, что означает слово «народный трибун» на самом деле – не просто выборная должность, а результат стремлений и борьбы всего неполноправного народа Рима. Социальная схватка показала состоятельность новой должности и ее силу.

Полномочия и обязанности

История Древнего Рима

Главной задачей была защита прав простого населения – плебса. Трибуны могли повлиять на решение магистрата, сената. Не имели власти они только над цензорами и диктаторами. Права их выражались в возможности налагать вето, штрафовать магистратов, простых граждан за различные нарушения. Со временем они получили и законодательные права.

Двери его дома должны были быть открыты для народа всегда – народный трибун, священное лицо в Риме, обязан был в любое время суток оказывать поддержку и защиту тому, кто в этом нуждался. Можно сказать, что он был привязан к Риму – нельзя было покидать город более чем на сутки.

Эта должность была центром развития демократических идей и устремлений. Но работать они должны были слаженно, иначе противостояние вызывало застой и невозможность принять единое решение. В разное время полномочия и права были разными и постепенно исчезли во время империи.

Развитие новой должности

С утверждением трибуната врагов у плебеев меньше не стало. Наиболее масштабную борьбу с ними вел патрициальный род Апиев Клавдиев. Хронология событий республиканского периода изучается в школе, тема – «Древнейший Рим» (5 класс).

Со временем трибунов стало больше – количество возросло до 10. Во время правления децемвиров должность была временно упразднена. Возобновление деятельности трибунов связано с принятием законов «XII таблиц». Они изменили многое: права, полномочия, состав триб.

По законам Валерия и Горация плебисцит имел общегосударственную силу. Народные трибуны в Риме постепенно получали законодательные права. Вскоре был разрешен неравный брак плебеев и патрициев. К IV веку до н. э. комиции трибунов стали законодательным собранием. В это время была достигнута большая победа – получение части земли из «общего поля» завоеванных земель, долговые обязательства стали не такими обременительными. Плебеи смогли претендовать на должность консула – первым стал Лициний Столон. Для IV века до н. э. народный трибун – это неприкосновенное государственное лицо с правом законодательной инициативы.

Время великих законов

Народные трибуны в Риме

Гай и Тиберий Гракхи – народные трибуны, которым удалось принять наиболее судьбоносные законы, связанные с аграрной ситуацией в стране. Была создана специальная комиссия по работе над законопроектом. Суть предложения – национализация земель, благодаря которым много веков богатела знать, и передача их народу. Народное собрание приняло закон, но патриции стали оказывать вооруженное сопротивление. Тиберий был убит, но его деятельность продолжил Гай.

Он также был избран народным трибуном, однако проводил иную политику. Его законы были более гибкими по отношению ко всем слоям. Судебная реформа возвысила всадников, практически приравняв их влияние к величию сенаторов. Много усилий Гай приложил к созданию заморских колоний. Главной его целью был Карфаген.

Активность Гая напугала патрициев. Сенат отдал предпочтение противнику Гракха, в результате реформатор также был убит – по его собственному приказу раб нанес смертельную рану трибуну. Такое решение было принято из-за гибели сторонников Гая в вооруженном поединке с сенатом. Реформы братьев Гракхов потерпели поражение.

Годы упадка

Сенат постепенно ограничивал права трибунов. На короткий период, вследствие противостояния оптиматов и популяров, их влияние и престиж снова возросли. Но нерешенность земельной проблемы ударила по популярности трибуната. Попытка Ливия Друза реализовать свой аграрный законопроект закончилась фатально – он был убит.

Ослабил трибунов и диктатор Корнелий Сулла. По его закону сенат должен был подтверждать законодательные инициативы. А трибуны не могли претендовать на должность выше. Во времена консулов Красса и Помпея временно все привилегии были возвращены.

Древнейший Рим 5 класс

Должность утратила свой былой смысл после прихода к власти Юлия Цезаря – он объявил себя вечным народным трибуном. Все императоры поступали так же. Окончательно должность исчезла в III веке н. э. Народный трибун – это был лишь пережиток республиканского периода развития Рима.

Самые ранние известные современным людям выборы прошли в Древней Греции, в районе Аттики, примерно в XI-IX веках до нашей эры. Выборы были неотъемлемой процедурой в древнегреческом полисе, в них принимали участие все свободные мужчины, однако исход в большей степени зависел от мнения аристократии, чем от результата выборов. Силу закона результаты выборов приобрели при Перикле, во время золотого века Афин. Римская республика переняла принцип проведения выборов у греков и усовершенствовала его, в дальнейшем эта процедура использовалась в период Римской империи и позднее в Восточной Римской империи при выборах на низкие должности.

В начале становления Римской республики согласно принципу «клиент-патрон» клиент в обмен на защиту и помощь от патрона мог голосовать за последнего на выборах или агитировать других голосовать за своего патрона. Однако позже римский сенат законодательно ввел принцип тайного голосования при выборах магистратов (гражданских и военных сановников, избиравшихся на краткосрочный период), а позже и при обсуждении дел о государственной измене. Данный принцип усложнил возможность неправомерного прихода к власти, нивелировав контроль за голосами избирателей. Согласно leges de ambitu, для поддержания здоровой конкуренции кандидатам было запрещено подкупать избирателей проведением бесплатных игр, раздачей денег и хлеба. Любой кандидат, нарушивший данные правила, подвергался суровому наказанию. Как и в настоящее время, регистрация кандидатов и предвыборная кампания начинались задолго до дня голосования. Человек, изъявивший желание баллотироваться на ту или иную должность, должен был заранее известить соответствующий магистрат. Магистрат, в свою очередь, должен был проверить данного кандидата на соответствие избирательному законодательству и внести его в список для голосования или отказать в этом.

День регистрации кандидата считался днём начала предвыборной борьбы, которая длилась до дня голосования. Чтобы подчеркнуть свой статус и выделиться из толпы, кандидаты облачались в белоснежные тоги – символ чистой совести. Leges de ambitu позволял кандидатам обращаться к народу на базарах и форумах – главных площадях римских городов. На встречах с электоратом кандидаты вели себя учтиво, обращались к каждому избирателю по имени и просили поддержки своей кандидатуры. С каждым кандидатом был раб-номенклатор, чьей обязанностью было запомнить имя каждого избирателя и подсказать его кандидату, если последний это имя забыл. По традиции, в день голосования перед заседанием комиций (вид народных собраний в Древнем Риме) старшие из магистратов определяли волю богов по полёту и крику птиц, такой ритуал назывался auspicia – ауспиции. За правильностью исполнения ритуала наблюдал авгур, он же решал, благоволят боги выборам или нет. В случае, если авгур видел дурные предзнаменования, выборы переносились, а комиции распускались, при хороших знамениях начиналось заседание комиций. Заседания могли проходить только днём, после наступления темноты незавершённые заседания переносились на другой день. После совершения ауспиций магистраты приказывали созвать электорат и распределить его по центуриям (в соответствии с имущественным цензом) или трибам (в соответствии с избирательным округом). Очерёдность голосования определялась вытягиванием жребия – деревянной или бронзовой таблички с начертанными буквами или стихами. Таблички закладывались в специальную урну и перемешивались, а детям или сторонним лицам поручалось вытащить одну из них. Центурия, выбиравшая первой, называлась centuria praerogativa. Результаты её голосования воспринимались всеми остальными центуриями как изъявление воли богов, которую необходимо выполнить. На данный момент известно два вида голосования: открытое, существовавшее до установления принципа тайны голоса, и непосредственно тайное. В открытом голосовании жителей Рима напрямую спрашивали, готовы ли они поддержать того или иного кандидата, и ответственные лица фиксировали все голоса «за» и «против». В такой ситуации патриции могли легко влиять на выбор голосовавших, чем активно пользовались.


Монета с изображением голосующего гражданина

В ходе тайного голосования первоначально свои голоса избиратели отдавали при помощи своеобразного лабиринта, или как его называли римляне saepta – сети деревянных перегородок, поставленных таким образом, чтобы голосующий не мог выйти самостоятельно. Такое строение исключало возможность повторных голосов. Позже, при Юлии Цезаре, на месте обветшавшего деревянного лабиринта были возведены мраморные колонны. У лабиринта имелось множество входов, где голосующие ждали своей очереди. Голосование начиналось после сигнала, в нём принимали участие все центурии, кроме centuria praerogativa. Точный порядок голосования неизвестен, однако есть предположение, что перед входом в ограждение голосующие получали дощечку, на которую писали сами, или просили доверенное лицо написать имена двух своих кандидатов, затем дощечки бросали в урну, и избиратели оставались внутри лабиринта до конца голосования. Выборы проводились не только в самом Риме, но и во всех городах империи. Как правило, в римских провинциальных городах управление составляли дуумвиры – высшие должностные лица, и декурионы – члены местного сената. Избиравшиеся раз в пять лет квинквенналы составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, уборка улиц и т.д.) были возложены на младших магистратов – эдилов. Выборы в органы местного самоуправления проходили посредством деления каждого города на несколько курий – избирательных участков.

Избираться на обычные должности могли все совершеннолетние и свободные граждане, требования же к кандидатам на более высокие провинциальные магистерские должности были выше: помимо совершеннолетия и гражданства требовались незапятнанная репутация, обладание определённым имуществом и последовательное продвижение по должностной лестнице. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. Имена кандидатов объявлялись заранее дуумвиром или квинквенналом, проводившим выборы. В случае недостаточного количества кандидатов им позволялось выбрать себе заместителей, те в свою очередь, могли выбрать себе помощников, в итоге в избирательные списки попадали все эти лица. Также как на выборах в столице, в провинциях избиратели писали имя своего кандидата на дощечке и бросали её в урну. В выборах могли принимать участие не только отдельные кандидаты, но городские общества, такие как молодежные союзы, сельские союзы или городские объединения. В предвыборной агитации участвовали и женщины. Процедура выборов происходила в марте. Исход выборов в провинциях решался отличным от столичного способом. Сначала подводили итоги голосования в каждой курии отдельно, затем результаты со всех курий сравнивались, и побеждал тот кандидат, за которого высказалось большинство курий. Новоизбранные лица вступали в должность с первого июля и служили на ней в течение года.

В ходе предвыборной кампании на стены домов, покрытые белой штукатуркой, красной краской наносились агитирующие надписи. Имя кандидата писали большими буквами в самом начале, под ним писали призыв к избирателю, ниже указывали мелким шрифтом имена заместителей. Надписи оставались и после выборов на весь срок нахождения выбранных лиц на своих должностях и покрывались новом слоем штукатурки во время следующей предвыборной кампании. Содержание агитационных надписей разнилось. В одних описывались высокоморальные качества кандидатов, сведения о профессиональной деятельности или благородном происхождении. Реже встречаются обязательства или программы кандидатов. Также археологи находили надписи, содержавшие брань в отношении кандидатов, или карикатуры на кандидатов, на некоторых подобных надписях обнаружены попытки, видимо, сторонников кандидата затереть негативные высказывания. Кроме того, найдены нейтральные надписи, просто призывающие прийти на выборы. В качестве примера можно привести следующие надписи: «Соседи, проснитесь и голосуйте за Амплиата. Чтоб ты заболел, если из зависти это уничтожишь!» «Прошу тебя, Лорей, выбери в дуумвиры Цейя Секунда, и он тебя выберет» «Если честная жизнь на пользу людям бывает, то Лукреций Фронттон чести достоин вполне»


Агитационные миски. Их наполняли едой и раздавали на улице перед выборами бедным. Надписи внутри мисок содержали призывы проголосовать за того или иного кандидата. Слева — миска, призывающая голосовать за Катона Младшего на выборах народных трибунов (63 год до н. э.); справа — за Катилину на выборах консулов (66 год до н. э.)

Схожие темы

Литература

Бирд М. SPQR: История Древнего Рима/ Мэри Бирд; Пер. с англ. – 2е изд.- М.: Альпина нон-фикшн,2018.-696с.

Кузищин В.И. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.-377с.

Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима./ СПб.: Издательско-торговый дом «Летний Сад»; Журнал «Нева», 2000. — 368 с.

  • Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.

По преданию, должность народного (дословно — плебейского) трибуна была учреждена после первой сецессии, то есть после ухода плебеев на Священную гору в 494 году до н. э.: плебсу было позволено выбирать своих магистратов, пользовавшихся неприкосновенностью и правом оказывать притесняемым плебеям поддержку против властей. Неприкосновенность личности и прав трибунов была признана не сразу; плебсу удалось добиться её лишь при помощи революционных средств. Плебеи обязались за себя и за своих потомков наказывать смертью всякого, кто оскорбит их избранников или будет препятствовать их действиям, направленным в защиту плебса, и скрепили это решение общей клятвой, откуда и власть трибунов называлась «Sacrosancta potestas», то есть власть, основанная не на законе (legitima), а на религиозном освящении. Убиение виновных в посягательстве против трибунов не считалось преступным, а напротив, обязательным, истекающим из указанной клятвы. Должность народного трибуна просуществовала в течение всего республиканского и императорского периода, за исключением лишь короткого промежутка, когда действовал децемвират. При учреждении последнего трибунат был уничтожен, но после отмены децемвирата вновь восстановлен. Будучи сначала предводителями лишь плебса, организованного в особую общину, с особыми собраниями, трибуны не были ещё магистратами римского народа; но по мере того, как росли права плебса, расширялось и значение трибуна. Первоначально главной задачей трибунов было оказывать, путём интерцессии, поддержку угнетаемым плебеям против патрицианских магистратов. Чтобы интерцессия была действительной, трибуну надо было лично явиться перед магистратом, действие которого он хотел остановить; вмешательство через посредников или письменное было недействительно. Необходимо было, чтобы трибуны являлись доступными для всех, искавших их защиты; они обязаны были, поэтому, постоянно находиться в городе, не имели права удаляться из дома на целый день, а двери их были открыты всегда, даже и ночью. Так как трибунская защита была тем доступнее, чем больше было трибунов, то число их, первоначально равнявшееся двум, затем пяти, скоро (по Титу Ливию — в 457 году до н. э.) было увеличено до десяти.

Первоначально недостающее число трибунов пополнялось кооптацией; затем закон стал требовать, чтобы трибуны данного года заблаговременно позаботились о выборе своих преемников непременно в полном числе. Для этого созывались трибутные комиции, под председательством одного из трибунов. Если на одном собрании не были избраны все 10 трибунов, назначались дополнительные выборы. За неисполнение этого требования, необходимого для непрерывности действия трибуната, трибунам грозила казнь посредством сожжения. Избирались трибуны исключительно из плебеев, что сохранилось и после уравнения сословий: патриций мог стать трибуном лишь после формального transitio ad plebem (перехода в плебс). По римской традиции, выборы трибунов производились сначала в куриатных комициях, а затем (с 471 года до н. э.) в трибутных. Избирались они на один год и вступали в должность 10 декабря. Не будучи первоначально должностными лицами всего римского народа, трибуны не пользовались и правами, принадлежавшими магистратам: у них не было магистратских инсигний, ни кресла, ни пурпуровой каймы на тоге, ни ликторов. Вместо последних при них состояли служители (viatores, praecones), но без фасций и топоров. Трибуны не имели ни прав ауспиций (auspicia populi Romani), ни империя; власть их первоначально была чисто отрицательная. Она принадлежала во всей полноте каждому отдельному трибуну; каждый из них мог своим «veto» остановить действие магистрата даже в том случае, если все остальные трибуны были бы против него; перевес был всегда на стороне задерживающей, отрицающей власти. Древнейшие права трибунов — право помощи (ius auxilii) и право сноситься с плебсом (ius egendi cum plebe) — зародыш и источник всех дальнейших. Трибуны пользовались правом интерцессии по отношению к действиям магистратов, которым они могли даже воспретить дальнейшее отправление их должности, а также по отношению к частным лицам, но лишь применительно к тем их поступкам, которые носили общественный характер. Трибун не мог, например, запретить частному лицу привлечь к суду другое частное лицо по обвинению в преступлении, не затрагивавшем интересов общины. Гораздо важнее было их право интерцессии против рогаций, вносимых в народные собрания, против состоявшихся уже постановлений этих собраний и против решений сената. Чтобы обеспечить за своими избранниками указанные права и заставить патрицианские власти склоняться перед трибунской интерцессией, плебеям приходилось первоначально прибегать к насильственным действиям, к самосуду. Акты мести против тех, кто не подчинялся трибунской власти, плебс совершал обыкновенно по предложению и приглашению трибунов. Отсюда, вероятно, развилось право трибунов подвергать своей властью штрафам, аресту, в исключительных случаях даже казни, или привлекать к суду народа всех, нарушающих интересы последнего или священные права трибунов. Действию этого «обуздания» (coercitio) со стороны трибунов подлежали даже высшие магистраты (консулы и цензоры), но только не диктаторы summo iure. Благодаря этому праву трибун занял положение высшей власти, контролю которой были подчинены все другие.

Права трибуна могли стать очень опасными, если бы они не встречали ограничения в интерцессии других трибунов и в праве присужденного к наказанию обратиться к народу в центуриатные или (судя по свойству наложенного взыскания) в трибутные комиции. В дальнейшем развитии многочисленными и очень важными последствиями сопровождалось право трибунов сноситься с народом. Оно давало им возможность созывать собрания плебса, руководить ими, вносить свои предложения и наблюдать за исполнением принятых плебсом решений. Это право оказалось особенно важным потому, что в дальнейшем развитии римского устройства трибутные комиции постепенно достигли в законодательных вопросах уравнения с центуриатными; их решения (plebiscita) стали законами (leges), обязательными для всех граждан. Вместе с этим в руки трибунов перешла законодательная инициатива, на которой и покоится в дальнейшем почти все значение трибуната. Благодаря возвышению трибутных комиций до значения общенародного собрания, изменилось и общее положение трибунов: они стали магистратами римского народа, и притом высшими. Изменилось и их отношение к сенату. Первоначально трибуны не имели прямого отношения к сенату и не пользовались правом заседать в нём. Когда им необходимо было осведомиться о том, что делается в сенате, они садились на скамье, поставленной за дверями залы заседания сената, и только слушали. Теперь они получили доступ в сенат и право говорить в нём, даже созывать его. При новом значении трибуна сам сенат был заинтересован в том, чтобы заранее узнать отношение трибунов к той или другой мере. Из защитников отдельных лиц и одного сословия трибуны обратились в избранников народа, блюстителей его интересов, охранителей его прав и достоинства; они стали главным органом прогрессивного демократического законодательства. Законодательство сосредоточивается с тех пор главным образом в руках трибунов; важнейшие законы были большей частью leges tribuniciae. Это объясняется прежде всего самой постановкой трибуна: трибуны не были, подобно другим магистратам завалены массой дел по управлению и поэтому могли сосредоточивать своё внимание на вопросах законодательства и на надзоре за деятельностью других властей. Ротации и политические процессы, в которых трибуны являются представителями интересов народа, поглощают с тех пор большую часть их сил и времени. И тогда, однако, отрицательная власть не потеряла смысла: она была гарантией против злоупотреблений магистратов — злоупотреблений, особенно возможных и опасных вследствие того, что по римским законам во время отправления своей должности магистрат не мог быть привлечен к ответу частным лицом, страдавшим от произвольных и противозаконных действий магистрата. Особенно оживлённую деятельность развивает трибунат в последние полтора века до н. э.

Связанные понятия

Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 509 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации — Древний РимРи́мская респу́блика (лат. Res publica Populi Romani «Общее дело народа Рима») — историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей царской эпохи) элементы.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Метеки, метойки (др.-греч. Μέτοικοι, букв. «переселенцы») — в Древней Греции — неполноправные жители Аттики. Метеками являлись иностранцы, поселявшиеся в Аттике на продолжительное время или навсегда. Каждый иностранец по истечении известного срока обязан был вписаться в число метэков. Кроме того, в класс метэков поступали отпущенные на волю рабы.

Фемические суды, фемы, фемгерихт (ср.-нижн.-нем. feme) — система тайной судебной организации, появившаяся в Вестфалии в конце XII — начале XIII веков. Суды существовали в Германии и ряде других европейских стран в XII—XVI веках, однако последний фемический суд был отменён французским правительством в Мюнстере в 1811 году.

Францу́зский абсолюти́зм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.


Структура государственного управления в республиканском Риме основывалась на праве граждан избирать и быть избранными в различные органы власти, самоуправления и культа, суды. Конечно, существовали существенные имущественные и временные цензовые ограничения, но от голосов большинства свободного населения государства, так или иначе, зависело право «сильных мира сего» находиться при власти. Преторы и пропреторы, консулы и проконсулы, трибуны, эдилы (мэры городов), цензоры, жреческие коллегии, городские магистраты избирались тайным голосованием в т. н. центуриатных комициях, объединяющих всех граждан.

Сперва выборы ограничивались одним днём и, если не успевали избрать всех должностных лиц, оставшиеся просто кооптировались без голосования. С 448 года до н.э. в силу вступил закон, по которому собрание народа должно было продолжаться ровно столько, сколько необходимо для замещения всех должностей.

Выборам предшествовала избирательная кампания. Соискатели народной поддержки одевались в белую тогу (candida, отсюда и происходит слово – «кандидат»), ходили по центру города и призывали граждан отдать за них голоса. Тогдашние избирательные технологии регулировались законами de ambitu (буквально – «обход по очереди»), которые ограничивали наиболее нахальные домогательства претендентов на рынках и ярмарках, попытки подкупить избирателей и фальсифицировать результаты голосования.

De ambitu 358 года до н.э. предусматривал, что можно было обратиться к гражданину по имени и взять его за руку, но «кандидаты не должны устраивать попоек, не присылать подарки, не давать деньги на сохранение». «Первые два требования, – признавал Плиний Младший, – нарушали открыто и чрезмерно; третье – тайно, хотя про это все хорошо знали». Следующие законы (102, 67, 63 годов до н.э.) запрещали денежные подкупы и устроительство бесплатных зрелищ для народа. За невыполнение этого предусматривалось наказание денежными штрафами, запретом занимать определённые должности, или даже 10-летним изгнанием.

Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то будничным делом стало привлекать её на свою сторону в обмен на торжества с играми и раздачей хлеба, вина и масла, а также непосредственным денежным подкупом. Существовала целая система распространителей (divisores) и посредников (sequestres) между кандидатом и избирателями, которые занимались раздачей хлеба до и после выборов (в нашем случае – пакетов с гречкой) и не скрывали целей своей работы. Агитировали за кандидатов не только они сами, но и многочисленные толпы зависимых от них людей («клиентела», у нас – доверенных лиц), наёмников (у нас – агитаторов) и рабов. Частыми были случаи, когда избирателям раздавали средства на улицах или на трибунах цирков.

Признанным мастером подобных методов ведения избирательных кампаний был Юлий Цезарь. На заре своей политической карьеры он претендовал на место верховного жреца – понтифика. При этом он влез в такие долги для подкупа избирателей, что, вспоминая о них, он сказал в день голосования матери: «или я вернусь понтификом, или совсем не вернусь». «И действительно, – пишет Гай Светоний Транквилл, – он настолько пересилил обоих своих опаснейших соперников (Катул и Сервилий Исаврик, из которых первый даже предлагал ему взятку за отказ от кандидатуры), намного превосходивших его и возрастом, и положением, что даже в их собственных трибах он собрал больше голосов, чем оба они во всех вместе взятых».

Суммы на избирательную кампанию иногда шокировали даже опытных державных мужей. Цицерон приводит пример, когда кандидаты Меммий и Домиций, заключившие соглашение против конкурента, обещали центурии, которая будет голосовать первой 10 миллионов сестерциев.

Известного римского политика и полководца Гая Марция как-то исключили из Сената за подкуп граждан во время выборов преторов. Подозрения вызвало то, что раб одного из приверженцев Мария постоянно находился около перегородки, за которой голосовали избиратели. Ничего внятного относительно того, что там мог делать раб, не имеющий права голоса, кандидат пояснить не смог.

Процедура голосования происходила на Марсовом Поле под Римом, где 35 триб (территориальных объединений) решали, кого они будут поддерживать на выборах. Каждая триба имела один голос. На ограждённое место запускали людей, которые выходили из него к урнам для голосования. Сколько людей придёт на собрание трибы – сотни или десятки тысяч, никого не интересовало. Это, со временем, навело политиков на мысль, что кто контролирует Марсово Поле («Майдан»), тот и будет контролировать выборы. На это место можно было собрать тысячи плебса, впрочем, лучше – вооружённых и крепких мужиков. А где их искать, как не в римских легионах?

Активность легионеров и ветеранов проявлялась в том числе и в рекомендательных письмах своим родственникам и знакомым голосовать за полководца и его людей. Подобным образом в 108 году до н.э. консулом стал Гай Марий, воины которого написали тысячи писем в Рим с призывом голосовать за него, как за единственного, кто сможет довести войну с нумидийским царём Югуртой до победного конца. Хотя роль людей с оружием не всегда была настолько «политкорректной». В 55 году до н. э. Юлий Цезарь, не надеясь на письма, прислал на выборы членов магистрата несколько тысяч своих воинов из Галлии. А в 101 году до н.э. Луций Сатурнин, много сделавший для принятия законов, по которым отставные солдаты получали бы большие наделы земли, баллотировался на должность народного трибуна. Во время голосования, когда было избрано девять трибунов и всё шло к тому, что десятым станет некто Авл Ноний, сторонники Сатурнина обвинили конкурентов в фальсификации и устроили драку, приведшую к смерти Нония.

Во время следующих консульских выборов обнаглевший Сатурнин, увидев, что его ставленник Главций вчистую проигрывает Меммию, приказал своим сторонникам убить Меммия прямо в народном собрании. Такие фокусы разозлили народ, и могущественные покровители Сатурнина решили пожертвовать его головой для общественного спокойствия.

Не всегда сила побеждала хитрость. В 63 году до н.э. выборы консула вчистую проиграл известный римский политик Луций Катилина, сделавший основную ставку на ветеранов Суллы, а в 51 году до н.э. – выдвиженец самого Цезаря – Калидий, за которого вновь «агитировали» галльские легионы.

На фоне подобных безобразий показная принципиальность ничего, кроме смеха не вызывала. Как-то всё тот же Гай Марий претендовал на должность консула. Перед выборами ещё один наш знакомый – Сатурнин, получив щедрые подарки от Мария, произнёс торжественную речь с призывом поддержать его кандидатуру. Когда же Марий стал притворно отказываться, Сатурнин, под дружный гогот собравшихся, стал патетично называть его предателем отечества, который оставляет свои обязанности в сложное время. Плохая игра обоих актёров была лишней формальностью – результат-то был известен заранее…

Шансы у тебя есть, несмотря на то, что ты человек не знатный, – пишет Квинт, – тебе не будет трудно бороться с этими соперниками, которые в гораздо меньшей степени знамениты своим происхождением, чем знатны своими, пороками. Тебе, Цицерон, даже «желательны такие соперники: оба с детства убийцы, оба развратники, оба в нужде». «Старайся привлечь на свою сторону знатных молодых людей или хотя бы сохранить тех, кто к тебе расположен». Но, в то же время, «позаботься о том, чтобы было ясно, что у тебя есть многочисленные друзья из разных сословий», ведь и рабы влияют на мнение своих хозяев.

Агитация должна охватывать не только столицу, но и распространяться на провинции и колонии. Необходимо обещать помощь всем, даже тем, кто ею никогда не воспользуется. Кандидат должен быть всегда любезным и спокойным, к каждому на улице обращаться по имени, слушая раба, шепчущего на ухо. На людях следует появляться с большой свитой, чтобы все думали, что у претендента много друзей. Сенаторам следует напоминать, что он всегда будет на их стороне, сословию всадников, что он из их рода, а народу – что он защищал в судах популярных трибунов.

Завершились избирательные эпопеи прозаично. Со времен Юлия Цезаря и Октавиана Августа различные выборы по инерции продолжали проводиться, но решающим голосом на любых из них был один голос – императора.

Читайте также: