Губернатор что за должность

Опубликовано: 02.10.2024

а.1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

б) в порядке, установленном федеральным законом, назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации области;

в) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов, либо отклоняет их;

г) распускает Законодательное собрание по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом;

г.1) вправе участвовать в работе Законодательного собрания с правом совещательного голоса;

д) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание на первое заседание ранее срока, установленного для этого настоящим Уставом;

д.1) инициирует проведение областного референдума в случае, установленном федеральным конституционным законом;

е) ежегодно информирует Законодательное собрание о положении дел в области;

ж) представляет Законодательному собранию кандидатуры для назначения на должности судей Уставного суда области и мировых судей области;

з) по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом, отрешает от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций муниципальных образований, а также принимает иные меры в целях привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед государством;

и) назначает половину членов Избирательной комиссии Иркутской области;

Информация об изменениях:

л) совместно с Законодательным собранием согласовывает назначение на должность прокурора области;

н) награждает наградами области и присваивает почетные звания области;

н.1) вносит в Законодательное собрание для утверждения в форме законов области программы социально-экономического развития области;

н.2) вносит в Законодательное собрание для рассмотрения заключения на проекты законов области;

о) вносит в Законодательное собрание проекты областного бюджета и отчета о его исполнении, а также проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении;

о(1)) вносит в Законодательное собрание проект закона о системе исполнительных органов государственной власти области;

п) возглавляет администрацию области;

р) формирует администрацию области в соответствии с законодательством области и принимает решение об отставке администрации области;

с) назначает на должность с согласия Законодательного собрания первого заместителя главы администрации области. При согласовании с Законодательным собранием назначения на должность первого заместителя главы администрации области одна и та же кандидатура не может предлагаться Губернатором более двух раз;

т) назначает и освобождает от должности заместителей главы администрации области, руководителей иных исполнительных органов государственной власти области, определяет их полномочия;

у) рассматривает постановление Законодательного собрания о выражении недоверия первому заместителю главы администрации области и принимает по нему решение в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;

ф) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области в соответствии с настоящим Уставом;

х) учреждает и формирует совещательные и вспомогательные органы при Губернаторе области;

ц) обращается в суды в порядке, установленном законодательством;

ч) отчитывается перед населением области за исполнение своих полномочий.

ш) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие исполнительных органов государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

ш.1) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

Информация об изменениях:

3. Губернатор при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

4. Губернатор в пределах, установленных настоящим Уставом, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к его компетенции. Иные органы не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции Губернатора.


<< Статья 32.
Губернатор области

Статья 34. >>
Временное исполнение обязанностей Губернатора
Содержание
Устав Иркутской области от 10 февраля 1995 г. (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Актуальность темы состоит в том, что губернатор является высшим должностным лицом, который руководит системой исполнительных органов, определяет основные направления развития возложенной на него области и несет юридическую ответственность за управление субъектом Российской Федерации. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России.

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в соответствующих конституциях и уставах. Структура исполнительных органов, объем и содержание юрисдикции и даже то, как юридическая функция более высокой гражданской службы и исполнительного органа юридически определена, различаются в разных регионах Федерации.

Губернатор является высшим должностным лицом органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому, отвечая на этот вопрос, мы сделаем сравнительное описание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации. В дополнение к федеральным органам исполнительной власти единая исполнительная система Российской Федерации включает в себя исполнительные органы государств-членов Российской Федерации, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации, и полномочия федерации в отношении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В этих пределах исполнительные органы субъектов Российской Федерации представляют собой независимый горизонтальный уровень исполнительной системы Российской Федерации. Принцип единства этой системы предполагает, что это старшие должностные лица — исполнительный орган субъектов Российской Федерации. Это означает, что их отношения с органами федерального правительства включают элементы организационного подчинения. Они подчиняются федеральному президенту и федеральному правительству в вопросах компетенции Российской Федерации и общей ответственности федерации и ее субъектов.

В соответствии с Законом «Об общих принципах законодательной организации (представителей) и органов исполнительной власти государств Российской Федерации» Президент Российской Федерации имеет право удалить высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. Президент и Правительство Федерации имеют право контролировать осуществление исключительной компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Федерации и ее субъектов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, предоставленных субъектам Российской Федерации. Правительство Российской Федерации по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов координирует деятельность руководителей органов исполнительной власти, правительств Республики и администраций других субъектов Федерации. Целью этой координационной деятельности является обеспечение последовательной государственной политики в тех секторах и областях, где это предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В то же время руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются независимыми на своей территории, и федеральные власти не имеют права вмешиваться в свою оперативную деятельность, осуществляемую в пределах их юрисдикции. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации управляют комитетами секторов и секторов, созданных на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, отделы и т. Д.). Руководители этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности руководителем исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют те, которые отвечают за совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Их руководители назначаются компетентным федеральным министром по согласованию с руководителем исполнительного органа субъекта РФ. Эти «общие» подразделения имеют двойное подчинение: вертикальное (функциональное подчинение) центральному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему общее методологическое руководство, и горизонтальное (линейное подчинение) руководителю исполнительной власти члена Российской Федерации. Ввиду исключительной компетенции субъекта Федерации они создают органы исполнительной власти со специальными полномочиями, которые подчиняются исключительно исполнительному органу субъекта Федерации и не входят в систему исполнительного органа Российской Федерации.

Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется.

Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом.

При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Изучив федеральный закон «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует отметить, что губернатор обладает обширными полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти Российской Федерации,

Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Во-вторых, это высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В-третьих, он взаимодействует с законодательным (представительным) государственным органом субъекта Российской Федерации.

Представительная власть. После абзаца. «A» ч. 7 статей. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной власти (представителей) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации его субъектом федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федерации, местных органов власти и отношений с правом подписи договоров и соглашений от имени Российской Федерации.

Поэтому следует отметить, что высшее должностное лицо члена Российской Федерации обладает широкими полномочиями. Эти полномочия указывают на то, что губернатор субъекта Российской Федерации является ключевой фигурой в системе региональных органов власти, поскольку он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Полномочия в области исполнительной власти. Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.

  1. Проанализировав ряд статей суммирует федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обязанности губернатора составной части федерации вместе:
  2. Законодательная функция — обнародованные законы, которые подтверждают их обнародование путем подписания законов или введения специальных законов или отклоняет законы, которые были приняты законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; имеет право на законодательную инициативу; проводит действия высшего должностного лица;
  3. Представительская функция — представляет собой тему Российской Федерации в отношениях с государственными органами, органами государств-членов Российской Федерации, местными органами власти и в осуществлении внешнеторговых отношений с правом, договорами и соглашениями от имени субъекта Российской Федерации Федерация подписей;
  4. Функция рулевого управления для формирования органов государственной власти составной части федерации и управления их системы органов исполнительной власти (формы и управляет высшим исполнительным органом субъекта федерации принимает решение о его отставке), назначает на должность и освобождает от должности заместителя главы администрации других исполнительных органов а также принимает решение о применении дисциплинарных мер, утверждает, что половина членов предвыборной комиссии представила вопрос о представителе; Представление кандидату представителя исполнительной власти в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для утверждения законодателем;
  5. Координационная функция — координирует деятельность органов исполнительной власти членской организации Федерации с другими государственными органами и в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти организаций-членов Федерации с органами исполнительной власти Федерации и их местными органами власти, местными органами власти и общественными объединениями организовать.

Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями.

Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.

Список литературы

  1. Административное право: учебник /под ред. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Российской Федерации. - М., 2015
  2. Бельский К.С. О реформе губернаторской должности/ Бельский К.С //Государство и право.-1.-2016
  3. Лысенко В.Н., М.Н. Лысенко Институт губернаторства в истории и в современной России: некоторые общие и отличительные черты/ Лысенко В.Н., М.Н. Лысенко //Государство и право.-5.-2017
  4. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти/ Пронина В.С. // Журнал Российского права, №2., 2017
  5. Усенко Ю.Н. Юридическая ответственность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // СПС «Гарант».
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М. 2014.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

1) в за­ру­беж­ных стра­нах - выс­ший чи­нов­ник, ру­ко­во­ди­тель административно-территориального зве­на государственного управ­ле­ния. Долж­ность Губернатора впер­вые поя­ви­лась во Фран­ции в пе­ри­од Сто­лет­ней вой­ны 1337-1453 годов. В эпо­ху Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий во Фран­ции, Анг­лии и ря­де других ев­ропейских го­су­дарств Губернатор - выс­ший чи­нов­ник в ко­ло­ни­ях. В современных за­ру­беж­ных стра­нах Губернатор - гла­ва ис­пол­нительной вла­сти (выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо) шта­та, про­вин­ции, зем­ли и т. д.


2) В Рос­сии - чи­нов­ник, воз­глав­ляв­ший гу­бер­нию (в ис­то­рио­гра­фии по­ня­тие «Губернатор» пе­рио­ди­че­ски при­ме­ня­лось к вое­во­дам стра­те­ги­че­ски важ­ных в конце XVII - начале XVIII веков го­ро­дов). В до­ку­мен­тах долж­ность Губернатора впер­вые упо­мя­ну­та в бу­ма­гах ца­ря Пет­ра I по­сле взя­тия шведской кре­по­сти Ни­ен­шанц 25.4(6.5).1703 года, ко­гда А.Д. Мен­ши­ков был на­зна­чен гу­бер­на­то­ром Ин­гер­ман­лан­дии.

Гу­берн­ской ре­фор­мой 1708 года долж­ность Губернатора вве­де­на на тер­ри­то­рии всей стра­ны. Пер­во­на­чаль­но главной за­да­чей Губернатора яв­лял­ся кон­троль за пра­виль­ным сбо­ром государственных до­хо­дов. Губернатор так­же уча­ст­во­вал в во­енном уп­рав­ле­нии гу­бер­нии, над­зи­рал за рас­квар­ти­ро­ва­ни­ем войск и рек­рут­ски­ми на­бо­ра­ми, дея­тель­но­стью су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний. В со­от­вет­ст­вии с ре­фор­мой 1719 года всё уп­рав­ле­ние на мес­тах скон­цен­три­ро­ва­но в ру­ках Губернатора, на­зна­чае­мых и под­чи­нён­ных Се­на­ту. Ука­зом императора Пет­ра II от 30.8 (10.9).1728 года ут­вер­ждён «На­каз гу­бер­на­то­рам и вое­во­дам и их то­ва­ри­щам», со­глас­но ко­то­ро­му в су­деб­ных и ро­зы­ск­ных де­лах Губернатору над­ле­жа­ло дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 года и ука­за­ми. Они по­лу­чи­ли пра­во при­су­ж­дать к ка­торж­ным ра­бо­там и смерт­ной каз­ни. Губернатору под­чи­ня­лось ку­пе­че­ст­во в го­ро­дах. На Губернаторов и вое­вод воз­ла­га­лась борь­ба с иностранным шпио­на­жем, рас­коль­ни­че­ст­вом и другими ере­ся­ми, «сов­ра­ще­ни­ем в ма­го­ме­тан­ст­во». Жа­ло­бы на бур­го­ми­ст­ров го­ро­дов так­же по­да­ва­лись Губернаторам. В прав­ле­ние Ан­ны Ива­нов­ны (1730-1740 годы) роль Губернатора воз­рос­ла: в сфе­ру его ком­пе­тен­ции во­шли все гу­берн­ские де­ла, от не­го за­ви­се­ло на­зна­че­ние всех ме­ст­ных долж­но­ст­ных лиц до вое­вод вклю­чи­тель­но (до 1752 года).

Функ­ции и круг пол­но­мо­чий Губернатора бы­ли за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­ны, уточ­не­ны и рас­ши­ре­ны в «На­став­ле­нии» Губернаторам от 21.4 (2.5).1764 года, в ко­то­ром они бы­ли на­зва­ны «хо­зяе­ва­ми» гу­бер­ний и по­лу­чи­ли в своё под­чи­не­ние все ме­ст­ные уч­ре­ж­де­ния с пра­вом уволь­не­ния слу­жив­ших в них чи­нов­ни­ков. Так­же Губернаторы по­лу­чили пра­во не­по­средственного об­ра­ще­ния к го­су­да­рю и уча­стия в за­се­да­ни­ях Се­на­та.

В со­от­вет­ст­вии с гу­берн­ской ре­фор­мой 1775 года Губернатор стал име­но­вать­ся пра­ви­те­лем на­ме­ст­ни­че­ст­ва, яв­лял­ся гла­вой административной вла­сти в гу­бер­нии (на­ме­ст­ни­че­ст­ве), под­чи­ня­ясь ге­не­рал-гу­бер­на­то­ру (на­ме­ст­ни­ку). Губернатору при­над­ле­жа­ла выс­шая по­ли­цей­ская и во­енная власть, по­ру­чал­ся кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­ко­нов, обес­пе­че­ние государственной безо­пас­но­сти, борь­ба с су­деб­ной во­ло­ки­той. В ис­клю­чительном ве­де­нии пра­ви­те­ля на­ме­ст­ни­че­ст­ва (гу­бер­на­то­ра) на­хо­ди­лись народные пе­ре­пи­си, чрез­вы­чай­ные ме­ры для народной безо­пас­но­сти; он же осу­ще­ст­в­лял над­зор за ка­зён­ным управ­ле­ни­ем и за пра­виль­но­стью по­сту­п­ле­ния сбо­ров и по­шлин, кон­тро­ли­ро­вал по­до­рож­ные и та­мо­жен­ные сбо­ры.

В 1796 году в ре­зуль­та­те ре­форм императора Пав­ла I пра­ви­те­ли на­ме­ст­ни­честв вновь пе­ре­име­но­ва­ны в Губернаторов, к ним воз­вра­ти­лись многие функ­ции генерал-гу­бер­на­то­ров. С уч­ре­ж­де­ни­ем ми­ни­стерств (1802) Губернаторы бы­ли под­чи­не­ны МВД. На­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром по пред­став­ле­нию ми­ни­ст­ра внутренних дел. Губернатору бы­ла под­чи­не­на по­ли­ция, он дол­жен был за­бо­тить­ся о народном бла­го­сос­тоя­нии и безо­пас­но­сти; осу­ще­ст­в­лял над­зор за ка­зён­ны­ми па­ла­та­ми, за ви­но­ку­ре­ни­ем, за ис­прав­ле­ни­ем по­вин­но­стей (осо­бен­но рек­рут­ской); ут­вер­ждал ре­ше­ния уго­лов­ной па­ла­ты и низ­ших су­дов. Пра­ва и обя­зан­но­сти Губернатора бы­ли уточ­не­ны в По­ло­же­нии о по­ряд­ке про­из­вод­ст­ва дел в гу­берн­ском прав­ле­нии и осо­бом На­ка­зе гу­бер­на­то­рам (оба 1837 год). В 1830-х - 1864 годах во многих гу­бер­ни­ях в наз­ва­ние долж­но­сти гражданских Губернаторов до­бав­ля­лось ука­за­ние о том, что они од­но­вре­мен­но яв­ля­ют­ся во­енными Губернаторами сво­их гу­берн­ских го­ро­дов. Это бы­ло свя­за­но с воз­ло­же­ни­ем на них функ­ций ру­ко­во­ди­те­ля гар­ни­зо­на или во­енных под­раз­де­ле­ний на тер­ри­то­рии гу­бер­нии. Губернатору при­над­ле­жал слу­жеб­ный над­зор за со­ста­вом все­го долж­но­ст­но­го пер­со­на­ла гу­бер­нии. Зем­ское по­ло­же­ние 1890 года и Го­ро­до­вое по­ло­же­ние 1892 года да­ва­ли Губернатору пра­во над­зо­ра за це­ле­со­об­раз­но­стью и за­кон­но­стью дей­ст­вий ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния.

По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года Губернаторы по­сте­пен­но за­ме­ня­лись гу­берн­ски­ми ко­мис­са­ра­ми - пред­ста­ви­те­ля­ми Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва на мес­тах.

В РФ с 1990-х годов Губернатор - выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо (ру­ко­во­ди­тель выс­ше­го ис­пол­нительного ор­га­на государственной вла­сти) в субъ­ек­тах РФ (кра­ях, об­лас­тях, городе Санкт-Пе­тер­бург, ав­то­ном­ных ок­ру­гах и ав­то­ном­ной об­лас­ти).

губерн а тор, губернатора, муж. (лат. gubernator, букв. кормчий). Начальник губернии в дорев. России.

| Начальник колонии (назначаемый колониальной державой). Французский губернатор в Тунисе.

| Начальник штата в США.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

* ► Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель и Совета он учитель. А царю он - друг и брат. // Пушкин. Стихотворения //; . Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну. // Гоголь. Мертвые души //; Когда ж ему [Хвалынскому] случится играть с губернатором или с каким-нибудь чиновным лицом - удивительная происходит в нем перемена: и улыбается-то он, и головой кивает. // Тургенев. Записки охотника // *

ГУБЕРНАТОРСКИЙ, ГУБЕРНАТОРСТВО, ГУБЕРНАТОРША.

Военно-исторический словарь Античности и Средних веков

(лат. gubernator ) первый кормчий на римском военном корабле; один из старших офицеров, по сути – навигатор; сам у рулевого кормового весла не стоял, а отдавал приказания второму кормчему, proreta

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

В дореволюционной России - высший правительственный чиновник в губернии; в современной России и ряде др. стран - высшее административное выборное лицо в области, штате.

* Приём у губернатора *

|| прил. губернаторский, -ая, -ое.

* Губернаторский бал. *

Уральская Историческая Энциклопедия

(от лат. gubernator - правитель)

1) высшее должностное лицо адм.-терр. или федеральной единицы;

2) в дорев. России - высший правительственный чиновник в губ. Должность Г. учреждена в России в 1708 в связи с введением губ. деления. Г. выполняли адм., полицейские, финансовые, судебные функции и были командующими войсками в губ. Тер. У. управлялась сибирским, казанским, с 1744 также и оренбургским Г. (Сибирская губерния). В 1775-1796 по новой губ. реформе терр. России была разделена на 50 наместничеств (губ.). На У. наместничества были открыты в 1780-1782, Г. переименованы в правителей наместничеств (пермские, уфимские, вятские - см.: Пермская губерния, Вятская губерния, Оренбургская губерния). Неск. наместничеств вверялись в управление ген-л-губернатора - высшего должностного лица местной адм., имевшего право отменять распоряжения подчиненных правителей наместничеств, приостанавливать исполнение приговоров, надзирать за деятельностью сословных органов. Вся тер. России была распределена между 23 ген-л-губернаторами, У. вошел в три ген-л-губернаторства: Перм. и Тобольское; Уфимское и Симбирское; Нижегородское, Костромское и Вятское. С 1797 ген-л-губернаторства упразднены, должность ген-л-губернатора оставалась в столицах и на нек-рых окраинах гос-ва, на У. не сохранилась. Правителей наместничеств переименовали в Г. На У. в Вятской и Перм. губ. была предусмотрена только должность гражд. Г.; если на нее назначали офицеров, их называли военными Г. с функциями гражд. В Оренб. губ. (так с 1797 называлось Уфимское наместничество) в силу пограничного положения были введены должности военного и гражд. Г. Со времени учреждения Уфимской губ. в ней существовали гражд. Г. (Уфимская губерния). Должность ген-л-губернатора после 1797 существовала на У. в отд. периоды. Необходимость объединения пограничных тер., выделяемых из состава Оренб. губ. в самостоятельные, привела к временному подчинению этих адм.-тер. единиц военной власти ген-л-губернатора (в 1850-1865 Оренб. и Самарский ген-л-губернатор осуществлял военные функции относительно Оренб. и Уфимской губ.). В этот период должность военного оренб. Г. не существовала. С 1881 полномочия военного и гражд. Г. в Оренбургской губ. были объединены в должность Г. и наказного атамана Оренб. казачьего войска. После Февр. революции 1917 проведена замена Г. комиссарами временного пр-ва. Должность Г. как избранного населением руководителя области возрождена на У. в 1995.

ПЕРМСКИЕ И ТОБОЛЬСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ (1781-96):

Кашкин Евгений Петрович (1781-88)

Волков Алексей Андреевич (1789-96)

УФИМСКИЕ И СИМБИРСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ И УФИМСКИЕ НАМЕСТНИКИ (1781-96):

Якоби Иван Варфоломеевич (1781-82)

Апухтин Аким Иванович (1782-84)

Игельстром Осип Андреевич (1784-92)

Неутлинг Александр Александрович (1792-94)

Вязмитинов Сергей Космич (1795-96)

НИЖЕГОРОДСКИЕ, КОСТРОМСКИЕ И ВЯТСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ (1780-97):

Ступишин Алексей Алексеевич (1780-83)

Мещерский Платон Степанович, ген-л-губернатор Казанский и Вятский (1783-92)

Маврин Савва Иванович(1795-97)

ПЕРМСКИЕ И ВЯТСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ (1804-11):

Модерах Карл Федорович (1804-11)

ОРЕНБУРГСКИЕ И САМАРСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ (1850-65):

Перовский Василий Алексеевич (1851-57)

Катенин Александр Андреевич (1858-60)

Безак Александр Павлович (1860-64)

ОРЕНБУРГСКИЕ И ТУРКЕСТАНСКИЕ ГЕН-Л-ГУБЕРНАТОРЫ (1865-81):

Крыжановский Николай Андреевич (1865-81)

ПРАВИТЕЛИ ВЯТСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА (1780-98):

Жихарев Степан Данилович (1780-85)

Желтухин Федор Федорович (1785-96)

Зиновьев Сергей Никитич (1796-98)

ГРАЖДАНСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ:

Тютчев Степан Богданович (1798-1800)

Латышев Алексей Семенович (1800-02)

Рунич Павел Степанович (1802-04)

Болгарский Василий Иванович (1804-08)

Фон-Брадке Федор Иванович (1808-16)

Добринский Павел Михайлович (1816-25)

Рыхлевский Андрей Иванович (1825-30)

Ренкевич Ефим Ефимович (1830-34)

Тюфяев Кирилл Яковлевич (1834-37)

Корнилов Александр Александрович (1837-38)

Хомутов Иван Петрович (1838-40)

Мордвинов Александр Николаевич (1840-44)

(1844-45 обязанности губернатора исполнял вице-губернатор Падарин А.М.)

Середа Аким Иванович (1845-52)

Семенов Николай Николаевич (1851-57)

Муравьев Николай Михайлович (1857-59)

Клингенберг Михаил Карлович (1859-63)

Струков Владимир Николаевич (1863-65)

Компанейщиков Николай Васильевич (1865-69)

Чарыков Валерий Иванович (1869-75)

Тройницкий Николай Александрович (1876-82)

Волков Аполлон Николаевич (1882-87)

Анисьин Алексей Федорович (1887-94)

Трепов Федор Федорович (1894-96)

Клингенберг Николай Михайлович (1896-01)

Хомутов Павел Федорович (1902-04)

Левченко Александр Георгиевич (1904-06)

Горчаков Сергей Дмитриевич (1906-09)

Камышанский Петр Константинович (1909-10)

Страховский Иван Михайлович (1910-14)

Чернявский Андрей Гаврилович (1914-15)

Руднев Николай Андреевич (1915-17)

ПРАВИТЕЛИ ПЕРМСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА:

Ламб Иван Варфоломеевич (1781-82)

Колтовский Илья Васильевич (1782-96)

Модерах Карл Федорович (1796-1804)

Гермес Богдан Андреевич (1805-18)

Криденер Антон Карлович (1818-23)

Тюфяев Кирилл Яковлевич (1823-31)

Селастенник Гавриил Корнилович (1831-35)

(1835-37 гг. - должность губернатора исполнял вице-губернатор Кабрит Андрей Федорович)

Огарев Илья Иванович (1837-54)

Клушин Павел Николаевич (и.д.) (1854-55)

Замятнин Петр Александрович (и.д.) (1855-57)

Огарев Константин Ильич (и.д.) (военный губернатор) (1857-60)

Лашкарев Александр Григорьевич (и.д.) (военный губернатор) (1860-65)

Струве Бернгард Васильевич (1865-70)

Андреевский Николай Ефимович (1870-78)

Енакиев Валериан Александрович (1878-82)

Анастасьев Александр Константинович (и.д.) (1882-85)

Лукошков Василий Викторович (1885-92)

Погодин Петр Григорьевич (1892-97)

Арсеньев Дмитрий Гаврилович (военный губернатор) (1897-1902)

Наумов Александр Петрович (и.д.) (1902-05)

Болотов Александр Владимирович (1905-09)

Лопухин Виктор Александрович (1910-11)

Кошко Иван Францевич (1911-14)

Лозина-Лозинский Любич-Ярмолович Михаил Александрович (1914-17)

ОРЕНБ. ГУБЕРНАТОРЫ (1744-81):

Неплюев Иван Иванович (1744-58)

Давыдов Афанасий Романович (1758-62)

Волков Дмитрий Васильевич (1762-63)

Путятин Авраам Артамонович (1764-68)

Рейнсдорп Иван Андреевич (1768-81)

ОРЕНБ. ВОЕННЫЕ ГУБЕРНАТОРЫ (1797-1850):

Игельстром Осип Андреевич (1797-98)

Бахметьев Николай Николаевич (1798-1803)

Волконский Григорий Семенович (1803-17) Эссен Петр Кириллович (1817-30)

Сухтелен Павел Петрович (1830-33)

Перовский Василий Алексеевич (1833-42)

Обручев Владимир Афанасьевич (1842-50)

ОРЕНБУРГСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫИ НАКАЗНЫЕ АТАМАНЫ

(1881-84): Астафьев Михаил Иванович (1881-84)

Маслаковец Николай Алексеевич (1884-92)

Ершов Владимир Иванович (1892-99)

Барабаш Яков Федорович (1899-1906)

Фон-Таубе Федор Иванович (1906)

Ожаровский Владимир Федорович (1906-11)

Сухомлинов Николай Александрович (1911-15)

Тюлин Михаил Степанович (1915-17)

ОРЕНБУРГСКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ:

Баратаев И.М. (1797-1800)

Курис И.О. (1800-802)

Врасский А.А. (1802-806)

Фризель И.Г. (1806-809)

Веригин М.Ф. (1809-11)

Наврозов М.А. (1811-22)

Нелидов Г.В. (1822-27)

Жуковский Н.В. (1835-38)

Гевлич А.П. (1838-39)

Талызин И.Д. (1840-44)

Македонский А.А. (1846)

Балкашин Н.В. (1846-49)

Ханыков Я.В. (1849-55)

Потулов И.М. (1855-58)

Барановский Е.И. (1858-61)

Аксаков Г.С. (1861-65)

Боборыкин К.Н. (и.д.) (1865-75)

Фон-Зенбуш Е.И. (1875-78)

Аксаков Г.С. (1865-67)

Ушаков С.П. (1867-73)

Щербатский И.Ф. (1873-76)

Левшин В.Д. (1876-80)

Шрамченко П.П. (1880-82)

Щепкин Н.П. (1882-83)

Полторацкий П.А. (1883-89)

Логвинов Н.Х. (1894-96)

Богданович Н.М. (1896-03)

Соколовский И.Н. (1903-05)

Цехановецкий Б.П. (1905)

Ключарев А.С. (1905-12)

Башилов П.П. (1912-17)

Россель Э.Э. (с 20.08.1995)

Сумин П.И. (с 22.12.1996)

Игумнов Г.В. (с 22.12.1996)

Елагин В.В. (с 17.12.1995)

Богомолов О.А. (с 08.12.1996)

Рокецкий Л.Ю. (с 19.01.1996)

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ:

Полуянов Н.А. (с нояб. 1996)

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ:

Неелов Ю.В. (с 13.10.1996)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ:

Филипенко А.В. (с 27.10.96)

Лит.: Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем // Труды Оренбургской архивной ученой комиссии. Вып.VII. Оренбург, 1900; Столпянский П.Н. Город Оренбург. Оренбург, 1908; Хронологический перечень событий, относящийся к местности нынешней Оренбургской губернии, с половины XVI в. до настоящего времени // Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губкрнии. Вып.1. Оренбург, 1877; Любовь и Восток. Оренбург, 1994; Попов Е. Великопермская и Пермская епархии (1379-1879). Пермь, 1879; Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994; Столетие Вятской губернии. Ч.I-II. Вятка, 1880; Энциклопедия земли Вятской. Т.4. История. Киров, 1995. Пермские губернаторы: традиции и современность. Пермь, 1997; Губернаторы Урала: первые всенародно избранные. Авторы составители А.Д.Кириллов, Б.А.Кириллов, Екатеринбург, 1999; Кириллов А.Д., Попов Н.Н., Кириллов Б.А. Урал политический: история и современность. Партии. Выборы. Депутат., Екатеринбург, 1999.

Гурьева Н.П., Зобов Ю.С., Коломацкая В.М., Мерзлякова Л.В., Московина Л.Н., Мухин В.В., Нечаева М.Ю.

Энциклопедический словарь

(от лат. gubernator - правитель),

  1. в России до 1917 высший правительственный чиновник в губернии.
  2. В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы.

Словарь Ожегова

ГУБЕРНАТОР, а, м. Начальник какойн. большой административно-территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города.

| прил. губернаторский, ая, ое.

• Положение хуже губернаторского (разг. шутл.) крайне затруднительное.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Начальник губернии, высшее должностное лицо губернской администрации (в Российском государстве до 1917 г.).
    2. Высшее должностное лицо административно-территориальной единицы.
    3. устар. Должностное лицо, назначавшееся для управления некоторыми колониями.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — по действующему русскому праву непосредственный начальник вверенной ему губернии (или области), первый в ней блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства. В портовых городах (Николаеве и Кронштадте) и некоторых местностях, населенных казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существует должность воен. Г. (см.). Объем власти Г. зависит от того, введены ли в их губернии судебные уставы, земские учреждения и судебно-административная реформа 1889 г. Судебные уставы вовсе устраняют Г. от участия в отправлении правосудия. Земское положение 1864 г. предоставляло Г. надзор за земским самоуправлением; земское положение 1890 г. присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняют Г. от роли непосредственного хозяина, которою он облечен в неземских губ. Положение о земских участковых начальниках 1889 г., увеличивая влияние Г. на уездное управление, вновь предоставляет ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия. Власть Г. значительно усилена тремя законоположениями. 1) Положение комитета министров 22 июля 1866 г. предоставило Г .: а) право общей и внезапной ревизии во всех административных местах гражданского ведомства (кроме изъятых от сего особыми правилами), б) право изъявлять несогласие на определение на службу, перемещение или перевод чиновников гражданского ведомства, если он признает их неблагонадежными, а также аттестовать их при представлении к наградам; в) право приглашать и вызывать всех служащих в губернии, даже несмотря на сравнительное их, по классу должности или чину, старшинство, и г) право прекращения всеми мерами чего-либо противного общественному порядку (закрытие клубов, собраний, артелей и т. п.). 2) Положение комитета министров 13 июля 1876 г. дало Г. право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности. 3) Положение 1881 г. об усиленной охране облекло Г. в тех местностях, где охрана введена, обширною карательной властью (см. Охрана). С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставят Г. значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше Г. в чине, не представляется ему, а лишь делает визит. Комиссия для переустройства местного управления под председательством ст.-секр. Каханова полагала возвести должность Г. в III кл. и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей.

    Г. является председателем следующих местных установлений: губернского правления, губ. статистич. комитета, губернского присутствия (или губ. по крестьян. делам присутствия), губерн. присутствий по земским и городским делам, по питейным делам, по фабричным делам и по воинской повинности. Он председательствует также в губернских распорядительном и лесоохранительном комитетах, равно как и в приказах общественного призрения и комиссиях народного продовольствия, где эти учреждения сохранились. Г. председательствует в особом присутствии по портовым делам, если оно образовано в портовом городе, где имеет местопребывание Г.

    М. С .

    Губернаторами (Gouverneurs) назывались в старой Франции представители королевской власти в провинциях. Должность эта была учреждена в первой половине XVI в. Франциском I, который отдал в заведывание Г. местные войска (королевские, феодальные дружины и муниципальные ополчения), подчинил Г. других агентов власти и сделал из Г. как своих представителей при провинц. парламентах (см.), так и председателей провинц. штатов (см.). Должность эта поручалась обыкновенно знатным дворянам, но Франциск I стремился сделать ее вполне зависимою от королевской власти (в 1542 г. он даже сразу сменил всех Г. в королевстве). Во второй половине XVI в., в эпоху религиозных войн, Г. сделались независимыми в своих провинциях и мечтали о наследственности своей власти, так что Генриху IV стоило большого труда и немалых денег подчинить их себе и восстановить единство государства. В начале XVII в. Г. также не раз проявляли дух своеволия. Ришелье, однако, нанес стремлениям Г. сильный удар; оставив за должностью внешний блеск представительства и воен. команду во время мира, он сделал настоящими агентами корол. власти в провинциях учрежденных им интендантов (см.). Во второй половине XVII и в ХVIII в. за губернаторской должностью, по-прежнему предоставлявшейся только самым знатным фамилиям и оплачивавшейся большим жалованьем, оставался один внешний почет, но все столкновения Г. с интендантами, назначавшимися из мелкого дворянства или из буржуазии, оканчивались не в их пользу. В таком виде должность просуществовала до революции, когда она была уничтожена. Ср. Chéruel, "Hist. de l'administration monarch. en France"; Dareste de la Chavanne, "Histoire de l'administration en France".

    Н. К.

    Большой юридический словарь

    (лат. gubernator - правитель) -высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе городского управления. С 1993 г. термин "Г." стал официально использоваться для обозначения глав администраций во многих субъектах РФ - краях, областях и других (напр., в Нижегородской области, городе Санкт-Петербурге).

    Большая Советская Энциклопедия

    (от лат. gubernator ≈ правитель), 1) в современных буржуазных государствах высшее должностное лицо территориальной единицы. Например, в США Г. ≈ глава исполнительной власти штата, избирается населением из кандидатов, выдвинутых ведущими буржуазными партиями. В Дании каждая из 25 губерний возглавляется Г., назначаемым королём. В Великобритании Г. ≈ должностное лицо, возглавляющее управление колонией, назначается англ. правительством.

    В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. См. также Генерал-губернатор .

    Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Камчатского края Алексея Кузьмицкого, сообщает в пятницу пресс-служба Кремля. "Принять отставку губернатора Камчатского края Кузьмицкого A.A. по собственному желанию", - говорится в президентском указе.

    В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России.

    Кандидатуры на пост губернатора того или иного региона президенту страны представляли полпреды в федеральных округах. Один из претендентов предлагался партией, обладавшей большинством в региональной думе.

    23 апреля 2009 года был принят указ президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

    В соответствии с этим указом, был введен новый порядок выдвижения кандидатур на должность глав субъектов РФ. Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту.

    Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной (государственной и общественной) деятельности и результаты консультаций с президентом.

    Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора (ранее - 90 дней). При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ранее - 100 дней).

    Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней (ранее - не более 30 дней) со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней (ранее - 30 дней).

    Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

    Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

    Президент РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

    Решение президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

    Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. "Удалить" мэра могут депутаты представительного органа власти не менее чем двумя третями голосов. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора".

    Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.

    Читайте также: