Интересны ли вам люди сами по себе вне их должностей места работы и материальных возможностей

Опубликовано: 16.04.2024

Выбор, отношение к нему очень сложная и значимая проблема для каждого человека большого и маленького. Ведь даже если нас поздравляют с праздником, днем рож­дения, удачей в какомто деле, значит, люди выбрали нас как значимых для них, поэтому они помнят о нас, хотят нам доставить радость. Особенно это важно для детей. Сердце ребенка трепещет от предвкушения того, что его поздра­вят с Новым годом, с днем рождения еще с чемнибудь, значимым для него. Социометрический метод выбора под­скажет учителю, на кого следует обратить особо присталь­ное внимание и не допустить разочарования детей. Конеч­но, этот метод только точка отсчета для начала углуб­ленной работы с детьми, как и всякий метод.3.3. Массовые социальнопсихологические явления Известно, что, находясь среди группы людей (даже не­большой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, вы­свечивает в этих свойствах такие стороны, о которых не­редко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психоло­гические явления играют весьма значительную роль в меж­личностных отношениях. Таких явлений много, познако­мимся с некоторыми из них.

Общественное мнение. Оно может формироваться со­знательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют обще­ственное мнение, отражающее идеологию того или й"ного политического направления или государства в целом. Мо­жет складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, учени­ке в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу­чае, если мнение основывается на ложных слухах. Форми­руемое среди единомышленников или даже просто в кру­гу хорошо знакомых людей, объединенных в какойто момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и соб­ственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, стра­ха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумули­руются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроения­ми болельщиков и может вести себя совершенно не свой­ственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музы­кальностью, потом постепенно становятся соучастникамиколлективного действа с подпеванием, подтанцовывани­ем, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, пси­хологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро на­растает в процессе взаимного заражения. При этом полно­стью блокируется способность рациональной оценки об­становки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возни­кает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремить­ся, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психи­ческой напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол­жительность паники влияет недостаток точной информа­ции о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, напри­мер, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседнев­ной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадио­нах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив­ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опас­ностью. Причины социальнопсихологического порядка: от­сутствие групповой солидарности, утрата доверия к руко­водству, дефицит информации. Все вместе это порожда­ет высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание сознательное или неосознанное копиро­вание образца. Подражание встречается на разных возраст­ных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в оп­ределенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мученийвыбора, что дает ему возможность сосредоточить все вни­мание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посе­щение спектаклей, занятия досуговой деятельностью мо­гут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.

Подражание так или иначе присутствует в межлично­стных отношениях групп, коллективов. Оно помогает вы­работать идентичные приемы поведения, действия лично­стей. Дети, особенно в младших классах, всегда подража­ют своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отме­тим следующее. Отношение и общение взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствую­щими людьми. Можно сказать, что межличностные отно­шения сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отноше­ния, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде­ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе по­тому так и называются, что в отношения вступают личнос­ти, центральной характеристикой которых является их ин­дивидуальность то особенное, что отличает данного чело­века ото всех других. Каждый человек посвоему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особен­ности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, при­вязанности, особенности настроения, большая или мень­шая сила эмоциональных переживаний, сильная или сла­бая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство этот внутренний мир человека. По­мните, у Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как истории планет: У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.Важно понимать и постоянно помнить, что такой слож­ный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который нахо­дится рядом со мной, отличается от меня, то это не зна­чит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особеннос­тями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно на­учиться исходить из того, что другой человек самостоя­тельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека.

Человек, как личность, не только умеет разбираться'в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привыч­ки, настроения, искренне отзываться на их чувства и пере­живания. «Бывает и так, читаем у писателя С. Шуртакова. В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстреча­ешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания не оченьто огорчишься, не за­грустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце нет, ничегото его не тронуло, ничто из всех интересных разго­воров в нем не отозвалось».

Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созву­чие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем лю­дям, которые участливо выслушивают нас, пытаются по­нять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности другого человека не так уж и просто.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме вся­ких свойств у человеческой личности есть как бы своя ду­шевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изоб­разим, это изображение наше будет ложь и клевета».Наверное, именно степень совпадения душевных мело­дий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отно­шения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные осо­бенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реа­гировать на возможные противоречия, расхождения в оцен­ках и представлениях, возникающих у людей, свидетель­ствуют о достаточно высоком личностном развитии чело­века. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конец­кий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о лю­дях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять де­ликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярйоморской работе».

И еще на одно качество личности хотелось бы особен­но обратить внимание, качество, о котором мы както стес­няемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, это благородство. Истинное бла­городство приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность че­ловека сострадать, сочувствовать, сопереживать, со­действовать признак духовной зрелости личности. Благо­родство это высокая нравственность человека, соединен­ная с самоотверженностью и честностью.

Вопросы и задания 1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии? 2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека понастоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении сле­дующего высказывания Л.Н. Толстого: «Человек, не чувству­ющий в себе силы внутренним достоинством внушить уваже­ние, инстинктивно боится сближения с подчиненными и ста­рается внешними выражениями важности отделить от себя критику»? 4. Что такое межличностные отношения в группе, коллекти­ве?5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте ис­кренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных воз­можностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли когонибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какиелибо поступки в защиту справедливости, про­тив хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами? 6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его ре­зультаты.Раздел VI.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии возрастная психология. Предмет ее исследования возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических ка­честв личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез это развитие психики от рож­дения до конца жизни человека.

Возрастная психология изучает факты и закономернос­ти развития психики человека, а также развитие его лич­ности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психоло­гия, психология взрослого человека, а также геронтопсихология.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ

Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

- входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

- шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

- критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

- унижать чью-либо национальность;

- смеяться над ошибками и промахами других людей;

- наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

- отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

- в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

- коверкать фамилии и имена;

- открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

- самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.

Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо.

Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств.

В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминания народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример. В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. »

Вывод: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е. Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же, поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ

Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он - воспитанный человек”, “Она - просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.

Вежливость. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

- входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

- шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

- критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

- унижать чью-либо национальность;

- смеяться над ошибками и промахами других людей;

- наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

- отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

- в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

- коверкать фамилии и имена;

- открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

- самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность. Такт - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим.

Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что - огорчить. Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях - самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.

Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) - невежливо.

Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств.

Вместе с тем скромность - это не робость и не застенчивость. Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов.

Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят. Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его.

Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение”, - утверждал Джонатан Свифт.

Не принято в обществе:

- приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

- причесываться и вообще трогать волосы;

- использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

- щелкать суставами пальцев;

- постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

- бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

Известно, что, находясь среди группы людей (даже небольшой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, высвечивает в этих свойствах такие стороны, о которых нередко он сам и не подозревал.

Общественное мнение. Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Может складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, ученике в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу-чае, если мнение основывается наложных слухах. Формируемое среди единомышленников или даже просто в кругу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и собственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумулируются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроениями болельщиков и может вести себя совершенно не свойственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастниками коллективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмоций.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения. При этом полностью блокируется способность рациональной оценки обстановки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возникает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремиться, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол-жительность паники влияет недостаток точной информации о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, например, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадионах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Причины социально-психологического порядка: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации. Все вместе это порождает высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в определенных сферах жизни, быта, деятельности.

Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей. Дети, особенно в младших классах, всегда подражают своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде-ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность - то особенное, что отличает данного человека ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство - этот внутренний мир человека.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет: У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.

Важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно научиться исходить из того, что другой человек - самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека.

Человек, как личность, не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привыч-ки, настроения, искренне отзываться на их чувства и пере-живания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. - В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстречаешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме всяких свойств у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, - это изображение наше будет ложь и клевета». Наверное, именно степень совпадения душевных мелодий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отношения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствуют о достаточно высоком личностном развитии человека. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конецкий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о людях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять деликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярно- морской работе».

И еще на одно качество личности хотелось бы особенно обратить внимание, качество, о котором мы как-то стесняемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное благородство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, содействовать - признак духовной зрелости личности. Благородство - это высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Вопросы и задания

Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М.

Какой вспоминается стиль руководителя при чтении следующего высказывания Л.Н.Толстого: «Человек, не чувствующий в себе силы внутренним достоинством внушить уважение, инстинктивно боится сближения с подчиненными и старается внешними выражениями важности отделить от себя критику»?

Что такое межличностные отношения в группе, коллективе?

Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте искренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных возможностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, против хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами?

Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его результаты.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том случае, если мнение основывается на ложных слухах. Формируемое среди единомышленников или даже просто в кругу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и собственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумулируются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроениями болельщиков и может вести себя совершенно не свойственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастникамиколлективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы.

Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадионах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Причины социально-психологического порядка: отсутствие групповой солидарности, утрата доверия к руководству, дефицит информации. Все вместе это порождает высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в определенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мученийвыбора, что дает ему возможность сосредоточить все внимание и энергию на решении более сложных творческих проблем.

Подражание так или иначе присутствует в межличностных отношениях групп, коллективов. Оно помогает выработать идентичные приемы поведения, действия личностей. Дети, особенно в младших классах, всегда подражают своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношении происходят между мыслящими, думающими и чувствующими людьми. Можно сказать, что межличностные отношения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность - то особенное, что отличает данного человека ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство - этот внутренний мир человека. Помните, у Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет: У каждой есть особое, свое, И нет планет, похожих на нее.Важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей.

Человек, как личность, не только умеет разбираться'в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. -В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстречаешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности другого человека не так уж и просто.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме всяких свойств у человеческой личности есть как бы своя душевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изобразим, - это изображение наше будет ложь и клевета».Наверное, именно степень совпадения душевных мелодий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отношения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствуют о достаточно высоком личностном развитии человека.

И еще на одно качество личности хотелось бы особенно обратить внимание, качество, о котором мы как-то стесняемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное благородство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека со-страдать, со-чувствовать, со-переживать, содействовать - признак духовной зрелости личности. Благородство - это высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Вопросы и задания

1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении следующего высказывания Л.Н. Толстого: «Человек, не чувствующий в себе силы внутренним достоинством внушить уважение, инстинктивно боится сближения с подчиненными и старается внешними выражениями важности отделить от себя критику»?

4. Что такое межличностные отношения в группе, коллективе?5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте искренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных возможностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, против хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами?

6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его результаты.

Читайте также: