К какой категории относится профессия помощник воспитателя

Опубликовано: 04.07.2024

помощник воспитателя детского сада за работой

Современные детские сады – это организации, предоставляющие ребенку возможности для собственного развития и познания окружающего мира. В штат специалистов детского сада входят воспитатели, логопеды, психологи и прочие профессионалы. Их заслуги в заложении основ для будущего ребенка невозможно недооценить. Но есть и специалисты, работа которых незаметна, но очень важна. Это помощники воспитателя.

Обязанности помощника воспитателя

Главная задача помощника воспитателя – оказать необходимую помощь и поддержку своему более квалифицированному коллеге, тем самым позволив ему максимально продуктивно организовать деятельность детей в группе.

В перечень обязанностей данного специалиста необходимо внести следующее:

проведение уборки и санитарной обработки помещений;

помощь воспитателю при проведении занятий, подготовке к прогулке;

обучение детей принципам сервировки стола, культуры питания;

следить за состоянием детских полотенец и постельного белья, при необходимости заменять на новые;

выход в качестве замены воспитателя;

по мере возникновения необходимости оказание помощи старшему воспитателю, медсестре, а также руководству;

следить за детьми во время тихого часа, оказание помощи.

Для того, чтобы исполнять свой трудовой функционал, помощник воспитателя должен знать:

установленный в учреждении распорядок труда;

нормативы содержания помещений, а также используемого оборудования;

принципы работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимо также отметить, что данный специалист несет непосредственную ответственность за жизнь и состояние здоровье группы, за сохранность детских вещей, а также необходимого оборудования и инвентаря.

Помощник воспитателя должностные обязанности

Источник фото: cottonbro/pexels

Требования к профессии помощник воспитателя

Работать в данной должности могут только совершеннолетние, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с перечнем обязанностей. Кроме того, для начала самостоятельной работы специалисту необходимо оформить медицинскую книжку (если ранее она не была оформлена, а если была – проверить актуальность, при необходимости вновь пройти специалистов).

В данной профессии есть и свои медицинские противопоказания, к которым относятся серьезные аллергические реакции и психические расстройства.

Кроме того, стоит отметить и тот факт, что на специалиста может быть оказано негативное влияние от следующих производственных факторов:

Помощник воспитателя должен обладать хорошими организаторскими навыками и уметь находить подход к детям. Без этих качеств он не сможет помочь коллеге проводить занятия и планировать распорядок дня дошкольников.

Где выучиться профессии помощник воспитателя?

На сегодняшний день для того, чтобы работать помощником воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необязательно иметь профильное образование. Хотя диплом о наличии среднего специального или высшего образования может стать отличным подспорьем для развития карьеры в данной сфере.

Стоит отметить и тот факт, что все-таки предпочтение работодатель отдает кандидатам, которые имеют педагогические или психологическое образование. Достаточно часто на данную должность трудоустраивают студентов заочных отделений данных направлений. А уже после получения диплома они могут претендовать на другую должность.

Можно отметить и еще одну особенность данной профессии в рамках российских реалий. Раньше достаточно часто должность помощника воспитателя занимали матери детей. Это происходило из-за нехватки мест в детских садах.

Обучение помощник воспитателя

Источник фото: Jerry Wang/pexels

Перспективы карьерного роста профессии помощник воспитателя

Любая деятельность в области педагогики и образования предполагает не только наличие профильного образования, но и своевременного подтверждения своей квалификации, освоения новых тенденций в области. Иными словами, для того, чтобы развиваться в области дошкольного образования необходимо получить соответствующее образование. Помощник воспитателя может стать младшим воспитателем, потом старшим воспитателем. Если же он получит образовать психолога, логопеда или дефектолога, ему предложат подобную должность.

И, конечно же, всегда есть возможности развиваться не в области образования, а управления дошкольным образовательным учреждением. Но опять-таки специалисту необходимо будет пройти соответствующую подготовку и получить должное образование.

При этом необходимо отметить, что внутри самой профессии помощник воспитателя какое-либо развитие не предусмотрено. Но на сегодняшний день представители данной профессии могут становиться участниками различных профессиональных конкурсов.

Личностные качества профессии помощник воспитателя

В первую очередь для того, чтобы работать с детьми необходимо любить детей. Без желания учить и воспитывать занимать данную должность невозможно.

Как начать карьеру в сфере работы с дошкольниками, если у вас пока нет профильного образования? Самый простой вариант – устроиться на должность помощника воспитателя в детском саду. Познакомимся с этой профессией поближе и узнаем, как и где ее получить.

Сможете ли вы работать младшим воспитателем? Требования к личным качествам и уровню знаний

Помощник воспитателя. Все о профессии требования, обязанности, зарплата и карьерные перспективы

Несмотря на то, что на должности помощника воспитателя нужно выполнять в основном физическую работу, вам предстоит ежедневно взаимодействовать с детьми. Поэтому вы должны уметь и любить общаться с дошкольниками, легко находить с ними контакт.

Большую часть времени вы будете работать в команде с воспитателями и выполнять их поручения и просьбы, так что важно быть ответственным, исполнительным и доброжелательным человеком. Вы должны быть аккуратны и внимательны, ведь от вас будут зависеть порядок, соблюдение санитарно-гигиенических требований, общая атмосфера в группе.

Что входит в обязанности помощника воспитателя?

Помощник воспитателя детского сада относится к категории младшего обслуживающего или учебно-вспомогательного персонала. Он подчиняется воспитателям, завхозу и руководителю ДОО. В его должностные обязанности входят:

  • уборка всех закрепленных за работником помещений, в том числе влажная уборка поверхностей и мебели, чистка и дезинфекция сантехники;
  • доставка еды с кухни и ее раздача детям;
  • уборка и санитарная обработка посуды, столов;
  • сервировка столов;
  • организация дежурства детей и их обучение сервировке и уборке столов;
  • помощь воспитателю во всех организационных моментах работы с группой: при сборах на прогулку, при подготовке ко сну, при гигиенических процедурах и т. д.;
  • гигиенический уход за детьми;
  • уборка постелей;
  • подготовка воды для полоскания рта и питья;
  • контроль чистоты и сохранности игрового и учебного инвентаря, замена полотенец, постельного белья в соответствии с графиком или по мере загрязнения;
  • контроль состояния сантехники, посуды, мебели и сообщение завхозу об их неисправности;
  • нахождение с детьми в моменты, когда воспитатель не может быть в группе, например, участвует в собрании или решает организационные вопросы;
  • помощь в изготовлении педагогических пособий, в подготовке к мероприятиям;
  • участие в озеленении и благоустройстве территории ДОО;
  • подготовка веранд и песочниц, которыми будут пользоваться дети.

Какое образование должно быть у помощника воспитателя? Где и как его получить?

На должность младшего воспитателя могут претендовать совершеннолетние лица со средним или средним профессиональным образованием. Но даже такие лояльные требования не означают, что с этой работой справится любой. Поэтому перед трудоустройством рекомендуем пройти дистанционные* курсы профобучения. Так вы не только получите необходимые знания и навыки, но и повысите свои шансы на быстрое трудоустройство. Обучение займет всего 3 месяца, а по его окончании вы получите официальный диплом с присвоением квалификации.

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Помощник воспитателя

Подходит для старта в профессии

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Младший воспитатель

Подходит для старта в профессии

На какую зарплату может рассчитывать помощник воспитателя?

Отучившись на курсах, вы сможете устроиться в государственный или частный детский сад. Стандартная ставка – 40 часов в неделю. Чаще всего график такой – понедельник-пятница, по 8 часов в день. Но если детский сад открыт круглосуточно, то помощники воспитателей могут работать посменно.

Карьерные перспективы

Помощник воспитателя в большинстве случае – первая ступень карьерной лестницы. Работая на этой должности, необходимо получить образование не ниже среднего профессионального, после чего станет возможным повышение до воспитателя детского сада. Отучившись в вузе, можно претендовать на должность старшего воспитателя, организатора-методиста. А самые мотивированные специалисты со временем становятся руководителями ДОО. Также можно дополнительно получить квалификацию учителя младших классов, воспитателя группы продленного дня. Сегодня школы и детские сады часто объединяют, что позволяет специалистам работать и с дошкольниками, и с учениками 1-4 классов.

Чтобы расти по карьерной лестнице в ДОО, необязательно иметь среднее профессиональное или высшее образование именно по педагогическому направлению. Если вы отучились по другому профилю, можно пройти курсы профессиональной переподготовки, которые также дадут вам возможность претендовать на должности выше помощника воспитателя.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Профессиональный стандарт помощника воспитателя применяется в педагогических учреждениях при определении обязанностей и уровня квалификации сотрудника. Дополнительные области использования документа: помощь при отборе кандидатов на работу, составление KPI и т.д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Нормативные акты по профстандартам

Основы действия профстандартов регулируются следующими нормативными актами:

  1. Принятым в мае 2015 года Федеральным законом №122. Именно он внёс положения по профстандартам в трудовое и образовательное законодательство. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.3, которая установила порядок их использования организациями-работодателями.
  2. Постановлением Правительства №23, которое было принято в 2013 году. Оно описывает общие параметры создания и действия профстандартов.
  3. Утверждённым в июне 2016 года Постановлением Правительства №584. В нём описано их действие в государственном секторе: организациях государственной/муниципальной форм собственности и частных компаниях, управляемых государством.

Внимание! Аспекты использования положений этих документов на практике разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для помощника воспитателя

В 2017 году был принят профстандарт 01.005 для специалиста в области воспитания. Он включает четыре части с разбором основных должностных параметров.

В начальной части документа дана информация общего плана: цель профессии и её классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

Во втором разделе указаны 6 функций, выполняемых специалистом в области воспитательной работы, и 18 их элементов. К примеру, функция по воспитательной работе с обучающимися включает:

  • планирование воспитательной деятельности;
  • её организацию;
  • организационно-воспитательное обеспечение.

Как для функций, так и для элементов даны коды и уровни сложности.

В третьем разделе дано более полное описание обязанностей специалиста, а также его квалификационных параметров.

Для каждой функции указаны:

  • специалисты, подготовленные к её выполнению;
  • их опыт и образование;
  • особые требования;
  • информация вспомогательного характера.

Так, для функции по воспитательной работе с обучающимися даны следующие сведения:

  • специалисты – воспитатель/старший воспитатель;
  • образование – высшее/среднее педагогического профиля;
  • трудовой опыт – от двух лет;
  • особые требования – отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью и регулярное прохождение медицинских осмотров и обследований.

Отдельно даны коды и названия сотрудников, подходящих для выполнения функции, по ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО.

Для каждого элемента функции указаны:

  • трудовые действия, выполняемые специалистом;
  • нужные для него знания и умения;
  • информация вспомогательного характера.

Например, для планирования воспитательной деятельности обучающихся даны:

  • 6 действий – разработка плана, изучение индивидуальных характеристик обучающихся и пр.;
  • 15 умений – оказание первой помощи воспитанникам, обеспечение участия семьи в процессах воспитания и т.д.;
  • знания в 16 областях – методы обеспечения занятости обучающихся в свободное от учёбы время, теоретические основы организации досуга воспитанников и пр.

Благодаря таким подробным описаниям третий раздел занимает основную долю любого должностного стандарта.

В заключительной части документа указаны его организации-разработчики.

Внимание! Одна из областей применения этого профстандарта – отбор кандидатов на работу помощника воспитателя. Если кандидат не соответствует изложенным в нём квалификационным требованиям, то работодатель вправе отказать в трудоустройстве, ссылаясь на отсутствующие деловые качества.

Частые вопросы по применению профстандартов

Можно ли уволить помощника воспитателя по причине его несоответствия требованиям, изложенным в профстандарте?

В настоящее время такая возможность отсутствует. У руководства организации-работодателя имеются три варианта действий:

  • переименовать должность с использованием статей 72, 74 ТК;
  • попросить помощника воспитателя перейти на другую работу по статье 72.1 ТК;
  • рекомендовать помощнику воспитателя пройти дополнительное обучение.

Внимание! Если специалист согласен на дополнительное обучение, а оно здесь носит добровольный характер, то вопрос о том, кто будет его оплачивать, решается на договорной основе.

Когда работодатель обязан применять профстандарты?

Они обязательны, когда:

  1. Нанимателем является организация из бюджетного сектора или частная компания, более чем на 50% принадлежащая государству.
  2. Для специалиста в нормативной форме установлены требования по квалификации.
  3. Для определённой профессии законодательством даны права на льготы/компенсации или для неё установлены ограничения (ст. 57 ТК).

В иных случаях профстандарты внедряются на добровольной основе.

Какие документы меняются под влиянием профстандартов?

В первую очередь перемены касаются должностных инструкций. В них меняются описания обязанностей и квалификационные требования. Также могут меняться и трудовые договора, когда в них вносят изменения по трудовым функциям, выполняемым сотрудниками. В обязательном порядке меняют внутренние документы, описывающие процессы приёма на работу: указывается, что трудоустройство происходит с использованием соответствующих профстандартов.

Работодатель может сразу использовать положения профстандартов для управления персоналом?

Предварительно следует официально утвердить переход кадрового делопроизводства на систему должностных стандартов. Для этого следует издать отдельное распоряжение, утвердить регламент, регулирующий процессы перехода и внести изменения в соответствующие положения документов по персоналу.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник воспитателя относится к категории учебно-вспомогательного персонала, назначается на должность и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник воспитателя непосредственно подчиняется воспитателю.

1.3. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Помощник воспитателя должен знать:

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;

- правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;

- санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

2.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

2.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

2.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

2.4. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.

2.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

2.6. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).

2.9. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.10. [Указать иные должностные обязанности].

3. Права

Помощник воспитателя имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися ее деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Указать иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Помощник воспитателя несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Читайте также: