К людям какой профессии применимо выражение мастер золотые руки

Опубликовано: 02.10.2024

Стихотворение детской поэтессы Ирины Токмаковой «Букваринск» до сих пор еще не было предметом пристального рассмотрения специалистов по лингводидактике в качестве прецедентного текста; немногие методисты и учителя русского языка используют это стихотворение как учебный материал. Так, в учебнике «Русского языка» (автор А. Рудяков) на примере произведения «Букваринск» исследуются лишь интонационные возможности русского слова. Учитель русского языка Дудкина О.А., разместившая в сети Интернет разработку урока в 4 классе по теме «Терпение и труд», акцентирует внимание учащихся на профориентационных возможностях этого текста, оставляя в стороне красоту поэтического слова.

Мы покажем, как можно комплексно поработать над этим поэтическим текстом, решив самые разнообразные задачи: от совершенствования лингвистической и лингвокультурологической компетенции учащихся до важнейшей задачи профориентации школьников еще в среднем звене, что может качественно улучшить и облегчить процесс выбора профессии в старших классах. С помощью поэтического текста И. Токмаковой «Букваринск» можно успешно решить задачу органичного включения в материал урока русского языка краеведческого материала (в аляние шерсти как художественный промысел народов Башкортостана).

Урок русского (родного) языка

в 5-6 классе на тему:

«Мастера золотые руки, или лексика русского языка, называющая профессии » (2 часа)

Совершенствование лингвистической компетенции:

-развивать связную устную речь;

-повторить изученное по теме «Имя существительное», «Имя прилагательное»;

- познакомить с этимологическим словарем;

- повторить сведения по орфографии: правописание НЕ с прилагательными, О-Ё после шипящих, прописная и строчная буква и др.;

-повторить сведения по лексике: устаревшие слова, профессиональная лексика, имена собственные и нарицательные;

- актуализовать понятие о метафоре;

- повторить знаки препинания при однородных членах предложения;

Совершенствование общекультурной и лингвокультурологической компетенции, воспитание положительных человеческих качеств:

-содействовать профориентации школьников, рассказывая о существующих и вышедших из обихода профессиях;

-воспитывать уважение к людям труда, терпение и терпимость (толерантность),

-воспитывать любовь к русскому слову, алфавиту, истории языка;

-показать, что гармоничное сосуществование представителей разных народов, языков, взглядов и профессий возможно, и основой для этого является созидательный труд на благо общества и знание культуры;

-вызвать интерес к художественной культуре народов России, декоративно-прикладному искусству, интерес к своей будущей профессии.

Оборудование : экран, на котором с помощью проектора иллюстрируются фотографии - атрибуты различных профессий (инструменты мастеров, их форменная одежда и т.д.); фрагменты словарных статей из словаря устаревших слов, толкового и этимологического словаря («бочар», валяльщик», дробильщик», «ефрейтор», жестянщик», красильщик», «лудильщик», «баталист», «цимбалист» и т.д.); произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из войлока, гончарные изделия, обувь и одежда с вышивкой, орнаментом и т.д.).

Учитель : Сегодня мы будем работать над текстом стихотворения известной поэтессы Ирины Токмаковой «Букваринск». Её стихи вам когда-то читали мамы и папы. Послушайте стихотворение и ответьте: какие мысли и чувства оно у вас вызывает? Какую картину вы себе представили?

Учитель выразительно читает стихотворение. Параллельно учащиеся читают его на экране.

Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времён
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.
А — аптекарь,
Б — бочар,
В — валяльщик,
Г — гончар
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
З — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красильщик франтоватый,
Л — лудильщик,
М — маляр,
Н — носильщик,
О — овчар,
П — писатель,
Р — радист,
С — сапожник,
Т — турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак фотолюбитель,
Х — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч — чудесный часовщик,

Ш — шофёр, большой шутник,
Щ — щенок его Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист,
а дальше
Я — это я, мои друзья!

Учащиеся делятся первыми впечатлениями. «Стихотворение понравилось, потому что оно доброе, складно звучит», «Сразу представил себе городок Букваринск с его маленькими добрыми жителями, трудятся не покладая рук», «Удивился, как красиво и в рифму можно рассказать о профессиях и занятиях, правда, не все слова мне были понятны», «Здесь часто звучит частица НЕ с прилагательными, наверное, сегодня урок повторения», «Много профессий, каких я вообще не знаю, а профессий программиста или менеджера, широко распространенных сейчас, я не услышал»…

Учитель соглашается с наиболее точными ответами.

Учитель . Действительно, это доброе и красивое стихотворение, наполненное любовью к простым людям – труженикам. Сегодня мы поговорим о них – мастерах своего дела, умельцах золотые руки. Как вы понимаете, ребята, что значит выражение «золотые руки»?

Ученик . Мастер золотые руки – талантливый, умелый, старательный, это профессионал своего дела. Творения его рук отличаются красотой, изяществом, они восхищают, делают человека лучше.

Учитель . Действительно, ребята, мастер золотые руки – это особенно талантливый человек, его изделия привлекают внимание, вызывают восторг и удивление. Какой троп используется для создания выражения «мастер золотые руки»?

Ученик. Это метафора – переносное значение на основе сходства двух предметов. Золото ценно, и ценен талантливый мастер.

Учитель . Примером метафоры могут быть выражения «золотое сердце» (доброе), «золотой характер» (покладистый), «золотой голос» (редкий по красоте), «серебряный голос» (тонкий, звонкий), «каменное сердце» (холодный, жестокий человек) и т.д.

Учитель. Какую роль играет метафора в речи?

Ученица . Метафора делает речь более образной, яркой, запоминающейся, в данном примере «мастер золотые руки» - метафора помогает высказать высокую оценку таланта человека труда.

Учитель . Ребята, каким вы представили себе город Букваринск?

Ученики фантазируют, что это небольшой город с красивыми одно- и двухэтажными домами, с ажурными балконами, на каждом доме – флюгеры с разными буквами алфавита. Много цветов, уютных двориков, живописных фонтанов. Жители Букваринска улыбчивы и добродушны.

Учитель обращает внимание, что автор строит поэтическую строку особым образом: он разворачивает свою мысль от Буквы – к Слову . Буквы русского алфавита дали жизнь словам-названиям профессий, существующим сейчас или вышедшим из обихода.

При этом не все буквы русского алфавита стали началом слов, называющих профессии. На какие буквы нет названий профессий?

Учащиеся отмечают, что нет слов, начинающихся с букв Ё,Й, Ь, Ъ.

Учитель указывает, как важно прояснить смысл непонятных слов. Ребята, обратимся к словарям. Нам понадобятся толковый словари, словарь устаревших слов, этимологический словарь.

На экране проецируются толкования слов-названий профессий и ремесел. Учащиеся читают, правильно ставят ударение в словах.

Бочар – ремесленник, изготовляющий бочки, бондарь.

Валяльщик – мастер, валяющий изделия из шерсти, пуха (жен. род валяльщица).

Дробильщик – специалист по дроблению и размолу различных каменных и других материалов вручную, на дробилках.

Ефрейтор – воинское звание, присваиваемое обученным старослужащим рядового состава за воинские отличия.

Жестянщик – специалист, который занимается изготовлением и ремонтом изделий из металла, а также тонкостенных труб. Жестянщик должен знать механические свойства листовой, сортовой стали, цветных металлов и сплавов, влияние отжига на механические свойства металлов.

Закройщик (закройщица) – специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды, обуви и пр. изделий из текстиля и кожи. Мастер в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам. Закройщик работает непосредственно с заказчиком швейного изделия, выявляет его потребности.

Красильщик – рабочий, занимающийся крашением, красильным делом. На предприятиях текстильной промышленности и бытового обслуживания красит пряжу, волокно, ткани.

Лудильщик (медник) – специалист по покрытию металлических поверхностей тонким слоем луда (как правило, это или олово, или свинец). Медник — это одна из древнейших профессий человека связанная с обработкой металлов, и насчитывает тысячелетнюю историю. Профессиональная направленность медника — это обработка медных сплавов (медь, латунь, бронза) методами слесарной обработки и пайки. Именно из профессии медника образовалась более поздняя профессия – сварщик.

Радист – специалист по передаче и приёму сообщений по радио.

Баталист – живописец, создающий произведения батального жанра, т.е. изображающие военные сражения.

Цимбалист – музыкант, играющий на цимбалах – музыкальном инструменте – струнном ударном инструменте, представляющем собой трапецевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах

Учитель . Попробуйте сами без словаря прояснить этимологию слов – названий профессий.

Бочар – от бочка, валяльщик – от валять, дробильщик – от дробить, жестянщик – от жесть, овчар – от овца и т.д.

Учитель. От каких частей речи образованы существительные-названия профессий? В каких случаях такие существительные образуются с помощью суффикса ЩИК, а в каких ЛЬИК? Происхождение каких слов трудно объяснить без этимологического словаря? (Ефрейтор, цимбалист)

Проясните их происхождение по этимологическому словарю или словарю иностранных слов (учитель демонстрирует такой словарь). Так, по этимологическому словарю Макса Фасмера, ефрейтор – из немецкого языка: Gefreiter «освобожденный (от некоторых обязанностей рядового)».

Учитель обращает внимание на правописание слов.

- Какие орфограммы есть в словах-названиях профессий?

- Сгруппируйте их по типам орфограмм (безударные гласные в корне слова, И-ы после Ц, гласные после шипящих и т.д.). Записываем слова и объясняем их написание.

 Какие орфограммы вам еще встретились в тексте? НЕ с различными частями речи. Объясните правописание «незлобивый», «непыльный», «не ведая невзгод» и т.д.

Далее класс работает по предложенным учителем вопросам.

 Как вы понимаете выражение «хлебосольный народ»?

Это народ радушный, открытый, гостеприимный, любящий хорошо и вкусно угостить путешественника.

 Какие еще слова, кроме рассмотренных нами выше, являются названиями профессий? А какие называют занятия? (фотолюбитель, турист и т.д.). Каких профессий нет в стихотворении? А какие широко популярны сейчас? Какие из них вам нравятся? Какие профессии у ваших родителей?

 На какие группы по смыслу можно поделить слова, называющие занятия и профессии (люди, которые производят товары (бочар, валяльщик и др.), и люди, которые обслуживают население (например, аптекарь, юрист). Есть те, кто производят «интеллектуальные» товары – историк, писатель и др.

 Творения, изделия представителей каких профессий вы видели и пользуетесь ими в обычной жизни? Давайте рассмотрим произведения их труда.

Гончар – экологичная глиняная посуда. Валяльщик – теплые валенки (валеные сапоги), самобытные ковры, паласы, панно из шерсти. Закройщик – красивая одежда. Красильщик – яркие ткани. Маляр – покрашенные стены в классе. Часовщик – хорошо работающие часы и т.д. Писатель – гуманные рассказы, которые учат добру и справедливости. Сапожник – удобная обувь.

Валяние шерсти (фелтинг) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, предметы одежды и т.д. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок). Валяние шерсти является художественным промыслом народов Башкортостана.

Доклад ученика о валянии шерсти в Башкортостане с демонстрацией фотографий и изделий из войлока.

Учитель . Теперь читаем текст стихотворения Ирины Токмаковой еще раз, объясняя знаки препинания.

Домашнее задание .

Учитель выбирает одно-два из предложенных ниже заданий.

Подготовьте развернутый доклад об одной из профессий, прозвучавших в тексте, или вызывающих ваш особый интерес. Подготовьтесь к словарному диктанту по тексту И. Токмаковой.

По желанию можно нарисовать город Букваринск и его жителей.

Создайте эссе на темы (на выбор):

«В чем секрет успеха и процветания жителей Букваринска, чему можно поучиться у его мастеров?».

«Можно ли назвать город Букваринск прообразом Башкортостана (вашей республики) с его мирным сосуществованием представителей разных этносов, культур, языков, профессий»? Объем эссе 1-1,5 страницы.

Можно предложить учащимся создать творческий проект на тему: «Профессии моей семьи», проследив 3-4 поколения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель.

  • Способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой и влиянием на экономическое состояние страны.

Оснащение:

  • проектор,
  • компьютер,
  • презентация учителя,

Цель использования мультимедийных технологий на уроках: наглядная работа со схемами.

Ход урока

  1. Оргмомент. Постановка цели урока и проблемного вопроса.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление.
  1. Учитель.

- Кого мы можем назвать профессионалом? (мастера)

- У мастера золотые руки.

Эти слова мастер – “золотые руки” применимы к представителям самых разных профессий: и к столяру, и художнику, и врачу, и музыканту. Свое умение они передают из поколения в поколение.

Сегодня на уроке мы обсудим с вами как же стать мастером своего дела, и как оценивается сегодня труд работника, труд мастера. Тема урока: “ Золотые руки мастера” Эпиграфом нашего урока будет русская пословица:

“Смотри дерево в плодах, а человека в делах”

В конце урока вы ответите на главный вопрос: зависит ли экономическое благополучие страны и ее население от уровня квалификации работников, от уровня профессионализма? (Вопрос записан на доске).

“Смотри дерево в плодах, а человека в делах” гласит пословица, которая стала эпиграфом нашего урока.

Чем же необходимо овладеть человеку, чтобы стать мастером своего дела?

(предполагаемый ответ: знанием, опытом, талантом и т.д.)

II. Изложение нового материала.

План.

  1. Мастера своего дела.
  2. Из чего складывается мастерство работника.
  3. Труд и зарплата. Количество и качество труда.

Учитель.

Чтобы преуспеть в деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд, повышать квалификацию, становиться профессионалом.

Обрати внимание на экран.

Квалификация работника – это специальное знание, умения полученное работником, а также приобретенное им в практической деятельности.

Виды труда

  • Высококвалифицированный (сложный) труд
  • Малоквалифицированный (простой) труд

Учитель.

Вы внимательно изучили слайд и ответьте на вопрос.

Какой труд по вашему мнению можно отнести к высококвалифицированному, а какой к малоквалифицированному?

(Предполагаемые ответы: высококвалифицированный – врач, учитель, летчик и т.д., малоквалифицированный: труд дворника, уборщик помещений и т.д.).

Учитель.

От того, какая квалификация у работника зависит его денежное вознаграждение или по другому “заработанная плата”.

Слайд № 2.

Система оплаты

  • Повременная (за определенный промежуток времени)
  • Сдельная (за объем работы или количество продукции, произведенной работником)

На слайде мы видим, какие существуют системы оплаты труда.

Дома вы должны были спросить: у своих родителей для чего они работают?

(Предполагаемые ответы: иметь материальный достаток, достойно содержать семью и т.д.).

Учитель.

Вспомним, что такое производительность труда?

(Предполагаемый ответ: производительность труда – это количество продукции произведенное за определенный отрезок времени).

Таким образом, производительность труда связано с заработной платой работника. Приведем следующий пример.

Рабочий с высокой квалификации и ученик выполняли одну и ту же работу. Только рабочий сделал в два раза больше продукции и не допускал ошибок. Производительность труда рабочего была выше, чем производительность труда ученика. Труд рабочего был более качественный. Так как чем выше квалификация работника, тем выше производительность его труда или результат его труда.

Возвращаемся к вопросу, поставленному, в начале урока.

III. Закрепление.

Зависит ли экономическое благополучие страны от уровня квалификации работника?

(Предполагаемый ответ: зависит, так как чем больше в стране квалифицированных работников, профессионалов тем выше производительность труда, больше качественной продукции и естественно наблюдается экономический рост в целом по стране).

Оценки за работу на уроке.

Рефлексия.

  1. Что тебе дал урок.
  2. Были ли трудности.
  3. Как оцениваешь свою работу.

Домашнее задание Записать рассказ родителей, бабушек, дедушек о том, как они выбрали свою профессию.

Автор: Бунатян Эличка Гарниковна

Организация: МБОУ СОШ №27

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».
  2. Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.
  3. Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
  4. Способствовать развитию у учащихся УУД:
    Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
    Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
    - продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
    - составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
    - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
    Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
    - совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
    - совокупность умений по работе с информацией.
    Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
    - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
    - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
    - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
    - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
    - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученное, познакомимся с новой темой. Работать будем в группах

Чтобы урок был продуктивным, предлагаю каждому из вас нарисовать таблицу 1:

Какую цель ставили

Что хочется узнать

Что нового узнали

Что было интересным

Где данные знания можно применить

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

Учащиеся выполняли домашние задания (на выбор):

  1. Подобрать пословицы и поговорки о труде. Объясните одну из них, приведя примеры из жизни.
  2. Ответьте на любой из вопросов:
    «Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем?»
    «Зачем человеку работать?»
    «Какие качества работника ценятся в современном обществе?»
    «За что люди ценят настоящих мастеров?»
  3. Объясните, как вы понимаете следующее высказывание:

«Экономическое благополучие страны и её населения во много зависит от уровня квалификации работников». Назовите несколько причин.

4.Запишите рассказ родителей, знакомых, бабушек, дедушек о том, как они выбирали свою профессию?
Что общего в заданиях, которые вы выполняли?(ответы учеников)

III.Выявление места и причины затруднения.

( обращаемся к таблице 1)

Кратко ответьте на вопросы:

Из чего складывается мастерство работника?

Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?
Каковы условия качественного труда?
Как оценивается труд человека?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Почему у вас вызвало затруднение, отвечая на данные вопросы?

Эпиграфом нашего урока будет пословица „Мастер — золотые руки“.

Давайте подумаем, о ком так говорят? (о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих).

А сейчас я предлагаю вам послушать музыку (звучит скрипка Антонио Страдивари), Обратимся к учебнику и прочитаем историю мастера скрипки из рубрики «Жил на свете человек» (Материал учебника стр 73-74).

Чему научился Антонио у своего учителя?

• Сразу ли ему удалось стать мастером?

• Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров?

Как будет звучать тема урока?

Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам

Каких мастеров из художественной литературы все вы знаете?(ответы учеников)

V. Реализация нового материала.

1. Рассказ учителя. Учащиеся основные положения записывают в тетради (оформляют в виде таблицы)

Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.

Как вы думаете, из чего складывается мастерство работника?

«Можно ли стать мастером своего дела?» Чем для этого необходимо овладеть человеку? (ответы учеников)

Прежде всего из полученных профессиональных знаний, практических умений и навыков, также надо иметь особые способности.

А где мы можем получить знания?

А можно ли стать мастером, не любя свой труд?

Вывод: (стр 74) Чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд.

Какие требования к работнику предъявляет современное производство?

А как эти требования мы можем назвать одним словом?

Давайте дадим определение понятию «квалификация»?

Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.

Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.

В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.

Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.

Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.

Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен.

Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.

Давайте определим к какому виду труда относятся данные профессии.

учитель, врач, инженер, охранник, доярка, дворник, уборщик помещений, грузчик, швея, продавец, бухгалтер.

Если спросить у людей, зачем они работают, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что работа приносит удовлетворение и радость. Другие отметят, что работа позволяет выразить себя. Третьи подчеркнут, что работа дает им общественное признание, уважение, известность. Это характерно для артистов, политиков, общественных деятелей. Но преобладать, вероятно, будет такой ответ: работа дает средства для удовлетворения своих потребностей.

С детских лет ты слышишь от старших слово «зарплата». С этим словом связаны в твоей памяти долгожданные покупки, подарки, сюрпризы.

Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.(Запись в тетрадь)

Распространены две системы оплаты труда: повременная, по которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой заплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ. Давайте более подробно остановимся на заработной плате и определим от каких факторов зависит их размер?

- Качество и количество труда. (Это главный принцип оплаты, при котором учитывается как работал, трудился работник и сколько он сделал продукции.)

- Сложность труда и уровень квалификации. (Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.)

- Условия труда. (На некоторых тяжелых, вредных производствах зарабоная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры.

- Социальная значимость труда. (Величина зарплаты может определяться тем, на сколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.) - Степень риска.(Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик – испытатель, космонавт), в других – вложенными в дело деньгами).

- Уникальность труда. (Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из – за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, а пример, выдающиеся музыканты, певцы, актеры)

VI. Самостоятельная работа.

Выполнение заданий по группам. Используя изученное на уроке, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
1 гр. Объясни выражение «Мастер – золотые руки».
2 гр. Каковы условия качественного труда?
3 гр. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу?
4 гр. Что называют квалификацией работника?
5 гр. Приведи по три примера высококвалифицированного и малоквалифицированного труда.
6 гр. Для чего необходимо повышать свою квалификацию?


Казалось бы, с развитием цивилизации и появлением новых технологий многие старинные промыслы, например, такие, как резьба по дереву, должны канутьв Лету. Ведь сейчас в ходу различные виды пластмасс и другие искусственные материалы. Но, несмотря на это, резное дело всё ещё востребовано и процветает.

В гостях нашей редакции - резчик по дереву, учитель технологии гимназии № 5, бронзовый призёр фестиваля ледовой скульптуры «Хрустальный Томск» и просто талантливый человек Андрей Кошкин.

Андрей Кошкин

Загадочная команда

- Андрей, давайте начнём с вашего недавнего успеха на томском ледовом фестивале. Конкурс достаточно серьёзный, масштабный и, насколько я знаю, имеет международный статус?

- Да, действительно, среди нас была команда участников из Германии. Всего участвовало 10 команд из 13 городов России. География обширная - Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ямал, Красноярск, Северск, Тула, ну и, конечно, Чебоксары. Работы создавалась по мотивам фильмов-сказок Александра Роу, наша называлась «В поисках молодости», в основе - сказка «Конёк-горбунок». Всем командам выделили по 8 глыб льда, и, как говорится, закипела работа. Работали и днём, и ночью, чтобы уложиться в четырёхдневный срок. На выходе у нас получилась трёхметровая композиция, состоящая из кресла, жар-птицы, царя и конька-горбунка.

Наша команда «КА-21», наверное, запомнилась ещё и своим загадочным названием. Многие гадали, что же означает эта аббревиатура, но, на самом деле, всё просто: «КА» - это наши инициалы со вторым участником Алексеем Казаковым, ну а «21» можно толковать по-разному - номер нашего региона или «два в одном» (смеётся).

- Интересно, какими инструментами можно покорить такой природный материал, как лёд? И всегда ли он покоряется?

- Грубая работа выполняется электрическими и бензопилами, но предпочтительнее всё-таки первые: их не надо заправлять, и они не пачкают лёд. Чистовая работа уже идёт стамесками. На самом деле, тут важна ещё и погода - это как повезёт. Оптимальная температура для комфортной резьбы - минус 8-10 градусов. Если выше, лёд начинает подтаивать, и на нём появляется водичка. Если ниже, лёд становится напряжённым и начинает трескаться. В первый день фестиваля было холодно, во время работы на фигуре конька-горбунка появилась трещина, но, к счастью, она пришлась аккурат на гриву, так что это было незаметно.

ледяные фигуры

- Как считаете, насколько справедливы и объективны такого рода конкурсы?

- Боюсь показаться нескромным, но наша работа действительно была одной из лучших, многие местные жители, томичи, предрекали нам первое место. По сложности, ажурности работа получилась, и правда, хорошей. Реальными нашими соперниками мы считали только участников из Ямала, но в итоге они, как и мы, заняли 3 место, победителями же стали хозяева конкурса, второе место досталось команде участников из Красноярска и Барнаула. Если честно, некоторые команды нарушали правила - работали не вдвоём, как положено, а втроём.

Ледяные фигуры

Зимой и летом

- Скажите, как связаны между собой создание ледовых скульптур и резьба по дереву? Получается, вы являетесь мастером обоих направлений?

- Да, это чтобы и зимой было чем заняться, и летом (смеётся). На самом деле, эти направления схожи, и обычно мастер по дереву легко может работать и по льду. Вообще, резьбой по дереву я увлекся ещё в школе, мой отец - учитель-трудовик, именно он привил мне любовь к этому виду творчества. Помню, как тайком забирал ключи из его кармана и шёл в мастерскую работать, тяга была неимоверная.

Сейчас, к сожалению, мало кто из современных школьников интересуется резьбой. Да и вообще, наши дети не приучены к ручному труду, им интереснее различные гаджеты. На моих уроках технологии создаётся такое ощущение, что ученики вообще не хотят работать, им не хватает усидчивости, терпения - нарубят материала, опилок настрогают - что получилось, то получилось, за качество не хотят отвечать. За 10 лет работы в гимназии я сделал вывод, что один процент из ста по-настоящему интересуется предметом. Да и часов на это в школах даётся маловато, хотя в последнее время и начали говорить, что время занятий надо увеличивать, чтобы развивать у детей моторику, прививать им любовь к труду. Но дальше бумаг дело пока не идёт.

ледяные фигуры

- Среди взрослого населения сейчас многие увлекаются резьбой по дереву? В Чувашии много мастеров?

- Мы с Алексеем часто участвуем в различных фестивалях и конкурсах и за эти годы заметили, что выступают обычно одни и те же лица, и это далеко не молодёжь. В основном - возрастные мастера, ещё с советского периода. В Чувашии, например, также есть хорошие резчики, но их не так уж много. Наш регион мог бы уделять этому виду искусства больше внимания. Раньше проводились ежегодные фестивали по резьбе и по дереву, и по льду.

Ледяные фигуры

Сейчас как-то всё заглохло. Взять тот же Томск, например, там в предновогоднее время такая красота, такая динамика! По всему городу ледовые скульптуры, малые и большие бесплатные горки, видели даже тематический каток в виде киноленты.

Нас часто приглашают в другие регионы, но у себя мы, к сожалению, не востребованы. Но мы не расстраиваемся, в любом случае развиваемся, выступая на различных фестивалях, обмениваемся опытом, в таких поездках учимся использовать новые инструменты и приспособления.

Покорить бетон и песок

- Андрей, это дело приносит какой-то доход? И нет ли желания полностью посвятить себя любимому делу, уйти в свободные художники, так сказать?

- Сегодня ручная работа оценивается достаточно высоко, поэтому заработать на изготовлении деревянных скульптур можно неплохие деньги, было бы время. Иногда посещают мысли уйти из преподавания и заняться только резьбой по дереву. Но для этого нужно своё помещение. Заиметь мастерскую в Чебоксарах проблематично. Для этого сначала нужно попасть в Союз художников России - что тоже сложно, практически невозможно без художественного образования. Поэтому почти все мастера работают у себя дома.

резьба по дереву

- Какие скульптуры популярны у заказчиков?

- В основном это уличные фигуры животных - львы, орлы, совы, медведи. Размеры у них немаленькие - до 3 метров, заказывают на дачи и в загородные дома. Для помещений мастерим напольные и настольные сувениры.

- Планируете освоить другие материалы, нежели лёд и дерево?

- Недавно по телевизору видел мастера, который работает по бетону. До этого я, конечно, встречал скульптуры советских времён, но они были грубые, массивные. Работы же этого мастера изящные, даже не верится, что они сделаны из бетона. Очень хочется и самому попробовать поработать с этим материалом. Технология, в принципе, та же. Только надо всё делать быстро и вовремя - ведь бетон застынет, и потом уже ничего не подправишь. В Чувашии пока нет мастеров по бетону, может быть, станем с Алексеем первыми (улыбается). Также в наших планах попробовать себя в песочных скульптурах. Песок - материал доступный, работать с ним несложно. Надеюсь, всё получится.

Какой труд можно назвать простым, а какой — сложным? Как оценивается труд человека?

Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда? Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?

Дело мастера боится

В одной притче говорится о трёх вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и морским прибоем. Но что роднит с совершенством природной стихии труд мастера? Понаблюдай за ним, и тебя зачарует отточенность движений, спокойная уверенность, отсутствие малейшего ненужного жеста, направленность на конечный результат.

Издавна существует выражение «Мастер — золотые руки». Так говорят о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих. Эти слова применимы к представителям самых разных профессий: и к столяру, и к художнику, и к врачу, и к музыканту.

Многие мастера передают секреты своего ремесла детям и внукам. И сегодня продолжает жить искусство художников Хохломы, Палеха, ювелиров аула Кубани и многих других промыслов. Изделия народных умельцев можно увидеть в музеях, на выставках, фольклорных праздниках.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

В тринадцать лет Страдивари получил разрешение сделать свою первую скрипку

Однажды знаменитый скрипичный мастер Николо Амати (1596— 1684) подобрал на улице мальчика-сироту Антонио. Его родных погубила чума, и паренёк не знал, куда идти и что делать. Мастер сделал его одним из своих помощников. Антонио Страдивари (1644—1737) оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, превращаясь в материал для восхитительно звучащих скрипок.

В тринадцать лет Страдивари получил разрешение сделать свою первую скрипку. Последнюю он сделал, когда ему было уже за девяносто. Внутри каждого инструмента мастер писал год его создания и вклеивал ярлычок: «Сделал Антонио Страдивари, ученик Амати». Мастеру было шестьдесят лет, когда он стал создавать свои самые лучшие инструменты. Звук у них был мощный, глубокий, они могли звучать в больших концертных залах.

За свою долгую жизнь Страдивари сделал более тысячи скрипок: каждый месяц создавал один, а то и два инструмента. Чтобы скрипка звучала так, как того желал мастер, ему пришлось перепробовать много различных сортов дерева. Голоса всех его инструментов уникальны: каждый раз Страдивари удавалось поймать новый особенный звук, приручить его.

Из чего складывается мастерство работника

Чем необходимо овладеть, чтобы стать мастером своего дела? Прежде всего нужно получить профессиональные знания. Каждый вид труда требует особых знаний. Сегодня их можно приобрести в училищах, колледжах, институтах, университетах, академиях. Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний и тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.

Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями и навыками. Формирование их начинается ещё в семье, затем продолжается в школе. В период получения профессионального образования они пополняются и совершенствуются под руководством наставников во время учебно-производственной практики. Однако подлинное умение приобретается только в результате длительного самостоятельного труда. Мастерство неотделимо от личного опыта.

Кроме этого, чтобы стать, например, художником, поэтом, инженером, конструктором, учёным, надо иметь особые способности.

Специальные знания, полученные человеком, а также умения, навыки, приобретённые им во время практической деятельности, называют квалификацией работника.

В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой) труд.

К какому виду труда можно отнести переноску тяжестей, уборку? Эти трудовые операции, бесспорно, в меньшей степени требуют специальных знаний, умений, опыта, чем программирование, лечение болезней, проведение научных исследований, обслуживание и ремонт техники. В то же время нельзя утверждать, что физический и ручной труд всегда простой, а механизированный и умственный всегда сложный.

Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками.

Стремительный прогресс в области науки, техники и технологий приводит к тому, что растёт число новых отраслей производства и новых специальностей. Робототехника, автоматизация, внедрение компьютеров оставляют всё меньше места для простого труда. Увеличивается спрос на высококвалифицированный труд. Современное производство, сфера обслуживания предъявляют всё более высокие требования к работникам. Они должны постоянно обновлять свои знания, совершенствовать умения и навыки. Словом, нужно постоянно повышать свою квалификацию.

Экономическое благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников.

Читайте также: