К представителям каких профессий предъявляются повышенные моральные требования почему

Опубликовано: 30.05.2024

В современных условиях, когда формируются рыночные отношения, развивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующегося первоначала в труде, усиления нравственных факторов в в системе ее стимулов, гуманизация различных сфер труда приводит к постоянному расширению круга профессий, претендующих на формирование собственных моральных кодексе.

Кроме традиционно известных - медицинской, педагогической и юридической, наряду с дипломатической и военной этикой, решительно заявляют о себе административная и депутатская этика, милицейская и спортивная, этика а ученого и журналиста, инженера и работника сферы обслуживания. Возникает вопрос: любая профессия требует специфической профессиональной этики? современного общества, всех сторон общественной жизни зависит от уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей культуры, нравственных качеств работников - активных и мыслящих участников ис. Торические творчествеі.

Каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности

Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика возникает как первичное явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируют в виде кодексов (писаных и неписаных), содержащие в себе не только этические требования к содержанию и результатов деятельности, но и д в отношений, возникающих в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика - это не только наука о профессиональной морали, но и этическая самосознание су совокупного профессиональной группы, ее идеологиямми

Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики ки опыт, характерный для определенного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования этого вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, имеющий есть специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - то есть прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль время она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, ис ствует в профессиональном средищі.

Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаемоперехидних, взаимообусловлены нравственных отношений. К этой системе относятся прежде всего:

а) отношение специалистов к объекту труда (следователь - обвиняемый, счет

ар - больной, учитель - ученик);

б) отношения специалиста с коллегами;

в) отношение специалиста к обществу

Эти отношения изучаются профессиональной этикой (рис 14)

Об

Рис 14 объектов изучения профессиональной этики

Она возникает в связи с общественным разделением труда положил начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла потребность в регулировании отношений между профессионалами и профес лов с клиентами. Сначала это было небольшое круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии зависимости от конкр етних исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценностьість.

В профессиональной этике формируется система конкретных нравственных норм с сопутствующими им практическими правилами,"обслуживают"ту или иную область человеческой деятельности. В каждой из этих областей главным объектом м деятельности является человек, вправе надеяться на отношение к ней не как к объекту внешнего воздействия, а именно как к человеку, то есть рассчитывает на уважение, пониманиея.

Профессиональная этика возникает с развитием каждой профессии. Она также связана с аспектами морали, однако охватывает определенный круг вопросов, которое ограничено этикой поведения работников конкретной профессии. Обще пр рийняти нормы поведения корректируются в соответствии с практикой, выполняют роль нормативного характерру.

Профессиональная этика определяет правила морального выбора, которая встает перед работниками, а также конкретизирует методы формирования конкретного морального суждения в конкретных ситуациях

Профессиональная этика обусловлена ??особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, которые выполняют одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группыи.

Нравственная оценка профессии обществом обусловливается двумя факторами:

во-первых, тем, что эта профессия дает объективно для общественного развития;

во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального воздействия на нее

Любая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды ща общения, которое накладывает отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или нет. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людидей.

. Профессиональная этика - это, прежде специфический этический кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает специальные нравственные проблемы. Однако одни профессии н не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а другие настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их нравственных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требованияимоги.

Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно - к людям, с которыми она взаимодействует согласно своему в профессии и к обществу в целом ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы - своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, считаю ться оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностейів.

В каждой профессии есть свои нравственные"искушения", моральные"доблести"и"потери", возникают определенные противоречия, конфликты, производятся своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек привлекут аеться с ее субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом, моральных. Оценитек.

Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, зу умовлюе специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведенияи.

Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых моральных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность ет в них отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы по общество.

Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И только в ходе продолжалось ого исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственное значениеня.

Каждая эпоха имеет свой комплекс произведенных морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмыслит ения, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих нравственных принципов и норм таких отношений в соответствии с особыми остей того или иного вида профессиональной деятельности является"профессиональной"моральюлю.

Профессиональная этика. Сущность. Основные категории. Классификация видов Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т. д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

hello_html_m72c01679.jpg

Базовые особенности трудовой деятельности

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

Существенную роль в развитии профессионального сознания сыграла этика протестантизма, утвердившая понятие профессионального призвания человека как средства его спасения. В XVI в. Понятие «профессиональное призвание», носящее нравственный оттенок, прочно укоренилось как в церковной, так и в светской литературе. Этому способствовали два фактора: во-первых, реальное развитие и дифференциация профессиональной деятельности в результате ремесленного разделения труда; во-вторых, теоретическая деятельность Лютера, который ввел в оборот понятие «Beruf в чисто мирском значении, как «профессия». М. Вебер в своем исследовании, посвященном развитию протестантской этики, отмечал, что Лютер даже переводил соответствующие слова Иисуса сына Сирахова из Библии как «пребывай в профессий своей» и «оставайся в профессии своей» вместо «пребывай в работе своей», как было в ранних католических переводах.

Список литературы

Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие. – Виговская Мария Евгеньевна. Серия: Учебные пособия для бакалавров – М.: Издательство Дашков и Ко. 2014 г. – 144 с.

Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет. – С.В. Дусенко. – М.: Издательство Academia. 2012 г. – 224 с.

Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие. – П.А. Егоров, В.Н. Руднев. – М.: Издательство КноРус. 2015 г. – 222 с.

Капто А.С. Профессиональная этика/ 2 части. – А.С. Капто. – М.: Издательство ИСПИ РАН. 1997 г. – 642 с.

Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст]/учебное пособие. – Т.В. Мишаткина. – М.: Изд-во «Новое знание». 2004 - 304 с.

Одинцова О. В. Профессиональная этика: учебник. – Одинцова Ольга Владимировна. – М.: Издательство Academia. 2014 г. – 144 с.

Цвык В.А. Профессиональная этика. Основы общей теории: учебное пособие. – Цвык Владимир Анатольевич. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народа. 2010г. – 292 с.

Чумаков А.Н. Философия профессиональной деятельности. – А.Н. Чумаков. – М.: Издательство Проспект. 2014 г. – 412 с.

Шредер Н. Г. Профессиональная этика и этикет/ цифровая книга. – Н. Шредер, Ю. Матюхина, А.Д. Барышева, Н.А. Трояская. – М.: Издательство Научная Книга. 2009 г.

Доступ к видеоуроку ограничен

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель.


Этим термином он обозначил особый раздел философии, который представлял собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. А само происхождение слова «этика» было связано с древнегреческим словом «этос», которое переводилось как «нрав, характер». От этого слова произошло и производное понятие «этикос» – «имеющий отношение к нравам», то есть этика в буквальном значении – это теория нравственности. Сейчас же под этикой мы понимаем особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность). Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам людей.


Одно из первых в истории правил нравственности – «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Считается, что это правило возникло примерно в V–VI веках до нашей эры. Этому правилу придавалось большое значение в отношениях людей, и впоследствии оно стало именоваться «золотым». Кстати, «золотое правило» нравственности дошло и до наших дней. Его нам гласит известная русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».


Как вы уже знаете, развитие производительных сил общества, применение более совершенных орудий труда и технологий производства, возникновение новых видов производства и отраслей науки потребовало разделения труда и привело к возникновению многообразных видов трудовой деятельности. Любая профессиональная деятельность налагает на человека определённые не только профессиональные, но и моральные обязательства. Исторически в процессе усложнения видов труда, помимо общей морали, вырабатывались особые требования к представителям разных профессий, касающиеся оценки данной трудовой деятельности с точки зрения интересов общества, отношения человека к своему труду, взаимоотношений людей внутри профессиональной группы, с другими трудовыми коллективами и обществом в целом. В связи с этим возникли многие специальные виды нравственности, в числе которых одно из важных мест занимает профессиональная этика.

Профессиональная этика – это одна из отраслей этической науки. Однако в быту мы связываем это понятие со значением некоего «кодекса морали» – свода правил, которыми руководствуются представители определённых профессий.


Что же на самом деле такое профессиональная этика?

Профессиональная этика – это совокупность нравственных норм, которые регулируют взаимоотношения людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Всё это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.


Каждая профессия предъявляет к людям, которые её выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, которые заняты в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования. Речь идёт, прежде всего, о видах деятельности, где действие одного человека (специалиста) напрямую влияет на судьбу другого. Примером может служить связь врач – пациент, преподаватель – ученик, адвокат – подзащитный. Чем выше плотность такого общения, тем выше должны быть принципы профессиональной этики.


Возьмём, к примеру, профессию продавца. Когда мы общаемся с продавцом, то, конечно же, мы ждём от него не только чёткого выполнения своих прямых обязанностей, но и хорошего отношения к себе, чтобы продавец был вежлив и обходителен с нами. Когда нам нужно обратиться за медицинской помощью к какому-нибудь врачу, то мы хотим, чтобы нас обслуживал не просто первоклассный в своей области специалист, но и аккуратный, терпеливый, способный к сочувствию человек. Когда взрослые выбирают воспитательное или учебное заведение для своих детей, то они обращают своё внимание не только на то, насколько хорошо само по себе это заведение, но и выбирают хороших, добрых, внимательных воспитателей и учителей.


Так как в современном мире много разных профессий, то и профессиональная этика делится на определённые виды со своими особенностями. К основным видам профессиональной этики относятся: врачебная этика, педагогическая этика, этика учёного, актёра, художника, предпринимателя, инженера и так далее. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например:

1. Врачебная этика ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение. Главное правило врачебной этики: «Не навреди».

2. Педагогическая этика требует от педагога быть носителем глубоких и всесторонних знаний, а также быть требовательным и великодушным человеком.

3. Этика учёного предполагает наличие у специалиста социальной ответственности, гражданского мужества, добросовестности, личной честности и, конечно же, патриотизма.

4. Творческая этика ожидает от людей творческих профессий – актёров, художников, писателей – правдивого отображения действительности, преданности своему призванию, терпимости, милосердия, проповедования высших ценностей.

5. Инженерная этика предполагает ответственность за изобретения – их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации.

6. Судебная этика требует от специалиста честности, справедливости, откровенности, неподкупности, принципиальности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону, верности духу.

7. Предпринимательская этика ожидает от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, социального порядка, уважения собственности, уважения другой личности.

В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако по незнанию или невнимательности некоторые из особенностей профессиональной этики начинающие специалисты могут упустить. Впоследствии, конечно же, такого сотрудника могут признать непригодным к исполнению своих обязанностей.


Чтобы этого не произошло, давайте с вами перечислим и запомним основные нормы и принципы профессиональной этики.

Во-первых, свою работу следует всегда выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными на вас полномочиями.

Во-вторых, в работе ни в коем случае нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, вы всегда должны быть объективными.

В-третьих, при работе с личными данными ваших клиентов или других лиц, компаний всегда нужно не забывать соблюдать строжайшую конфиденциальность.

В-четвёртых, в своей работе ни в коем случае нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчинёнными.

В-пятых, в своей работе следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчинённых в присутствии клиентов, партнёров или других лиц.

В-шестых, нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа.

И, наконец, недопустима дискриминация клиентов, партнёров, коллег или подчинённых по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо ещё признаку.


Чёткое соблюдение норм профессиональной этики является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, оздоровления общественного сознания, совершенствования общества и человека. Завершить урок хочется словами известного немецкого философа Фридриха Энгельса: «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».

Этика учитывает особенности специальности трудящегося и конкретного случая. Это важная составляющая и сущность подготовки каждого сотрудника. Существуют различные виды трактовок.

Понятия и терминология

Этика представляет собой современные нормы поведения, регулирующие сотрудничество в рабочем процессе. Понятие определяет отношение к прямым обязанностям и создает в умах человека понимание исполнения профессионального долга.

Род занятий, специальность представляет определенный вид, класс, категорию трудовой деятельности, требующий знаний и навыков, полученных в результате обучения и продолжительной практики. Профессиональная этика (ПЭ) обозначает систему моральных норм, позволяет обусловить исследования, касающиеся проблем профдеятельности.

Совокупность принципов ПЭ:

  • Общие. Основаны на общечеловеческих качествах, предусматривают солидарность профессии, особое понимание чести, долга, ответственность по роду деятельности.
  • Частные и прикладные. Создаются из конкретных условий, содержания и специфики работы, выражаются в моральных кодексах — запросах по качеству оказываемых услуг к специалистам.

Выделяются традиционные и основные виды профессиональной этики. Типу соответствует род деятельности и занятий.

Разновидности ПЭ:

  • Педагогическая.
  • Области здравоохранения, фармацевтики.
  • Юридическо-правовая.
  • Научно-исследовательская
  • Инженерная.
  • Специалиста СМИ, журналиста.
  • Биоэтика.

Квалификация, мастерство и отношение к труду являются немаловажными качественными особенностями морального характера личности. На разных стадиях исторического развития их структура и оценка различаются.

Отличие по классовому обществу происходит социальным неравенством типов деятельности, противоположностью умственного и физического восприятия, может проявляться присутствием популярных и привилегированных специальностей.

Отдельным разновидностям профессий общество предъявляет серьезные условия и требования. Существуют сферы, в которых процесс труда основывается на высокой слаженности действий участников.

Большое внимание уделяется моральным требованиям к работникам специальностей, связанных с распоряжением жизнью населения, материальными ценностями, некоторых профессий из сферы услуг, автоперевозки, управления, здравоохранения, фармацевтики и воспитания.

Специальность представляет определенный вид трудовой деятельности, требующий соответствующих знаний, опыта, приобретаемых после учебы и долгой практики.

Главные принципы и факторы

Обобщения понятий складывались в кодексах поведения различных профгрупп, в форме теоретических выводов, что указывало на новый переход к абстрактному сознанию в сфере морализма.

Несмотря на многообразие профессий, имеются нормы, определяющие совместные правила сотрудничества между людьми коллектива, осуществляющими прямые обязанности, и специфичные правила для работников специальностей.

Нормы влияют на развитие сообщества, разделяющего принципы профессиональной этики, единое осмысление работниками понятия долга. Сотрудники обязаны понимать определение и возникновение ответственности, соблюдать качества, без которых их работоспособность и исход деятельности не будет успешным.

Важным является сотрудничество между участниками коллектива или компании в целом.

Факторы, влияющие на этику:

  • Социальные нормы, общечеловеческие параметры.
  • Повторяющиеся рабочие моменты.

Человек должен поступать по отношению к подчиненным также как хотел, чтобы обращались с ним. Распределяя ресурсы между работниками, должен учитываться принцип справедливости и равенства.

Нарушение этики должно исправляться. Сотрудники обязаны с терпением относиться к нормам и требованиям, установленным компанией.

При принятии решения допустимы одинаковое или личное участие в разработке. Каждый работник должен иметь персональный и автономный взгляд и проговаривать свое мнение перед коллективом. Стиль общения с подчиненными нельзя строить на постоянном давлении или в приказном порядке.

Стандарты кодекса

Профессиональные стандарты не оформляются распоряжениями, они создаются при постоянной трудовой деятельности. Конфликтные ситуации, а особенно доходящие до серьезных скандалов нарушают нормы этики компании и коллектива.

Кодекс этики представляет свод норм правильного и рационального поведения, уместного для человека определенной профессии. Перечень требований должен полнее отображать реальность относительно специфики фирмы.

Нужно объективно и спокойно воссоздавать дружественную атмосферу в компании, потому что все сотрудники делают одно дело для достижения положительного результата. Снижение риска должно восстановить позитивные взаимоотношения внутри системы.

Основные функции кодекса этики:

  • Создание перечня этических профессиональных норм.
  • Контроль и поддержка действий каждого сотрудника фирмы.

Применение конкретных требований к работникам, их профповедению по отношению к обслуживающим объектам.

Формирование мер взыскания, касающихся дисциплины при нарушениях этических требований. Критика конкурентов, сплетни внутри фирмы не имеют места в коллективе, соблюдающем этику.

Для морального и карьерного роста работники должны повышать свой уровень профессионализма, мастерства и навыков.

Важным пунктом трудовой деятельности является соблюдение профессиональной тайны и конфиденциальности.

Правила поведения и нормы морали

Профессиональные сообщества образовывают персональные кодексы, учитывающие указания этики и морали. Каждая квалифицированная стезя отличается своими особенностями и индивидуальностью.

Деловое общение и бизнес-система

Рабочая этика должна упорядочить действия сотрудников, учитывая индивидуальные параметры деятельности.

Важно соблюдение этических норм у специалистов, ответственных за жизнь, здоровье, безопасность, права и свободу.

Существуют разные правила, с помощью которых деловая этика контролирует и устанавливает поведение руководящего состава, а также подчиненных, клиентов и партнеров.

Принципы соблюдения норм:

  • Ценность времени. Пунктуальность и соблюдение режима трудовой деятельности. Приходить не позже установленного времени на работу, уходить не раньше.
  • Коммерческая тайна информации, к которой относятся секретные данные, построение бизнес-процессов фирмы, структура компании, рабочая документация, отчетность.
  • Человек современной эпохи заботится не только о своих интересах, получении прибыли и личного превосходства, а также о подчиненных.
  • Важно выслушать точку зрения каждого, недовольства или неудобства ведения трудовой деятельности, ведь это единый процесс для общего достижения цели. Каждый обязан уважать чужое мнение или волеизъявление, не допускать несдержанности, вспыльчивости в отношении коллег.
  • Соблюдение запросов к внешнему облику и презентабельному костюму. Одежда соответствует должностному статусу, не является вызывающей или безвкусной.
  • Грамотность, структурированность, понятность письменной и устной речи очень важна в общении.
  • Бизнес предполагает умение воспринимать мысли коллеги-единомышленника.
  • Личный интерес работника должен быть ниже по статусу, чем производственная нужда. Доход специалиста должен быть достаточным и согласованным. Это исключит попытки дополнительного заработка в этой фирме за счет применения служебных ресурсов в личных интересах.

Нужно предотвратить возникновение спорной, конфликтной ситуации, возникающей часто по причине разногласий во мнениях.

Распределение по специальностям

Любая профессия требует соблюдения особых условий. Особенно это касается общественно значимых специальностей. Существует кодекс этики госслужащих, социального, медицинского персонала, МВД, адвокатов, прокуратуры и других.

Профессия врача требует высококлассного опыта, а также соблюдения этических норм. Врач не должен принести вред пациенту, обязан только вылечить его, избавить от неприятных симптомов или даже спасти жизнь. Также к этике относится соблюдение врачебной тайны, ее неразглашение. Примером является клятва Гиппократа.

Кодекс госслужащих считается основой для формирования морали в области госслужбы, уважительного отношения к своему делу.

Значительный упор на нравственности сформирован в этическом кодексе педагогического специалиста. Выделены основные требования социального характера: любовь к детям, обладание высокими познаниями в области педагогики и предмета в целом. Выбирая наказание или поощрение, специалист руководствуется принципом справедливости.

Основные качества характера педагога:

  • Доброта.
  • Порядочность.
  • Честность.
  • Ответственность.
  • Терпимость.
  • Соблюдение морали.

Это основа для установления качественных взаимоотношений между компаньонами и коллегами. Понятие профессиональной этики взаимосвязано с особенностями специальности.

Этический кодекс адвокатов содержит правила поведения при осуществлении деятельности, привлечение специалиста к ответственности. Сохранение чести, достоинства, исключение действий, подрывающих доверие.

Профессионализм и отношение к трудовой деятельности являются основными качественными параметрами морального облика личности. В распределении общества по классам они обусловливаются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического потенциала, наличием популярных и менее известных специальностей, зависят от научного самосознания групп, уровня общей культуры и истории.

Функция профессиональной этики не является результатом неравенства разных групп. К отдельным специальностям общество устанавливает повышенные требования. Существуют сферы, в которых трудовой процесс опирается на высокую слаженность действий участников, усугубляя потребность в солидарном поведении. Это специфические особенности и возникшие вопросы профессиональной деятельности.

Уделяется внимание психологическим качествам работников специальностей, связанных с правом распоряжаться жизнью граждан и материальными благами. Коллективная работа подразумевает слаженность действий каждого индивида для конечного положительного результата труда. В крупных компаниях существуют тесты, опросы профориентации.

Внутри каждой группы формируются связи, которые могут регламентировать отношения людей. В зависимости от объекта, орудий труда, применяемых приемов и задач создается необычность ситуаций, трудностей или опасностей, требующих от человека конкретного типа действий, методов, психоэмоциональных реакций.

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

фото 477

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

  1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
  2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
  3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
  4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
  5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
  6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
  7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
  8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
  9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
  10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
  11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
  12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
  13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
  14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
  15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

фото 478

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

фото 479

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Читайте также: