Как готовить себя к выбранной профессии устное собеседование

Опубликовано: 04.07.2024


Очередной эксперимент над учениками девятых классов — итоговое собеседование, которое является допуском к ОГЭ по русскому языку. Преподаватель Анастасия Веремчук даёт советы по подготовке к этой работе.

С нынешнего года итоговое собеседование по русскому языку становится обязательным для всех школ. Работа состоит из четырёх заданий: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание, диалог. Зачет получат дети, набравшие от 10 баллов из возможных 19. Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание, готовясь к новой февральской «экзекуции».

1. Чтение текста

Время на подготовку — 2 минуты. Оцениваются интонация, темп чтения и соблюдение языковых норм. Основные камни преткновения в задании: постановка ударений, склонение числительных, нормы произношения и дикция.

Как готовиться. Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-началаачали, принял-приняла-приняли и т. п.). Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания. Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.

2. Пересказ текста

Время на подготовку — 2 минуты. Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложений. Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком.

Постарайтесь уже во время чтения рисовать в голове картинки происходящего, визуализировать текст, чтобы затем по этим кадрам воссоздать прочитанное

Используйте примерно минуту подготовки, чтобы сокращённо записать ключевые слова: глаголы, существительные, числительные. Применяйте условные знаки, схематические изображения, любые удобные для вас сокращения. Если вы неплохо знаете английский, то можете использовать в своих заметках короткие слова из этого лаконичного языка («let» вместо «позволили», «предоставили возможность»; «age» вместо «возраст» и т. п). Многие тексты в официальном сборнике ФИПИ посвящены знаменитым российским спортсменам. Чтобы перечислить их достижения, не допустив фактических ошибок, продумайте заранее сокращения для разных видов спортивных состязаний (ЧМ — чемпионат мира, ЧЕ — чемпионат Европы, ОИ — Олимпийские игры).

Так как при оценке вашего пересказа учитывается соблюдение языковых норм, постарайтесь, чтобы в вашей речи отсутствовали: тавтология («рисовал рисунки»), плеоназм — повтор близких по смыслу слов («главная суть»), некорректное сочетание слов («уделять значение» вместо верных вариантов «уделять внимание» либо «придавать значение»), ошибки в употреблении предлога с существительным («по окончанию» вместо «по окончании», «согласно приказа» вместо «согласно приказу»), коряво прикреплённый к предложению деепричастный оборот («Окончив институт, учёным было сделано важное открытие» вместо «Окончив институт, учёный сделал важное открытие»), неправильно построенное сложное предложение («Он решил то, что нужно развивать отечественную авиацию» с лишним словом «то»), ошибки в управлении («Он любил и гордился своей страной» вместо «Он любил свою страну и гордился ею»).


Итоговое собеседование — что это за зверь: новый экзамен для 9 классов

В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.

3. Монологическое высказывание

Время на подготовку — 1 минута. В третьем задании у вас есть возможность выбрать одну тему из трёх предложенных и построить своё высказывание по законам описания, повествования или же рассуждения. Выбирайте ту тему, которая вам ближе и понятнее. Если вы совсем не разбираетесь в катании на сноуборде или не любите театр, то не беритесь за монолог, посвящённый этой теме: последующие вопросы преподавателя будут касаться того же вида досуга.

1. Описание. Перед вами фотография или репродукция картины. Внимательно рассмотрите изображение и его детали (одной минуты на это, пожалуй, хватит, а вот ваша речь по большому счёту будет уже спонтанной).

Если вы не уверены в том, какое именно действие или событие отражено на снимке, примерьте на себя роль знатока из игры «Что? Где? Когда?»

Помните, как строит свой ответ знаток, которому не хватило времени на размышление? Он подробно описывает то, что видит перед собой, а в процессе этого размышления рождается правильный вывод. Попробуйте сделать так же: «Я вижу на фотографии…» Кого? Как они выглядят? Во что одеты? В какое время года обычно носят такую одежду? Каков возраст этих людей? Похожи ли они друг на друга? Они родственники или, может, друзья? Как они относятся друг к другу? Что можно сказать о выражении их лиц? Им нравится то, что они делают? Какие детали помогают нам понять, что же всё-таки происходит на картинке? Сделайте вывод. Не забудьте о примерном плане своего ответа, полученном вместе с фотографией: если вы отвечали в произвольном порядке, то убедитесь, что все пункты освещены.

2. Повествование — развитие действия во времени. Выбрав этот тип монолога, представьте себя сказочником, эдаким Оле Лукойе, а ещё лучше — знаменитостью, вспоминающей интересный случай. Добавьте к плану ответа, который вам достался, вступление и заключение: это улучшит впечатление от вашего рассказа, укрепит его структуру. Опора вашей речи — глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у вас и у других участников событий и т. п.

Как готовиться. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…» Эти и подобные задания включены в сборник от ФИПИ. Еще там много тем, связанных с семьёй, с отношениями в ней, а также с активным отдыхом.

3. Рассуждение. С одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный, если учесть, что на подготовку к нему отводится всё та же сиротливая минута. Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философский характер, содержат дискусионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому. Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам:

  • Какой герой нужен нашему времени?
  • Есть ли ситуации, в которых правду лучше скрыть?
  • В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего?
  • Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигаются в современном мире?
  • Что влияет на выбор жизненной цели?

Если вы с ходу готовы рассуждать на подобные темы, подкрепляя свои мысли какими-то доказательствами и примерами, то вы справитесь с этим заданием. В случае затруднения благоразумнее всё же выбрать повествование или описание. Хотя лёгкие темы для рассуждения в сборнике всё-таки есть: о роли Интернета в современном мире, о важности книг, о здоровом образе жизни и др.

Выбрав монолог-рассуждение, можно начать с объяснения ключевых слов в названии темы. Допустим, вы рассуждаете о том, нужно ли следовать моде в наше время. Дайте своё определение слову «мода», задумайтесь о плюсах и минусах этого явления, об отличии понятий «модный» и «стильный». Не забывайте о примерном плане вашего ответа. Попробуйте привести примеры из жизни, из кино или книг в подтверждение своих мыслей. Возможно, вы вспомните афоризмы и высказывания известных людей на эту тему. Всё это способно украсить ваше рассуждение, сделать его более аргументированным. Придумайте финальную фразу со словом «итак» или «таким образом», чтобы достойно завершить свой монолог.

4. Диалог

Это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую вы выбрали в предыдущем задании. Постарайтесь отнестись к диалогу с азартом.

Представьте, что это блиц в игре «Что? Где? Когда?» Именно вам, как самому надежному игроку, команда доверила возможность довести счёт до победного

Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.

Слишком сильно волнуетесь, а это мешает вам размышлять? Скажите об этом. Нормальный учитель с пониманием отнесётся к вашему состоянию и поможет выйти из затруднительного положения.

Кстати, для учителей устное собеседование — такой же эксперимент, как и для вас: они тоже участвуют в этой авантюре в первый, максимум второй раз. Просто взрослым проще скрыть своё волнение.

Какие еще советы по подготовке можно дать?

Тренируйтесь. Сначала не ограничивайте себя во времени. Затем старайтесь ускорить выполнение заданий. Записывайте себя на диктофон и слушайте, что получилось. Вполне возможно, что первые попытки вам совсем не понравятся. Изменяйте, корректируйте свою интонацию, темп, манеру речи.

Примеряйте на себя разные образы: подумайте, как ту или иную историю рассказал бы ваш друг, учитель, любимый музыкант, актёр, спортсмен, видеоблогер.

Воспроизведите свой текст от лица человека, вполне уверенного в себе, привыкшего давать интервью. Пусть он попробует пройти собеседование «за вас». Если вас не устроит результат, «пригласите» другого персонажа, который уж точно справится.

Не забывайте записывать то, что выходит: это поможет вам отслеживать свой прогресс и привыкать к диктофону, фиксирующему вашу речь. Вскоре вы поймёте, что это всего лишь кнопка, которая не имеет над вами никакой власти.

Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей интересной работе. Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы — приближаться к поставленной цели!

Предлагаю карточку-подсказку, которую можно использовать во время собеседования, если вам, ребята, попадутся вопросы, связанные с выбором профессии.


На свете много интересных и нужных профессий. Но каждый из нас делает свой выбор. Я тоже уже задумываюсь над тем, кем быть, какому делу посвятить свою жизнь.

Мне очень нравится профессия учителя. Понимаю, что это сложная, ответственная работа, ведь человек, выбравший эту профессию, не только даёт знания детям по своему предмету, учит овладению навыками познания мира, но и воспитывает их, помогает формировать характер и даже выбрать свой путь. Профессию учителя, мне кажется, может выбрать не каждый. Надо любить детей, понимать их, идти в ногу со временем, чтобы быть интересным, уважаемым человеком. В наше время учитель должен хорошо владеть компьютерной техникой, пользоваться новейшими технологиями обучения, а это непросто. Ведь даже техника постоянно модернизируется, нужно успевать изучать и её, а не только новый материал по предмету.


Выбор профессии – это очень ответственный момент в жизни каждого человека. Важно сделать выбор правильно, чтобы всю свою жизнь посвятить любимому делу. Я уже чётко знаю, кем хочу стать – врачом, чтобы лечить людей, помогать им пережить боль, страдания, обрести веру в жизнь. Для меня примером самоотверженной отдачи своему труду служит моя тётя, которая много лет спасает жизнь людям. Она работает на «Скорой помощи». От её правильных действий, профессионализма зависит жизнь людей. Очень многие люди благодарны моей тёте за то, что она помогла им в первые минуты кризиса, квалифицированно оказала первую помощь.

Профессия врача требует на только отличных знаний, но и таких черт характера, как милосердие, сочувствие, сопереживание чужой боли. Выздоровление человека во многом завит от психического состояния больного, и здесь врач должен быть очень чутким и тактичным человеком.


Профессия повара- одна из древних. И сегодня, как и много веков назад, хороший повар ценится не меньше, чем храбрый воин или государственный деятель. Я уже точно знаю, что буду поваром. Хочу научиться профессионально готовить, создавать свои неповторимые блюда, чтобы помогать людям устраивать праздники, кормить их вкусной и полезной едой.

Помню, что с детства я любила наблюдать, как готовит моя мама, старалась, как могла, помогать ей. Сегодня у меня уже есть несколько фирменных рецептов, так что я могу вкусно накормить гостей, удивить необычным салатом, оригинальным вторым блюдом.

Повар – это одна из творческих профессий. Сколько можно придумать необычного, красивого, вкусного! Каждому блюду можно давать своё название. Например, у меня есть свой рецепт салата «Радостный», печенья «Улыбка». Я стараюсь называть блюда так , чтобы людям захотелось улыбнуться, чтобы у них поднялось настроение. В будущем я мечтаю открыть своё кафе, которому тоже уже придумала название, хотя держу его в секрете.


Водитель трамвая. Эта профессия всегда меня привлекала, ведь этой работой занимается мой папа. С детских лет помню, как он готовился в рейс, как тщательно проверял состояние трамвая. Иногда мы с мамой ездили с ним, наблюдая за тем, как уверенно он ведёт трамвай. Хорошо было смотреть в окно, наблюдать, как одна остановка сменяет другую, как люди, довольные, приезжают туда, куда они направлялись. Спокойно, надёжно было ехать, ведь вёл трамвай мой отец.

Как любая профессия, связанная с обслуживанием общественного транспорта, данная требует от водителя отличного знания правил дорожного движения, хорошего понимания технического состояния вагона. Нужно быть максимально внимательным в пути, ведь от точности и чёткости действий водителя порой завит жизнь пассажиров.

Как подготовиться к собеседованию?

Чтобы занять ту или иную должность в любой организации, мало обладать знаниями, навыками, даже очень солидным опытом. Лишь единицы (это не преувеличение) в отдельных профессиях могут зарекомендовать себя одним собственным именем. Всем остальным крайне важно знать, как подготовиться к собеседованию правильно.


Этапы подготовки

Подготовка включает несколько важных пунктов.

Любая организация заинтересована в том, чтобы в ней работали профессионалы и просто адекватные люди. Но время разговора с каждым кандидатом ограничено уже просто потому, что есть немало других актуальных дел. Именно по этой причине подготовиться к собеседованию с работодателем очень важно, и только хорошо подготовившиеся покажут себя с лучшей стороны. При всей специфике отдельных направлений деятельности есть универсальные вопросы, которые будут задавать при приеме на работу как в цирк, так и в приборостроительное КБ, как в цветочный ларек, так и в международную страховую компанию или на нефтедобывающую платформу. Сначала рекрутеры будут спрашивать про обучение профессии и прежний опыт.

Им нужно показать в своих ответах:

  • какие навыки и умения были получены во время обучения;
  • в каких практически ориентированных проектах человек участвовал за время обучения;
  • в какой сфере специализировалась прежняя его организация (чаще всего интересует первая и та, после оставления которой приходят на собеседование);
  • какова была структура этих организаций, и сколько еще человек было в структурном подразделении;
  • каким образом туда попал кандидат;
  • какие обязанности были на прежней работе;
  • какой опыт был получен, какие новые знания усвоены;
  • в какие проекты вовлекался кандидат;
  • по какой причине покинута прежняя должность.


Такие ответы сразу выдают легкомысленный характер, а еще показывают, что положиться на добросовестность сотрудника будет нельзя.

Правильные формулировки могут выглядеть примерно так:

  • активно участвовал (а) во время обучения в конференциях и конкурсах, рано возникла мысль о поиске работы, понравилась компания Х, выяснение контактов, собеседование;
  • получение приглашения через преподавателя после защиты диплома (при этом дополнить, что фирма всегда нравилась, и деятельность на полученной должности тоже вдохновляла);
  • поступление на работу после стажировки (желательно указать, каковы были должностные обязанности, и какие возможности дала эта первая работа);
  • первая серьезная постоянная работа после ряда стажировок (желательно указать, из скольких кандидатов выбрали человека, чем была интересна конкретная должность, что в профессиональном плане она давала, и какие намерения в профессиональном развитии появились).


Но готовясь к устному собеседованию, нужно учитывать, что интерес кадровиков к первому месту работы на этом не исчерпывается. Даже если кандидат описывает свое трудоустройство не в 1-2, а хотя бы в 6-8 фразах (что очень желательно), будут дополнительно спрашивать про:

  • ожидания от первой работы, оправдались ли они;
  • наиболее запомнившийся момент в работе;
  • наиболее понравившийся момент на прежней должности;
  • изначальное впечатление от компании и других сотрудников;
  • ожидания от руководителя, оправдались ли они;
  • полученные за время работы навыки и умения;
  • нежелательную для кандидата работу;
  • непонравившиеся моменты в прежней работе;
  • заработную плату во время испытательного срока и в конце работы.

Отвечая на вопрос о результатах стажировки, можно сказать, что стало ясно – в компании персонал готов сделать все возможное для достижения успеха. Когда речь заходит о наиболее понравившемся во время работы моменте, опытные кандидаты сразу указывают — они были рады работать в дружном и сплоченном коллективе, овладевать новыми навыками и умениями. Другой вариант — указать, что определенная должность была очень интересна и привлекала кругом обязанностей. Описывая взаимодействие с руководителями, стоит акцентировать внимание на их помощь в освоении незнакомых рабочих процессов и тонкостей, на общую поддержку.

Говоря про освоенные навыки и умения, следует рассказывать о том, как изменялись задания во время стажировки и/или постоянной работы. Обязательно подчеркивают, что это изменение сопровождалось ростом мастерства и повысило гибкость в профессиональном плане.


При описании впечатлений от практики кадровики ждут рассказа об основных обязанностях, сфере деятельности, главных трудностях и о том, что кандидат для себя вынес из стажировки. Желательно выразить благодарность бывшим коллегам, подчеркнуть их внимание и поддержку.

Но типовая методика собеседования подразумевает и интерес к обучению в вузе или среднем профессиональном учреждении.

Отвечая на этот вопрос, указывают:

Но нужно понимать, что и на этом интерес кадровиков не исчерпается. Они могут спрашивать про собственную оценку качества образования и мотивы, которые заставили бы прервать обучение, про то, что, по мнению кандидата, отличает учебное заведение от аналогичных организаций. А также спрашивают про причины выбора профессии: был ли он осознанным, или это подражание родителям, другим родственникам, каким-то кумирам, быть может.

Иногда рекрутеры спрашивают что-то вроде «что есть для вас такая-то сфера деятельности». Ответ на этот вопрос стоит продумать заранее, и желательно ограничиться 3-4 фразами с четкими формулировками.


Следующий блок вопросов — про трудоустройство в конкретную фирму. Отвечая на них, нужно показать свое знание ее специфики и нюансов деятельности. Говоря, почему избрана именно эта компания, стоит выделить 3 главных пункта, которые привлекли внимание и обусловили именно такой выбор. Очень полезно объединить ответ на этот вопрос с соображениями о выборе профессии в целом. Тогда получается как бы сцепленный намек, что кандидат не мыслит свое участие в профессии без трудоустройства в конкретную компанию.

Часто интересуются и карьерными целями пришедших на собеседование. Крайне важно показать желание связать себя с организацией на более долгое время. Стоит заранее продумать и даже расписать ответы на такие вопросы:

  • про мечту;
  • про цели на ближайшие 3, 5, 10 лет;
  • про собственное видение идеальной карьеры;
  • про пути достижения намеченных на 3, 5, 10 лет целей;
  • про возможные помехи для своих планов, способы их устранения;
  • про свою оценку главного в работе по данной специальности.

Иногда рекрутеры прямо спрашивают: почему они должны отдать предпочтение именно конкретному кандидату. Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах и наиболее мощных компетенциях.


Важно: каждое из таких преимуществ нужно подкреплять конкретными доказательствами, а не просто декларировать. Что касается слабых сторон, не следует упоминать такие шаблонные пункты, как перфекционизм, чрезмерное внимание семье или хобби, излишняя требовательность к людям. Вместо этого, следует говорить про:

  • наиболее сложные для себя моменты в профессии;
  • излишний рационализм;
  • сложности в освоении отдельных новых программ и технологий;
  • затруднения с публичными выступлениями;
  • чрезмерное увлечение работой.

Но следует учитывать, что все недостатки должны быть названы такие, что получится преодолеть в короткий срок.

Необходимо думать и о других вероятных вопросах. Спрашивают про хобби и мечты в детстве, про прочтенную литературу и просмотренные фильмы. Иногда интересуются навыками работы в командном режиме. Нужно также показывать свое умение вести дискуссию и аргументировать позицию.


Репетиция

  • четкости речи;
  • строгости формулировок (никаких двусмысленностей);
  • максимальной содержательности;
  • лаконичности высказываний.

Готовиться к итоговому собеседованию нужно примерно так же, как и к предварительному опросу. Но стоит проанализировать свои ответы, вероятные интересы рекрутеров и раскрыть им то, что они еще не успели узнать сразу. Если предстоит тестирование на «полиграфе», желательно отдохнуть накануне проверки. Нежелательно использовать алкоголь или психотропные вещества. На вопросы нужно отвечать честно, себя вести, как обычно.


Что брать с собой?

Но вопросы — это еще не все. Необходимо учитывать, какие документы и другие вещи надо иметь с собой на собеседовании.

Важно: требуется заранее договориться с кадровиками, чтобы знать, с какими документами они хотят ознакомиться.

Очень полезно взять с собой распечатанную карту района, на которой отмечают расположение офиса. Если понадеяться на простое знание адреса, велик риск безнадежно опоздать.

Резюме тоже стоит иметь при себе. Лучше в 2-3-х экземплярах. Вполне вероятно, что в один день собеседование будет проводиться дважды. Либо собеседников будет сразу двое, трое. Резюме кладут перед собой и дополнительно предлагают интервьюеру.

Даже диплом нужен бывает не всегда, и этот момент следует уточнить особо. А вот паспорт стоит брать с собой в любом случае. Практически все серьезные организации и бизнес-центры уже организовали мощную систему пропускного контроля.

Примеры, программы, кейсы, оригинальные проекты можно иметь при себе, однако навязывать их не нужно. Если собеседники не интересуются такими предложениями, лучше сразу вернуть их в портфель и больше в разговоре не упоминать.



А также стоит учитывать, что для трудоустройства согласно действующим законам и нормам нужны:

  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • трудовые книжки;
  • военные билеты;
  • в отдельных случаях медицинские книжки.

Важно: все документы, которые подтверждают образовательные навыки и подготовку по различным программам, стоит сложить в одну папку и предъявлять вместе. Это произведет куда более благоприятное впечатление, чем хаотичное «рытье по карманам».

На некоторые творческие должности, а также на должности фотографов, отбирают по портфолио. Его стоит не только присылать заранее, но и иметь с собой, чтобы сразу уточнить и обговорить необходимые моменты.


Что надеть?

Но даже если соискатель должности хорошо подготовится к вопросам и запасется необходимыми документами, вероятен иногда отказ. По той простой причине, что человек не умеет правильно одеваться. А это подразумевает не только какие-то определенные правила, но и выбор среди всей соответствующей им одежды той, что комфортна. Ощущение даже небольшого неудобства сковывает и мешает, что будет немедленно замечено опытными интервьюерами. Вполне можно использовать рубашку, застегнутую на все пуговицы (независимо от того, насколько привычна такая одежда).

Не стоит брать (даже женщинам) маленькие сумки. Это скорее аксессуар для веселого вечернего досуга. Нужно иметь сумку или портфель достаточного размера, чтобы можно было спокойно положить все необходимые документы.

Желательно ориентироваться на деловой стиль (его характерные черты — неяркость и строгость оформления). Серьги и часы на собеседовании уместны, однако общее правило таково: чем меньше аксессуаров, тем лучше.


Частые ошибки

Учесть советы и правила для успешного трудоустройства очень важно. Но не менее важно обращать внимание и на возможные промахи при устройстве. Главный из них — когда соискатели не сумели продемонстрировать свою мотивацию достаточно полно и убедительно. Следующий важный момент — когда навыки, заявленные в резюме, остались не раскрыты или не подтверждены. К примеру, если кандидат написал, что владеет иностранным языком, а потом не понял простейших вопросов либо совершил грубейшие ошибки в речи — это сразу демонстрирует его с худшей стороны.

Психологическая подоплека обвинений бывших нанимателей в грубости, неадекватности и других действиях вполне понятна. Как понятно и то, что все это вполне может существовать. Но высказывать такие моменты на собеседовании — верный путь к отказу. Все организации ценят лояльность со стороны сотрудников. А те, кто не проявлял лояльности раньше, вряд ли станут обнаруживать ее и теперь — таков типичный ход мысли любого кадровика и руководителя.


Любое опоздание, даже на считаные минуты – это грубейшее неуважение. А вот когда на собеседование прибывают на несколько минут раньше, это крайне хорошо.

Нельзя использовать яркий макияж и броский маникюр. Не менее серьезными погрешностями будут:

Готовимся к итоговому собеседованию

В феврале девятиклассников ждёт первое серьёзное экзаменационное испытание — итоговое собеседование по русскому языку. Пусть оно проходит в школе и оценивают его знакомые учителя, но подготовка всё равно необходима. В нашей статье — советы родителям, как помочь ребёнку.

Что такое итоговое собеседование: из чего состоит, как оценивается

Итоговое собеседование — это устный экзамен, который даёт допуск к основной итоговой аттестации (ОГЭ).
Собеседование состоит из 4 заданий, за которые можно получить максимум 20 баллов:

  1. чтение текста — 2 балла;
  2. пересказ текста — 5 баллов;
  3. монологическое высказывание — 3 балла;
  4. диалог с экзаменатором — 2 балла.

Остальные 8 баллов начисляют за отсутствие ошибок (стилистических, фактических и других).
Оценка за испытание не ставится, итогом экзамена станет «зачёт» (10–20 баллов) или «незачёт» (0–9 баллов). Так что всё, что требуется сделать девятикласснику, — спокойно и уверенно пройти рубеж в 10 баллов и (по возможности) набрать больше.

Готовиться к устному собеседованию теперь можно и с «ЯКласс»: к началу второго полугодия редакция разработала онлайн-тренажёр по новым стандартам ОГЭ (входит в функционал Я+).

Первое задание: чтение вслух

Казалось бы, нет ничего проще, чем прочитать текст без ошибок. Однако и здесь есть подводные камни: темп, интонация, правильное произношение слов.
Темп не должен быть слишком медленным или чересчур быстрым. Читать нужно спокойно, уверенно, естественно.
Интонация должна соответствовать смыслу и пунктуационному оформлению предложений.

  • В предложениях с вопросительным знаком логическое ударение нужно ставить на то слово, которое формирует вопрос: «Какие произведения Гоголя о России мы знаем?»
  • В восклицательных предложениях необходимо выделять голосом слова, отражающие основной смысл высказывания: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

В разделе «ОГЭ по русскому языку» также есть теоретический материал — советы по подготовке.


Основное внимание следует уделить правильному произношению слов. Вот самые «ошибкоопасные» места.

  1. Числительные. Перед экзаменом нужно повторить закономерности их склонения. Посмотреть примеры словосочетаний с числительными можно в разделе «Склонение имён числительных».
  2. Имена собственные. Если встретились незнакомое имя или необычная фамилия, на них стоит обратить особое внимание. Обычно в начале текста, когда имя героя упоминается в первый раз, в нём будут проставлены ударения (например: «Никола́й Никола́евич Асе́ев»). Есть несколько подсказок, которые помогут поставить ударение правильно: во французском языке абсолютное большинство ударений падает на последний слог (Стендаль, Гюго), в английском — чаще на первый (Диккенс).
  3. Сложные слова. Существительные и прилагательные, образованные сложением основ, заслуживают особого внимания. Например, существительные «газопровод», «нефтепровод», «мусоропровод» не имеют ничего общего со словом «прОвод», зато связаны с глаголом «проводить», поэтому ударение в каждом из них падает на последний слог.

Второе задание: пересказ

Для большинства школьников это задание оказывается самым сложным. Многие пытаются запомнить текст слово в слово (а сделать это за 2 минуты невозможно) и в итоге сбиваются уже на первом абзаце. Вот советы, которые научат ребёнка пересказывать.

  1. Разбейте текст на микротемы, как во время написания изложения. Если дословное содержание ускользнёт из памяти, вы всё равно не уйдёте от основной структуры и перескажете общий смысл микротемы своими словами. Условно говоря, постарайтесь определить, «про что» каждый абзац.
  2. Обращайте внимание на точные факты. Когда и с какого космодрома стартовал корабль «Восток»? Как назывался первый сборник стихотворений Е. Евтушенко? На каком острове Тихого океана занимался исследованиями Миклухо-Маклай? Ошибок в датах, географических обозначениях и названиях быть не должно. Если всё-таки что-то забыли, уйдите от неловкого момента: «Изучая жизнь папуасов Австралии и Океании, путешественник пришёл к выводу о том, что все человеческие расы равны…»
  3. Не увлекайтесь частностями. Выбирайте суть, опирайтесь на глаголы. Тексты для пересказа в основном представляют собой биографии, поэтому структура везде одинакова: общие сведения о человеке — одно конкретное достижение (подвиг, книга, путешествие, спортивный рекорд) — остальные заслуги перед человечеством — след в истории (или роль в настоящем). Можно использовать глаголы и словосочетания «родился», «начал интересоваться», «изучал», «предпринял экспедицию», «занимался», «стал знаменит», «открыл», «достиг» и другие.


В пересказ необходимо органично встроить цитату. Заучивать её наизусть не нужно: она будет перед глазами.

Чаще всего школьники ставят цитату в конец пересказа, но можно и начать с неё, соединив цитирование с основными биографическими сведениями.

Для вставки цитаты можно использовать следующие клише.

  • Недаром академик такой-то говорил о нашем герое: «…!»
  • Заслуги такого-то и его роль в истории подтверждает высказывание такого-то: «. ».
  • Завершая рассказ (разговор) о таком-то, нельзя не вспомнить слова такого-то: «. ».

Третье задание: монологическое высказывание

Чтобы проверить, умеет ли ученик строить высказывания разных типов речи, экзаменатор предложит выбрать для составления монолога одно из заданий:

  1. описать фотографию (описание);
  2. рассказать случай из жизни (повествование);
  3. поразмышлять на абстрактную тему (рассуждение).

Нужно продумать высказывание так, чтобы в нём было не менее 10 фраз (не предложений, а именно фраз). На всё выделяется 1 минута.
Многие школьники уверены, что описание картинки — самый простой вариант, но это не всегда так. Фотография может быть чёрно-белой (если учитель распечатает её в таком виде), изображённого на ней может не хватить для полноценного монологического высказывания. Поэтому, выбирая тему, нужно сразу оценить, хватит ли слов, чтобы её раскрыть.

Разберём каждый тип монолога.

Описание строится на перечислении предметов и их особенностей, передаче впечатления от увиденного. Например, описание семьи, катающейся на санях, может выглядеть так:
На фотографии изображена счастливая семья на зимнем отдыхе.
Мать, отец, дочка и сын мчатся с горы на санках. У них весёлые, довольные лица. Все улыбаются. Светит яркое солнце, на снегу лежат тени от ёлок. Снег глубокий, синий. И люди, и природа полны гармонии.
Этот снимок вызывает ощущение уюта, радости, удовольствия. Хорошо побыть вместе на природе!

Повествование включает в себя несколько этапов истории, складывается в сюжет. Здесь важно упомянуть, с чего всё началось, что произошло потом, каким был следующий шаг, к чему это привело. Слова-помощники: «однажды», «затем», «вдруг», «потом», «после этого», «с тех пор». Например, вот так можно составить рассказ о походе на природу:
Однажды мы всем классом отправились в поход. Это было в конце мая после шестого класса.
Мы приехали на место и начали ставить палатки. Кто-то справился быстро, а кто-то возился целый час. Чтобы быстрее разжечь костёр и начать готовить обед, мы стали помогать друг другу.
Мне понравилось готовить на костре гречневую кашу с тушёнкой. На воздухе даже простая еда очень вкусная! Когда мы всё приготовили, поели и помыли тарелки, началось самое интересное — посиделки у костра. Мы разговаривали, пели песни, а потом разошлись по палаткам.
Поход всем запомнился. Если бы не комары, это было бы лучшим приключением в моей жизни.

Рассуждение напоминает по структуре итоговое сочинение. Сначала нужно дать определение понятия, затем прокомментировать его, привести несколько примеров из жизни или литературы, сделать вывод. Примером может стать размышление о том, что такое совесть:
Совесть — это внутренние представления человека о добре и зле. Совестливый человек знает, как поступать можно, а как нельзя. Делая неверный шаг, такой человек страдает, его терзают муки совести.
В жизни часто бывает, что приходится идти на сделки с совестью. Например, одноклассники хотят убежать с урока, и ты бежишь вместе с ними, чтобы не выглядеть предателем. Всё начинается с малого, но ни к чему хорошему это не ведёт. Из бессовестных людей вырастают предатели, воры, убийцы. Много таких примеров в книгах Владислава Крапивина. Его мальчишки — настоящие герои, которые между предательством и гибелью выбирают второе.
Совесть необходима человеку, чтобы оставаться человеком.

На «ЯКласс» ребёнок может найти подробные рекомендации по подготовке к монологу.


Четвёртое задание: диалог с экзаменатором

На итоговом собеседовании нужно ответить на три вопроса по теме монолога.
Как строить высказывания?

  1. Отвечать полно и развёрнуто. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что совесть — это голос Бога внутри человека?» не стоит отвечать одним словом, нужно пояснить ответ. Вместо «Да» или «Нет» — «Да, я думаю, что совесть связывает нас со всем лучшим, что есть на свете» или «Такое мировоззрение мне не близко, потому что я считаю, что человек сам решает, что ему делать».
  2. Говорить правду. Если вопрос касается личного жизненного опыта, но вам нечем блеснуть, не стоит сочинять небылиц — ложь откроется при первом же уточняющем вопросе. Если спросят, бывали ли вы в опере, без вздохов и стыда можно ответить: «Нет, не приходилось, но было бы интересно попробовать».
  3. Избегать эмоционального дискомфорта. Бывают вопросы, которые задевают болезненные моменты. Если спрашивают об отношениях в семье или о чувстве влюблённости, не надо насиловать себя исповедью. Лучше сказать, что по личным причинам на этот вопрос отвечать не совсем удобно. Баллы за такой ответ не снимут. Главная задача экзаменатора — услышать, как ребёнок умеет строить высказывание в диалоге. И ничего личного!

Порепетируйте в спокойной домашней обстановке и убедитесь: сдать собеседование совсем не сложно.

7 советов, которые помогут вам пройти собеседование и получить работу

Если перефразировать известный афоризм, то можно сказать: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией на собеседовании.

  • с кем вы будете беседовать: с начальником, руководителем отдела кадров или его рядовым сотрудником;
  • формат интервью (групповое или индивидуальное, вопрос-ответ или самопрезентация);
  • дресс-код и вещи, которые нужно иметь при себе (документы, гаджеты и прочее);
  • как добраться (опаздывать недопустимо).

Поможет выяснить это сайт компании или звонок в офис.

Интервью при устройстве на работу однотипны и одновременно не похожи друг на друга. Многие слышали о стрессовых собеседованиях, где могут внезапно начать кричать на соискателя, чтобы выбить его из колеи. Также есть так называемые case-интервью: претендента помещают в некие обстоятельства (например, разговор с недовольным клиентом) и наблюдают за тем, как он решает проблему.


Не всегда удаётся выяснить, какой тип собеседования предпочитают в той или иной компании, поэтому готовым нужно быть ко всему.

Для этого сделайте карту с ответами на типичные вопросы и просьбы (их задают в 99,9% случаев):

  • топ-5 ваших главных достоинств;
  • в чём вы хороши;
  • стратегические направления саморазвития;
  • предложения по работе компании;
  • ваша жизненная и рабочая философия;
  • ваши краткосрочные и долгосрочные цели;
  • необычные задачи, которые вам приходилось решать.

Также следует заранее подготовить перечень тем, которые вы хотели бы обсудить с менеджером по персоналу.

Интерпретируйте вопросы нанимателя

«А» не всегда означает «А», а дважды два не всегда четыре. Рекрутеры порой задают коварные вопросы, где за простой формулировкой кроется хитрый план — заставить соискателя сказать больше, чем следует.


Простой вопрос: «Какую заработную плату вы хотели бы получать?». Но ответ помогает интервьюеру понять вашу мотивацию: деньги, социальные гарантии, график работы и прочее. Если вас спросят, были ли у вас конфликты с руководством и как вы их разрешили, то, скорее всего, HR-менеджер хочет узнать, склонны ли вы брать на себя ответственность или привыкли перекладывать её на других.

Хитрых вопросов — множество. Нужно уметь видеть «двойное дно» (без фанатизма!).

Продумайте своё невербальное поведение

HR-менеджеры — люди, а не автоматы. Они, как все, обращают внимание на невербальные знаки: внешность, мимика, походка, жесты и прочее. Опытному профессионалу могут отказать только потому, что он неправильно вёл себя.


Продумайте заранее язык тела. Если от волнения вы привычно дёргаете ногой, то сядьте нога на ногу. Если стучите пальцами по столу, попробуйте занять руки чем-нибудь, например шариковой ручкой.

HR-менеджеры — люди, а не автоматы. Они понимают, что вы волнуетесь. Но естественность в невербальном общении повысит кредит доверия к вам.

Установите табу на некоторые темы

«Расскажите о себе», — просит интервьюер. «Я родился 2 апреля 1980 года (по гороскопу Овен). В юности занимался футболом, был капитаном городской команды. Потом окончил институт…» — если рассказ соискателя примерно таков, не видать ему должности как своих ушей.


Есть вещи, которые абсолютно неинтересны работодателю и которые никак не характеризуют вас как профессионала. В приведённом примере это год рождения (это можно прочесть в резюме), знак зодиака и спортивные достижения.

Есть темы, на которые нужно наложить для себя табу:

  • пересказ резюме;
  • личные жизненные цели (купить дом, завести детей и прочее);
  • репутация компании и её сотрудники;
  • навыки и опыт, не имеющие отношения к будущей работе (прекрасно готовлю, разбираюсь в сантехнике и тому подобное);
  • неудачи, демонстрирующие некомпетентность.

Так же, как вы составили план, о чём будете говорить, напишите и запомните темы, которые следует игнорировать. Также подумайте, как корректно ответить, если вас всё-таки спросят об этом.

Созерцайте, чтобы успокоиться

Собеседование — дело нервное. Можно забыть, как тебя зовут, не говоря уж о демонстрации деловых качеств.

Чтобы успокоиться, оглянитесь вокруг. Осмотрите офис, технику, сотрудников. Детали расскажут вам много о компании, куда вы собираетесь устроиться, а их анализ поможет привести в норму нервную систему.


Критичный взгляд на фирму и будущих коллег может повысить чувство собственной важности. Помните: компания нуждается в хорошем работнике так же сильно, как вы в хорошей работе.

Берите инициативу в свои руки

В собеседовании, как правило, наступает момент, когда интервьюер и интервьюируемый меняются местами и у соискателя появляется возможность задать интересующие его вопросы.


Не тратьте время на бесполезные «Вы сами позвоните мне или мне перезвонить вам?», «Почему эта позиция открыта?» и так далее. Проявите себя как инициативный сотрудник. Спросите:

  • Есть ли у компании какая-то актуальная проблема? Как вы думаете, чем я могу вам помочь?
  • Не могли бы вы описать, каким вы представляете идеального кандидата на эту должность?
  • Какой совет вы могли бы дать тому, кто начинает работать в вашей компании?

Есть также ряд вопросов, которые задавать не рекомендуется. Какие — расскажет клик по кнопке ниже.

Следование этим советам подготовит вас к собеседованию и увеличит шансы на трудоустройство.

Читайте также: