Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости

Опубликовано: 02.07.2024


1. Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.

Людвиг Андреас фон Фейербах (1804-1872) немецкий философ-материалист

2. Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

Сократ (469 г. до н. э.-399 г. до н. э.) древнегреческий философ

3. Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

Илья Ильф и Евгений Петров советские писатели-соавторы Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг (1897–1937) и Евгений Петрович
Катаев (1902–1942)

4. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Антон Павлович Чехов (1860–1904) русский писатель

5. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.

Максим Горький- Алексей Максимович Пешков (1868–1936) русский писатель

6. Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер (1694–1778) Франсуа-Мари Аруэ французский философ-просветитель XVIII века

7. Труд-целительный бальзам, он-добродетели источник.

Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) немецкий историк культуры

8. Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к труду.

Сэмюэл Смайлс (1812–1904) шотландский писатель

9. Должно. возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения.

Екатерина II (София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская) (1729–1796) российская императрица

10. Способность, доблесть – все ничто, пока мы не приложим труд. Саади Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (1181-1291) персидский поэт

11. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения

12. Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.

Шекспир Уильям (1564 - 1616 года) английский поэт и драматург

13. Труд притупляет горе.

Марк Туллий Цицерон (106 до н. э.- 43 до н. э.) древнеримский политик и философ, блестящий оратор

14. Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель

15. Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) русский полководец, один из основоположников русского военного искусства.

16. Трудитесь, пока позволяют силы и годы.

Публий Овидий Назон (43 год до н. э. – 17 или 18 год н. э.) –древнеримский поэт

17. Тела юношей закаляются трудом.

Марк Туллий Цицерон (106 до н. э.- 43 до н. э.) древнеримский политик и философ, блестящий оратор

18. Слава в руках труда.

Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452–1519) итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения

19. Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека.

Вольтер (1694–1778) имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник

20. Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд
ненавистным.

Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) французский литератор и философ-материалист

21. Деятельность – единственный путь к знанию.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы

22. Назначение человека – в разумной деятельности.

Аристотель (384 до н.э. 1950322 до н.э.) древнегреческий философ

23. Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.

Плавт Тит Макций (254 до н.э. – 184 до н.э.) выдающийся римский комедиограф

24. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Мишель де Монтень(1533–1592) французский писатель и философ эпохи Возрождения

25. Каждый должен быть величествен в своем деле.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601–1658) испанский прозаик, философ и теоретик литературы

26. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

Антон Павлович Чехов (1860–1904) русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы

27. Велико ли, мало ли дело, его надо делать.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Эзоп (620–560 г. до н.э.) древнегреческий баснописец, живший
в VI веке до н.э.

28. Лучшее лекарство от безделья – постоянный и честный труд.

Сервантес-Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616) испанский писатель

29. Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством.

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) русский советский писатель

30. Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других.

Словарь парадоксальных определений.

31. Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.

Абу Шукур Балхи персидско-таджикский поэт X века

32. Друзья, берегите минуту и час

Любого из школьных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей.

Михаил Евсеевич Раскатов (1924) поэт, член союза писателей Москвы

33. Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

Али Апшерони (1962) теолог, общественный деятель

34. В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно.

Роберт Де Ниро (1943) американский актёр, режиссёр и продюсер

35. Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту.

Карл Маркс (1818–1883) немецкий философ, экономист, общественный деятель

36. Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.

Харуки Мураками (1949) японский писатель, переводчик

37. Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) немецкий поэт, государственный деятель

38. Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.

Адриан Декурсель (1821–1892) французский драматург

39. Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950) британский писатель, романист, драматург

40. Самая трудная профессия – быть человеком.

Хосе Хулиаан Мартии-и-Перес (1853–1895) кубинский поэт, писатель, публицист

41. Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить.

Кэтрин Уайтхорн (1926) английская журналистка

42. Специалист – это тот, кто знает очень много об очень малом.

Николас Мюррэй Батлер (1862–1947) – американский теоретик и практик педагогики, политик, публицист, профессор, президент Колумбийского университета, лауреат нобелевской премии мира

44. Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.

Джордж Сэвил Галифакс (1633–1695) английский государственный деятель, политик

45. Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей – положение ремесленника.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) французский писатель, мыслитель.

46. Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) английский философ, историк, политический деятель

47. Высокий профессионализм – обращенное в профессию
творчество.

Гинзбург Лидия Яковлевна (1902–1990) российский литературовед, писатель, мемуарист

48. Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

Инженер – человек; способный взять теорию и приделать к ней колеса. Левинсон Лев Ефимович (1956) – российский режиссёр, драматург

49. Знание оборотной стороны профессии или призвания – это та цена, которую мы платим за овладение профессиональ-
ными навыками.

Джон Болдуин (1973) американский фигурист, дважды чемпион США

50. Мы не учимся быть артистами, художниками или писателями – мы учимся быть.

Джеймс Пол Маккартни (1942) – британский музыкант, певец, композитор, один из основателей группы The Beatles

51. Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.

Шевелев Илья Николаевич, профессор, лауреат Авербаховской премии АМН СССР, автор книги «Афоризмы, мысли, эмоции»

52. Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними.


Мармарьян, О. В. Выбор профессии — сложный шаг / О. В. Мармарьян. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13078/ (дата обращения: 26.05.2021).

Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. выбрать профессию, свой жизненный путь.

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родственников, когда кто-то становится «учителем, как мама» или «врачом, как папа».

Опираясь на профессии родителей, подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько эта профессия, соответствует его собственным интересам и склонностям делает выбор. Но с другой стороны, он хорошо представляет суть данной профессии и отдаёт себе отчет в том, какие качества, навыки и усилия для неё требуются.

Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей — что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, почему и что им движет.

В некоторых семьях именно родители решают, кем станет их ребенок. Родители просто настаивают и ставят ультиматум в выборе образовательного учреждения и будущей профессии ребенка. Такой подход психологи считают неправильным, так как выбор родителей часто мотивирован нереализованными амбициями или желанием того, чтобы ребенок шел по их стопам.

С самого раннего детства у ребенка проявляются те или иные способности, пристрастия, увлечения. Дети очень увлекающиеся и самое главное для родителей, стараться увидеть и услышать своих детей. Способствовать тому, чтобы эти интересы не прошли, а наоборот только возрастали.

Сегодня большое значение придается дополнительному образованию детей. Оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Существует огромное количество секций, школ, кружков разной направленности, где ребенок сможет найти себя, раскрыть свои таланты в мире спорта, искусства и т. д.

На современном этапе к общеобразовательной школе определены не только основные требования обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа должна подготовить учеников к созидательной деятельности, помочь сегодняшним школьникам в выборе профессии, чтобы завтра их труд приносил радость и удовлетворение и был во благо окружающим. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда. В связи с этим перед школой встала задача качественной и своевременной профориентационной работы во всех возрастных группах.

Профориентация — комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Основные задачи профориентационной работы — этополучить данные о возможностях, склонностях и предпочтениях учащихся. Это системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Прежде чем сделать свой выбор будущей профессии, дети должны познакомиться с различными профессиями. В течение года осуществляется профессиональное информирование школьников о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность. Информацию учащиеся могут получить на классных часах, встречах с представителями учебных заведений и организаций. Один из важных компонентов профориентации являются экскурсии в учебные заведения и организации. Данный вид работы осуществляется завучем и классными руководителями. Они работают в тесном сотрудничестве с родителями.

Главную позицию в профориентационной работе занимает психологическое сопровождение ученика. Нужно учитывать его индивидуальные особенности на протяжении всего периода обучения, что позволяет подготовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.

Организация работы с родителями учащихся — одна из важных задач профориентации. Родители принимают активное участие в определении профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников не всегда совпадают. Все это ведет к необходимости организации специальной работы с родителями, которая направлена на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.

Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль — это большая, важная работа семьи и школы. Это создания условий для поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, определения возможностей в освоении той или иной профессии, адаптации на рынке труда.

«Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство». Шевелев И.


Девушка думает

Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

Критерии выбора профессии

Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

Как выбирать профессию не стоит?

  • По удобству расположения учебного заведения.
  • Вместе с друзьями или любимым человеком.
  • По престижу.
  • По настоянию родителей.
  • По детским необдуманным мечтам.

Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

На что стоит смотреть, при выборе профессии.

  • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
  • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
  • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

  1. врожденные способности;
  2. пристрастия;
  3. перспектива.

Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

  • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
  • Люди не всегда работают по специальности.
  • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
  • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
  • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
  • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Инженеры

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Работа в офисе

Какие профессии будут востребованы в будущем

Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

  • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
  • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
  • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
  • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
  • Повар. Люди всегда будут кушать.
  • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
  • Мастера ногтевого сервиса.
  • Продавец.
  • Ветеринар.
  • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
  • Всегда не хватает водителей.
  • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
  • Агроном.
  • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
  • Воспитатели.

Врач

А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

Тест по соционике

Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

Опросник Голланда

Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

Методика Климова

«Не могу выбрать профессию» — скорее, отговорка, нежели реальная проблема. Следующим тестом будет определение склонности к роду деятельности. Методика Климова позволит определить вас в одну из категорий:

  • человек-человек;
  • человек-природа;
  • человек-художественный образ;
  • человек-техника;
  • человек-знаковая система.

Вы поймете, в каком направлении думать.

Студент

Матрица выбора профессии

Еще один тип тестирования, который стоит пройти всем, кто ищет ответ на вопрос: «Какую профессию выбрать». Матрица работает по принципу таблицы. Вы выбираете сначала то, с чем хотелось бы работать, а потом то, в каком направлении хотелось бы работать. Находите пересечение и получаете результат: профессии, соответствующие тому и другому. Объяснение сложное, но на деле все элементарно. Пройдите тест, и получите готовые варианты.

Смена профессии после 30 лет

В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

Девушка

Как выбрать правильную профессию

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

    с людьми или уединение;
  • реализация талантов, способностей;
  • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

Учитывайте свои интересы

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

Кондитер

Проанализировать свои умения

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

Проанализируйте свое сегодняшнее положение

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

Планируйте смело свое будущее

Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

Заключение

Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.


Автор статей. Студентка Московского международного университета, факультет психологического консультирования. Разбираюсь в фобиях, комплексах, психологических травмах.

В итоге 60% выпускников вузов работают не по специальности. Эта статистика свидетельствует о том, что 5 лет их жизни могли бы быть потрачены с гораздо большей пользой. А сама жизнь в последующем могла стать значительно интереснее. Многие после этого переквалифицируются, получают второй образование, осознав ошибку юности. Однако ее можно избежать, если изначально сделать осознанный выбор профессии.

Шаги к осознанному выбору профессии

В первую очередь, необходимо, чтобы подросток как можно раньше сам осознал и понял, какое занятие ему более всего по душе. Возможно, он не сразу поймет, кем хочет стать и не сможет выбрать профессию за короткое время. Однако он поймет, в каком направлении стоит двигаться. Для этого ему следует ответить на 4 основных вопроса.

Вопрос 1: «Какой я?»

Какой я

Получение ответа на этот вопрос требует концентрации внимания, детального анализа и глубокого погружения. Следует определить, в каких направлениях ребенок может развиваться, и на этом фоне осмысленно выделить несколько приоритетных направлений.

Сделать это можно на основе ощущений. Предложите подростку поразмышлять на темы того, на что в целом он обращает внимание. В каких границах он ощущает себя комфортно? Чувствует ли он свои сильные стороны? Какие эмоции он ощущает чаще других? Можно поинтересоваться, что ребенок думает о самом себе. И чем он до сих пор руководствовался при выборе?

В ходе размышлений и анализа вы вместе с подростком сможете максимально расширить фокус его внимания. Возможно, в него попадут и те сферы деятельности, которые до недавнего времени выпадали.

Вопрос 2: «Что я хочу?»

Что я хочу

Выбор конкретной цели – чрезвычайно важный шаг. Целей может быть несколько, и двигаться к ним можно параллельно. Также важно определить критерии их достижения.

На этом этапе постарайтесь вместе с ребенком поразмышлять о том, что для него наиболее важно. Можно предложить ему высказаться на тему, в какой именно деятельности он видит возможность своего успеха. Поинтересуйтесь, что вообще он вкладывает в понятие «успех».

Ответ на этот вопрос поможет подростку определиться, чего он хочет на самом деле и наметить направление для достижения цели.

Вопрос 3: «Как туда идти?»

Как прийти к осознанному выбору профессии

Для осуществления правильного выбора подросток должен видеть преимущества и недостатки всех путей развития, которые кажутся ему близкими.

Этот этап предполагает выделение из нескольких вариантов занятий (что мне нравится делать) наиболее привлекательного и осуществимого (в чем я хочу стать мастером).

В ходе размышлений ребенок постепенно осознает, какие шаги необходимо предпринять для достижения цели. И насколько выполнимы для него те или иные шаги. Что необходимо сделать, чтобы совершить тот или иной шаг.

Вопрос 4: «С чего начать?»

С чего начать осознанный выбор профессии

Когда отобраны подходящие пути развития, поставлены цели и намечены шаги для достижения, необходимо решить, как сделать первый шаг и каким он должен быть.

Данный этап предполагает осознание последствий выбора. Подростку можно объяснить, что его выбор влечет за собой ответственность за результат и возможные последствия, вне зависимости от того, предвидит он их заранее или нет. Можно предложить ему поразмышлять о том, что будет происходить в его жизни после того, как он сделает тот или иной шаг.

Эти размышления помогут подростку при выборе опираться на сознательный анализ, а не полагаться на обстоятельства. Он сможет понять логическую цепочку действий, которые приведут его к цели.

Универсальный инструмент

Возможно, когда вы вместе с ребенком ответите на эти 4 вопроса, он еще не сможет четко определиться с профессией. Однако размышления помогут ему глубже понять себя, свои способности, желания, определить привлекательные направления деятельности.

В дальнейшем результаты размышления по схеме «Внимание/анализ – Выбор цели – Шаги к цели – Первый шаг» станут основой для осознанного выбора не только в профессиональной, но и других жизненных сферах. Подросток получает универсальный инструмент для анализа, который поможет ему избежать жизненных ошибок в будущем.

Как выбрать профессию?

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.


Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Выбор профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Как выбрать любимое дело

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

На перепутье дорог

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Тест по соционике

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Помощь ребенку в выборе профессии

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Меняем профессию

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Читайте также: