Как мировоззрение влияет на выбор профессии

Опубликовано: 02.10.2024


Кауров, А. С. Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной адаптации / А. С. Кауров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 5 (5). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/5/360/ (дата обращения: 25.05.2021).

Термин профессиональность мировоззрения отражает связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценку перспектив жизненного пути, отношение к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Его обоснование связано с существующим уже термином «профессиональное мировоззрение», который, однако, по мнению автора, утратил свою четкость, при его употреблении не возникает ясного понятия, которое он призван обозначить.

Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Также, исследователи склонны указывать, «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека, которая связана с его профессиональной деятельностью» [12,с. 55].

В отличие от профессиональности мировоззрения профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как осознание человеком своей профессии, познание, самооценка профессиональных качеств [2;10].

Например, Е. А. Климов [5, с. 81] в структуре профессионального самосознания выделяет:

- сознание своей принадлежности к определенной профессии;

- знание, мнение о степени своего соответствия профессии;

- знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

- знание о своих сильных и слабых сторонах;

- представление о себе и своей работе в будущем.

Субъективная картина профессиональной деятельности «является важнейшей составляющей профессионального бытия человека, формируется на основе накопленного опыта»; она «определяет направленность профессиональной деятельности» … в ней проявляется «своеобразие видения человеком своей профессии», «уровень постановки профессиональных задач»[4,с.173] .

Профессиональность мировоззрения связана с «профессиональным видением мира, центральнообразующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе» [13, с. 72].

Профессиональность мировоззрения будет отличаться следующими признаками.

Во-первых, его базовыми структурами – ценностями и идеалами – выступят те ценности и идеалы, которые поддерживаются определенной профессией (см. выше). Данные ценности глубоко осмысливаются профессионалом; они не представлены в его сознании «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия (что характерно для профессиональной деформации личности) и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что показывает низкий общий уровень развития человека и профессионала в целом). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского, см. выше), который он делает в другие личности и, через них, в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае которой человек не видит подлинного положения ценностей профессии в системе общественных отношений - например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теплова.

Б. М. Теплов, предложив использовать в качестве одного из психологических методов анализ художественной литературы, анализировал трагедию А. Сальери, заключив, что «музыка для него не окно, через которое открывается вид на весь мир, а стена, все собой заслоняющая». Б. М. Теплов чрезвычайно тонко подметил суть развития подлинной личности в труде: трудовая деятельность становится для нее не затмевающей весь остальной мир, не сверхценной идеей (Сальери), но способом познания бытия, посредством которого человек реализует себя. Отсюда – широта интересов, достаточная «легкость» отношения к собственному делу у истинного профессионала, происходящая от естественности профессиональных занятий для такого человека, перехода у него профессии в стиль жизнь, а также связанная с индивидуальным пониманием профессии как одного из возможных видов самореализации. (Моцарт) [14,с.167]. Данную позицию, основанную на понимании профессии как формы реализации личностных потенций, разделяет сегодня большинство исследователей, изучающих вопросы профессионализации, развития личности в труде, например, Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Л. И. Иванова, Е. А. Климов, А. В. Серый и др.

Также, высокоразвитый профессионал умеет четко разделять то, что в профессии служит делу поддержания профессиональных ценностей (и, соответственно, общественному развитию), и то, что имеет какие-то иные цели – например, карьерные, цели личной выгоды и пр. Обращаясь к изучению профессионального мировоззрения выдающихся людей, мы сможем глубже понять данный тезис. С. В. Рахманинов писал: «Пианист-виртуоз обязан руководствоваться более значительными побуждениями, чем играть просто из выгоды. У него есть своя миссия, и эта миссия – просвещение публики. … Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора» [11,с.238].

Не случайно В. А. Бодров одним из качеств подлинно развитого профессионала называет ответственность – особенности выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом» [1,c.156].

Развивая данный тезис, мы приходим к пониманию новой грани профессиональной ответственности. Глубокое понимание значимости профессиональных ценностей характеризует высокоразвитых профессионалов, выдающихся специалистов своего дела. Зачастую, в ситуации с гениальными и талантливыми людьми, данное понимание находится в оппозиции с общественным мнением. При этом профессионал, возможно, остается невостребованным, однако он не отказывается от своих убеждений. Психологически тонко данную дилемму удалось, на основе изучения документов, раскрыть Д. Вейсу в жизнеописании В. А. Моцарта. Ниже мы приводим отрывок письма барона де Грима (друга семьи Моцартов), адресованного отцу В. А. Моцарта после того, как композитору не удалось привлечь внимание парижской публики и получить должность капельмейстера в Париже (цитата сделана по роману Д. Вейса Возвышенное и земное»): «в стране, где столько посредственных и даже из рук вон плохих музыкантов умудрились сколотить огромные состояния, сын Ваш, опасаюсь, едва ли сможет прокормиться … обладай он вдвое меньшим талантом и вдвое большей практической сметкой, я был бы за него спокоен»[3,с.395].

Обращаясь к качественно иной сфере профессиональной деятельности, можно привести пример М. В. Ломоносова, который, будучи высокоразвитым профессионалом, всецело преданным делу науки, имея основой собственного мировоззрения познавательный интерес, никогда, однако не упускал из виду тех целей, которым служит данная ценность, бесспорно лежащая в основе научного познания, профессии ученого. Популяризация науки, внедрение ее достижений в практику, просвещение – не менее яркая сторона профессиональной деятельности М. В. Ломоносова, чем собственно научно-исследовательская работа. Особенно очевидным это становится в поздних трудах ученого – например, в работе «О сохранении и размножении российского народа» 1761 г.[6]/

Таким образом, профессиональные ценности, входя в структуру профессионального мировоззрения, осмысливаясь профессионалом, предопределяют и специфику его профессиональную деятельность и «образ бытия» (см. выше), которой данная деятельность, по сути, является.

Во-вторых, профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность с целью распространения, поддержания или создания профессиональных ценностей. Таким образом, можно сказать, что человек, обладающий профессиональным мировоззрением, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность. Основывается активное отношение к жизни на идеале трудолюбия, осознании процесса труда как важнейшего, естественного, доставляющего удовольствие. Можно сказать, что профессионал обладает установкой на труд как на средство самореализации. Причем мы можем наблюдать данные убеждения как у выдающихся деятелей в той или иной профессиональной сфере, так и у менее одаренных, но не менее профессионально развитых людей. Труд как идеал, представляющий собой средство самореализации, позволяет личности сохранять активность и продуктивность деятельности в сложных условиях, сохранять работоспособность в пожилом возрасте; также профессиональная деятельность таких людей зачастую заканчивается только в конце жизненного пути, вместе со смертью.

Можно привести здесь и примеры, характеризующие высокоразвитого профессионала, не добившегося, однако, таких результатов в своей деятельности, которые можно было бы признать объективно масштабными. То есть, одаренность не оказывает влияния на формирование профессиональности мировоззрения. Рассмотрим пример из воспоминаний выдающегося артиста цирка и кино Ю. В. Никулина: «во время представления за кулисами у занавеса стоит старый униформист. Этот человек, который, несмотря на толстые очки, почти ничего не видит, всю жизнь провел в цирке. В прошлом известный артист, выйдя на пенсию, он не смог жить без любимого искусства и начал работать в Москве в униформе. Во время представления, впуская и выпуская артистов на манеж, он может только открывать и закрывать занавес. Стоя весь спектакль в темном проходе, намотав на руки веревки от занавеса, он весь на манеже. Когда играет оркестр, он в такт подпевает и слушает, что происходит в зале» [7,с.469-470].

Изучая деятельность профессионалов, обращаясь к историческим примерам, к литературным источникам, наблюдениям за учебной деятельностью (как одному из трех видов деятельности в системе игра, учеба, труд) студентов и школьников мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня деятельности. В этих исследованиях в качестве основного критерия мы выделяли наличие (уровень развития) профессиональности мировоззрения.

Первый уровень деятельности мы обозначили как социально обусловленный. В данном случае субъект деятельности исполняет определенные обязанности, либо полностью отчуждаясь от своей деятельности, ее результатов, ценностей, либо относясь к ним сугубо прагматически. Иллюстрировать данный тезис может исследование, проведенное А. Я. Морозовой [9,с.93-98] на базе одной из московских школ и подготовительного факультета вуза. «Из 228 школьников – пишет А. Я. Морозова - только 47 выделили в качестве мотивов обучения в школе и поступления в вуз собственно мотивы, связанные со сферой познавания (то есть, присвоения некоторой совокупности общественного знания) … Подавляющее большинство школьников (181 человек из 228) в образовательном процессе в школе и при планируемом поступлении в вуз не руководствуется мотивами познавания, познавательным интересом. Примеры высказываний респондентов, соответствующих этой группе:

11 класс: «Я пошла в школу по решению родителей. В институт я иду для получения квалификации и увеличения заработка (неквалифицированные работники ниже оплачиваются). Это единственная причина».

9 «Б»: Меня никто не спрашивал. А в институт я пойду, чтобы не работать дворником».

Среди абитуриентов ситуация была схожей. Самым точным определением социально обусловленной деятельности (в том числе профессионала) будет именно отсутствие потребности в ней.

Следующий выделенный нами уровень деятельности – рефлексивный. Его основной характеристикой для трудовой деятельности (профессионального обучения) является попытка субъекта деятельности выявить базовые профессиональные ценности, соотнести их с собственной самостью. Как видно, на этом уровне начинает развиваться профессиональное сознание (см. выше) и профессиональное мировоззрение – человек имеет установку на труд как средство самореализации. На данном уровне деятельности начинается процесс принятия личностью профессиональных ценностей, в соответствии с ними начинает развиваться личностный потенциал и перестраивается весь уклад жизни человека. Постепенно духовные потребности (связанные в первую очередь с профессиональными ценностями) начинают выступать ведущим мотивом жизнедеятельности – на эмпирическом уровне в ряде жизненных ситуаций оказывается возможным сказать, что человек «предан своему делу». Вместе с тем, профессия осознается одновременно как социальная функция – источник существования, способ получения материальных благ. Характерны проявления надситуативной активности (в учебе, труде).

Высший уровень деятельности, собственно, уже был представлен нами выше, когда мы обращались к определению профессионального мировоззрения. Деятельность становится способом бытия. Процесс соотнесения себя с деятельностью оказывается пройденным, поэтому деятельность становится естественной, занимающей все большее место в бюджете времени. Профессиональная деятельность присутствует в сознании не как узкая социальная функция – вклад в систему общественного производства благ на основе вознаграждения. Собственно мотивы материального благополучия (порой, и престижа) не являются доминирующими – деятельность совершается исключительно ради нее самой. Доминируют духовные потребности, в дилемме выбора между самореализацией и материальным благополучием выбор делается в пользу первого. Можно сказать, что в данном случае жизненное, личностное, социальное и профессиональное самоопределение оказываются взаимосвязанными, взаимопроникающими [8,с.55].

1. Бодров В. А. Психологическое исследование профессионализации личности. – М.: ИП АН СССР, 1991

2. Брагина В. Д. Влияние представлений о выборе профессии на самоопределение молодежи. Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. – М., 1976

3. Вейс Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его времени. – М., 1970

4. Гаврилова Л. В. Субъективная картинная профессиональной деятельности// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Психология индивидуальности». – М.: МПГУ, 2007

5. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., Воронеж, 2003

6. Ломоносов М. В. Избранная проза/ Сост., вступит. Статья и коммент. В. А. Дмитриева. – М., 1980

7. Никулин Ю. В. Почти серьезно… - 2-е изд. – М., 1982

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1995

9. Морозова А. Я. К вопросу преодоления образовательного кризиса в современной России: реалии социальной функции образования// Социально-психологические основы развития и управления человеческими ресурсами. - М.: МАГМУ, 2007

10. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971

11. Рахманинов С. В. Литературное наследие. В 3-х т.: Т.3 Письма. – М., 1980

12. Рыбин С. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств: Дис… канд пед. наук. – М, 2001

13. Серый А. В. осмысленное отношение к профессии как условие развития профессионально важных качеств психологов-практиков//Вестник КГ У - №2 (22) – Кемерово.,2005

Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

Чертежи

Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

Этапы выбора

Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

  1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
  2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
  3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
  4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
  5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
  6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

Замок из песка

Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

Факторы выбора профессии

Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

На расхождении дорог

Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

Внутренние

Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

  • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
  • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
  • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
  • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
  • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
  • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
  • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
  • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

Внешние

Компас

На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

  • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
  • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
  • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
  • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
  • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
  • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
  • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
  • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
  • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

Критерии выбора

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

  • желание заниматься определённым делом;
  • возможность работать по той или иной специальности;
  • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

  • каков размер оплаты труда;
  • выплачиваются ли премии;
  • с какой скоростью происходит повышение в должности;
  • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
  • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
  • присутствует ли в труде творческая составляющая;
  • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
  • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
  • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

Чек лист

Ваш выбор должен отвечать все критериям

Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

  • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
  • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
  • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
  • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

Заключение

Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

Выбор профессии влияет на:

  • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
  • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
  • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

Одно из важнейших решений для человека – выбор профессии. Оно влияет почти на все аспекты жизни: социальный статус, уровень вклада в развитие общества и мира в целом, круг общения – всё это действительно может определяться профессиональной деятельностью личности. В поисках ответа на вопрос, как вернее всего подойти к этому судьбоносному выбору, мы обратились за советом к представителю молодёжного центра занятости - Савонюк Светлане Николаевне (начальник отдела профориентации и профобучения ГКУ ВО ЦЗН "Молодежный").

- Что сильнее всего оказывает влияние при выборе дела жизни?

- Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья».

- Какие ошибки совершаются чаще всего при выборе профессии?

- Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. Д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое – несамостоятельность выбора профессии. Многие родители пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Следует задуматься, возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. Д.»

- Существует ли универсальная формула, на которую можно опираться при выборе профессии?

- Формула успешного выбора профессии - «ХОЧУ+МОГУ+НАДО»
Во – первых, будущая профессия должна быть в радость, а не в тягость. Т.е. вы должны, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом «ХОЧУ». Фактор «ХОЧУ» - это наши желания и интересы. Он не является менее значимым, чем другие факторы, т.к. наши склонности часто говорят нам о том, что мы предрасположены к какой-либо деятельности.

Во – вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это «МОГУ». Фактор «МОГУ» - это наши способности, таланты, материальные, транспортные, психические (особенности мышления, памяти и т.д.) возможности.

В – третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. Это «НАДО». Фактор «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда, её «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.














Назад Вперёд

Загрузить презентацию (503 кБ)

Сегодня мы с вами будем изучать профессиональную сферу человека и его отношение к своему профессиональному пути. Как вы считаете, что влияет на выбор профессии человеком? Помните о том, что некоторые люди меняют профессию несколько раз в жизни.

Факторов, влияющих на выбор нами профессии, очень много и они меняются в течение жизни. Но, бывает так, что какой-то фактор приводит к тому, что человек недоволен своим выбором (например, родители настояли на своем), а иногда он же способствует успешной профессиональной самореализации: у человека все получается, он доволен собой и все им довольны.

К факторам выбора профессии можно также отнести следующие:

  • налиие опыта работы;
  • внешняя привлекательность;
  • связи (может быть, и не пошел бы в этот вуз, но – нашлись связи);
  • высокая оплата труда после обучения (многие инженеры во время переходной экономики пошли в предпринимательство, в сферу услуг, в транспортный бизнес и т.п.);
  • средства массовой информации;
  • решение личных проблем (например, человек идет работать инженером, потому что с детства завидовал старшему брату-инженеру);
  • личностные качества (например, демонстративность – для профессии актера)

Этот список можно продолжать и дальше. Сейчас же я вас попрошу самих выявить факторы, повлиявшие на выбор профессии разными людьми. Это нужно для того, чтобы самим понять, какие факторы могут повлиять на вас. Обычно факторы выбора профессии подразделяют на две группы: личностные и биографические. Как и все в человеке, эти группы факторов взаимосвязаны между собой: между ними сложно провести жесткую границу. Тем не менее, к личностным факторам относят:

  • индивидные свойства (физические возможности, здоровье, задатки);
  • свойства личности и черты характера (ответственность, артистичность, коммуникабельность, интересы и др.);
  • свойства школьника как субъекта деятельности (успеваемость, опыт в выполнении каких-либо трудовых операций, ассистирование в каких-либо профессиях и др.);
  • индивидульные особенности (творческая работа, индивидуальные предпочтения в выполнении тех или иных заданий, индивидуальный стиль деятельности, хобби).

Например, личностные факторы профессионального самоопределения некоего Василия Ф. могут быть описаны следующим образом.

Десятиклассник Василий Ф. занимается несколькими видами спорта и в каждом из них достигает определенных успехов, выступает за школу по легкой атлетике, обладает авторитетом среди товарищей и ему симпатизируют учителя. Учится на «3» и «4» – и своей успеваемостью доволен. Говорит: «Главное, чтобы не “2”!». Часто не выполняет домашние задания. Особо тяжело даются точные дисциплины, а также те учебные предметы, в которых нужно проявлять усидчивость, сосредоточенность (русский язык). Очень общителен, легко устанавливает контакт с разными людьми. Зависим от общественного мнения: несколько раз ходил драться «стенка на стенку» просто – за компанию. Любит путешествовать с родителями. Часто ходит на дискотеки с друзьями. Также любит играть в компьютерные игры. Кроме спорта устойчивых интересов нет. Один месяц подрабатывал курьером в фирме отца – не понравилось: нужно рано вставать в каникулы. Думает, что будет поступать в институт, но не знает, в какой. К занятиям по профориентации относится несерьезно: говорит, что ему рано об этом думать. Вредных привычек нет. Любимые учебные предметы: география, история и физкультура. Первые два, по его словам, – потому что интересно рассказывают, а третий – потому что все легко получается. Родители, учителя и одноклассники о Василии отзываются по-доброму, считают его хорошим человеком.

Мы сможем сделать вывод о том, что личностно Василий не «дорос» даже до уровня интересов. Поэтому мы можем прогнозировать у него сложности в осмыслении выбора профессии: скорее всего, будет поступать учиться или работать туда, куда его убедят поступать либо родители, либо одноклассники, либо учителя. Также, мы можем предполагать трудности в освоении профессии. Хотя есть и положительные стороны: успехи в спортивных занятиях говорят об определенном уровне развития волевых качеств, умении достигать цели «через не хочу», а его способность устанавливать контакт с людьми поможет адаптироваться в рабочем коллективе.

Уже на основе первичного анализа личностных факторов можно порекомендовать педагогу, работающему с Василием, больше вовлекать его в анализ различных профессиограмм, обсуждение факторов выбора профессии и – вместе с классным руководителем и родителями, – искать возможность выполнения Василием разовых профессиональных заданий.

Что касается ограничений, то одно мы можем сказать точно: Василию сложно будет работать в тех профессиях, где требуется уединение, усидчивость, длительная сосредоточенность.

Итак, к личностным факторам профессионального выбора (или профессиональной биографии) относят разноуровневые характеристики будущего работника, так или иначе проявляющиеся в социальной жизни и имеющие отношение к выполнению профессиональных обязанностей.

Биографические факторы выбора профессии

К биографическим факторам профессиональной самореализации обычно относят следующие :

  • Семейные факторы (профессиональная преемственность в семье, профессия членов семьи и близких, семейные легенды и мифы, так или иначе связанные с профессиональным миром, ожидания какого-либо из членов семьи, значимых для оптанта, и др.).
  • Событийные факторы (расположение какого-либо предприятия рядом с домом, встреча с интересным человеком – представителем той или иной профессии, событие в жизни, имеющее отношение к той или иной профессии: например, один врач рассказывал, что решил стать врачом, потому что несколько лет ухаживал за больной бабушкой).
  • Факторы престижа. В разные исторические периоды обществом выделяются те или иные профессии, которые становятся престижными. Например, профессия экономиста не была столь престижной в 70-е годы двадцатого века, как в девяностые годы. И, наоборот, профессия учителя в 70-е годы была более престижна, чем в 90-е годы.
  • Ближайшее окружение. Некоторые делают свой профессиональный выбор под воздействием своих друзей, любимых учителей и знакомых. Этот фактор может оказать плохую услугу в тех случаях, когда отсутствуют личностные предпосылки для выбора профессии, есть определенные ограничения. В ситуациях, приведенных в прошлой лекции, описан как раз такой случай влияния фактора «за компанию».
  • Экономический и политический факторы. Иногда выбор профессионального учебного заведения и вообще профессионального пути человека основывается на необходимости зарабатывать деньги для своей семьи, а также на событиях и направлениях текущей политики. В переходный для нашей страны период очень многие люди сменили свое поприще именно под воздействием указанных факторов.

Приводим пример описания биографических факторов выбора профессии.

Родители Василия Ф. имеют высшее экономическое образование. Отец возглавляет организацию, занимающуюся выпуском рабочей одежды, а мама руководит проектным отделом в строительной фирме. Они планируют, что сын поступит в вуз – либо сам, на бюджетное отделение, либо на платной основе. Много средств вкладывают в развитие ребенка (он – единственный в семье): театры, заграничные поездки, оздоровительные мероприятия и т.д. В детстве Василий много времени проводил с бабушкой, которая не имела высшего образования и до пенсии работала медсестрой. Он очень переживал ее уход из жизни. У Василия есть определенные обязанности по дому, которые он беспрекословно выполняет. Дружит с несколькими ребятами – в основном, из класса.

Каждый год получает какие-то спортивные призы на соревнованиях разного уровня, в том числе и международного. На фоне этих успехов привык, что учителя закрывают глаза на некоторые недочеты в учебе. Как уже говорилось ранее, имел опыт работы курьером в фирме отца.

Каждый из указанных факторов может сам по себе оказать влияние на выбор профессии. Окончательной классификации факторов, видимо, не существует: каждый из предложенных разрядов и указанных факторов может быть детализирован и разбит на несколько подфакторов. Так или иначе, нам необходимо ориентироваться в них, чтобы организовать работу по их анализу для старшеклассников.

Мифы профессионального самоопределения

Особым фактором при выборе профессии являются так называемые мифы профессионального самоопределения. Эти самые мифы могут внести дополнительное напряжение в ситуацию профессионального выбора, а также – дезориентировать молодого человека.

Вообще, мифы – это система устоявшихся представлений, выраженных в определенных социальных сюжетах, но не имеющих объективной основы. Психологический смысл мифов заключается в снятии напряжения, связанного с неопределенностью. При нехватке информации, с одной стороны, и высокой актуальности проблемы, с другой стороны, некоторые люди склонны заполнять «пробелы» своими умозаключениями, выраженными в некоторых сюжетах. Эти сюжеты часто повторяются, передаются из уст в уста средствами массовой информации, – и в итоге мифы становятся реальностью, с которой уже невозможно спорить. И именно в этом трагическая суть мифов – они не побеждаются логикой или статистикой. Они побеждаются только другими сюжетами, которые, в свою очередь, являются более близкими к реальности. Разберем подробнее мифы, возникающие вокруг профессионального самоопределения.

Миф о потере года (лет)

Все мы с ним сталкивались. После окончания обучения в школе многих обуревает страх «не поступить», «не устроиться». Этот страх молодые люди и их родители обосновывают тем, что «если не поступишь, потеряешь время». С точки зрения логики, нельзя «потерять время». Даже если не устроился после школы в ту сферу, в которую хотел, ты, тем не менее, продолжаешь жить, думать, общаться, пробовать свои силы на том или ином поприще. Нет никакой взаимосвязи между успешностью профессиональной самореализации и отсутствием так называемых «потерянных лет». Более того, иногда люди, получившие время для «обдумывания житья», некоторым образом на время выскочившие из колеи, делают более осмысленный профессиональный выбор, что выражается в значительном увеличении скорости освоения профессии.

Миф об индивидуальной ответственности за профессиональный выбор

Некоторые молодые люди во время профессионального выбора буквально «дух испускают» от груза ответственности, который на них давит: «Все в твоих руках: если у тебя не получится, виноват в этом будешь только ты!» С одной стороны, такая точка зрения некоторых юношей и девушек мобилизует, но часто она носит разрушительный характер. Поскольку все мы «сделаны» из других людей, то и наш профессиональный выбор – это не только наша заслуга. В нем явно и неявно участвуют наши родители, учителя, да и все общество в целом. Более того, ведь могут иметь место и случайные факторы: болезнь, неудачный билет на экзамене и др. Неужели все это нужно принимать на свой счет?!

Миф о единственном правильном профессиональном пути

Этот сюжет в чем-то схож с предыдущим. Некоторые люди считают, что есть какой-то неведомый им профессиональный путь, какое-то скрытое (почему-то всегда скрытое!) предназначение, которое нужно рассмотреть, выявить и реализовать! Исследования показывают, что наибольшее чувство профессиональной удовлетворенности испытывали как раз те, кто достаточно часто (раз в пять-семь лет) менял в своей жизни профессиональное поприще. Достаточно попросить ребят принести по одной профессиональной биографии, записанной со слов своих родных и близких, чтобы они осознали нереальность этого мифа.

Миф о независимости профессионального выбора

Осуществляя профессиональный выбор, человек не только определяет направление своей занятости в ближайшие несколько лет, но и определяет содержание своих социальных контактов: круг общения, сферу сопутствующих работе интересов и, в целом, мировоззрение, стоящее за выполнением профессиональных обязанностей. Представление о профессии как о варианте школьных уроков, которые отличаются от них наличием зарплаты и «взрослыми» отношениями, значительно сужает истинное положение дел.

Поэтому те , кто делают выбор, основываясь лишь на внешних факторах (зарплата, престиж), могут испытать серьезные проблемы в период профессионального обучения и адаптации, потому что так называемый профессиональный «бэкграунд» – то, что сопровождает выполнение профессиональной деятельности: круг общения, интересы, стиль коммуникации, преобладающий стиль мышления и др. – может вступить в серьезные противоречия с установками личности. Например, одна девушка, получившая образование финансового менеджера, так и не смогла стать своей в этой профессии именно по причине конфликта между установками, принятыми в ее семье (родители и бабушки-дедушки – учителя и врачи) и внеличностным характером профессии финансового менеджера. В последствии она, хотя и осталась работать в своей корпорации, но, пройдя переподготовку, сменила вид работы: стала менеджером по организационному развитию, что больше подходило к присущей ее личности гуманистической направленности.

Миф о связи личного счастья и успешного профессионального выбора

Действительно, это – миф. Можно сделать осмысленный профессиональный выбор, достичь определенных успехов в профессии и быть нереализованным в личном и семейном планах. Современные молодежные сериалы: «Беверли Хиллз 90210», «Мерлоуз Плейс» и многие другие показывают примеры удачливых в профессии людей, но абсолютно незрелых и нереализованных в личностной сфере. Важно, чтобы вы понимали, что успешная карьера не дает никаких гарантий личностного развития. А человек так устроен: если он не реализуется равномерно по всем направлениям, в конце концов, одно из направлений «перевешивает» и работник либо превращается в трудоголика, либо профессионально выгорает.

Работа с биографиями помогла нам понять, что выбор профессии – сложный процесс и нельзя точно сказать, что какой-то фактор приведет к успешной реализации. Между тем, молодые люди не всегда это понимают и на пороге профессионального выбора испытывают отрицательное давление предрассудков, сложившихся в нашем обществе. Их называют «мифами» профессионального самоопределения. Мифы – это распространенные верования, не имеющие твердой основы под собой, но разделяемые большинством. Поэтому предрассудки, связанные с профессиональным выбором, мы и называем мифами. Они часто приводят к излишнему стрессу, конфликтам и неудачному профессиональному выбору.

Завершающий этап

Краткое обсуждение результатов работы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Что явилось для вас самым главным на сегодняшнем занятии?». Они могут на отдельном листке написать 5 основных мыслей (личных!), которые возникли у них во время урока. Педагог таким образом сможет получить обратную связь, а учащиеся – подвести свой индивидуальный итог занятия. Если остается время, то можно провести небольшую игру (например, «Кто назовет больше всего профессий на какую-нибудь букву русского алфавита?»).

Организационное завершение.

Домашнее задание: «Напишите профессиональную биографию кого-нибудь из своих близких и принесите к следующему уроку».

Выбор профессии


Развитие карьеры для большинства людей — это пожизненный процесс выбора возможностей трудоустройства, предоставляемых им. На каждого отдельного субъекта процесса влияют многие факторы, в том числе общество, в котором они живут, их личные способности и образовательные достижения.

Некоторые из этих факторов могут измениться во время профессиональной жизни. Иногда жизненные обстоятельства изменяют карьерные пути.

Кроме того, внешние влияния, такие как семья и друзья, могут изменить взгляды или заставить видеть свои профессиональные цели по-разному.

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры — одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

Это интересно: что представляет из себя профессия филолога?

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Роль родителей

Влияние родителей на выбор профессии

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность. Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Брак и дети

Особенности выбор профессии

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант — это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор, который вы делаете на своём профессиональном пути.

Экономические изменения влияют на выбор профессии

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Это интересно: что такое ординатура для медработников, сколько она длится?

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора. Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе. Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

Как окружающие влияют на выбор профессии

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере карьеры. Профессиональный выбор — это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере — это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий. Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, — это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии — это личный выбор.

Выбор будущей профессии

Личный план — это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера — это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Что влияет на выбор профессии

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Читайте также: