Как молодежь выбирает профессию

Опубликовано: 02.10.2024

Молодёжь – это поколение людей, проходящих стадию взросления, под которой понимается становление личности, усвоение знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Этот период жизни можно расценить как время возможностей, устремлённости в будущее, когда перед тобой открыты различные перспективы. Именно сейчас предстоит сделать выбор, который определит всю последующую жизнь. Как важно, чтобы он был правильным! Многие, сталкиваясь с необходимостью выбрать профессию, очень переживают, так как страшно взять ответственность за свой поступок. Конечно, молодые люди стараются опираться на свои интересы, но ведь они меняются с течением времени, а профессия останется с ними навсегда.

Выпускники имеют очень смутное и зачастую неправильное представление о том, какой должна быть их будущая профессия. В школах если и знакомят учеников с некоторыми видами деятельности, то только теоретически. Наглядно же с ней мало кто имеет возможность познакомиться. Нет никаких практических курсов, которые могли бы помочь в понимании того, какой на самом деле будет их работа. Например, мечтал человек всё своё детство о профессии врача, представляя себе, как он в чистом белом халате чинно восседает в кабинете, не торопясь, выясняя жалобы пациентов; как легко ставить диагнозы, спасая жизни тысячам людей. А на самом деле оказывается совсем неготовым к этой деятельности: теряет сознание от вида крови, не может произвести медицинскую процедуру, так как боится причинить боль даже во благо, или ему не хватает терпения слушать многочисленные жалобы слишком нудных пациентов. Да и правильный диагноз, оказывается, поставить трудно, особенно когда время ограничено, и ответственность за чью-то жизнь на себя тоже взять непросто. Или, получая экономическое или юридическое образование, мечтает о карьере финансиста, а на деле оказывается невостребованным на рынке труда, ведь в российском обществе на данный момент переизбыток этих специалистов. Таких примеров можно привести множество.

Часто на выбор профессии оказывают влияние родители, предлагая ребёнку тот вид деятельности, в котором они сами успешны. Или наоборот, советуют его не выбирать, если их профессиональная карьера не сложилась. Бывают ситуации, когда родители не желают принять собственный выбор ребёнка, считая его неверным, неподходящим, иллюзорным. И ему может быть очень сложно избежать сомнений и не изменить своего решения.

Средства массовой информации также играют свою роль. Совсем недавно, в советском прошлом, были перспективны рабочие специальности: о работниках фабрик и заводов снимались фильмы, в газетах и журналах восхвалялось стахановское движение. Сейчас же общество ориентировано на то, чтобы получить всё и сразу, выбрать выгодную профессию, а не ту, к которой лежит душа. Например, многие современные девушки мечтают повторить карьерный путь известных моделей, актрис или певиц, наблюдая за их жизнью с телеэкранов и обложек модных глянцевых журналов, считая учёбу бесполезным занятием.

Большое влияние на выбор профессии сейчас оказывает и финансовое положение родителей, так как большинство высших учебных заведений платные, а бюджетных мест совсем мало. Далеко не у всех есть возможность оплатить образование своему ребёнку, который, возможно, и мог бы преуспеть в выбранной им деятельности. Хотя другие, менее способные, но более обеспеченные дети такое образование получают. Ему же приходится остановить свой выбор на какой-либо другой доступной ему профессии.

Также мало кто осознаёт, что выбранной им деятельностью придётся заниматься большую часть жизни, а потому очень важно, чтобы она нравилась, чтобы ходить на работу с удовольствием, а не считать минуты до окончания трудовой смены, в душе проклиная себя за неправильный выбор. Кроме того, очень важно, чтобы были способности к выбранной деятельности, так как если их нет, то человек, скорее всего, не преуспеет в данной профессии и напрасно потратит время на получение соответствующего образования. Здесь важно понять, к каким наукам есть склонности: к гуманитарным, естественным или точным, а также оценить свою коммуникабельность, физические и физиологические возможности.

Могут на выбор профессии повлиять и друзья. В некоторых ситуациях, когда человек ещё не определился с тем, что ему на самом деле нравится, он идёт поступать в какое-либо учебное заведение за своими товарищами.

В настоящее время существуют тесты по профессиональной ориентации, которые помогут определить сферу интересов, личные особенности, при этом появится возможность выбрать какую-либо деятельность из предложенных.

При таком многообразии факторов, влияющих на выбор своей будущей профессии, сделать безусловно правильный выбор очень сложно, если вообще возможно. Страх допустить ошибку, выбрав не тот жизненный путь, которому захочется следовать долгие годы, может сковывать молодых людей, лишая их решимости сделать первый шаг. В то же время, следует помнить, что не все так плохо. Лучший способ узнать, что именно тебе действительно нравится — это попробовать что-то сделать самому. Следует помнить, что при выборе профессии непоправимых ошибок не бывает. В отличие от прежних времен, смена рода деятельности для современного человека не является чем-то необычным. В ряде случаев это рекомендуют даже психологи. В современном мире с его быстро меняющимися запросами и стандартами нужно оставаться мобильным и быть готовым к любым изменениям, в том числе и при выборе работы. Главное — не оставаться в бездействии, не поддаваться страхам и слабостям, смелее пробовать все новое и решительно идти навстречу своей судьбе. Именно такое отношение к жизни, в том числе и при выборе профессии даст молодым людям возможность самостоятельно создать свое будущее и пройти по жизни своим путем!

Таким образом, выбор профессии – это важный и серьёзный шаг в жизни каждого человека, и чтобы он был правильным, необходимо проанализировать многие аспекты: востребованность на рынке труда, финансовые затраты на образование, свои склонности и способности, осознавать взятые на себя обязательства, но, в любом случае, этот выбор должен быть самостоятельным и обдуманным.


Только осмысленный подход к жизни и выбору профессии принесет положительный результат. Чем раньше подросток или выпускник начинает задумываться о своем выборе, тем лучше для его будущего. Задумываться — значит осмысленно анализировать свои возможности, склонности, интересы и обучаться, развивая свой потенциал.

Профессиональная ориентация имеет две основные стороны – социальную, то есть запросы общества, потребности рынка труда, и психологическую – личностные особенности каждого человека, его возможности. Крайне важно совпадение этих сторон.

Чтобы правильно выбрать профессиональный путь, нужно начать с понимания себя, особенностей своей личности. Существует много книг и программ для определения своего психотипа — с помощью них можно провести анализ своей личности, что поможет в выборе профессионального пути. Профориентатор также помогает выявить в себе основные черты, в зависимости от которых можно выбирать направление будущей профессии.

Подростку нужно задуматься о трех стратегических вопросах, важных для его будущей карьеры:

Пример
Многим великим спортсменам нравится спорт, есть необходимые качества характера и физические данные, мотивация к достижению высоких результатов. Они с детства тренируются, попадают в Олимпийский резерв, становятся первыми на больших чемпионатах. Но бывает другой вариант – мне нравится, но я не умею. В этом случае сложнее достичь своей цели, но трудом возможно преодолеть препятствия и воплотить мечту в жизнь.

Выбрав профессию, нужно представлять свою будущую работу (хотя бы в общих чертах), задумываться об ее сути. Посмотреть обзор отрасли, перспективные направления, смежные профессии, востребованность в стране или в мире. Узнать квалификационные требования — сейчас утверждено более 1000 профессиональных стандартов. Важные факторы: график работы, привязанность к офису, рабочему месту, лаборатории, производству и так далее.

Важно уметь составлять индивидуальные планы, тем самым вырабатывая системный подход: научиться структурировать свои цели и задачи, уметь управлять своим временем. В этом могут помочь родители, наставники, преподаватели, психологи, консультанты.

  1. Специалист по карьере формирует у молодого человека осознанное профессиональное самоопределение.

✔️ Выбирать профессию «за компанию» — нужно жить свою жизнь, а не жизнь друга или одноклассника.

✔️ Увлечение только внешней стороной профессии (иллюзорная красота, лёгкость). Как легко танцует балерина, играет музыкант, бьет все рекорды спортсмен. Надо понимать, что за этой легкостью и успехами скрывается огромный труд.

✔️ Учебных предметов значительно меньше, чем профессиональных возможностей. Знания по физике, химии, математике, биологии, иностранным языкам нужны для множества профессий.

✔️ Устаревшие представления о рынке труда, востребованности тех или иных специалистов.

✔️ Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах, возможностях. Есть множество психологических тестов для выбора профессионального пути, но все они не решают вопросы на 100%. Тесты активируют деятельность по самопознанию, заставляют думать и думать в определенном направлении.

✔️ Неправильный алгоритм поведения при выборе профессии – следует выполнять действия в определенной последовательности.

✔️ Надо понимать, что прекрасный хирург, к которому выстраиваются очереди на операции, совсем не обязательно должен стать главным врачом больницы. Профессионал в своем деле может совершенствоваться в профессии и не стремиться к карьерному/служебному росту.

В любом случае, нужно задумываться: «Какие навыки потребуются в этой профессии от меня? Что я должен (на) развивать?»

Желательно понимать общие, универсальные и требующие развития черты и навыки для выбранной профессии. Совпадение требований с психологическими особенностями личности дает прекрасный результат. Так, например, профессии, требующие постоянного общения и работы с людьми, предполагают общительность, эмпатию, эмоциональную устойчивость, коммуникативные и организационные способности, доброжелательность. Этими качествами должны обладать врачи, HR-ы, социальные работники, продавцы, преподаватели, воспитатели и так далее.

Одна из основных тем в онлайн-образовании — дискуссия о профессиональной ориентации. О том, как сегодня молодежь выбирает профессию и какие направления её интересуют, рассказала руководитель Центра развития карьеры Нетологии Анна Давыдова. Источник — портал «Российское образование».

Сегодня мы часто слышим упреки в адрес традиционного высшего образования: оно далеко от запросов рынка и не дает реальные практически применимые знания. В чем ценность классического образования и нужно ли учиться после вуза?

Согласно статистике, сегодня примерно 60% специалистов не работают по специальности, полученной в вузе.

Полагаю, что как раз они делали выбор, не имея четкого представления. Достаточно сложно получить понимание той или иной профессии, не начав даже учиться. Есть способы подготовить себя к выбору, чтобы сделать его намного осознаннее.

Сегодня существуют методики построения «карьерных прототипов». Идея в том, чтобы выбрать направление собственного развития (можно даже два или три, если сложно выбрать одно), и попробовать изучить профессию, не тратя на обучение долгие годы.

Эта методика доказала свою эффективность и легко реализуема в рамках относительно новых профессий, к примеру digital-специальностей. Попросту говоря, вы можете записаться на бесплатные курсы, которые дают знания в области той профессии, которая кажется вам привлекательной и понять, подходит она вам или нет.

В современном мире человек может карьерно «пересобираться» несколько раз за свою профессиональную жизнь. Это нормально.

Желательно как можно раньше овладеть базовыми кросс-дисциплинарными навыками и компетенциями, которые помогут легче делать эти переходы: английский язык, основы математики и статистики, быстрый поиск и аналитика информации, критическое мышление. С таким арсеналом вам будет легче менять собственную профессию или переходить в смежные области.

Именно вам дальше жить со своей профессией, уделяя ей большую часть времени.

Возможно ли получить профессию на всю жизнь? И да, и нет. Здесь важны два фактора: востребованность профессии и правильность выбора.

Если сегодняшний выпускник выберет так называемую «профессию-пенсионер», к примеру, профессию библиотекаря, то, конечно, же через пару лет перед ним встанет вопрос смены направления.

Если же выбор падет на профессию, востребованную в перспективе ближайших десяти лет, и прогноз сбудется, то ему с большой вероятностью не придется ее менять. Но это не значит, что не придется учиться дополнительно. Кто не повышает свою квалификацию постоянно (учится применять новые технологии, знакомиться с новыми стандартами) тот не просто стоит на месте, а откатывается назад.

Второй фактор — правильность выбора. Минимизировать риски помогает грамотный консультант по профориентации. Однако многое зависит от самого человека.

Есть теория о том, что люди делятся на «сканеров» и «дайверов». «Дайверы» ныряют глубоко в одну профессиональную область, изучают ее досконально, развиваются в ней. У них больше шансов выбрать профессию на всю жизнь. «Сканерам» интересно все и сразу, но не так глубоко. Для них, как правило, нет единственного правильного варианта. И смена профессии для них вполне естественный процесс.

Что учесть при выборе профессии

Предложу здесь такой алгоритм.

Изучать возможности рынка, компании, вакансии. Есть масса открытых источников: обзоры, бесплатные лекции, возможность сходить в компанию и пообщаться с профессионалом ближе.

Изучать себя. Здесь в помощь психолог, специалист по профориентации, тестирования и самостоятельна работа по выявлению сильных сторон. Сопоставить требования рынка и свои склонности и сделать выводы. Лучше тоже вместе со специалистом, который понимает тенденции развития профессий.

Больше всего правильной профориентации мешают стереотипы.

Их много, и почти все они разрушаются позже, когда уже набиты первые шишки, потому что во время выбора профессии далеко не всегда рядом со школьником профессионал, который поможет.

Вот лишь некоторые из них:

  1. Нужно выбрать профессию раз и на всю жизнь.
  2. Без диплома о высшем образовании не найти хорошую работу.
  3. Нужно сделать выбор именно сейчас, другого шанса не будет.
  4. Работа — это работа, она не должна приносить удовольствие. Если что, я потерплю.
  5. Кто-то более опытный сможет сделать за меня правильный выбор.

Как для проверки карьерных гипотез, так и для переподготовки можно начинать с коротких практико ориентированных программ. Только выполняя практические задания, можно погрузиться в новую профессиональную область и понять, насколько она вам подходит.

Важно понимать, что дополнительное профессиональное образование нивелирует недостаток тех компетенций, которые необходимы конкретному специалисту, если программа разработана в соответствии с требованиями рынка, а не с абстрактными профессиональными стандартами.

Например, вузовская специализация «медиадизайн» в своей программе может содержать такие блоки: история искусств, международная художественная культура, графика, композиция, типографика и при этом давать очень поверхностный обзор проектирования современных медиа: сайтов, информационных мобильных приложений.

В то время как курс, подготовленный специалистами-практиками: арт-директорами агентств, проектировщиками интерфейсов крупных порталов, аналитиками — дает как раз практические навыки и понимание того, что дизайнер будет делать на работе в команде.

Отнеситесь к своей профессии как к полноценному продукту.

Сначала изучите рынок, чтобы понять спрос и требования пользователей (в данном случае пользователи — компании-работодатели). Можно посмотреть, какие вакансии по вашему направлению есть на рынке, выписать требования в таблицу и соотнести их со своими навыками. Постарайтесь вспомнить не только свой опыт на предыдущих местах работы, но и учебные проекты, волонтёрство. Если есть совпадение на 70−80%, откликайтесь на вакансию.

Следующий этап — тестовое задание и/или собеседование. Первое собеседование, как правило, с HR-специалистом. Чтобы подготовиться к нему, можно запросить у карьерного консультанта провести с вами тренировочное собеседование. Можно почитать дополнительно литературу, чтобы разобраться, что проверяют HR-ы и почему они задают определенные вопросы. Например, хорошим помощником станет книга «Кто», авторы Джефф Смарт и Рэнди Стрит.

Проходя собеседования, помните, что в этот момент не только вас выбирают, но и вы выбираете наиболее интересную компанию.

Ваша цель не найти одну-единственную работу, а получить ряд предложений, из которых вы сможете выбирать. Успехов!

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

В представленной работе рассматривается проблема выбора профессии современной молодёжью и связанные с ней вопросы.

Ключевые слова

Статья

Буракевич Ф.М., Кашникова К.А.

Проблемы выбора профессии современной молодежи

Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Актуальность работы: Проблема выбора профессии современной молодёжи на данный момент многим известна непонаслышке, каждый человек в определённом возрасте встретился с ней лицом к лицу. По данным статистики, большая часть выпускников сталкивается с трудностями при выборе профессиии особенно на рубеже школьной жизни – в 10 и 11 классах. На данный момент одной из функций средней школы является профориентация учащихся. Преподаватели совместно с психологами стали чаще проводить тестирования среди учащихся для выявления предрасположенности к тому или иному виду деятельности. Это необходимо для того, чтобы подростки ответственно подходили к этому вопросу и делали осознанный выбор в пользу своего будущего [1, 4].

Цель исследования: Выявление закономерностей выбора профессии современной молодёжью; оценка активности и степени мотивации подростков при выборе будущей специальности.

Результаты исследования: Было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов в возрасте от 16 до 18 лет (N=94). Можно сразу отметить желание школьников участвовать в опросе, ребята делились впечатлениями с одноклассниками, бурно обсуждали заданные им вопросы в классе.

По результатам проведённого анкетирования большая часть респондентов – 75% – проявляют ярко выраженный интерес к сфере предпринимательства и домоводства. Противоположный результат был получен при обработке вопросов, связанных с радиотехникой и электроникой. Только 25% опрошенных выбрали этот профиль как наиболее для него интересный. Это может говорить о том, что вопросы, связанные с точными науками и электроникой, меньше интересуют современную молодёжь, нежели ведение собственного дела, создание и развитие бизнеса с целью получения максимальной денежной прибыли. На сегодняшний день отмечается тенденция к снижению мотивации школьников заниматься наукой на профессиональном уровне, так как финансовая устойчивость на данный момент играет более важную роль в жизни современного человека, а финансирование научной деятельности многие считают недостаточным для поддержания высокого уровня жизни [5, 8].

Также наиболее высокий приоритет получила область литературы и искусства, эту сферу предпочли 71% респондентов, что может указывать на развитие фантазии и творческих навыков у современной молодёжи. Как правило, развитие творческой личности начинается в детстве, этому способствует близкое окружение ребёнка и, чаще всего, родители. В подростковом возрасте немаловажную роль играют сверстники и школьные товарищи, поэтому школа также должна быть заинтересована в развитии творческого мышления у обучающихся, так как это может сформировать влечение к профессиям в сфере музыки, изобразительного искусства, литературы и т.д.

Меньший интерес опрошенных вызвали области спорта и военного дела - 68%, химии и биологии - 52%, географии и геологии - 49%, педагогики и медицины - 49%.

Наименьший интерес для современной молодёжи представляют история и политика - 40%, механика и конструирование - 32%, а также физика и математика 26%.

Методика «Матрица выбора профиля» (Г.В. Резапкина), разработанная Московским областным центром профориентации молодежи, направлена на выявление трудностей школьников при выборе профессии. Работа с данной методикой поможет обучающимся уточнить свой выбор, узнать будущую профессию и увидеть новые варианты специальностей, которые будут предложены в соответствии с осознанными ответами на представленные в методике вопросы.

Несмотря на то, что при обработке результатов исследования получился большой разброс выбранных профессий, можно проследить закономерности, так как одни профессии остались без внимания участников вопроса, а другие – привлекли максимальное число респондентов.

У большей части респондентов в приоритете предполагаемое в будущем финансовое благополучие и высокий социальный статус. В современном мире деньги играют очень важную роль в жизни каждого человека, поэтому не удивительно, что на сегодняшний день при выборе профессии большинство подростков опираются на материальную составляющую [3, 7]. Ведь каждый человек хочет обеспечить себе и своим близким высокий уровень комфорта и безбедную жизнь, поэтому 16% опрошенных при выборе будущей специальности обозначили такие разделы как «финансы» и «управление». Согласно матрице методики, опрошенным учащимся подойдут такие профессии, как экономист, аудитор или аналитик.

Второе по популярности место в матрице заняли профессии, связанные с «человеком» и «управлением». Почти 10% опрошенных в будущем могут получить специальность администратора или менеджера по персоналу. Можно отметить, что заинтересованность современной молодёжи занимать управляющие должности связана с развитием лидерских качеств дома и в школе. Этому способствует множество специализированных школ, тренингов и обучающих программ по развитию в подростке амбициозности, коммуникабельности, дисциплинированности, дальновидности и прочих качеств, которые в будущем помогут ему стать настоящим мастером своего дела.

Средними по полученным данным опроса направлениями оказались специальности, связанные с «искусством» и «творчеством» 8% опрошенных, с «человеком» и «оздоровлением» 7% опрошенных и со сферой контроля деятельности человека 6% опрошенных. Согласно методике, выбранные участниками опроса профессии являются (предположительно) наиболее близкими их интересам и склонностям [2, 6].

В единичных случаях респонденты выбирали такие профессии, как официант, дизайнер, инженер по кадастру, кинолог, техник-контролер, консультант, экономист и другие. Такой результат проведённого опроса говорит о том, что у современной молодёжи также присутствует индивидуальность, умение сделать свой личный выбор, а не следовать мнению абсолютного большинства. В некоторых профессиях очень важен такой подход, например, когда речь идёт не об коллективной работе, а об индивидуальном подходе к клиенту или о самовыражении в творчестве. Некая интроверсия играет значительную роль при получении определённых специальностей, связанных с работой в одиночку.

Таким образом, при проведении исследования и обработке результатов были выявлены закономерности выбора профессии учащимися 10-11 классов старшего звена средней школы, оценена активность подростков при выборе будущей специальности и степень их мотивации.

Литература

1. Антонова И.Ю., Аджиньязова А.А., Ермолаева Е.В. Демографические проблемы в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1517.

2. Ермолаева Е.В., Павлова Л.А. Медицинская профессия: требования современного общества // Общество и здоровье: современное состояние и тенденции развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, с международным участием. 2013. С. 369-375.

3. Калякина Е.Р., Якунина Е.А., Ермолаева Е.В. Основные направления социальной политики в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1535.

4. Кабанова А.В. Мотивация при выборе профессии как важное условие процесса профессионального самоопределения личности // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. 2016. № 6. С. 13-16.

5. Кондратьева Д.А., Коваленко А.Д., Ермолаева Е.В. Проблема трудоустройства выпускников высших медицинских учебных заведений России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 189.

6. Кубланова А.А., Сапаргалиева С.А., Ермолаева Е.В. Развитие женского медицинского образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1508.

7. Сучков Д.А., Михайлин В.В., Ермолаева Е.В. Роль медицинской профессии в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 221.

8. Шарапова И.А., Ермолаева Е.В. Выгодно ли быть предпринимателем? // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1482.

Скворцова Ираида Юрьевна

Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной связи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, тем больше у него шансов стать счастливым.

Все старшеклассники нашей школы хотят получить высшее образование. Мотивы выбора профессии у всех разные – престижность профессии, материальная обеспеченность, привлекательность содержания образования, желание родителей, традиции семьи, интерес к данной профессии.

Анкетирование и опросы учащихся 10, 11 классов нашей школы показали, что 63% старшеклассников определились с выбором профессии, но дополнительное проведенное тестирование по определению профессиональных склонностей показало 25% несовпадений ! Кроме этого, 37 % учащихся не определились с выбором , хотя ( по результатам тестирования) половина из них имеют выраженные склонности к определенным видам деятельности (приложение 1).

Такая картина нас озадачила, и мы решили выяснить, как же правильно осуществлять профессиональный выбор? Цель нашей работы - преодолеть трудности выбора профессии, которые существуют сегодня для многих. Результаты нашего исследования мы оформили в виде памятки, которая, мы надеемся, пригодится всем: и школьникам, и их родителям, нашим педагогам, и классным руководителям.

  1. ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ

Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

С экономической точки зрения, если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, и к тому же и неправильно выбравшего профессию, - 30%.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определённой профессии):

Биолог, физик, геолог

Инженер, конструктор, водитель

Учитель, психолог, журналист

Человек - знаковая система

Филолог, программист, статистик

Человек - художественный образ

Художник, актер, поэт, музыкант

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит профессиональную направленность (приложение 2). Его мы провели среди 57 старшеклассников. Список профессий, выбранных ими, разнообразен. Это учителя и врачи, менеджеры и экономисты, переводчики и программисты, журналисты и психологи (приложение 3).

11. ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Если верно выбрать профессию, то работа наша будет приносить радость и удовлетворение. Специалисты своего дела, как правило, успешно выдерживают конкуренцию и имеют достойный заработок. Важно знать, что существует ряд причин, из-за которых мы можем выбрать неподходящую для себя профессию.

1. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ПРОФЕССИЮ НУЖНО ВЫБРАТЬ «РАЗ И НАВСЕГДА», КАК ЧТО-ТО ПОСТОЯННОЕ, НЕИЗМЕННОЕ.

В любой профессии неизбежно происходит смена занятий и обязанностей по мере продвижения к вершинам профессионального мастерства от простых и однотипных к сложным и разнообразным. Вслед за повышением квалификации происходит и карьерный рост. И чем качественней освоены азы профессии, тем быстрее достигается успех. Поэтому к выбранной профессии следует относиться не как к немедленному «скачку в специальность», как к протяженному процессу непрерывного профессионального самосовершенствования.

2. ПРЕДРАССУДКИ О ПРЕСТИЖНОСТИ ИЛИ, НАОБОРОТ, НЕДОСТОЙНОСТИ ПРОФЕССИИ.

Имеется в виду ложное, необоснованное отношение общественного мнения к некоторым профессиям. Нужно учитывать, что рынок труд может быть перенасыщен так называемыми «престижными» специалистами (отсюда проблемы с трудоустройством), и, с другой стороны, некоторые важные и востребованные профессии незаслуженно считаются неприличными, недостойными.

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ «ЗА КОМПАНИЮ», ПОД ВЛИЯНИЕМ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ.

Нет никакой уверенности, что те профессии, которые подходят нашим друзьям и знакомым, соответствуют нашим способностям, склонностям, особенностям характера. «На вкус и цвет товарища нет» - эта поговорка в полной мере соответствует ситуации выбора профессии. Только разобравшись в себе и узнав максимум информации об интересующей профессии, можно сделать правильный выбор.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ – ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ В ЦЕЛОМ.

Подражание значимому для нас человеку, «идеалу» - не самый лучший довод при выборе профессии. Вообще, нельзя судить о профессии по тому, нравится или не нравится нам конкретный специалист. Гораздо важнее и правильнее учитывать те требования, которые профессия предъявляет к особенностям нашего характера, поведения, к нашим знаниям и умениям.

5. «ОДНОБОКОЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ, УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

Чтобы сформулировать верное представление о профессии, необходимо как можно тщательней собирать информацию не только внешних атрибутах профессии, но и обо всех особенностях повседневного труда профессионала. Так, за внешней яркостью и праздничностью работы в шоу-бизнесе скрывается, на самом деле, тяжелый будничный труд, ночная работа, частые разъезды.

6. ОТСУТСТВИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ, СПОСОБНОСТЯХ, СКЛОННОСТЯХ. НЕУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ.

Лучше разобраться в себе помогут родители, друзья, учителя, чтение соответствующей литературы. Квалифицированный совет о том, какие наши увлечения смогут стать нашим жизненным призванием, дадут опытные психологи-профконсультанты.

7. НЕЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЯМИ СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существует ряд профессий, которые не рекомендуется или даже запрещены к освоению при тех или иных заболеваниях нашего организма. Знание таких ограничений необходимо не столько из-за того, что мы не сможем работой по той или иной специальности, а скорее потому, что эта работа может значительно ухудшить состояние нашего здоровья.

8. НЕОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ОБ ОСНОВНОЙ СХЕМЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Если мы хотим, например, точно решить математическую задачу, мы должны по определенной схеме выполнить подходящие действия, иначе ответ просто не будет верен. Точно также нужно поступить и при выборе профессии, чтобы принятие столь жизненно важного решения не было спонтанным и хаотичным.

111. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА

Этап 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ.

Cоберите как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СКЛОННОСТЕЙ.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься (изучать какие-либо тексты, придумывать новые образы, общаться с людьми и т.п.)

Этап 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

- мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

- предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

- планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

- уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

- предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

Этап 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ.

Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. ВЫБОР НАИБОЛЕЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИИ.

Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям, жизненным обстоятельствам.

Этап 8. ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СОВЕРШЕННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ.

На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

Эту схему мы предлагаем в виде памятки (приложение 4).

Советы молодым людям, которые выбирают профессию:

  1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.
  1. Вы должны хорошо себе представлять , где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.
  1. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы.
  1. Соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества.

Для преодоления сложностей в профессиональной ориентации следует обратиться за помощью к специалистам в этой сфере. Это могут быть и школьные психологи, и консультанты в специальных пунктах и центрах (окружные и городские), в том числе по трудоустройству и занятости молодежи.

Сделать правильный выбор – это реально!

1.Зельдович Б.З. Организационное поведение.

М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Под ред. Одегова Ю.Г. Трудоустройство: поиск работы. М.: изд. «Экзамен», 2002.

Читайте также: