Как называется деятельность по оказанию помощи школьнику в выборе профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-
  • тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родите
  • лей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профиль
  • ному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес
  • сиональных учебных заведений.
  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще
  • трудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.
  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Направления и формы работы.

  • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

Как оценивать эффективность профориентации школьников

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.


Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи "организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются", то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит "диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)".

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить "идеально профориентированного" человека. После 9 класса школьник должен выйти "ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.



Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают "корпоративные классы" для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов


Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР "Гуманитарные технологии".

"Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май - это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация - это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра - тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре".


Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

"После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы".

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.


Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: "Начинает казаться, что если мы отменим такую "профориентацию", то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится".


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

"Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование "для галочки" и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации".

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

✎ Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
✎ Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) - взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
✎ Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
✎ Всероссийская ПрофДиагностика - комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
✎ Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего - история успешного профессионала, четвертого - экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас "главное действующее лицо" профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Профориентация призвана способствовать осуществ­лению предусмотренного Конституцией БР права граждан на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей рынка труда.

Выбор профессии — сложный и длительный процесс. Он осуществляется под воздействием профориентационной работы, направленной на активизацию деятельности личности по профессиональному самоопределению.


Цель профориентации – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Общими задачами профориентации школьников являются следующие:

  • осознание своих желаний и возможностей;
  • исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда;
  • помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
  • помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
  • создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
  • формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.

В работе следует опираться на принципы:

  • принцип сознательности в выборе профессии;
  • принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
  • принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
  • принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы профессиональной ориентации школьников

Этапы

Цель

Педагогические задачи

Этап актуализации проблемы выбора профессии

Сформировать первоначальное представление о мире труда, по­знакомить с наиболее доступными профессиями.

1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде.

2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них.

3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям.

4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

Этап формирования профессиональной направленности.

Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах.

2. Выявление и развитие профессиональных интересов.

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания.

5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения

1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

2. Развитие качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств.

3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования.

4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Этап уточнения социально-профессионального статуса

Сформировать убежденность в правильности выбора профессии.

1. Формирование знаний и умений по определенной профессии.

2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия.

3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования. Профессиональная ориентация в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Васильева Марина Юрьевна

Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год.

ВложениеРазмер
formy_proforientatsii_shkolnikov.doc 35 КБ
formy_raboty_po_proforientatsii_shkolnikov.pptx 98.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО Классных руководителей.

Васильева Марина Юрьевна

Формы работы по профориентации школьников.

Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.

К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы и т. д.

Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:

  1. Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
  2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
  4. Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.

Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов : «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью».

Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям.

Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор.

Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др.

Затем следует сделать выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.

На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье.

Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое- окончательный вариант».

Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели.

Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.

Выделяют следующие этапы:

  1. Подготовительный- ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
  2. Завершающая консультация- помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.
  3. Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Формы работы по профориентации:

1 Для младшего звена подойдут: Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.

2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.

Читайте также: