Как называется должность правителя древнего египта

Опубликовано: 15.05.2024

Система власти Древнего Египта

В Древнем Египте существовала Теократическая монархия. Фараон обладал божественным мандатом. Сначала его рассматривали как посредника между смертными и богом. Он представлял волю богов посредством принятия законов и проводимую политику. Центральное правительство появилось в Египте примерно в 3150 году до нашей эры. В это время фараон (царь) Нармер смог объединить страну. До этого существовала другая форма правления. Фараоны в период с 6000 по 3150 годы осуществляли монархическое правление, но каким образом они это делали – неизвестно.

Египтологам в XIX веке удалось разделить страну на несколько периодов. Так им было легче заниматься исследованиями. Когда в Египте было сильное центральное правительство стало называться «царствами». А времена, когда государство было раздробленным без центральной власти стали называться «промежуточными периодами». Но это было только определение учёных, а сами египтяне, конечно же, не проводили таких разделений и не называли так эти периоды времени.

Летописцы во времена Среднего царства Египта (период примерно с 2040 по 1782 год до нашей эры) могли бы назвать Первый Промежуточный период «временем горя». Но это время официально никак не называлось.

Система власти Древнего Египта

Форма правления Древнего Египта на протяжении всей истории претерпевала некоторые изменения. Это продолжалось в течение нескольких веков. Впервые система власти была установлена во время Первой династии Египта.

Это период с 3150 по 2890 год до нашей эры. Фараон правил страной, опираясь на визиря (чати), который стоял над правительственными чиновниками, книжниками, номархами (региональными губернаторами), правителями городов (мэрами). А во Второй Промежуточный период визирь управлял и полицией. Это было с 1782 по 1570 годы до нашей эры.

Правитель произносил свои речи из своего дворца

Там же он издавал законы-указы, проекты создания различных комиссий. Его указания воплощал в жизнь бюрократический аппарат. Он стал необходимой частью для властного управления государством. Такая форма правления с некоторыми поправками существовала в Египте примерно с 3150 года до нашей эры до 30 года до завоевания его Римской империей. Правителей Египта называли царями до периода Нового царства.

Это было время с 1570 по 1069 годы до нашей эры. Позднее египетских правителей стали называть фараонами. Это слово обозначает «Великий дом». Первое правительство было создано Нармером (Менесом). Он же и объединил страну, скорее всего, применяя военную силу.

В то время опорой экономики Египта было сельское хозяйство. В стане существовала система натурального обмена – бартера. Простые крестьяне занимались обработкой земли. Весь урожай, производимый ими, принадлежал крупному землевладельцу.

Крестьяне за свой труд получали лишь небольшую плату. Хозяин земли, в свою очередь, отдавал эту продукцию правительству, осуществлявшему торговлю или распределявшему его среди общества.

Когда к власти в Египте пришёл Хор Аха, в стране произошло изменение, которое стало известно, как Шемсу Хор. Его будут придерживаться последующие фараоны. Правитель со свитой стал объезжать свои владения, чтобы показать себя народу. В то же время фараон осуществлял и контроль за чиновниками. Он разрешал споры, вершил правосудие.

Правитель мог оценить, как взимаются налоги в конкретной местности. Позднее такое мероприятие объединилось с переписью населения и богатства. В наши дни Шемсу Хор – это название египетского крупного рогатого скота помещика. По его количеству владельцу назначался налог. Все округа были разделены на номы, которыми управляли номархи. Им подчинялись более мелкие чиновники и мэры городов. Шемсу Хор стал проверкой деятельности номархов. Это было ежегодным мероприятием. В более поздние времена Шемсу Хор (Гор) стал осуществляться раз в два года. Такие записи очень помогли египтологам узнать о правлении фараонов и их годах у власти.

За чиновниками следовали оценщики и сборщики налогов

Они забирали часть продукции, которое отправлялось в государственные хранилища. Затем её использовали в виде товара в торговле с другими странами. Эта система очень хорошо работала во время раннего династического периода. Поэтому, когда к власти пришла третья династия, примерно в 2670 – 2613 году до нашей эры, в Египте начались грандиозные строительные работы. Они требовали больших затрат и рабочих. В это время была построена Ступенчатая пирамида Джосера. Это было время Старого царства Египта (период с 2613 по 2181 годы до нашей эры). Тогда египетское правительство обладало достаточными средствами, чтобы начать строить теперь уже всемирно известные пирамиды в Гизе.

Огромной властью после фараона обладал визирь (чати). Иногда их было два – для Верхнего и Нижнего Египта в отдельности. Чаще всего эту должность занимал родственник правителя или очень преданный фараону человек. Визирю подчинялась вся государственная бюрократия. Он распределял обязанности, которые отдавал ему правитель. В период Старого Царства визирь был ответственен и за строительные работы. Но к концу данного периода визири перестали с особым рвением исполнять свои обязанности. Они купались в богатстве и наслаждались комфортом.

Правительство занималось строительством в Гизе, Абусире, Саккаре, Абидосе. Жрецы управляли этими работами. Номархи всё богатели, их власть постепенно увеличивалась. Они переставали заботиться о нуждах государства и не исполняли указов визиря и фараона. С поднятием власти жрецов и номархов монархическая власть была ослаблена. Это привело к краху Старого царства.

Хотя фараоны ещё могли осуществлять свою власть из Мемфиса, но в Промежуточном периоде её оставалось всё меньше. Номархи стали осуществлять собственную власть, собирать свои налоги и стоить храмы в свою честь. Фараоны этого периода были очень неэффективны. Их имена почти не сохранились для истории, а время их правления многие историки путают.


Как и для чего появился термин «фараон»

Царь Древнего Египта никогда не назвал бы себя фараоном

Недаром современные исследователи куда охотнее употребляют слово «царь» применительно к правителям Древнего Египта. Словом “per-aa” в древности называли «великий дом», царский дворец, и лишь во времена Нового царства этот термин стал использоваться для обозначения того, кто этим дворцом владеет.
Царя Египта воспринимали как посредника между богами и людьми, а потому каждый из тех, кто вставал во главе государства, наделялся длинным титулом, который полагалось произносить целиком во время торжественных церемоний, а произносить просто так, всуе, запрещалось. Видимо, так и возникла традиция называть царя фараоном – властителем «великого дома», чтобы, с одной стороны, сократить громоздкие обороты речи, а с другой – избежать риска лишний раз потревожить богов, назвав их имена.

Изображение титула Рамзеса III

Впервые обращение «фараон» зафиксировано в документе времен правления Эхнатона, в середине XIV века до н.э., а по некоторым версиям – на сто лет раньше. Это слово с тех времен стало означать нечто вроде «ваше величество», «его величество», но в официальных титулах египетского царя оно отсутствовало.
Тот титул, под которым правил царь, состоял из нескольких имен, каждое из которых несло особенный смысл и уходило корнями в глубокую древность. А назначением титула было не просто отразить статус правителя как носителя сакральной и светской власти, но и сформулировать суть, идею, формулу его царствования.

Из чего на самом деле состоял титул царя Древнего Египта

В титуле царя обязательно упоминался бог Хор

Титулатура египетских царей утвердилась в эпоху Среднего Царства (эпоха между XXI и XVIII веками до н.э.) и просуществовала вплоть до покорения этих земель римлянами в начале новой эры. Титул включал в себя пять «имен».

Хорово имя , самое древнее из официальных имен, что получал правитель, появилось уже в додинастический или раннединастический период – в третье-четвертое тысячелетие до новой эры. Это имя должно было представить правителя земным воплощением бога Хора (Гора), который изображался в виде сокола или человека с головой сокола. Первые египетские цари известны только под хоровым именем. К имени бога добавлялся эпитет о правителе, например, для фараона Неферхотепа он звучал как «Основывающий обе земли».

Тронное имя и имя по Небти

Второй частью титула было « имя по Небти », оно содержало в себе посвящение двум госпожам, владычицам Верхнего и Нижнего Египта. Именно после объединения двух земель начался подъем и процветание страны, а потому упоминание этой двойственности встречается в символике царской власти постоянно. Богиня Верхнего Египта, Нехбет, изображалась в виде грифа, а богиня Нижнего, Уаджет, - в виде кобры. Имя по Небти могло выглядеть, например, как «велик царской властью в Ипет-сут» - таким оно было у Эхнатона. Это имя применялось уже со времен I династии.

Имя правителя писали внутри прямоугольника - сереха, наверху изображали сокола

Третья часть титула – Золотое имя . Про него известно меньше других. Предполагается, что смысл использования Золотого имени сводился к почитанию бога Солнца Ра, чьим символом был этот благородный металл. Впервые такое имя зафиксировано в титулатуре Джосера из III династии. Главным требованием при создании этой части титула было упоминание золота, например, «Золотой именем своим».
Четвертым именем являлось Тронное , или «несу-бити», то, которое царь получал при коронации. На иероглифах при этом изображали тростник и пчелу – символ объединения Верхнего и Нижнего Египта. Начиная с V династии имя не добавлялось в том случае, если личное имя царя содержало упоминание бога Ра. Тронное имя удлинялось за счет использования эпитетов применительно к царю – например, у фараона Аменхотепа тронным именем было «Господин истины Ра».

Личное имя , пятое и последнее в составе титула, давалось при рождении. Ему предшествовал иероглиф «сын Ра», представлявший собой изображение утки (омонима для слова «сын») и кружка – Солнца.

Титул как программный манифест и формула правления

Схема изображения полного титула Тутмоса III

Вот как звучал целиком титул фараона Тутмоса III: «Гор, Могущественный Бык, Возникающий в Фивах; От обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, Подобен Ра в небесах; Золотой Гор, Сильнейший из сильных, Священный явлением; Бог Двух Земель, Неизменный, явленный как Ра; Сын Ра, Тутмос, наипрекраснейший».

Все пять имен фараона целиком назывались в особо торжественных случаях. При этом произнесение или изображение титула передавало суть правления фараона. Было ясно, какие качества он больше всего ценил в себе, что считал своим приоритетом в политике, чем гордился, какие события ставил себе в заслугу. Как правило, титул оставался неизменным на протяжении всего царствования, но в случае, если фараон менял стиль правления, и в его официальные имена тоже вносились изменения.

Написание имен царя существенно облегчало историкам и археологам работу над расшифровками египетских иероглифов и датировкой памятников. Современные историки обозначают правителей личным именем, прибавляя к нему порядковый номер – I, II, III – если для разных правителей эти имена оказываются одинаковыми.

Тутмос III

А наименование «фараон» во времена эллинизма – с IV в. до н.э. до I в. н. э. - использовалось уже для любого царя, не только египетского, но и чужеземного. Тогда оно и попало в греческий язык, откуда перекочевало в русский – в том виде, в каком используется до сих пор как синоним выражения «египетский царь».

Между прочим, в число тех, чьи имена человечество пыталось стереть из истории, когда-то попал сам бог Солнца Ра - правда, ненадолго.

Из школьных учебников мы знаем, что правителей Древнего Египта называли фараонами. Египтолог Галина Караулова объясняет, откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом


Тутмос III. Гранодиоритовая скульптура. 1504–1452 годы до н. э. © Google Cultural Institute

Термин «фараон» действительно никогда не был официальным царским титулом в Древнем Египте, хотя, безусловно, имел прямое отношение к высшей власти. Греческое слово φαραώ, благодаря которому мы все сейчас называем правителей Древнего Египта фараонами, происходит от древне­египетского pr-aА (принятое чтение — «пер-а»), что буквально переводится как «великий дом». Первоначально термин pr-aА употреблялся только в контексте придворного быта: когда речь шла о дворцовых постройках, о придворных должностях или работах, например imy-r pr-aA («надзиратель во дворце»), smr pr-aA («придворный»). Однако со временем — далеко не сразу — слово начало использоваться как вежливый эвфемизм для обраще­ния к царю вроде «Ваше Величество», ведь царское имя или официальная титулатура носили сакральный характер, поэтому произнесение их всуе было бы неприличным и даже, можно сказать, кощунственным.

Первое упоминание обращения к царю как к pr-aA встречается в документах XII династии, но окончательно это обращение вошло в обиход только в Новом царстве, в правление XVIII–XIX (во второй половине II тысячелетия до н. э.) династий. Уже сильно позже, в эллинистический период, то есть в последние несколько веков перед началом нашей эры, pr-aA становится обиходным названием любого царя как такового — и не только египетского: термин применяется в том числе и по отношению к чужеземным правителям. В эту эпоху слово и попало в греческий язык и дальше стало для всей европейской цивилизации традиционным обозначением египетского царя.

Как же официально назывался титул древнеегипетского царя?

Полная царская титулатура в Древнем Египте состояла из пяти различных титулов-имен, из которых самым близким к нашему термину «царь» будет nsw-bity (принятое чтение — «несу-бити»). Написание этого слова включает в себя изображения тростника и пчелы. По мнению большинства исследо­вателей, это сакральные символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Буквально nsw-bity можно перевести как «тот, который от тростника и пчелы», иными словами — «правитель как Верхнего Египта, так и Нижнего»: дело в том, что в начале своей истории Египет был разделен на два враждующих царства — Верхнеегипетское и Нижнеегипетское, и только с момента объеди­нения их в одно государство возник тот сильный и процветающий Египет, каким его знаем мы и каким его знали сами египтяне, поэтому тема этого дуализма проходит красной нитью через почти все символы царской власти. Эта власть для древних египтян была не в последнюю очередь именно залогом (если не сказать памятником) единства, подарившего им стабильную и благополучную жизнь.

«Несу-бити» являлось тронным титулом или, как его еще называют, «солнечным», ведь в большинстве случаев имя царя, следовавшее за этим титулом, включало в себя упоминание бога Ра. Другие царские титулы подчеркивали разные аспекты сакрализации правителя.

Самым древним из длинной цепочки титулатуры было так называемое Хорово имя: по нему царь отождествлялся с богом Хором — богом-соколом, богом-воителем, в мифологии победившим силы зла в лице бога-антагониста Сета. К самому имени Хора прибавлялся также эпитет, который как бы пояснял, какой является частица Хора в этом царе, какие качества в себе хотел подчеркнуть царь. В течение первых династий, когда самой актуальной задачей царя было удерживать Верхний и Нижний Египет под одной властью, эти имена были подчеркнуто агрессивные, маскулинные, например Хор-боец или различные упоминания животных — змеи, крокодила, скорпиона. Позже, когда в Египте наступила стабильность, Хоровы имена стали спокойнее и миролюбивее, например Хор-Перэнмаат — «Достигающий Маат» (то есть правды, гармонии).

Следующим за ним было имя Обеих Владычиц (титул «небти», nbty от слова nbt — «владычица, госпожа»), также напоминающее нам о функции царя-объединителя и легитимизирующее единую власть царя над Верхним и Нижним Египтом. Здесь под «Обеими Владычицами» имеются в виду богини Нехбет и Уаджет — покровительницы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Эти титулы имели такие формы: «Брат Обеих Владычиц», «Тот, кто наследует Обеим Владычицам» и даже «Поцелованный Обеими Владычицами».

Третьим официальным титулом было так называемое золотое имя, или имя Хора Златого: написание титула чаще всего начиналось с изображения Хора, восседающего на иероглифе золота. Золото в менталитете древних египтян было сакральной субстанцией: из него, по преданиям, состояла плоть богов, оно же являлось символом солнца, поэтому в моменты усиления солнечного культа солярный элемент начинал также встречаться и в «золотом» титуле. Эти титулы могли звучать как «Золотой именем своим», «Златой Хор, изобильный своими годами, как бог Атум», «Прекрасное золото» или даже, например, «Солнце в золоте».

Наконец, личное имя царя, данное ему при рождении, указывалось в титулатуре на последнем месте, обычно его предварял эпитет «Сын Ра» — это символизировало рождение царя от сакрального брака.

В целом эта цепочка из четырех (не считая личного имени) титулов-имен, начиная со Среднего царства, когда она окончательно оформилась, и до позднейших времен, составляла своего рода программный политический манифест для каждого царя. Из титулатуры нередко можно понять, какие качества превозносил в себе правитель, какие аспекты своей политики он считал главенствующими и какими событиями своего правления гордился. Некоторые египетские цари даже по несколько раз меняли свои титульные имена, чтобы обозначить начало нового этапа в своем правлении. Так, например, основатель XI династии Ментухотеп II сменил Хорово имя «Тот, чья белая корона (то есть корона Верхнего Египта) божественна» на имя «Объединитель обеих земель». Он сделал это после того, как заново объединил Египет, разобщенный в смутное время (в Первый переходный период), и начал тем самым эпоху Среднего царства.

Разберем для примера титулатуру Тутмоса III — одного из самых значительных царей эпохи Нового царства, великого завоевателя, расширившего границы территорий, подчиненных Египту, до Сирии на севере и до пятого порога Нила на юге.

Его Хорово имя звучит как Канэхет Хаэмуаст: (Хор) Могучий бык, явившийся в Фивах.


Титул Небти (или Обеих Владычиц) — Уахнесит Мираэмпет: (Тот, кто от Обеих Владычиц) Длящийся в своем правлении, подобно Ра в небесах.


Тронное имя Тутмоса III — Менхеперра: (Царь Верхнего и Нижнего Египта) Долговечное проявление Ра.


Золотое имя — Джесерхау Сехемпехти: (Златой Хор) Священный своими проявлениями, могущественный силой своей.


И наконец, личное имя звучит как Тутмос Неферхеперу: (сын Ра) Бог Тот был рожден, прекрасный в своих проявлениях.

Титул Рамсеса III

Титул Рамсеса III. Храм в Мединет-Абу

итул фараона — является стандартным церемониальным именованием царей Древнего Египта. Титул символизировал как светскую, так и сакральную власть, и представлял также своего рода формулу монархического правления.

Полный титул, состоящий из пяти имён, не был обязательным для использования до эпохи Среднего Царства, но, утвердившись, оставался неизменным и применялся до окончательного покорения Египта Римской империей.

1. Хорово имя

Хорово имя (также — Horusname) — одно из пяти имен в царском титуле Древнего Египта, старейшее из всех.

Вплоть до 4-ой династии это было единственным именем царя (фараона) в Додинастический и Раннединастический период. Многие из первых египетских фараонов известны только под этим именем. Это имя было частью религиозной веры в правителя как земного образа небесного бога Гора-Хоруса (символ которого — сокол). Начиная с конца Древнего царства фараон связывается с мифом об Осирисе.

Хорово имя фараона в иероглифах

По меньшей мере один египетский правитель из Второй Династии — Сет-Перибсен, использовал вместо Гора изображение бога Сета. Ему последовал Хасехемуи, который поместил оба символа Сета и Гора выше начертания своего имени. После того образ Гора всегда появлялся рядом с именем фараона.

Со времени Ментухотепа II значение этого имени ослабевает и в официальных надписях теперь преимущественно употребляется тронное имя. Хоровое имя просуществовало до Антония Пия (138—161 н. э.) включительно.

Пишется имя фараона в Серехе, прямоугольнике, на котором восседает сокол. Нижняя часть прямоугольника декорирована как фасад царского дворца («фасад дворца»), верхняя часть символизирует двор или дом, а на свободной площади между ними стоит имя властителя. Наименование «хорово имя» производится от сидящего на Серехе сокола Гора.

2. Небти-имя

Имя по Небти — («две госпожи», «обе владычицы») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте.

Небти-имя фараона в иероглифах

Заголовок имени содержит две основы, связаные с так называемыми «геральдическими» богинями Верхнего и Нижнего Египта:

Нехбет — покровительница Верхнего Египта, представлена символом грифа (стервятника).

Уаджет — покровительница Нижнего Египта, представлена символом кобры.

Это имя в царском титуле означает, что фараон воплощает всю мощь двуединой монархии, простирая свою суверенную власть над всей долиной Нила. Имя используется начиная с фараона Первой династии Семерхета, хотя полноценным независимым именем становится во времена Двенадцатой династии.

3. Золотое имя

Золотое имя (также Goldhorusname) — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Смысл наименования, а также его значение не достаточно выяснено до сегодняшнего дня.

Возможно фараон приравнивался золотым именем к солнцу, которое в виде символического изображения сокола плыло по небу на корабле или барке. Поэтому знак, определяющий золотое имя, складывается из сокола (Гора), который сидит на иероглифе, означающим золото.

Золотое имя фараона в иероглифах

Золотое имя по поздним источникам как официальный дополнительный титул применяется уже при фараоне Джосере из третьей династии. Однако, только на памятниках фараона Снофру оно является современным эпохе. Золотое имя начиналось значком сокола, сидящего на кулоне, причем этот стиль до эпохи Среднего царства не изменялся.

В эллинистический период, к которому относится Розетский камень, в этом значке видели победу Гора над его злобным братом Сетом. Но эта интерпретация не соответствует невоинственным начертаниям золотого имени в древних титулах фараонов Египта вплоть до 11-ой династии. В связи со своим титулом Тутмос III говорит: «Он (Амун) созидал меня как „Бик-ен-небу“ (Золотого cокола)». Его соправительница Хатшепсут называется «Хор-ент-дам» (Гор из чистого золота). В связи с наименованием «Золотого помещения» как места погребения фараона в Новом царстве, золото интерпретируется как синоним вечности. Поэтому золотое имя может нести аналогичное значение — как выражение желания фараона быть вечным Гором.

4. Тронное имя

Тронное имя фараона в иероглифах

Тронное имя («Нису-бит», «Несут-бити», «Нисут-бити») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте. Являлось самым важным именем в титуле древнеегипетских царей (фараонов) начиная с 4-й династии. Нефериркаре (5-я династия) добавил его как второй картуш к имени личному (данному при рождении). Первоначально речь здесь, пожалуй, велась о двух эпитетах фараона как единого властителя объединённого Египта, которые были впервые приняты при фараоне Дене (1-я династия).

Фараоны получали это имя при коронации в церемонии Сехнетьер («беседа с богом»). В период от начала фактического правления наследника умершего фараона вплоть до его коронации, имя личное ещё оставалось в силе.

Заголовок тронного имени («Несут-бити») имеет две составляющие:

Имя Снофру

Имя Снофру в серехе, которое содержит обозначения тронного имени и имени по небти

1. (nesut / nisut) и

2. (бити)

Уже в период Древнего Царства был заголовок:

связанный с именем по Небти:

(«две госпожи») и стоявший напротив. Будучи противопоставленными друг другу, оба заголовка очень хорошо гармонировали. Двойной заголовок «Несут-бити» узаконен фараоном Деном (1-я династию) и с тех пор занял своё неизменное место в написании царского имени: «камыш» (swt) и «пчела» (bjt). Под обоими находится соответственно знак «Т»

который имеет архаическое прочтение: «tj».

Когда при V-й династии почитание бога солнца достигло апогея, добавление следующего имени не происходило, если личное имя (данное при рождении) содержало имя бога Ра. Новое имя писалось в картуше, перед двойным символом «пчела и камыш», означающим объединённый Верхний и Нижний Египет.

От XVIII-й до XXV-й династии и с XXIX-й династии вплоть до римского времени тронные имена увеличивались за счёт прилагательных (эпитетов). Таким образом, например, тронное имя Тутмоса III будет звучать не только как «Мен-хепер-Ре» («Постоянно являющий Ра»), но также с именем прилагательным в варианте «Мен-хепер-Ре-мери-ен-Ре» («Постоянно являющий Ра, любимый Ра»).

Обычные тексты называют в большинстве случаев только тронные имена, тогда как все имена фараона используются в особенно торжественных надписях.

5. Личное имя

Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.

Личное имя фараона в иероглифах

Самому имени предшествовал заголовок «Сын Ра», написанный иероглифом утки («за»), который являлся омонимом для слова, означающего «сына» («за»), совмещённым с иероглифом солнца, символом Ра, солнечного божества. Впервые подобное обозначение было введено для царских титулов при Четвертой династии, подчеркивая значение фараона как представителя солнечного бога. Для женщин-фараонов, титул интерпретировался также как «Дочь Ра».

Современные историки, называя фараонов Древнего Египта их личным именем, добавляют ординалы (например, «II», «III»), чтобы различить разных людей, носящих одно и то же имя.

6. Пример имени фараона

Бюст Тутмоса III

Бюст Тутмоса III. Зарисовка

Полный титул фараона Восемнадцатой династии Тутмоса III, согласно справочнику по произношению и его словарному значению:

- Хорово имя — Канакт Каемвасет — «Гор, Могущественный Бык, Возникающий в Фивах»

- Имя по Небти — Вахнеситмиреемпет — «От обеих Владычиц, Возносящих в царском сане, Подобен Ра в небесах»

- Золотое имя — Секемпаптидседжеркав — «Золотой Гор, Сильнейший из сильных, Священный явлением»

- Тронное имя — Менкеперре — «Бог Двух Земель, Неизменный, явленный как Ра»

- Личное имя — Тутмос Неферкеперу — «Сын Ра, Тутмос, наипрекраснейший»

Древний Египет хранит множество тайн, которые представляют интерес для огромного количества людей во всём мире. Ирригационная система, обработка камня, изобретение зеркала – все эти открытия были сделаны в древнеегипетскую эпоху. Во главе каждого из них стоял неограниченный во власти хозяин страны – фараон.

Происхождение термина «фараон»

Само слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей.

Существует мнение, что правители не имели официального титула «фараон» и не приравнивались по положению к царям или императорам.

Жители Египта пользовались этим словом для того, чтобы исключить произнесение царского имени. В основном фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

Имена фараонов древнего Египта

Имена фараонов древнего Египта были занесены в специальные списки. На сегодняшний день сложно судить о настоящих именах фараонов, так как в каждом из источников предлагается свой вариант произношения. Прежде всего, это объясняется существованием множества вариантов написания имени.

Египтяне верили, что фараоны на самом деле были богами, и считали первым из них бога Ра. Предшественником реально существовавших властителей древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. На земле он преставал в образе правящих фараонов.

В полном варианте имя фараона содержало пять частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта - Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Положение фараона древнего Египта

Древние египтяне верили, что в образе фараона их взору предстают боги. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. Следует сказать, что фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Примером этому может служить царица Хатшепсут.

В повседневной жизни фараона часто считали богом, ему посвящали оды, молились за его удачу и здоровье. Нередко и сам фараон обращался с молитвами к богам. Издревле считалось, что фараон и боги связаны особыми узами. Получая в дар от богов долголетие, здоровье и благополучие, фараон взамен должен был восхвалять их и возводить в их честь храмы.

Фараон был единственным, кто имел непосредственную связь с божественными существами. В некоторых случаях он был первым, кто начинал и заканчивал земледельческие работы. Так, например, фараон нередко сам готовился к посеву, а во время сбора урожая удостаивался чести срезать первые плоды.

Египет времён древности стал периодом, когда фараоны пользовались особым почтением. Властитель Египта признавался сыном бога Ра и был очень влиятельным.

Непременным атрибутом фараона являлась корона, состоящая из двух частей, символизирующих единство Верхнего и Нижнего Египта. Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Борода также была символом власти фараона и подчёркивала мужественный образ властителя Египта.

Самые известные фараоны древнего Египта

Время правления фараона Джосера (2635—2611 гг. до н.э.) называют золотым веком в истории древнего Египта. При нём трудами лучших учёных был изобретён солнечный календарь. В честь Джосера недалеко от города Мемфис была воздвигнута величественная пирамида. Проект пирамиды принадлежал известному зодчему Имхотепу. Пирамида была выполнена в виде семи ступеней и облицована белыми плитами. Особую роскошь ей придавали необычайно красивые дворы и храмы. Позже талантливый Имхотеп был возведён в ранг бога врачевания.

Первые пирамиды с гладкими стенами появились при фараоне Хеопсе (2551—2528 гг. до н.э.). Пирамиды, возведённые в его честь, расположились в городе Гиза. Благодаря тому, что пирамиды всё ещё продолжают поражать своим великолепием, они причислены к одному из восьми чудес света.

К строительству пирамиды было привлечено большое количество рабочих. Архитектором пирамиды, высота которой составляет 147 метров, являлся Хемиун. Для строительства понадобилось более 2 миллионов каменных плит. По словам некоторых историков того времени, возведение пирамиды растянулось на 20 лет. Такой труд был изнурительным, вследствие чего новых рабочих к месту строительства пирамид доставляли каждые три месяца.

Учитывая, что на строительство пирамиды уходило несколько лет, фараоны приказывали начать строительство пирамиды сразу после того, как становились правителями Египта.

Звания второй по величине пирамиды в Гизе удостоилась пирамида, возведённая во времена правления фараона Хефрена. Несмотря на то, что по высоте пирамида Хефрена была на несколько метров ниже пирамиды Хеопса, её значение также велико. Особо примечательным было возведение рядом с пирамидой статуи Большого Сфинкса. Неподалёку располагается третья по размерам пирамида, относящаяся к годам правления фараона Менкаура.

Времена правления Яхмоса I (1550-1525 гг. до н.э.) ознаменовались тем, что это был расцвет таких наук, как геометрия и астрономия. Яхмос I, благодаря успешным военным походам, значительно увеличил территорию Египта, который стал могущественным государством Ближнего Востока.

Наивысшее развитие древнего Египта произошло при царице Хатшепсут (1489 - 1468 до н. э.). Несмотря на то, что Хатшепсут была женщиной, времена её правления не оказались напрасными. Как и предшественники, она значительно расширила границы Египта благодаря успешно проведённым войнам, которые сама возглавляла. Царица увлекалась не только политикой, но и архитектурой. Именно по её приказу был возведён храм Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри.

Наиболее значимой фигурой, повлиявшей на границы территории древнего Египта, стал фараон Тутмос III Великий. Благодаря освоению искусства ведения войны, ему удалось присоединить такие государства, как Ливия, Сирия, Палестина, а также Финикия. Таким образом, во времена правления Тутмоса III Египет стал государством, в состав которого вошли земли Передней Азии. Считается, что успех египетской армии принесло использование наёмных войск, а также боевых колесниц.

В отличие от своих предшественников, фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н.э.) особое внимание уделил реформам в религиозной сфере. Именно при нём был введён культ личности самого фараона, а не богов. При фараоне Эхнатоне столицей Египта стал город Ахетатон, не посвящённый ни одному из божественных сил. Последним шагом фараона Эхнатона стал приказ, согласно которому следовало остановить строительство всех храмов.

Нововведения Эхнатона пришлись не по нраву населению Египта, а также его последователям. Уже после его смерти значение всех богов было восстановлено, посвящённые им храмы вновь отстраивались. Времена правления Эхнатона вспоминаются египтянами с отрицательной стороны, и нередко его не включают в списки фараонов.

Последним фараоном, который увеличил территорию древнего Египта, является Рамсес II, который запомнился как завоеватель и строитель. Именно во времена его правления Египет возвращает былое влияние. При Рамсесе II развернулось строительство многих произведений искусства, в частности, монументов. Во времена его правления было создано около 5000 изображений фараона, сохранившихся до наших дней.

Последователи Рамсеса II не смогли сохранить могущество древнего Египта. После великолепного правления фараонов династии Рамсесов начались усобицы между отдельными территориями древнего Египта, что послужило началом распада великой цивилизации. Власть фараонов постепенно ослабевала, а Египет стал территорией, завоёванной другими государствами.

Заключение

Деятельность каждого из фараонов древнего Египта оставили свой след в истории. Каждый период знаменовался своими открытиями и достижениями.

Несомненно, имена фараонов ещё долгое время будут занимать страницы истории эпохи древности.

Читайте также: