Как называется профессия аквалангиста в биологии

Опубликовано: 17.05.2024

Cайт посвящен дайвингу и погружениям в России. Наша цель - создание интересного и полезного ресурса про подводный мир и его исследование.

Биологи-водолазы

Живущие в море организмы интересовали людей с древнейших времен, но лишь труды Дарвина выковали главное звено, связывающее человека с живыми существами, населяю! щими моря. Гипотеза о том, что мы являемся прямыми потомками обитателей морских глубин, вызвала повышенный интерес. Современные методы подводных погружений позволяют удовлетворить стремление к расширению наших познаний об основных звеньях экологической системы Земли.

Но вот появились пионеры. В 1930 г. Уильям Биби и Отис Бартон опустились в батисфере на глубину более 360 м. В сообщениях о результатах выполненной ими серии погружений говорится о «запечатлевшихся в памяти сценах жизни из мира, такого же незнакомого, как марсианский». Эти сообщения вызвали большой интерес у морских биологов и разожгли в них желание увидеть подводный мир собственными глазами. Такое же влияние оказало и развитие подводной фотографии. Фотоснимки свидетельствовали о том, что методы «собирания с поверхности» не дают возможности по-настоящему изучить экологию подводного мира, и убеждали биологов в необходимости наблюдать морских обитателей в естественных для них условиях.

Появление в Скриппсовском океанографическом институте в 1950 г. акваланга оказало решающее влияние не только на самих морских биологов, но и на всю морскую биологию в целом. Новый мир оказался открытым для исследований.

По сообщениям проникших в подводный мир биологов, таких, как д-р Эндрю Рейхницер из корпорации «Норт америкен Рокуэлл» и Джеймс Стыоарт, руководитель водолазов Скрипп-совского института, самым сильным впечатлением от их первых погружений было богатство подводной жизни и количество личных видов животных. Как обнаружилось, многие «редкие» пыбы в изобилии встречаются всего лишь в нескольких сотнях метров от берега. По мере продолжения исследований стало очевидным что понятие «редкий» совсем не отражало действительной численности каких-либо особей в их естественной среде, а лишь характеризовало умение этих существ избегать встречи с орудиями лова.

Сообщения морских биологов, совершивших первые подводные экскурсии, исполнены того же благоговейного удивления, что и сообщения Биби после его погружений в привязной батисфере. По мере того как острота ощущений, связанных с возможностью свободного перемещения под водой, постепенно уменьшалась, происходило становление нового направления научной деятельности — подводных морских исследований.

Трудно в полной мере оценить влияние на морскую биологию возможности подводных погружений, поскольку нынешние методы исследований имеют очень мало общего с теми, которые применялись до наступления эры подводной деятельности. Знания, приобретенные в начале этой эры, вызвали бурный рост интереса к морской биологии, а характер работы, связанный как бы со штурмом «последней твердыни природы», привлек к ней многих молодых ученых. В сферу исследований теперь входят все направления, связанные с жизнью моря, такие, как водные культуры, рыболовство, сохранение природных ресурсов, загрязнение среды, география животного и растительного мира. Эти исследования субсидируются различными организациями! частными предприятиями, академическими исследовательскими центрами, правительственными учреждениями, военными ведомствами, а также проводятся на личные средства состоятельных и любознательных людей.

Одним из пионеров подводных погружений с целью биологических исследований был покойный Конрад Лимбоу из Скрипп-совского океанографического института. Именно ему принадлежит главная заслуга в деле создания и внедрения в этом институте научной программы обучения подводным погружениям. Среди его публикаций имеется исключительно интересная работа об очищающем симбиозе у морских животных, в которой описывается, как большое число живых существ, населяющих морские воды, живет или получает пользу за счёт очистки других организмов. Его наблюдения, выполненные в естественных условиях, показывают, что очистители являются не только важным экологическим инструментом для поддержания здоровья обитателей, но что они выполняют свою работу в пределах строго определенных «участков очистки».

Лимбоу на простом эксперименте убедительно продемонстрировал важность симбиоза для местной популяции рыб. Он удалил с двух изолированных рифов на Багамских островах известные очищающие организмы. После этого количество рыб, обитающих у рифа, уменьшилось в считанные дни. Несколько недель спустя риф опустел, около него остались лишь отдельные «постоянные жители».

Экологическое равновесие.. Взаимосвязь между географией и биологией может показаться достаточно отдаленной, если только вам не представится случай поселиться на одном из коралловых атоллов Тихого океана. Биологи-водолазы недавно сделали удивительное открытие: многим островам угрожает нашествие 16-лучевой морской звезды Acanasther planci, которая известна под названием «терновый венец». По сообщению д-ра Чешера, морского биолога и водолаза из Гуамского университета, морские звезды уничтожили более 100 квадратных миль Большого Барьерного рифа вблизи побережья Австралии.

Такое же разрушение рифов д-р Чешер и другие биологи-водолазы наблюдали и вокруг острова Гуам. Разрушение рифов было бы экономическим и геологическим бедствием для населения этих островов, так как коралловые рифы являются экологической основой морской жизни в этом районе, а снабжение белком всей Океании зиждется на морских ресурсах. Кроме того, рифы являются неотъемлемой частью структуры островов и образуют естественные волноломы, защищающие их от эрозионного воздействия волн и разрушений, которые могут причинить ураганы. В случае уничтожения рифов следует ожидать быстрого изменения геологии и географии островов. Для мелких островов потеря защитных рифов будет, по всей вероятности, означать их полное исчезновение.

«Терновый венец» является одним из «редких» животных. Эта морская звезда, достигающая иногда 60 см в диаметре, может иметь различную окраску и способна наносить неосторожному водолазу болезненные, а иногда и ядовитые уколы. Она питается живыми коралловыми полипами. Для захвата жертвы она выворачивает наружу желудок через ротовое отверстие и накрывает ее, затем растворяет строителя коралловых рифов

в желудочном соке и проглатывает. Оставшаяся после этого пустая скелетная оболочка легко разрушается морскими волями Обычно численность морских звезд поддерживается на нормальном уровне самими коралловыми полипами и другими местными видами брюхоногих. Дело в том, что, когда личинки морской звезды вскоре после появления на свет опускаются на живые кораллы, они сами становятся пищеи полипов. На «здоровых» рифах оба конкурирующих вида живут в равновесии, но в конце 60 х годов неизвестные причины нарушили это чувствительное равновесие. Морская исследовательская лаборатория компании «Вестингауз» в Сан-Диего направила группу в составе 55 биологов-водолазов и водолазов-техников на острова, числящиеся территорией США. Благодаря помощи упомянутой группы д-р Чешер установил, что даже быстро прогрессирующее нашествие морских звезд можно взять под контроль путем впрыскивания во взрослых особей раствора формалина. Используя специальный шприц, биолог-водолаз или водолаз-техник способен обработать за короткое время значительную площадь.

Однако в задачи программы не входило восстановление нарушенного экологического равновесия при помощи биологов-водолазов. Целью программы было найти причину нарушения равновесия, а также методы эффективного воздействия не только на последствия этого нарушения, но и на его причину. Наиболее вероятные из предполагаемых в настоящее время причин— чрезмерно интенсивное драгирование морского дна, загрязнение водной среды и даже атомные испытания на атоллах— указывают на человека как на виновника происходящего явления. Другие ученые полагают, что, возможно, последует резкое естественное увеличение количества полипов в следующем поколении и все встанет на свои места. Однако естественное восстановление рифов требует значительного промежутка времени — в геологическом, а не в календарном значении, и островитяне Океани и, беспокоясь за сохранность источников необходимой им пищи и своей земли, не могут удовлетвориться такими абстрактными рассуждениями.

Изучение поведения акул. Акулы с незапамятных времен считались самыми ужасными морскими существами и не только потому, что человек, находившийся в воде, становился их жертвой. Акулы являются самыми совершенными хищниками во всем животном мире. На это, в частности, указывает тот факт, что они сохранились в своей первоначальной форме на протяжении многих геологических эпох.

Как и почему акула действует столь успешно—вот главный вопрос прежних и нынешних исследований. Морские биологи изучили физиологические особенности акулы и других хрящевых рыб много лет назад, однако информация об их поведении по лученная недавно биологами-водолазами, позволяет лучше по нять некоторые повадки этих прожорливых плотоядных. Сбор в* заслуживающих доверия данных о поведении акул исследователь должен, разумеется, производить точно так же, как при изучении самых безобидных морских обитателей, т. е. находясь в воде вместе с ними. Для непосвященного человека преднамеренное создание такой ситуации представляется похожим на помешательство. А для д-ра Дональда Нельсона, морского биолога из Калифорнийского колледжа в Лонг-Бич — это действенный метод получения экологической информации.

Доктор Нельсон занимался изучением реакции акул на подводные звуки, в частности для определения местонахождения потенциальной жертвы. И хотя большинство водолазов расходится во мнениях относительно характерных особенностей поведения акул, все они согласны с тем, что, во-первых, акулы реагируют на колебания воды, вызываемые раненой или пойманной рыбой, и, во-вторых, что поведение акул невозможно предугадать. Конрад Лимбоу, Юджиния Кларк, Джек Рэндал, Джим Стьюарт, Ганс Хасс и Жак Кусто —все они отмечали восприимчивость акул к звукам определенных частот и их способность определять местонахождение источника этих звуков. Нельсон наблюдал эту реакцию акул несколько раз в процессе своих первых погружений под воду. Однажды он видел, как акула нашла раненную гарпуном рыбу в таких условиях, которые не позволяли хищнице привлечь на помощь зрение и обоняние.

После участия в программе исследований слуха акул, проводившихся университетом г. Майами, Нельсон осуществил в глубоководной впадине Танг оф зе Оушен у побережья Флориды серию опытов по изучению реакции акул на источник звука в естественных условиях. Над толщей воды в несколько сот метров, недалеко от ее поверхности, он установил генератор, излучавший звуковые импульсы частотой от 50 до 200 Гц. Как только начинался опыт, к источнику звука со всех сторон устремлялись шелковистые акулы Carcharhinus falciformis. Траектории движения акул прослеживались с помощью пластиковых флажков яркого цвета. Такой флажок прикреплялся к гарпуну, который вонзался в тело акулы, не повреждая ее органов. Акулы реагировали на звук до тех пор, пока не усваивали, что он исходил не от раненой рыбы. Эти исследования продолжаются в лаборатории и в море. Как только поведение акул будет разгадано, его можно будет подчинить воле человека или, по крайней мере, с него удастся снять ярлык «непредуга-дываемого».

менения (или результаты воздействий, которые проявятся лишь спустя длительный отрезок времени) невозможно, если^не известны все детали экосистемы, существующей в данной зоне. Необходимо чтобы отправной точкой для исследовании послужили данные собранные за достаточно длительный период времени так как в противном случае за результаты внешнего воздействия могут быть приняты естественные циклические изменения.

В течение последних нескольких лет ведется изучение прибрежной зоны, примыкающей к Калифорнии, в соответствии с программами, финансируемыми частными и общественными организациями. Информация, собранная в этой зоне, позволяет получить данные для оценки влияния как краткосрочного или скачкообразного загрязнения, так и загрязнения, происходящего в течение длительного периода времени.

Утечка нефти, вызванная аварией буровой установки в районе Санта Барбара в 1969 г., является хорошим примером, подтверждающим необходимость получения таких данных. Этот случай предоставил исследователям великолепный материал для сопоставлений. В наиболее жестоко пострадавшем районе находился и остров Анакапа из группы Южно-Калифорнийских островов, расположенный на расстоянии около 30 миль от берега.

Эти острова являются относительно изолированными, поэтому биологи считают, что там существуют типичные океанографические условия прибрежной зоны и что именно эти острова следует избрать для тщательного изучения мелководной флоры и фауны. На острове Анакапа исследования проводились начиная от нижней границы приливной зоны до глубины 45 м. Когда там произошла случайная утечка нефти, удалось легко получить и объективно оценить сведения о воздействии вызванного ею загрязнения на сообщества растений и животных.

Исследования на острове Анакапа являются типичным примером работы биологов-водолазов. Такие подробные изыскания обычно производятся вдоль постоянной линии вертикального разреза. В сообщения о наблюдениях включаются точное описание геологических особенностей, данные о течениях, температуре и других важных океанографических параметрах, описание видов растительного мира и классификация всех попадающих в поле зрения организмов. В некоторых случаях линия разреза как бы раздвигается в боковых направлениях, чтобы охватить площадь дна в несколько квадратных метров. В течение ряда лет в этих границах осуществляется подробное экологическое исследование местных животных.

Кроме того, исследователи собрали значительное количество данных, касающихся влияния течений на развитие растительности, в частности крупной бурой водоросли. Водолазы, пользуясь ручным гидролокатором, определяли положение массивов этой водоросли при изменении характера течений. Они обнаружили, что при сильных течениях растения образуют накладывающиеся друг на друга слои, которые увеличивают затенение соответствующих участков морского дна; при слабых течениях или при их отсутствии растения занимают вертикальное положение и всплывают к поверхности, при этом характер освещенности дна снова меняется. Результаты наблюдений показывают, что такие изменения освещенности не только влияют на развитие более мелких растений, располагающихся под этими скоплениями, но и заставляют новую поросль этих растений смещаться в сторону больших глубин, где количество света уменьшается. Эти и другие естественные причины могут вызвать исчезновение растительности на площади, составляющей до 50% данной территории, при отсутствии каких-либо воздействий, вызванных деятельностью человека.

По мере того как будет расти сознание необходимости сохранения экологического равновесия, роль биолога-водолаза будет становиться все более значительной как в научных кругах, так и во всем человеческом обществе.

Кто такой океанолог – что он делает, где работает, уровень заработной платы, где учиться?

Около 70% всей земной поверхности занимают моря и океаны. Естественно у человечества всегда была потребность в изучении этого планетарного пространства. В результате возникла целая наука, и будет интересно узнать, кто такой океанолог, и чем он конкретно занимается.

Океанолог – кто это?

Эта специальность редкая, но очень важная. Океанолог (или океанограф) – это специалист, изучающий мировой океан и происходящие процессы в нем. Ценность профессии обуславливается неисследованностью и богатством океанов и морей. Она овеяна романтическим ореолом и очень перспективна. В мировом океане имеется еще много неизведанных мест, особенно на больших глубинах.

Главное направление работы океанолога – сбор и анализ сведений, касающихся морской воды. Для оценки результатов профессионалы должны обладать знаниями в различных сферах. Океанолог – это и химик, и биолог, и физик. По этой причине профессия разделяется на ряд узких специализаций:

  • физическая;
  • геологическая;
  • химическая;
  • климатология и метеорология океана;
  • океаническая биология;
  • промысловая.

Что делает океанолог?

Многочисленность специализаций подразумевает разнообразное количество производимых исследовательских работ. Что изучает океанолог можно узнать из следующего перечня:

  1. Взаимодействие слоев атмосферы и поверхности океана в планетарных и региональных масштабах. Исследования могут проводиться длительные периоды времени.
  2. Обмен химическими элементами между прибрежными водами и береговой частью суши, воздушными массами, дном.
  3. Экологические взаимодействия биоты (видовая совокупность организмов).
  4. Изучение дна и шельфа, включающее в себя сейсмические процессы. Здесь океанология активно взаимодействует с геологией.
  5. Исследование энергетического и материально-вещественного обмена и взаимовлияния различных морских и океанических районов.
  6. Наблюдение за миграционными потоками рыб и морских животных.

Где работает океанолог?

Первое, что приходит на ум при ответе на этот вопрос – в море и океане. Часть ученых работает в научных учреждениях или лабораториях на суше. На самом деле профессия подразумевает работу в продолжительных походах на исследовательских судах и морских прибрежных базах. Кем работает океанолог в таких специфических условиях: водолазом или аквалангистом, оператором батискафа. Однако тут имеется своя градация глубин, влияющая на специализацию профессии:

  1. Мелководье. Высота водяного столба не превышает 20 м. Характеризуется светлой и относительно теплой водой с густонаселенной фауной.
  2. Средними считаются глубины, протяженностью от 20-ти до 4-х тыс. м. Отличаются понижением температуры воды и затемнением по мере опускания ко дну. Возрастает давление водяного столба.
  3. Глубоководье. Полное отсутствие света и максимальное давление воды.

Океанолог – зарплата

Размер заработной платы отличается в зависимости от организации, в которой работает специалист. Труд океанолога хорошо оплачивается в крупных научных объединениях. Должность научного сотрудника-океанолога оценивается в пределах от $300 до 1,5 тыс. Предусматриваются различные надбавки за климатические условия некоторых регионов. Также следует учитывать оплату командировочных, если специалист находится в экспедиции.

Плюсы и минусы профессии океанолог

Это не просто специальность. Изучение океана можно назвать призванием. Среди положительных характеристик этой профессии выделяют следующие:

  1. Романтика первооткрывателя. Океан – единственное на Земле место, где есть неизведанные места.
  2. Польза для здоровья. Преимущественное нахождение на свежем воздухе оздоравливает организм.
  3. Красота подводного мира. Созерцание красивых пейзажей под водой может стать повседневной реальностью не только в отпуске.

Кто такой настоящий океанолог можно понять по его отношению к трудностям профессии. К профессиональным издержкам можно отнести:

  • серьезную предварительную подготовку на суше;
  • овладение солидными знаниями по разным дисциплинам;
  • полную отдачу всех сил и времени профессии;
  • опасность утонуть;
  • возможность развития болезней подводников.

Как стать океанологом?

В эту профессию идут люди, полюбившие океан или море, имеющие исследовательский склад ума, романтики по натуре. Океанолог – профессия, требующая определенных качеств. Чтобы овладеть ей в совершенстве, нужно воспитать в себе следующие свойства, умения и навыки:

  1. Иметь хорошую работоспособность и крепкое здоровье.
  2. Тренировать специфические навыки подводников (например, выносливость и терпение).
  3. Обладать крепкой нервной системой и хорошей памятью.
  4. Иметь глубокие знания в различных областях науки.
  5. Быть готовым посвятить жизнь научным исследованиям.

Океанолог – где учиться?

Профессию специалист по изучению океана можно получить в ряде ВУЗов:

  1. Государственный Санкт-Петербургский гидрометеорологический университет. На океанологическом факультете готовят специалистов по основным отраслям.
  2. Дальневосточный университет (Институт окружающей среды). На геофизическом факультете Кафедры океанологии преподают гидроэкологию и другие дисциплины, связанные с этой профессией.
  3. Московский университет им. Ломоносова. Дает отличное образование по данной специальности.

Известные океанологи

Можно в шутку предположить, что одним из первых выдающихся специалистов в данной области был Колумб. Основоположниками этой науки считаются голландец Варениус и россиянин Шокальский. Знаменитые ученые-океанологи прославили свои имена рядом научных открытий. Среди них:

фото Профессия океанолог. Чем занимается океанолог и где на него учиться

Океанолог – неординарная, но весьма увлекательная профессия. На вопрос, чем занимается океанолог, прозвучит логичный ответ: «Исследует моря и океаны».

Мировой океан занимает более 70,8 % поверхности Земли (361 000 000 км 2 )!

Конечно же, такой огромный природный механизм, хранящий в себе множество тайн, не может не манить к себе десятки и сотни исследователей.

Изучать водную оболочку нашей планеты необходимо, чтобы использовать биологические и минеральные ресурсы, обеспечить безопасную навигацию, предотвратить разрушительные действия штормов и цунами.

Что и каким образом исследует учёный этой специальности, какими качествами и знаниями важно обладать, чтобы стать океанологом?

Давайте разбираться подробнее!

Океанология – занятие для настоящих романтиков

Человек живёт на суше, вода не является для него естественной средой обитания, поэтому водный мир сложно изучать. Мировой океан исследован менее чем на 50%. Технический прогресс, новейшее оборудование и инновационные методики позволяют проникать всё дальше, изучать глубоководные слои, открывая новых обитателей.

Описывать не изученные виды водных растений и животных, разузнавать, чем дышит Мировой океан, выявлять взаимосвязи водного природного объекта с наземными ландшафтами – в этом и состоит работа океанолога.

Изучением глубоководных участков занимаются настоящие энтузиасты, увлечённые романтики. Они наблюдают за взаимосвязями животных и растений в подводных сообществах, изучают морское дно, влияние водной оболочки на сушу.

  • Физическая океанология. Исследует динамику водных масс (приливы и отливы, морские течения, волны), структуру воды, закономерности взаимодействия гидросферы с атмосферой (акустику, гидротермодинамику, оптику), электромагнитные поля и радиоактивность воды.
  • Геологическая океанография. Отслеживает тектонические подвижки, землетрясения, описывает рельеф дна, разведывает залежи полезных ископаемых.
  • Химия океана. Исследует минеральный состав воды, дна и материкового шельфа, отслеживает закономерности обменных процессов, трансформации химических веществ, колебания солёности океанической воды.
  • Метеорология и климатология океана. Осуществляет мониторинг за воздействием океанов на глобальное изменение климата, отслеживает зарождающиеся в море смерчи, цунами.
  • Биология моря и океана. Изучает флору и фауну, их взаимосвязи и сообщества, выявляет критерии оценки закономерностей формирования биомассы, изучает миграции и ареалы обитания морских обитателей.
  • Промысловая океанология. Учитывает запасы рыб, млекопитающих и беспозвоночных, отслеживает их миграции, даёт рекомендации по квотам на вылов без ущерба для популяции.
  • Техническая океанология. Отвечает за оборудование, разрабатывает оснащение для научных исследований во время морских экспедиций, обслуживает и ремонтирует приборы.

фото зачем и как изучают моря и океаны

Зачем и как изучают моря и океаны?

Чем занимается учёный-океанолог, каким образом ему удаётся исследовать недоступные районы океана, и какая от этого практическая польза?

До недавнего времени на исследование океанских глубин отправляли экспедиции на морских судах, оснащённых механическим оборудованием. Приборы применяли для забора проб воды и определения её состава и температуры, измерения скорости течений. Пробы донного грунта поднимали на борт, опуская в воду на тросах специальные поворотные грунтозаборные цилиндры. Представителей животного мира для изучения отлавливали мелкоячеистой сетью.

На смену трудоёмким технологиям пришли компьютеры, электронные технологии, эхолоты. Снимки из космоса с искусственных спутников Земли дают полную картину перемещения водных масс, эхолокаторы помогают изучать рельеф морского дна, эхолоты отслеживают передвижение косяков промысловых рыб. Электронные излучатели фиксируют скорость и направление ветра, температурные колебания воды.

Кому, и для каких целей нужна информация, полученная океанологами? На основании полученных данных разрабатывается комплекс мероприятий по охране водной среды. От того, как чувствует себя океан, а также его обитатели зависит наше будущее, ведь именно Мировой океан формирует климат нашей планеты. Сохраняя флору и фауну гидросферы, человечество заботится и о себе.

Изучая степень загрязнения океанических масс химическими отходами, учёные позволяют избежать экологической катастрофы и вовремя принять меры по очистке вод.

Результаты исследований океанологов носят не только глобальный, но и прикладной характер. Они позволяют обеспечить безопасное судоходство, в том числе военное (подводные лодки), давать более точные прогнозы погоды, использовать минеральные и биологические ресурсы подводного мира, задействовать энергетические ресурсы при строительстве приливных электростанций.

фото таблица сравнение океанов

Каким должен быть океанолог?

Прежде чем посвятить свою жизнь этой профессии, нужно понять, что это ответственная работа полная опасностей для тех, кто по-настоящему любит море, требующая знаний и самопожертвования. Каким должен быть океанолог?

Работа океанолога – это экспедиции на судах, пребывание на морских базах минимум раз в год, длительностью не меньше, чем в 3 месяца, погружение с аквалангами, водолазные работы. Поэтому необходима не только научная, но и физическая подготовка, а также стрессоустойчивость.

Что должен уметь, и какими качествами обладать океанолог?

  • Необходимо универсальное образование. Специалист должен знать физику, географию, биологию, химию, метеорологию и математику. Одним из этих предметов надо владеть в совершенстве.
  • Иметь аналитический склад ума, чтобы подмечать и анализировать изменения природных процессов и факторов, происходящих в море.
  • Логическое мышление и хорошая память. Необходимо держать в уме большой объём информации, почерпнутой из научной литературы и собственных исследований, а также уметь извлекать правильные выводы из полученных данных.
  • Знание английского языка поможет работать не только в России, но и в составе международных экспедиций.
  • Высокая физическая подготовка, умение нырять с аквалангом. Работа требует частых погружений на глубину, необходимо уметь преодолевать высокие нагрузки, переносить жару и холод, не поддаваться панике в экстренных ситуациях.

Самое главное качество океанолога – любовь к природе и морю. Среди учёных этой специальности случайных людей не бывает. Если вы бережно относитесь к окружающему вас водному миру, всем сердцем болеете за своё дело, то всему научитесь и принесёте огромную пользу, сохраняя хрупкие экосистемы океана.

фото океаны мира

Где работают океанологи и куда пойти учиться?

Получить увлекательную специальность океанолог есть возможность в ведущих вузах России. Обойти на судах весь мир, изучая тайны морских глубин, можно пройдя обучение на кафедре океанологии МГУ им. Ломоносова, в университетах Владивостока и Санкт-Петербурга, в Российском гидрометеорологическом университете или институтах ВМФ. Выпускники этих учебных заведений работают в самых интересных местах.

  • Гидрографические и метеорологические институты. Обеспечивают безопасное судоходство, составляют навигационные и топогеодезические карты для военного и гражданского флота.
  • Научно-исследовательские и академические институты. Проводят комплексное изучение морей и океанов, ведут научную и экспериментальную работу.
  • Морские станции, береговые и подводные лаборатории. Берут образцы воды, грунта, отслеживают вредные выбросы, осуществляют экологический мониторинг, ведут экспериментальную деятельность.
  • Океанические суда. Это плавучие лаборатории, оборудованные по последнему слову техники. Современные приборы позволяют брать пробы прямо с борта корабля. Батискафы дают возможность погружаться на большие глубины для исследования придонных слоёв.
  • Туристические агентства. Разрабатывают маршруты водных путешествий и обеспечивают их безопасность. Знакомят отдыхающих с обитателями подводного царства.
  • Прикладные отрасли. Разведывают полезные ископаемые, составляют карты миграции косяков промысловой рыбы и её запасов.

Предшественниками океанологов можно считать древних мореплавателей. Именно они составили первые карты морских путей, мелей, подводных рифов и течений. Зарождение океанографии связано с великими путешественниками и торговцами. Фернан Магеллан во время своего кругосветного плавания изучал океаническое дно. Христофор Колумб и Америго Веспуччи делали замеры глубин.

фото глубина мировой океан

Знаменитые океанологи

Становление океанологии, как самостоятельной науки проходило постепенно, по мере накопления необходимых знаний. Россиянин Ю. Шокальский и голландец Б. Варениус входят в число основоположников. Огромный вклад в изучение Мирового океана внесли выдающиеся исследователи-океанологи.

  • Лев Александрович Зенкевич (1889-1970 годы). Родоначальник биологической океанологии. Изучал эволюцию морской фауны. Работал в 1949 г. в экспедиции на корабле «Витязь». Первым поднял для изучения с глубины 8 км придонных животных.
  • Француз Жак-Ив Кусто (1910-1997). Стал известнейшим исследователем океанических глубин благодаря серии научно-популярных фильмов, снятых о его путешествиях. Изобретатель акваланга, подводных камер и осветительных приборов, автор книг и научных трудов. Путешествовал на легендарном корабле «Калипсо».
  • Николай Николаевич Зубов (1885-1960). Инженер, морской офицер (контр-адмирал), основал кафедру океанологии МГУ в 1953 году. Профессор, доктор географических наук, известный полярник, автор фундаментальных монографий о льдах и морских водах Арктики, проливах Мирового океана. Создал «Океанографические таблицы», без которых ни одно научное судно не выходило в море. Многие ученики академика стали известными учёными.
  • Трёшников Алексей (1914-1991 годы). Советский полярник, изучавший океаны и прибрежную зону Арктики и Антарктики.
  • Виктор Робертович Фукс. Профессор ЛГУ, исследователь гидросферы, автор многочисленных научных трудов, создатель атласов для промысловиков и метеорологов. Расшифровывает спутниковые снимки для изучения течений, перемещения водных масс.
  • Жак Пиккар (1922-2008). Отважный швейцарец, в 1960 году первым на знаменитом батискафе «Триест», разработанном его отцом, опустившийся на дно Марианской впадины (10,915 тыс. м), самой глубоководной в мире, и пробывший там 20 минут.

картинка известные океанологи список

Океанолог – не просто работа, это призвание, погружение в интересный мир неизведанных, плохо изученных глубин, новые открытия, завораживающая красота подводных пейзажей.

Профессия требует самоотречения, всего свободного времени и подходит тем, кому не жалко посвятить свою жизнь науке.

Напоследок предлагаем вам убедиться в желании освоить данную профессию, посмотрев несколько интересных тематических видео.

Человек издавна стремился освоиться в водной среде. Это давалось ему с трудом, как-никак, люди по природе своей – существа сухопутные.


Но шли столетия, наука и техника не стояли на месте, прокладывая дорогу в подводный мир. В итоге родилась профессия водолаза.

Ремонтники, строители, добытчики

Всё, созданное руками человека, рано или поздно нуждается в ремонте. И если это «всё» полностью или частично находится в воде, то без водолазов не обойтись. Они обследуют погружённые участки судов, трубопроводов, линий связи, мостов, шлюзов, причалов; выявляют и устраняют поломки.

Возведение сооружений и конструкций, находящихся в воде, не обходятся без водолазов-бетонщиков, водолазов-сварщиков и резчиков. Водолазы роют подводные котлованы, углубляют дно водоёмов.

На нефтяных платформах и вышках подводной газодобычи трудятся водолазы-осмотрщики. Они регулярно проверяют всё работающее оборудование. Вверх-вниз по буровой установке их перемещает особый лифт. Чувствительные приборы помогают проверить все стыки, сварочные швы. Водолазы устраняют дефекты, прокладывают трубопроводы, занимаются консервацией, расконсервацией и ликвидацией скважин. Многим памятен взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 году. Тогда, благодаря водолазам, удавалось быстро находить разорванные трубы, из которых в воду поступала нефть.

«Скорая помощь»

Так можно было назвать водолазов, которые ликвидируют последствия разнообразных чрезвычайных ситуаций и аварий. Например, в порту на винт парохода намоталась гора мусора. Приходится водолазам очищать многотонные лопасти от груды канатов, кусков плёнки и прочего хлама. Или прочёсывать дно в поисках потерь – от золотого кольца до лодочного мотора или упавшего в море квадрокоптера.


Частенько водолазы спасают не бездушную технику, а живых, но неосторожных людей – купальщиков, рыбаков на льдине, ребёнка, провалившегося в полынью. Они становятся ликвидаторами последствий стихийных бедствий – наводнений, цунами, прорывов плотин и дамб.

Нередко спасатели работают «на опережение»: в местах массового отдыха обследуют дно пруда, озера, реки, моря. Обычное для них дело – подъём затонувших грузов, судов, машин. Классическим примером подобных операций может служить спасение груза с крейсера «Лаурентик». А груз был непростой – …

43 тонны подводного золота

В январе 1917 года британцы загрузили на «Лаурентик» 3211 золотых слитков – плату за товары, которые поставили канадцы воюющим англичанам. Корабль вышел в море, но близ Ирландии напоролся на немецкую мину. 43 тонны золота в считанные минуты ушли с ним на дно.

Палубы судна лежали на глубине всего 18 метров. Но место было открыто всем ветрам, а по дну гуляли сильные течения. Они сбивали водолазов с ног, погружениям мешали высокие волны. Водолазы всё-таки обнаружили люк для погрузки, взорвали стальную дверь и решётку за ней. Через две недели, добрались до кладовой, вскрыли её и увидели штабеля небольших ящичков. Каждый – 64 кг весом.

Драгоценный груз ежедневно подымали на поверхность. Но тут грянули осенние штормы. Через неделю море успокоилась, и водолазы обнаружили, что люк провалился на 30-метровую глубину, а волны смяли корпус в гармошку. Снова расчищали дорогу, вошли в кладовую, а она … пуста! Ящики рухнули метров на тридцать вниз и перемешались с обломками дерева и металла.

Операция длилась с перерывами пять лет. Штормы наносили в трюм тонны песка и камней. Их размывали струёй воды под высоким давлением. Шаг за шагом водолазы разбирали корпус крейсера и вслепую, иногда вниз головой искали в песке золото. Спасатели научились на ощупь отличать его от камня или куска стали. В 1923 году утерянными оставались лишь 25 слитков. Поиски прекратили.


Это была образцовая водолазная операция. 5000 погружений – и ни одной потери или травмы. В очень непростых условиях крейсер буквально перебрали по кусочкам. Для неожиданных проблем находили нестандартные решения. И все усилия оказались не напрасны.

Водолазы нужны всем

Да, эта профессия считается редкой. На самом же деле, водолазы необходимы многим:

Профессии, связанные с биологией

Список профессий, связанных с изучением биологии

Список профессий, связанных с биологией, на самом деле очень велик. Охватить абсолютно все вряд ли удастся, но мы постараемся рассказать о наиболее популярных и востребованных профессиях, которые могут заинтересовать старшеклассников.

Агроном

Профессия агроном.jpg

Агроном – это специалист в области земледелия (растениеводства). Он решает когда, где, как и какие растения выращивать. Агроном должен хорошо разбираться в ботанике: знать все существующие и когда-то существовавшие виды сельскохозяйственных культур, все стадии роста растений их особенности. Разбираться в типах почв, климатических условиях, земледельческих технологиях. Все эти знания помогают ему подобрать качественные семена, правильно их высеять, внести нужное количество удобрений в почву, бороться с вредителями растений. От грамотности человека этой профессии напрямую зависит количество и качество полученного урожая. Часто он занимается еще и подготовкой и организацией самих сельскохозяйственных работ. И, чтобы во всем этом разбираться, качественно выполнять свою работу и получать достойную заработную плату нужно изучать биологию.

Специальность агронома доступна к изучению в любом сельскохозяйственном или аграрном техникуме, вузе России.

Эта профессия подходит людям:

  • с крепким физическим здоровьем
  • выносливым
  • без аллергических реакций на растения, химикаты, составляющие удобрений, солнце
  • умеющим принимать быстрые нестандартные решения

Учитель/преподаватель биологии

Профессия учитель биологии.jpg

Учитель/преподаватель биологии – это человек, который со школьной скамьи прививает детям любовь к себе и окружающему миру, помогает разобраться в тайнах живых организмов, растит интерес к ботанике, зоологии и анатомии. Он знает, как появляются бабочки, почему медведь сосет лапу, сколько лет баобабу и чем цветы привлекают пчел. Учитель биологии может рассказать много интересного о природе и человеке.

Если такая профессия по душе, то поступать следует в высшие педагогические учебные заведения. В России их очень много, они есть практически в каждом крупном городе всех регионов страны. Поэтому проблем с выбором, где получить образование, возникнуть не должно.

Профессиональные качества учителя/преподавателя биологии:

  • любовь к детям
  • грамотность
  • умение заинтересовать и донести информацию
  • устойчивость к стрессам
  • терпеливость
  • умение быстро принимать решения
  • ответственность
  • культура

Эколог

Профессия эколог.jpg

Эколог – человек, занимающийся изучением взаимодействия объектов окружающей среды между собой и влияния на них деятельности человека. Они разбираются во всех катаклизмах и их причинах, работают над внедрением технологий для охраны природы, ее сохранением для будущих поколений. Ежедневно в СМИ звучат упоминания, о тех или иных мероприятиях по защите природы. Проблемы загрязнения окружающей среды, потепления климата, исчезновения видов животных и растений – это все сфера деятельности эколога. Эта профессия тесно связана не только с биологией, но и химиейы, физикой, экологией. Ученые считают, что в будущем профессия «Эколог» станет неотъемлемой в каждой сфере деятельности.

Экологом можно стать, отучившись по любой из специальностей, связанной с охраной окружающей среды и/или рациональным использованием природных ресурсов.

Люди, неравнодушные к состоянию живой природы, умеющие командно работать в экстремальных условиях, целеустремленные, ответственные и смелые найдут себя в этой профессии.

При поступлении в учебные заведения медицинского направления обязательна сдача экзамена по биологии. Деятельность медика предполагает, что специалист обладает целым рядом личных качеств:

  • устойчив к стрессу
  • несет ответственность за себя и своих коллег
  • внимателен
  • умеет принимать скорые правильные решения в сложных ситуациях
  • настойчив и усерден в работе

Ветеринар

Профессия ветеринер.jpg

Ветеринар – это врач, который лечит домашних и сельскохозяйственных животных. Ветеринарные клиники есть в каждом городе. Профессия очень тесно взаимодействует с такими науками, как химия, биология, фармацевтика. Ни одна сельскохозяйственная ферма, занимающаяся животноводством, ни обходится без врача для животных.

Это интересный, увлекательный, очень ответственный, в большей мере умственный труд. Ведь ветеринар должен уметь правильно поставить диагноз, назначить лечение, помочь животному в опасной для жизни ситуации. А внимания будут требовать самые разнообразные представители животного мира: от маленьких хомячков, преданных собак, ласковых кошек до птиц, дельфинов и огромных слонов. Профессия требует храбрости и выдержки, ведь врач работает и с животными дикого мира, совершенно неприрученными и даже опасными. В ходе работы возможны взаимодействия с экологами, инженерами лесного хозяйства, медиками.

Между тем высококвалифицированных ветеринаров не так уж и много. Получить специальность «Ветеринарный врач» можно в аграрных и сельскохозяйственных учебных заведениях.

Если человек ответственный, терпеливый, умный, с детства любит животных, ухаживает за ними и заботится, то направление в выборе профессии для него очевидно.

Инженер лесного хозяйства

Профессия инженер лесного хозяйства.jpg

Разбивка городских парков, скверов и другого ландшафтного строительства требует планирования, оценки и реализации со стороны таких профессионалов. Инженер лесного хозяйства принимает непосредственное участие в проведении инвентаризации, ведет кадастрового учет ландшафтов, обеспечивает бесперебойное, рациональное, восполнимое использование лесных ресурсов для народного хозяйства. То есть провести качественную проверку леса с целью выявить сухостой и больные деревья, а так же деревья, подходящие для вырубки в промышленных масштабах, провести мероприятия по пополнению лесного богатства, борьба с незаконным уничтожением леса и подготовка соответствующей рабочей документации – это задачи людей, занимающих должности инженеров лесного хозяйства.

Очень часто взаимодействуют с экологами, многие употребляют названия этих профессий как одной, не различая их функциональных различий.

Успешным специалистом в этой области возможно стать, воспитывая в себе такие качества:

  • любовь к природе и неравнодушие к окружающему миру
  • внимательность
  • высокий уровень развития памяти
  • выносливость
  • конкретность

Получить высшее образование можно в вузах по специальностям «Лесное дело», «Лесоинженерное дело», «Лесное и лесопарковое хозяйство» и др.

Ландшафтный дизайнер

Очень востребованная и популярная профессия, особенно в больших городах, где жизнь подчинена модным тенденциям. Самыми престижными учебными заведениями, где обучают этой специальности, являются Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна и др.

Технолог пищевой промышленности

Стрессоустойчивость, аккуратность, внимание, высокий уровень интуиции, терпение и ответственность, умение запоминать и воспроизводить большое количество информации – признаки характера людей этой профессии.

Диплом технолога пищевой промышленности можно защитить, успешно окончив вуз по специальности:

  • «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
  • «технология мясной и молочной промышленности»
  • «технология бродильных производств и виноделия»
  • «технология продуктов питания»
  • «технология консервного производства»

Биофизик

Биофизик проводит исследовательскую работу и изучение физических процессов, происходящих внутри организмов. Из названия понятно, что профессия требует глубоких знаний биологии и физики. Но эта деятельность затрагивает все естественные науки, предполагает умение работать в лаборатории и с высокотехнологичной техникой. В работе не бывает предположений, основанных на интуиции. Все заключения делаются на основе экспериментов.

Профессия биофизик.jpg

Работа биофизика очень сложная и требует серьезного образовательного уровня. Результаты деятельности, полученные в ходе экспериментов, анализа, исследований, находят свое применение в отраслях сельского хозяйства, экологии, в сфере медицины и биотехнологий.

В характере биофизика должны обязательно присутствовать такие личностные характеристики, как:

  • ответственность
  • усидчивость
  • умение сконцентрироваться на задаче
  • усердие и нестандартное мышление

Для получения этой профессии следует поступать в НИИ, политехнические университеты, исследовательские академии.

Биоинженер

Профессия биоинженер.jpg

Биоинженер – квалифицированный работник, занимающийся изучением материй и организмов с целью создания новых продуктов и для поиска решений вопросов медицины и генетики. Благодаря их деятельности появилось искусственное сердце, всевозможные протезы, сложные медицинские аппараты. Одним из направлений этой области является генетическая инженерия. Результатом работы биоинженеров стало появление инсулина, интерферона, гормона человеческого роста, появились искусственные человеческие органы, ГМО.

Не каждый человек выдержит такой труд. Для работы в этой области нужно иметь:

  • аналитический склад ума
  • терпение
  • ответственность
  • скрупулезность и целеустремленность

Получить знания для работы можно в учебных заведениях по специальности «биоинженерия и биоинформатика».

Вместо заключения

Как видно, профессий, связанных с биологией, множество и они часто взаимодействуют или используют научные и труды друг друга. Перед выбором специальности следует максимально изучить ее характеристики, направления, требования, сферы применения, ее актуальность и востребованность, уровень заработной платы, чтобы при поступлении на выбранный факультет не сомневаться, а приложить максимум усилий в сдаче вступительных экзаменов.

Читайте также: