Как называется профессия человека следящего за животными в заповедниках

Опубликовано: 17.05.2024

работа зоологом в парке

Зоолог – это специалист, изучающий животный мир, а также все, что с этим связано. В его обязанности поиск новых видов животных, защита животных, находящихся под угрозой вымирания, а также исследования их болезней.

Описание профессии зоолога

Зоология – это наука, берущая начало еще из эпохи Древней Греции. Известно, что Аристотель составил одни из первых трудов, посвященных животному миру. Интерес к этой сфере не угасал и в Средние Века: люди продолжали изучать повадки и особенности как диких, так и одомашненных животных. С XVIII века изучение братьев наших меньших стало более серьезным и научным, появились первые микроскопы, накопленные ранее знания стали систематизироваться.

Современные зоологи не только изучают существующих животных, но и пытаются понять причины, приведшие к исчезновению других видов, чтобы иметь возможность предотвратить это в будущем.

Специалист в этой области может заниматься исследованием жизни животных в среде их обитания или же анализом полученных данных в лабораториях. От этого зависит и специфика его работы: он может проводить много времени в командировках, заниматься исследованиями в полевых условиях или же посвящать свое время лабораторным опытам и экспериментам, а затем публиковать научные труды на основе проделанной работы.

Зоолог также может быть занят в таких сферах как животноводство, экология, ветеринария и медицина.

В задачи зоологов входит не только изучение, но и охрана природы, животных. За время технического прогресса и все большего освоения земли человеком количество видов животных постоянно снижается. Чтобы предотвратить вымирание редких видов зоологи занимаются созданием природных парков, охранных зон и заповедников.

Особенности профессии зоолога

Работа зоолога часто проходит в полевых условиях, там, где обитает интересующий его вид животных. Для своей деятельности специалисты должны уметь использовать современную технику для фотографирования или осуществления видео- и звукозаписей.

Кроме этого зоолог может заниматься лабораторными экспериментами, участвовать в местных или международных программах по исследованию жизни и поведения животных. Для этого ему необходимо уметь пользоваться лабораторными инструментами и приборами, знать иностранные языки.

В силу того, что работа зоолога протекает в непосредственном контакте с животными, у этой профессии есть определенный риск. Животные часто являются носителями таких опасных для человека вирусов, как птичий грипп или коровье бешенство, поэтому специалисту надо быть максимально внимательным и четко следовать правилам безопасности.

Как называют специалиста-зоолога, который занимается изучением жуков?

В зоологии много узкоспециализированных разделов, как правило, поделенных по царствам животных. Выделяют:

арахнологов (изучают паукообразных);

малакологов (изучают моллюсков и мягкотелых беспозвоночных);

герпетологов (изучают пресмыкающихся и рептилий) и т.д.

Специалисты-зоологи, которые занимаются жуками, мухами и прочими насекомыми, называются энтомологами (от древнегреческого "энтомос" - насекомое).

Профессиональные требования к зоологу

Зоолог для успешной работы должен отлично разбираться в анатомии животных и строении их организма, иметь представления об акушерстве и зоологической гигиене. Отдельное требование – знания по охране окружающей среды.

Чтобы успешно работать по специальности, зоолог также должен обладать множеством качеств:

любовь к живой природе и любознательность;

готовность к изучению новых материалов и повышению квалификации;

хорошее знание нужной для работы техники;

склонность к исследовательской работе.

В рабочие обязанности зоолога входит:

изучение определенных видов животных (повадок, мест обитания, рациона питания и т.д.);

оценка конкретного вида с точки зрения полезности и безопасности для человека;

участие в научной деятельности (подготовка исследовательских работ, научно-популярных статей и т.д.);

консультационная работа с медиками, ветеринарами, зоотехниками и прочими узкими специалистами;

разработка мероприятий по охране живой природы.

Профессия зоолога является базовой и в свою очередь делится на множество более профильных направлений: энтомологов (специалистов по насекомым), ихтиологов (специалистов по изучению рыб), орнитологов (изучают птиц) и т.д.

В отдельных случаях зоологи могут принимать участие в разработке маркетинговых стратегий аграрного предприятия для лучшего продвижения животноводческой продукции на рынке.

Существуют некоторые противопоказания для работы зоолога. Для данной специальности не подходят люди с плохим зрением и слабым слухом, страдающие от аллергии на животных и растения, астматики, люди с заболеваниями сердечнососудистой системы, а также инвалиды и те, у кого нарушена опорно-двигательная система.

Вакансии для зоологов на рынке труда и уровень зарплаты

Профессия зоолога не входит в список самых востребованных, однако определенный спрос на нее есть. Средняя заработная плата зоолога в нашей стране составляет от 30 000 до 70 000 рублей в месяц.

При высокой квалификации и опыте, а также определенных организаторских и управленческих способностей зоолог может рассчитывать на хорошую карьеру. Наиболее очевидные варианты: занять место заведующего лабораторией или НИИ, возглавить заповедник или научную экспедицию. Немаловажна также научная работа и преподавание.

Если зоолог решает освоить педагогическую профессию, то в его обязанности будет входить:

лекции по уходу за животными для профильных специалистов;

прием экзаменов и проведение тестов;

проведение консультаций сотрудников заинтересованных организаций;

составление планов занятий и отчетов.

Где может работать зоолог

Наиболее распространенные места работы зоологов:

научно-исследовательские институты РАН;

заповедники и питомники;

национальные парковые зоны;

Где учат на зоологов

Для работы зоологом нужно иметь высшее образование по специальности.

Обучение в ВУЗе может включать в себя такие направления как:

биоразнообразие и биоресурсы;

Само обучение в большинстве вузов занимает от четырех до шести лет (магистратура).

Что такое заповедник и национальный парк? Зачем они нужны, и что там делают люди, чем они занимаются. На эти вопросы попробую ответить в своей заметке. Сразу хочу сказать, я не могу говорить за все заповедники и нацпарки, что у нас есть в стране. Ситуация у них может в разы отличаться друг от друга. За 10 лет проработал в двух национальных парках и одном заповеднике Южного Урала. Посетил за это время ещё 5-6 других по стране. Это мизер конечно, но думаю, общее представление сложилось.

Сперва общие сведения. Заповедники и национальные парки это особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения. Иными словами это территории, которые охраняются специальной службой охраны. Законы и правила, действующие на территории регулируются федеральным законом об ООПТ №33 от 1995 года (с многочисленными поправками конечно). Подчиняются все ООПТ Министерству природных ресурсов РФ. А есть ещё природные парки, заказники и прочие территории регионального значения и они находятся в подчинении местной власти, там совсем другие, региональные законы. Приравнивать их между собой нельзя.

Несмотря на такое разделение, цели и задачи у них схожи. Это охрана территории (т.е. пресечение правонарушений), исследование и мониторинг природы (а ещё и объектов культурного наследия), эколого-просветительская деятельность и регулируемый туризм. Поэтому в штате заповедников и нацпарков есть большой штат инспекторов, научные сотрудники (не везде и конечно не по всем направлениям), отдел экологов-просветителей и наконец тур. отдел. Ну и конечно отделы, обеспечивающие работы вышеназванных отделов, руководство, бухгалтерия, юр. отдел, хозотдел.

Сейчас посмотрим прямые обязанности каждого отдела, и чем они дополнительно занимаются.

Отдел охраны: выявление нарушителей, оформление протоколов, таскание по судам, повышение квалификации, тушение пожаров, уборка мусора, проведение учетов животных и птиц, подкормка животных, помощь в проведении мероприятий других отделов, сопровождение туристов и приезжих ученых и даже спасение туристов. Кроме того установка аншлагов и туринфрастуктуры по территории. В других местах, может ещё что-то специфическое, например, в заповеднике «Шульган-Таш» они ещё и бортевики (смотрите в и-нете бортевое пчеловодство). Часто практикуется план по количеству протоколов, составленных и завершённых. В отчет работы отдела идут только протокола, тушение пожаров. Остальное может выполняется и за спасибо, зависит от руководства. Некоторые платят, а некоторые и спасибо не скажут.

Отдел науки: инвентаризация всех животных и растений на территории и районах к ним примыкающим, выявление новых видов, мониторинг состояния отдельных видов или групп организмов, подробное исследование отдельных видов. Участие или организация конференций, работа со студентами, повышение квалификации (редко). В год необходимо написать не менее 2 научных публикаций, минимум одну рекомендацию или пособие, а сейчас ещё нужны и научно-популярные статьи. В последние года добавилась работа и с объектами культурного наследия, то есть созданные человеком. Отдельным перлом графа стоит, сколько денег заработал научный отдел, по грантам или каким-то научным работам по договору. Это всё входит в годовой отчет. Кроме этих, прямых обязанностей, есть и другие. Подготовка различных отчетов, обычно 3-4 в год. Верстку, дизайн и даже печать публикаций делают иногда сами сотрудники. Помогают в проведении работы другим научным организациям. Проведение детских конференций и летних лагерей, работа с учителями биологами и географами, экскурсии по визит-центру или территории, участие в рейдах с инспекторами, консультация и помощь в проведении мероприятий других отделов. Оплата тоже зависит от руководства.

Эколого-просветительский отдел занимается созданием положительного имиджа среди местного населения через различные экологические, и не только, мероприятия и акции, работа с детьми. Занимаются созданием экспозиции в визит-центре, проводят экскурсии, делают выездные выставки на крупных мероприятиях. Могут издавать свою газету, работают со СМИ и съемочными группами (иногда в штате для этого есть специальный человек), издают рекламную продукцию (сувениры, полиграфию и прочее), делают дизайн плакатов установленных по территории. Это то, что входит в отчеты. К побочной деятельности можно отнести, помощь другим отделам в проведении мероприятий, например научных конференций.

Туристический отдел разрабатывает маршруты со всей сопутствующей инфраструктурой, выдает разрешения на посещения, проводит экскурсии, участвует в туристических ярмарках, работает с туроператорами, повышает квалификацию. Побочно, как и другие отделы, помогает в проведении эколого-просветительских и других мероприятий.

В целом, можно сказать так, почти каждый сотрудник ООПТ это швец, жнец и на дуде игрец. Участие одних отделов в работе других, во многом определяется способностями конкретного сотрудника. Если человек, например, хорошо снимает, он будет фотографировать на всех мероприятиях, если разбирается в компьютерах или программах, соответственно помогает и там. Это может оплачиваться руководством, а может восприниматься как должное и совсем не учитываться.

Что касается планов и отчетов, это отдельная песня, знакомая, я думаю, многим сотрудникам бюджетных учреждений . План на год, с разбивкой по человеко-дням по каждому пункту отчета, по месяцам. Например, сколько в июне у тебя будет полевых выходов, сколько проведешь экскурсий и так далее. Отдельно, заявки на гранты, спецзаявки «сверху» о потребностях (которые никогда не выполняются). Отчеты квартальные, за пол-года, за год. Отчеты тематические по несколько в год. В целом уходит прилично времени.

Ну и конечно больная тема, финансы. После отмены тарифной сетки, директора самолично могут назначать зарплаты сотрудникам. К чему это привело, многие также знают не понаслышке. Так, новые люди, пришедшие с новым директором, могут получать в разы больше, чем «старые» сотрудники с многолетним стажем. При этом первые полгода-год они только «въезжают» в свою работу. Ведь у них нет ни опыта подобной работы, ни даже профильного образования. Прежние сотрудники могут хоть 24/7 работать, зарплата у них не прибавиться. Сколько конкретно получают? Да как большинство в нашей стране, от МРОТ и до 15, редко 20 тыс.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Басеги» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В соответствии с Положением на заповедник возлагаются следующие задачи:

1)осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
2) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
3) осуществление экологического мониторинга;
4) экологическое просвещение;
5) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды».
«Государственный заповедник «Басеги» ведет свою работу на основании Устава.

struktura zap s2
Организационная структура заповедника

  • Директор заповедника: Ульянова Елена Михайловна.
  • Отдел охраны: заместитель директора по охране территории - Кутузов Ярослав Евгеньевич
  • Научный отдел: заместитель директора по научной работе - Зенкова Наталья Александровна
  • Отдел экологического просвещения: заместитель директора по экологическому просвещению - Ляпина Наталия Анатольевна
  • Отдел бухгалтерского учета и отчетности: заместитель директора по финансовым вопросам - главный бухгалтер - Иванова Наталья Аркадьевна
  • Отдел обеспечения основной деятельности: заместитель директора по общим вопросам - Югов Виталий Васильевич

Основные профессии сотрудников заповедника

Так как заповедники выполняют три основные функции: охрана биологического разнообразия, научные исследования и экологическое просвещение, то в заповедниках существует три основные профессии.

1. Государственный инспектор по охране территории.

Государственный инспектор должен иметь средне-специальное или высшее специальное образование.

Государственный инспектор обязан:
- знать границы, топографические, ландшафтные и лесорастительные условия и особенности территории обхода или иной закрепленной территории, места нахождения ближайших пожарно-химических станций, пожарно-наблюдательных пунктов, постов и отделений милиции, местонахождение соседних госинспекторов и других работников заповедника, ближайшие населенные пункты.
- знать режим охраны государственного природного заповедника и положение о нем, правила пожарной безопасности в лесах, правила отпуска древесины на корню, сенокошения, пастьбы скота, установленные для данного региона правила охоты, любительского и спортивного рыболовства, а также правила техники безопасности;
- знать установленные нормы дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности за нарушения заповедного режима, инструкции, приказы, распоряжения и другие руководящие документы, относящиеся к работе государственного инспектора;
- обеспечивать соблюдение установленного режима охраны на территории обхода или иной закрепленной территории, систематически проводить их патрулирование в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений заповедного режима, загораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов, о результатах патрулирования своевременно информировать вышестоящее должностное лицо;
- задерживать в установленном порядке лиц, допустивших нарушения режима охраны заповедника, а в тех случаях, когда личность нарушителя не может быть установлена на месте, доставлять его в ближайшее отделение милиции или местные органы власти;
- в случае обнаружения загорания или пожара немедленно принимать меры к их тушению с одновременным извещением о пожаре вышестоящего руководства либо ближайших местных органов власти;
- в случае обнаружения нарушений заповедного режима и отсутствии возможности их пресечения собственными силами незамедлительно извещать об этом руководство своего структурного подразделения или заповедника, милицию, а также других работников охраны заповедника;
- своевременно и в установленном порядке сдавать вышестоящему должностному лицу, а также в другие организации протоколы и иную документацию о нарушениях заповедного режима, изъятые орудия и продукцию незаконного природопользования;
- участвовать в проведении заповедно-режимных и противопожарных мероприятий;
- при проведении лесоустройства и других проектно-изыскательских работ на территории заповедника указывать в натуре границу, межевые, геодезические, лесохозяйственные знаки, просеки, визиры и другие объекты;
- следить за сохранностью аншлагов, квартальных, граничных, визирных, деляночных, межевых и других знаков, мостов, пожарно-наблюдательных пунктов, телефонных линий, других объектов лесохозяйственного и противопожарного назначения и поддерживать их исправное состояние;
- содержать в исправном состоянии и обеспечивать сохранность вверенного имущества, служебных и других материальных ценностей, включая принятое на временное хранение имущество, изъятое у нарушителей заповедного режима;
- вести разъяснительную работу среди населения по предупреждению нарушений заповедного режима и правил пожарной безопасности в лесах;
- по указанию вышестоящего должностного лица оказывать содействие сотрудникам заповедника и сторонних организаций в проведении научно-исследовательских работ и их обеспечении, участвовать в учетных и инвентаризационных работах, связанных с выполнением научных задач заповедника, а также мероприятия по урегулированию численности животных;
- вести служебный дневник и прочую документацию для фиксирования систематических фенологических и иных наблюдений в порядке, предусмотренном руководством заповедника;
Во время пожаронеопасного периода государственные инспектора могут привлекаться руководством заповедника также к выполнению лесохозяйственных работ, предусмотренных планом лесохозяйственных и заповедно-режимных мероприятий.

2. Научный сотрудник.
Должен иметь высшее специальное образование
Научные сотрудники назначаются, перемещаются и увольняются директором заповедника по согласованию с заместителем директора по научной работе, с учетом рекомендации Научно-технического совета заповедника. Назначение на должность научных сотрудников производится по результатам конкурса на замещение должности.
При назначении ответственным исполнителем научной темы, раздела темы или научного мероприятия, предусмотренных утвержденным планом научно-исследовательских работ, научный сотрудник обязан:
Вести полевые научные исследования, наблюдения и их камеральную обработку в полном объеме, предусмотренном применяемыми научными методиками, в том числе соответствующие картотеки, фототеки, коллекции и т.д. Принимать меры к охране постоянных пробных площадей, а также научного оборудования в полевых условиях. Представлять в установленные сроки программы, планы, сметы, отчетные материалы по закрепленным за ними темам и мероприятиям. Готовить для публикации результаты проведенных исследований по закрепленной теме.
Являясь ответственным исполнителем научной темы или научно-организационного мероприятия научный сотрудник имеет право:
Руководить работой представленного в его распоряжение научно-технического персонала. Пользоваться транспортом, оборудованием, инвентарем и материалами заповедника в соответствии с утвержденной рабочей программой и выделенными на выполнение тем и мероприятий лимитами. Через дирекцию давать задания лесной охране заповедника по сбору материалов по теме и проведению необходимых наблюдений и осуществлять контроль за выполнением этих работ. Выезжать в научные командировки по теме в соответствии с утвержденной сметой расходов и календарным планом с обязательным оформлением результатов командировки в установленном порядке.
Научный сотрудник несет ответственность за выполнение закрепленной за ним научной темы, научно-технического мероприятия, за своевременность и качество представленных им научных материалов и практических рекомендаций.

Научный сотрудник обязан:
Выполнять порученный ему раздел работ по программе "Летопись природы" и иной научной темы. Участвовать в пропаганде природоохранных знаний, по поручению дирекции проводить экскурсии в заповеднике, музее природы. Участвовать в проведении мероприятий по восстановлению и поддержанию естественного состояния экосистем в соответствии с утвержденной программой работ и профилем своей специальности. Принимать участие в охране и обеспечении режима заповедника, в борьбе с браконьерами. Принимать участие по поручению руководства заповедника в проведении совместных работ со сторонними научными учреждениями и организациями по профилю своей специальности. По поручению дирекции заповедника выполнять другие работы, связанные с реализацией научных задач заповедника.

3. Специалист отдела экологического просвещения.

Должен иметь высшее профессиональное (биологическое, географическое, экологическое, лесохозяйственное) образование.
Проводит работу по экологическому просвещению населения на базе государственного природного заповедника. Принимает участие в разработке плана методических работ по экологическому просвещению школьников и непосредственно его осуществляет на базе особо охраняемых природных территорий и детских экологических лагерей. Выполняет работы по созданию и функционированию музеев природы, постоянно действующих и передвижных выставок и экспозиций, центров экологического просвещения. Вносит предложения по созданию и обустройству экологических троп, экскурсионных маршрутов, обзорных площадок, информационных пунктов. Участвует в организации, подготовке и проведении лекций, бесед, выступлений в организациях по экологической тематике, а также других эколого-просветительских мероприятий. Выполняет работы, связанные с организацией и проведением экологических экскурсий, развитием познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях. Взаимодействует с общественными природоохранными организациями. В пределах своей компетенции вносит предложения о привлечении заинтересованных физических и юридических лиц к решению проблем заповедника и других особо охраняемых природных территорий региона. Участвует в подготовке систематических выступлений специалистов заповедника и специалистов других организаций в средствах массовой информации и разработке, выпуске и реализации буклетов, фотоальбомов, в создании слайдфильмов, кино- и видеофильмов, справочных и картографических материалов и иной информационно-издательской продукции, значков, сувениров, символики.

Должен знать: основные положения Конституции Российской Федерации; федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие направления развития особо охраняемых природных территорий; постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные правовые акты вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности соответствующего государственного природного заповедника; Положение о государственном природном заповеднике; основы общей экологии, ландшафтоведения и биологии зверей и птиц; основы психологии, социологии и педагогики; историю заповедного дела.

В фантастических фильмах планету и ее жителей спасают супергерои, а в реальной жизни – обыкновенные люди. Чаще всего мы их даже не замечаем, но это не мешает им ежедневно выполнять свою работу. На самом деле, если приглядеться, можно увидеть целую армию тех, кто ежедневно поддерживает баланс мировой экологии. В этой профессиональной сфере есть свое разделение на «группы влияния». Так кто же входит в команду героев-экологов?

1. Работа, связанная с исследованием проблемы

Заботиться о состоянии окружающей среды можно по-разному. Борьба за экологию – это своеобразные военные действия, потому что здесь одни «бойцы» стоят на передовой линии и отражают угрозу, а другие такую угрозу выявляют.

Герой № 1: Биоэколог

В науке есть интересный термин «биота», под которым понимают все живые организмы (сюда входят и животные, и растения, и даже вирусы). Все они беззащитны как перед влиянием человека, так и перед природными катаклизмами. Чтобы помочь биоте гармонично развиваться, была создана профессия биоэколога.



Источник изображения: www.shutterstock.com

Казалось бы, что может быть геройского в изучении экосистемы? Оказывается, еще как может! Без исследования и оценки биоэколога мы не сможем понять, какая сейчас экологическая обстановка на нашей планете, и есть ли угроза всему живому.

Кроме того, без исследований биоэколога люди не будут иметь никакой научной базы и точных прогнозов для борьбы с вредным воздействием. Этот незаменимый специалист детально изучает экосистему, оценивает уровень загрязнения природы человеком, создает специальную базу данных и ведет непрерывный биологический контроль.

Герой № 2: Лаборант химико-бактериологического анализа

Ежедневно мы употребляем в пищу множество различных продуктов. Большинство из нас даже не знает, какие полезные или вредные вещества в них содержаться. Но только не лаборант химико-бактериологического анализа. Этот человек знает о микромире все! В пробирки или на предметное стеклышко его мощного микроскопа часто попадают такие «подопытные», которые могут нанести непоправимый вред живому организму.



Источник изображения: Dpo-standart.ru

Основная задача такого лаборанта – найти опасное вещество, изучить его (если оно неизвестной природы) и не допустить, чтобы вредный ингредиент получил распространение. Перед тем как провести анализ, нужно к нему подготовиться. Для этого специалист берет пробы необходимого сырья, полуфабриката, готового продукта или питьевой воды или даже настраивает оборудование и приступает к анализу. Ни один анализ не обходится без записи результатов, и к ним лаборант относится также серьезно, как и к опытам, потому что эти данные решают дальнейшую судьбу сырья или готовой продукции.

Герой № 3: Медицинский эколог

Почему на земле вспыхивают те или иные эпидемии, мутируют вирусы и незаметно накапливаются хронические заболевания? Каковы причины этой «бактериологической» войны, да и можно ли отследить и обезвредить скрытого врага? Медицинские экологи знают, откуда пришли и почему так активно развиваются многие человеческие болезни, поэтому они непрерывно изучают их и разрабатывают способы борьбы с ними.



Источник изображения: Zdorovieinfo.ru

Когда ученые начали проводить исследования, то они обнаружили, что многие заболевания возникают неслучайно, и у каждого из них своя причина появления. Путем всестороннего анализа было открыто, что некоторые болезни проявляются только в одном климате или в зависимости от особенностей какой-либо местности.

2. Работа, связанная с предотвращением катастроф

В эту группу входят те экологи, которые не сидят в лаборатории, не берут проб и не занимаются биохимическим анализом. Более того, некоторые получают уже готовый результат исследования из рук лаборантов. Но в борьбе с экологическими угрозами их профессии являются не менее важными.

Герой № 4: Менеджер-эколог

Умение планировать и аналитический ум – вот главное оружие менеджера-эколога, хотя и это еще не весь набор его личных качеств. Обычно такие менеджеры работают в специализированных фирмах и на производствах, где основная их задача заключается в организации экологической безопасности.



Источник изображения: Swiftcleaning.co.uk

Какие опасности могут поджидать на заводе или в обычном офисе? Поверьте, чрезвычайных ситуаций было множество, поэтому и возникла потребность в разработке стратегии по их предотвращению. Всегда лучше предупредить проблему, чем потом ее решать!

Менеджер-эколог просчитывает все возможные варианты возникновения угроз, а затем разрабатывает особые программы по их предотвращению. Основные направления его работы – реконструкция старых предприятий, хранение, транспортировка и утилизация отходов (или создание безотходного производства), а также разработка программы по умеренному использованию природных ресурсов.

Герой № 5: Эколог-проектировщик

За время существования человеческий род не только активно расселялся по всему миру, но и почти полностью изменил его облик. На протяжении многих столетий создавались города, повсюду прокладывалось дорожное полотно, и даже в водных бассейнах уже успели произойти изменения. Со временем человечество осознало, что полностью без природных ландшафтов не прожить, и появилась необходимость в экологах-проектировщиках.



Источник изображения: Murphyconstruction.net

Прежде чем создавать тот или иной проект, нужно к нему подготовиться: проверить совместимость идеи с возможностью ее реализации, оценить запас ресурсов и энергии. Естественно, на такой должности работает человек, который отлично знает аналитику и основы проектной стратегии.

Его главнейшая задача состоит в том, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду. В чем именно здесь проявляется защита экологии? Эколог-проектировщик рассчитывает, какое строительство будет эффективным для экологии, а какое нанесет вред. Если будущая постройка нарушит природный баланс, то для нее ищут более подходящее место.

Герой № 6: Специалист по экологическому просвещению

Забота об окружающей среде – это не только создание стратегий и лабораторные исследования, но и курс на просветительскую работу. Эколого-педагогическая работа ведется повсеместно и охватывает она не только детей, но и взрослых. Часто специалистов по экологическому просвещению можно встретить в музеях, специальных центрах, на различных передвижных выставках и в других публичных местах.



Источник изображения: ParkSeason

Причем, он ведет не только просветительскую работу, но и активно участвует в озеленении местности. Например, благоустраивает экологические тропы и экскурсионные маршруты для туристов. Просвещение людей связано с тщательной подготовкой тематических лекций и бесед, которые должны быть не только содержательными, но и способными увлечь слушателя.

Такой специалист сотрудничает со СМИ, природоохранными организациями, издательствами, через которые он может распространять афиши о предстоящих мероприятиях.

3. Работа, связанная с ликвидацией катастроф

Экологи, о которых здесь пойдет речь, не только ценой собственной жизни предотвращают наступление катастрофы, но и ликвидируют ее, если она все-таки произошла. Безусловно, работа любого эколога связана с опасностью, но те, о которых дальше пойдет речь, вдвойне подвержены риску.

Герой № 7: Пожарный



Источник изображения: newsvostok.ru

В такую профессию идут исключительно по призванию. По статистике горят не только здания жилых домов, торговых и производственных площадей, но и лесные массивы, поэтому работы у пожарного хватает. Сейчас, когда очаги возгорания возникают так часто, наш мир просто немыслим без этой профессии.

Кроме участия в спасательных операциях, пожарные проводят регулярные учения, показательные выступления и организуют в школах инструктажи по технике безопасности.

Герой № 8: Водолаз

Если вы думаете, что водолазы только находят под водой потерянные вещи или проводят там ремонтные работы, то вы еще не все знаете об этих отважных ребятах! Загрязнение окружающей среды – это слой нечистот не только на поверхности суши, но и под толщей воды, где довольно часто встречается различный мусор. А, значит, и здесь требуется помощь эколога.



Источник изображения: M24.ru

Не все люди понимают, что от чистоты планеты зависит их здоровье, поэтому так часто водолазам приходится спускаться на дно водоемов и чистить их от мусора.

Работать в специальном снаряжении не так-то просто, потому что долгое время нужно находиться в замкнутом пространстве. К тому же, есть риск повредить костюм или не рассчитать запас кислорода. Но профессионалов не пугает такой расклад, потому что они понимают экологическую важность своей миссии.

Герой № 9: Зоолог

В мире есть десятки профессий, связанных с поддержкой экологии, и одна из важнейших среди них – зоолог, так как в помощи нуждается не только растительные мир и водные глубины, но и царство животных.



Источник изображения: Niklife.com.ua

Как известно, в биологии существует понятие «пищевая цепь», звенья которой – животные и растения – напрямую зависят друг от друга. Возьмем пример с пандами: если исчезнет эвкалиптовое дерево, не будет и этих прекрасных животных. В то же время, между самими животными есть своя жизненно-важная связь, и ее тоже нельзя нарушать.

Поэтому зоологи регулярно следят за здоровьем животных и популяцией отдельных видов. Контроль над «братьями меньшими» осуществляется не только в зоопитомниках, но и в условиях дикой природы. За прошедшие десятилетия зоологи спасли от вымирания панд, северных оленей, белых медведей или, к примеру, индийских носорогов.

работа зоологом в парке

Зоолог – это специалист, изучающий животный мир, а также все, что с этим связано. В его обязанности поиск новых видов животных, защита животных, находящихся под угрозой вымирания, а также исследования их болезней.

Описание профессии зоолога

Зоология – это наука, берущая начало еще из эпохи Древней Греции. Известно, что Аристотель составил одни из первых трудов, посвященных животному миру. Интерес к этой сфере не угасал и в Средние Века: люди продолжали изучать повадки и особенности как диких, так и одомашненных животных. С XVIII века изучение братьев наших меньших стало более серьезным и научным, появились первые микроскопы, накопленные ранее знания стали систематизироваться.

Современные зоологи не только изучают существующих животных, но и пытаются понять причины, приведшие к исчезновению других видов, чтобы иметь возможность предотвратить это в будущем.

Специалист в этой области может заниматься исследованием жизни животных в среде их обитания или же анализом полученных данных в лабораториях. От этого зависит и специфика его работы: он может проводить много времени в командировках, заниматься исследованиями в полевых условиях или же посвящать свое время лабораторным опытам и экспериментам, а затем публиковать научные труды на основе проделанной работы.

Зоолог также может быть занят в таких сферах как животноводство, экология, ветеринария и медицина.

В задачи зоологов входит не только изучение, но и охрана природы, животных. За время технического прогресса и все большего освоения земли человеком количество видов животных постоянно снижается. Чтобы предотвратить вымирание редких видов зоологи занимаются созданием природных парков, охранных зон и заповедников.

Особенности профессии зоолога

Работа зоолога часто проходит в полевых условиях, там, где обитает интересующий его вид животных. Для своей деятельности специалисты должны уметь использовать современную технику для фотографирования или осуществления видео- и звукозаписей.

Кроме этого зоолог может заниматься лабораторными экспериментами, участвовать в местных или международных программах по исследованию жизни и поведения животных. Для этого ему необходимо уметь пользоваться лабораторными инструментами и приборами, знать иностранные языки.

В силу того, что работа зоолога протекает в непосредственном контакте с животными, у этой профессии есть определенный риск. Животные часто являются носителями таких опасных для человека вирусов, как птичий грипп или коровье бешенство, поэтому специалисту надо быть максимально внимательным и четко следовать правилам безопасности.

Как называют специалиста-зоолога, который занимается изучением жуков?

В зоологии много узкоспециализированных разделов, как правило, поделенных по царствам животных. Выделяют:

арахнологов (изучают паукообразных);

малакологов (изучают моллюсков и мягкотелых беспозвоночных);

герпетологов (изучают пресмыкающихся и рептилий) и т.д.

Специалисты-зоологи, которые занимаются жуками, мухами и прочими насекомыми, называются энтомологами (от древнегреческого "энтомос" - насекомое).

Профессиональные требования к зоологу

Зоолог для успешной работы должен отлично разбираться в анатомии животных и строении их организма, иметь представления об акушерстве и зоологической гигиене. Отдельное требование – знания по охране окружающей среды.

Чтобы успешно работать по специальности, зоолог также должен обладать множеством качеств:

любовь к живой природе и любознательность;

готовность к изучению новых материалов и повышению квалификации;

хорошее знание нужной для работы техники;

склонность к исследовательской работе.

В рабочие обязанности зоолога входит:

изучение определенных видов животных (повадок, мест обитания, рациона питания и т.д.);

оценка конкретного вида с точки зрения полезности и безопасности для человека;

участие в научной деятельности (подготовка исследовательских работ, научно-популярных статей и т.д.);

консультационная работа с медиками, ветеринарами, зоотехниками и прочими узкими специалистами;

разработка мероприятий по охране живой природы.

Профессия зоолога является базовой и в свою очередь делится на множество более профильных направлений: энтомологов (специалистов по насекомым), ихтиологов (специалистов по изучению рыб), орнитологов (изучают птиц) и т.д.

В отдельных случаях зоологи могут принимать участие в разработке маркетинговых стратегий аграрного предприятия для лучшего продвижения животноводческой продукции на рынке.

Существуют некоторые противопоказания для работы зоолога. Для данной специальности не подходят люди с плохим зрением и слабым слухом, страдающие от аллергии на животных и растения, астматики, люди с заболеваниями сердечнососудистой системы, а также инвалиды и те, у кого нарушена опорно-двигательная система.

Вакансии для зоологов на рынке труда и уровень зарплаты

Профессия зоолога не входит в список самых востребованных, однако определенный спрос на нее есть. Средняя заработная плата зоолога в нашей стране составляет от 30 000 до 70 000 рублей в месяц.

При высокой квалификации и опыте, а также определенных организаторских и управленческих способностей зоолог может рассчитывать на хорошую карьеру. Наиболее очевидные варианты: занять место заведующего лабораторией или НИИ, возглавить заповедник или научную экспедицию. Немаловажна также научная работа и преподавание.

Если зоолог решает освоить педагогическую профессию, то в его обязанности будет входить:

лекции по уходу за животными для профильных специалистов;

прием экзаменов и проведение тестов;

проведение консультаций сотрудников заинтересованных организаций;

составление планов занятий и отчетов.

Где может работать зоолог

Наиболее распространенные места работы зоологов:

научно-исследовательские институты РАН;

заповедники и питомники;

национальные парковые зоны;

Где учат на зоологов

Для работы зоологом нужно иметь высшее образование по специальности.

Обучение в ВУЗе может включать в себя такие направления как:

биоразнообразие и биоресурсы;

Само обучение в большинстве вузов занимает от четырех до шести лет (магистратура).

Читайте также: