Как называется профессия кукольный театр

Опубликовано: 02.10.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Кукловод кто это такой

Мир театра полон разных профессий. Одна из них – кукловод Кто это такой, что это за профессия, и чем занимается обсудим в этой статье.

Начнем с того что обратимся к википедии, где говорится, что кукловод – актер кукольного театра, управляющий куклами при помощи тростей, нитей (и других средств), а также озвучивающий их.

Для того, чтобы разобраться в особенностях работы кукловода, понять все плюсы и минусы профессии, познакомиться с историей ее возникновения, мы обратимся к самым истокам.

История театра, история профессии

Театральное искусство является очень древним. Одним из первых кукольных театров, родился на улице, где крышей ему служило небо, декорациями – природный или городской ландшафт, прожекторами – солнечные лучи или звезды. Народ очень любил кукольные спектакли, потому что в них хорошие персонажи всегда были сильнее плохих, торжествовала справедливость и дружба, добро побеждало зло.

Конструкции кукол и способы управления ими изначально были разными.

  1. В одном случае куклы (перчаточные, тростевые) управляются снизу и в этом случае кукловоды обычно скрыты от зрителя ширмой.
  2. В другом, люди-актеры находятся рядом с куклами, которых приводят в движение с помощью ниток, деревянных палочек или проволоки – это называется театр марионеток.
  3. А есть еще объемные куклы, так называемые ростовые – актер находится у них внутри и составляет с куклой одно целое.

В России большей популярностью пользовались куклы-марионетки и перчаточные персонажи. Постоянным героям спектаклей был Петрушка, который олицетворял народный характер, юмор и смекалку.

Театр кукол, как и все виды театрального искусства, претерпел со временем множество изменений. Сегодня он имеет статус полноценного театра, у него есть сцена, удобные гримерные и костюмерные комнаты, более разнообразным и сложным стал репертуар. Но главное, что и в XXI веке кукольные постановки по-прежнему завораживающе действуют на зрителей независимо от возраста.

Как стать кукловодом (В кукловоды я пойду, пусть меня научат…)

Тому, кто решил стать актером-кукловодом, надо многое знать и уметь. Кукловод во время спектакля сживается с куклой.

А значит ему необходимы:

  • мастерство перевоплощения;
  • умение петь и танцевать;
  • убедительно плакать и заразительно смеяться…

А также для управления куклой надо иметь развитую моторику и хорошую координацию движений. Профессиональному актерскому мастерству учат в специальных учебных заведениях:

  • театральном училище;
  • театральной студии;
  • театральном институте;
  • колледже культуры и искусств;
  • театральной академии и др.

Требования к личным качествам кукловода

Актер театра – это не профессия, а состояние души, образ мыслей и стиль жизни. Для работы в нем необходим определённый набор личностных качеств.

Среди них:

  • артистичность;
  • хороший голос;
  • четкая дикция;
  • тяга к творческому самовыражению;
  • смелость для выступления перед большой аудиторией;
  • способность к постоянному саморазвитию.

Замечательно, если они у вас есть от рождения. А если некоторых нет, то нужно постараться их развить.

Положительные и отрицательные стороны профессии

Тому, кто свяжет свою жизнь с профессией актера-кукловода, откроется мир полный интересных событий и ярких впечатлений и даже волшебства. Словно добрый сказочник, оживляет кукол, которые становятся на сцене самостоятельными персонажами.

Во время спектакля актер получает возможность самовыражения, донося до зрителя через кукольных персонажей свои чувства и мысли. Работа в театре предполагает гастроли в разные города и страны, что позволяет:

  • познавать мир;
  • знакомиться с интересными людьми;
  • обмениваться опытом с коллегами;
  • творчески и профессионально развиваться.

Если говорить о минусах актерской профессии, то это огромное количество времени, необходимого на обучение и практику и невысокая оплата труда в начале карьеры.

Вывод

Итак, мы рассказали о профессии кукловод кто это такой, чем он занимается в театре, где можно обучиться этой непростой профессии и об ее особенностях.

Напоследок заметим, что если в вас сильна жажда творчества, стремление к самосовершенствованию и самоотдаче, то несмотря на все трудности работы кукловода, эта профессия подойдет как для детей, так и для взрослых.

Елена Николаевна Егорова

21 марта весь мир отмечает Международный день кукольника .

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
• художественных способностей,
• творческие способности,
• богатого воображения,
• хороших зрения и глазомера,
• наблюдательности,
• склонности к работе руками,
• оригинальности и находчивости,
• чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс : Яуза : ЭКСМО, 2006. - 633, [1] с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками : [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, [2010]. - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова ; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем : попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум ; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы : энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, [2] с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы : [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, [3] с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек : [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис ; РИПОЛ классик, 2012. - 190, [1] с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум ; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём : попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин ; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово : АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир : дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир : дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева ; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

• Кто в куклы не играл - счастья не видал
• С куклами возиться - бытию учиться
• Первый ребёнок - последняя кукла
• В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её .

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене.

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я. !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые .

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогический проект во второй младшей группе Профессии наших пап .Знакомство с профессией повар кондитер.

Проект для младшего дошкольного возраста. Содержит конспект НОД "Профессия -повар".


Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры.


Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа). (конспект)
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей).

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий и все хороши, каждый способен найти для души!» (знакомство с профессиями родителей). Слайд 2. Актуальность. Дошкольное обра.


Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»

Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» .

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».Задачи: 1.


Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада.


В школе я хорошо учился, особенно легко давались точные науки. И поступать я планировал в вуз технической направленности, но вмешалась Судьба. Дело в том, что вступительные экзамены в Нижегородское театральное училище были на месяц раньше, чем в том учебном заведении, куда я думал поступать. Я подал документы в театральное на драматическое отделение скорее из подросткового авантюризма, без особой надежды на успех. На драматическое не прошел, мне предложили отделение, на котором готовили актеров-кукольников. Я согласился.

Родители были шокированы. Они искренне не понимали, зачем мне это надо! А я каким-то чувством угадал, что это и правда мое.

Учиться было сложно и интересно. Сложно скорее физически: занятия с утра и до вечера, и не только сидя за партой. Актерское мастерство, танцы, сценическое движение, речь, основы фехтования и мастерство работы с куклой… Казалось бы, зачем это надо актеру-кукольнику, ведь ему не танцевать и не фехтовать на сцене? На самом деле, во-первых, полезно знать и понимать, как двигается человеческое тело в той или иной ситуации, а во-вторых, театр кукол меняется, появляются постановки, в которых актер выходит на сцену вместе с куклой. Не только голосом работает актер-кукольник.

После окончания Нижегородского театрального училища я переехал в Москву и в 1995 году попал в Московский театр детской книги «Волшебная лампа», где проработал до 2000 года. Потом был Московский областной театр кукол, «Маленький театр кукол» города Балашиха, и, наконец, в 2009 я стал актером Театра кукол им. С. В. Образцова.

Подготовка к спектаклю

Первым делом на художественном совете утверждается идея спектакля. Художники готовят эскизы. Затем режиссер распределяет роли. И от желаний актера тут мало что зависит. Хотя, бывает, что страсти кипят, ведутся интриги, амбиции не дают покоя.

На читке — когда актеры и режиссер собираются в зале и читают свои роли — распределение может поменяться. Становится видно, насколько удачно режиссер подобрал актеров для исполнения ролей тех или иных героев.

Потом режиссер разводит сцены. И отнюдь не всегда в хронологическом порядке. Все зависит от готовности декораций и кукол.

Последний этап подготовки спектакля — прогоны на сцене.

Моя задача — оживить персонаж, заставить зрителей поверить, что кукла сама рассказывает историю. Для того чтобы почувствовать куклу, мне нужно некоторое время покрутить ее в руках, попробовать, как и что у нее двигается. Все это необходимо для того, чтобы в процессе игры не думать о ее механике, а проживать жизнь персонажа.

На одном из спектаклей у меня была кукла-ангел. Это была большая кукла, которой управляли сразу несколько актеров. Я работал с головой. И вдруг поймал себя на мысли, что я совсем не думаю о том, куда и в какой момент повернуть механизм. Появилось ощущение, что не я управляю куклой, а она мной, ангел жил своей жизнью, и это было прекрасно.

Считается, что есть две школы актерского мастерства — школа переживания и школа представления. Первая концепция актерской игры принадлежит Станиславскому и предполагает, что актер вживается в роль своего персонажа. Вторая — Чеховская школа — предлагает актеру сделать задачи героя пьесы личными задачами, т. е. сыграть роль через призму собственной личности. Актер должен уметь работать и в той, и в другой школе. Каждый раз режиссер ставит разные задачи, и чем больше средств для их реализации есть у актера, тем он интереснее и профессиональнее.

Актер — это постоянное обучение. В Театре им. С. Образцова принято организовывать мастер-классы с зарубежными коллегами, и мы всегда учимся друг у друга. Актеры старой школы — неисчерпаемый кладезь вдохновения и знаний про актерское мастерство.

В театре кукол ставятся не только детские спектакли. У нас есть взрослые постановки, экспериментальные, которые по-новому раскрывают для зрителя театр кукол. Выразительные средства наших спектаклей меняются, эволюционируют, развиваются. Дети проще воспринимают куклу на сцене, проще верят в ее «живость», зато взрослые могут глубже оценить символизм куклы, метафоричность ее рассказа.

Актерское братство…

…в нашем театре, действительно, существует. Молодого актера после театрального училища сразу принимают в семью. Он сам выбирает, кто его больше вдохновляет, старается учиться у более опытных коллег. Но никакой субординации между актерами нет, количество сыгранных ролей, премии и прочие атрибуты успеха — не главное. Главное — не останавливаться на достигнутом.

Профессиональное выгорание случается, когда пропадает интерес к развитию в сфере актерского мастерства. Кто-то может реализовать себя в режиссуре, кто-то в театральном менеджменте. Актер — это в любом случае качественное гуманитарное образование. Но все, кто так или иначе связан с театром, обычно в этой среде и остаются.

О хлебе насущном

Всем школьникам, которые грезят о сцене, я бы посоветовал хорошо подумать, прежде чем подавать документы в театральное училище. В театре не работают, в театре служат! И это история не про деньги и даже не про успех. Труд актера — смесь чистых эмоций и знаний, психологии, литературы, музыки, хореографии… в театре соединяются все виды искусства. Актер — работа на износ.

Платят в государственном театре за количество сыгранных ролей. Есть бухгалтерские расчеты, и зарплата зависит от занятости актера в течение месяца и его послужного списка. В театре кукол молодым актерам легче — их сразу стараются максимально задействовать. В драматическом театре главную роль можно ждать десятилетиями.

Пожалуй, если бы я стал картографом, как планировал, моя жизнь была бы финансово более благополучной. Но валюта актера — эмоции. Это невероятный душевный подъем, когда видишь, как меняются лица людей в зале во время спектакля.

Беседовала Мила Кретова
Фото: Александр Иванишин / Театр кукол имени С. В. Образцова

Все о профессиях в театре

Магия сцены существует, а вот кто ее создает, знает не каждый. Даже в театре бывает рутина, правда, для многих она становится чем-то постоянным и будничным, от этого нет сил отказаться. Если хочется связать свою жизнь с театром, профессий, которые могут в этом помочь, очень много.

Особенности

Десятки человек создают спектакль, который потом получает зрительские овации. И причастными к ним справедливо могут считать себя не только режиссер и актерская труппа – есть масса профессий, в которых нуждается каждый театр. Существуют, например, костюмеры и реквизиторы, профессионализм которых ценится так высоко, что не всяким актером так будут дорожить в театре.

Некоторым специальностям обучают в соответствующих вузах – и других вариантов нет. Но, например, гримером или гардеробщиком можно стать и без образования.


Список и описание профессий

Театр может быть художественным, оперным, драматическим и т. д. Бывают, например, театры, труппу которых составляют люди, параллельно снимающиеся в кино. Есть такие театральные профессии, которые стоят в первом ряду популярности.

Актер

Это лицо театра. В актерскую труппу попадают, как правило, люди, окончившие театральный вуз или училище. Считается, что актер поступает на службу в театр, они так и говорят: «Служу в театре музкомедии» или «Служу в этом театре 20 лет». Оказаться на месте актера без соответствующего образования почти невозможно, разве что это будет любительский театр. Или, например, человек случайно попадает в кино, обладая природным талантом, добивается успеха и хочет попробовать себя и на театральных подмостках. Но, как правило, он все равно идет учиться, потому что никакая природа и талант не заменят исключительно профессиональных навыков, азов актерства. Исключения так редки, что они только подтверждают правило.

Зарплата актера не самая высокая. Если это провинциальный театр и назвать актера звездой, задействованной в большом количестве спектаклей, да строго на главных ролях, нельзя, получать он будет от 15 тысяч рублей. Увы, но реалии таковы. В московских театрах зарплаты выше, равно как и конкуренция.

Лучшие вузы для получения актерской профессии – Школа-студия МХАТ, Высшее театральное училище им. Щепкина, Театральный институт имени Щукина, ГИТИС.


Аниматор

Если употреблять это слово в правильном значении, аниматор – это уличный актер. Работает он в парках развлечений, на массовых мероприятиях, один или в составе уличной актерской труппы. В идеале человек, связанный с этой профессией, также обязательно должен иметь актерское образование. Сегодня под аниматорами чаще понимают людей, которые ведут детские и взрослые праздники, работают в рамках тематических уличных мероприятий. Естественно, актерское образование имеет далеко не каждый.


Суфлер

Иначе говоря – подсказчик. Именно этот человек сидит в суфлерской будке и часто спасает судьбу спектакля. Его задача заключается в своевременной подсказке актеру, если тот забыл текст. И, конечно, ничего этого не должен заметить зритель. Сама будка находится посреди сцены, немного возвышается над помостом. Ее легко узнать по форме – она напоминает ракушку.

Но суфлеры сегодня есть далеко не в каждом театре. Профессия теряет свою актуальность, потому не является незаменимой в театре. Или же человек этой специальности может совмещать ее с другой, чтобы работать на полную ставку.


Гардеробщик

Стоит ли напоминать, откуда начинается театр? Так вот, хозяином той самой вешалки является гардеробщик. Без специального образования в этом случае, конечно, обойтись можно, зато требования не самые простые. Во-первых, в большинстве случаев выходным днем будет только понедельник. Во-вторых, нужно быть быстрым, ловким, обладать неплохой памятью. Ну и, конечно, как в театре без вежливости, обходительности – зрителя нужно расположить еще у входа. Как говорится, профессия требует соответствия месту.


Бутафор

На эту специальность в театр может устроиться выпускник художественного вуза. Это не просто художник, душа которого поет и требует творчества, – понадобятся и сугубо технические навыки: например, знать характеристики разных клеевых составов, разбираться в красках с точки зрения химических свойств и т. д.

В основном же бутафор занимается изготовлением эскизов, которые он должен согласовывать с постановщиком. Он же руководит цехом, где изготавливают декорации и реквизит. Этим занимается художник-бутафор. А вот рядовой бутафор выполняет технические задания: заваривает клей, замешивает глину, нарезает бумагу, окрашивает и т. д.


Реквизитор

Не только режиссер должен сказать «Верю» на игру актера. Сидящий в зале зритель должен поверить всему, что происходит на сцене. И если, допустим, герой пьет молоко, используемая жидкость должна быть как минимум похожа на него.

Упомнить все, что включено в реквизит, может только ответственный за это человек. Он отвечает за те нюансы, без которых распадется общая картинка сцены.


Клакер

Возможно, не все даже слышали это слово. В самом названии профессии кроется и ее значение, в переводе с французского «claque» означает «хлопок ладонью». Они, клакеры, должны заводить людей на овации, хлопать в нужном месте и в нужном масштабе. По сути, они заводят публику, зачастую определяя успех спектакля. Клакер должен обратить зрительское внимание на тот момент в спектакле, который знаковый, сложный, особенный, но не всегда зритель об этом догадывается.

Естественно, конкуренты нередко отправляли своих клакеров, чтобы те развалили спектакль соперника. На чужой постановке нанятые клакеры вели себя так, чтобы об успехе и говорить не пришлось. Их задача – освистать спектакль, помешать конкуренту.


Балерина

Так называют артистку балетного театра, исполнительницу классических танцев, получившую образование согласно балетным канонам, использующую в работе так называемую пальцевую технику. Прима-балерина – это артистка, которая выступает на первых ролях, ведущая солистка балетной труппы. Именно ей достаются главные партии в постановках. Артист балета (мужчина), который добился тех же высот, называется премьером.

Нельзя поступить на балерину или артиста балета после школы – слишком поздно. В профессию приходят в раннем детстве (как правило, еще в дошкольном), в первые годы занятий танцами выясняется, пригоден ли ребенок для классического балета. Звучит жестко, но здесь есть отбор, причем зачастую дело не только в таланте и работоспособности, сколько в анатомическом соответствии – должны быть определенная фигура, гибкость, выворотность стопы и т. д. В 10–11 лет дети поступают в балетное училище, где наряду с общеобразовательными дисциплинами осваивают балетные.


Светооператор

Этот человек отвечает за световой пульт, который на сцене можно считать своеобразным курсором. Если постановка небольшая, светооператор может выполнять задачи художника по свету, а также заведующего электроцехом. Тогда он будет разрабатывать световую партитуру, размещать приборы, отвечать за их направку. Сегодня эта профессия требует особых навыков, так как иногда приходится создавать светом целые картины. Свет может играть ведущую роль в спектакле, расставлять смысловые акценты и т. д.


Музыкальный оформитель

Это профессионал, который выстроит музыкальную линию спектакля – подберет музыку так, чтобы она была уместной, убедительной, помогла раскрыть образ и эмоционально вовлечь зрителя. И все должно соответствовать начальной задумке постановщика.


Дирижер

Этот человек руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Он отвечает за художественную интерпретацию произведения, он же гарантирует ансамблевую стройность, отвечает за технику игры каждого исполнителя. Помимо того, что это должен быть музыкально одаренный человек, он должен тренировать слух, обладать драматургическим чутьем. Ну и, конечно, для своего коллектива он должен быть беспрекословным лидером.


Сценограф

Это художник, который отвечает за оформление постановки, создает ее изобразительно-пластический образ. Он одновременно выполняет роли живописца, графика, конструктора, архитектора и технолога. Он не один занят в оформлении сцены, но он руководит процессом. Зачастую спектакль запоминается именно невероятным оформлением сцены, шикарным решением этой части спектакля, которая говорит не меньше, чем реплики героев.

Сценограф будет успешным, если сможет построить команду таких же профессионалов, поскольку его задумки надо еще и воплотить в жизнь.


Гример

Задача этого специалиста – изменить внешность актера так, чтобы она максимально соответствовала роли. И дело не просто в умении наносить макияж. Грим отличается от обычной косметики, он помогает человеку быть ярким, выразительным, чтобы это видел зритель даже в последнем ряду. Иногда гример должен «рисовать» лицо, меняя актера до неузнаваемости.


Художник

Прежде чем появится костюм, его нужно придумать и нарисовать. Этим занимается художник по костюмам. Есть еще художники сцены, художники по свету, но не в каждом театре эти задачи возложены на разных специалистов. В любом случае это должен быть человек с высшим художественным образованием.


Какие еще есть художественные специальности?

Выучиться можно и на актера кукольного театра (для этого нередко достаточно училища). Специалист должен знать технику кукловождения, обладать сценречью, актерской техникой, быть музыкальным и т. д. Говоря о театре, можно услышать и такое слово, как «антрепренер». Сегодня оно употребляется несколько реже и в большей степени как связанное с театром дореволюционной эпохи. Сегодня бы сказали проще – продюсер. В крайнем случае – импрессарио. Этот человек мог владеть театром и заниматься его продвижением. Один из самых легендарных представителей этой профессии – человек, подаривший миру «Русские сезоны», Сергей Дягилев.

Заведующий труппой – это современный театральный менеджер, отвечающий за все организационные вопросы, связанные с актерским составом. Он принимает участие в ролераспределении и в составлении репетиционных планов. Отвечает он и за то, чтобы загрузка труппы была равномерной. Он же занимается подбором новых актеров или приглашает артистов со стороны для разового участия в спектакле.

Конечно, как не упомянуть практически главного человека в театре – режиссера. Он определит общую идею, раскрывающуюся в ходе спектакля, ведь одно и то же художественное произведение можно не просто поставить по-разному, но и насытить диаметрально противоположными трактовками. Режиссер получает свое образование в художественном вузе, на режиссерском факультете. Человек, живущий искусством, – наверное, это про него.

Обычно в театре есть несколько цехов: в одном трудятся технические работники, отвечающие за свет, звук, механику сцены, в другом занимаются изготовлением декораций и реквизита, в третьем – костюмами.

Также в современных театрах есть менеджеры, отвечающие за коммерческий успех театра, рекламу, промоушн и т. д. В некоторых театрах в штате есть и критики, имеется литературный отдел.

Читайте также: