Как обучающиеся могут использовать материалы сайта атлас новых профессий

Опубликовано: 16.05.2024

Зорина Екатерина Сергеевна

Какие профессии востребованны на рынке труда сейчас? А какте будут востребованны через 5 лет? Какими навыками необходимо обладать, чтобы быть востребованным специалистом своего дела?

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_proforientatsii_s_podrostkami.docx 20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по профориентации с подростками «Атлас новых профессий. Надрофессиональные навыки»

Тема: Атлас новых профессий.

Цель: познакомить детей с новыми направлениями профессиональной деятельности, с профессиями – «пенсионерами», надпрофессиональными навыками, способствовать развитию у детей «мягких навыков» (soft skills) - социально-психологические навыки, которые пригодятся большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные другие.

Оборудование: компьютер или ноутбук с «Атласом новых профессий», карточки с заданиями, бумага формата А3, фломастеры, цветные карандаши, ручки.

Психолог: Здравствуйте! Совсем скоро вам предстоит выбирать ВУЗ в котором вы продолжите свое обучение, а точнее направление своей будущей профессиональной деятельности. Знаете ли вы какие профессии сейчас востребованы на рынке труда? Какие будут востребованы через пять лет? А какие будут востребованы, когда вы закончите обучение в ВУЗе? (выслушать ответы детей).

Современный мир очень быстро меняется и конечно меняются вместе с ним и люди, а также их потребности. В настоящее время появилось много профессий, о которых не слышали еще каких-то десять лет назад. Например – цифровой лингвист, проектировщик нейроинтерфейсов. Также появились профессии пенсионеры- сметчик, стенографист и многие другие.

Как происходит выход профессии на «пенсию»?

Процесс выхода профессии «на пенсию» идет постепенно: сначала мы видим «первых ласточек» (эксперименты по замене профессий новыми технологическими решениями), потом процесс становится массовым, а «хвост» может тянуться десятилетиями (как в некоторых районах страны до сих пор ездят на телегах, хотя в основном все перешли на автотранспорт).

Почему «устаревают» профессии?

Стенографист - уже сейчас системы распознавания голоса (например, Siri) и преобразования речи в текст позволяют замещать труд подобных профессионалов. Технологии развиваются настолько быстро, что к 2020 году использование таких программ станет повсеместным.

Вот мы и подошли к главной проблеме. Где искать информацию о новых профессиях? Какими знаниями необходимо обладать для освоения выбранной профессии? Найти ответы на эти вопросы нам поможет «Атлас новых профессий».

Агентство стратегических инициатив совместно с московской школой управления Сколково разработали этот «альманах специальностей и путеводитель которые будут перспективными в ближайшее десятилетие». В нем хорошо отражается стремительное развитие мира, его кардинальное изменение, продиктованное достижениями в сфере информационных технологий и других отраслях. На основе проведенных исследований разработчики составили список профессий в 19 разных отраслях, которые будут востребованы уже в ближайшее время. Некоторые специальности ныне уже существуют в хорошо развитых странах, другие профессии пока отсутствуют во всем мире, но при сохранении общей тенденции изменений они обязательно появятся.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями, которые представлены в «Атласе новых профессий» и надпрофессиональными навыками, которые необходимы для этого. Но сначала узнаем, что такое надпрофессиональные навыки.

Более того, существует огромное количество названий, в которых легко можно запутаться.

  • Навыки межличностного общения;
  • Человеческие навыки;
  • Жизненные навыки;
  • Социальные навыки;
  • Навыки XXI века.

Надрофессиональные навыки – это комплекс неспециализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Еще эти навыки называют soft skills («мягкие навыки).

Что значит «надпрофессиональные?

Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы . Для них характерна универсальность.

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие « надпрофессиональные навыки », отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о soft skills можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудоустраиваемость»).

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Сейчас, давайте назовем надпрофессиональные навыки, для этого необходимо открыть «Атлас новых профессий» на странице 6.

(Здесь дети зачитывают навыки, высказывая свои мысли по поводу значения каждого. Всего навыков 11).

  • Экологическое мышление
  • Управление проектами
  • Системное мышление
  • Работа с людьми
  • Работа в условиях неопределенности
  • Программирование/робототехника/ИИ
  • Навыки художественного творчества
  • Мультиязычность и мультикультурность
  • Межотраслевая коммуникация
  • Клиентоориентированность
  • Бережливое производство

Психолог: Теперь, когда мы познакомились с надрофесссиональными навыками, предлагаю выполнить задания.

Перечислите, с помощью «Атласа новых профессий» для каких профессий необходимо обладать такими надрофессиональными навыками как: межотрослевая коммуникация, системное мышление, управление проектами.

(менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, архитектор живых систем, биоэтик и др).

С помощью «Атласа новых профессий (раздел «Профессии-пенсионеры»), расскажите по каким причинам исчезают такие профессии как: копирайтер, лектор, нотариус.

КОПИРАЙТЕР

Компьютерные программы (боты), подключенные к огромным базам данных с текстами, статьями, манифестами, литературными произведениями и т. д., способны уже сегодня генерировать тексты среднего качества заданной литературной формы на любые темы, используя стандартные синтаксические конструкции.

ЛЕКТОР

Круг задач преподавателей- «репродукторов» будет меняться благодаря развитию образовательных технологий и изменению запросов студентов – записывание стандартного лекционного курса под диктовку снижает мотивацию к учебе, любую информацию можно найти в Сети, а ведущие вузы мира предлагают различные сертификационные бесплатные и платные онлайн-курсы любому желающему. Лекторы должны давать учащимся уникальный опыт, который им по-другому не получить. Со временем лекции будут читать только те, кто обладает либо уникальными знаниями и опытом, либо умеет общаться с аудиторией и способен артистично излагать информацию.

НОТАРИУС

Развитие сервисов удаленного доступа для оформления документов и совершения банковских операций с использованием электронной подписи, возможность подключения к базам данных с целью проверки подлинности личности, платежеспособности или несудимости делают функции нотариуса устаревшими. Вскоре эта профессия может сохраняться только благодаря устаревшим нормам законодательства.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека.Используя надпрофессиональные навыки, придумайте свою профессию будущего (название, навыки, описание обязанностей, в какой сфере деятельности будет востребована эта профессия, какими знаниями необходимо обладать для получения).

Данный проект рассчитан на обучающихся 7-9-х классов, педагогов, родителей. Будущему выпускнику необходима помощь в формировании правильного понимания сущности избираемой профессии и самоопределении в процессе адекватного принятия решения о выборе профессионального пути, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям будущих выпускников, а также перспективам развития рынка труда, намеченным в «Атласе новых профессий».

В программе развития школы основная цель – профессиональное самоопределение выпускника, таким образом, этот проект способствует успешной её реализации.

Создание и использование системы работы классного руководителя по профессиональной ориентации школьников позволяет значительно повысить интеллектуальную активность выпускников в профориентационном поиске, развить исследовательские способности, творческое мышление, формировать надпрофессиональные навыки, умение находить информацию об интересующей профессии и использовать эти знания при выборе профессии в будущем.

Проект реализуется через тематические классные часы, экскурсии на предприятия, использующие инновационные технологии, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями данного проекта.

Обеспечение готовности обучающихся к сознательному профессиональному выбору является одной из приоритетных задач, которая стоит перед классным руководителями 7-9-х классов МБОУ СОШ № 90 и должна достигаться с использованием современных технологий и образовательных методик. Именно это и послужило предпосылкой для разработки данного проекта.

Руководителем данного проекта является классный руководитель, который уже в течение трех лет использует в своей практике материалы Атласа новых профессий. При этом особенности Атласа новых профессий как методического пособия задают содержание и характеристики разделов проекта и тем самым определяют зону ближайшего исследования.

Участниками данного проекта являются обучающиеся параллелей 7-9-х классов. Этот проект помогает теоретически разработать и определить тематику классных часов по профориентации, создать условия для их проведения, практически подкрепить результативность данного исследования.

Проект рассчитан на три года.

Описание учреждения

Год создания школы – 1946. Создание на Западном жилмассиве в 1992 году «Школы – художественного комплекса» (в рамках модели школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла) как духовного центра было реальной потребностью. В течение 10 лет (1992-2002гг.) апробирована модель школы с углублённым изучением предметов ХЭЦ. Школа реализует образовательные программы: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Реализовав успешно Программу развития на период с 2008 по 2013 гг. «Школа как системный образовательный социокультурный комплекс», сохранив преемственность с предыдущими Программами развития ОУ, работая в инновационном режиме как городская экспериментальная площадка по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство», можно говорить о сложившихся социокультурных, информационных, программно-методических и финансовых условиях развития школы.

2014 год – запуск Программы развития ОУ «Образовательный центр «Школа успеха» как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных отношений всех участников ОО», цель которой – повысить качество образовательной среды для обеспечения успешной социализации и профессионального становления выпускников ОО, то есть построить «образовательный лифт» для каждого обучающегося и воспитанника.

Высокий кадровый потенциал (80% учителей первой и высшей категорий, средний возраст - 45 лет, 3 Заслуженных учителя РФ, 2 Заслуженных артиста РФ, 7 Отличников просвещения РФ, 5 учителей награждены Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ) позволяет добиваться высокого уровня качества образования.

Постановка проблемы

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Атлас – принципиально новое для отечественной школы методическое пособие, которое ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, на формирование личности школьников, овладение ими знаниями о профессиях будущего, обеспечивающими успешность.

Теоретико-методологической основой разработки Атласа стали научные разработки школы управления «СКОЛКОВО» и Агентства стратегических инициатив, которые провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030». В нём приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

Результаты внеклассных занятий и диагностика уровня готовности обучающихся к осознанному профессиональному выбору выявили следующие проблемы: 10% обучающихся имеют высокий уровень, 25% обучающихся – показали средний уровень , 65% обучающихся – низкий. В связи с этим необходимо повышать уровень готовности обучающихся к осознанному профессиональному выбору.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для профессиональной ориентации обучающихся 7-9-х классов, для осознанного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности на основе знания о своих профессиональных склонностях, знаний о современном мире профессий и «Атласа новых профессий».

Цель определила круг конкретных задач:

1) изучить нормативно - правовую базу и сделать анализ педагогической литературы по проблеме усвоения знаний о профессиях будущего;

2)провести мониторинг возникающих трудностей, выявление проблем в деятельности классного руководителя по овладению знаниями о новых профессиях;

3)разработать серию классных часов о профессиях будущего, используя современные технологии и воспитательные методики;

4)создать банк информационно - методических материалов по овладению информацией о новых профессиях, организовать их использование классными руководителями на классных часах;

5)издать методическое пособие – сборник разработок классных часов по Атласу новых профессий.

Срок реализации проекта

2016-2019 учебные годы

Участники проекта: классный руководитель 9-го класса и обучающиеся параллели 7-9-х классов.

Стратегия достижения поставленных целей

Диагностический этап

На данном этапе проводится мониторинг, который помогает выявить уровень владения информацией об Атласе новых профессий; заполняются листы оценки готовности обучающихся усваивать материал на классных часах.

Диагностический этап выявляет не только ряд трудностей, препятствующих овладению знаниями о профессиях будущего, но и явится эффективным мотивирующим фактором для саморазвития как классных руководителей, так и обучающихся. В процессе проведения диагностического этапа классные руководители используют не только уже существующий диагностический инструментарий, но и могут разработать собственный.

Информационно- аналитический этап

Основанием для овладения знаниями о профессиях будущего является нормативно - правовая база на школьном уровне: программа развития ОО, целеполагание ОО, программа воспитательной работы МБОУ СОШ № 90, план воспитательной работы классного руководителя 9 класса.

В ходе данного этапа классным руководителям образовательной организации необходимо изучить нормативно - правовую базу всех уровней по вопросам профориентации, познакомиться с опытом работы в данном направлении педагогов.

Этап планирования работы

На данном этапе осуществляется разработка механизма внедрения проекта, определяются сроки и ответственные за проведение мероприятий в рамках реализации проекта.

Изучение нормативно-правовой базы по данной проблеме; разработка локальных актов на уровне ОУ

Классные руководители 7-9-х классов

Изучены воспитательные программы на уровне образовательной организации, необходимые для овладения знаниями о профессиях будущего

Мониторинг имеющихся у школьников сведений, представлений о профессиях будущего

Уровень владения информацией о существующих и новых профессиях

Разработка серии классных часов о профессиях будущего, с использованием современных технологий и воспитательных методик

Разработка серии классных часов о профессиях будущего, с использованием современных технологий и воспитательных методик

Создание банка информационно- методических материалов по овладению информацией о новых профессиях

Банк информационно- методических материалов по овладению информацией о новых профессиях

(презентации, раздаточные материалы и др.)

Основной этап

С целью качественной работы по созданию методической базы по овладению знаниями о профессиях будущего у обучающихся 7-9-х классов классным руководителям необходимо определить средства усвоения информации на классных часах, к которым относятся:

- планирование сотрудничества обучающихся с классным руководителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с современными средствами коммуникации.

Основным средством овладения информацией о профессиях будущего является работа с научными текстами, которая предполагает следующие приёмы: смысловое чтение, составление плана, граф-схемы, тезирование, составление сводной таблицы, комментирование, дискуссия, групповые формы работы, исследовательская деятельность, использование типовых задач.

Навык работы с научной информацией по праву считается фундаментом образовательного и воспитательного процесса.

Приемы работы с текстом

1 . Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять научный текст.

2. Прием составления граф-схемы . Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами, что является актуальным в работе с Атласом новых профессий.

3. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов научного текста.

4 . Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать научную информацию.

5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Исследование научного текста разделов Атласа новых профессий имеет особое значение для формирования личной позиции обучающихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся не только на содержание текстов, но и на личностное отношение к выбору профессии.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

6. Дискуссия – еще одно средство овладения знаниями о профессиях будущего обучающимися. Диалог может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Следует обратить внимание на развитие тех умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

7. Групповые формы работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность принять точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого лучше, глубже понимать собеседника». Обучающиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так: воспитанники получают задание под одним и тем же номером, один становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый воспитанник имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.

8 . Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство овладения знаниями о профессиях будущего. В процессе этих видов деятельности у обучающихся формируется культура публичных выступлений.

9. Использование типовых задач, нацеленных на овладение информацией о профессиях будущего

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о профессиях будущего?». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни: каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

- «Найди и выпиши слова, которые….

На классных часах использую технологические карты, в которых отражены все этапы работы, а также указана современная технология или образовательная методика по их формированию.

Технологии по усвоению обучающимися информации из Атласа новых профессий

Приоритетом становится содержание классных часов, разрабатывается технология, обеспечивающая в процессе моделирования занятий интеграцию разных культурных практик: сенсорной, коммуникативной, ментальной, рефлексивной, социо-деятельностной и эмоционально-ценностной.

Технология моделирования занятий классных часов на уровне интеграции культурных практик позволяет классному руководителю развивать умения сопоставлять, анализировать и синтезировать полученные знания об Атласе новых профессий, а именно на следующих этапах:

Обучающиеся учатся отказываться от трансляции чужих знаний в пользу организации деятельности по порождению собственных смыслов, знаний, мастерски ставить вопрос открытого характера, направленного на многообразие суждений.

Проблемный диалог как одна из технологий обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что воспитанник проходит 4 звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Эта технология позволяет видоизменить взаимоотношения классного руководителя и воспитанников и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Технология «Развития критического мышления» даёт возможность подготовить таких воспитанников, которые в будущем станут ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь проявлять личную инициативу, проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями в мире профессий.

Заключительный этап

На данном этапе проводится повторный мониторинг профессионального самоопределения, обобщение опыта работы по данной проблеме и презентация данного опыта на школьном, районном, региональном и всероссийском уровнях.

Ожидаемые результаты

разработка индивидуальных профориентационных маршрутов для обучающихся 9 «Б» класса.

сформированность надпрофессиональных навыков у обучающихся 9 «Б» класса.

публикации статей обучающимися 9 «Б» класса в постоянной рубрике школьной газеты «Выбирай профессии будущего!»

создание банка методических материалов по работе с Атласом новых профессий.

творческая педагогическая мастерская по профориентации под руководством Бобудаевой Т.В.

проведение цикла классных часов в 7-11-х классах на основе Атласа новых профессий.

представление опыта на сайте «Инфоурок».

В процессе реализации данного проекта были получены следующие результаты: на заключительном этапе проекта уровень готовности к осознанному профессиональному выбору у обучающихся 9-х классов повысился до 75%. Это позволяет сделать вывод о том, что в сознании обучающихся произошли существенные изменения, связанные с миром новых профессий и умением определять те профессиональные векторы, которые открывают перспективы в будущем.

Предложенные в данном проекте методические рекомендации могут быть использованы классными руководителями на классных часах во внеклассной деятельности.

Оценка качества реализации проекта

1.Доступность материала для воспитанников 7-9-х классов.

2.Учет возрастных особенностей обучающихся.

3.Обеспечение преемственности решения воспитательных задач в 7,8 и 9 классах.

4.Разноуровневый характер заданий, направленных на личностное, духовно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение.

5.Повышение количества обучающихся, улучшивших свой результат по осознанному профессиональному выбору.

6.Соблюдение графика работы, поступление ресурсов.

7. Степень удовлетворенности качеством проектно - исследовательской деятельности классных руководителей, родителей, воспитанников. За основу оценивания взяты количественные и качественные методы.

Оценка эффективности реализации проекта будет проводиться на основе анализа статистической и отчетной информации, связанной с достижением цели и решением задач проекта.

Ресурсы (бюджет проекта)

1. Нормативно-правовая база по данной проблеме; разработка локальных актов на уровне ОУ

Что если мы живем в реальности, где компетенции, которые упорно осваивают студенты, к концу обучения будут считаться уже устаревшими? Нужно ли что-то предпринимать, чтобы не упустить свои лидерские позиции, особенно среди молодежи, в которой изменения происходят чаще, чем мы успеваем сделать себе кофе. С чем нам придется столкнуться в неминуемом будущем и как переориентироваться с учетом бэкграунда?

Все мы в детстве любили мечтать, кто-то мечтал стать космонавтом и исследовать планеты, а кто-то видел свое призвание в помощи людям и мечтал стать доктором. Две такие разные и детские мечты объединяет один большой компонент – умение прогнозировать свое будущее. Здесь будет наша первая остановка под названием «вперед к будущему».

Существует множество определений, но мы возьмем одно, которое, на мой взгляд, больше всего отражает суть этого метода. «Предвиденье» – сценарное прогнозирование своего развития (в профессиональной и индивидуальной сфере) в 10-20-летней перспективе. Умение предвиденья выходит на первый план у молодых лидеров. Предвидеть значит активно заниматься своим будущим.

Предвидение — это «фора», которую имеет лидер. Если лидеры потеряли эту фору, то события начинают управлять их рукой. Предвидение требует определенных специфических способностей и возможностей на интеллектуальном, рациональном уровнях, и это необходимо сознательно применять и развивать. Сегодня мы должны сесть и задать себе вопрос: хватит ли мне того уровня знаний, навыков и умений, чтобы я даже через 10 лет занимал лидерские позиции? Если вы ответили утвердительно, то в дальнейшем нет смысла читать мою статью. А если отрицательно, то давайте будем разбираться. Для себя мы уже отметили, чтобы быть конкурентным в быстро меняющемся мире, нужно уже заглянуть в будущие и понять, какие навыки и компетенции нам в этом помогут.


«Сейчас происходит простой, но масштабный сдвиг: первичное представление о работе и других сферах жизни человека меняется. Люди ищут людей не только для выполнения механической работы, а для того чтобы они возглавили команду. И были готовы сменить свою деятельность, как только придут перемены. Для того чтобы быть востребованным через 10-15 лет, возможно, уже сейчас стоит подумать о том, где вы сможете максимально проявить свои таланты и способности, искать возможности развития соответствующих навыков будущего, не упускать из вида тенденции, которые предлагает нам общество», – Д. Берсин (основатель компании BersinbyDeloitte, эксперт в области развития персонала).

Скажете, это невозможно, потому что мы не знаем, как это сделать. Но здесь нам повезло: уже написано и опубликовано много статей и интересных исследований.

Большое российское исследование, которого всегда ждут с большим интересом, в котором всегда отражаются основные новые и интересные тенденции - «Атлас новых профессий до 2030 года» (авторы исследования Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив). Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть лидером в своей сфере в новом мире? Атлас поможет вам ответить на эти и другие вопросы.


Андрей Никитин (генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»)

«…К Атласу новых профессий можно относиться по-разному. Кто-то увидит в нем фантазию на тему, каким будет мир будущего с точки зрения профессий. Но давайте вспомним Карела Чапека, который в 1920 году придумал роботов как термин. А сегодня роботы – часть нашего мира. Жюль Верн в своей книге «С Земли на Луну», изданной в 1865 году, написал о лунных модулях, солнечных парусах и высадке человека на Луну. Спустя сто лет «предсказания» писателя-фантаста стали реальностью. Кто-то удивленно спросит: «Вы серьезно так думаете?» и даже возмутится, мол, как можно тратить время на будущее, когда в настоящем так много нерешенных проблем? Да, мы думаем о будущем серьезно. Наша уверенность в полезности Атласа основана на совокупности мнений тысяч авторитетных экспертов-практиков, которые потратили много времени, чтобы сформулировать, как будет меняться наш мир к 2020 и 2030 годам, и представить, какие требования к компетенциям и квалификациям будущих профессионалов будет предъявлять мир уже послезавтра…»

В Атласе для нас интересна вкладка «Будущие рынка труда – надпрофессиональные навыки». Но для начала введем еще одно определение «надпрофессиональные навыки и компетенции» или как их еще называют «softskills». Думаю, что те, кто владеет начальным уровнем английского языка, уже после прочтения словосочетания поняли, о чем идет речь, «softskills» переводится, как «мягкие навыки».


Эти навыки, нельзя продемонстрировать моментально, например, как красный диплом о высшем образовании, способность за минуту разобрать и собрать автомат Калашникова или рассказать стишок на японском языке.«Softskills» - это навыки, которые выходят за рамки профессиональных компетенций. Иногда о них еще говорят, как о жизненных навыках – таких, которые помогают добиться успеха не только на работе, но и в бытовых ситуациях. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию вашего успеха. Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете и Стенфордском Исследовательском Институте, говорят о том, что вклад «твердых навыков» в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как «мягкие навыки» определяют оставшиеся 85%.

Другое исследование, проведенное Стенфордским исследовательским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показало, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется softskills (мягкие навыки) и только на 25% - hardskills (твердые навыки).


Результаты приведенных выше исследований, демонстрирующие сравнительно невысокую значимость «твердых» навыков, могут показаться удивительными. Можно сказать, что «softskills» является способом выражения («средством доставки») для «hardskills».

Уже существует множество интернет платформ, которые помогут нам развить «Softskills». Приведенные ниже сервисы – это подборка сайтов, на которых вы сможете выработать для себя те сферы навыков, о которых мы написали выше, а также дополнительные навыки. Все это вы сможете сделать самостоятельно, выбрав подходящие для себя сервисы.

Лаборатория компетенций SOFT SKILLS – ресурс поможет молодым специалистам в развитие социальных навыков и компетенций, востребованных у ведущих компаний..

TEDed — категория образовательных видео с конференции TED.

Learnist — текстовые и видеолекции от экспертов в разных областях;

CreativeLive — бесплатные креативные курсы от мировых экспертов.

Curious — видеоуроки для улучшения профессиональных навыков.

Highbrow — ежедневная подборка лучших курсов, которая отправляется вам на почту.

Prismatic — изучение нового, основываясь на ваших предпочтениях.

Небольшая справка позволяет нам двигаться дальше и посмотреть, что нам предлагает Атлас по этому поводу. Авторы «Атласа профессий» ориентируясь на метод экспертной оценки, предлагают познакомиться с 12 основными надпрофессиональными навыками, которые будут актуальны в 2030 году. Атлас лишь предлагает заглянуть в мир надпрофессиональных компетенций, но нельзя утверждать, что это исчерпывающий список. Сегодня мы рассмотрим навыки, которые помогут молодым лидерам не сдавать свои позиции.

Умение управлять проектами и процессами: лидерские качества выходят на первый план, способность расставить приоритеты решения задач и подобрать нужную команду, распределить роли, будут нужны не только менеджерам крупных компаний, но и многим специалистам.

Системное мышление: люди будут все реже заниматься одним и тем же делом всю жизнь, все чаще — переходить из проекта в проект. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно — быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей.

Работа с людьми: умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты - очень важные навыки, которые пока что доступны только человеку.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач: умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем. Важно будет не только быстро принимать решения, но и уметь управлять своими ресурсными состояниями - как достигать состояния высокой концентрации на задаче, так и входить в состояние расслабления в стрессовых ситуациях. Принципиально важными станут гибкость и готовность к постоянным переменам.

Программирование (Робототехника / ИИ): как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса (креативность мышления): потребность в изящных и нестандартных решениях. Так что все бегом развивать творческое мышление и эстетический вкус.

Мультиязычность и мультикультурность: мы все чаще будем работать в международных командах — как находясь в одном офисе, так и в расcредоточенных по миру группах, коммуницирующих через интернет. Помимо свободного владения английским, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров.

Навыки межотраслевой коммуникации: не забывайте смотреть, что происходит в других сферах и какие проекты реализуются. Самые интересные проекты появляются всегда на стыке отраслей.

Клиентоориентированность: умение работать с запросами потребителя. Прежде чем с головой уходить в новый проект, подумайте, на какую группу он будет ориентирован и какие у этой группы запросы.

Атлас, как провокация, нацеленная на то, чтобы люди задумалась, и начали действовать. Мышление о будущем – это способ подготовить себя и мир к изменениям. Возможность заглянуть в будущее и показать его другим. Но даже из небольшого списка компетенций просматривается острая необходимость в развитии «Softskills». Компании-гиганты, вроде Dell, Google, Coca-Cola, давно оценили важность «Softskills» в бизнесе и целенаправленно развивают их у своих сотрудников. В России этот тренд также широко распространен. Например, через школу «Softskills» прошли такие крупные игроки отечественного рынка, как Сбербанк, Первый канал, Mail.RuGroup, «Газпромнефть», «Аэрофлот» и другие. «Овладение «мягкими навыками» — это как гигиена. Вы должны это делать утром и вечером, чтобы не превратиться в беззубого специалиста», — объясняет Василий Лебедев, основатель школы креативного мышления ИКРА. Но чтобы качественно интегрировать «Softskills» в российские реалии, очень важно понимать, в каком направлении двигаться, и в этом нам помогут выше перечисленные навыки. Овладение ими позволяет лидеру повысить эффективность работы своей команды и отрасли, а также даёт важное преимущество – быть востребованным.

Резюмировать все выше сказанное можно в трех тезисах:

- умение прогнозировать занимает первую ступень в основных умениях человека-будущего;
- развитие «Softskills» – это уже не далекое будущее, а настоящее. Лайфхак сегодняшнего дня: не откладывай на завтра «гибкие навыки», развивай их сегодня;
- только мы конструкторы своего будущего, а значит, нам решать каким оно будет.

Умение планирования (предвиденье) станет одним из ведущих качеств молодого лидера, а развитие «мягких навыков» – хорошей опорой для личностного и командного развития. Если вам понравилось, то с сегодняшнего дня начинайте погружаться в новый и пока что неизведанный мир.

Материал подготовлен Александрой Голдыревой, магистрантом 1 курса направления «Социально-гуманитарные технологии лидерства в молодежной среде» философско-социологического факультета ПГНИУ.

Если Вы нашли ошибку на странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter или сюда, и мы мигом ее исправим!

Этот продукт сейчас создаётся - и вы можете принять участие в его создании.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ?

  • Атлас – это онлайн инструмент, позволяющий «подбирать» профессии (виды деятельности) по совпадению личных качеств с профессионально важными, а также с учетом психологических особенностей и требований профессии. И делать это не из 50-150 профессий, как это может сделать хороший консультант, а из 5-10 тысяч, на что способен только автоматизированный ресурс.
  • Атлас – это современный актуальный справочник с качественным описанием тысяч профессий, специальностей и должностей, причем написанный понятным и доступным языком для пользователя и обладающим собственным математическим аппаратом для программ, обращающихся к Атласу.
  • Атлас – это удобный инструмент для построения своей профессиональной, образовательной и личностной траектории; анализа и сравнения этих траекторий, разбор препятствий на пути и возможных решений.
  • Наконец, Атлас – это способ предложить оптимальную траекторию по смене текущей "индустриальной" профессии на подходящие виды деятельности, востребованные в постиндустриальной экономике.

КАК ОН РАБОТАЕТ?

  • Удобно, просто, надежно
  • А если серьезно:
    • Вы задаете вручную свои личные качества: сильные и слабые стороны, психологические особенности - или проходите ряд тестов-опросников, чтобы автоматизировать процесс;
    • Атлас подбирает и ранжирует подходящие Вам профессии по определенному алгоритму (о нем будет ниже);
    • Вы можете сортировать профессии, сравнивать, видоизменять критерии поиска и настройки.

    АЛГОРИТМ ПОДБОРА ПРОФЕССИЙ

    • Алгоритм Атласа сравнивает ваши сильные стороны (качества, компетенции) с востребованными компетенциями профессии (специальности), а ваши слабые стороны – с невостребованными.
      • Если они совпадают – это идеальный вариант;
      • Если одна или несколько Ваших сильных качеств не востребована – от такой работы Вы можете чувствовать неудовлетворение;
      • Если же востребовано такое качество, которое у Вас максимально НЕ развито (слабая сторона) – то такая работа будет вызывать стресс и приведет к депрессии.

      Важно, что при создании Атласа мы разрабатываем возможность перенастройки алгоритма поиска профессии самим пользователем.

      Для школьников и взрослых базовые алгоритмы отличаются.

      Некоторые особенности вашей мотивационной карты могут также перенастроить данный алгоритм.

      Есть еще и дополнительные нюансы, например, учет медицинских показаний и противопоказаний профессий, а также подбор специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

      КАК МЫ ЕГО ДЕЛАЕМ?

      Работа над Атласом – это масштабный, длительный и ресурсный проект. Хотя и несложный, так как имеется прозрачное понимание устройства Атласа, его архитектуры и алгоритмов. Подробная история создания и эволюции Атласа описана здесь.

      Сейчас выпущена ограниченная версия Атласа, работающая с рядом параметров и только по востребованным массовым профессиям. Её механизм реализован в инструменте Опросник-навигатор "Всеумел".

      Продолжается работа с экспериментальными «КАРТАМИ ПРОФЕССИЙ», чтобы убедиться в том, что Атлас действительно решает профориентационные задачи и способен адекватно и с высокой степенью надежности подбирать профессии из всего списка.

      Текущее наполнение Атласа происходит благодаря исследовательским работам наших экспертов.

      Мы настраиваем машинный алгоритм, который автоматизировано скачивает и обрабатывает информацию с HR-ресурсов, определяя индекс востребованности профессий, размер средних зарплат по регионам и т.д. И обновляет данные. Результаты работы этого алгоритма мы публикуем на сайте РынокТруда.РФ (пока в тестовом режиме; работой этого ресурса занимаются наши коллеги).

      Наше взаимодействие с Институтами и крупными работодателями обеспечивает заполнение достоверного описания профессий и требований к личным качествам. Эта информация проверяется экспертами и статистическими выкладками (результатами массовых онлайн опросов). Наши волонтеры помогают алгоритмам ручной обработкой данных.

      Пути развития Атласа обсуждаются. Рассматривается вариант развития Атласа как открытой информационно-справочной системы по принципу википедии. Материалы, собранные благодаря проекту, попадают в мультфильмы «Калейдоскоп Профессий», «В мире профессий», «Всеумел», в VR-приложения и другие продукты Навигатум.

      На основе материалов и исследований Атласа разрабатывается модель профориентационных проб «Профпробы 360°».

      На пути создания Атласа есть много сложных задач, часть которых мы отразили в презентации (смотреть ниже) и обсуждаем их решение с экспертами.

      ДОСТУПНОСТЬ/ОТКРЫТОСТЬ

      Атлас – это мощный инструмент для решения профориентационных задач.

      Мы хотим, чтобы он был общественным инструментом, бесплатным и доступным для всех. Пока это не так.

      Мы предполагаем сделать открытую API (программную часть), чтобы другие проекты (в том числе коммерческие и не из Навигатум) могли извлекать информацию из Атласа, интегрироваться с ним и использовать для своих нужд. Рассматриваем предложения.

      Этот продукт сейчас создаётся - и вы можете принять участие в его создании.


      ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ?

      • Атлас – это онлайн инструмент, позволяющий «подбирать» профессии (виды деятельности) по совпадению личных качеств с профессионально важными, а также с учетом психологических особенностей и требований профессии. И делать это не из 50-150 профессий, как это может сделать хороший консультант, а из 5-10 тысяч, на что способен только автоматизированный ресурс.
      • Атлас – это современный актуальный справочник с качественным описанием тысяч профессий, специальностей и должностей, причем написанный понятным и доступным языком для пользователя и обладающим собственным математическим аппаратом для программ, обращающихся к Атласу.
      • Атлас – это удобный инструмент для построения своей профессиональной, образовательной и личностной траектории; анализа и сравнения этих траекторий, разбор препятствий на пути и возможных решений.
      • Наконец, Атлас – это способ предложить оптимальную траекторию по смене текущей "индустриальной" профессии на подходящие виды деятельности, востребованные в постиндустриальной экономике.

      КАК ОН РАБОТАЕТ?

      • Удобно, просто, надежно
      • А если серьезно:
        • Вы задаете вручную свои личные качества: сильные и слабые стороны, психологические особенности - или проходите ряд тестов-опросников, чтобы автоматизировать процесс;
        • Атлас подбирает и ранжирует подходящие Вам профессии по определенному алгоритму (о нем будет ниже);
        • Вы можете сортировать профессии, сравнивать, видоизменять критерии поиска и настройки.

        АЛГОРИТМ ПОДБОРА ПРОФЕССИЙ

        • Алгоритм Атласа сравнивает ваши сильные стороны (качества, компетенции) с востребованными компетенциями профессии (специальности), а ваши слабые стороны – с невостребованными.
          • Если они совпадают – это идеальный вариант;
          • Если одна или несколько Ваших сильных качеств не востребована – от такой работы Вы можете чувствовать неудовлетворение;
          • Если же востребовано такое качество, которое у Вас максимально НЕ развито (слабая сторона) – то такая работа будет вызывать стресс и приведет к депрессии.

          Важно, что при создании Атласа мы разрабатываем возможность перенастройки алгоритма поиска профессии самим пользователем.

          Для школьников и взрослых базовые алгоритмы отличаются.

          Некоторые особенности вашей мотивационной карты могут также перенастроить данный алгоритм.

          Есть еще и дополнительные нюансы, например, учет медицинских показаний и противопоказаний профессий, а также подбор специальностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

          КАК МЫ ЕГО ДЕЛАЕМ?

          Работа над Атласом – это масштабный, длительный и ресурсный проект. Хотя и несложный, так как имеется прозрачное понимание устройства Атласа, его архитектуры и алгоритмов. Подробная история создания и эволюции Атласа описана здесь.

          Сейчас выпущена ограниченная версия Атласа, работающая с рядом параметров и только по востребованным массовым профессиям. Её механизм реализован в инструменте Опросник-навигатор "Всеумел".

          Продолжается работа с экспериментальными «КАРТАМИ ПРОФЕССИЙ», чтобы убедиться в том, что Атлас действительно решает профориентационные задачи и способен адекватно и с высокой степенью надежности подбирать профессии из всего списка.

          Текущее наполнение Атласа происходит благодаря исследовательским работам наших экспертов.

          Мы настраиваем машинный алгоритм, который автоматизировано скачивает и обрабатывает информацию с HR-ресурсов, определяя индекс востребованности профессий, размер средних зарплат по регионам и т.д. И обновляет данные. Результаты работы этого алгоритма мы публикуем на сайте РынокТруда.РФ (пока в тестовом режиме; работой этого ресурса занимаются наши коллеги).

          Наше взаимодействие с Институтами и крупными работодателями обеспечивает заполнение достоверного описания профессий и требований к личным качествам. Эта информация проверяется экспертами и статистическими выкладками (результатами массовых онлайн опросов). Наши волонтеры помогают алгоритмам ручной обработкой данных.

          Пути развития Атласа обсуждаются. Рассматривается вариант развития Атласа как открытой информационно-справочной системы по принципу википедии. Материалы, собранные благодаря проекту, попадают в мультфильмы «Калейдоскоп Профессий», «В мире профессий», «Всеумел», в VR-приложения и другие продукты Навигатум.

          На основе материалов и исследований Атласа разрабатывается модель профориентационных проб «Профпробы 360°».

          На пути создания Атласа есть много сложных задач, часть которых мы отразили в презентации (смотреть ниже) и обсуждаем их решение с экспертами.

          ДОСТУПНОСТЬ/ОТКРЫТОСТЬ

          Атлас – это мощный инструмент для решения профориентационных задач.

          Мы хотим, чтобы он был общественным инструментом, бесплатным и доступным для всех. Пока это не так.

          Мы предполагаем сделать открытую API (программную часть), чтобы другие проекты (в том числе коммерческие и не из Навигатум) могли извлекать информацию из Атласа, интегрироваться с ним и использовать для своих нужд. Рассматриваем предложения.

          Читайте также: