Как определить способности ребенка к профессии

Опубликовано: 02.07.2024


Рано или поздно каждый человек начинает задумываться о том, чем ему заниматься в жизни. И дело не только в том, чтобы зарабатывать деньги. Работа может быть делом жизни, хобби. Если Вам приятно приходить каждый день на работу – то это Ваше.Другое дело, если Вы ненавидите каждый рабочий день и с нетерпением ждёте пятницы. Тогда у меня для Вас плохие новости. Чтобы помочь Вашему ребенку не совершить такую же ошибку, я и пишу эту статью. Я расскажу о том, как помочь ребенку выбрать профессию, какую профессию выбрать ребенку, как узнать, к чему у ребенка склонности

Предыстория

Чтобы написать эту статью, пару дней назад я прошла все тесты в центре занятости, где дети выбирают профессию. Моим психологом стала приятная женщина Елена Г. Она расспросила меня о том, кем я хочу стать, кем работают мои родители, есть ли у меня хобби. В кабинете стояло множество книг о том, как выбрать свой путь, как открыть бизнес, как превратить хобби в бизнес. Одна фраза моего психолога, мне кажется, самая важная, очень запомнилась мне. Она сказала, что на вопрос: «Как определить какую профессию выбрать ребенку?» отвечает принцип: «Хочу» – «Могу» – «Нужно».

Хочу – это то что действительно интересно. Может быть, Вам в детстве хотелось быть космонавтом или выводить новые сорта растений. Не обязательно, что Вы это умели/умеете. Просто мечты и желания.

Могу – это то, для чего требуются Ваши умения, способности, то, к чему Вы склонны. К примеру, если у Вас хорошо получается ладить с животными, то это профессия ветеринара или работника зоопарка. Способности к спорту – это профессия учителя физкультуры или баскетболиста.

Нужно – то, что на данный момент востребовано на рынке труда. Психолог рассказала мне, что из 100%, которые идут в ВУЗы, только 47% работают по профессии. Остальные 53% никогда в жизни не работали по профессии. Наименее востребованными профессиями являются адвокаты, журналисты, психологи и экономисты.

Будущие профессии ребенка

Желания и цели (Хочу)

Влияет на интересы ребенка возраст. В старшем дошкольном возрасте Ваша дочь мечтает стать русалочкой, а в младшем школьном Ваш сын имеет стремления стать биологом. Детские желания и представления о будущей работе всегда очень индивидуальны. Маленьким детям нравятся определенные профессии не из-за высокооплачиваемости и не из-за статуса в обществе. Это просто именно то, чего они хотят. Но, может быть, Ваш сын хочет быть большим боссом, чтобы управлять людьми или зарабатывать много денег. У него могут быть такие желания как из-за того, что он родился в семье, где каждая копейка на счету, так и из-за амбициозности. На желания детей влияют фильмы и мультфильмы, которые они смотрят, профессии родственников и родителей друзей. Интересный вопрос о том, почему дети выбирают профессию родителей. Дети часто подражают взрослым. Но иногда взрослые навязывают, потому что все в семье занимались чем-то определенным. Бывают и такие ситуации, когда родитель пытается сделать так, чтобы их ребенок стал моделью или архитектором, просто потому, что это мечта взрослого, которой не суждено было воплотиться.

Определение склонностей ребенка (Могу)

«Как ребенку выбрать будущую профессию?» – вопрос не из лёгких. Всегда поможет тест на определение склонностей ребенка.

Как выбрать профессию ребенку

Как выбрать профессию ребенку: тест

Выбирать нужно будет из следующих профессий:

  • Предпринимательские – для этого требуется энергичность, инициативность, организаторские способности. Это и любовь к конкуренции, и риск. Это профессии, где Ваш ребенок должен быть лидером, вести людей за собой. Он должен понимать, что это большая ответственность. Ваш ребенок склонен к этому, если: он умеет объяснять что-то своим друзьям/другим детям/родителям/взрослым; знакомиться с новыми людьми; самостоятельно ходить в магазин; в играх быть главным. Кто: предприниматель, адвокат, менеджер, политик, репортёр.
  • Технико-реалистические – связанные с деятельностью, когда нужно использовать дополнительное оборудование, разбираться в инструкциях. Тут всегда есть четкий алгоритм, отклонение от которого не должно быть допустимо. Ваш ребенок склонен к этому, если: он любит решать логические задачи, играть в игры на логику; играть в конструктор; интересуется различными моделями кораблей/самолётов. Кто? строитель, инженер, электрик, телефонист.
  • Природно-реалистические – связанные с деятельностью, предметом изучения которой является природа, флора и фауна, природные явления. Здесь нужно ставить опыты, исследовать, изучать, описывать и наблюдать. Результат работы должен быть мателиальным или измеряемым. Ваш ребенок склонен к этому, если: он ухаживает за домашними животными (рыбкой, котом, собакой и т д); работать в саду, на даче; читать (слушать) энциклопедии о природе. Кто? биолог, ландшафтный дизайнер, эколог, ветеринар.
  • Конвенционные – связанные с четко сконструированной деятельностью. Здесь есть конкретные цели. Нужно обрабатывать информацию, составлять статистику. Ваш ребенок склонен к этому, если: он легко считает в уме, хорошо знает математику; соблюдает режим дня. Профессии: бухгалтер, библиотекарь, IT, экономист, аудитор.
  • Интеллектуальные – связанные с аналитикой и исследованиями. Целью является изучение и осмысление событий, явлений. Ваш ребенок склонен к этому, если: он любит смотреть новости; задаёт вопросы насчёт новых технологий; любит читать научную литературу. Кто? учёный, аналитик.
  • Социальные – связаны с социальной работой. Это общение с людьми, помощь им: моральная и медицинская. Психологическая поддержка, умение привыкать. Здесь понадобится интуиция и выдержка. Ваш ребенок склонен к этому, если: он часто выслушивает других детей/людей; он добрый и отзывчивый; он заботится о Вас, когда Вы болеете. Кто? Психолог, социальный работник, врач, медсестра, волонтёр.
  • Артистические – связаны с деятельностью, где нужен творческий подход. Тут нужна фантазия, хорошее воображение, желание выразить свои чувства через творчество. Ваш ребенок склонен к этому, если: он любит рисовать; он пишет стихи/рассказы; он много говорит и часто копирует других людей. Кто? актер, режиссер, писатель, поэт, художник.
  • Связанные с риском – здесь нужна смелость в экстренных ситуациях, твердый характер, физическая подготовка. Ваш ребенок склонен к этому, если: он постоянно попадает в передряги и умудряется выкручиваться; он не сидит на месте. Кто: пожарник, спортсмен, пляжный спасатель, охранник.

Диагностика склонностей детей проводится с помощью специальных тестов. Чтобы изучить склонности, придумано много. Вы можете пройти их в интернете, в центре занятости. Так же определить направление развития поможет диагностика способностей ребенка.

Какую профессию выбрать ребенку

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию? (Нужно)

Самое тяжёлое – пункт «Нужно». Мир меняется – меняются тенденции и спрос. Ещё вчера адвокаты были всем нужны, а сегодня их уже прудь пруди. Психологи нужны в Америке, в Западной Европе, а в нашей стране у нас у всех есть друзья, нам есть кому выговориться. Журналисты, как говорит Forbs, уже и вовсе не нужны. Соц.сети позволили нам знать, что происходит в любой точке мира прямо сейчас. Мой психолог в центре занятости сказала мне, что, возможно, мне прийдется переучиваться не один раз, получить не одно высшее образование. Зато ремесла, и, соответственно, мастера всегда нужны. Это очень узкие специальности. Когда я ходила в центр занятости, то по этому пункту мы говорили мало. Никто не знает точно, тут нужно только следить за новостями.

Как помочь детям выбрать свой путь самостоятельно?

  • Воспитывайте в них самостоятельность – позволяйте им принимать собственные решения, уважайте их увлечения и предпочтения. Помните: музыкант – тоже вполне себе приличная работа, за которую платят такие же деньги, как если бы платили бухгалтеру. Ребенок должен выбрать профессию сам.
  • Расскажите им, что сейчас востребовано на рынке труда – чтобы Ваши дети не остались на бирже труда с дипломом экономиста. Вы должны понимать, что не все лёгкое – востребовано. Другими словами, лёгких денег не бывает. Покажите детям сайты вакансий.
  • Пусть узнают о профессии все – если детей интересует что-то, попробуйте помочь им вжиться в эту роль. Это поможет развиться интересам, склонностям, способностям детей. Очень помогают такие центры как Kidzania, но, в любом случае, обычные кружки по интересам тоже помогут.
  • ВУЗы – поищите вместе интересующие факультеты в Высших учебных заведениях. Даже, если то, что нравится, находится в другом городе или стране.
  • ВУЗ – это не обязательно – не заставляйте детей обязательно поступать в университет. Есть профессии, о которых нельзя получить диплом.

Какую профессию выбрать ребенку

Какую профессию выбрать ребенку по дате рождения?

Иногда, когда сложно сказать, помогает астрология. Что же подходит для Вас и Ваших детей по дате рождения?

Это очень просто подсчитать. Нужно сложить все числа из даты рождения так, чтобы получилась цифра от 1 до 9.

Дата рождения: 29.09.2003

Число Вашей профессии – 7.

Теперь значения цифр:

1 – человек с цифрой «1» активен, энергичен, пунктуален. Самое главное для него – успех и материальное положение. Эти люди созданы для бизнеса и предпринимательства.

2 – двойки по жизни ответственны и надёжны. Они внимательны к людям. Им подходит кропотливая работа или что-то из сферы обслуживания.

3 – у троек высокий интеллект и хорошее воображение. Они постоянно генерируют идеи и созданы для успеха. Чаще всего они – экономисты или журналисты.

4 – серьёзные, терпеливые, ответственные. Они сознательные, любят во всем порядок. Четверки всегда готовы встать на защиту других людей. Четверки становятся охранниками, строителями или торговцами.

5 – хорошие организаторы, умеют общаться с людьми. У них всегда порядок с законом. Это будущие менеджеры, организаторы праздников, юристы, пиарщики.

6 – эти люди настоящие трудоголики. Они ответственны, и работа для них стоит на первом месте. Люди с номером «6» становятся врачами или учителями.

7 – самоуверенные и проницательные, имеют хорошую интуицию и высокий интеллект. Они хороши и в искусстве, и в финансах, и в юриспруденции.

8 – умеют рисковать и выделяться, принимать неожиданные, но, с тем, правильные решения. Это скалолазы, пожарники, да и вообще, могут заниматься всем, что связано с помощью и риском.

9 – чаще других становятся успешными. Обладают огромным творческим потенциалом. Они – музыканты и актеры, режиссеры и художники, писатели и драматурги.

Цифра Вашего рождения соответствует Вашим характеристикам. Однако не относитесь к этому достаточно серьезно. Способности ребенка не всегда может диагностировать даже астрология.

Итог

Самое главное – это помощь маленькому человечку в том, чтобы выжить в этом мире. И, в первую очередь, эта помощь должна исходить от самого родителя. Ваша задача показать, что быть взрослым – не так уж и страшно. А ещё для этого можно прийти на мастер класс по профориентации где в компании, среди ровесников ведущий познакомит с миром профессий и поможет лучше понять себя. А это правда интересно и важно!

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Ребенок технарь или гуманитарий: как определить и что с этим делать - Психология, Интересное, Развитие навыков

О выборе будущей профессии дети задумываются задолго до поступления в университет. Спросите любого 5-летнего малыша, кем он станет, когда вырастет. Ответ получите незамедлительно, причем через несколько месяцев профессия будет кардинально отличаться от той, что он называл прежде.

Выявить склонность к определенным видам деятельности можно с помощью специальных тестов (например, на профориентацию). Но стоит ли ограничивать способности ребенка общепринятыми клише «технарь» или «гуманитарий»? И как определить гуманитарий или технарь ваш ребенок. Давайте разберемся.

Описание способов мышления

Как понять гуманитарий или технарь ребенок? Определиться поможет описание этих двух типов мышления.

Технарь — человек с техническим складом ума

Ребенок технарь, как определить? Дети-технари отличаются особой энергичностью, они целенаправленны и настойчивы, их пытливый ум постоянно находится в активной фазе. На задачи, с которыми большинство одноклассников справляется с трудом, у технарей уходит несколько минут. Им легко даются точные науки: алгебра, геометрия, физика, информатика. Они быстро разбираются в принципе работы любого оборудования, могут починить несложный прибор без помощи взрослых.

Считается, что технари — люди приземленные, крепко связанные с реальностью, отличные наблюдатели. У них потрясающее логическое мышление, а действия подчинены четкому плану. Технари неэмоциональны, не склонны проявлять свои чувства, не любят выступать на публике и вообще привлекать к себе внимание. Зато они обожают составлять длинные цепочки умозаключений, мыслить доказательно и обосновывать свои слова фактами.

Гуманитарий: в плену эмоций и фантазий

Ребенок гуманитарий как определить? Данный тип мышления ориентирован на общественные науки: языки, историю, литературу. Гуманитарии обладают тонким тактильным чутьем и острым обонянием. Они любят рукоделие, творчество, музыку. Их характерные черты: коммуникабельность, интерес к искусству во всех его проявлениях, целеустремленность и желание самосовершенствоваться.

Реализовать свой потенциал гуманитарии могут в таких областях: юриспруденция, лингвистика, филология. Они прекрасные ораторы, поэтому не гнушаются участия в политике на разных уровнях. Дети-гуманитарии хорошо ориентируются в социуме, быстро заводят друзей и становятся душой компании.

Интересы гуманитариев сосредоточены вокруг всего того, что внутри человека: его мыслей, фантазий, чувств, мечт.

Способности ребёнка

Стоит ли навязывать шаблоны?

Несмотря на довольно четкую интерпретацию образов мышления технарей и гуманитариев, с научной точки зрения нет оснований для такой классификации. Более того, ученые настаивают, что способность к техническим специальностям есть у любого интеллектуально развитого человека. Просто некоторые люди решают задачи (анализируют, обобщают, обрабатывают информацию) быстрее остальных. Это и предопределяет их способность к техническим наукам. Однако есть ли разница, с какой скоростью решена задача, если решение правильное? Поэтому разделение детей на два лагеря носит условный характер.

Лучше рассматривать не склонность ребенка к определенным наукам, а то, к чему он стремится и что делает с меньшими усилиями. Именно этот вид занятий и будет получаться у него лучше, да еще и приносить удовольствие, удерживать стойкий интерес.

Среди детей школьного возраста границы между технарями и гуманитариями крайне размыты.

Даже несмотря на то, что какие-то дисциплины им нравятся больше, а какие-то меньше, они учатся плюс-минус одинаково по всем предметам.

Вы встречали технаря с высокими оценками по математике и двойками по литературе? Наверное, нет. Аналогично и с гуманитариями. Вряд ли кто-то из них, демонстрируя успехи в изучении литературы и языков, откровенно косячит на физике. Хотя, конечно же, небольшой перегиб в сторону предметов, которые больше всего нравятся, по оценкам будет заметен.

Родители не ждут от ребенка хороших результатов по предметам, с которыми, по их мнению, ему трудно справляться. Это порождает еще большую лень, отлынивание от учебы и в перспективе закрывает доступ ребенка к профессиям, в которых он бы мог реализовать себя.

Способности ребёнка

Интересы и способности ребенка

Эти два понятия далеко не всегда идут рука об руку. Иногда ребенок проявляет интерес к определенным дисциплинам, но не особо успешен в их изучении. И наоборот, способные в какой-то области дети часто учатся спустя рукава. Да, у них все получается, учителя хвалят, учеба дается легко, но искреннего, живого интереса эти предметы не вызывают. Поэтому если ваш ребенок решил сконцентрировать усилия на конкретных направлениях, выбирать их нужно не только на основании интересов, но и с объективным учетом способностей.

Если интересные ребенку предметы определить нетрудно (он сам о них расскажет), то понять гуманитарий или технарь ребенок не так легко. Для этого используйте наши советы:

✓ изучите оценки по каждому из рассматриваемых предметов. Где меньше всего скачков от минимума до максимума? Ваша задача — определить науки, в которых ребенок показывает стабильный результат. Пусть он не будет высоким, но главное — равномерным;

✓ поговорите с учителями. Наверняка классный руководитель знает о школьной жизни вашего ребенка даже чуть больше, чем вы. Спросите, какие уроки даются ему легко, на каких учителя-предметники больше всего хвалят, по каким предметам ребенок проявляет инициативу, делает чуть больше, чем остальные;

✓ обратитесь к специалистам. Тестирование по профориентации, проведенное психологом или опытным HR-ом, поможет выявить сильные стороны личности ребенка, укажет направления для развития.

Чтобы систематизировать полученную информацию, советуем применить классификатор способностей. Он поможет отойти от шаблонов технарь/гуманитарий и более точно оценить тип мышления вашего ребенка:

  1. Логические. Сочетают технические и математические способности. Это умение анализировать информацию, оперировать большим количеством данных, находить недостающие. Человек легко переходит от прямого к обратному ходу мыслей, использует принципы индукции и дедукции. Мышление последовательное, гибкое. Предпочтительные профессии: ученый, инженер, математик, философ, экономист, технолог, механик.
  2. Аналитическое. Такое мышление дарит своему обладателю аналитические способности, умение разбираться в людях, считывать их настроение и понимать мотивы. Аналитикам стоит выбрать профессию врача, психолога, юриста, полицейского, социального работника.
  3. Пространственные. Люди, обладающие пространственным мышлением, умеют создавать в уме образы, а потом воплощать их в жизнь. В своем воображении они видят готовое изделие в мельчайших деталях, и могут изобразить это в схемах, чертежах. Профессии, где пригодятся такие способности: дизайнер, архитектор, проектировщик, ученый.
  4. Вербальное (лингвистическое). Этот тип мышления предопределяет выбор профессии из сферы филологии: писатель, переводчик, историк, учитель. У таких людей отличная память и развитое воображение, необыкновенное чувство языка и хорошо развитое творческое начало.
  5. Социальное. Ориентация на общение с окружающими здорово пригодится людям публичных профессий. Причем разброс видов деятельности огромен: от политиков до продавцов.
  6. Кинестетическое. С такими способностями человек добьется успеха в любом деле, связанном с движением: спорт, танцы, гонки, вождение авто, пилотирование самолетов и пр. Также кинестетикам удается любая точная работа руками: рукоделие, игра на музыкальных инструментах, массаж и хирургия.

Неважно, кто ваш ребенок — гуманитарий или технарь. Как первые, так и другие имеют шансы на социальный успех и реализацию в выбранной профессии. Главное, чтобы она была востребованной на рынке труда и приносила удовольствие.

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Определение профессиональных склонностей

Определение профессиональных склонностей Л.Йовайши - известный профориентационный тест, отличающийся простотой прохождения и достоверностью результатов. Подходит для школьников, выпускников школ, абитуриентов и даже взрослых людей. Исследует 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности с учётом степени их выраженности.

Тест Холланда

Тест Холланда

Тест Холланда - крайне популярный тест на профориентацию от известного профессора из США. Широко известен и часто используется как в России, так и других странах. Определяет 6 профессионально-ориентированных типов личности. Подходит для школьников, выпускников и взрослых людей.

Якоря карьеры

Якоря карьеры

Якоря карьеры – профориентационный тест от одного из основателей современной организационной психологии Эдгара Шейна. Рассматривает 8 якорей, которых придерживается человек при построении карьеры и выборе профессии. Подобные якоря формируются в самом начале карьеры или ранее и остаются стабильными на протяжении долгого времени.

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Простой и быстрый тест для определения психотипа личности от одного из основателей Уральской школы психологов-практиков, автора более 20 научных работ, популярных книг по психологии управления, конфликтологии и профориентации, Ивана Карнауха.

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Известная методика от советского педагога и автора книг по профориентационной работе. Неоднократно доказывала свою эффективность при работе со школьниками старших классов и людьми, уже имеющими опыт работы. Исследует 29 направлений профессиональной деятельности и ранжирует их по степени выраженности.

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Однозначно самый известный и распространённый профориентационный тест в России и странах СНГ. Постоянно используемый и многократно проверенный, он заслуженно держит первенство в быстром и точном определении уровня мотивации к разным видам профессиональной деятельности.

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Популярная методика среди менеджмента всех уровней. Направлена на выявление уровня выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по 8 различным ориентациям.

Стиль делового общения

Стиль делового общения

Удобный и довольно быстрый тест для определения предпочтительного стиля профессионального общения. Подходит для взрослых людей, уже имеющих опыт профессиональной деятельности.

Поведение в конфликтной ситуации

Поведение в конфликтной ситуации

Без сомнения один из самых популярных и известных среди подобных тестов. его основе лежит идея модели двумерного урегулирования конфликтов: люди не должны всеми силами избегать возможных конфликтов, а уметь правильно управлять ими.

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Простой и быстрый профориентационный тест от известного психолога Е.А. Климова для выявления уровня информированности о существующем мире профессий. Рекомендуется в качестве одного из первых тестов при проведении профориентации. Часто используется совместно с другими, более обширными тестами.

Готовность к выбору профессии

Готовность к выбору профессии

Методика, позволяющая быстро определить уровень готовности к совершению адекватного профессионального выбора среди выпускников школ и старшеклассников. Рассматривает профессиональную готовность с помощью 5 различных критериев.

Методика "Профиль"

Методика "Профиль"

Модификация популярной методики "Карта интересов" сделанная Г.В. Резапкиной. Уменьшено количество вопросов и исследуемых направлений профессиональной деятельности. Хорошо подходит для учащихся средних классов.

careertest.ru

Отличный тест на профориентацию от опытного психолога-профконсультанта, работающего со школьниками, студентами и взрослыми людьми с 2007 года в крупнейших государственных федеральных университетах России.

Самая необходимая базовая информация - рекомендуемые профессии и приоритеты профессиональной деятельности, доступна даже в бесплатной версии теста, тогда как полная дополняет результат подробным описанием личностных особенностей человека.

Читайте также: