Как организация может привлечь представительную группу кандидатов для замещения вакантной должности

Опубликовано: 16.05.2024

Персонализировать вакансию так, чтобы на нее откликались только подходящие люди, возможно, если при составлении объявления о найме найти золотую середину — не отпугнуть соискателей и не привлечь слишком много не подходящих на должность кандидатов. Разбираемся, как это сделать.

Контур.Журнал поинтересовался у HR-специалистов, что максимально повышает интерес соискателя к вакансии, какие распространенные ошибки допускают работодатели и как их избежать, какую информацию о компании стоит указывать в вакансии и почему рекрутеру нужно составлять портрет идеального кандидата.

1. Укажите детали в описании и правильно расставьте акценты.

«Персонализировать вакансию могут детали в ее описании, например, верхний и нижний порог по зарплате, указание на то, что позиция только для учащихся, указание необходимого опыта, наличия сертификата или диплома, — Ксения Поплавская, HR-директор сети World Gym в России. – Однако надо понимать, что это сильно отфильтровывает кандидатов, потому что далеко не у каждого в резюме есть все пункты. Искать 100% идеального кандидата можно достаточно долго. А идеальны ли вы сами для идеального кандидата?

Акценты нужно расставлять в зависимости от того, что значимо для вашей компании и отрасли. Для узкоотраслевых вакансий важно дать описание ожидаемых компетенций специалиста. Для описания вакансии руководителя департамента по работе с клиентами мы даем чек-лист функциональных обязанностей, чтобы соискатель смог самостоятельно оценить свои возможности, а не читать общие фразы.

Если посмотреть на вакансии, все они описаны стандартно, поэтому оригинальные описания сразу бросаются в глаза и получают много репостов в соцсетях. Можно написать текст в форме поэмы или оды.

Надо обязательно указывать контакты конкретного человека, который принимает входящие обращения. Это дает возможность увидеть за описанием вакансии живых людей. В противном случае вы не дождетесь обратной связи».

2. Сделайте тестирование на сайтах подбора персонала и задайте определенный проходной балл.

«Если кандидат проходит тест меньше заданного процента, то он не может откликнуться на вакансию. Этот инструмент хорошо подходит для вакансий, где требуются узкоспециализированные знания, — объясняет Анастасия Казьмина, заместитель директора по обучению и развитию ГК «АвтоСпецЦентр». – Можно сделать обязательным наличие сопроводительного письма, без которого невозможно откликнуться на вакансию, это позволяет отобрать заинтересованных кандидатов».

Основные ошибки, которые, по мнению эксперта, допускают работодатели:

  • не указывают в описании вакансии адрес и график работы (в этом случае будут откликаться в том числе кандидаты, которым заведомо очень далеко добираться до места работы или не удобен график);
  • используют шаблоны вакансий и не корректируют вакансии, если происходят изменения в требованиях и обязанностях;
  • не акцентируют внимание соискателя на ключевых требованиях (например, когда в вакансии указано требование к стрессоустойчивости, у соискателей заочно может сложиться впечатление, что человека ищут на непростые условия работы).
  • допускают грамматические ошибки (сразу складывается мнение, что в компании работают непрофессионалы)
  • указывают большой разброс по заработной плате (например, от 10 000 руб. до 90 000 руб.).

3. Продавайте вакансию с учетом психологических особенностей восприятия информации.

В компании Circle K Russia иногда используется «метод сэндвича». «Сначала мы привлекаем внимание кандидата выгодой, которую он может получить от работы в компании, — делится опытом Елена Дмитриева, руководитель отдела по управлению персоналом. – Далее идет перечень основных требований. Завершается объявление опять плюсами, ведь информация, полученная последней, всегда лучше запоминается».

Елена Дмитриева уверена, что подход к найму сотрудников варьируется в зависимости от того, на каком этапе развития находится бизнес: «На этапе роста и расширения требуются люди креативные, инициативные, умеющие быстро принимать нестандартные решения. На этапе стабильности нужны хорошо организованные люди, которые соблюдают правила».

4. Не забывайте об индивидуальном подходе.

«Нет ничего хуже скучных сообщений, составленных по шаблону, считает Наталья Сторожева, консультант Русской Школы Управления по подбору персонала. Объявление о вакансии, адресованное целевой аудитории, должно быть написано понятным для нее языком.

«В объявлении для маркетологов важно сообщить не только об обязанностях, но и возможностях, открывающихся перед специалистом: разработка нового бренда, запуск экспериментальной линейки, разработка стратегии выхода на новые рынки, — уточняет Наталья Сторожева. – Маркетологи, как правило, люди творческие и амбициозные, и одним только перечислением требований к опыту и навыкам сложно привлечь достойных кандидатов.

Если нужно подобрать разработчика, объявление о вакансии лучше сделать максимально подробным. Рассказать о проекте и задачах, указать платформы и программы, с которыми нужно будет работать. Программисты, как правило, немногословны, они не будут перезванивать, чтобы уточнить детали. Чтобы получить больше откликов, лучше перед отправкой показать объявление IT-специалисту из этого же отдела или проекта».

5. Постоянно обновляйте информацию в объявлении.

«Профессиональное описание вакансии — это залог успешного подбора персонала, — обращает внимание Денис Бегляров, генеральный директор People Promotion. – По сути, это «резюме наоборот», то есть работодатель рекламирует вакансию. Чтобы эффективно подбирать кандидатов, очень важно постоянно обновлять информацию в объявлении.

Подбор топ-менеджера может занять от семи месяцев, начиная с того момента, как вы разместили объявление о вакансии, и заканчивая предложением работы. За это время работодатели собеседуют большое количество соискателей, по итогам собеседований формируют более четкое видение идеального кандидата на вакансию и, соответственно, меняют требования к кандидатам. Очень важно, чтобы рекрутер постоянно уточнял требования к кандидатам и корректировал описание вакансии, чтобы ожидания работодателей и соискателей совпадали».

6. Представьте себе портрет идеального кандидата и помните о его потребностях.

«Сделать это можно, собрав воедино описание ваших «топ-перформеров», то есть ребят из команды, демонстрирующих лучшие результаты, вот с них и стоит «писать» этот портрет, — советует Марина Хомич, менеджер по персоналу компании Viber. – Исходя из этого представления вы можете рассказать в вакансии именно то, что «зацепит» нужного вам человека: употребить нужные ключевые слова, описать процесс работы нужным образом, рассказать о команде так, что он захочет в ней трудиться, описать именно те условия, которые могут повлиять на его выбор».

По мнению эксперта, в вакансии важно отразить корпоративную культуру, это позволит привлечь кандидатов, которые близки вам по культурным ценностям. При этом стиль коммуникации должен соответствовать стилю общения в компании, «иначе получится немного фальшиво».

«Новые технологии и платформы — это часто самая сладкая конфета для разработчиков, потому что это зона роста, а рост и развитие — допинг для специалистов интеллектуального труда, — обращает внимание Марина Хомич. – Однако важно понимать, что используемые технологии имеют перспективы в будущем, то есть их освоение принесет специалисту пользу».

Все чаще людей интересует не просто возможность заработать денег, научиться чему-то новому, обрести друзей, но и более глобальная цель — принести пользу миру. «Эта потребность высокого порядка, и часто, не имея возможности реализовать ее на рабочем месте, специалист делает это в свободное время бесплатно: пишет приложения с социальным значением, разрабатывает софт с открытым кодом, участвует в социальных проектах. Если компания, работу в которой вы предлагаете, может дать ему все это — это огромное преимущество и это, безусловно, нужно отражать в описании вакансии».

По мнению Марины Хомич, акценты в объявлении нужно делать в зависимости от потребностей: новичков мотивирует возможность научиться, специалистов среднего уровня — возможности решать сложные задачи и повышать уровень, для старших и ведущих специалистов важно передавать свои знания. «Специалистов всех уровней мотивирует коллектив из опытных и сильных коллег, — считает Марина Хомич. – Если такие у вас в команде есть, об этом обязательно нужно рассказывать».

Интерес к вакансии повышают:

  • в джоб-бордах — технологии, описание задач, бренд компании;
  • в социальных сетях — заметная релевантная картинка или видео, возможность линковать специалистов с вашего проекта, которые могут влиять на выбор соискателя авторитетом и признанием;
  • в профессиональных сообществах — автор публикации о вакансии (HR или специалист, имеющий хорошую репутацию в сообществе).

«Важно указывать только то, что может иметь решающую роль для соискателя, и все, что отличается от стандарта: необычный график работы, нестандартная форма трудоустройства, частые командировки либо офис за городом, — добавляет Марина Хомич. – Длительность работы компании на рынке, пожалуй, никого не впечатлит, в разработке ПО, напротив, большую привлекательность имеют молодые проекты, в которых нет технического долга и в которых набранные сотрудники смогут повлиять на архитектуру. А вот интересные клиенты, проекты, продвинутая техника могут помочь в найме».

7. Адаптируйте вакансию под каждый отдельный ресурс.

Любовь Посикера, HR-директор BDO Unicon Outsourcing, обращает внимание на то, что на формат публикации влияет не только профиль компании, но и ресурс, где она размещена: для Facebook это будет один вариант, для рекрутинговых сайтов другой, а для закрытых сообществ в социальных сетях третий.

В качестве одной из самых распространенных ошибок эксперт называет слишком длинное формальное описание вакансии. У кандидата не должно возникать ощущения, будто HR-менеджер просто скопировал должностную инструкцию.

«Ценным элементом объявления о вакансии является краткая справка о компании — кандидат не должен тратить свое время на поиски первичной информации о потенциальном работодателе, — убеждена Любовь Посикера, HR-директор BDO Unicon Outsourcing. – Как минимум, в объявлении стоит указать адрес официального сайта компании, где соискатель сможет найти более подробную информацию. Публикация объявлений на рекрутинговых сайтах, как правило, позволяет привести дополнительные сведения о том, чем гордится компания, — лучшими проектами, ключевыми партнерами, наградами.

Размер заработной платы в объявлении лучше не указывать, если только вы не размещаете вакансию в закрытых группах. У кого-то из ваших сотрудников зарплата может оказаться ниже той, что вы предлагаете соискателю, и вы рискуете услышать неприятные вопросы, даже если в объявлении речь идет о другом уровне требований».

8. Формулируйте вакансию в соответствии с типом планируемой должности.

«Если позиция техническая или имеет отношение к точным наукам, вакансии, в которых информация подана в свободном стиле с использованием неформальной лексики, скорее всего, отпугнет кандидатов, — уточняет Светлана Федорова, специалист по персоналу, компания Acsour. – Технари, как правило, консервативные люди, их скорее привлечет текст, написанный на их языке, с использованием точных формулировок и перечислением предполагаемых задач без лишней воды.

Другой важный совет эксперта — не преувеличивайте! «Не поддавайтесь соблазну заманить кандидата мечты несуществующими «плюшками»: если в компании не существует системы бонусов, например, так называемой тринадцатой зарплаты, говорить о потенциальной возможности их получения не надо. Правда выяснится очень быстро, компания потеряет сотрудника и существенно испортит репутацию своего HR-бренда.

Всегда помните о репутации. Можно сколько угодно расписывать в вакансии, каким великолепным работодателем вы являетесь, но, если кандидат увидит негативные отзывы о копании в черных списках работодателей, вряд ли он захочет у вас работать».

9. Избегайте штампов и помните, что юмор не всегда уместен.

Полина Семенюк, IT-рекрутер в группе компаний «ХайТэк», предпочитает следовать одному из главных правил в рекрутинге — не «копипастить».

«Заимствуя даже отдельные фразы из чужого объявления, вы публикуете вакансию не вашей компании, а чью-то другую, — замечает она. – Рекомендую избегать штампов: «дружелюбный квалифицированный коллектив», «оплачиваемый отпуск и больничный», «молодая динамично развивающаяся компания» — они никак не выделяют вашу компанию.

Обязательно пишите правду в объявлении, ни в коем случае не указывайте уровень заработной платы выше, чем можете дать. Старайтесь не перегружать объявление, ведь кандидат может не дойти до сути и бросит читать вашу вакансию. При размещении описания вакансии учитывайте ресурс, на который оно пойдет. Например, в вакансии, публикуемой на корпоративном сайте, вовсе не требуется подробное описание компании. Распишите четко обязанности вашего будущего сотрудника. Скажем, зачастую, программистам важно знать, какой продукт они будут создавать и с какими технологиями работать».

По мнению эксперта, юмор в вакансиях не всегда уместен и может вызвать неоднозначную реакцию у кандидатов. Особый подход требуют соцсети: публикуя вакансию, позаботьтесь о яркой картинке, привлекающей внимание. Интересный формат — рассказы: при размещении вакансии в Telegram уместен короткий текст с требованиями к кандидату, размером заработной платы и локацией.

Не следует надеяться на чудо. «Как бы хорошо вы ни составили вакансию, неподходящие кандидаты всегда будут, — предупреждает Полина Семенюк. – Портрет идеального кандидата можно и нужно сделать для себя, но будьте уверены, таких не бывает. Завышенные требования в описании вакансии могут привести к тому, что вы получите меньше откликов и будете искать работника гораздо дольше. Обязательно давайте обратную связь кандидату, поскольку любой соискатель всегда надеется попасть на собеседование и ждет даже отрицательного ответа».

10. Старайтесь быть точными.

«Некоторые руководители ограничиваются стандартными фразами, другие вкладываются в мегакреативное зазывание, снимают ролики о компании. И те, и те забывают написать самое главное: чего они хотят, какого человека ждут», — объясняет Наталья Пуцелык, руководитель центра корпоративного обучения ГК «Системные Технологии».

Эксперт советует работодателям представить типичный рабочий день кандидата и описать, в чем конкретно будут состоять его функциональные обязанности. Не стоит забывать и об особенностях, выходящих за рамки традиционных задач, чтобы кандидат сразу оценил, может и хочет ли он выполнять эту работу.

«Задача руководителя — описать, без каких навыков он не возьмет сотрудника в штат, а какие компетенции не обязательны, но дают конкурентное преимущество кандидату, — говорит Наталья Пуцелык. – Например, для продавца программного обеспечения в B2B-сегменте важно знать бизнес-процессы клиентов. Если это непременное условие приема на работу — так и нужно указать.

Руководитель должен подумать, какие личные качества помогут кандидату в дальнейшей работе. Когда мы искали сотрудника на должность директора по АХЧ, мы написали, что у нас большое офисное хозяйство и нам нужна «заботливая нянька». Не все готовы идти на такую работу, а для нас такая хозяйственность принципиальна.

Для кандидатов-разработчиков принципиальный вопрос — будут ли они работать в развивающемся проекте и создавать что-то новое, или в стабильном проекте, который находится на поддержке. Это помогает «отсечь» людей, чьи ожидания не совпадают с нашими потребностями, чтобы мы не позвали программиста, мотивированного на открытие, в стабильный проект. Также мы должны описать, чем наша вакансия отличается от аналогичных на рынке. И к нам придут те, для кого разработка бизнес-ПО — это более интересная задача, чем создание онлайн-игр».

11. Смягчите формализм вакансии.

Алина Садекова, HR-директор MAXIMICE, предлагает заменить некоторые формулировки: «обязанности» на «задачи», «условия» на «мы предлагаем» или «у нас вы получите/найдете», «требования» на «мы ждем от соискателя».

«Считаю более привлекательным и располагающим текст с обращением к первому лицу. В этом случае у соискателя создается впечатление, что ищут именно его, — делится опытом эксперт. – Контакты я стараюсь не указывать, так как ответы на звонки соискателя отнимают очень много времени. Предпочитаю сама выбирать, кому позвонить. Но если контакт работодателя не указан, а соискатель проявил активность, вышел на сайт компании, узнал номер телефона и позвонил, тем самым выделив себя из потока кандидатов, у меня это вызывает уважение, и я чаще всего назначаю собеседование. И своим знакомым, ищущим работу, рекомендую: отправляйте резюме и звоните. Шансов быть замеченным будет больше».

12. Не забывайте указывать контакты и условия работы.

«Типичная ситуация, когда есть востребованная вакансия, но нет контактов. Понятно, что эйчары не хотят постоянных звонков, но кандидатам нужна какая-то возможность связи, — уверена Юлия Часовникова, руководитель Центра карьерного роста РосНОУ. – Пусть лучше это будет почта: написавший на почту человек демонстрирует, что нуждается в работе, ищет возможности для общения и самопрезентации.

Также обратите внимание на условия работы, подробнее напишите о корпоративной культуре — есть ли тимбилдинги, мастер-классы, курсы иностранных языков, сертификаты. Если компания обеспечивает бесплатное питание, ДМС и компенсацию фитнес-клуба, она заботится о сотрудниках. На такие вещи кандидаты обращают внимание, и хорошие условия работы могут стать решающим фактором для ключевого кандидата.

Крупные компании стали активнее использовать свои страницы в социальных сетях для поиска персонала или создают специальные профили для этого. На мой взгляд, это оправданный шаг: чтобы омолодить кадры, нужно искать на площадках для молодой аудитории — «ВКонтакте» или Facebook. Профильная группа по поиску персонала может стать площадкой для прямого общения с кандидатами. Плюс HR-менеджеру видна страница соискателя в соцсети, что позволяет составить более полное мнение о кандидате.

Кроме того, сами соцсети создают определенных функционал, чтобы облегчить поиск сотрудника: например, во «ВКонтакте» есть приложения, которые помогают распространять вакансии. Для работодателей это очень удобно, и не нужно платить порталам, как Headhunter.ru, Superjob, Avito».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Здесь вы можете найти ответы на вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу.

Используемые сокращения:
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба.

Как осуществляется поступление на гражданскую службу?
Поступление на гражданскую службу и замещение вакантных должностей осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 79-ФЗ по конкурсу, если иное не предусмотрено указанным законом.
Ознакомиться с объявлениями о проводимых конкурсах можно на сайте Правительства Новосибирской области в разделе «Государственная гражданская служба», подраздел «Конкурсы».

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службе?
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, предусмотренными ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Не допущенный к участию в конкурсе претендент вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством.

Можно ли одновременно участвовать в нескольких конкурсах на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсах в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
Да.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?
Нет, если иное не предусмотрено международным договором. Если у вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, все будет зависеть от наличия договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и другим государством.

Я зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Могу ли я участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы или конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
Да, можете, т.к. осуществление предпринимательской деятельности согласно ст.16 Федерального закона № 79-ФЗ не является ограничением для поступления на гражданскую службу. Однако ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ запрещает гражданскому служащему осуществлять предпринимательскую деятельность, в связи с чем гражданин обязан ее прекратить при поступлении на гражданскую службу.

Каковы возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу?
Для поступления на гражданскую службу необходимо достичь совершеннолетия (18 лет). Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Поступление на гражданскую службу лиц, достигших возраста 60 лет, действующим законодательством не предусмотрено. Основание: статья 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Могу ли я забрать поданые для участия в конкурсе документы?
Да, кандидат может забрать документы по письменному заявлению в течение трёх лет с момента их представления.

В течение какого периода действительно Заключение по форме 001-ГС/у о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению?
Данное Заключение действительно в течение одного года с момента его получения.

Чем отличается конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы от конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
При проведении конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы, как правило, конкурсная должность не является вакантной. Конкурс проводят с целью формирования кадрового резерва из лиц, чей уровень квалификации и личностные качества соответствуют требованиям, предъявляемым к конкурсной должности. В случае, если конкурсная должность станет вакантной, она может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве.

Помимо решения о наличии/отсутствии победителя конкурса комиссия также может принять решение о включении в кадровый резерв лиц, чей уровень квалификации и личностные качества получили высокую оценку по результатам голосования членов комиссии.

Кадровый резерв на государственной гражданской службе и резерв управленческих кадров

Используемые сокращения:
Государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба; Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: Федеральный закон № 79-ФЗ.

Что такое кадровый резерв на гражданской службе? Как я могу встать в кадровый резерв на гражданской службе, не являясь гражданским служащим?
Кадровый резерв на гражданской службе создается для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится в случае наличия претендента, включенного в кадровый резерв на гражданской службе и соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым по указанной должности.
Согласно ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ включение в кадровый резерв государственного органа производится:

  1. граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
  2. граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
  3. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
  4. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
  5. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
  6. гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.

Таким образом, включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса.

По итогам конкурса меня включили в кадровый резерв на гражданской службе. Могут ли меня назначить из него на должность гражданской службы в ином государственном органе Новосибирской области, а не в том, где проходил конкурс?
В случае его соответствия квалификационным требованиям этой должности, да. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв.

Основание: Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Новосибирской области (утверждено Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.03.2014 № 40).

Чем отличается резерв управленческих кадров от кадрового резерва на гражданской службе?
Главное отличие этих резервов состоит в том, что лицо, состоящее в резерве на гражданской службе, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначено на должность гражданской службы без проведения конкурса, при условии его соответствия квалификационным требованиям по вакантной должности. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв. Лицо, состоящее в резерве управленческих кадров, но не состоящее в кадровом резерве на гражданской службе, может поступить на гражданскую службу по результатам конкурса, если иное не установлено ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ.

Резерв управленческих кадров Новосибирской области - группа перспективных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами, положительно проявивших себя в профессиональной деятельности и предназначенных для замещения вакантных должностей в сфере государственного и муниципального управления.

Кадровый резерв на гражданской службе формируется для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы в соответствии с законодательством.

Трудовые отношения появляются после выбора по конкурсу.

Конкурс как основание возникновения трудового контракта

Статья 18 Трудового кодекса России определяет в качестве причины для возникновения трудовых отношений избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Согласно данной статье трудовые отношения появляются после проведения выбора по конкурсу, который служит основанием для подписания между работодателем и работником трудового договора. Данные процедуры в совокупности представляют собой достаточно сложный процесс юридического характера, являющийся основанием для того, чтобы возникли отношения в сфере труда.

Должности, замещаемые на конкурсной основе

Должности, которые могут быть замещены на конкурсной основе, предусматриваются в законе, другом нормативном документе или в статуте организации. В случае необходимости выбора кандидата на такую должность перед тем, как будет заключен договор, что приведет к возникновению трудовых отношений, должен быть проведен конкурсный отбор.

С работником, который не был отобран в ходе проведения конкурса, не может быть заключен договор. Трудовые отношения не появляются в случае подписания договора без предварительного проведения конкурса, если этого требует закон или другой нормативно-правовой документ.

Порядок, на основании которого возникают трудовые отношения в результате выбора кандидата на определенную должность в ходе конкурсного отбора и подписания с ним договора, устанавливается законом и прочими нормативными документами.

Есть должности, которые могут быть замещены только в результате проведения конкурса. Например, в статье 332 ТК России закреплены требования, согласно которым трудовой договор для замещения такой должности, как научно-педагогический работник (НПР) в ВУЗ, в том числе и осуществление перевода на подобную должность, возможен только после реализации конкурсного отбора.

В случае если даже с НПР подписан бессрочный трудовой договор, конкурс следует проводить как минимум один раз в 5 лет. Конкурсному отбору подвергаются научные работники (НР), а также руководство научных институтов, и НР научных центров, которые подведомственны Академии наук России (РАН). Приказом Минзравсоцразвития, Минобрнаукии и РАН было утверждено положение о ходе проведения конкурсного отбора, который должен быть проведен для замещения вышеперечисленных должностей.

С НПР заключают договора по результатам конкурсного отбора, основываясь на положении, которое утверждено Приказом Минобразования России.

Замещение должностей на конкурсной основе

Для некоторых категорий работников процедура конкурсного отбора регламентируется правительственными постановлениями или указами Президента России. К ним относятся руководители федеральных унитарных госпредприятий, гражданские госслужащие.

Не предусмотрено проведение конкурсного отбора:

  • в отношении особ, которые назначаются на должность цивильной службы в категории «руководитель», назначение и освобождение от которой является компетенцией Президента или Правительства России;
  • в отношении лиц, которые назначаются на должности, относящиеся к категориям «руководитель» и «помощник (советник)» гражданской службы на определенный термин;
  • если речь идет о подписании служебного срочного договора;
  • если назначается гражданский служащий на какую-то другую должность гражданской службы в ситуациях, которые прописаны в пункте 2 статьи 28 и пунктах 1- 3 статьи 31 Закона о гражданской госслужбе;
  • если назначение происходит на должность гражданского служащего, который состоит в кадровом запасе, формировавшемся на основании конкурсного отбора.

Конкурс можно не проводить, если речь идет о назначении на некоторые должности гражданской службы, по которым выполнение обязанностей имеет связь со сведениями, представляющими собой государственную тайну. Перечень таких должностей утверждается непосредственно указом Президента России.

Конкурсный отбор может не проводиться при наличии соответствующего решения нанимателя, если речь идет о назначении на должность гражданской службы, которая относится к подгруппе младших должностей.

Лицу, которое претендует на замещение подобной вакансии, может быть дан отказ в допуске к участию в проводимом отборе. Причиной для этого является его несоответствие определенным квалификационным требованиям, а также установленные законодательными актами ограничения для нахождения лица на гражданской службе.

Какие бывают конкурсы

Конкурс бывает двух видов:

  • закрытый;
  • открытый.

Принимать участие в открытом конкурсном отборе могут граждане, которые отвечают выдвинутым требованиям:

  • имеют соответствующее образование;
  • квалификацию, которая отвечает специфике предполагаемой деятельности;
  • специальность которых соответствует требованиям нанимателя;
  • которые обладают необходимыми навыками, полученными в ходе практической работы;
  • немаловажную роль имеют личностные качества, которые дают возможность успешно справляться с возложенными на человека обязанностями.

Если речь идет о закрытом конкурсе, то принимать в нем участие могут исключительно работники конкретного предприятия, структуры, отрасли.

Решение о том, в какой форме следует проводить конкурс, в ходе которого будет отобран претендент на занимаемую должность, принимается руководством организации.

Как проводят конкурс

Конкурсный отбор осуществляется для замещения должностей, которые являются вакантными. Вся нужная для участия в отборе информация содержится в уведомлении, которое распространяется не позже, чем за 30 дней до окончательной даты подачи документов. В таком уведомлении указывается:

  • название структуры, которая ищет сотрудника, ее ключевые характеристики и данные о расположении;
  • дата и время, когда стартует прием заявок на конкурс, а также время его завершения;
  • требования, которые выдвигаются к соискателю для замещения конкретной вакансии;
  • перечень документации, которая должна быть подана на конкурс, и требования, согласно которым она должны быть оформлена;
  • место, куда подается пакет документов для участия в отборе;
  • место и время, где будет проводиться конкурсный отбор. Также должно быть указано время, когда начинает работать конкурсная комиссия и время, когда будут подводиться результаты конкурса;
  • способ, который будет использован для оповещения соискателей о результатах конкурсного отбора.

Вся деятельность по проведению отбора, а также по подведению итогов реализуется конкурсной комиссией. Когда подводятся итоги, решение принимается простым большинством голосов членов комиссии, которые принимают участие в заседании. Если имеет место равенство голосов, решающим является голос особы, председательствующей на заседании.

Комиссия оформляет свое решение соответствующим протоколом, который должен быть подписан каждым ее членом.

Работодатель подписывает договор с победителем конкурсного отбора. Его подписание, и соответственно начало трудовых отношений, должно состояться не позже, чем через месяц после объявления результатов.

Все вопросы, которые касаются организации и проведения конкурса, определены законодательными актами и внутренними положениями организации.

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

Рассматривая объявления о работе, порой соискатель встречает загадочное «прием производиться на конкурсной основе».

  • Что за конкурс?
  • Кто его проводит?
  • Законно ли это?

Вопросов возникает много.

Кто-то может подумать, что конкурсный отбор придуман ради пафоса, чтобы добавить организации престижа, может для того, чтобы привлечь более профессиональных кандидатов.

На самом деле подобный конкурс не очередная придумка HR-менеджеров, а вполне законная процедура, регламентированная трудовым кодексом.

Правовая регламентация проведения конкурса

По статье 16 Трудового кодекса избрание по конкурсу считается одним из законных оснований для возникновения между работником и его непосредственным работодателем трудовых отношений.

Одним словом, в организации для проведения конкурсного отбора должно существовать минимум два документа:

  • Перечень должностей, на замещение которых разрешено проводить конкурс.
  • Положение, регламентирующее порядок его проведения.

Перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу

Законодательство определяет, что проведение конкурса возможно только на те должности, которые отражены в перечне.

Проблема в том, что самих перечней очень мало. В настоящее время они существуют только для некоторых областей.

ряд людей - рисунок

Другие организации должны свои внутренние документы для упорядочивания всего процесса, составить, уже опираясь на них.

Например, в главе 52 Трудового кодекса, регламентирующей труд специалистов, работающих в педагогической сфере, есть статья, посвященная конкурсному отбору.

Там же дается ссылка на соответствующее положение, где представлен список замещаемых должностей.

Взяв это положение в качестве примера, любая организация может составить свое, принять его в качестве локально-нормативного акта и тогда заключенные трудовые договора по результатам конкурса будут вполне законными.

Порядок конкурсного избрания

учительница

То же самое касается и процедуры осуществления самого конкурса.

Непосредственный алгоритм проведения прописан лишь для педагогических работников, государственных гражданских и муниципальных служащих.

Во всех остальных случаях порядок регулируется внутренним нормативным актом.

Хотя работодателя данный факт не освобождает от необходимости придерживаться определенных норм.

Для начала рассмотрим те сферы, где проведение конкурса закреплено законодательно.

Конкурс на замещение для педагогических работников

Научно-педагогические работники в большинстве своем принимаются на работу на конкурсной основе.

Исключение составляют особые случаи, когда возникает угроза непрерывности процесса обучения или же ученый совет, принимающий решение о выборе кандидата, еще не начал функционировать.

Например, заведующего кафедрой или декана выбирают совсем иным путем.

Процедура конкурса регламентируются Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536, утвердившем положение.

Конкурс на замещение для государственных гражданских служащих

Поступление на государственную службу, как и переход работника с одной должности на другую возможно только по конкурсу.

Считается, что такой способ отбора сотрудников дает равноценную возможность всем гражданам получить доступ к государственной службе.

Конкурс может быть объявлен только на вакантные должности.

При этом в некоторых случаях его проведение не требуется:

назначение губернатора

  • для категорий работников «руководители», «помощник», если контракт составляется на определенный срок;
  • для категорий работников «руководители», назначение которых находится в компетенции президента страны;
  • при заключении срочного контракта;
  • при переводе сотрудника с одной должности на другую в связи с сокращением, реорганизацией, ликвидацией;
  • при переводе на другую должность по медицинским показателям;
  • при назначении сотрудника из кадрового резерва.

Конкурс на замещение для муниципальных служащих

Для поступления на муниципальную службу проводится конкурс-испытание, либо конкурс документов, где личное присутствие кандидата не требуется.

экзамен

Лицо, допущенное к конкурсу, должно соответствовать всем требованиям, при этом не позволяется проявлять дискриминацию по любым признакам.

То есть каждый гражданин имеет право претендовать на должность, при условии, что у него имеется образование, квалификация достаточные для данной должности.

Комиссией оценивается профессиональные, личные качества претендентов.

Итоги конкурса обязательно выставляются на суд общественности в СМИ.

Дополнительно каждого кандидата письменно уведомляют о результатах.

Порядок проведения конкурса

Алгоритм проведения конкурса един.

Изначально принимается решение о проведение конкурса на появившуюся вакантную должность.

Сразу же составляются все необходимые документы, избирается комиссия, подается объявление.

Порой оно бывает заочным, то есть без участия самих кандидатов.

Иногда проходит в форме собеседования или тестирования.

По результатам выбирается один победитель, с которым подписывается контракт или трудовой договор.

Перечень лиц и должностей не подлежащие конкурсной процедуре

беременная на работе

Не на все должности закон позволяет проводить конкурсный отбор.

Например, в педагогической сфере декана, заведующего кафедрой принимают по результатам выборов.

Если должность занимает беременная женщина, то на нее конкурсный отбор не распространяется.

Также конкурс на замещение не проводится для должностей:

  • занятыми работниками с трудовыми договорами на неопределенных срок;
  • занятыми женщинами, имеющих детей до трех лет.

Перечень лиц, которые не допускаются к конкурсу

Чаще всего в конкурсах запрещено принимать участие людям, имеющим судимость, наркотическую зависимость.

У лиц, признанных не дееспособными,не примут документы.

Установление возрастного ценза, квалифицированных требований позволит отобрать нужных специалистов еще на этапе приема документов.

Данный перечень составляется в каждом учреждении, решившим проводить конкурсный отбор, с учетом своей специфики.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Сколько мы должны работать?", где подробно объясняется как долго длится рабочее время

Или ТУТ вы узнаете как происходит расторжение срочного трудового договора

Составление иска о незаконном увольнении:

https://legalmap.ru/articles/tp/garant/nezakonnoe-uvolnenie/

Этапы проведения конкурсного отбора

Конкурс традиционно проводится в несколько этапов.

Самый длительный – подготовительный этап, включающий в себя разработку нормативной базы под конкурс, поиск членов жюри или привлечение специалистов со стороны для оценки компетентности кандидатов, сформирование материально-технической базы.

Окончательным пунктом подготовительного этапа является подача объявления о конкурсе.

Ответственного за это действие назначают уже при разработке положения.

собеседование

В скором времени кандидаты начинают приносить свои заявки для участия.

Начинается второй этап – прием заявлений.

Стоит отметить, что это достаточно трудоемкий процесс, требующий от работника большой внимательности.

Каждый принесенный пакет документов необходимо сверить с положением, где прописаны, какие документы должны предоставить кандидаты, предъявляемые квалификационные и иные требования.

В зависимости от должности могут потребовать медицинскую справку, водительское удостоверение, документы об образовании, предъявлять требования к стажу работы, к квалификации.

3 этап – непосредственная оценка кандидатов. Проходит процедура заочного рассматривания представленных документов.

Проверяется уровень знаний и опыта кандидатов, соответствие их предстоящей работе.

Чаще всего вопросы задаются по законодательству, проверяются знания в области будущей работы, тестируют на психологическую устойчивость.

фигурки людей

Рассмотрев всех кандидатов, комиссия приступает к 4 этапу – к вынесению решения.

Но перед этим происходят жаркие дебаты, где членами жюри рассматриваются все подходящие кандидаты.

Хотя вполне возможен вариант с тайным голосованием.

Побеждает претендент, на которого пал выбор большинства членов жюри.

При равенстве голосов, проводят второй тур, как на президентских выборах.

Итак, победитель выбран. Остается лишь заключить с ним трудовой договор и можно считать, что процедура конкурсного отбора на замещение должности завершена.

Особенности заключения трудового договора с лицом, избранным по конкурсу

Победителю конкурса испытательный срок не устанавливают, о чем четко прописано в ст.70 ТК РФ.

Дело в том, что их работу регламентирует не только трудовой кодекс, но и специальный федеральный закон.

А вот там избрание по конкурсу не является поводом для отмены испытательного срока.

У муниципальных служащих такого разногласия не существует.

Поэтому в их трудовых договорах можно смело убирать пункт об испытательном сроке.

Трудовой договор может быть как на определенный срок, так и бессрочным.

прием на работу

Статья 59 разрешает работодателю оформить избранное по конкурсу лицо по срочному договору, с учетом, что обе стороны согласны.

Избрание по конкурсу призвано определить самых лучших, самых квалифицированных специалистов.

Ее цель – выявление наиболее ценных для организации кадров, с учетом предыдущих достижений кандидата, показателей его трудовой деятельности.

Конкурс – это некое соревнование, где призом является трудовой договор.

Он требует много усилий не только со стороны кандидата, но и от работодателя.

Организовать, провести, вложиться всего лишь для того, чтобы отобрать одного человека.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 августа 2012 г.
Регистрационный N 25254

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7333; N 50, ст. 7337) и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439; 2011, N 4, ст. 578) приказываю:

1. Утвердить Методику проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложению.

2. Установить, что при назначении на вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы, конкурс не проводится.

3. Финансовому департаменту обеспечить ежегодное финансирование расходов, связанных с проведением конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр М. Топилин

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 50, 10.12.2012.


Приложение

Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Методика) определяет в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организацию и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство).

2. Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве (далее - конкурс) являются:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе;
обеспечение права федеральных государственных гражданских служащих Министерства (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе;
формирование кадрового резерва Министерства для замещения должностей гражданской службы;
отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава Министерства;
отбор и формирование кадрового резерва Министерства по результатам конкурсных процедур на заключение договора на обучение между Министерством и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве;
совершенствование работы по подбору и расстановке кадров.

3. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к должности гражданской службы.


II. Организация проведения конкурса

4. Количественный и персональный состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве (далее - Комиссия) утверждается приказом Министерства с учетом требований статьи 22 Федерального закона.

Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Комиссии.

Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.

Секретарь Комиссии обеспечивает работу Комиссии (регистрация и прием заявлений, ведение их учета, формирование дел, ведение протокола заседания Комиссии и др.).

Состав Комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

5. Конкурс объявляется по решению представителя нанимателя при наличии вакантной должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона может быть произведено на конкурсной основе.

6. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами Министерства организует:

подготовку к публикации объявления о проведении конкурса, образец которого предусмотрен приложением N 1 к настоящей Методике, не менее чем в одном периодическом печатном издании;
размещение объявления о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также на официальном сайте Министерства в сети Интернет;
проверку достоверности сведений, представленных гражданином при поступлении на гражданскую службу или гражданским служащим (проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы);
проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);
с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений;
информирование граждан (гражданских служащих) посредством почтовой связи и путем направления писем по электронной почте о допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсе, о месте, времени и порядке проведения конкурса и о его результатах.

7. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Министерство:

а) личное заявление;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2007, N 43, ст. 5264) с приложением фотографии;
в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность;
копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
справку образовательного учреждения, подтверждающую, что гражданин, участвующий в конкурсе на заключение договора на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве, впервые получает высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательном учреждении за счет средств федерального бюджета, а также содержащую информацию об образовательной программе, которую он осваивает (с указанием наименования направления подготовки (специальности), о результатах прохождения гражданином промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом, о выполнении им обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения;
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о гражданской службе.

8. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя.

Отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами обеспечивает получение гражданским служащим документов, необходимых для участия в конкурсе.

9. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

10. Документы, указанные в пункте 8 настоящей Методики, представляются в отдел государственной службы, кадров и профилактики коррупционных и иных правонарушений Департамента управления делами в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

11. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе.

12. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса Департамент управления делами Министерства направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданским служащим (гражданам), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

14. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

15. Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на втором этапе конкурса могут применяться следующие методы:

тестирование;
анкетирование;
проведение групповых дискуссий;
написание реферата;
индивидуальное собеседование и другие, не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, методы оценки.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется Комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность только одним из них (например, индивидуальное собеседование) конкурс может считаться завершенным.

Тестирование кандидатов на конкретную вакантную должность гражданской службы проводится по единому перечню теоретических вопросов, заранее подготовленному структурным подразделением Министерства, на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс. Тест составляется на базе квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, установленных в Министерстве.

Кандидатам на вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое время для подготовки письменного ответа.

Проведение групповых дискуссий базируется на практических вопросах - конкретных ситуациях, заранее подготовленных структурным подразделением Министерства, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы получают одинаковые практические задания и располагают одним и тем же временем для подготовки устного (письменного) ответа. Оценка и отбор кандидата на вакантную должность гражданской службы с учетом результатов ответа и участия в дискуссии осуществляется Комиссией в отсутствие кандидатов.

Для написания реферата используются вопросы, связанные с исполнением должностных обязанностей и полномочий по должности, на замещение которой претендуют кандидаты на вакантную должность гражданской службы. Темы рефератов определяются структурным подразделением Министерства, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы пишут реферат на одинаковую тему и располагают одним и тем же временем для его подготовки.

Комиссия оценивает в отсутствие кандидата рефераты по качеству и глубине изложения материала, полноте раскрытия вопросов, владению государственным языком.

16. Заседание Комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения Комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

17. Решение Комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы, включении в кадровый резерв в пределах группы должностей, либо отказа в назначении.

18. Результаты голосования Комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами Комиссии, принявшими участие в заседании, и протоколом, который подписывается председательствующим и секретарем Комиссии.

III. Заключительные положения

19. По результатам конкурса издается приказ Министерства о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт. В случае принятия решения о включении кандидата в кадровый резерв (в пределах группы должностей) издается приказ Министерства, о чем кандидат уведомляется в письменной форме.

По результатам конкурса на заключение договора на обучение между Министерством и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве издается приказ Министерства и заключается договор с соответствующим учебным заведением.

Информация о результатах конкурса, образец которой предусмотрен приложением N 2 к настоящей Методике, размещается на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе на замещение вакантных должностей в Министерстве, направляются письменные сообщения в 7-дневный срок со дня завершения конкурса.

20. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по их письменному заявлению на имя директора Департамента управления делами Министерства в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве Министерства, после чего подлежат уничтожению.

21. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: