Как передается профессия от старших к младшим

Опубликовано: 12.05.2024


Трудовые династии вызывают всеобщий интерес. Одним кажется, что это большая ответственность и непосильная ноша, другие восхищаются семьями, для которых профессия стала семейной традицией. Что и говорить, продолжать дело отца почетно. Вместе с тем возникает вопрос: почему династий становится все меньше?

В Древнем Риме и Греции большинство профессий передавалось по наследству. Дети с ранних лет помогали родителям. Более того, иногда профессия принадлежала не просто одной семье, но и целой деревне. Например, как на родине Гиппократа – греческом острове Кос.

В царской России большинством крупных предприятий и даже отраслей управляли родственники. В список богатейших предпринимателей России начала XX века, составленный по архивным данным журналом Форбс, вошли династии Рябушинских, Морозовых, Бродских. Понятно, что в таких семьях проблема выбора у детей не стояла.

Во времена СССР рабочие династии возвели в культ. О них снимали фильмы, писали газеты и журналы. Они воспринимались не просто как профессионалы, но еще и хранители идеологии и высокой трудовой морали.

Дуровы, Куклачевы, Боярские… династии есть и сейчас. Но современные молодые люди всё реже идут по стопам своих родителей. Как выяснили социологи, не все родители желают, чтобы дети повторили их путь.

Почему же число профессиональных династий сокращается? Есть несколько мнений на этот счет. Современные технологии приводят к появлению новых специальностей. Меняются экономические условия, и какие-то профессии становятся менее престижными. Сейчас молодые люди живут более независимо от своих родителей, поэтому у них больше возможностей для реализации.

Глупо было бы утверждать, что семья не влияет на выбор профессии. Думается, практически у каждого найдется парочка воспоминаний из детства о том, как мама или папа брали с собой на работу. Так ребенок получает первые навыки профориентации. Кстати, и негативная информация о трудностях профессии исходит, в первую очередь, от самых близких.

Психологи считают, что сегодня трудовые династии могут появиться только в семьях, где «отцы» добились успеха и с интересом занимаются своим делом, оставляя за ребенком право выбора. Тогда вместе с профессиональными секретами по наследству передается любовь к работе.

«Образ Жизни» спросил у хабаровских мам, как они смотрят на выбор профессии своих детей. Должны ли они идти по стопам родителей, и что в жизни главное? Вот такие ответы мы получили.

Кем стать? ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЕЙ


ЕВГЕНИЯ ПЕРШИНА
(32 года, менеджер по продажам дальневосточного региона компании «Фаберлик»)

Мои родители экономисты. Они ожидали, что я тоже пойду по их стопам. Но в 11 классе я сказала, что пойду учиться в институт культуры. Характер у меня настойчивый, поэтому родители возражать не стали. Я закончила Хабаровский институт искусств и культуры по специальности режиссер. Сейчас работаю менеджером по продажам дальневосточного региона компании «Фаберлик». Так или иначе моя работа связана с творчеством. Мой сын Рома к творчеству не расположен. Пусть он определяется в жизни сам. Я его поддержу в любом случае. У каждого человека в любой профессии есть шанс стать успешным.


НАТАЛЬЯ ПОРОШИНА
(42 года, мастер-парикмахер и владелец салона «Лаки»)

Я окончила судостроительный техникум по специальности мастер-технолог по станкам с программным управлением. А потом прошла курсы парикмахеров. В 2007 году мы с мужем открыли свой парикмахерский салон. Сын Никита учится на третьем курсе академии экономики и права по специальности товаровед-эксперт. Он не должен смотреть на родителей.

Пусть пробует себя в своей профессии. Если захочет работать со мной или мужем, мы не будем против. Тогда ему придется идти переучиваться на стилиста. Но самое главное, чтобы он был хорошим человеком. Помнил и заботился о своих близких.


ЕЛЕНА КОСТЮЧЕНКО
(42 года, начальник отдела по связям с общественностью КГАУК «КНОТОК»)

В нашей семье, можно сказать, царит культ видео и телевидения. Иногда нам сложно смотреть какие-то передачи, фильмы. Мы начинаем обсуждать их с профессиональной точки зрения: как снято, как смонтировано. Муж получил специальность «инженер телевидения», работает в хабаровском филиале «Матч – ТВ». Принимал участие в ТВ-трансляциях на Олимпиаде в Сочи-2014, много лет работал на ГТРК «Дальневосточная».

Для меня кино и телевидение с детства были большой мечтой, но получила я образование далекое от видеопроизводства. Всегда увлекало создание фильмов, в том числе и документальных, многокамерные съемки. Почти десять лет проработала режиссером в ИТА «Губерния».

Сыну в этом году исполняется 17 лет. С детства он знал, что такое прямой эфир, как себя необходимо вести на съемках и насколько трудоемка работа видеомонтажера. Сейчас мы учим его всему, что знаем сами. Спасибо ребятам операторам и фотографам, большим профессионалам, которые нас окружают, они умеют просто и ненавязчиво объяснить сыну многие вещи. Сегодня сложно загадывать, кем он в итоге станет. В свое время и моя судьба круто сделала поворот. Главное, чтобы он занимался тем, что ему будет действительно интересно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Возникла гипотеза: будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в семье. Ребята, у которых есть в семье учителя наиболее осознанно и объективно оценивают эту профессию. В их высказываниях видно искреннее уважение к учительскому труду и понимание всех положительных и отрицательных моментов этой профессии.

Просмотр содержимого документа
«Влияние семейных традиций на выбор профессии»

2.1.Что такое семейные традиции……………………………………………….4

2.2.Геологическое древо нашей семьи……………………………………….….4

2.3.Самая популярная профессия нашей семьи – профессия учителя………. 5

2.4.Истинная суть учительского труда……………………………………….….7

2.5.Исследование отношение учащихся школы к профессии учителя…….….8

Мне исполнилось 10 лет. Многие мои сверстники уже задумываются о выборе своей профессии. Мне тоже стало интересно, почему, вырастая, люди выбирают ту или иную профессию. Что влияет на их выбор? Кем стану я, когда вырасту?

Я стала спрашивать окружающих меня взрослых, родственников, соседей, знакомых, почему они избрали свою конкретную профессию.

Ответы были разные: кто-то стал водителем за компанию с другом, кто-то ветеринаром, потому что с детства любил животных, но многие говорили, что выбрали свою профессию по примеру кого-то из родственников.

Тогда я решила выяснить, как сильно семейные традиции влияют на выбор профессии.

2. Основная часть

2.1. Что такое семейные традиции?

Сначала я попыталась понять, что такое семейные традиции вообще, и как они влияют на развитие человека. Пришлось изучить некоторую литературу на данную тему.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: "Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение".

Семейных традиций великое множество: Это и забота о престарелых родителях, и хранение семейные фотографий, и правило всем вместе отмечать праздники, собравшись за общим праздничным столом. В каждой семье могут быть свои особые традиции и многие из них предаются по наследству. Например, одну очень простую колыбельную песню пела моя прабабушка своим маленьким дочкам, потом эту же колыбельную слушала, засыпая, моя мама, и теперь уже я знаю ее наизусть и, конечно, буду петь своим маленьким детям.

Я поняла, что семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Значит, профессия, как семейная традиция, тоже передается от одного члена семьи к другому.

У меня возникла гипотеза: моя будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в моей семье.

2.2. Генеалогическое древо нашей семьи


Вместе с мамой я составила генеалогическое древо нашей семьи с учетом профессиональной деятельности. (Приложение №1)

Это была достаточно трудоемкая работа. Пришлось изучить весь наш семейный архив. Я использовала в этой работе опрос ближайших родственников, беседы с бабушками и дедушками. Здесь пригодились старые письма, фотографии, документы.

Проделав эту работу, я пришла к выводу, что самой популярной профессией нашей семьи оказалась профессия учителя.

2.3. Самая популярная профессия нашей семьи – профессия учителя


Я поняла, почему с самого раннего возраста меня всегда окружают учителя. Многие из моих родственников добились больших достижений в своей деятельности.

Мой дедушка Шинин Виктор Яковлевич родился 17 ноября 1939г . в простой крестьянской семье, в деревне Поясниково Шимского района Новгородской области. С самого раннего детства был любознательным мальчиком, очень любил читать, и удивительная тяга к знаниям всегда отличала его среди сверстников в тяжелые послевоенные годы. С 15 лет работал в колхозе «Красный сеятель» и в 16 лет был избран секретарем комсомольской организации колхоза. Осенью 1958 года был призван в ряды Советской Армии . Служба проходила 3,5 года в Германской Демократической Республике. А после службы по комсомольской путевке был направлен в Ишимское сельское профессиональное техническое училище. Закончил его с отличием, получил техническое образование и начал работать разнорабочим, водителем, сварщиком. В то время стране нужны были рабочие руки. Но Виктор Яковлевич понимал, что он не может и не хочет останавливаться на достигнутом. Необходимо высшее образование. Сразу же поступил на заочное отделение Ишимского педагогического института.

В
от как он объясняет свой выбор: «…. Высших учебных заведений тогда было не много. А мне нужно было еще работать и кормить молодую жену и сына. В Ишиме находился педагогический институт. Кроме того, я чувствовал призвание к этой профессии. Мне всегда нравилось не только самому узнавать что-то новое, полезное, но и делиться знаниями с окружающими. А еще у меня был яркий пример - любимый брат Шинин Василий Михайлович. Он был немного старше меня и все детство мы провели вместе. Когда я поступил в педагогический, он уже работал учителем средней школы в городе Валдай. Он был талантливым педагогом, позже завучем методического объединения, имел научные работы и государственные награды, добился огромного уважения среди своих коллег и учеников. Поэтому я сделал свой выбор вполне осознанно, уже в достаточно зрелом возрасте и нисколько об этом не жалею…..»

Сразу после окончания института в 1968 году мой дедушка оставил городскую квартиру и уехал вместе с семьей в отдаленное село Голдобино, в маленькую сельскую школу работать учителем математики. Его там сразу оценили и предложили стать завучем этой же школы. А в 1972 году он был уже назначен директором Гагаринской восьмилетней школы. В селе Гагарино он и проработал всю свою оставшуюся трудовую жизнь. Принял сельскую восьмилетнюю школу в маленьком деревянном исполнении, с печным отоплением - всего 4 класса. И под его руководством школа в итоге превратилась в базовую муниципальную среднюю общеобразовательную школу. Сейчас она располагается в современном кирпичном здании с просторными кабинетами, спортзалом, актовым залом, мастерской и столовой. Десятки детей со всего Ишимского района приезжают сюда каждый день, что бы получить среднее образование.

В 1974 и в1975 гг. мой дед был награжден значками «Отличник социалистического соревнования». В 1976 году награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1978 гуду - значком «Отличник народного просвещения», в 1986 году - медалью « За трудовое отличие», в1991 году ему присвоено звание «Учитель-методист», а в 1992 году Звание « Заслуженный учитель школы Российской Федерации». В 1998 году мой дед Шинин Виктор Яковлевич награжден «Орденом Почета». А сколько ему вручено грамот за его нелегкий многолетний труд - просто не пересчитать! В 2006 году мой дедушка ушел на заслуженный отдых, его трудовой стаж составляет 50 лет, не считая работу в колхозе до службы в ВС. Но самыми яркими и плодотворными стали для него именно 38 лет педагогической деятельности. Его до сих пор считают лучшим математиком и лучшим директором школы в родном селе. Хочу привести еще одну выдержку нашей беседы: « ….Сельский учитель - это было очень почетное звание! Наверное, поэтому я, не задумываясь, оставил светлую благоустроенную городскую квартиру и уехал со всей своей семьей в далекое село. Отношение к сельскому учителю было особое. Мне сразу выделили дом, зарплата была может и не очень большой, но и не меньше, чем у всех в те годы. Зато особое уважение и почтение чувствовалось от каждого сельчанина. Все кругом были моими учениками и дети и их родители. В то время были распространены вечерние школы для взрослых, не получивших среднего образования. Я там тоже преподавал. Я с удовлетворением понимал, что я нужен людям, что я могу отдать частичку себя каждому из них….»

М
оя бабушка Шинина Любовь Порфирьевна родилась 9 ноября 1943 года. В г. Ишим Тюменской области. Семья была большая и дружная. Когда бабушка выходила замуж за моего деда Шинина Виктора Яковлевича, она уже имела профессию и работала лаборантом на Ишимском маслосыркомбинате. Мои бабушка и дедушка очень любили друг друга. Они и сейчас не могут расставаться на долго. И когда глава семьи решил связать свою жизнь с педагогикой, то бабушка, не задумываясь, тоже поступила в педучилище. Она всегда любила детей. Доброта и любовь – это главные качества ее характера. Ее педагогический стаж составил 30 лет. Бабушке присвоено звание Ветеран Труда. Для многих она стала самой любимой первой учительницей. Бывшие ее ученики до сих пор заходят к ней в гости и благодарят за душевное отношение, теплоту и внимание. Вот как моя бабушка рассказывает о выборе своей профессии: «….Я всегда считала большим счастьем заниматься делом, которое тебе действительно нравиться, да еще рядом с любимым человеком. Так мы и проработали с дедушкой рука об руку, у нас были общие интересы, общие проблемы и размышления. Мы всегда помогали друг другу во всем. Ведь очень важно поддерживать близкого тебе человека и в повседневной жизни, и в профессии. Учительский труд очень нелегкий и не каждый может понять и оценить его. А когда рядом человек, который тебя понимает, становится легче, радостнее и проще жить….»

М
оя тетя Григорова Лариса Анатольевна тоже закончила Ишимский педагогический институт и приехала по распределению в г. Нижневартовск. В системе образования ХМАО-Югрыа с 1983 года. Вот уже 25 лет работает в моей родной МОСШ №19 учителем русского языка и литературы. Победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО 2008, Почетный работник общего образования. Для меня она является самым ярким примером ответственности, трудолюбия, выдержки и педагогической самоотверженности. Каждый день в школе я наблюдаю, с каким уважением и любовью к ней относятся ребята!

Однажды я спросила у нее: «Что для тебя школа?» И она ответила: «Школа - это не работа, школа – это жизнь. В ней радость и труд, рутина и творчество, преодоление и ежедневное открытие нового…»

Всего около десяти моих родственников, которых я знаю, имеют педагогическое образование. У каждого сложился по-разному профессиональный путь. Кто-то проработал некоторое время в школе и нашел более приемлемое место работы для себя, кто-то всю свою сознательную жизнь отдал педагогике, а некоторые и до сих пор работают учителями.

2.4. Истинная суть учительского труда.

Что же это за профессия? В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных значений: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть учительского труда.

Прежде всего, учитель не просто профессия, это призвание от Бога. Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Учитель по призванию всегда может найти правильный подход к каждому ребенку. Кроме того, учитель должен иметь большой запас терпения. Сколько внимания, знания и сил нужно, чтобы доступно объяснить учебный материал своему подопечному. В большей степени с участием учителей формируется наше сознание, наше мировоззрение и отношение к окружающему миру.

Я вдруг осознала, что все эти мысли были со мной всегда, они уже сейчас привиты мне моими старшими родственниками. И если даже я не стану учителем, когда вырасту, все равно я уже не смогу относиться к этой профессии невнимательно или неуважительно. И, наверное, я не одна такая.

2.5. Исследование отношения учащихся школы к профессии учителя.

Что бы подтвердить или опровергнуть свои предположения я решила провести анкетирование среди ребят первых, четвертых и одиннадцатых классов нашей 19 школы. Я предложила им ответить на вопросы:

Хочешь ли ты стать учителем? Почему? Есть ли среди твоих родственников учителя?

С трудовым ресурсом связан информационный ресурс. Делая что-то по дому, человек изучает процесс выполнения определенной задачи, даже если это касается элементарных вещей. Ему надо знать и уметь это делать, а учитывая то, что человеческая жизнь постоянно усложняется, в быту появляются все новые и новые вещи, приток информации по эксплуатации этих предметов накапливается и увеличивается.

Чтобы адекватно реагировать на изменяющиеся условия в мире, чтобы создавать свой быт, соотносясь со временем: сделать теплые полы, поставить новые степлопакеты, приготовить по-особенному еду, чтобы это были не котлеты с макаронами, а предмет для наслаждения, нужно изучать все больше и больше информации.

Домовой

Люди во все времена исторической ретроспективы хотели жить счастливо и богато. Некоторые считали, что в их благополучии им помогают потусторонние силы. В России, даже в послехристианский период существовал такой мифологический персонаж как домовой. В советском мультике про домовенка Кузю, мультипликационный персонаж совсем не похож на темную силу. Домовой помогал хозяину дома быть рачительным, аккуратным, сколотить богатство и состояние. Люди суеверные, неграмотные хотели думать, что в природе кто-то потусторонний помогал человеку со стороны приобретать богатство, но даже поглядев на того же персонажа из мультфильма, можно понять, что все самое главное в человеческом благополучии, зависит от самого человека. То как человек относится к своим тратам, то, как он ведет домашнее хозяйство, и показывает насколько он хороший хозяин.


Рис. 2. Домовенок Кузя ()

Использование народных трудовых традиций в трудовом воспитании младших школьников

 Демократизация и гуманизация всех сторон жизни суверенной Республики Узбекистан выдвинули важнейшую задачу — духовное возрождение, идейное возрождение, идейное обновление и осознание культурного потенциала узбекского народа.

Придавая большое значения укреплению и развитию духовности, Президент Республики Узбекистан особо подчеркивает, что духовность «… становится мощной силой, когда опирается на глубокое познание и понимание истории своего народа, его культуры и предназначения. Обращаясь к истории, необходимо исходит из того, что его память народа, подобно тому, как не может быть человека без памяти, так не может быть будущего у народа, лишенного собственной истории». Духовность народа заложена в самобытной национальной культуре, одним из существенных компонентов которой являются народные традиции, обычаи и обряды.

Все эти факторы обусловливают необходимость проанализировать комплекс вопросов о месте и роли народных трудовых традиций как теории методологической основы их использования поколениями, в частности младшими школьниками. Современная модель сотрудничества педагога с семьёй нами понималась как процесс межличностного общения, результатом которого являлось формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам по воспитанию ребёнка. Мы стремились установить партнёрские отношения с семьей воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Кроме того, активизировали и обогащали воспитательные умения родителей, поддерживали их уверенность в своих педагогических возможностях.

Практика убедительно показала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуя дома его разнообразную деятельность, тем спокойнее атмосфера в семье, содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

В недавнем прошлом народные традиции в системе духовной, воспитательно-образовательной деятельности по существу недооценивались, нивелировались. И фактически богатый исторический опыт народа, знания и навыки воспитания, накопленные предшествующими поколениями, оставались невостребованными. Происходило это благодаря искусственно провозглашенному и насильственно реализуемому тезису об интернационализации национальных культур, т. е. их сближению и якобы обогащению за счет взаимовлияния. Этим фактически допускалось пренебрежительное отношение к историческому прошлому народа, его культурному наследию, воспитательным и образовательным ценностям.

Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует сделать ради детей.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей друг к другу. Нами тщательно было продумано содержание общения с родителями. При этом нами принимались во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия в семье, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развитие единственного в семье ребенка, имеющего старшего или младшего брата, сестренку; проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повтором браке родителей и др.

Изучение духовно-нравственного потенциала национальной культуры позволяет выявить различные особенности, связанные с такими мотивационно-ценностными воспитательными факторами, как национальная символика, ритуалы, обряды, обычаи, традиции, которые отображают национальный образ жизни узбекского народа в целом.

В среде ремесленников традиционными факторами являются такие, как определение видов ремесла, которыми могут заниматься те или иные юноши и девушки; отношения мастера к ученику, их взаимоотношения в производственном процессе. При этом существующие обряды и ритуалы, которые совершаются при переходе от одной квалификационной категории мастерства к другой, свидетельствуют об общественном признании уровня зрелости обучаемого, который овладевает определенным видом ремесла.

Таким образом, проанализированная система трудового воспитания в дехканской семье и в ремесленном производстве свидетельствует о гуманности национальных народных воспитательных традиций, раскрывающих свои специфические особенности содержания таких ярких разнообразных форм, как обычаи, обряды и ритуалы.

Новые поколения, формирование самосознания которых происходит на основе преемственности опыта поколений в условиях гуманизации и обретения подлинной независимости, должны быть носителями прогрессивных традиций трудового воспитания, закрепленных в богатом и не теряющем актуальности наследии народной педагогики.

  1. Нурматов, С. Н. Воспитание учащихся на революционных и трудовых традициях. Ташкент: Укитувчи. – 1983 г. ‑ 48 с.
  2. Наджимов, Г. Н. Народные традиции и культура. Ташкент: Узбекистан. – 1992 г. ‑ 119 с.

Вклад детей в семейный доход

Большинство людей и семей, живут в условиях ограниченных ресурсов. Потребности человека постоянно растут, возможности же всегда ограничены этими потребностями. Семейному бюджету могут помогать и дети. Они подрастающее поколение и в России с 14 лет можно начинать трудовую деятельность. Естественно с некоторыми ограничениями. Ст. 94 Трудового кодекса РФ гласит:

— Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для учащихся общеобразовательных учреждений, совмещающих в течение учебного года учебу с работай, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часов.

Естественно эта работа может проходить с одобрения родителей и не должна мешать учебе. Кроме того подростки любого возраста не могут работать в ночные смены.

Бюджет семьи

Слово «бюджет» означает «сумка», в которой министр финансов Великобритании еще в средние века носил деньги и отчетные бумаги. В последующем эта сума стала символом совокупного дохода и расхода государства. Поскольку тема урока семейный бюджет – то это сума доходов и расходов семейных средств.

Рис. 5. Газовый счетчик ()

«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе

Светлана Морозова

«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе

Предлагаю Вашему вниманию творческую работу моей ученицы.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас люди – это наши родные, наша семья. Семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

Слово «традиция»

пришло к нам из латинского языка и
означает «передача»
.
Традиции – это то в нашей жизни, что передается от одного поколения к другому, от старших к младшим. Благодаря традициям мудрость старших передаётся молодым.
Во многих семьях есть особые традиции. Одна из них – семейное чтение. Мама с детства прививала любовь к чтению, к книге мне и старшему брату, вечерами она всегда читала нам вслух, а иногда, поменявшись ролями, и мы читали вслух. Сколько интересного и поучительного в каждой книге!

В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. По выходным я с родителями навещаю бабушек и дедушек, мы покупаем для них продукты и лекарства, помогаем наводить порядок в доме и на огороде.

«Наши семейные традиции». Творческая работа в начальной школе

Замечательной традицией стала для нашей семьи и наших многочисленных родственников совместная работа на большом огороде в деревне.Собираются все: от мала до велика. Посадка,прополка и уборка картофеля для нас праздник: сначала дружно работаем, потом также дружно готовим ужин и устраиваем семейные посиделки, с песнями, шутками, задушевными беседами.

Я всегда помогаю маме по хозяйству, помогаю ухаживать за цветами, кормить рыбок и собаку, делать уборку, стирать и гладить бельё, люблю помогать готовить и украшать салаты и пироги.


Другая прекрасная традиция – семейные обеды. Их обычно устраивают по воскресеньям. Все члены семьи собираются за большим столом. Можно не торопясь обсудить семейные дела, события недели, планы на будущее. Вечерами мы всегда ужинаем вместе, а в выходные дни, когда приезжает брат, всегда устраиваем семейные обеды. Сколько душевного тепла в этом общении самых близких и родных людей! А потом ждёшь следующие выходные, чтобы вновь пережить эту радость – быть рядом друг с другом, быть всем вместе!


Ну и как не сказать о наших любимых семейных праздниках. Это Новый год, Рождество, Пасха, Троица, дни рождения. Мы заранее готовим друг другу сюрпризы, подарки, открытки, накрываем праздничный стол, приглашаем в гости родных и близких.


Я уверена, что семейные традиции – великая ценность, наше духовное богатство. Их нужно беречь!

Энергетический ресурс

Есть еще энергетические ресурсы – хотя сейчас этот ресурс отдаляется от семейного очага. Раньше под ним понимали те ресурсы, которыми семья себя обогревала, получала тепло или освещение. Раньше это тоже был трудовой ресурс, люди просто кололи дрова, или заготавливали уголь, зажигали свечи. Сейчас энергоподача процесс более глобальный, но сюда можно отнести ресурсы по использованию семьей энергоресурсов.

Спланированная удача.

Доходы семьи бывают фиксированные и переменные. Из переменных доходов самыми счастливыми являются выигрыши в лотерею. Как показала практика, даже выигрыш в лотерею можно спланировать, чтобы выиграть гарантированно. В 1992 году в Вирджинии проводилась лотерея «6 из 44» с выигрышным фондом в 27 млн. долларов. Число комбинаций при таком варианте было 7 миллионов. Тогда несколько предприимчивых австралийцев создали фонд и собрали с 2,5 тысяч человек по 3 тис. Долларов каждый. На эту сумму они купили лотерейные билеты, свыше 7 миллионов штук, поскольку лотерея стоила 1 доллар, и заполнили вручную все возможные комбинации. В конечном итоге один из билетов естественно был выигрышным. Каждый участник получил троекратную прибыль в 9000 долларов.

Финансовый ресурс: фиксированные и переменные доходы

Последний ресурс – финансовый. Это все совокупные доходы, которые получает семья, чтобы поддерживать свое благополучие. Способы достижения финансового благосостояния бывают разными. Это могут быть фиксированные или переменные финансовые ресурсы.

Фиксированные доходы это те, которые поступают в семью в любом случае – если родители работают, то это заработная плата, деньги, которые получают от сдачи жилья в наем. Во Франции даже была профессия рантье, где человек зарабатывал деньги, сдавая жилье другим людям. Такой бизнес и сейчас существует в России, когда люди сдают свои квартиры, участки, автомобили в наем.

Переменные доходы – это доходы случайные, которые не планировались изначально. Это может быть лотерея.

Гдз Боголюбов Л.Н. к учебнику по обществознанию 7 класс Параграф 14

8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.

A. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию».

Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор… В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».

B. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба… у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин… высушенными рыбами и всякой овощью… наготовлено было на запас всякого дерева и посуды… Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни… и всё, что ни попадалось ему… тащил к себе».

А) Хозяйство Пульхерии Ивановны велось рационально, запасливо. Это рационально, поскольку Пульхерия Ивановна использует ресурсы для создания пропитания на тяжелые времена или же для того, чтобы порадовать себя и семью заготовками зимой. Такое хозяйство не пропадет и тяжелые времена не наступят. Что касается рекомендаций, то, как правило, запасливые люди упускают момент наслаждения тем, что вот-вот пропадет. И если когда-то «черный день» наступит, то все запасы уже будут не нужны.

Б) Чичиков был человеком неряшливым, и, скорее всего, праздным. Он вел диаметрально противоположный образ жизни, нежели Пульхерия Ивановна. Рационально ли это? Ни в коем роде. Рекомендации тут могут быть одни – образумиться и запасаться, привести дом, а соответственно, жизнь в порядок.

В) Сий чиновник жадный, вероятно, он давно занимает свой пост. Кроме того, у него, вероятно, развитая клептомания, когда он несет себе в дом все, что плохо лежит. Подобное ведение хозяйства не рационально и опасно. В первую очередь, он тратит слишком много энергии на то, что ему не нужно, это лишь удовлетворение жадности. Кроме того, его должность и богатства так и склоняют к благородным делам, а он лишь собирает все в кладовых. Рекомендации: остановиться и потратить накопленное (награбленное) на социальные нужды.


В Древнем Риме и Греции принцип наследования знаний тоже был весьма распространён. Более того, иногда профессия принадлежала не просто одной семье, но и всей деревне. Например, все до единого жителя греческого острова Кос в древности были врачами. Считалось, что они ведут свой род от самого Асклепия — бога медицины и врачеваний. Греки считали, что, для того чтобы стать врачом, человек должен родиться им, иначе обучение будет бесполезным. Кстати, самым известным уроженцем острова Кос был знаменитый целитель и учёный Гиппократ.


Со временем профессиональные династии никуда не исчезли. Унаследовать дело отца всегда считалось почётным. Неудивительно, что семейный бизнес передавался из поколения в поколение. Так, в царской России большинство крупных предприятий в течение долгого времени управлялись близкими родственниками. Среди таких династий — предприниматели Демидовы. Родоначальником огромной империи был тульский кузнец Никита Демидов, который благодаря своему умению отливать замечательные ружья очень приглянулся Петру I. Дело отца продолжил сын Акинфий, который пустил заработанный батюшкой капитал в дело и стал владельцем целого металлургического завода. А к XIX веку семья Демидовых стала одной из самых богатых в России.

По наследству передавали свой бизнес и купцы Елисеевы. Кстати, глава клана, Пётр Елисеев, предпринимателем стал далеко не сразу. Вначале он был садовником, а после того как ему удалось получить от хозяев крупную сумму в благодарность за выращенную в январе землянику, открыл небольшую лавочку на Невском проспекте. К началу XX века Торговый дом Елисеевых, которым управляли сыновья садовника, владел огромными складами, кораблями и имел представительства не только в России, но и за границей.

Семейное дело

Впрочем, представителями профессиональных династий были не только предприниматели, но и врачи, артисты, учёные. Сыновья знаменитого врача Сергея Боткина, который в своё время был доктором самого государя императора, тоже стали медиками и добились больших успехов в профессии. Так же, как и дети знаменитого хирурга Александра Васильевича Вишневского, известного большинству из нас благодаря изобретённой им мази. Его сын, Александр Александрович Вишневский, долгое время возглавлял институт имени своего отца, первым в мире провёл операцию на сердце под местной анестезией и первую в СССР успешную операцию на открытом сердце с применением отечественного аппарата искусственного кровообращения. Внук знаменитого хирурга, Александр Александрович Вишневский-младший, тоже стал известным врачом, изучал возможности применения лазеров в медицине, проводил уникальные операции на лёгких, молочной железе, лечил больных с хроническим остеомиелитом.

Но, пожалуй, самыми многочисленными профессиональными династиями, многие из которых продолжаются и по сей день, всегда были цирковые и актёрские. Наверное, это не случайно. Дети артистов буквально живут в цирке или за кулисами театра. Им частенько приходится ездить на гастроли вместе с родителями, их с самого раннего возраста привлекают к участию в представлениях и съёмках в кино.


Дело прошлое?

Создание трудовых династий весьма поощрялось во времена СССР. О представителях таких семей снимали фильмы, писали книги. Но как обстоит дело сейчас? Социологи подсчитали, что современные молодые люди всё реже идут по стопам своих родителей. Всего лишь 11% выпускников российских школ хотели бы выбрать ту же профессию, что их отец или мать. Впрочем, сами родители тоже не особенно желают, чтобы дети повторили их путь. Только 38% представителей старшего поколения хотели бы, чтобы их дети занимались тем же, что и они. Впрочем, количество желающих передать свой опыт следующему поколению в разных сферах деятельности неодинаково. Видеть своих детей наследниками профессии хотели бы 50% архитекторов, 38% программистов, 37% дизайнеров, 34% журналистов и 32% бухгалтеров. В то время как 89% охранников, 82% продавцов, 82% водителей и 79% секретарей не хотели бы, чтобы дети разделили их профессиональную участь. Больше всего повезло журналистам — их дети чаще других готовы освоить профессию родителей (в 10% случаев) и врачам (8% медиков продолжают семейную династию).

Почему же число профессиональных династий сокращается? Специалисты находят несколько объяснений. Новые профессии появляются постоянно, поэтому выбор специальностей постоянно расширяется, следовательно, число тех, кто повторяет путь родителей, уменьшается. Ещё одна теория говорит о том, что сейчас молодые люди живут более обособленно от своих родителей, поэтому у них больше возможностей заниматься чем-то своим, вместо того чтобы участвовать в семейном бизнесе. Третья версия в гибели династий обвиняет прогресс. Новые технологии появляются столь быстро, что родителям просто нечего передавать детям в профессиональном плане: любые знания слишком быстро устаревают.

Впрочем, психологи и специалисты по подбору персонала ничего плохого в профессиональных династиях не видят. Если родители успешны, если им нравится то, чем они занимаются, они способны по-настоящему заинтересовать ребёнка своей специальностью, помочь ему в учёбе, трудоустройстве, дать профессиональный совет. Однако специалисты предупреждают: никакого насилия! Окончательное решение по выбору профессии ребёнок должен принимать сам.

Простым трудом можно назвать такой труд человека, который не требует особых знаний, навыков и умений. При его выполнении человек совершает механические действия. По-другому простой труд называется малоквалифицированным.

Сложный, или высококвалифицированный труд – это такой труд, для совершения которого необходимо обладать особыми знаниями и практическими навыками.

Оценкой человеческого труда является заработная плата – денежная компенсация потраченного времени и усилий.

Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда?

Каждый ли может стать профессионалом своего дела?

Для получения достойной работы человек должен обладать профессиональными теоретическими и практическими знаниями. Ему нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые для освоения профессии навыки, которые покажут уровень квалификации работника. В любой сфере деятельности работники должны постоянно совершенствовать свои умения, то есть повышать квалификацию.

Основным признаком качественного труда является достойный результат – хорошо выполненная работа. Далеко не каждый человек сможет стать профессионалом своего дела. Ему нужно любить то, что он делает, накапливать опыт и совершенствоваться в выбранной профессии.

Страница 74

Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.

Мне известны имена таких мастеров:

Михаил Калашников – известный российский мастер. Его главным изобретением стал автомат Калашникова – АК-47.

Билл Гейтс является создателем популярных компьютерных программ. Его знания и умения позволили улучшить и упростить жизнь людей.

Гордон Рамзи – всемирно известный повар. Он имеет высокий уровень квалификации и готовит уникальные блюда по особым технологиям.

Страница 75

Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физической труд переплетаются друг с другом.

Примеры ручного труда, требующие высокой квалификации:

  • ювелир;
  • автомеханик;
  • химик;
  • резчик по дереву;
  • швея;
  • массажист.

Примеры специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются:

  • архитектор;
  • строитель;
  • сантехник;
  • электрик;
  • слесарь.

Страница 79

По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела? Внимательно посмотри на лица и руки героев, изображенных живописцами. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего?

Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.

На картинах я наблюдаю людей, которые занимаются трудом. На их лицах нельзя заметить отрицательных эмоций, а это значит, что они любят свое дело. Людей, которые выполняют работу на совесть и получают удовольствие в процессе, можно назвать мастерами своего дела.

Художники смогли запечатлеть разные качества мастеров. На первых двух картинах можно наблюдать девушек, которые занимаются рукоделием. Их труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Всеми этими качествами обладают изображенные мастерицы. На работах Пластова изображены группы людей. Их труд требует физической силы и выносливости. Люди на третьей и четвертой картинах, на мой взгляд, трудолюбивы и обладают крепкой силой воли.

Сюжеты Тропинина и сюжеты Пластова отличаются тем, что на первых работах изображен индивидуальный труд, то есть труд одного человека, а на последующих двух – коллективный труд. Общее в картинках заключается в том, что на каждой из них изображены трудящиеся люди и мастера своего дела.

Я могу высоко оценить мастерство художников. Каждый из них постарался детально изобразить трудящихся людей. С помощью кистей и красок им удалось передать атмосферу и эмоции представленных сюжетов.

Страница 81

Задание 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».

Квалификация – это совокупность особых знаний, навыков и умений, полученных человеком в ходе теоретического обучения и практики.

Специалист высокой квалификации – это человек, способный выполнять сложный труд. Он обладает достаточным количеством знаний, большим опытом и постоянно развивается и повышает уровень своей квалификации.

Задание 2. Из чего складывается мастерство работника?

Мастерство работника складывается из его теоретических знаний и практических умений. В некоторых случаях важную роль играют креативность и творческий подход. Для того чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно по-настоящему полюбить его.

Задание 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?

Некоторые изделия имеют гравировку или подпись создателя. Это означает, что работа была выполнена конкретным автором, то есть он имеет на нее авторские права.

Задание 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.

Заработная плата – эта деньги, выплаченные человеку за проделанную работу. Размер зарплаты определяется:

  1. Количеством и качеством труда. От того, сколько изделий изготовил человек и насколько они качественно выполнены, зависит его доход.
  2. Условиями труда. Человек, который работает в более тяжелых условиях, например, в холодных частях мира, должен получать больше, чем тот, кто работает в более комфортных климатических условиях.
  3. Степенью риска. Многие профессии подразумевают то, что работник будет постоянно подвергаться риску на рабочем месте. Например, полицейские, пожарные и спасатели ежедневно рискуют своей жизнью ради здоровья других и поддержания общественного порядка. Поэтому их заработная плата учитывает данное условие.
  4. Сложностью труда и уровнем квалификации. От того, насколько сложно выполнять задания на работе, зависит заработная плата. Допустим, дворнику требуется подмести в парке. Это задание не требует наличия особых навыков, то есть высокого уровня квалификации. В это же время программист получает сложное техническое задание, которое требует от него специальных знаний и соответствующего образования, а значит и более высокого уровня квалификации. От уровня квалификации зависит, сколько человек получит за свою работу. В данном случае труд дворника будет оцениваться дешевле, чем работа программиста.
  5. Социальной значимостью труда. Со стороны государства могут быть поощрения и доплаты за тот труд, который приносит пользу обществу.
  6. Уникальностью труда. Оригинальность и креативность людей ценится во всех сферах жизни. С помощью иного мышления и развитой фантазии можно увеличить свой доход. Примером в данном случае служат актеры, художники и музыканты.

Задание 5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?

Одни люди более успешны, чем другие в поиске работы из-за нескольких причин. Во-первых, их уровень квалификации выше. Они обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и опытом работы, поэтому значительнее ценятся на рынке труда. Во-вторых, многое зависит от желания. Тот, кто стремится найти работу, сможет это делать только в том случае, если проявит интерес и сильное желание занять какую-либо должность.

В классе и дома

Задание 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.

В качестве примера двух видов труда можно привести труд уборщика и педагога. В таком случае малоквалифицированным будет работа уборщика. Ему не требуется обучаться в высшем учебном заведении, получать специального образования и осваивать сложные навыки. В то время работа учителя является высококвалифицированной. Ему нужно для начала успешно окончить педагогический институт, набраться опыта и постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Задание 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?

Людей может толкать переучиваться и менять работу востребованность профессии. В современном мире широкое развитие получили технологии. Вместе с ними открылось множество новых профессий. Так как наше общество постоянно развивается, то одни специальности становятся менее популярными, а другие, наоборот, набирают обороты. В связи с эти люди вынуждены покидать свои рабочие места и обучаться чему-то новому, осваивая новую профессию.

Страница 82

Задание 3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди».

Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

Затраты предприятия на организацию выставки могут быть оправданы тем, что после ее проведения воодушевленные посетители захотят придти на работу в эту компанию. Благодаря этому появится больше кандидатов на рабочие места, из которых можно будет выбрать наиболее перспективные варианты. Эти люди станут работать на пользу компании и приносить ей больший доход.

С помощью организованной выставки люди смогут осознать важность и сложность профессии нефтяников. Большая часть людей знает, какую роль играет нефть в энергетике и экономике страны, но не всем известно, как сложно дается ее добыча.

Задание 4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.

В этом вопросе ты можешь написать историю профессии, которая передается в твоей семье от одного члена семьи к другому. Примером станет история о семье педагогов.

В нашей семье из поколения в поколение передается профессия педагогов. Оба моих родителя занимают должности учителей в нашей школе. Папа учит химии старшеклассников, а мама обучает учеников начальной школы чтению, письму и математике. Первыми, кто решился передавать знания детям, были родители моей мамы. Они оба в сельской школе учили маленьких детишек грамоте и арифметике.

Моя мама всегда интересовалась работой своих родителей и мечтала по их примеру работать в школе. После того, как она окончила обучение в школе, она отправилась поступать в педагогический институт, в котором когда-то учились ее родители. Там она познакомилась с моим папой. Его родители не работают учителями в школе, но связаны с профессией педагога. Бабушка воспитывает детей в детском саду, а дедушка читает лекции для студентов высших учебных заведений.

Мои родители работают учителями уже больше 10 лет. Им нравится общаться с детьми, постоянно узнавать что-то новое и передавать знания подрастающему поколению. Я не задумывался(лась) о том, чтобы стать учителем, но, возможно, в моей жизни что-то поменяется, и я продолжу дело своей семьи.

Задание 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?

Мои родители получили высшее образование. Мой папа работает программистом, а мама лечит людей. Папа изначально учился на юриста, но затем выяснилось, что многие поступают на эту профессию, поэтому на рынке труда возникает большая конкуренция. Тогда папа принял решение, что ему стоит лучше разобраться с тем, что сейчас наиболее востребовано, поэтому он выбрал профессию программиста.

Задание 6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?

Я бы хотел(а) выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Например, работать полицейским, доктором или пожарным. Для этого мне потребуется отучиться в школе, а затем поступить в специализированное учебное заведение.

Там я смогу получить теоретические знания и освоить практические навыки. Кроме того мне потребуется постоянно совершенствоваться и улучшать свои личные качества. Для такой работы мне нужно обладать смелостью, мужеством, сильным характером, выносливостью и коммуникабельностью.

Задание 7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются.

Выясни подробности об их специальности (какой объем знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).

Я узнал(а), что из выпускников школы прошлых лет в интересующей меня области работает несколько человек. Кто-то из них занимает должность полицейского, кто-то спасает жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, а кто-то лечит животных.

На выбор их жизненного пути могло повлиять несколько факторов. Эта могла быть какая-то история из жизни, которая вдохновила их на выбор такой профессии. Например, у человека домашнее животное могло заболеть. Он понимал, что не может помочь ему в данной ситуации, потому что не обладает нужными знаниями. После этого человек мог решить, что хочет стать ветеринаром и помогать всем больным животным. Другой причиной мог стать тот факт, что родители или другие родственники человека работают в данной сфере. Например, в семье врачей велика вероятность, что ребенок будет работать доктором.

Избранная профессия может привлечь хорошим коллективом, высокой заработной платой, удобным графиком работы или тем, что приносит пользу обществу.

Любому работнику приходится сталкиваться с профессиональными трудностями. Они могут быть выражены в загруженности графика работы, в невозможности наладить отношения с коллегами, в сложности освоения материала, в сильной физической или умственной нагрузкой.

Для получения профессии спасателя потребуется обладать большим объемом знаний. Обучится навыкам полицейского, пожарного или доктора можно в высших учебных заведениях, например, в медицинском институте.

Данные профессии всегда будут перспективны, потому что с людьми часто случаются несчастные случаи. Людям, выбирающим данную специальность, нужно быть смелыми, мужественными, выносливыми, коммуникабельными и образованными.

Читайте также: