Как перевестись с одной должности на другую в мвд

Опубликовано: 02.07.2024

Есть ли указание или распоряжение МВД о том, чтоб не препятствовать в переводе сотрудника в случае перевода в район крайнего севера.

Кто должен забирать учётное дело сотрудника МВД поставленного на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при переводе его на новое место службы? Сотрудник ЖБК с нового места службы должен забрать моё учётное дело или сотрудники ЖБК со старого места службы должны передать моё дело сотрудникам ЖБК по новому месту службы? Или передать дело мне на руки на основании запроса?

Вопрос такой: Может ли начальник отдела МВД перевести сотрудника на другую должность без его согласия? Подкрепляя это тем, что если сотрудник не пойдет на перевод в будущем его ждет увольнение.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Из ДПС в ППС может конечно, и должен!

Я сотрудник УИС обратился к своему начальнику за переводом на другую работу в МВД мне рапорт на перевод подписали сейчас мне пришел вызов на откомандирование могут ли мне отказать в переводе.

Каким нормативным документом регулируется перевод аттестованного сотрудника фсин в МВД?

Скажите могут ли отказать в переводе сотрудника полиции в связи со сменой места жительства? По работе нареканий нет, выслуга десять лет, дело в том что моя жена прописана в Братске, и мы хотим туда переехать!

Возможен ли перевод сотрудника из системы ФСИН в МВД или только через увольнение?

Я сотрудник отдела кадров в системе МВД, хочу перевестись на равнозначную должность в другое подразделение, которое к отделу кадров не имеет отношения. Я хочу узнать если начальник отдела полиции разрешает перевод внутри отдела, почему рапорт о переводе из отдела кадров должен согласовывать начальник управления отдела кадров? Я же не в кадровой службе хочу работать, и не на вышестоящую должность претендую, а просто хочу перевестись в другую службу. Если руководитель отдела разрешил перевод, почему рапорт о переводе должен согласовывать согласен он или нет с уходом сотрудника из его подразделения?

Я сотрудник МВД - - сержант полиции ППС. Инспектор внутренней службы СМИ (офицер) уходит в декретный отпуск. Мне предлагают ВРИО на эту должность. Как будет осуществляться перевод (или перевода не будет) и присвоят ли мне офицерское звание? Заранее благодарен за ответ!

№ приказа МВД о переводе сотрудника полиции в связи со сменой места жительства.

Может ли начальник уволить сотрудника МВД, взявшего ипотеку по льготной цене от МВД? Заставляет написать заявление на перевод или, в худшем случае, по собственному желанию.

Могу ли я декретном отпуске написать рапорт на перевод в другое подразделение? Я сотрудник МВД.

Может ли отдел МВД взыскать с сотрудника уволившегося по собственному желанию раньше истечения контракта, денежные средства затраченные на обучение, если данный сотрудник закончил университет МВД на бесплатной основе и по очной форме, до перевода в указанный отдел? Были ли на практике такие прецеденты? И как оспорить если таковое уместно?

Я перевожусь из одного подразделения МВД в другое, по месту жительства в область и город где я прописана, на равнозначную должность имеют ли право мои руководители мне отказать? Или приостановить перевод объяснив мне что в переводе отказываем до тех пор пока не найдут сотрудника на мое место.

Необходим бланк заявления на переход вдовы сотрудника МВД на его пенсию. Будьте любезны помогите. Спасибо.

Мой гражданский муж начал процедуру перевода на равнозначную должность из Новосибирска в Крым, запрос на личное дело пришел 3 февраля 2015 года, до настоящего времени личное дело не отправлено, сотрудники отдела кадров ссылаются на приказ министра МВД 1/693 от 02.02.2015, который якобы запрещает переводы сотрудников. из комментариев в интернете я поняла, что временно приостановлен прием новых сотрудников, а на счет перевод там ничего не сказано. правомерен ли отказ сотрудников отдела кадров? С уважением, Людмила.

Я действующий сотрудник МВД нужна ли мне прописка в Москве для перевода туда.

Пожалуйста в течение какого срока будут происходить сокращения в МВД Нижнего Новгорода? Когда они закончатся? И возможен ли перевод сотрудника МВД из другого города в данной ситуации? Уже приезжали в Нижний Новгород, прошли собеседование, психолога, обещали взять и перевести, но рапорт сейчас написать не дали, сославшись на сокращения. Сказали, когда сокращения пройдут. Тогда нам перезвонят. Как можно ускорить процесс перевода в данной ситуации?

Работаю в МВД меняю место жительство в другой регион а начальник МВД не дает перевод. Только через увольнения. Могу-ли я что-то сделать не через него или есть такой приказ. Что мы сотрудники не имеем право на перевод. Т.к меняем место жительства?

Почему не оплачивают командировочные и проживание сотрудникам в институтах МВД как раньше до перевода в Росгвардию.


Illustration: Jeroen Hopster

В структуре всех государственных учреждений имеются свои отделы, департаменты, то есть структурные подразделения. А у большинства из них есть обособленные подразделения — филиалы и представительства, в том числе в других городах. И иногда у работодателей возникает необходимость перевести сотрудников из одного отдела в другой, из головного офиса в филиал и т.д. В некоторых случаях, например при сокращении штата, работодатель обязан предложить работнику вакантную должность из тех, что имеются как непосредственно в организации, так и в филиале. В статье рассмотрим, как осуществлять перевод работника в другое структурное подразделение, в том числе обособленное и находящееся в другой местности.

Понятие структурного подразделения

Для начала разберемся, что такое структурное подразделение организации. «Официального» определения ни трудовое, ни гражданское законодательство не дает. В общепринятом смысле структурное подразделение организации представляет собой ее официально выделенную часть, выполняющую те или иные задачи, установленные организацией.

При этом есть термин «обособленное подразделение». К таким подразделениям ст. 55 ГК РФ относит филиалы и представительства. Представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В силу п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление ВС РФ № 2) филиалы и представительства относятся к структурным подразделениям организации. Таковыми являются и иные структуры организации — ее отделы, службы, цеха, участки и т. д. Каждое структурное подразделение имеет свое наименование и отражается в штатном расписании организации.

Соответственно, в организации есть внутренние структурные подразделения (отделы, департаменты) и могут быть обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства), которые могут находиться как в одной местности с работодателем, так и в другой.

В Трудовом кодексе также упоминаются иные обособленные подразделения, которые не являются филиалами и представительствами. И здесь обратимся к налоговому законодательству. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличающимся от адреса этой организации.

Место работы в трудовом договоре

Говоря о структурных подразделениях, необходимо определиться с таким условием трудового договора, как место работы. В соответствии со ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в обязательном порядке указывается место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного подразделения и его местонахождения.

Не конкретизируется, что понимается под термином «место работы». Поэтому кто-то указывает название организации, кто-то город или другой населенный пункт, а кто-то точный адрес.

Президиум ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утвержден 26.02.2014), в связи с этим разъяснял, что в теории трудового права под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях исходя из ч. 2 ст. 57 ТК РФ место работы работника уточняется применительно к этому подразделению.

Если обратиться к п. 2 ст. 54 ГК РФ — место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

А исходя из Письма Минтруда РФ от 17.11.2017 № 14 2/В-1012 в качестве условия о месте работы в трудовом договоре прописывается наименование организации-работодателя, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Можно сделать вывод, что включать в трудовой договор адрес, где находятся работники, нужно не в условие о месте работы, а в условие о рабочем месте, так как рабочее место — это место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Поскольку рабочее место является дополнительным условием трудового договора, оно может включаться в него, а может не включаться.

В качестве места работы в трудовом договоре следует указывать наименование работодателя и указание его местонахождение (расположение в определенном населенном пункте). Например: «Местом работы Работника является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения „Центральная районная больница № 1“ (ГБУЗ ЦРБ № 1), г. Кстово Нижегородской области».

Перевод в структурное подразделение, находящееся в пределах той же местности

Напомним, что под переводом на другую работу признается:

  • постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя;
  • перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1 ТК РФ).

Такой перевод осуществляется только с согласия работника.

Когда обособленное структурное подразделение располагается в той же местности, что и головная организация, указывать его в трудовом договоре в силу ст. 57 ТК РФ не обязательно. Поэтому и переводить работника из головной организации в такой филиал или иное обособленное подразделение не придется. В этом случае можно оформить перемещение. Это касается и случаев, когда работника нужно перевести, например, из одного отдела в другой.

Перемещением работника считается его перемещение у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. Согласие работника на перемещение не требуется (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

  • у работника не меняется трудовая функция;
  • у работника не меняется место работы в трудовом договоре (остается тем же, например г. Кстово Нижегородской области);
  • перемещение происходит в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления ВС РФ № 2).

Перемещение работника оформляется путем издания приказа (распоряжения) работодателя, который доводится до сведения перемещаемого работника под подпись.

«Центральная районная больница № 1»

Приказ о перемещении № 7

11.07.2019 г. Кстово

В связи с изменением штатного расписания, с учетом отсутствия в трудовом договоре работника от 02.10.2015 № 02/10 указания на структурное подразделение как условия трудового договора, в соответствии со ст. 72.1 Трудового кодекса РФ

1. Осуществить перемещение медицинской сестры Ивановой Татьяны Сергеевны из терапевтического отделения (корпус 1) в расположенное в той же местности гастроэнтерологическое отделение (корпус 2) с 20.07.2019 без изменения трудовой функции и иных условий трудового договора от 02.10.2015 № 02/10.

2. Специалисту отделу кадров ознакомить работника с настоящим приказом под подпись.

3. Отделу бухгалтерии учесть перемещение Ивановой Т. С.

4. Контроль исполнения приказа возложить на начальника отдела кадров Васильеву М. Н.

Главный врач Никишин А. В. Никишин

С приказом ознакомлены:

Медицинская сестра Иванова Т. С. Иванова

Начальник отдела кадров Васильева М. Н. Васильева

Но следует отметить, что даже если такие обособленные подразделения, как филиалы, располагаются в одной местности с головной организацией, они, как правило, указываются в трудовых договорах с работниками. В этих случаях оформляется перевод.

Перевод в филиал, находящийся в другой местности

Если работника изначально принимают в филиал организации, находящейся в другой местности, место работы и наименование филиала должно указываться в трудовом договоре. Например: «Местом работы работника является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский техникум железнодорожного транспорта» (ФГБОУ СПО «Волжский техникум железнодорожного транспорта» — филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО ВГУПС), находящийся в г. Волжский, Волгоградская область).

Когда работнику предлагают переехать в филиал, находящийся в другой местности, а также при переводе из одного филиала в другой, находящийся в другой местности, нужно оформлять перевод.

Обратите внимание

Проводить перевод необходимо и тогда, когда в нарушение ст. 57 ТК РФ филиал, находящийся в другой местности, в трудовом договоре не указан.

Не нужно путать перевод работника в филиал, находящийся в другой местности, с переводом, осуществляемым в связи с переездом работодателя в другую местность, когда переезжает сама организация. В этом случае работники могут отказаться от переезда вместе с работодателем и тогда подлежат увольнению по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При отказе же сотрудника от переезда в местность, где находится филиал, увольнение не предусмотрено.

А вот возместить работникам расходы, связанные с переездом на работу в другую местность, работодателю придется, как и при переводе вместе с работодателем (ст. 165, 169 ТК РФ). Компенсируются расходы:

  • на переезд работника, членов его семьи и провоз имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет ему средства передвижения);
  • на обустройство на новом месте жительства.

Оформление перевода

Перевод работника должен быть документально оформлен. В противном случае могут возникнуть проблемы с контролирующими органами. Нарушение порядка перевода также может стать основанием для признания его судом незаконным. Порядок перевода одинаков для всех случаев: при переводе из одного структурного подразделения в другое, при переводе в обособленное структурное подразделение в другую местность и наоборот, при переводе из одного филиала в другой.

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Волгоградский государственный университет путей сообщения»

Обобщение подготовлено на основе изучения практики рассмотрения судами в 2014-2017 годы споров, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками таможенных органов. Судами разрешались дела по искам к госорганам и их подразделениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры. Кроме того, суды рассматривали дела по искам к сотрудникам о привлечении к материальной ответственности.

В обобщении изложено порядка 15 правовых позиций по тем категориям споров, при разрешении которых судами нередко допускаются ошибки.

В частности, ВС обращает внимание, что в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником ОВД, ему должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.

Так, П. обратился в суд с иском к территориальному органу внутренних дел РФ о восстановлении на службе. Он указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального ОВД РФ по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342 от 30 ноября 2011 года в связи с сокращением должности. По мнению П., это являлось незаконным ввиду нарушения процедуры увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования П. удовлетворены, он восстановлен на службе в органах внутренних дел.

Судом установлено, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий замещаемая истцом должность была сокращена. 20 октября 2014 года П. был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342, и с 1 января 2015 года П. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение органа внутренних дел. П. была предложена для замещения должность начальника реорганизованного отделения территориального органа внутренних дел РФ по субъекту РФ, однако от предложенной должности П. отказался. Также П. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, согласия на замещение которых П. выражено не было.

Приказом ответчика от 29 июля 2015 года П. уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.

Удовлетворяя исковые требования П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 20 октября 2014 года по 29 июля 2015 года в территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены П., в связи с чем пришел к выводу о нарушении процедуры увольнения П. со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342. При этом суд указал на то, что статьей 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел, и того, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 года основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в ОВД, замещаемой сотрудником. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ № 342 установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику – с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности – возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность. При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел. Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что для решения вопроса о законности увольнения П. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учетом содержания спорных правоотношений сторон и основания заявленного П. иска являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиком процедуры увольнения П. со службы, в частности, исполнена ли должным образом обязанность по предложению П. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы П. по специальности. Между тем суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные отношения, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что при увольнении сотрудника органа внутренних дел по указанному основанию орган внутренних дел обязан предлагать сотруднику все имеющиеся вакантные должности, в том числе и вышестоящие по отношению к замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Судом первой инстанции также не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что П. неоднократно предлагались для замещения вакантные должности, на замещение которых он согласия не выразил со ссылкой на обязанность ответчика предлагать ему только равнозначные или вышестоящие должности. П. предлагалась вакантная должность начальника отдела территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой П. должности, согласия на ее замещение П. также не дал.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала незаконными состоявшиеся по делу судебные постановления, отменила их и направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2016 года № 14-КГ16-15).

Как и сотрудники иных силовых ведомств РФ, все российские полицейские имеют собственные звания. Каждому из них соответствует ряд должностей, которые сотрудник МВД имеет право замещать в органах правопорядка. Данная статья рассказывает обо всех существующих должностях в полиции, а также разъясняет порядок присвоения полицейским первых и очередных званий и условия их перевода на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.

Какие существуют звания и погоны в полиции Российской Федерации

У проходивших службу в армии не возникает трудностей с определением званий полицейских, т. к. специальные звания и соответствующие им погоны сотрудников МВД (Рис. 1) схожи с армейскими.

Также следует иметь в виду, что, согласно ст. 26 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными, а при увольнении полицейских к ним добавляется фраза «в отставке».

Каковы условия присвоения званий

Сразу же следует подчеркнуть, что спец. звания в системе МВД делятся на первые и очередные. Первые присваиваются при приеме человека на работу в полицию, очередные — через определенный срок, проведенный полицейским в конкретном звании на службе в системе МВД.

Погоны в системе МВД и соответствующие им звания

Согласно ст. 43 ФЗ № 342-ФЗ, первые звания могут присваиваться по-разному:

  • так, погоны рядового могут надеть девушка или даже мужчина, не проходивший срочную службу в армии;
  • тем, кто служил в рядах ВС РФ, при поступлении на службу в полицию, как правило, присваивают спец. звания, соответствующие их воинским званиям, хотя в отдельных ситуациях могут присвоить и на ступень выше (например, отслуживший в армии сержант при поступлении на службу в МВД может стать как сержантом, так и сразу же старшим сержантом полиции);
  • звание младшего лейтенанта дают выпускникам специализированных полицейских учебных заведений — именно с него молодые офицеры со средним образованием начинают свой путь в органах правопорядка;
  • наконец, лейтенанта «присваивают» гражданам, имеющим высшее образование (причем, не только юридическое) со сроком обучения 5 лет и более.

Одной из важных особенностей присвоения первых званий является то, что при поступлении на службу в Министерство внутренних дел новоиспеченному сотруднику, как правило, не может быть присвоено первое звание выше майора полиции. Исключения делаются очень редко, и только для тех, кто имеет более высокое офицерское воинское звание по запасу.

Что касается присвоения очередных званий, то оно происходит последовательно (одно за другим), при этом сроки «ношения» полицейскими разных погон различаются между собой. Конкретные минимально необходимые сроки службы сотрудников МВД в разных званиях (по возрастанию) приведены в Таблице 1:

Следует также учитывать, что существует возможность досрочного присвоения полицейским очередных званий — до истечения необходимой выслуги лет в предыдущих. Как правило, это происходит в качестве поощрения сотрудников за высокие показатели в службе (например, за раскрытие какого-то резонансного преступления, спасение жизней гражданских лиц, эффективную работу группы подчиненных — для начальников отделов УВД и т. д.)

Должности в полиции

В системе МВД существует большое количество структурных подразделений. В каждом из них предусмотрен целый ряд должностей. В результате количество последних достигает внушительной величины (достаточно сказать, что число только генеральских «постов» высшего начальствующего состава в российской полиции превышает 3 сотни; что же касается полицейских должностей на региональном, городском и районном уровнях для офицеров, прапорщиков и сержантов, то их еще больше).

Каждой должности МВД соответствует свое звание — т. е. занимать ее может сотрудник только в определенном звании (как максимум, допускается отклонение в нем на 1 ступень выше или ниже, но только если полицейский замещает должность небольшой промежуток времени и является так называемым временно исполняющим обязанности).

Придя на службу в полицию, любой человек уже через несколько лет начинает продвигаться по служебной лестнице вверх. Залогом подобного продвижения являются положительная оценка его служебной деятельности начальством и выслуга лет, за которую сотрудник получает очередные звездочки на погоны и соответствующие переводы на вышестоящие ступени служебной лестницы. Хотя в системе правоохранительных органов существует также возможность перевода на равнозначные и даже нижестоящие должности (подробней об этом — в следующих разделах статьи).

Должности высшего начальствующего состава

Как уже указывалось, данные должности (в Центральном аппарате МВД, а также в руководстве окружных и региональных территориальных подразделений полиции) имеют право замещать только сотрудники МВД в звании от генерал-майора и выше. Полный перечень этих должностей приведен в Указе Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г., а самые ключевые — в Таблице 2:

№ п/пДолжностьЗвание
1Министр внутренних дел РФгенерал полиции
2Заместитель Министра внутренних дел РФгенерал-полковник
3Начальник Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-лейтенант
4Начальник Управления МВД РФ (по организации дознания, оперативно-розыскной информации и т. п.)генерал-майор
5Первый заместитель начальника Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-майор
6Начальник Главного Управления МВД на окружном уровнеот генерал-майора до генерал-полковника (в зависимости от округа)
7Министр внутренних дел области (республики, края)от генерал-майора до генерал-лейтенанта (в зависимости от региона)
8Заместитель начальника ГУВД области (республики, края)генерал-майор

Старшего начальствующего состава

Данные ступени служебной лестницы занимают майоры, подполковники и полковники. Их полный список (а также перечень должностей среднего и младшего начсостава) приведен в Приказе МВД России № 333 от 30.04.2011 г. В Таблице 3 перечислены самые типичные должности старшего начсостава:

№ п/пДолжностьЗвание
1Начальник УВД (на городском уровне)полковник
2Заместитель начальника УВД (на городском уровне)подполковник
3Начальник УВД (на районном уровне)полковник или подполковник
4Заместитель начальника УВД (на районном уровне)подполковник или майор
5Начальник отдела (на городском уровне)подполковник
6Начальник отдела (на районном уровне)майор
7Начальник пункта полициимайор
8Старшие: оперуполномоченный, дознаватель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, эксперт, дежурный в ДЧ и др.майор

Среднего начальствующего состава

Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана замещают должности среднего начальствующего состава полиции. Перечень некоторых из них приведен в Таблице 4:

№ п/пДолжностьЗвание
1Командир роты (в составе полка ДПС)капитан
2Инспектор, дознаватель, оперуполномоченный (в различных структурах МВД)от лейтенанта до капитана
3Оперативный дежурный в ДЧкапитан
4Дежурный в ДЧстарший лейтенант
5Заместитель начальника изолятораот лейтенанта до капитана (в зависимости от численности заключенных)
6Старший инспектор ДПСстарший лейтенант
7Инспектор ДПСлейтенант
8Ветеринарный врач в кинологической службелейтенант

Младшего начальствующего состава

На данные не офицерские должности назначаются полицейские в звании от младшего сержанта до старшего прапорщика (Таблица 5):

№ п/пДолжностьЗвание
1Младшие: оперуполномоченный, инспектор-кинолог и т. д.старший прапорщик
2Помощник: командира взвода, оперативного дежурного в ДЧпрапорщик
3Командир отделения во взводе ППСпрапорщик
4Начальник складаот прапорщика до старшего прапорщика
5Помощник дежурногостаршина
6Оперативный диспетчерстаршина
7Сотрудник ППС, водитель, младший инспектор канцелярии и др.старший сержант
8Младший инспектор подразделения делопроизводства, помощник оперативного дежурного по службе «02» и т. д.сержант

Рядового состава

Наконец, самые низшие ступени служебной лестницы в системе МВД занимают рядовые полиции. Они имеют право служить лишь:

  • водителями (в различных подразделениях);
  • инспекторами кинологической службы;
  • полицейскими постов охраны (в зданиях различных госструктур, а также в ИВЛ);
  • сотрудниками ППС;
  • помощниками дежурного ДЧ (в районных ОВД) и т. д.

Полицейские профессии

Помимо должностей, которые сотрудники правоохранительных органов замещают во время службы в полиции, каждый из них обладает также собственной профессией в системе МВД. Как правило, сделав определенный выбор и поняв, что нашел в данной конкретной профессии свое предназначение, полицейский служит в ней до самого ухода из правоохранительных органов на пенсию по выслуге лет (либо инвалидности).

Большинство полицейских профессий подходит как мужчинам, так и женщинам. Хотя некоторые из них чаще выбирают представительницы слабого пола (например, к ним относятся профессии полицейского-психолога, кинолога, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста отдела кадров, бухгалтера и др.). Другие профессии (такие как сотрудник ОМОН, оперуполномоченный уголовного розыска или инспектор ДПС), наоборот, больше подходят мужчинам.

Список самых распространенных профессий в системе МВД выглядит следующим образом:

  • участковый;
  • сотрудник ППС;
  • следователь;
  • криминалист;
  • кинолог;
  • сотрудник ГИБДД;
  • сапер (взрывотехник);
  • сотрудник ОМОН;
  • эксперт по информационной безопасности;
  • сотрудник по работе с личным составом и т. д.

Особенности перевода сотрудника на равнозначную должность

Как уже указывалось выше, повышение полицейского по службе — это закономерный результат добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей на предыдущей работе. Единственное требование для подобного повышения — сотрудник МВД должен успешно пройти аттестацию для замещения открывшейся вакансии (исключение — когда назначение служащего на вышестоящую должность в органах внутренних дел происходит из кадрового резерва).

А вот с переводом на равнозначные должности все не так однозначно. Подобное назначение не может рассматриваться как повышение по службе, т. к. зарплата сотрудника в подавляющем большинстве случаев остается на прежнем уровне (меняются лишь его обязанности). Соглашаются же на подобный перевод полицейские чаще всего в связи с переездом на новое место жительства (т. е. по семейным обстоятельствам). Хотя, согласно ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ, существуют и другие основания для перевода сотрудников МВД на равнозначные должности в полиции, к коим относятся:

  • необходимость замещения иной должности в интересах службы или в порядке ротации;
  • состояние здоровья;
  • сокращение занимаемой полицейским должности;
  • прекращение доступа к сведениям, составляющим гостайну;
  • восстановление сотрудника в должности, которую он занимал ранее;
  • окончание срока контракта.

Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность

Случаи перевода полицейских на нижестоящие должности в МВД — не редкость. Все основания для подобных назначений прописаны в той же ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ. Большинство из них совпадает с перечисленными выше основаниями для перевода сотрудников на равнозначные должности, однако пара причин отличается и является ключевой.

Дело в том, что даже в случае штатного сокращения служащему МВД всегда могут подобрать как минимум равнозначную работу, если он находится на хорошем счету у начальства. Перевод же на нижестоящую должность обычно является мерой дисциплинарного взыскания для в чем-то провинившихся сотрудников полиции. В том числе подобное перемещение по служебной лестнице вниз происходит и при отказе полицейского занять равнозначную должность в порядке ротации.

Разумеется, для перевода сотрудника на нижестоящую должность (как и в случае его назначения на вышестоящую или равнозначную ступень служебной лестницы) от него должно быть предварительно получено его письменное согласие. Если же полицейский отказывается дать такое согласие, то вопрос ставится уже о его увольнении из органов внутренних дел.

Как уже указывалось выше, для того чтобы ответить на вопрос, какие должности есть в полиции, достаточно ознакомиться с Указом Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г. и Приказом МВД РФ № 333 от 30.04.2011 г. — в них содержится их полный перечень. Приняв решение служить в МВД и заняв первоначальную, соответствующую его первому званию должность, любой полицейский имеет возможность подняться высоко по служебной лестнице. Главное требование для этого — иметь по-настоящему сильное желание и эффективно выполнять свои служебные обязанности.

1. Перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад.

3. Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального закона.

4. Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

5. Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется:

1) в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации в соответствии с частью 12настоящей статьи;

2) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

3) по личным или семейным обстоятельствам;

4) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник;

6) в связи с прекращением срочного контракта;

7) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

8) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад.

7. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется:

1) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

2) по личным или семейным обстоятельствам;

3) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

4) в порядке наложения дисциплинарного взыскания;

5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность;

6) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим гос. и иную охраняемую законом тайну;

7) в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствии с частью 12 настоящей статьи;

8) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии);

9) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.




8. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3, 5 или 6 части 7 настоящей статьи, допускается в случае невозможности его перевода на равнозначную должность. При этом сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7настоящей статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

9. Перевод сотрудника органов внутренних дел осуществляется при его зачислении в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме либо для подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

10. При невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 настоящей статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.

11. Не является переводом и не требует согласия сотрудника ОВД выполнение им равнозначных функций по иной должности в ОВД в том же подразделении и в той же местности, не влекущее за собой изменения условий контракта.

12. Сотрудник ОВД, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода - на иную равнозначную должность в другую местность. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа - уволен со службы в органах внутренних дел.

13. Перевод сотрудника ОВД на иную должность в органах внутренних дел осуществляется по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и оформляется соответствующим актом, который доводится до сведения сотрудника под расписку. До назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел по новому месту службы, оформленного соответствующим актом, с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.

Читайте также: