Как помочь подростку выбрать профессию родительское собрание

Опубликовано: 02.10.2024

Цель:информирование родителей об ошибках, возникающих при профессиональном самоопределении учащихся 10-11 классов и способах их предупреждения и разрешения.

Задачи:

1) ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии;

2) ознакомление со способами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций при выборе учащимися будущей профессии обозначение мотивов выбора профессии обучающимися;

Время проведения: 30 минут.

Кто отвечает за выбор профессии?

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться «кем быть». Как говорил Владимир Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по вкусу, сможет ли старшеклассник ее освоить. Будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Ответить на этот вопрос в двух словах трудно, причем для каждого старшеклассника существует собственный ответ. Поэтому на сегодняшнем собрании мы будем говорить о том, как родитель может помочь своему ребенку, перед которым стоит проблема выбора жизненного пути, о профессиях и диагностике на профессиональную пригодность.

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительней. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого старшеклассника, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик может хотеть стать музыкантом, а девочка – манекенщицей, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если старшекласснику кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, дети имеют весьма приблизительноепредставление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт старшеклассника ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность», например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя дети могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.

Как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии?

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ваш ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для детей, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что юношество зачастую скептически относится к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую ваш ребенок выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть старшеклассника к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у ученика кроме основного варианта имеется запасной вариант. Как правило, сами старшеклассники об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу ребенка. Обсудить со старшеклассником пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному ребенку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Саша всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известныпримеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «водителем, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Юноша или девушка как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его/ее собственным интересам и склонностям. С другой стороны, они очень хорошо представляют данную профессию и отдают себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. При выборе профессии человек может руководствоваться разными мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Далее рассмотрим наиболее популярные мотивы выпускников в выборе будущей профессии.

Лидер списка мотивов у выпускников - престиж профессии. Мотив, в принципе, неплохой, однако в нем самом кроется ловушка. В наши дни очень популярны экономические и юридические специальности. Однако уже сейчас на рынке труда начинает ощущаться переизбыток тех же бухгалтеров, особенно не имеющих высшего образования. И что будет со спросом на юристов и экономистов в будущем – можно только предполагать. Вывод прост: при выборе профессии нужно помнить о престиже профессии, но опираться на него одного – вряд ли разумно.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок: кем бы ни работать, лишь бы хорошо получать. И идут едва окончившие школу девчонки работать танцовщицами или официантками, а мальчишки едут на север разнорабочими.
Но едва ли такой мотив как высокий заработок заслуживает того, чтобы при выборе профессии опираться только на него. Почему?В норме рост заработной платы напрямую зависит от роста квалификации. Профессии же, где планка заработной платы поднята изначально высоко, как правило, роста квалификации не предусматривают. Лет через пять доходы официантки и начинающего банковского служащего сравняются, пройдет еще несколько лет – и доход банковского служащего оставит заработок официантки далеко позади.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого профессия будет в радость, работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. И как неразрывно связанное с его успешной работой, последует продвижение по службе и уважительное отношение со стороны коллег. Так, до фанатизма увлеченный программированием паренек становится, в конце концов, изобретателем собственного языка программирования и владельцем предприятия по разработке программного обеспечения.

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют. Например, геолог в полевой партии (палатки, тайга, постоянные командировки) и геолог на должности инженера-геолога на нефтедобывающем предприятии (город, офис, никаких командировок) – выпускники одного и того же геологического факультета.
Еще один мотив при выборе профессии – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в родном городе, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. А если живешь в селе, где из всех учебных заведений – одно профессиональное училище? Нетрудно понять, что, ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.
Если на бесплатной основе в ВУЗ поступить не удалось, то большое значение имеет высота оплаты за учебу. Конечно, и тут можно найти выход: взять кредит в банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже, - но, все-таки, получить желанную специальность.
Легко заметить, что многие мотивы выбора той или иной профессии, в конце концов, оборачиваются ошибками. Поэтому важно обсудить с детьми, что их побуждает к выбору той или иной профессии, и помочь разобраться, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Как семья влияет на отношение к работе?

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для выпускников

Восемь шагов к взвешенному решению:

Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе, республике, городе и т.п. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей и профессиональных образовательных учреждений, находящихся в вашем регионе, республике, районе, городе. Составьте список подходящих профессий.

3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, обладаете ли Вы профессионально-важными качествами, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху.

Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Ширлина Татьяна Васильевна

Данная разработка предназначена для проведения родительского собрания профориентационной направленности.

ВложениеРазмер
rod.sobranie.docx 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?»

Цель: помочь родителям найти пути взаимодействия с ребенком в вопросах профессионального самоопределения .

Ход родительского собрания

1. Мотивационный этап. Разминка. Стихотворение В.Маяковского «Кем быть?»

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

- Как вы считаете, какова тема нашего собрания?

Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для обучающихся девятых классов и их родителей. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе.

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую ,высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том , какой жизненный путь для них предпочтительнее. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни.

- Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за выбор профессии?
(Ответственность- качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.)

- Как семья влияет на отношение к работе?

- Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

- Выбор профессии : на всю жизнь или на время ?

2. Информационный этап.
Слово классного руководителя:

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться , что наиболее правильный путь для них – самим решить , какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется , что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, само ощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение.

На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:

- родители;
- друзья;
- СМИ;
- предпрофильное обучение;
- родственники;
- сверстники.

Для того , чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится « врачом, как мама» или « шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.
Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей , важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Находясь в ситуации выбора , дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка.
Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни( изменяется ситуация на рынке труда).Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.

Выбор профессии – это прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов , осуществляемых с учетом различных обстоятельств:

  1. Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
  2. Выявление способностей и склонностей.
  3. Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
  4. Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
  5. Окончательный выбор ( оценка собранной информации ).

Опираясь на свой родительский опыт, предложите свои шаги по оказанию помощи ребенку на каждом этапе всего процесса выбора профессии:

1. Осведомленность и ориентировка .

Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов той или иной профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.

2. Выявление способностей и склонностей.

Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними?

Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога (можно в школе, а еще лучше - в Центре Занятости, у специалиста по профконсультированию).

В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.

3.Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).

Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь : возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами ,которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные ,определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет , когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться .Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.

4.Анализ и организация действий.

Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы , кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь, как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения , наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.

Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки( плюсы и минусы ) , действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор.

Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет. Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или.

3. Беседа с родителями.

- А каково ваше отношение к выбранной вами профессии? Все ли Вас устраивает?

Родители отвечают на следующий ряд вопросов, анализируя свой выбор профессии. (4 слайд)

  1. Довольны ли Вы выбранной профессией?
  2. Что повлияло на Ваш профессиональный выбор?
  3. Какие минусы своей профессии Вы можете назвать?
  4. Что интересного в Вашей профессии?
  5. Что бы Вы посоветовали своим детям?

4. Итог родительского собрания. Рефлексия

Общий вывод : Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы , порой сами того не ведая , передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения , то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Вопросы для рефлексии:

- Что было самым интересным и полезным?

- Какие выводы вы сделали для себя?

На память о нашей встрече я хочу раздать родителям памятку « Рекомендации по выбору профессии (для детей и родителей)»:

  • Каждый сам выбирает свою профессию, и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и все, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося “Я хочу”, знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным, вы сможете помочь своему ребёнку определиться в будущей жизни. Желаю вам успеха!

«Как помочь подростку выбрать будущую профессию».

  1. Кто отвечает за выбор профессии?
  2. Как родители могут поддержать подростка при выборе профессии.
  3. Как семья влияет на отношение к работе.
  4. Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему «Как помочь подростку выбрать будущую профессию».»

Родительское собрание на тему

«Как помочь подростку выбрать будущую профессию».

Кто отвечает за выбор профессии?

Как родители могут поддержать подростка при выборе профессии.

Как семья влияет на отношение к работе.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?

Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Как говорил Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус». Но вот именно это сделать как раз непросто. Как понять, действительно ли профессия придется по душе, сможет ли подросток ее освоить, будет ли она приносить ему материальный доход и душевное удовлетворение?

Ответить на этот вопрос в двух словах трудно, причем для каждого подростка существует собственный ответ. Поэтому на нашем сегодняшнем собрании мы не будем говорить о разнообразных профессиях или тестах на профессиональную пригодность. Основной вопрос, который мы обсудим, - как родитель может помочь подростку, перед которым стоит проблема выбора жизненного пути.

Всем нам хочется обеспечить благополучное будущее детям. Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто-то из нас считает, что выбор профессии целиком и полностью зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Кто же несет ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии?

Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный выбор профессии – это его самостоятельный выбор.

Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, мальчик хочет стать музыкантом, а девочка – манекенщицей, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации может показаться, что наиболее правильный путь – самому решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной.

Возможно, с определенной точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берем на себя ответственность за профессиональное самоопределение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учеба его тяготит, он воспринимает ее как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, о возможных перспективах и профессиональных ограничениях. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Например, заявлять: «Хочу быть начальником». Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном процессе.

Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работает бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.

Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.

Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно-единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному. У кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком?» Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие еще профессии ты мог бы выбрать»,. Или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть».

Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.

• Создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального самоопределения;

• Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей;

• Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Участники: родители учащихся 10 класса, классный руководитель.

Форма проведения: час общения – диалог.

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

3. Подведение итогов

Ход РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Наверное,каждый из вас задавал вопрос своему ребенку: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?». И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее тревожит этот вопрос душу и разум как родителя, так и ребенка….

С чего же начать? На что следует обратить внимание? Какой ВУЗ выбрать? С этими вопросами, в определенное время встречается каждый родитель…

В России был проведен соцопрос.Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.

Профессия должна быть:

2. Хорошо оплачиваемой;

4. С хорошими условиями труда;

5. Её легко было приобрести;

6. Соответствовать желанию родителей;

7. Можно было учиться и работать с друзьями;

8. Востребованной на рынке труда.

Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!

Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются:

По характеру труда:

• Физический или умственный труд

• Исполнительский или творческий характер

По уровню квалификации:

• Профессии, требующие высшего образования;

• Профессии, требующие среднего профессионального образования;

• Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда:

• Знаковая система (информация)

Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессиина пять групп в соответствии с использованием предметов труда:

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

• тракторист и т. д.

Это люди, использующие технические устройства.

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.

Человек - знаковая система.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

• люди, работающие в лабораториях, научных центрах и т. д.

Человек - художественный образ

Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

• парикмахеры и т. д.

Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.

Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.

Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:

• Помочь подростку оценить его способности и интересы;

• Выяснить, какие профессии ему нравятся;

• Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. • Помочь определить способности, ЗУН.

• Рассказать, как можно их применить;

• Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. • Исследовать рынок труда;

• Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию;

• Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.

Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.

Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.

Ошибки при выборе профессии:

• Отношение к выбору профессии как к неизменному.

• Бытующие мнения о престижности профессии.

• Выбор профессии под влиянием товарищей.

• Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

• Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

• Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

• Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.

• Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

• Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы,и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:

• Кем хочет стать Ваш ребенок?

• Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

• Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?

• Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?

• Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?

• Соглашается ли с этим Ваш ребенок?

Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.

3. Подведение итогов

Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.

На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.

Не забывайте, окончив школу,ребенок должен знать:

1. Свои интересы к профессии.

2. Свои способности.

3. Свои склонности.

4. Степень профессиональной пригодности.

Всем спасибо за внимание. До новых встреч.

Ф. И. анкетируемого.

1 Чем вы руководствовались, когда выбирали профессию?

2 Можете ли Вы реализовать свои способности на выбранной работе?

3 Что Вас радует, а что огорчает в Вашей работе?

4 Значима ли Ваша профессия в обществе? Престижна?

5 Что Вас радует на работе, а что огорчает?

6 Дает ли Ваша работа высокое материальное обеспечение?

7 Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии?

1. Родительские собрания: 9 класс. Автор-составитель Л. А. Егорова. –М. :ВАКО, 2009.

2. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М. : - Вако, 2005.

3. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М. : Просвещение, 2003.

Прикреплённые файлы:

Общее родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей» В нашем детском саду трижды в год проходят общие родительские собрания по темам семейного воспитания, здоровья детей. Хочу вам представить.

Проект по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии» Проект по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии». Старшая группа Подготовила воспитатель: Гадуш Ирина Анатольевна Пояснительная.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» МБДОУ д/с ОВ №6 ст. Кущевская План-конспект родительского собрания в старшей логопедической группе Тема: «Специфика обучения и воспитания.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности» Родительское собрание. «Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности». Классный руководитель: Кузьмина Ю. А. На доске В. А. Сухомлинский.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников» Структурное подразделение дошкольного образования д/с: «Чебурашка» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной.

Родительское собрание на тему «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников» Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье. Ход.

Родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ» КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА» Подготовила старший воспитатель:.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании духовно-нравственной личности дошкольника» Родительское собрание в ДОУ на тему: «Роль семьи в воспитании духовно–нравственной личности дошкольника» Цель: Обмен опытом по семейным.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Формировать готовность родителей.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально — нравственном воспитании дошкольника» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

4. совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

Форма проведения: беседа

Участники родительского собрания: классный руководитель, родители.

Содержание родительского собрания:

Эмоциональная рефлексия (6 мин)

Вступительное слово (3 мин)

Изложение материала (6 мин)

Эмоциональная рефлексия (3 мин)

Беседа с родителями (17)

Советы родителям (7 мин)

Заключительное слово (3 мин)

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка: провести анкетирование детей на «будущую профессию», на «взаимоотношения с родителями дома».

Предполагаемые результаты: донести данный материал до родителей в такой степени, чтобы после собрания у них, как минимум, возникло желание поговорить со своим ребёнком о его будущей профессии, помочь наладить взаимоотношения «родителя-ребёнка», выявить, какой процент из класса уже имеет ориентиры на будущую профессию.

Вступительная часть Эмоциональная рефлексия (6 мин)

Притча.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.

Вступительное слово (3 мин)

«Если ребенка с детства не приучить к трудолюбию,

из него не вырастет настоящий гражданин».

Труд развивает умственные способности человека, его

сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией.

Существенная функция труда состоит в формировании у обучающихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости».

Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой

либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.

Основная часть (Презентация №1) 6 мин

Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов становления личности. Выбор профессии – решение, имеющее исключительное значение для жизненной судьбы человека, во многом определяющее реализацию его права на счастье, на удовлетворенность жизнью. Начальным его этапом является профессиональная ориентация как составная часть общего жизненного плана молодого человека. Такая ориентация конкретизируется затем в профессиональном намерении как предварительном выборе будущей профессии. И только потом совершается сам профессиональный выбор как таковой. В процессе профессионального самоопределения выделяются три этапа:

1. период фантазии (4-10 лет)

2. период проб (10-15 лет)

3. период реалистического выбора (15-20 лет).

Реалистический выбор – это выбор не случайный, а более или менее обдуманный, учитывающий реальные жизненные обстоятельства. Однако не всегда реалистический выбор оказывается достаточно точным, правильным, обеспечивающим успешную профессиональную карьеру. Таковым следует считать жизненный путь, который, во-первых, реализует общую жизненную направленность оптанта (человека, который выбирает профессию), во-вторых, соответствует его профессиональным склонностям и способностям, и, в-третьих, благодаря осуществлению первых двух условий, приносит ему глубокое внутреннее удовлетворение.

Снова на примере притчи. Эмоциональная рефлексия. Отступление.

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

- Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

Беседа с родителями 20 мин

КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии.

Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности.

Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины.

Вопрос: а чем занимается ваш ребёнок?

Ответ родителей: перечисляют увлечения.

Расширяйте кругозор подростков в области профессий.

Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.

Вопрос: говорите ли вы с ним о видах профессии? Приводите примеры?

Ответ родителей.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.

Готовность - это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями.

Вопрос: способен ли ваш ребёнок принимать самостоятельные решения? Предоставляете ли вы ему такую возможность?

Ответ родителей: примеры таких ситуаций.

Не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.

Дайте подростку возможность получить свой опыт. Пусть он сам попробует и поймет свои ошибки.

Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники.

Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку;

изучите интересы, возможности и способности своего ребенка;

ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков в 10-11классах нашей школы;

при обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей, немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями»;

в любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях, нужно привести положительный пример;

в заключение обратим внимание на то, что грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.

Заключительная часть Музыкальное сопровождение. 7 мин

Советы родителям.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Помогите распределить вопросы билетов по дням. Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку. разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

Эмоциональная рефлексия. Заключительное слово.

В заключении я хотела бы вам рассказать еще одну притчу:

Мальчик заблудился в лесу.

Он не знал, что делать и куда идти. Начал даже плакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, забрался на большое дерево и начал свой Путь.

Где нам найти такое дерево, что бы не плутать в жизни?

Таким деревом может быть большая цель в жизни.

Для того, что бы увидеть свой путь с дерева, дерево должно быть больше человека, а значит, и цель должна быть больше жизни, выходить за ее пределы.

Большая цель помогает увидеть свой Путь. Мы узнаем его сразу, как только увидим. Да вот же он, как я сразу не сообразил?!

Человек, имеющий большую цель, знает свой путь.

Человек, не имеющей большой цели, не знает свой Путь. В народе его часто называют непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.

Список использованной литературы :

1.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справлчник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. И.С. Артюховой.-М.: ВАКО, 2006. – 304 с. (Педагогика. Психология.Управление).

2.Кузьмина Т.А. и др. «методические разработки родительских собраний» 2002 г.

3.А.С. Макаренко. Книга для родителей.

4.Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. – 1984. – Т.1.

5. Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия. – М., 1986.

6. Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. – Киев, 1987. 4. Елагина О.Б. Психологический практикум. 4 часть. – Челябинск, 2001.

7. Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983.

8. Сахаров К.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1982.

9. Чистяков Н.Н. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. – М., 1982

Читайте также: