Как профессия футболиста связана с биологией

Опубликовано: 17.05.2024

Несмотря на большое количество отведённых программой часов тема «Кровь и кровообращение» всегда сложна для понимания учащихся в силу своей перегруженности новыми понятиями и терминами, объяснениями биологических механизмов функционирования и изучением её особенностей (ведь кровь - это единственная изобретённая природой жидкая ткань). При изучении данной объёмной темы учителю, чтобы проверить усвоение материала, приходится проводить 3-4 фронтальные диагностические проверки - контроль за знаниями и умениями учащихся - и в силу экономии времени на уроке текущая контрольная диагностика чаще всего проходит в тестовой форме или в виде работ по карточкам в письменном виде. К сожалению, недостаток данного вида проверочных работ в том, что учитель не слышит устной речи и размышлений учащихся, не может уточнить и подкорректировать ответ, иногда не может понять хода мыслей ученика при кратком письменном отчёте. Данный урок - обобщение в форме деловой игры «Биологический футбол» вносит разнообразие в учебный процесс и предлагает для учащихся устный отчёт накопленных знаний и умений по теме «Кровь. Кровообращение». Нестандартная форма проведения урока учит детей работать в группе, уточнять и корректировать ответы друг друга, находить краткий, чёткий, лаконичный ответ на поставленный вопрос, а также позволяет закрепить и обобщить знания и умения учащихся по данной теме и проверить соответствие знаний требованиям программы.

Цель урока: Осуществление контроля за знаниями учащихся по данной теме.

Задачи: Образовательные- проверить знания учащихся: о составе крови (химический состав, форменные элементы крови и их функции); о строении и работе сердца и сосудов; о кровообращении (особенности, значение); о внутренней среде организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость. Важность поддержания гомеостаза!)

Воспитательные - гигиенические навыки, необходимые для борьбы с болезнями - эпидемиями; навыки по иммуномодулированию; осознание учащимися губительности таких вредных привычек, как токсикомания, наркомания, табакокурение и алкоголизм.

Практические- проверить умения учащихся по оказанию первой помощи при кровотечениях. Сведения о тренировке сердца очень важны для выработки у учащихся убеждения о пользе физического труда для организма, для борьбы с гиподинамией.

Оборудование

Для игроков: таблички с названиями команд, таблички - указатели на столах «вратарь», «защитники», «полузащитники», «нападающие».

Для командных врачей: белый халат, бинты, жгуты, бумага, ручка.

Для судей: ведомости игроков по командам, нарисованные футбольные мячи для табло, свисток.

I . Организационный момент

Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет судей ( главный судья – учитель, боковые судьи – 2 сильных ученика) и по жребию делит учащихся на 2 команды и игроков. Учащиеся занимают места за игровыми столами.

Состав команды:

-Вратарь - капитан команды (самый сильный ученик) садится один, самый последний;

-Защитники - 3-4 ученика (сидят перед вратарем);

-Полузащитники - 3-4 ученика (сидят перед защитниками);

-Нападающие команды - 3-4 ученика (сидят перед полузащитниками);

-Врач команды - 1 ученик (сидит сбоку) - при себе имеет бинт, жгут.

II. Ход урока - проверка и обобщение знаний учащихся (вопросы-«мячи»)

Примечание. После каждого тайма в перерывах помощники главного судьи - боковые арбитры сообщают счёт и зафиксированные в ведомости «отбитые и неотбитые мячи» игроков.

В перерывах между таймами работают командные врачи, показывая свои навыки и знания.

III. Подведение итогов урока

Общие итоги и выводы.

Функции судей.

Главный судья производит вбрасывание «мяча» - задает короткий вопрос,

требующий быстрого односложного ответа. На вопрос отвечают сначала нападающие, потом добавляют полузащитники или защитники и окончательно формулирует ответ вратарь. Если ответ правильный - «мяч отбит» и переходит на другую половину поля (т.е. мяч - вопрос для другой команды). Если ответ неправильный, то главный судья объявляет гол. Судья у табло объявляет счет и прикрепляет мяч. После гола вновь проводится вбрасывание мяча.

За недисциплинированность на поле игроки могут быть наказаны:

Желтая карточка - предупреждение;

Красная карточка - удаление.

Боковые судьи: один работает у доски - табло (доска разделяется на 2 половины, на ней будут фиксироваться мячи- голы), другой судья заполняет списки игроков и ведет индивидуальный учет мячей- вопросов (ответ есть - «+», ответа нет - «-»). Во время первого перерыва один судья даёт свои рекомендации по тренировке сердца во время спортивных физических нагрузок. Во время второго перерыва другой судья рассказывает о проблеме нашего века – гиподинамии и борьбе с ней.

Вопросы-«мячи»

Чем образована внутренняя среда организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость)

Какая из составных частей внутренней среды организма обладает наибольшим объемом? (Кровь)

Какой гормон тормозит работу сердца? (Ацетилхолин)

Где начинается большой круг кровообращения? (В левом желудочке)

Где кончается малый круг кровообращения? (В левом предсердии)

Что находится в остатке отстоявшейся крови? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

Что вводят в организм лошади для выработки дифтерийной сыворотки? (Ослабленных бактерий дифтерии или их яды)

Что будет причиной разрушения чужеродной ткани при пересадке ее в организм? (Отторжение ее лейкоцитами)

Как называется сердечно - сосудистое заболевание, характеризующееся повышенным артериальным давлением? (Гипертония)

10) Как называется сердечно - сосудистое заболевание, характеризующееся по-
ниженным артериальным давлением? (Гипотония)

11)0 чем говорит повышение количества лейкоцитов в анализе крови? (Где-то идет воспалительный процесс)

Что такое автоматия сердца? (Автоматия — это способность сердца ритмически сокращаться благодаря импульсам, возникающим в самой сердечной мышце)

Где начинается малый круг кровообращения? (В правом желудочке)

Что вводится теленку для выработки вакцины? (Ослабленных возбудителей или их яды)

В перерыве между I и II таймами работает врач первой команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.

Травма - венозное кровотечение предплечья левой руки.

Врач указывает признаки венозного кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает повязку).

II тайм

Какие клетки крови надо ввести больному при остром малокровии? (эритроциты)

Где кончается большой круг кровообращения? правом предсердии)

Каким клеткам организма свойственно внутриклеточное переваривание? (лейкоцитам)

Какой гормон усиливает работу сердца? (адреналин)

Какой отдел сердца имеет наиболее мощные стенки? (левый желудочек)

Какова главная функция лейкоцитов? (защита от чужеродных тел)

Что нужно вводить в организм человека при укусе его бешеной собакой? (лечебную сыворотку)

Какие типы кровеносных сосудов ты знаешь? (артерии, вены, капилляры)

В каком сосуде наибольшее кровяное давление? (аорта)

Какая часть крови переносит питательные вещества? (плазма)

Какова основная функция эритроцитов? (транспорт О 2 и С0 2 )

Какие сосуды имеют самые тонкие стенки? (капилляры)

Внутри каких сосудов имеются клапаны? (вены)

В каких сосудах кровь течёт под наименьшим давлением? (капилляры)

В перерыве между II и III таймами работает врач второй команды, оказывая помощь пострадавшему игроку.

Травма - артериальное кровотечение предплечья правой руки.

Врач указывает признаки артериального кровотечения и оказывает первую медицинскую помощь пострадавшему (накладывает жгут и повязку).

III тайм

Какие сосуды впадают в правое предсердие? (верхняя и нижняя полые вены)

В каких кровеносных сосудах происходит газообмен? (капилляры)

Какие железы вырабатывают адреналин? (надпочечники)

Как называются клапаны, стоящие между желудочком и артерией? (полулунные или кармашковые)

Какой кровью снабжается головной мозг? (артериальной)

Как называется фаза сердечного цикла, во время которой и предсердия и желудочки расслаблены? (пауза)

Какой важный процесс был открыт И.И.Мечниковым? (фагоцитоз)

Куда можно переливать кровь I группы? I, II, III, IV )

Какова форма эритроцита? (двояковогнутая линзы)

Что можно сказать о форме лейкоцита? (бесформенный)

Куда можно переливать кровь IV группы? (в IV)

Какие клетки крови не имеют ядра во взрослом состоянии? (эритроциты)

Где образуются новые лейкоциты? (красный костный мозг, селезёнка, лимфатические узлы)

Где находится пучок Гисса и что он делает? сердце, отвечает за автоматию сердца)

Пенальти задаётся в виде объёмного вопроса. Отвечает вратарь. Игроки помогают своему вратарю дополнениями (создают «футбольную стенку»).

биология

Лекарства от старения, диета, излечивающая диабет, способы создания ранее не существовавших живых систем, нейропротезирование, возможность стирать воспоминания и видеть невидимое, а также многое и многое другое. «Что это?» — спросите вы. Речь идет о самых последних научных открытиях в области биологии — дисциплине, которая сегодня является одной из самых динамично развивающихся. Появились новые профессии, связанные с биологическими науками и чрезвычайно востребованные на рынке труда. Поговорим о наиболее популярных из них и самых новых.

Биология — не отдельная наука, замкнутая сама на себе. Это целый комплекс знаний о живом мире, в который входят десятки самостоятельных направлений.

Например, ботаника изучает растения, анатомия — строение организма человека и животных, физиология — работу тела, а также особенности функционирования отдельных систем и органов, гистология — строение тканей, зоология — животных, микология — грибы, вирусология — вирусы, бактериология — бактерии. Более того, каждая из этих областей биологии имеет свои дополнительные ответвления.

В последние годы стали активно развиваться экология – наука об окружающей среде и взаимодействии живых организмов, генетика, изучающая закономерности наследственности, этология, предметом изучения которой является поведение животных, и другие направления науки.

Наконец, появились совершенно новые научные дисциплины, такие, например, как квантовая, синтетическая и вычислительная биология. А также смежные науки, которые существуют на стыке биологических знаний и математики, физики, медицины, химии и т.д.

История возникновения и развития биологии

Отдельной эта отрасль стала не так давно — в XIX веке. Но корни ее зарождения находятся еще в древности.

Прародителем науки можно считать древнегреческого врача Гиппократа, который жил в 4-5 веке до нашей эры. Он первым описал строение тела животных и человека. Ему же принадлежат первые медицинские открытия и способы лечения болезней.

Гиппократ установил связь между здоровьем организма и, например, наследственностью, питанием, влиянием окружающей среды и другими факторами.

Соотечественник врача, философ и ученый Аристотель, живший в 4 веке до нашей эры, систематизировал живую и неживую природу. Он же поделил мир на растения, животных и человека, землю, а также воду и воздух.

Большое исследование мыслитель посвятил животным. Он описал их происхождение, строение, способы размножения и т.д. Считается, что основоположником зоологии, как подраздела биологии, является именно Аристотель.

Еще один древний грек, ученый Теофаст, подарил нам первые знания в области ботаники. Он открыл порядка полутысячи видов растений, а также ввел ряд ботанических терминов.

Древнеримский естествоиспытатель Плиний Старший написал труд из тридцати семи томов, где изложил наиболее полные на тот момент сведения о живых организмах. Называется работа «Естественная история».

Врач и философ Клавдий Гален занимался вскрытием животных и изучением их внутреннего строения и органов. Это помогло ученому сделать открытия в области анатомии, физиологии, неврологии и других дисциплинах. Его методологию по препарированию обезьян и свиней использовали вплоть до 16 века, а открытие Глена о том, что мозг контролирует движение тела до сегодняшнего дня никто не оспаривал.

Древние ученые заложили также основы научной анатомии, эмбриологии, микробиологии, генетики, теории клеток и системы естественного отбора в живой среде.

Изначально биология была предметом интереса ученых, но уже в ХХ веке ее стали изучать в школах и вузах, потому что знание науки дает возможность разбираться во многих других сферах жизни. И конечно, биология стала базовой основой для многих важных профессий.

Топ-5 профессий, связанных с биологией

Ученый-биолог

Сфера изучения специалиста, владеющего этой профессии, чрезвычайно широка. Он изучает законы происхождения и развития живых организмов, способы их взаимодействия между собой и со средой обитания. Эти вопросы касаются всех существ, которые населяют окружающую среду.

Биолог-зоолог может специализироваться в орнитологии (изучение птиц), энтомологии (насекомые), ихтиологии (рыбы), кинологии (собаки), паразитологии (паразиты), иппологии (лошади). В профессии зоолога более двадцати направлений.

Открытия ученых-зоологов используются в медицине, сельском хозяйстве, фармакологии, ветеринарии. Работать зоологи могут в аграрном секторе, зоопарках, природных заповедниках, научно-исследовательских центрах.

Биолог-ботаник изучает растения, их виды, свойства и развитие. Специалист в этой области находит и классифицирует новые разновидности флоры, а также исследует влияние растений на животных и человека. Результаты научных открытий в области ботаники используются в различных технологиях, медицине, производстве лекарств, агрономии, цветоводстве и других фито направлениях науки.

Ученые, которые специализируются на анатомии людей и животных, занимаются изучением строения и физиологии человека. Казалось бы, тема давно изученная. Однако открытия в этой сфере продолжаются. Например, в 2013 году учёные обнаружили ранее неизвестную переднебоковую коленную связку, которая во время травм и вывихов часто повреждается.

В 2018 году Нобелевскую премию за открытие в области физиологии получили американец Джеймс Эллисонс и японец Тасуку Хондзё. Они предложили метод терапии раковых клеток с помощью мобилизации внутренних ресурсов организма, а именно иммунитета. Новая методика позволит отказаться от химических и других агрессивных способов лечения онкологии.

Это древняя и уважаемая профессия. Существует выражение: врач — первый после Бога. Это значит, что в его руках находится самое главное — жизнь человека. Не случайно к качеству подготовки людей в белых халатах предъявляются особые требования, а специалисты, которые имеют «золотые» руки» и высокую профессиональную квалификацию, чрезвычайно ценятся.

Доктор может быть врачом общей терапии, а также специализироваться в отдельном направлении — кардиологии, урологии, хирургии, эндокринологии, офтальмологии, иммунологии и т.д.

Обучение профессии занимает не менее шести лет с последующей практикой в ординатуре. Квалификация врача требует регулярного подтверждения, а ему самому необходимо регулярно повышать уровень самообразования и осваивать новые медицинские технологии, ведь медицина постоянно развивается

У профессии есть один безусловный «плюс» — ее востребованность. Насколько быстрой и успешной будет карьера — вопрос исключительного желания, старательности будущего врача, а главное его любви к этому сложному, но благородному делу.

Ветеринар

Врачеватели братьев наших меньших всегда оставались в тени «настоящих» врачей. Однако все больше людей заводят дома животных, причем не только традиционных кошек, собак и канареек, но и экзотических хорьков, мини-пигов, шиншилл и енотов.

Не стоит забывать, что практически каждый крупный населенный пункт имеет свой зоопарк и цирк, где также необходимы ветеринары. В последние годы открывается много приютов и гостиниц для животных, в которых руки специалиста придутся как нельзя кстати. Не важно, дикий зверь или домашний, он тоже требует медицинского обслуживания, поддержки, а в случае необходимости и помощи.

Сегодня вузы, которые готовят ветеринаров, не испытывают нужды в абитуриентах. А тот, кто выходит на рынок труда с полученным дипломом, имеет все возможности найти себе занятие по специальности. Всегда востребованы ветеринарные клиники, потому что любовь к животным, к счастью, свойственна современным людям и едва ли в не каждой третьей семье живет какой-нибудь четвероногий.

Агроном

Еще век назад Россия была аграрной страной, и в последние годы наблюдается тенденция к возврату ей этого статуса. Правительство разрабатывает программы по развитию сельского хозяйства, а также возрождению сел и деревень. Поэтому, вне сомнения, профессия агронома будет возрождаться.

Чем занимается агроном? Под его контролем происходит отбор и оценка качества посевного материала. Он следит за проведением посадочных работ, контролирует процесс роста урожая, оценивает здоровье растений на разных этапах, а также объем и качество собранного урожая.

На агрономе также лежит ответственность за состояние почвы, заготовку удобрений, борьбу с вредителями, условия хранения собранных овощей, фруктов, зерновых культур и много другой важной работы, от которой зависит продовольственная и экономическая стабильность большой страны.

Готовят специалистов в области сельского хозяйства сельскохозяйственные институты и академии. Они существуют во многих регионах, а особенно в тех, которые специализируются на развитии этой перспективной отрасли народного хозяйства.

Технолог пищевой промышленности

Человечество давно перешло от сыроедения к продуктам, подвергающимся холодной и тепловой обработке. Чтобы понимать, как происходят эти процессы, необходимо знать особенности пищевых компонентов животного или растительного происхождения. Это первая обязанность человека, чья профессия «технолог пищевой промышленности». Без знания биологии тут не обойтись.

Чтобы готовый продукт получился вкусным, полезным и безопасным для здоровья, специалист должен проконтролировать качество исходного сырья, отследить последовательность процессов и соблюдение технологии, а также оценить конечный результат.

Кроме того, технолог отвечает за соблюдение санитарных норм, обеспечивает условия, подходящие для производства каждого конкретного продукта, следит за количеством отходов после завершения производственного цикла.

Работают технологи в пищевой промышленности, на предприятиях общепита, базах по заготовке и переработке продукции, в многопрофильных фермерских хозяйства, специализированных лабораториях и научно-исследовательских институтах.

И наконец, перечислим специальности , которые пользуются большим спросом и только-только выходят на рынок.

Нравится биология? Адукар расскажет о семи профессиях, связанных с этим предметом. Конечно, отождествлять урок со спецификой работы не стоит, а вот присмотреться к профессиям, где можно применить знания по предмету, неплохо.

Биолог

Изучает общие свойства и особенности развития живой природы. Специализируется на одном или нескольких направлениях (зоология, ботаника, анатомия, генетика, микробиология ) либо работает на стыке наук (биохимия, биофизика, биоэкология). Биолог собирает информацию об объекте исследования, к примеру, наблюдает за популяцией. Также проводит эксперименты, анализирует и обобщает полученную информацию, применяет её на практике для решения некоторых проблем. Этот специалист любознателен, наблюдателен, ответственный и терпеливый. Сфера деятельности биолога довольно широка: от высадки растений, продаж лекарств до работы в патентном бюро (изучение специальных текстов). В последнем случае может понадобиться английский язык.


Выучиться на биолога можно в вузах Беларуси, России и Польши (бакалавриат и магистратура).


Эколог

Неравнодушен к проблемам окружающей среды, хочешь спасти природу от разрушительных действий человека — профессия эколог то, что тебе нужно. Однако прозаичных будней в такой работе больше, чем героических спасательных операций. Экологи следят за соблюдением экологических норм, составляют отчёты по использованию природных ресурсов, утилизации отходов. Они рассчитывают ущерб от причинённого или потенциального вреда для окружающей среды. Кроме знаний по биологии и химии понадобятся умения вести документацию, убеждать руководство в необходимости улучшить производство, чтобы оно не ухудшало состояние окружающей среды. Экологам приходится больше взаимодействовать с обществом, искоренять его недостатки, а уже потом контактировать с природой. Получить профессию эколог можно в БГУ, БГТУ, БарГУ, БрГУ имени А. С. Пушкина, БрГТУ, ВГУ имени П. М. Машерова, ГГУ имени Франциска Скорины, ГрГУ имени Янки Купалы, БГСХА (заочно).


Врач занимается диагностикой и лечением заболеваний людей. Ежедневное общение с пациентами, среди которых есть неизлечимо больные, огромные физические и психические нагрузки сопровождают работу врача. Во время учёбы приходится буквально зазубривать медицинскую литературу, много практиковаться. Врач не должен быть брезгливым и впечатлительным, воспринимать чужую боль и страдания как собственные. Иначе он не сможет лечить людей. Обзор медицинских вузов и колледжей Беларуси поможет тебе определиться с выбором учебного заведения. К слову, специальности «Стоматология» и «Фармация» самые популярные среди белорусских абитуриентов. Проходные баллы - от 360.


Ветеринар

Он лечит и предупреждает болезни животных, занимается ветеринарно-санитарной экспертизой продуктов животного происхождения (мясо, молоко, рыба, шерсть ). Если ты не можешь причинить боль животному, чтобы его спасти, данная профессия не для тебя. В Беларуси высшее образование в этой сфере дают ВГАВМ и ГГАУ. Вузы специализируются на сельскохозяйственных животных, так что совершенствоваться в искусстве врачевания остальных братьев наших меньших придётся самому.


Инженер лесного хозяйства

Эта профессия близка к деятельности эколога. Лес издревле был великой ценностью для людей. Его уважали и почитали. Правда, находились и те, кто смотрел на него исключительно как на источник наживы. Инженер лесного хозяйства следит за сохранностью вверенного ему участка: присекает незаконную вырубку, происки браконьеров, защищает лес от возникновения пожаров. Хватает у него и бумажной работы. Без конфликтов тоже не обходится, ведь нарушители бывают разные. Стрессоустойчивость, умение договариваться с людьми, разъяснять что-либо — неотъемлемые качества данного специалиста. Этому можно научиться в БГТУ и ГГУ имени Франциска Скорины.


Агроном

Кто кормит страну сельскохозяйственной продукцией? Знает, где, когда, как посадить растения и собрать урожай? Правильно, агроном! В нём сочетаются качества исследователя, рачительного хозяина и грамотного менеджера. Он должен быть в курсе последних методов возделывания, удобрения земли и выращивания сельхозкультур, борьбы с вредителями. Агроном составляет производственный план, следит за его выполнением. Этот специалист контролирует всё: от подготовки почвы к посеву до сбора и хранения урожая. Сельский образ жизни по душе? Тогда эта профессия может тебе подойти. Программы БГСХА, ГГАУ и БарГУ к твоим услугам.


Учитель биологии

Хочешь передавать знания подрастающему поколению, готовить увлекательные уроки — работа учителем биологии как раз то, что надо. Есть, правда, несколько «но»: предмет нравится тебе, а вот учеников ещё нужно заинтересовать. Учитель также заполняет много документации, несёт общественную нагрузку. Подумай, что тебя привлекает в профессии учитель, а потом делай выбор. Семь вузов Беларуси готовы обучить преподаванию этого предмета.


Успехов при выборе профессии! Понадобится помощь, чтобы подтянуть биологию, обращайся к нашим преподавателям на курсы подготовки к ЦТ!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

В Поволжской академии спорта и туризма прошел круглый стол посвященный проблемам знаний в области биологии и физиологии. Тема актуальная как абитуриентов, так и для действующих спортсменов и тренеров. Акцент на эти предметы сделан неспроста, ведь только зная потенциальные возможности своего тела человек способен достигать максимума. Корреспондент «БИЗНЕС Оnline» побывал на круглом столе и узнал, о чем должны помнить потенциальные абитуриенты вуза и почему студенты-отличники показывают более высокие спортивные результаты.

ХОРОШИЙ СПОРТСМЕН — ХОРОШИЙ СТУДЕНТ!

zheleznyak_16.jpg

Обсудить наболевшую тему собрались преподаватели кафедры медико-биологических дисциплин академии — биологи, практики-спортсмены, олимпийские призеры. Все они считают крайне важным для студентов знание фундаментальных предметов, к которым относится биология. Без этой базы, новое поколение спортсменов и тренеров, вряд ли сможет рассчитывать на рекорды и достижения, а спортивная отрасль в целом, - на квалифицированный тренерский штаб.

Разговор начала доцент Эльмира Шамсувалеева:

— Недавно принимала экзамен у нашего первокурсника, чемпиона России по гребле Кирилла Шамшурина. Открываю зачетку, а у него не то, что троек, у него даже четверок мало! Если человек хочет добиться высоких результатов, он, как правило, стремится учиться хорошо.

— Скажите, почему так остро стоит вопрос с изучением биологии? Как вы считаете, какие попытки можно предпринять, чтобы оживить интерес к предмету?

— Тех спортсменов-школьников, кто обладает определенным потенциалом и может проявить себя в спорте, надо ориентировать на ЕГЭ по биологии, иначе у них нет шансов прийти к нам. Пока в школах совсем другая картина, ведь преподавателям биологии не нужны «троечники», снижающие им показатели при сдаче ЕГЭ, — говорит Шамсувалеева.

— Как сейчас обстоят дела?

— Сейчас многие выпускники только в 11-ом классе, изучив перечень экзаменов, начинают размышлять о своем будущем. Исходя из принципа «здесь будет учиться легко» поступают, чтобы просто иметь диплом о высшем образовании на физкультуру и географию.

— А вы что-то делаете для повышения интереса, заинтересованности среди школьников?

— Многие юные спортсмены из районов и других регионов мечтают к нам поступить. Глаза у ребят загораются, когда мы рассказываем им про существующие условия, инфраструктуру и возможности, которые есть у вуза. Но… не сданная биология портит всю картину. Потому что правила жесткие, только до 1 марта абитуриент может определиться с экзаменами, которые будет сдавать и дороги назад уже не будет. В мае изменить будет уже ничего нельзя, это значит, что год потерян. Я сама долго работала учителем биологии в школе и знаю, что на биологию заранее настроены и хорошо сдают выпускники, стремящиеся попасть в медицинские вузы. Преподаватель заранее готовит их, занимается. А тут физически крепкие парни, не отличавшиеся особой прилежностью, вдруг тоже неожиданно захотели сдавать довольно сложный ЕГЭ по биологии. У преподавателя просто волосы на голове от ужаса шевелиться начинают, потому что по результатам сданных экзаменов проходит и аттестация самого учителя, в конечном счете, определяя его заработную плату. Вот он и вынужден ограничивать таких учеников в выборе, либо заниматься с ними отдельно.

ИЗ ТРОЕЧНИКОВ — В ОТЛИЧНИКИ

zheleznyak_05.jpg

Андрей Назаренко (слева)

— А есть ли удачные примеры трансформации не очень натасканных школьников?

— У нас есть «живые» примеры того, что затюканный школьный троечник, которого в школе не воспринимали как потенциально успешного, добивается серьезных результатов, расправляет плечи, чувствует себя личностью, добившись признания на спортивном поприще.

Старший преподаватель, кандидат биологических наук Андрей Назаренко:

— С точки зрения знаний, такой студент еще слабоват, но у него появилось желание, он хочет изучать, читать. Эта тенденция — главный ключ к успеху! Заметьте, его рост начинается именно в вузе.

Профессор Виктор Валиуллин:

— Я уже на протяжении года занимаюсь со студентами академии и могу сказать, что те, у кого «биологическая» подготовка изначально хорошая и учатся прилично, и в спорте преуспели. Биология — необходимый минимум, все остальные учебные дисциплины, преподаваемые спортсменам, имеют в своей основе именно биологию. Человек, не имеющий достаточных знаний по биологии, не может стать успешным тренером. Знания компенсируют, в какой-то степени, время на физподготовку. Самое обидное, что эти знания наверстать очень тяжело! Если студент приходит учиться с «нулевым» багажом, все остальное превращается для него в «снежный ком», в котором невозможно разобраться.

zheleznyak_04.jpg

«Я ДУМАЛ, ЧТО САЛЬНИКОВ И БУБКА ИМЕЮТ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!»

— Как вы считаете, почему в прежние времена, спортсмены так сильно прогрессировали? Может все дело в уровне тренерских кадров?

Мастер спорта международного класса, участник Олимпийских игр в Сеуле, легкоатлет-марафонец Равиль Кашапов:

— Я в свое время думал, что олимпийские чемпионы Сальников и Бубка имеют медицинское образование! Настолько глубоки были их медицинские познания всех механизмов работы собственного тела. Хотя Сальников закончил институт им. Лесгафта, а Бубка — факультет физической культуры. Общаясь с ними, я понял, что мне очень повезло с тренерами, которые вкладывали в меня необходимое. К сожалению, уровень многих работающих тренеров, как и уровень результатов, оставляет желать лучшего. Более того, появились серьезные проблемы с допингом. Это все последствия кризиса высшего образования, в том числе спортивного, в 90-е годы.

Сегодня принцип «сила есть — ума не надо» не работает. И если тренер говорит юному спортсмену — тренируйся, учиться не обязательно, у тебя и так все будет в «шоколаде» — не верьте! Так не бывает! Хороший тренер должен сам досконально знать все о свойствах и возможностях организма для того, чтобы дать возможность ученику проявить свои лучшие физические качества. Я вам больше скажу, я бы многого не смог достичь, не зная о физиологии и строении тела, в том числе, на молекулярном уровне.

— Неужели подход тренеров к тренировочному процессу настолько слаб?

— Довольно часто тренеры подходят ко мне, как к человеку, разбирающемуся в биохимии, с вопросами о использовании того или иного препарата. Я каждый раз отвечаю — нельзя, это запрещено! «А как тренировать тогда? Как без этого?» — следует ответ. Это настоящий кризис в системе подготовки. С этим надо что-то делать. Конечно, процесс будет долгим и непростым, но другого пути просто нет.

zheleznyak_09.jpg

ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТЬ — ПУТЬ К ТРАВМЕ!

Профессор, заведующий кафедрой Абдулахат Чинкин:

— Мы должны научить спортсменов и будущих тренеров регулировать нагрузки и состояние. Формула «чем больше тренируешься, тем выше результаты» в этом случае — главное заблуждение. Принцип «давай-давай-давай» не подходит уже. Это пастух так может свою работу выполнять. Иногда даже спортсмены самого высокого класса находятся в состоянии перетренированности. Приведу конкретный пример — Гульнара Самитова. Был такой момент в ее спортивной биографии, когда она почувствовала в организме полный кризис, все тело беспокоили боли. В конце концов, наложили гипс на ногу. Из-за непонимания проблемы она тогда пропустила целое лето и приступила к тренировкам только осенью. Зато отдохнув и подлечившись, зимой установила рекорд в беге на 3000 метров с препятствиями в закрытых помещениях. Весной в Афинах поставила мировой рекорд на открытом воздухе, выиграв в том сезоне чемпионат России на дистанциях 1500 метров, 5000 метров и 3000 метров с препятствиями. На чемпионате мира в Париже, установив свой личный рекорд, вошла в шестерку сильнейших. К сожалению, многие тренеры сегодня придерживаются тактики, которая сводится только к большим нагрузкам. Но сколько спортсменов способны выдержать такой подход? Думаю, один из ста. И даже если он выигрывает Олимпийские игры, ведь он единственный, кто выдержал…

zheleznyak_12.jpg

— Как вы считаете, может ли стать тренером тот, кто сам не был выдающимся спортсменом, но при этом хорошо учился?

— Может, конечно. Мой брат (Миннулла Чинкин, — ред.) не был спортсменом. Он был гиревиком в деревне, сильнейшим человеком в районе, мог делать «крест» (элемент из спортивной гимнастики). Он не был действующим спортсменом, но несмотря на это стал тренером высокого класса. Причем добился этого только благодаря знаниям физиологии! Он прекрасно учился, закончил с отличием факультет физвоспитания, вникал во все тонкости тренировочного процесса и всё подробно записывал. Я до сих пор читаю эти записи, мне они помогают. Это лишний раз доказывает, что люди, а тем более спортсмены, должны знать, как устроен их организм. Иначе очень трудно регулировать тренировочный процесс и показывать высокие результаты.

Сегодня мы хотели бы продолжить нашу постоянную рубрику «Куда поступить: выбираем профессию и экзамены ЕГЭ», цель которой помочь школьникам и их родителям в выборе подходящей профессии и будущего образования. В этой статье мы расскажем, кем можно стать и чему учиться, если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по биологии.

Решение сдавать биологию вряд ли может прийти спонтанно, как и решение связать свою жизнь с научной областью, требующей от вас фундаментальных знаний и максимальной вовлеченности. Однако, несмотря на основательность такого желания, этого, как показывает практика, не всегда бывает достаточно. Именно ЕГЭ по биологии в 2018 году не смогло сдать наибольшее количество выпускников, а именно: 17,01%.

Тем не менее, интерес к этой дисциплине оправданно высок, и она по праву заняла 4 место среди предметов по выбору, сдаваемых выпускниками 2018 года. И если вы решительно настроены попасть в число тех, кто успешно справится с итоговой аттестацией по биологии в следующем году, то будьте уверены, дальше будет только интересней.

Околобиологические мифы

Бытует мнение, что сдающим биологию «путь заказан» исключительно в медицину. В редких случаях, кто-то вспоминает о научной деятельности или о возможности реализовать свой потенциал в области экологии и биологической науки. Безусловно, наибольшее число направлений подготовки, требующих для поступления ЕГЭ по биологии, связаны с медициной и сферой здравоохранения. Более того, за последние несколько лет спрос на образовательные программы в этих областях существенно вырос, и поступить на медицинский профиль становится сложнее с каждым годом. Но, забегая вперед, должны отметить, что это далеко не единственные области обучения, где вы можете полноценно воспользоваться своими знаниями о живой природе и закономерностях органической жизни.

Сдаю, что знаю

Не секрет, что интерес к тому или иному школьному предмету не всегда связан с исключительными способностями школьника в этой дисциплине. Нередко любовь к конкретному уроку обусловлена отношением ученика к учителю. Так, совершенно нормально, что начиная с 6 класса, школьник тяготеет к биологии и посвящает ей наибольшее количество своего времени и внимания по причине личной симпатии к педагогу. Затем, совершенно естественно, что такого рода вовлеченность формирует достаточно серьезный уровень подготовки по этому предмету. Что в последующем напрямую влияет на выбор сдаваемых экзаменов в 11 классе.

То есть, реальность такова, что среднестатистический выпускник выбирает для сдачи ЕГЭ не те предметы, которые напрямую связанны с осознанным выбором профессии, а те, которые он уверен, что сможет сдать. Вот и получается, что полюбив когда-то биологию, как урок, он уже сдает ее как экзамен, думая, что может именно в этой области кроется его призвание.

Если театр начинается с вешалки, то будущее образование с профессии

Однако, потратив достаточное количество времени на размышления о своей будущей профессии, к вам может прийти осознание, что ваши таланты в биологии совершенно не вызывают у вас желание идти учиться медицине, биологическим наукам или экологии. Вы совершенно не представляете себя врачом, биотехнологом, генным инженером, агрономом или специалистом по охране окружающей среды. «Что же делать?» – спросите вы. На что мы ответим: «Есть 2 варианта».

Первый, выбрать иной предмет для сдачи ЕГЭ, который необходим для поступления на те образовательные программы, которые непосредственно связанны с интересующей вас профессиональной деятельностью. Поскольку, именно этот алгоритм является наиболее верным: сначала выбираем профессию, затем профиль обучения, а лишь после предметы для сдачи ЕГЭ (подробнее о том, как правильно выстраивать свою образовательную траекторию , мы писали ранее).

Но если вы решили, что все же будете сдавать биологию, и баста, то выход, конечно, тоже есть, а именно, познакомиться подробней с нашим навигационным справочником, в котором мы подобрали часть профессий и направлений подготовки, требующие ЕГЭ по биологии. И в нём, должны заметить, вы найдете не только ветеринара или биолога-исследователя.

К счастью, разные вузы на одни и те же специальности могут требовать различные наборы ЕГЭ. Этот факт вносит существенное разнообразие в ваш выбор.

Краткий навигационный справочник направлений и профессий для тех, кто сдает биологию

  • Врач;
  • Ветеринар;
  • Фармацевт;
  • Дизайнер веществ и препаратов (драг-дизайнер);
  • Провизор-технолог;
  • Диетолог.
  • Педагог - довольно много специализаций предполагают ЕГЭ по биологии;
  • Учитель биологии/Преподаватель биологических дисциплин;
  • Дефектолог;
  • Воспитатель;
  • Учитель физкультуры.
  • Биолог-исследователь;
  • Вирусолог;
  • Генетик;
  • Зоолог;
  • Инженер-биотехнолог;
  • Нейробиолог.
  • Агроном;
  • Зоотехник;
  • Инженер в лесопарковом хозяйстве;
  • Инспектор рыбоохраны;
  • Мелиоратор;
  • Селекционер.
  • Эколог;
  • Инженер природообустройства;
  • Специалист (инженер) по охране окружающей среды;
  • Специалист по преодолению системных экологических катастроф;
  • Урбанист-эколог.
  • Психолог;
  • Конфликтолог;
  • Модератор;
  • Полиграфолог;
  • Разработчик инструментов обучения состояниям сознания (психической саморегуляции);
  • Тренер по майнд-фитнесу.
  • Геолог;
  • Геодезист;
  • Инженер комплексного использования водных ресурсов;
  • Кадастровый инженер;
  • Почвовед;
  • Технолог по нефтепереработке.

  • Повар;
  • Ресторатор;
  • Специалист по туризму;
  • Технолог общественного питания;
  • Экскурсовод.

  • HR-менеджер;
  • Асессор, специалист по ассессменту;
  • Карьерный консультант;
  • Тренинг-менеджер;
  • Менеджер по корпоративной культуре;
  • Менеджер по развитию HR-бренда.
  • Культуролог;
  • Специалист (организатор) по социально-культурной деятельности;
  • Музейный работник.
  • Инженер пищевой промышленности;
  • Инженер-технолог общественного питания;
  • Эксперт качества потребительских товаров.
  • Инновационный менеджер;
  • Менеджер проекта;
  • Спортивный менеджер.
  • Спортивный тренер;
  • Фитнес-тренер;
  • Инструктор по адаптивной физической культуре;
  • Специалист по антидопинговому обеспечению.

И даже этот перечень далек от полной картины всех вариантов, которые вы можете себе позволить, выбрав ЕГЭ по биологии. В статье о том, куда поступить с физикой , мы писали о том, что разные вузы для одних и тех же профилей могут требовать совершенно разные наборы предметов ЕГЭ. Поэтому сегодня становится возможным, сдавая биологию, думать о карьере:

  • Менеджера по кросс-культурной коммуникации;
  • Социального работника;
  • Разработчика киберпротезов и имплантов;
  • Архитектора ландшафтов;
  • Менеджера в индустрии моды;
  • Тренд-вотчера;
  • Специалиста по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.

Это становится реальностью, потому как существуют конкретные образовательные программы в вузах, готовящих кадры для этих профессий и требующие от абитуриентов ЕГЭ по биологии. Правда, возможно, вам придется расширить свою географию выбора и список вузов.

Об остальных профилях и профессиях, для которых вам пригодится ЕГЭ по биологии, вы можете узнать с помощью нашего сервиса «Выбрать профессию по ЕГЭ» . Карточка каждой профессии на сайте Поступи Онлайн имеет раздел "Программы", где вы всегда сможете отфильтровать весь список возможных вариантов обучения профессии по конкретному экзамену.

И, конечно, каким бы не был ваш выбор, главное, чтобы он был осознанным!

Материал подготовила Анастасия Ганган, аналитик профессий и профессиограф портала Поступи Онлайн.

Читайте также: