Как раньше выбирали профессию

Опубликовано: 01.05.2024

Все родители мечтают, чтобы их дети получили от жизни только самое лучшее: достойное образование, личное счастье и, конечно, добились успехов на профессиональном поприще. Но немногие могут с уверенностью сказать, когда нужно начать обсуждать с ребёнком выбор будущей профессии, и нужно ли вообще.

Лечить или учить – вот в чём вопрос!

На днях министр просвещения РФ Ольга Васильева на встрече с педагогами в Хабаровске сообщила, что в 2020 году во всех регионах России будет дан старт проекту по ранней профориентации школьников «Билет в будущее».

Она отметила: «В декабре 2018 года министерство запустило большой проект «Билет в будущее», он финансово обеспеченный – это 1,1 миллиарда рублей в год. Это ранняя профориентации школьников 6-11 классов. В следующем году мы сможем охватить им все 85 регионов страны. Очень важно показать ребёнку траекторию, которую он может выбрать с помощью взрослых».

По словам министра, данная программа уже была запущена в ряде регионов страны и дала ощутимый эффект. В программе принимают участие эксперты – представители 300 компаний. Ученики имеют возможность увидеть весь процесс того или иного производства и попробовать применить свои навыки на практике.

Ранняя профориентация позволяет детям сделать единственно правильный выбор

и найти своё место в жизни.

Помимо данного проекта, уже давно существуют всевозможные школы раннего развития , кружки, тренеры, дополнительное образование… Кажется, что наши дети всё раньше и раньше должны сделать выбор — чем же заняться, когда станешь взрослым?

Но случается так, что раннее развитие и профориентация только сбивают ребенка с пути. Как найти золотую середину? Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы ранней профориентации и попробуем понять, как правильнее поступить.

· Ребенок с раннего возраста знает, в каком направлении двигаться, поэтому не тратит лишние силы и энергию на изучение того, что ему не пригодится в будущем

· Имея большой запас времени перед поступлением в среднее или высшее профессиональное учебное заведение, ученик может спокойно и планомерно готовиться по выбранным дисциплинам, углублённо их изучая

· Школьник избавляется от стресса, который испытывают многие выпускники 9-11 классов, до сих пор не определившиеся, кем они хотят стать

· Ребёнок гораздо выгоднее и увереннее смотрится на фоне ровесников, которые выбрали такую же профессию только в последние полгода обучения в школе

· Родители не давят на ребёнка со своими предпочтениями и пожеланиями, будущая профессия выбирается в соответствии с его способностями и наклонностями

· Страдает разностороннее развитие ребёнка, так как он большую часть времени проводит за подготовкой по основному выбранному направлению и мало интересуется другими вопросами

· Ребёнок 5-6 класса имеет за плечами небольшой опыт, не знает, какие профессии актуальны на сегодняшний день, какие профессии будут наиболее востребованными на рынке труда в ближайшие 10-20 лет

· Определившись с профессией в 11-12 лет, ребёнок может резко поменять свое решение к 17-18 годам, так как произойдут перемены в его развитии и мировоззрении, общество будет давить и диктовать свои условия, навязывая тот или иной выбор

· Не всем профориентационным тестам можно доверять, как и не всем «специалистам», проводящим их. Результат профориентации в 5 классе может быть ошибочным из-за низкой квалификации психолога и сыграть роковую роль в жизни школьника

И это только малый список возможных плюсов и минусов. А что думаете Вы? В каком возрасте начал определяться с будущей профессией Ваш ребёнок? Пишите в комментариях. Давайте делиться друг с другом советами и полезными рекомендациями!

Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.

При всех многочисленных тестах и исследованиях, существующих в наши дни, найти подходящую для себя работу — задача не из лёгких. Кажется, что в старые времена с этим было легче. Реальная возможность выбора была уделом меньшинства. Остальным работа доставалась по наследству или как-то ещё — в любом случае профессия выбирала нас, а не мы профессию. На самом же деле профориентация существовала ещё в Древнем Китае и Вавилоне. Об основных вехах её истории — в обзоре Smart Course.

Первые собеседования

Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры. Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность. Проводились даже психологические исследования, чтобы выявить темперамент.

Первая книга

Во Франции в 1849 году вышла книга «Руководство по выбору профессии», которая сопоставляет личные качества человека и работу, которую он выполняет. Считается, что это первая книга, в которой делаются попытки научной обоснованности проблемы выбора профессии.

Первые консультации


В дальнейшем развивающийся капитализм увидел для себя прямую выгоду в том, чтобы поместить рабочего на место, более всего соответствующее его способностям и наклонностям. Поэтому научные изыскания в этой области продолжились. Например, в Америке в 1898 году начались консультации школьников по вопросам выбора профессий. В школах Бостона выбор профессии сравнивали с выбором супруга.

Звучала идея, что молодёжь должна иметь чёткое представление о как можно большем количестве профессий, а не браться за самую доступную на данный момент. Большинство принципов профориентации, «открытых» в то время, сохранили актуальность и сегодня.

Первое госучреждение по профориентированию

Считается, что самое первое государственное учреждение по профориентированию в нашей стране появилось в 1897 году. Но ещё раньше в дореволюционной России выпускались специализированные календари и справочники, альманахи, призванные помочь молодёжи разобраться во всём богатстве учебных заведений. В 1905 году даже увидел свет справочник для женщин, которые хотели бы получить высшее образование. На тот момент выглядело это если и не революционно, то по крайней мере очень свежо.


Выпускались и книги, призванные разъяснить подросткам особенности выбираемых ими профессий. Так, «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера издавались на протяжении сорока лет. Даже в смутный 1917 год вышла статья Николая Рыбникова «Психология и выбор профессии», из которой молодые люди могли получить представление о 22 профессиях, для которых требовалось высшее образование.

Тестирования, консультации, исследования

В начале XX века проводились социологические опросы о профессиональной ориентации гимназистов. Их задачей было выяснить, куда собираются идти школьники для дальнейшего обучения и получения профессии. И чем они при этом руководствуются.

После революции советское государство, несмотря на все трудности, не забросило проблему профориентации. Уже в 20-е годы этим активно занимался Народный комиссариат труда, органы народного образования и здравоохранения. Молодому государству срочно требовались квалифицированные специалисты. Появился специальный Институт труда, где изучали профессии с точки зрения психологии. А в 1924 году в Ленинграде появилась Лаборатория профконсультации.

Институты проводили психологические мониторинги выпускников и консультации в области трудоустройства. В течение десяти лет сотрудники обследовали почти восемь миллионов выпускников и составили подробные профессиограммы.


Всевозможные бюро для профконсультаций открывались в крупных городах России и Украины. Они занимались изучением профессиональных наклонностей выпускников, подбором работы для них с учетом индивидуальных особенностей с целью предотвращения «текучки» кадров и улучшения качества труда работников.

В 20-е годы профессор Александр Болтунов совместно с коллегами разработал целую систему профориентирования подростков. Каждый ребёнок получал подробное заключение о способностях и наклонностях, а также конкретные рекомендации по трудоустройству. Разработанная Болтуновым система также предусматривала активное взаимодействие с биржами труда.

В начале 30-х годов эта система продолжила активно развиваться, появились профессиональные консультанты для оказания помощи в трудоустройстве и профотбору. В школах проблемами профессиональной ориентации подростков стали заниматься и педагоги.

Первый кризис профориентации

Но в середине 30-х картина изменилась: многие приёмы по профориентированию подвергли яростной критике и объявили «буржуазными». Некоторое оживление в этой сфере наступило ближе к концу 50-х годов. В крупных городах появились кабинеты профориентации молодёжи, вновь открылись центры трудоустройства.

Формально до 80-х годов работу в сфере профессиональной ориентации не запрещали. Но более чем двадцатилетний перерыв в этой сфере привел к тому, что прежние наработки были утрачены, а новых практически не было. В немалой степени это было связано и с тем, что государству требовались рабочие на фермах, заводах, шахтах, целине, свобода выбора не поощрялась.

Возрождение профориентации в СССР


Только в 70-е годы благодаря трудам психолога Евгения Климова профессиональная ориентация в СССР начала возрождаться. В 80-е годы открылись многочисленные центры по профессиональному ориентированию молодёжи, получавшие поддержку со стороны Министерства труда и Министерства образования.

Таким образом, государство признало необходимость и важность просвещения в сфере выбора будущей профессии. В учебных заведениях появились специализированные дисциплины, активно подготавливались профконсультанты. В итоге в СССР возродилась полноценная, научно обоснованная система по профориентированию населения на государственном уровне.

Второй кризис профориентации

В 90-е годы, как и многие государственные сферы, система профессиональной ориентации практически исчезла. В основном это было связано с резким сокращением финансирования. Во многих школах соответствующие предметы пропали из учебного плана, прекратились производственные практики на предприятиях.

Основной упор перенесли на трудоустройство граждан в связи со стремительно растущими темпами безработицы. Центры по трудоустройству не справлялись с наплывом желающих и не могли обеспечить всех работой. В срочном порядке появились курсы по профпереподготовке населения. Многие сотрудники центров занятости ушли в коммерческие структуры по подбору персонала.


После некоторой стабилизации в экономике государство вновь обратилось к проблемам профориентации. Так, в 1996 году власти приняли положение, в котором утверждалась важность профориентирования как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении. Документ законодательно утвердил особенности и направления работы в этой сфере, социальные гарантии и принципы построения системы профориентации на государственном уровне.

В марте прошлого года, когда подавляющее большинство россиян оказались в изоляции и у них появилось свободное время, многие решили потратить его с пользой: получить новую профессию или дополнительные знания. Спрос на онлайн-образование возрос в пять-семь раз, а прокачивать скиллы стало модным трендом. О том, какие профессии будут популярными и высокооплачиваемыми через пять лет, сколько специальностей нужно получить выпускникам, чтобы быть востребованными на рынке и почему офлайн обучение полностью не заменит онлайн, в интервью «Известиям» рассказал директор образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

- Какие изменения произошли на рынке онлайн образования за последний год? Как отразилась на состоянии рынка пандемия коронавирусной инфекции?

- В пандемийный год рынок начал расти, сложился общий тренд на увеличение компаний в сфере онлайн-образования. Большинство укрепилось, а небольшие - расширились, кроме того, появилось много новых операторов. И все-таки, отмечу, что рынок, появившийся в России десять лет назад, пока находится в самом зачаточном состоянии. Реальный рост его мы увидим через пять лет, а фундаментальным объемом он наполнится только лет через десять. В начале пандемии, когда появилось свободное время, многие захотели учиться, и с этим связан повышенный спрос на онлайн образование.

123

- Насколько интерес к онлайн-образованию вырос за год пандемии?

- В разы, ориентировочно в пять-семь раз. Люди, которые были раньше активными в сфере онлайн-обучения, стали еще активнее. К ним присоединились те, кто не знал о такой возможности и заинтересовался впервые. Новичков, конечно, большинство. Однако им требуется довольно длинный период, чтобы решиться на обучение. Ведь в головах все еще традиционное представление об образовании: чтобы состояться в профессии необходимо, якобы, получить высшее образование, причем в престижном ВУЗе.

- На какие месяцы пришелся пик интереса к онлайн-образованию?

- В прошлом году – на март-апрель, когда все сидели по домам, а затем на август, сентябрь, октябрь. Вообще во второй половине августа и в первые осенние месяцы на рынке образования всегда повышенные продажи, и в этом есть логика. Но мы все же делаем ставку на постепенный рост, потому что резкий всплеск может носить разовый характер.

- Раньше на освоение профессии в ВУЗах уходило пять лет. Сколько сейчас требуется времени на получение специальности ?

- По нашим программам конкретной профессии можно целенаправленно обучиться, исключая все ненужное, за полтора-два года. Около 80% информации, которую дают в ВУЗах, вторично или даже третично, то есть не несет прямого смысла. Когда я учился на программиста в университете, то некоторые языки программирования нам преподаватель читал из книжки 1950- 1960-х годов прошлого века. Это была устаревшая информация, от которой не было никакой пользы. Мы же обучаем конкретной профессии. Если человек действительно учится, то вероятность того, что он получит результат – 100%.

- Приведите удачные примеры того, как россияне кардинально меняли свою профессию и добились успеха?

- В онлайн-школы приходит только молодежь? Набирает ли этот вид обучения у людей среднего возраста и пожилых?

- У нас учатся очень разные люди по роду занятий и возрасту – это те, кто работает в офисе и удаленно, и те, кто находится на госслужбе. Пенсионеры, военные, ученые, аспиранты, школьники, инвалиды, самозанятые. Большинства в какой-либо возрастной категории нет. Обучаются и те, кому - 18-20 лет и те, кому 35-40, приходят люди старше 65. Эта возрастная категория нацелена на то, чтобы увеличить свои знания по некоторым профессиям или что-то освоить для себя дополнительно для хобби.

Если через 20 лет придем к обучению в цифре, то понятно, что людей за 60 лет получать онлайн образование будет гораздо больше. Сейчас маркетологов в 50 лет вы на рынке не увидите, но еще 10 лет назад тяжело было увидеть маркетолога в 40 лет. Рынок профессий находится в движении.

- Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

- С точки зрения количества вакансий, самая востребованная профессия на рынке - курьер и продавец-кассир. Если человек захочет стать курьером, то работу точно найдет. Сюда легкая точка входа, но возможности, касающиеся развития себя как личности, дохода и обеспечения семьи, повышения профессиональных навыков, а также карьерные перспективы ограничены. Однако есть профессии, которые явно востребованы, но охватывают узкий круг людей, так как им достаточно сложно обучиться. Я имею ввиду специализированные языки программирования, а также специализированный дизайн, системный анализ, веб-программирование.

Кстати, в России масштабно востребованы разработчики программы 1С. Дело в том, что в других странах такой программы нет, так как у них свои истории учета бухгалтерии. Центральная линейка для нас - обучение программированию и всему, что то вокруг этой специальности - аналитике, тестированию, проектному управлению. На мой взгляд, плюс программиста в том, что в целом заработная плата от региона к региону находится примерно на одном уровне.

- А какие сейчас зарплаты у программистов?

- В России они стартуют с 50 тыс. рублей. Конечно, в столице с такой зарплатой профессионала работодатели вряд ли найдут, если только самоучку. Самый большой сегмент квалифицированных программистов получает в диапазоне 200-400 тыс. рублей. Часть специалистов оценивается в 500-600 тыс. Ну и некоторые зарабатывают больше миллиона. Если сравнить с остальным миром, то отличия в зарплатах незначительные.

- Сохранится ли высокий уровень популярности профессии программиста через пять лет?

- Да, конечно. Более того, она будет еще популярней. В первом квартале этого года мы зафиксировали небывалый спрос на эту профессию. Востребованность сохранится независимо от экономических кризисов, мировых проблем, так как весь бизнес ощущает потребность в цифровизации. Она охватывает даже тех, кому, на первый взгляд, не нужна. Например, продавцам цветов все равно со временем нужен будет сайт или интернет-магазин. Программисты нужны предпринимателям, а, напомню, в России более трех миллионов компаний. Им сейчас требуется комплекс программ, в том числе бухгалтерская - 1С, которая раньше была единственной. За последний год получила развитие e-commerce торговля. Интернет-магазины были у многих, но год число людей, заказывающих товары онлайн, многократно возросло.

- Какие вы дадите рекомендации по выбору специальности подросткам от 14 лет и выпускникам школы?

- Тем, кто заканчивает восьмой-девятый класс, я бы посоветовал серьезно окунуться в профессии. Попробовать себя в программировании, в аналитике или в дизайне, связанным с визуализацией ландшафта или объектами строительства, а, может быть, пойти учиться фотографировать. У ребят этого возраста есть время на знакомство с профессией, их пока не подгоняет общество, но на этом этапе они профессионалами еще не станут.

Одиннадцатиклассникам нужно делать уже осознанный выбор. Им бы я рекомендовал обучиться нескольким профессиям в течение года или двух, а дальше можно специализироваться и развиваться: стать программистом, тестировщиком, аналитиком, пойти в проектное управление или обучиться системному анализу, маркетингу.

На нашей платформе на сегодняшний день около 70 длительных и хороших программ обучения. Они включают в себя уроки в формате лекции, где преподаватели читают их в режиме реального времени большой аудитории, а есть семинары для 20-40 человек. В таком формате у нас проходит более 70% уроков, в месяц даем пять тысяч занятий. Есть курсы и в записи, с интерактивными материалами, тренажерами. То есть наша программа обучения – это комплексная история вовлечения человека в разные форматы. А сейчас еще вводим и офлайн формат.

- В будущем онлайн обучение заменит офлайн? Как вы считаете, стоит ли этот переход поддерживать?

- Если честно, то в парадигме получения информации онлайн уже вытеснил офлайн, но программы обучения в офлайне останутся. Я предполагаю, что в будущем сохранится сочетание онлайна и офлайна.

Для детей, на мой взгляд, важно получить образование в офлайн формате, иначе они останутся дома. В целом зона виртуального обучения еще не отработана. Когда люди принимают решение выбрать онлайн или офлайн обучение, то делают это абсолютно абстрактно. Я убежден, что 99% населения не видит разницы.

- С какой периодичностью в последние годы люди меняют работу?

- Количество профессий увеличивается, расширяется их спектр, поэтому в России есть тренд времени – это более частая смена работы. В будущем, люди, конечно, будут перемещаться больше, но и сталкиваться с проблемами. Если раньше переход внутри какой-то профессии не был болезненным, то сейчас переместившийся человек попадает в совершенно новую среду и перестает осознавать себя профессионалом. Я об этом слышу даже от больших специалистов. Когда они переходят из одной отрасли в другую, например, из финтеха в продуктовые разработки, то проигрывают как профессионалы, так как становятся менее эффективными.

У продавца в «Ашане» и у менеджера по продажам в дорогом салоне красоты общий корень только один - продавать, но все остальное разное. Подобных кардинальных делений внутри одной профессии будет невероятное количество, и в этом каталоге профессий нам жить, переписывать его, смотреть, изучать. Это новая эра развития человечества, в которой мы будем жить здесь и сейчас, и главное - любить то, что ты делаешь.

Исчезнувшие и исчезающие профессии

Мир не стоит на месте – постоянный прогресс создает все новые технологии и более сложные умные механизмы. Развитие приводит не только к появлению новых специальностей, но и к постепенному вымиранию или полному исчезновению старых. В этой статье мы рассмотрим профессии, которые бесследно исчезли, и те, что могут устареть в ближайшее время.

Почему происходит исчезновение?

Множество занятий устарели – они перестали соответствовать нуждам народа, теперь о них можно узнать лишь со страниц исторических книг. Основная причина исчезновения специальностей – это научные и технические изобретения, которые упрощают труд людей. Величайшие прорывы технологического прогресса – создание двигателя внутреннего сгорания и открытие электроэнергии. Эти изобретения стали началом большой цепочки событий – во всем мире началось производство и применение автомобилей, самолетов, электровозов, поездов, электрических станков, ламп, промышленной, бытовой и электронной техники.


В ближайшее время нашу реальность заполнят новые технологии: машины с автопилотом, раскроет свой потенциал 3D печать, благодаря солнечным панелям снизится стоимость на электроэнергию, а новые экономные батареи позволят создавать более экологически чистые автомобили. В будущем все эти события приведут к тому, что 50–60% существующих в данный момент профессий устареют (в течение 15–20 лет).

Все это пока лишь предположения, но, взглянув на исторические факты, вы убедитесь: такие заявления имеют под собой весомые аргументы. В прошлом веке существовали занятия, которые для современного человека покажутся странными и никому не нужными. В то время существовала необычная рутинная работа, которая была востребованной и высоко ценилась, – никто и подумать не мог, что спустя несколько десятилетий она канет в лету.

В наше время такие занятия выполняются продвинутыми технологичными машинами или компьютерными программами – это ознаменовало торжество прогресса над устаревшим ремеслом.


Какие профессии уже исчезли?

Список специальностей, которые исчезли и совсем устарели, довольно длинный, кроме того, он постоянно пополняется новыми наименованиями. Рассмотрим подробнее некоторые старые профессии, которые были раньше на пике востребованности, но сейчас полностью вытеснены прогрессом.

Извозчик

Кучер в повозке был также популярен в 19 веке, как сейчас водитель такси или общественного транспорта. В 1903 году один юрист собирался вложить инвестиции в будущую известную компанию Генри Форда. Друг юриста пытался убедить его, что эта затея бессмысленная. Приятель был довольно влиятельным человеком, но недальновидным, он считал, что «лошадь всегда была и будет, а машины – это лишь переменчивый ветер моды».

Большинство людей были солидарны с мнением этого человека, ведь поезда не могли соревноваться в мобильности с повозками, а первые автомобили выглядели ненадежными и даже смешными. Извозчики тем более не желали принимать новый вид транспорта, ведь это означало для них потерю работы. Тем не менее всего через несколько десятилетий должность кучера стала одной из многих вымерших занятий.


Колесник

Давным-давно таких мастеров очень ценили и уважали, ведь они занимались изготовлением и ремонтом колес для карет, телег, повозок, а также строили сам гужевой транспорт. Ремесленники были очень востребованы и поэтому широко распространены – они встречались в каждом городе, селе, поселке и деревне.

На существование колесников сильно повлияло появление массового производства – продукция с предприятий была более качественной и недорогой. Компании налаживали оптимальные условия для изготовления транспорта, а также применяли специальные электрические станки, что значительно упростило и ускорило процесс. В наше время повозки и их комплектующие уже практически не нужны – они используются лишь в редких случаях на тематических мероприятиях или для развлечения туристов.

О былой популярности колесников сейчас говорят только многочисленные фамилии и названия поселений, произошедшие от этой профессии.

Ямщик

Одна из самых забытых специальностей прошлого века – ямщик, представители этого ремесла были извозчиками на службе у государства. Название работы произошло от специфического места жительства работников – это были небольшие села в ямах, которые строили вокруг почтовых отделений.

Обязанность сотрудников состояла в том, чтобы обеспечивать быструю перевозку корреспонденции, посылок, грузов и даже важных чиновников. Профиль был необходим лишь до тех пор, пока не появилась железная дорога. Вначале поезда составили серьезную конкуренцию, а затем вовсе вытеснили ямщиков с рынка труда, ведь движение по железной дороге намного быстрее и комфортнее.


Фонарщик

До того как были изобретены электрические лампы накаливания, вдоль городских дорог устанавливали светильники с газовыми рожками или свечками. Каждый день, когда солнце близилось к закату, фонарщики ходили по улицам и поджигали фонари спичками или специальной лампой на керосине. Работникам приходилось носить с собой громоздкую лестницу, ведь свечи располагались на высоких столбах. Кроме того, в обязанности фонарщиков входили ремонт и пополнение горючего материала в светильниках, поэтому сырье сотрудникам тоже необходимо было иметь с собой. С наступлением рассвета сотрудники должны были обойти закрепленный за ними участок города и погасить все фонари.

Такая работа была востребована до тех пор, пока свечи и рожки не заменили столбами, оснащенными электрическими лампами.

В некоторых городах размещены памятники в честь фонарщиков – как дань их заботливому труду.

Человек-будильник

Данное занятие встречалось на территории Ирландии и Англии в начале прошлого века, это было вынужденной мерой во время стремительного прогресса. В английском языке название профессии звучит как «knocker-up» – дословно это переводится как «человек, который будит стуком». Во время промышленной революции начали вводить посменные графики работы, поэтому понадобились люди-будильники – их работа заключалась в том, чтобы к началу смены разбудить трудящихся.

Представители этой сферы обслуживания заранее обговаривали время пробуждения с сотрудниками фабрик, а затем обходили необходимые дома и стучали в окна. Для жителей второго этажа работники использовали длинные легкие бамбуковые трости – ими было удобно постучать в высоко расположенные стекла. Специальность отлично подходила для пожилых людей и женщин, которые не могли работать на промышленном предприятии.

Профессия пополнила список вымерших в 20-х годах прошлого столетия, когда были изобретены механические будильники, но и они в будущем заменились электронными. В современном мире будильники и вовсе потеряли спрос из-за того, что появилась возможность установить специальную программу для пробуждения на любое мобильное устройство.


Трубочист

Одна из самых опасных специальностей, которая, к счастью, больше не востребована. Трубочисты работали в городах с печным типом обогрева – они обеспечивали жителям пожаробезопасность, но при этом наносили серьезный ущерб своему здоровью. В обязанности представителей ремесла входила очистка каминов и печных труб от накоплений золы и сажи.

Из-за тесного и узкого строения каналов для работы привлекали совсем юных мальчиков, в основном в возрасте 5–7 лет. Труд был опасным для здоровья – организмы детей быстро загрязнялись, и это приводило к так называемому раку трубочистов. Медицина в те времена еще не была довольно развитой, чтобы доказать опасность специальности. Но после того как было вычислено канцерогенное влияние сажи на трубочистов, возраст сотрудников подняли сначала до 8, а затем и до 16 лет.

Современные системы отопления и инновационные технологии очистки гарантируют населению пожарную безопасность, поэтому детям больше не нужно жертвовать своим здоровьем.

Телефонистка

До того как были изобретены автоматические телефонные станции, подключение абонентов выполнялось вручную. На такую работу принимали далеко не всех – в основном на станциях трудились девушки с хорошим здоровьем, приятным голосом и спокойным характером. Кроме того, из-за особенностей механизма очень важным фактором для трудоустройства на должность телефонистки был высокий рост представительниц прекрасного пола.

Суть работы состояла в том, чтобы сидеть перед специальной доской с переключателями и во время звонка соединять нужные линии между собой. Профессия требовала предельного внимания и ответственности девушек, ведь на ручное соединение у них было не больше 8 секунд, иначе звонок обрывался. Доски были довольно высокими, и часто бывало так, что до переключателей приходилось тянуться высоко вверх, именно поэтому выбирали кандидаток с высоким ростом и длинными руками.

Специальность телефонистки сохранялась до конца 70-х годов прошлого столетия, так долго она прожила потому, что ручную систему подключения до последнего продолжали применять для международной связи.


Молочник

Наверняка в кино или книгах каждый из вас встречал описание этой профессии, ведь до середины XX века она была важной частью городской жизни. Свежее молоко привозили к домам заказчиков, школам и местам общественного питания каждое утро.

Молочники доставляли продукт на мотоциклах, автомобилях или специальных повозках, также иногда производители продавали свою продукцию прямо на улице. Такое занятие встречалось преимущественно в Европе и полностью исчезло тогда, когда началось массовое производство бытовых холодильных устройств. Также на снижение популярности профессии сильно повлияло изобретение пастеризации и герметичных пакетов для упаковки молока.

Водовоз

Профессия была востребованной до того, как построили централизованную систему доставки питьевой воды. Обязанности водовоза заключались в том, чтобы набирать в большую бочку чистую питьевую воду из ближайшего к городу источника. Затем жидкость необходимо было привозить в город – там люди платили деньги работнику и набирали воду из бочки в свои тары. За дополнительную плату водонос мог донести емкости потребителей до их дома – это было очень удобно для тех, кто не мог или не хотел носить ее самостоятельно.

Прокладка водопроводных труб в каждый дом полностью вытеснила профессию. В 1850-х годах на территории Санкт-Петербурга еще работало довольно много водоносов, которые при помощи ведер доставляли воду жильцам квартир. Но количество водокачек все время увеличивалось, поэтому профессия водовоза полностью исчезла из списка востребованных профессий.


Сплавщик леса

Этот вид деятельности был очень опасным и унес множество жизней смелых работников. Специальность была сложной от начала процесса и до самого конца – сплавщики выполняли работу, которую сейчас осуществляют посредством грузовиков и поездов.

В те времена сбор древесных строительных материалов выглядел совсем иначе, нежели сейчас. Начинался процесс в зимнее время. Вначале мужчины срубали необходимое количество леса, затем складывали бревна в замерзшее русло реки и связывали их между собой. С приходом весны лед постепенно таял, и приходило время для следующего этапа работы – представители сильного пола вооружались длинными крепкими палками, затем поднимались на импровизированный плот из бревен или сопровождали его вдоль берега.

Задача сплавщиков состояла в том, чтобы направлять древесину в нужном направлении и очищать русло реки от возможных препятствий. Бревна специально заготавливали вверх по руслу реки от города или села, чтобы использовать течение для доставки тяжелого груза.

Специальность полностью исчезла в начале прошлого века, когда люди начали активно использовать железную дорогу. Также в то время были изобретены переносные лесопилки, что значительно упростило процесс добычи сырья.


Другие

Список устаревших профессий очень длинный, его можно продолжать довольно долго. Рассмотрим несколько особенно интересных, но исчезнувших занятий.

  • Пинсеттер. Этот вид деятельности предполагает установку и сбор кеглей на кегельбане, а также возвращение шара для боулинга игрокам. Пинсеттерами работали юные мальчики, ведь профессия позволяла частичную занятость, но заработок при этом был относительно небольшой. В наше время кегли в боулинг-клубах расставляют автоматические системы, то же самое касается и доставки шаров. По старой памяти механизм установки столбиков назван Пинсеттером.
  • Лектор на предприятии. Еще одна необычная профессия, которая существовала в короткий период технологической революции. Работа на фабриках была очень монотонной и нудной, поэтому сотрудники собирали деньги и нанимали человека, который будет читать им вслух развлекательные тексты из газет и журналов. Но спустя 10 лет многие политики начали пользоваться услугами чтецов – распространяли через них свою рекламу. Предпринимателям не понравилась такая тенденция, и вскоре после этого место лекторов полностью заняли радиоприемники.
  • Вычислитель. За последние несколько десятилетий технический прогресс шагает все быстрее, заставляя старые занятия бесследно исчезать. Так случилось и со специальностью вычислителя – в свое время представители этой профессии самостоятельно решали большие и сложные математические задачи. В основном профессионалы трудились в команде, поэтому работа продвигалась параллельно. Но даже в большой компании вычисления, производимые людьми, не смогли выдержать конкуренцию со скоростью компьютера.



Вымирающие специальности

Стремительное развитие автоматических электронных систем предзнаменует исчезновение множества профилей к концу XXI века. Развитие информационных сфер в России и во всем мире вызывает у людей логичный вопрос о том, какие профессии вымрут в ближайшее время. Поэтому рассмотрим специальности, которые расцениваются как исчезающие.

x1000

или не читал книгу знаменитого советского журналиста Валерия Аграновского "«Вторая древнейшая». Беседы о журналистике".

44610399-352-k763715

Кажется, что эти эвфемизмы были всегда. Ощущение это настолько устойчивое, что писатель Евгений Габуния в своей книге "По обе стороны Днестра" (1990 г.) заставил врагов Советской власти, окопавшихся в довоенном Париже, вести следующий диалог:

– Видите ли, господин Клюзо, профессия журналиста весьма сложная. Иногда приходится во имя большой правды прибегать к гиперболизации отдельных фактов. Отсюда и пошло – вторая древнейшая профессия. Нет ничего нелепее этого сравнения, которое выдумали враги свободного слова. Те, кому правда глаза колет.
– Уж не большевиков ли вы, уважаемый Владимир Павлович, имеете в виду? Насколько я понимаю, это определение родилось задолго до того, как вообще появились большевики. – Клюзо весело улыбался, и эта издевательская улыбка задела за живое Федоровского.
– Позвольте вам напомнить, господин Клюзо, что у свободной демократической прессы и без большевиков хватает врагов. Вы сами это прекрасно знаете.
– Что верно, то верно, – философски ответил собеседник. – Кстати, а какая первая древнейшая профессия? Просветите.
– Если вы действительно не знаете, – обиженно парировал Федоровский, – пойдите сегодня вечером на пляс Пигаль и все поймете.

cover1

На самом деле известный автор советских детективов ошибается - большевики появились более чем на полвека раньше, чем выражение "вторая древнейшая профессия". Они, собственно, и "первой древнейшей" всего на девять лет младше.

Выражение "древнейшая профессия" применительно к проституции в мировые языки привнес великий сказочник, поэт и империалист Редьярд Киплинг. В 1889 году у него вышел сборник «Черное и белое». Один из рассказов назывался «На городской стене» (On the City Wall) и рассказывал о прекрасной куртизанке Лалун, живущей в индийском (а ныне - пакистанском) городе Лахоре. Начинался рассказ фразой: "Лалун – представительница самой древней в мире профессии".

16-9

Выражение оказалось столь удачным, что быстро распространилось во всех англоязычных странах, а оттуда - по всему миру.

Это что касается проституток. Что же до журналистов, то в русском языке выражение "вторая древнейшая профессия" появилось следующим образом.

В 1950 году в США вышел в свет роман Роберта Сильвестра «Вторая древнейшая профессия» (The second oldest profession), рассказывающий о журналистах, выпускающих вымышленную нью-йоркскую газету «Дейли Глоб». Роман этот, обличающий "продажную буржуазную прессу", был оперативно переведен в Советском Союзе - в 1956 году он вышел в издательстве "Иностранная литература" в переводе Т. Озерской. Смысл названия объяснялся еще в эпиграфе:

Газетное дело – не искусство, а ремесло. Это профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия.

545

Роман стал культовым, а выражение "вторая древнейшая профессия" - довольно популярным среди советской творческой интеллигенции. Но если вы употребите это определение в общении с иностранцами, вас, скорее всего, просто не поймут.

Дело в том, что это только в Союзе книга Роберта Сильвестра читалась из поколения в поколение и выдержала пять изданий. На родине автора роман прошел абсолютно незамеченным, ни разу не переиздавался и сегодня о нем, как правило, не слышали даже специалисты.

Поэтому в англоязычном мире "второй древнейшей" считается не журналистика, а политика. Можно вспомнить, к примеру, шутку Рональда Рейгана на совещании с бизнесменами в Лос-Анджелесе 2 марта 1977 года:

Говорят, что политика – вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой.

Рейган

И последнее, на что я хочу обратить внимание. Популярность романа Сильвестра в советское время все-таки ограничивалась кругом творческой интеллигенции, а в массовом сознании выражений "первая и вторая древнейшие профессии" практически не существовало. Их не использовали ни писатели, ни журналисты - ни "вторую", ни тем более "первую", хотя Киплинг был переведен еще в 1935 году.

В "Национальном корпусе русского языка" эти выражения фиксируются только в критических статьях, посвященных книге. В целом же, "древнейшую профессию" в застой если и вспоминали, то совсем по другому поводу, как Виктор Конецкий во "Вчерашних заботах": "Любое мореплавание ― и парусное, и нынешнее ― древнейшая профессия и древнейшее искусство.

333

Единственное исключение - диссиденты. В 1966 году в самиздатском журнале «Феникс-1966» появилась повесть «Откровения Виктора Вельского», автор которой скрывался за псевдонимом "Геннадий Русский". Главный герой книги, советский журналист, в частности, заявлял: "Первая древнейшая профессия, как известно, проституция. Мы же, представители второй, были дешевыми подзаборными умственными бл@дьми".

Возникает закономерный вопрос - когда же в русском языке широко распространяются эти выражения?

444

Ответ простой - в конце 80-х - начале 90-х годов. Примерно та же история, что и с давно существующим региональным словечком "путана", которое в те же годы вошло в массовый русский язык.

Особенно активно усердствовали во внедрении "древнейших профессий" в массовый лексикон средства массовой информации, сотрудников которых почему-то чрезвычайно радовало и веселило сравнение их профессии с проституцией.

Но мазохистичность отечественной творческой интеллигенции - это уже другой вопрос, который мы оставим за скобками.

Читайте также: