Как рассказать детям о профессии журналист

Опубликовано: 16.04.2024

Беседа для детей 5-8 лет на тему: Профессии «Журналист, писатель»

В первом месяце года — январе — в нашей стране отмечается День Российской печати. Все вы, конечно, видели газеты и яркие глянцевые нарядные журналы, книги. Все это называется печатной продукцией. Газеты, журналы и книги бывают как для взрослых, так для детей.

Детские журналы цветные, с красивыми нарядными картинками, сказками, загадками, рассказами, играми, шарадами, кроссвордами. Очень хороши журналы «Мурзилка», для самых маленьких: «Веселые картинки», «Свирель» и многие другие.

Наверняка в каждом доме есть полки или шкафы с книгами. В разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и коже. Такие книги были редкостью. В каждом доме книги появились только после того как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. Ему в Москве поставлен памятник.

А знаете ли вы, что самый первый номер российской газеты «Ведомости» вышел по указу царя Петра I в 1703 г.?

Кто же отмечает свой профессиональный праздник в январе? Те, кто создает книги, газеты, журналы. Это издатели, писатели и редакторы, верстальщики и корректоры, наборщики и типографские рабочие. После типографий и склада печатная продукция оказывается на прилавках книжных магазинов.

Сначала книгу или статью пишут писатели и журналисты. Затем над текстами работают наборщики, они набирают текст на компьютере. Над готовым текстом работают редакторы. Они проверяют, все ли заголовки в рукописи на месте и не закралась ли в текст какая- либо досадная ошибка. После этого рукопись читают знатоки русского языка — корректоры. Они очень внимательны, следят, чтобы все запятые, точки, двоеточия и другие знаки препинания были на своих местах.

Трудно представить газету, журнал, детскую книгу без иллюстраций художников. Эти талантливые люди украшают печатную продукцию рисунками. Нравится ли вам, дорогие ребята, рассматривать яркие нарядные книжки с картинками? Художников, которые украшают детские книжки иллюстрациями, называют художниками-иллюстраторами. Многие из вас видели замечательные рисунки Ю. Васнецова, В. Конашевича, И. Билибина, Т. Мавриной и других художников-иллюстраторов.

Дальше за работу принимаются верстальщики. С помощью специальных компьютерных программ они делают макет будущей книги и располагают текст и рисунки на ее страницах.

Книжка с картинками

Букв не знает мой братишка —

Не умеет он читать.

Но очень любит книжки

Вот забавная картинка —

Мыши водят хоровод,

Вот сметану ест из кринки

Полосатый толстый кот.

Мама-курица в сережках

За собой ведет цыплят.

Уложила спать в лукошко

Кошка маленьких котят.

Хороши картинки в книжке,

Говорят они без слов.

И часами мой братишка

Их рассматривать готов!

♦ На чем же и где в наши дни печатают книги, газеты и журналы?

Конечно, на специальных машинах в типографии. Но, машины это делают не сами. Печатной машиной управляют печатники. Готовые книги, газеты и журналы машины, поезда, самолеты, пароходы развозят во все концы нашей необъятной страны.

По домам газеты и журналы разносят почтальоны.

Журналист первым узнает обо всех новостях, обо всем, что происходит в городе, стране, мире. Журналисты берут интервью у известных политиков, бизнесменов, спортсменов, артистов, путешественников. Кроме того, журналисты беседуют с инженерами, учеными, космонавтами, учителями, путешественниками — словом, с интересными и знающими людьми. Они пишут статьи и помещают их в газетах или журналах. О чем только не пишут журналисты! О новых местах, дорогах, городах, людях. Журналисты не только пишут статьи и заметки в газетах и журналах, они также выступают по телевидению, рассказывают самые последние новости по радио.

♦ А кто пишет книги, ребята?

Верно, писатели. Должно быть, вы все любите читать или слушать увлекательные интересные стихи и рассказы?

Вспомните, пожалуйста, какие самые первые сказки читала вам мама? «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» — простые, короткие, легко запоминающиеся. Вы ведь помните их и сейчас, так? Но время шло, вы подрастали и вместе с вами «подрастали» сказки, которые вам читали родители. Они становились длиннее, сложнее, наполнялись удивительными приключениями. Многие из вас полюбили сказки: «Василиса Премудрая», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка».

♦ Кто же сочинил эти сказки?

Представьте себе долгий зимний вечер в небольшой деревушке, затерянной среди густых лесов и бесконечных снежных равнин.

В избе тлеет лучина (ведь электричества в те далекие времена еще не было!). При свете ее женщины и девушки занимаются рукоделием: вышивают, шьют, вяжут, а на теплой печи вокруг бабушки собрались ребятишки, которые, затаив дыхание, слушают очередную сказку.

Бывали в русских деревнях замечательные сказительницы. Послушать их собирались и стар и млад. За сказкой незаметно пролетал зимний темный долгий вечер, не таким монотонным казался ручной труд. Некоторые сказки сказительница сочиняла сама, другие слышала еще от своей матери или бабушки.

Так и передавались сказки из уст в уста — от бабушки к внукам и правнукам. Каждая сказительница рассказывала сказку немного по-своему, что-то добавляла от себя, что-то, наоборот, пропускала. Поэтому мы и не знаем, кто нее на самом деле является автором всех этих сказок. Их мы называем русскими народными.

Переходя из поколения в поколение, от рассказчика к рассказчику, подобные сказки незаметно шлифовались людьми, и, в конце концов, обрели законченную и совершенную форму, где нет ни одного лишнего слова, все на месте, точно, ярко, красиво, образно и, главное, очень интересно!

У каждого народа свои сказки, свои излюбленные герои.

♦ Знаете ли вы, кто главный герой многих русских народных сказок?

Правильно! Иванушка-дурачок — удачливый, находчивый и пригожий собой. Дурачком же его только люди считают, а он и не против.

Любимый герой белорусских сказок — неунывающий и смекалистый Климка, болгарских -— хитрый Петр, немецких — простодушный Ганс. Во многих сказках главными героями являются животные: заяц, волк, медведь, лиса. У каждого зверя свой характер. Давайте вспомним какой. Серенький зайчик — боязливый и робкий. Волк — глупый и злой. Медведь — добродушный увалень. Лиса — хитрая плутовка, любого старается обмануть.

Среди множества сказок есть и написанные для детей писателями и поэтами. Они называются литературными или авторскими.

Трудно представить себе детство без сказок Александра Сергеевича Пушкина.

♦ Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

Верно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане. ».

Сказки Пушкина

Снег ложился под окном

Мама тихо перед сном

Сказку мне читала.

То вставали предо мной

Древний терем в чаще,

То в пещере ледяной

Гроб с царевной спящей.

Сказка речкою лилась

Тонким кружевом вилась,

Пела лирой струнной.

Согревал меня теплом

Лад ее сердечный.

Сказка пела о былом,

Но живом и вечном.

Лунный свет стоял в окне,

И с тех пор звучит во мне

Дивной сказкой Пушкин.

Одна из первых книжек, которую мама читает малышу, — сборник народных потешек и прибауток. Ведь

любой маме хочется позабавить, повеселить малыша, чтобы он зря не плакал, а рос здоровым и жизнерадостным.

Давайте вместе с вами вспомним эти короткие, веселые стихи.

Две козы траву косили.

Про то вся знает улица,

Твой друг Ермошка,

Подобными потешками и прибаутками мама или бабушка сопровождают каждый шаг малыша. Когда ребенок просыпается утром, его спрашивают:

Кто разбудил тебя, дружок —

Ах ты, Петя-петушок,

Что ж ты рано встаешь?

Ване спать не даешь?

Укладывая ребенка спать, мама качает его и тихонько нашептывает или напевает:

Котя, котенька, коток!

Котя, серенький хвосток,

Приходи к нам ночевать,

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!

Все эти потешки и прибаутки придуманы народом в стихах.

♦ Что же такое стихи и чем они отличаются от прозы? В стихах есть рифма и размер.

Рифма — это созвучие в конце стихотворных строк, а размер — определенное расположение звуков в строке. Я думаю, вы легко догадаетесь, в прозе или в стихах написаны следующие строки.

Городок-чистюля

Есть на свете городок —

Там играет ветерок

В окнах чистым тюлем.

Там по улицам бегут

В скверах зелень и уют,

И блестят витрины.

Каждый пешеход одет

Шляпа, тросточка, жилет —

Там никто не мнет травы

Летом на газонах.

Говорят друг другу «вы»

С вежливым поклоном.

Вот такой есть городок,

Там играет ветерок

В окнах чистым тюлем.

Ну, конечно же, «Городок-чистюля» — это стихотворение.

Дорогие ребята! Обратите внимание на рифмы: городок — ветерок, чистюля — тюлем, бегут — уют, машины — витрины.

Попробуйте придумать рифму к словам «бочка» и «подружка».

Сказки и стихи пришли к нам из глубокой древности. Пожалуй, раньше всего возникли былины. Их передавали из уст в уста, и они веками хранились в народной памяти.

Представьте себе высокий резной княжеский терем. За дубовыми столами сидят князь и его дружина. А веселят князя и его гостей гусляры. Перебирая струны, они сказывают былины о героях и богатырях, воспевают их силу, воинскую доблесть, преданность своему народу.

Послушайте отрывок из былины «Добрыня и Змей».

Рвал, рубил Добрыня хоботы змеиные,

А под конец набрался сил —

Все три головы отрубил

У чудовища поганого,

В гости незваного.

И пошел во глубокие

Выпускал из полона змеиного

Отпускал всех на волю вольную.

Былина — устное, песенное повествование, в ней есть и рифма, и размер, поэтому мы говорим, что былины написаны стихами.

С появлением письменности былины, сказки, легенды люди стали записывать, тогда и возникли первые литературные произведения.

Со временем они стали разделяться не только на поэзию и прозу, но и на различные жанры.

Многие из вас слышали слово «роман». Роман — литературное повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями. А вот рассказ — повествовательное произведение небольшого размера, в котором героев несколько, чаще один или два.

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или лирическую тему.

Ответьте на вопросы

♦ Какие сказки и стихи читают самым маленьким детям? Почему?

♦ Какие сказки называются народными? Назовите и опишите героев русских народных сказок.

♦ Какие русские народные сказки о животных вы знаете?

♦ Какими характерами наделены животные в русских народных сказках?

♦ Какие вы знаете стихи, потешки и прибаутки?

♦ Чем отличаются стихи от прозаических произведений?

♦ Как вы думаете, что легче запомнить: стихотворение или прозаическое произведение? Почему?

Профессия журналист

Журналист - человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения. Слово "журналист" происходит от французского "journal" - "дневник, газета". В этом рассказе я расскажу о такой профессии как журналист.

Собирать и распространять информацию люди начали в глубокой древности. Устно информация передавалась с помощью выступлений ораторов, сообщений глашатаев. Предшественники газет в разных странах - папирусы с новостями в Древнем Египте; доски объявлений, которые вывешивались на улицах Древнего Рима; рукописные сводки новостей в России. С возникновением печати журналистика стала быстро развиваться. В начале XX века с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика, а с возникновением радио и телевидения - радио- и тележурналистика.

Главное в работе журналиста - правдиво, грамотно, увлекательно, изложить информацию. Журналисту необходимо работать очень быстро, потому что он освещает в своих материалах происходящие события информация о которых может устареть. Он должен быть хорошо образован, чтобы анализировать, сравнивать факты, делать выводы, интересно писать. Журналист должен знать психологию людей, уметь общаться, быть наблюдательным.

ФАКТ и СОБЫТИЕ, или КАК О НИХ ПИСАТЬ?

С чего начинается статья, репортаж или теле- радиопрограмма? С какого бы то ни было факта, события. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и так далее.

"Есть факт, что в городе Белгороде строят Дисней Ленд. "

"Есть факт, что в городе Белгороде почему – то не строят Дисней ленд…."

"Есть факт, что в городе Белгороде невозможно построить Дисней Ленд. "

Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.

Не всякий факт достоин твоего внимания. Например: "Вчера Саша Иванов из нашего класса получил тройку по математике. У него уже третья тройка за месяц. " Или вот ещё: "У Маши Петровой новые лакированные ботиночки. В прошлом году у нее ботиночки были не лакированные. " Будешь ты читать дальше такой материал? Я бы тоже не стал.

Так что, что новые ботиночки твоей одноклассницы, школьные сплетни, обсуждение последней телепередачи - не могут стать интересным журналистским материалом. Не позволяй бытовым мелочам заслонить от тебя важные и интересные факты. Конечно, это не просто. Но поверь в вашем городе, школе много чего происходит интересного и кто ищет тот всегда найдет хороший факт или событие.

Подумай, что будет интересно твоим друзьям.

"Золотое правило" юного корреспондента - пиши о том, что интересно тебе!

То, что волнует тебя будет интересно и твоим сверстникам: "Как стать директором школы?", "Почему отличники всё успевают?", "О чем пишут на партах?", "Почему не любят ябед?", "Как я выучил трудную теорему", "Про мою любимую учительницу", "Кто победит Лиге Чемпионов", "Как стать киноактрисой?", "Почему нравятся боевики?" и тысячи других вопросов могут стать темой для материала.

Имей на всё своё мнение! Рассказывая о факте, сочувствуй, возмущайся, радуйся! Твоё мнение очень важно для ребят!

Ищи правду! Расскажи, почему одним нравится то, что происходит, а другим - нет. Приведи в статье все "за" и "против". Например: хорошо, что отменили школьную форму, но кому-то из одноклассников может чувствовать себя неуютно в классе именно из-за того, что одет хуже других. Только объективный автор может стать журналистом!

Как лучше написать? Или сочинение на свободную тему.

Для своих первых статей обязательно нужен план, как для обыкновенного сочинения: о чем я скажу в начале, что будет в середине и чем закончу материал.

План, который ты составляешь, поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы.

Итак, в начале заметки, статьи - главная тема, вторую ты хочешь изложить. Второй пункт плана - раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, а не иначе, какими примерами можешь доказать свои идеи.

Третье - вывод, который логично вытекает из второй части статьи.

И последняя подсказка

Любую тему (абсолютно любую) можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

Беседа о профессии « журналист »; рассматривание иллюстраций, фотографий и составление рассказов по ним; выставка книг, журналов , газет; показ презентаций «Профессия – журналист » , «Берём интервью» и другие; просмотр видеофрагментов о работе журналиста .

Презентация «Профессия – журналист » ; конверты; разрезные картинки; картинки для составления предложений; мультимедийная установка, ноутбук, микрофон, детский компьютер, ручка, фотоаппарат, блокноты, нагрудные бэйджики «ПРЕССА»

Приветствие

Дети входят под спокойную музыку в группу и встают полукругом.

-К нам сегодня пришли гости, им очень интересно как мы с вами здесь живём и чем занимаемся. Вы рады гостям?

Поздоровайтесь и давайте им представимся. Вставайте в кружок.

Дружно встанем мы в кружок, и представимся, дружок!

Поля, Надя – покажись,

Насти, Федя – покружись,

Паша, Кнарик – поклонись,

Анжелика и София вместе с нами улыбнись,

Ксюша, Лара и Матвей – похихикай веселей!

Ну а вместе все, друзья

Обнимитесь, как семья!

-Вот мы и подняли друг другу настроение и представились нашим гостям!

2. Мотивация

-Ну что же, ребята, давайте как обычно с утра поделимся друг с другом новостями. А кстати, что такое новость? (это события, которые происходят в жизни людей) Какие у вас новости? (дети делятся своими новостями) колокольчик!

-А у меня тоже для вас новость! Нам с вами пришло письмо!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут Вам из газеты «Переславский городок». Мы узнали, что Вы очень любите играть в журналистов и решили пригласить вас к нам в редакцию и предложить вам сотрудничать с нашей газетой. Мы уверены, что из вас могут получиться настоящие журналисты. Но сначала вы должны проверить свои способности. Если у вас все получится, то откройте эту посылку!»

-Ребята, вы готовы попробовать себя в этой непростой роли?

3. История журналистики

-Ребята, попробуйте определить, какие бывают новости, я вам задам вопрос, а ответ на него вы найдете и покажите.

-Откуда еще мы узнаем новости? (друг от друга, телевизор, радио, компьютер, газета и журнал)

(дети показывают телевизор, компьютер, радио, газеты и журналы , )

-Ребята все это называется Средства Массовой Информации (сокр.СМИ)! источники информации

Презентация «История журналистики»

-Ребята, а как вы думаете, давно ли существует журналистика?

Профессия журналиста очень древняя. Давным-давно важные новости и указы правителей оглашали люди, которых называли ГлашАтай, они выкрикивали на площадях и базарах указы царей и правителей «Слушайте, слушайте! И не говорите, что вы не слышали!». А если важное послание или сообщение нужно было передать в другое поселение, город или даже в другое государство, тогда посылали гонцов и те на лошадях или пешим ходом доставляли новости. В Древнем Египте при раскопках были найдены газеты, только они были каменные и высечены на стенах храмов.

-Ребята совсем недавно мы с вами были в библиотеке и слушали рассказ о древней письменности.

-Кто может ответить, на чём еще писали люди? (бамбук, шёлк, папирус, береста)

В России же первым печатным изданием считалась газета «Ведомости», которая появилась в 1702 году в Санкт-Петербурге по приказу самого Петра I (царя и императора).

-Ребята, а как сейчас называют людей, которые занимаются поиском и распространением новостей? (журналисты - показ на слайде)

-В чём состоит работа журналиста ? (берёт интервью, фотографирует и снимает на камеру интересные события, обрабатывают информацию, готовят репортажи).

-Что ему нужно для работы?

У меня есть специальная журналистская сумка , я вам предлагаю самим положить в неё то, что по вашему мнению необходимо журналисту для работы.

(дети складывают предметы в сумку журналиста, рассуждают…)

4. Игра «Какие бывают новости»

- А какие бывают новости? (о погоде, новости культуры и спорта, политические, детские, исторические и даже криминальные).

-Давайте попробуем это выяснить.. Я буду зачитывать отрывок из статьи, а вы определите, о чем эта новость..

(зачитываю отрывки новостей, а дети определяют виды: спортивные, о погоде, политические, новости культуры, и т.д.) или видеосюжет!

-Какими качествами обладает журналист? (отвечают)

-Ребята, как вы правильно сказали, журналист должен не только много знать, но и уметь хорошо рассказывать, а для этого ему необходимо уметь составлять предложения. Как вы думаете, это сложно? Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем это делать!

5.Игра «Мостики»

1 вариант: Я предлагаю детям разделиться на 2 команды. На каждом столе 2 набора по 3 картинки -мама, магазин, молоко; ёлка, дети, игрушки.

На другом – мальчик, миска, котенок; мама, платье, дочка. Попробуйте вставить между этими словами мостики, которые их свяжут между собой. И таким образом у вас получится красивое предложение.

2 вариант: -А теперь попробуйте переставить местами картинки.

3 вариант: Я на доске предлагаю 2 картинки (ёлка, дети) и предлагаю детям нарисовать на листочках свой вариант третьей картинки, н-р, снежинки или шарики.

-Ребята, а теперь я вам предлагаю отдохнуть, идите на коврик.

6. Игра на внимание «То-не то»

Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать!

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Сталевар печёт блины (ТОПАЮТ)

-Повар шьёт для нас наряды (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-Пекарь пироги печёт (ХЛОПАЮТ)

-С микрофоном журналист (ХЛОПАЮТ)

-А с метлою машинист (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

7. Игра «Интервью»

- Я для вас сделала много микрофонов. Как вы думаете, для чего? (чтобы играть в интервью). Поиграем?

-У меня на столе лежат разрезанные на 2 части картинки. Возьмите пож. любую из этих частей. А теперь найдите свою парочку. Договоритесь пож.кто из вас будет задавать вопрос, а кто на него отвечать.

-Каким образом это можно сделать, чтобы никому не было обидно? (считалка, выбор фигур)

Сложив вместе карточку, у вас получилась картинка. Каждая картинка-это часть целой таблицы, которую я подготовила в качестве подсказки. Сейчас мы с вами по очереди будем задавать вопросы и отвечать на них, таким образом у нас получится интервью на тему… Вы можете подготовиться и мы начинаем!

8. Рефлексия

-Ребята, как вы считаете, сложная работа у журналиста?

-А у вас всё получилось? Оцените свою работу!

- Тогда мы можем открыть конверт и посылку?

(в конверте свидетельства для журналистов, а в посылке блокноты) воспитатель вручает их детям!

1. Пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с профессией журналиста.

2. Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.

3. Вызвать чувство уважения к людям - представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.

4. Способствовать развитию умения слушать, понимать информацию.

ВложениеРазмер
professiya_zhurnalist.docx 21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Петрова О.В.

Тема: Профессия – журналист.

  1. Пополнить знания детей о профессиях, познакомить детей с профессией журналиста.
  2. Показать роль и значение профессии журналиста в освещении событий в стране и мире.
  3. Вызвать чувство уважения к людям - представителям журналистской профессии, помогающим делать нашу жизнь интереснее и лучше.
  4. Способствовать развитию умения слушать, понимать информацию.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: -Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о профессии журналиста. Эта профессия связана со СМИ.

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, что означает аббревиатура СМИ?(Ответы детей)

Воспитатель: -Вы абсолютно правы, очень часто мы слышим по радио, телевизору, в новостях выражение «все СМИ сообщили». СМИ - это средства массовой информации.

К средствам массовой информации относятся:

Воспитатель: -Сегодня у нас на столах газеты, журналы, статьи, которые помогут нам определить, кто отвечает за то, чтобы информация, которую мы получаем из СМИ, была качественной.

Воспитатель: -В средствах массовой информации работают люди разных профессий. Давайте подумаем, какие разновидности журналистской профессии существуют?(Ответы детей) (Репортер, комментатор, корреспондент, редактор, фоторепортер, главный редактор, оператор, звукооператор.)

Воспитатель: -Как вы сами определили для того, чтобы газета, журнал, теле- или радиопередача вышли в эфир, необходимо, чтобы целая команда людей обеспечила своевременную работу СМИ.

Давайте подумаем, чем занимается журналист, выполняя тот или иной вид своей работы?

Одним из первых, если не самый первый, к месту событий приезжает репортер.

Д ля того чтобы информация была проверенной и правдивой, из редакции выезжает репортер - человек, который рассказывает о произошедшем непосредственно с места событий. Репортер должен обладать многими умениями: он должен уметь внимательно слушать, быстро записать информацию на диктофон, осмотреть место событий, опросить одного или нескольких людей, если в этом есть необходимость.

Для того чтобы репортер мог вовремя попасть к месту мероприятия, которое будет проводиться, например, на праздник, открытие стадиона, многие СМИ заранее получают информацию о тех мероприятиях, которые будут проходить в городе, стране, мире. Зная заранее о мероприятиях, репортеры приезжают, чтобы вовремя получить информацию и своевременно передать ее в свою редакцию. Как вы думаете, трудна ли профессия репортера?(Ответы детей)

Воспитатель: -По вашему мнению, за что отвечает репортер?

(Воспитатель показывает учащимся снимки в журналах и газетах.)

-О какой профессии пойдет разговор?(Ответы детей)

-Какое значение для газеты или журнала имеет профессия фотографа?(Ответы детей)

-Какой из снимков вам понравился и почему?(Ответы детей)

Вместе с репортером очень часто по заданию редакции выезжает фотограф. Он должен сделать снимки того, что описывает репортер. Главным достоинством фотографа является умение делать качественные фотографии. Многие фотографы-журналисты участвуют в издании книг со своими фотографиями, проводят фотовыставки. После того как фотограф привозит снимки в редакцию, он отдает их художественному редактору, который определяет качество снимков и те из них, которые будут опубликованы в печати.

Многие фотографы выполняют и обязанности репортера. Они делают снимки и одновременно сообщения.

Следующая профессия, о которой мне хотелось бы рассказать, - это профессия обозревателя.

Обозреватель - это журналист, который делает статьи в какой- либо области знаний. Например, может быть журналист - политический обозреватель, спортивный обозреватель. Это человек, который хорошо знает, о чем и о ком можно и нужно писать в определенной области. Иногда среди обозревателей встречаются люди, у которых есть не только журналистское образование, но и экономическое, юридическое или какое-либо другое.

-Как вы думаете, зачем обозревателю еще одно образование?(Ответы детей)

-Может ли это помочь ему в работе?(Ответы детей)

Воспитатель: - Я прошу вас, полистать журналы, посмотреть их и ответить, какой из них вам понравился больше всего и почему. Еще одна важная профессия - это профессия дизайнера.

Всем приятно взять в руки газету и журнал, которые выглядят красиво и необычно. Некоторые телепередачи мы сразу узнаем, потому что их оформление и дизайн нельзя спутать ни с каким другим. Этим занимается дизайнер, который делает внешнее оформление издания или передачи, подбирает шрифт написания статьи в газете или журнале.

Воспитатель: Есть еще очень важная профессия - профессия комментатора.

Комментатор - это человек, который комментирует происходящее с места событий. От того, как комментируется событие, будет зависеть, как люди будут воспринимать информацию. С работой комментатора вы знакомы, если увлекаетесь спортивными передачами.

Если бы мы сейчас могли задать вопрос вашим бабушкам или дедушкам, какого комментатора XX века они могли бы назвать, они гут же вспомнили бы фамилию Н.Н. Озерова, комментатора, которого знала вся страна. Я прошу вас внимательно посмотреть на снимок, где он запечатлен во время комментирования спортивных событий с Олимпийских игр.

Есть такая профессия в журналистике, как корреспондент или специальный корреспондент. Корреспондент - это журналист, который может выезжать на место событий по заданию редакции в самые отдаленные точки страны или мира. Оттуда он может привести не только одну статью, но даже серию статей о чем-либо или о ком-либо. В российской журналистике много журналистов, которые являлись и являются специальными корреспондентами газет, журналов или телеканалов.

Сегодня я хочу вас познакомить с журналистом, специальным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» В. Песковым. Он большой специалист в написании статей и рассказов о природе.(Один из его отрывков статьи «Родня Байкала» из рубрики «Окно в природу», газета «Комсомольская правда» от 27 марта 2008 года.)

Воспитатель зачитывает отрывок из статьи.

На земле много разных озер. На равнинах с течением лет они стареют, зарастают, превращаются в болота. Обычно они неглубокие, благодаря растительности богаты разного рода живностью.

В горах есть озера, образованные завалами скал. Они живописны в обрамлении лесов и гор, но пугающе безжизненны.

И есть еще озера очень глубокие, в которых запас пресной воды на тысячи лет. Эти озера образованы разломами земной коры. Толща воды холодна, у поверхности летом она прогревается, но не сильно - купальщиков сюда не тянет.

К числу таких озер относится озеро Танганьика в Африке, а у нас - озеро Байкал, самое глубокое озеро в мире, 2000 метров глубины. И там же, в Сибири, в Горном Алтае, есть родня Байкала - Телецкое озеро. Оно такое же глубокое, как и озеро Байкал, в него впадает много речек, а вытекает, так же, как Ангара из Байкала, всего одна быстрая река Бия.

Озеро Байкал иногда называют морем. Телецкое озеро по сравнению с ним выглядит маленьким голубым червячком. С этим озером местные народы связывают много легенд.

Его иногда называют Золотым озером. Когда-то в окрестностях Телецкого озера добывали золото, здесь был найден слиток золота весом в 25 килограммов.

Воспитатель: -Еще одна очень важная профессия в журналистской работе - это профессия редактора.

Все статьи, которые приносят журналисты в номер или передачу, попадают на стол к редактору, который читает статьи, оценивает их качество, определяет, можно ли статью печатать, отдает статью на доработку или правку журналисту. Редактор не только определяет качество статьи, но и правит текст, если в этом есть необходимость.

-Как вы думаете, всегда ли только фотограф с репортером выезжают на место событий?(Ответы детей).

Вместе с ними может выезжать оператор или операторская группа, куда входят разные специалисты. Предположим, нужно рассказать о каком-то человеке или важном событии. В задачу оператора входит передача события как можно достовернее.

Если передача пойдет в эфир, необходимо, чтобы были четкими изображение и звук, поэтому в телерадиокомпаниях огромное значение имеет работа звукооператора.

Во главе каждой редакции журнала, газеты, телевизионного канала стоит человек, должность которого главный редактор.

Именно главный редактор подписывает номер в печать, на нем лежит ответственность, если информация окажется ложной или непроверенной. В некоторых изданиях главный редактор пишет вступительную статью к номеру, во многих изданиях на внутренней стороне первой страницы или на последней странице можно прочитать информацию о том, кто входит в состав редакционной коллегии, кто является главным редактором.

-Ребята, вы узнали о многих журналистских профессиях. Как вы думаете, профессия журналиста трудная?(Ответы детей).

-Каким человеком должен быть журналист, чтобы писать правду о людях, событиях, фактах?(Ответы детей)

Воспитатель: -Действительно, профессия журналиста увлекательная, интересная, но очень трудная. Для того чтобы написать несколько строчек, журналисту приходится порой не спать, ехать в отдаленные точки нашей Родины, встречаться с опасностью. Журналисту необходимо умение не только писать статьи, но и слушать людей, слышать их проблемы, беды и радости, быть честным, трудолюбивым, надежным товарищем, профессионалом своего дела. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, тоже посвятит себя журналистской профессии, но для этого надо много и упорно трудиться.

Воспитатель: -А теперь, ребята, я предлагаю вам вспомнить все то, о чем мы говорили, и отгадать загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем. (газету).

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читать его устал,

А зовут его. (журнал).

Он на сборы быстр и скор,

Потому что. (репортер ).

Кто забил седьмую шайбу,

Кто играет не по правилам,

Нам расскажет. ( комментатор ).

Этот ящик всем знаком,

Прописался в каждый дом.

Его любит вся семья,

Все расскажет, объяснит,

Всех вниманьем одарит.

Стал он всем нам очень близок.

Что же это? ( Телевизор .)

Все на камеру снимает,

Ничего не пропускает.

Говорит всегда: «Стоп - кадр» -

Воспитатель: - Спасибо, ребята! Я думаю, что вы узнали много интересной и полезной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Журналист - профессия творческая

Цель: активизация знаний детей о творческой профессии журналиста.


«Профессия – журналист»

Технологическая карта к сюжетно-ролевой игре Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Задача педагога - умело организовать игровую деятельность, обеспечить всем необходимым дл.


Составление описательного рассказа по картине «Профессия журналист»
НОД "Профессия - журналист"

Конспект НОД предполагает знакомство детей старшего дошкольного возраста с новой профессией, в то же время познавательная деятельность находится в тесной интеграци с речевым развитием. НОД плавн.


Лэпбук "Профессия журналист"

Дидактическое пособие - лэпбук "Профессия журналист" является средством развивающего обучения и предназначено для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией работников СМИ.


Конспект ООД «Знакомство с профессией журналист» Подготовительная к школе группа

Конспект ООД "Знакомство с профессией журналист". Подготовительная к школе группа.


Конспект занятия в кружке «Юный корреспондент. Детская телестудия» в подготовительной группе на тему «Знакомство с профессией журналист»

Цель: познакомить с профессией – журналист, особенностями данной профессии.

О светлом будущем заботятся политики,

о светлом прошлом – историки,

о светлом настоящем – журналисты.

Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но тем не менее она существует. Стоит нам включить радио, или телевизор, взять в руки журнал или газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты нужно пройти долгий путь по дорогам страны.

Радиовещание, телевидение и газеты, Интернет – всё вместе составляют средства массовой информации, или сокращённо СМИ.

Функции СМИ: развлекают, информируют, учат и распространяют информацию.

Сегодняшние репортеры предпочитают, чтобы их называли корреспондентами или журналистами. Все чаще вместо ручек и блокнотов они используют диктофоны и ноутбуки. Но помимо этого им по-прежнему приходится много говорить по телефону, следовать за машинами «скорой помощи» и пожарными машинами, лихорадочно писать репортажи.

Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию.

Журналист-профессионал тревожится из-за различных неприятных происшествий, его волнуют все события, происходящие в нашем мире, даже не хорошие, он беспокоится за судьбы людей, его волнуют политические события. По долгу своей профессии ему приходится встречаться с трагедиями в жизни людей, с катастрофами, авариями и так далее. Конечно, сложно все это пропускать через себя, но ведь журналистика - это сложная профессия. Только пропустив информацию через себя, подойдя к ней творчески, действительно заинтересовавшись ею, можно создать интересный, волнующий многих людей материал.

В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни. Часто стрингер-корреспондент работает в паре со стрингером-оператором.

Обязанности журналиста.

  1. Поиск информации.

Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три способа ее получения:

  • Наблюдение.

Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.

  • Интервью. Интервью – это беседа, проводимая по заранее намеченному плану, имеющая общественный интерес.
  • Документ.

В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.

  1. Обработка информации. Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на «доработку» журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в свет.
  2. Обратная связь.

Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.

Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье.

Журналисты работают на телевидении, радио, газетах, журналах.

У журналистов есть свой кодекс чести.

1.Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен.

2. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания.

3. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и может не разглашать источник информации.

4.Нельзя получать информацию обманным путем.

Профессия журналиста может быть очень опасной, когда он работает в «горячих точках», там, где гремят взрывы, где идут военные действия.

Многие журналисты погибли, исполняя свои обязанности. По данным пресс-службы Союза журналистов, за минувшее десятилетие в военных конфликтах, от рук наемных убийц, в катастрофах и терактах профессиональное сообщество потеряло 230 журналистов. В скорбном списке Влад Листьев, Дмитрий Холодов, Лариса Юдина, Анатолий Ягудин, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Елена Шестакова, Ильяс Шурпаев, Магомед Евлоев, Тельман Алишаев и многие другие.

Рефлексия. Что вы узнали о профессии журналиста? Какими качествами должен обладать журналист? Легкая ли эта профессия? Кто из вас мечтает стать журналистом? Что для этого вы должны делать? Кого из современных журналистов, корреспондентов вы знаете?

Читайте также: