Как развить интерес к профессии

Опубликовано: 17.05.2024

Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности связаны с соответствием личностных особенностей трудовой деятельности.

Профессиональная направленность личности

Исходя из этого профессиональная направленность личности может пониматься как устремленность к определенным идеалам и достижениям в рамках определенной профессии.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы "человек-профессия", внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Исследования профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития, не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по ряду причин:

  • Не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью.
  • В случае, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса.

Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым, на примере студентов вузов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы. В данной модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента [1].

На профессиональную направленность личности влияют семья и школа. В дальнейшем, уже в высшем образовательном учреждении влияние оказывают вузовские преподаватели, формируя картину будущей профессии с точки зрения теоретической и практической базы.

Отдельного внимания заслуживает профессиональный интерес. Именно он влияет на качество квалификации будущего представителя той или иной профессии. В психологической и педагогической литературе профессиональный интерес понимается как комплекс психических свойств и состояний, включающий избирательную познавательную, эмоциональную и волевую активность, направленную на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность.

Этапы развития профессионального интереса и направленности

Профессиональный интерес связан с профессиональной направленностью и развивается поэтапно. Этапы развития профессионального интереса изображены на рисунке.

Этапы развития профессионального интереса

Этапы развития профессионального интереса

Что касается этапов становления профессиональной направленности, то их выделяют три:

  • довузовский
  • вузовский
  • послевузовский.

Довузовский этап характеризуется развитием трудовых навыков. Школьники приобщаются к труду и учатся понимать его ценность. Именно результаты трудового становления учащихся школ влияет на выбор будущей профессии.

Вузовский этап характеризуется явной профессиональной направленностью. В этот период формируются ключевые профессиональные качества. Именно итоги данного этапа влияют на то, каким будет специалист в будущем.

Формирование профессиональной направленности завершается на послевузовском этапе. На специалиста оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы представленные на рисунке ниже.

Условия формирования профессиональной направленности

Условия формирования профессиональной направленности

В настоящее время доказано, что профессиональная направленность включает в себя систему важных компонентов, которые взаимосвязаны. К числу компонентов профессиональной направленности относят: мотивационный, целевой, эмоциональный, когнитивный, контрольно-оценочный и ролевой. Все компоненты объединены таким образом, что очевидны три блока, а именно:

  • мотивационно-целевой
  • эмоционально-когнитивный
  • регулятивный.

Профессиональная направленность связана с профессиональной намеренностью личности. Профессиональные намерения во многом определяют уровень компетентности будущего специалиста.

В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

К 14-16 годам у многих учащихся еще не складывается ориентация на сферу будущей деятельности. В связи с этим существенно возросла значимость разработки теории, методологии и технологии системы формирования профессиональных интересов средствами конкретных учебных дисциплин: географии, математики, биологии, химии и других.

Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема развития интересов учащихся к профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета и преемственной связи между общим и профессиональным образованием.

География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Ее важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах.

Содержание курса географии предполагает преемственную связь между школьным и профессиональным образованием с целью приобретения суммы знаний, умений и навыков, которые необходимы в различных профессиях, где приходится учитывать географическую сторону дела. У учащихся складывается целостное представление о природе, человеке, обществе и мире профессий в современных условиях.

Географию надо рассматривать в качестве носителя информации о видах труда и профессиях.

География не может претендовать на профильное обучение в таком объеме как некоторые другие предметы, но предпрофильное обучение – это прерогатива географии.

Отсюда вытекает и главная цель обучения географии: сформировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края, своей страны и всего мира и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной профессиональной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

В связи с этим мне видятся следующие задачи географического образования:

– рассмотрение географии как методологической основы развития интереса учащихся к профессии в учебном процессе школы; раскрытие своеобразия отражения законов природы; приближение содержания географии к особенностям различных профессий; развитие умения облекать географию в жизненные формы; сближение географических методов с методами, применяемыми на практике; реализация связи географии с другими науками, смежными предметами; ознакомление учащихся с профессиональной деятельностью человека через содержание предмета, практические работы, упражнения; привлечение примеров из области точных наук, профессиональной практики человека.

Актуальность данной проблемыпредставляется, прежде всего, задачами, поставленными государством по переходу на старшей ступени общего образования к профильному обучению и введению предпрофильного обучения;

– появлением в последнее время новых способов накопления и переработки информации;

– появлением большого числа новых профессий и специальностей;

– стремлением к интеграции экономических систем различных стран.

Мы предлагаем технологию развития профессиональных интересов учащихся в процессе преподавания географии.

Прежде всего, технология состоит из педагогическая модель развития и формирования профессиональных интересов учащихся (рис.1) и рассматривается как совокупность приемов, форм и методов, направленных на достижение поставленной цели.

Основной целью технологии является создание условий развития интереса к профессии для проявления, развития, стабилизации и адаптации профессиональных интересов учащихся и формирование географического мышления учащихся в процессе преподавания географии. Технология включает - раннее выявление способностей учащихся; использование метода контекстного обучения, в ходе которого осуществляется ознакомление с основными направлениями деятельности человека; создание оптимальных педагогических условий развития интереса к будущей профессии в процессе преподавания общеобразовательного предмета; использованием современных информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения.

Данная модель имеет инвариантную основу, поэтому она может найти применение в процессе преподавания различных дисциплин.

По структуре педагогическая модель подразделяется на 4 БЛОКА и включает IV УРОВНЯ (рис.1). Каждый уровень включает как принципиальные положения, так и примерную программу деятельности, реализуемую в учебном процессе и во внеурочной деятельности по географии. Каждый блок имеет четкое направление деятельности и свою специфику.

БЛОК - 1 – это весь учебный процесс преподавания естественнонаучных дисциплин.

В БЛОКЕ - 2 мы развиваем профессиональное географическое мышление. Вершина этого блока сужается к III уровню (т.к. в некоторых колледжах, профессиональных училищах географические дисциплины не преподаются), и заканчивается на уровне – IV ВУЗ (по той же причине).

БЛОК - 3 - здесь мы развиваем и формируем интерес к профессии (треугольник, вершина которого начинается на I ом уровне, т. к. географию начинают изучать в 6 классе), а основание лежит у III его уровня (т. к. учащийся к этому уровню имеет широкое представление о мире профессий, и должен определить для себя профильный класс или другое учебное заведение).

Педагогическая модель развития и формирования

профессиональных интересов учащихся

(на материале преподавания географии)

БЛОК - 4 - профессиональная ориентация. Этот БЛОК пересекается с БЛОКОМ – 3, т. е. профессиональную ориентацию мы начинаем на III уровне (9 класс) и заканчиваем на IV уровне (11 класс; вершина треугольника). К этому времени ученик должен определить свою будущую профессию.

Каждый уровень имеет свои особенности.

На первом уровне создаются благоприятные условия в 6 - 7 - 8 классах для проявления профориентационных интересов, способностей и дарований, создаются педагогические условия для развития интереса учащихся к профессии.

На втором уровне осуществляется развитие, корректировка, формирование профессиональных интересов, профессиональное ориентирование учащихся 9 классов. Здесь повышается познавательная активность, формируются профессиональные намерения, способности, высоконравственное мировоззрение личности как субъекта.

На третьем уровне осуществляется профессиональная ориентация и продолжается формирование профессиональных интересов и развитие географического мышления учащихся 10 - 11 классов, колледжей, училищ.

На четвертом уровне осуществляется стабилизация профессиональных интересов, становление и адаптация профессиональных намерений, профессионализация учащейся молодежи. Этот период рассчитан на активную самостоятельную познавательную деятельность, приобретение определенных профессиональных знаний, умений и навыков.

Сущность развития и становления профессиональных интересов учащихся в педагогической модели заключается в конструктивном отрицании нерентабельного, сохранении в каждом новом уровне позитивных достижений и их обогащении.

Развитие интереса учащихся к профессии в процессе преподавания географии основывается на следующих положениях:

1) органическое совмещение преподавания географии с профессиональным ориентированием личности;
2) формирование профессиональных интересов на научной основе, что предполагает географическое осмысление основных положений развития современного производства, ведущих отраслей хозяйства; проектирование собственного профессионального интереса;
3) профориентационный материал в географических курсах знакомит учащихся с массовыми профессиями предприятий, организаций, расположенных в непосредственной близости от учебных учреждений с учетом потребности данного региона в кадрах; на основе этого материала учащиеся решают практические задачи;
4) деятельность по развитию профессиональных интересов опирается на информацию о профессиях родителей, родственников, соседей и т.п;
5) активное привлечение родителей для оказания помощи в подготовке и проведении различных форм учебных занятий по географии;
6) развитие профессиональных интересов при изучении естественно-географических дисциплин осуществляется на основе реализации методов: информационно-рецептивном, репродуктивном, проблемного изложения, эвристическом, исследовательском, сравнительном;
7) профессиональные интересы учащихся, развитие которых осуществляется в процессе преподавания географии, в преемственной связи школа - вуз способствует формированию познавательной активности как одного из ведущих качеств личности;
8) развитие профессионального интереса оказывает всестороннее влияние на развитие личностных качеств;
9) формирование педагогической модели развития профессиональных интересов способствует поступательному непрерывному развитию и формированию профессиональных интересов от "низкого типа устойчивости" до "высокого типа устойчивости";
10) развитие профессионального интереса должно осуществляться на основе имеющихся потенциальных способностей человека.

Примеры тем уроков, которые знакомят учащихся с миром профессий:

"План и карта" – в процессе изучения происходит знакомство с профессиями чертежник, художник, фотограф. "Ориентирование" – при изучении данной темы показывается, каким категориям профессий необходимо ориентироваться на местности: шофер, экскурсовод, путешественник. "Масштаб" – изучение данной темы находит применение у таких профессий как строитель, слесарь-инструментальщик, архитектор.

"Определение координат" – пригодится летчику, капитану дальнего плаванья, спасатель. "Построение графиков изменения температур" – учащиеся знакомятся с профессиями инженер, тополог, климатолог, экономист. "Гидросфера" – учащиеся получают знания о профессии рыбака, моряка, подводника, океанолога, бурильщика. Знание темы "Климат" – нужно врачу, комбайнеру, животноводу, агроному, механизатору.

При развитии интереса к профессии выделяются следующие группы уроков:

1. Лекция –"парадокс", защита знаний, защита идей, защита профессий.
2. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок мудрости, урок 11.12.2003

Современному обществу все больше необходимы рабочие кадры. Развитие системы среднего профессионального образования в настоящий момент является важным моментом в технологическом и экономическом вопросе страны. Учреждениям среднего профессионального образования необходимо отказаться от сложившегося правила – студент получает профессию. Сейчас стоит задача не только в обеспечении профессиональной подготовки молодежи, но и в развитии личности по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Чтобы учреждение среднего профессионального образования выпускали таких разносторонне развитых специалистов, необходимо заинтересовать студента в получении будущей профессии уже на этапе поступления. Ведь зачастую школьники поступают в колледж по выбору их родителей, без понимания значимости своей будущей специальности, или чаще всего выбирают колледж для того, чтобы «убежать» от ЕГЭ. Для вчерашних школьников важно показать, что теперь они обучаются не просто по наставлению родителей, а теперь они будущие специалисты.

Для развития интереса у студентов к выбранной профессии большая ответственность ложится на весь коллектив . Преподаватели должны уметь заинтересовать студентов на своих занятиях, сформировать положительное эмоциональное отношение к обучению. Важно с первого курса, когда студенты только получают знания по общеобразовательным дисциплинам, показывать взаимосвязь этих дисциплин с будущей профессией. Необходимо объяснять студентам о важности развития в себе разносторонней личности.

При изучении профессиональных дисциплин важно личностно-ориентированное обучение, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Преподавание материалов должно быть не скучной лекцией, а построено на проблемном обучении, когда студенты решают поставленные перед ними задачи, связанные с их будущей профессией. Необходимо на занятиях организовывать работу в коллективе, делить учащихся на подгруппы, организовывать уроки в виде мозговых штурмов. Таким образом, студенты будут неотрывно включены в обучение, на уроках они будут осваивать азы своей будущей работы.

В развитии интереса у студентов к выбранной профессии решающая роль принадлежит мастеру производственного обучения.

Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на 1 курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной профессии, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы.

Желательно сразу создать психологически положительный настрой на само учебное учреждение, на уважение к мастеру. Это достигается ярким, интересным рассказом об истории колледжа, чье имя присвоено ему, о его традициях, успехах выпускников, о работающих здесь педагогах.

Настроение, с которым мастер рассказывает об учебном заведении, создает положительный настрой на всю будущую деятельность.

Интерес к профессии возрастает, когда мне как мастеру производственного обучения удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, в результате чего обучающийся начинает воспринимать учебу в колледже как шаг на пути к желанной цели. С этой целью я использую определенные формы работы. Это беседы о профессии, встречи с профессионалами, просмотр учебных видеофильмов, с показом выполнения различных работ и т.д.

Вторым этапом в развитии интереса и воспитания любви к профессии, я считаю, правильно организованная экскурсия на предприятие . Перед экскурсией я знакомлю обучающихся с ее планом, целью и деятельностью обучающихся.

Во время экскурсии мы знакомимся с историей предприятия, современным оборудованием, работниками предприятия, технологическим процессом.

Большой эффект имеют беседы с выпускниками колледжа. Прошу их рассказать о социальных преимуществах работы на предприятии, и о том, что не всех берут на работу, а только тех, кто хорошо зарекомендовал себя на производственной практике. Обучающиеся убеждаются еще раз, что необходимы рабочие, обладающие профессиональными и общими компетенциями.

В формировании производственного интереса решающая роль принадлежит производственному обучению. Участие студентов в практической деятельности, в которой сочетаются обучение и производительный труд, способствует возникновению и развитию интереса к профессии. В процессе производственного обучения студенты применяют теоретические знания, что помогает им правильно применять полученный практический опыт, а производственное обучение помогает осмыслить теоретические знания.

На уроках производственного обучения мастер главное внимание должен уделять рациональной организации труда студентов, помогать преодолевать трудности на пути к овладению профессией, создать условия для того, чтобы студенты могли ощущать радость от успеха, от качественно выполненной работы.

Чем больших успехов достигает обучающийся в труде, тем чаще воспитывается чувство радости от успешно выполненной работы, тем сильнее вера в собственные силы и желание овладеть профессией.

Во время производственной практики необходимо уделять особое внимание каждому студенту

Присматриваюсь к его сноровке, деловым качествам, а затем определяю дальнейший план работы с каждым студентом.

Для более разностороннего развития студента и заинтересованности в будущей профессии в колледже необходима работа профессиональных кружков, где студенты могут выбрать себе занятия по интересам, связанные с их профессией . Профессиональные кружки развивают творческие способности студентов, способствуют профессиональному росту.

Интерес и любовь к профессии также развивается за счет привлечения ребят к творческим работам - участие в техническом творчестве, конкурсах “ Лучший по профессии”,к выпуску профессиональных газет, ведь ребятам придется полистать техническую литературу, пораскинуть мозгами, самим творить. Студенты принимают участие в декадах по профессии. Все это открывает дополнительные возможности в изучении профессии.

Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной профессии.

Необходимо, чтобы каждый студент в группе понимал свою значимость в общем коллективе, умел решать поставленные задачи группы, нес ответственность за свои поступки перед коллективом. Мастер п/о должен создать в группе обстановку добрых взаимоотношений, дружный коллектив, в который хочется приходить каждый день и вместе осваивать новые знания

Занимаясь со студентами в ходе практических занятий и во внеурочное время, обращаю внимание на их положительные профессиональные и творческие способности, заинтересованность в получении более глубоких знаний и умений.

Эти ребята становятся основными претендентами для участия в выставках технического творчества, в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Кроме того, важна и работа с родителями студентов . Должно быть сотрудничество между родителями, студентами и мастерами .

Для более разностороннего развития студента и заинтересованности в будущей профессии в колледже необходима работа профессиональных кружков, где студенты могут выбрать себе занятия по интересам, связанные с их профессией. Профессиональные кружки развивают творческие способности студентов, способствуют профессиональному росту.

В условиях быстрого развития высоких технологий, появления различных технологических гаджетов, одним из важных аспектов в развитии интереса профессии является современное учебное и производственное оборудование колледжа.

Важна очень тесная взаимосвязь колледжа и предприятий , важна система наставничества. На предприятиях студенты понимают значимость полученных теоретических знаний в колледже, имеют возможность применить полученные знания на практике.

Студенты осваивают выбранную профессию в условиях трудового коллектива, где становятся взрослее, ответственнее, понимают пользу своего трудового участия, испытывают гордость за выполненную работу, когда видят результаты своего труда и с каким качеством выполнено то или иное задание .

Но самое главное, на мой взгляд, они чувствуют свою нужность в выбранной профессии, внимание и заботу трудового коллектива.

По окончании колледжа выпускники - молодые рабочие распределяются на те же предприятия, где проходили практику. Или же приходят в этот коллектив после службы в армии. Им легко вливаться в такой коллектив, не ощущая особого перехода к самостоятельной трудовой деятельности

Развитие интересов к будущей рабочей профессии является сейчас актуальной в масштабах страны. Появилось движение «Молодые профессионалы», которое повысило интерес молодёжи к рабочим профессиям. Студенты стали осознавать важность перспективы для их профессионального роста. Активно в колледжах внедряются демонстрационные экзамены по стандартам WorkdSkills. Выпускники колледжей показывают свои навыки и умения на практике.

Если профессиональный интерес поддерживать на протяжении всего курса обучения, воспитывать любовь к профессии не только на уроках производственного обучения, то результат будет только положительный.

В статье рассмотрено формирование профессионального интереса у студентов колледжа, приводится характеристика понятия «интерес» в справочной литературе, раскрываются компоненты, направляющие студентов к профессиональной деятельности. Описывается формирование ценностных ориентаций студентов, рассмотрена проблема слабого мотивирования студентов на овладение будущей профессией и показаны пути ее решения.

ABSTRACT

The article considers the formation of professional interest among College students, provides a description of the concepts of «interest» in reference literature, reveals the components that guide students to professional activity. Formation of value orientations of students is described, the problem of weak motivation of students on mastering of future profession is considered and ways of its decision are shown.

Ключевые слова: интерес к профессии, профессиональная деятельность, развитие интереса к профессии, профессиональное самоопределение, самообучение, психолого-педагогическая проблема, опыт сотрудничества между педагогами и студентами, профессиональное сообщество.

Keywords: interest in the profession, professional activity, developing interest in the profession, professional self-determination, self-learning, psychological and pedagogical problem, experience of cooperation between teachers and students, professional community.

Проблема интереса к профессии содержит в себе множество аспектов, привлекающих внимание отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно» [3, с. 815]. Если говорить о содержании понятий «интерес к профессии», «развитие интереса к профессии», то следует прежде всего понимать устойчивую социально-психологическую ориентацию личности на определенный вид трудовой деятельности. Отношение студента к профессии при этом проявляется в осознанном эмоционально-волевом акте. Формирование осознанного профессионального интереса служит гарантией добросовестного труда, в котором четко прослеживаются основные мотивы и цели трудовой деятельности студента. Главной задачей педагогического процесса при этом является формирование, развитие и закрепление профессионального интереса у студентов, создание предпосылок для активизации внутренних мотивов трудовой деятельности личности.

Существует достаточно много понятий интереса в справочной литературе. Во-первых, интерес рассматривается как «внимание, возбуждаемое по отношению к кому-либо или чему-либо важному, полезному или кажущемуся таковым [7, с. 636]. Во-вторых, интерес характеризуется как «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять что-либо (С.И. Ожегов [12, с. 944]). В-третьих, интерес представлен как внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо или чему-либо [11, с. 868].

Таким образом, в толковых словарях русского языка интерес понимается как акцентирование внимания на определенном важном объекте.

В педагогике существуют разные подходы к понятию интереса:

  • одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете [14];
  • форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [13];
  • активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным, эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью [8].

Таким образом, понятие «интерес» в педагогике рассматривается прежде всего как познавательная направленность личности на осознание целей деятельности.

Интерес к профессии должен содержать компоненты, направляющие студента к трудовой деятельности, ее коррекции, приданию определенного вектора направленности. Личные качества обучающегося при этом также претерпевают изменения, что свидетельствует о процессе реализации трудовой активности.

Развитие интереса к профессии у студентов колледжа, по нашему мнению, существенным образом зависит и от продолжительности производственного обучения на предприятии. Как отмечает О.И. Дубровина, «Изучение деятельности человека в условиях производства позволяет не только обогащать теоретическую базу психологии труда, но и вникать в практическую деятельность предприятия и вносить коррективы в непосредственную трудовую деятельность сотрудников» [4, с. 13].

Профессиональная деятельность является значимой частью каждого человека в соответствии с его предпочтениями и убеждениями. Проблема профессионального самоопределения, на наш взгляд, заключается в том, что студенты зачастую не осознают ценность и значимость своей профессии. Это связано с пропагандой современного образа жизни, высокими идеалами, стремлением к материальному совершенству, получению максимального количества материальных благ. Интерес же к профессии требует упорного каждодневного труда, работы над своими ошибками, мотивирует обучающегося ставить перед собою новые задачи и выполнять их.

В литературе по педагогике и психологии проблема интереса исследовалась многими учеными, такими как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Ю.К. Бабанский, В.Б. Бондаревский, В.А. Крутецкий, Н.Г. Морозова, Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, С.Е. Матушкин и другие.

Л.С. Выготский утверждал, что ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. По мнению автора, психологические функции человека на различных этапах его развития действуют не бессистемно и не случайно, зачастую это происходит благодаря стремлениям, влечениям и интересам, которыми руководствуется личность. Как отмечал Л.С. Выготский, «было бы неправильно, как это часто делалось, рассматривать развитие отдельных психологических функций и процессов только с формальной стороны в изолированном виде, безотносительно к их направленности, независимо от тех движущихся сил, которыми эти психофизиологические механизмы приводятся в действие. Чисто формальное рассмотрение психологического развития по существу антигенетическое, так как оно игнорирует тот факт, что с поднятием на новую возрастную ступень изменяются и развиваются не только механизмы поведения, но и его движущие силы» [2, с. 6-37].

Интерес к профессии у студентов подразумевает формирование ценностных ориентаций обучающегося, которые пересекаются с ценностями и нормами социального окружения, позволяя человеку акцентировать свое внимание на результатах своего труда. Таким образом, Л.С. Выготский большой упор делает прежде всего на психологические функции подростка, что, по нашему мнению, весьма актуально. Следует лишь добавить, что отношение общества к той или иной профессии сегодня определяют нормы социального окружения, задавая вектор направленности интереса к профессии.

Б.Г. Ананьев считал, что индивидуальное развитие человека и его способностей выступает как социально обусловленный жизненный путь, включающий в себя историю становления личности в конкретном обществе. Развитию профессиональной деятельности автор уделяет значительное внимание. По его мнению, жизненный путь человека начинается с процесса формирования личности в семье, что впоследствии отражается на его поведении в общественной среде. Мы согласны с автором, что процесс формирования личности в семье является ключевым при формировании интереса к будущей профессиональной деятельности человека. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «начало деятельности (старт), ее развитие по мере накопления жизненного и трудового опыта и достижение наибольшей продуктивности в производстве материальных и духовных ценностей (пик, или оптимум деятельности), наконец, прекращение деятельности (финиш) – все это основные моменты развития человека как личности и субъекта деятельности» [1, с. 44-45].

Для Б.И. Додонова и А.Г. Ковалева интерес прежде всего проявляется в «нацеленности» психических процессов, в свойствах самой личности человека. Интерес, с их точки зрения, может представлять собою побуждаемый механизм, закрепляющийся в личности и регулирующий ее поведение. Б.И. Додонов отмечает: «Живой, изменчивый интерес предстает перед нами то в виде мимолетного состояния, то в виде свойства личности, то, наконец, в виде проявления этого свойства в систематически повторяющихся переживаниях и деятельностях» [3, с. 42-43]. В свою очередь А.Г. Ковалев, описывая понятия интереса и выражая свое несогласие с концепцией психологов по сведению интереса только к познавательному устремлению субъекта, уточняет: «Психологи, разделяющие эту концепцию, по существу, суживают понятие «интерес» … Очевидно, что каждый интерес включает в какой-то мере познавательное отношение личности к объекту, но не может быть сведен к нему» [8, с. 140-141].

Проблема развития у студентов интереса к будущей профессии остается на сегодняшний день весьма актуальной для производственного обучения. Большинство абитуриентов, поступающих на рабочие специальности в учреждения среднего профессионального образования, достаточно слабо мотивированы на овладение будущей профессией. Зачастую выбор абитуриентами своей профессии носит случайный характер, с чем связано падение интереса к рабочим специальностям. Важно при этом учитывать и те обстоятельства, в которых студент не может проявлять должного интереса к профессии, что нередко вызвано его неспособностью к овладению определенными профессиональными умениями и навыками. Как правило, в подобных случаях студента переводят на другую специальность, что способствует успешной реализации полученных знаний в будущем.

Е.П. Ильин полагает, что интересы могут вообще не иметь связи с познавательными потребностями и познавательной активностью человека, объясняя это тем, что интересы могут возникать на основе любой потребности. Как отмечает Е.П. Ильин, «В таком понимании отчетливо проступает заинтересованность человека не только в получении удовольствия от процесса деятельности, но и стремление получить полезный результат, связанный с достижением цели. Не случайно поэтому выделение Б.И. Додоновым двух видов интересов: процессуальных, при которых целью является наслаждение переживаниями от определенной деятельности, и процессуально-целевых, при которых человек стремится соединить приятное с полезным» [6, с. 167-168].

Исследование развития интереса к профессии у студентов колледжа в нашем исследовании должно подразумевать постановку нескольких задач. В первую очередь это задачи, связанные с психологическими особенностями человека. Сюда можно отнести особенности психических процессов личности, оптимизацию психологического климата в образовательной среде, особенности межличностного взаимодействия (например, семейные проблемы обучающихся). Во-вторых, это задачи, связанные с теоретическим познанием учебно-производственного процесса, специфики профессиональной деятельности. В-третьих, это задачи по разработке и применению положительного опыта сотрудничества между педагогами и студентами, внедрение оптимизационных приемов обучения.

Таким образом, психолого-педагогическая проблема развития интереса к профессии у студентов колледжа, по нашему мнению, содержит два основных аспекта. Первый заключается в сложности усвоения методов профессионального самоопределения, недостаточности применяемости самообучения, слабом желании поиска индивидуального способа мышления, смутном ассоциировании студента с профессиональным сообществом в целом. Второй аспект заключается в том, что профессиональная консультация педагогов при профессиональном обучении не может нести полноценной значимости в целях обеспечения саморегуляции субъекта воздействия, что зачастую приводит к неэффективному профессиональному обучению.

Необходимо отметить, что психологическому сопровождению студентов при обучении основам профессиональной деятельности уделяется незначительная часть времени и ресурсов педагогического персонала колледжа. Профессиональное воспитание, отбор и основы психологического тренинга должны быть основами психолого-педагогического сопровождения при решении проблем формирования интереса к профессии. Однако зачастую преподаватели специальных дисциплин обладают уже устаревшими знаниями, характеризующимися прежде всего теоретической составляющей учебного процесса. Это связано главным образом с особенностями учебно-педагогического процесса, формальным прохождением курсов повышения квалификации на производстве. Вместе с тем обеспечение психологической поддержки студентов, рекомендации по оптимизации профессиональных и личностных отношений между различными представителями профессии не приводит к ощутимым результатам.

При анализе содержания понятия «развитие интереса к профессии» в контексте профессионального обучения студентов колледжа необходимо учитывать происходящие в настоящее время важные перемены в среднем специальном профессиональном образовании. Все большее значение приобретают особенности, являющиеся следствием воздействия различных факторов, прежде всего социальных и культурных.

Таким образом, развитие интереса к профессии у студентов колледжа заключается в особенностях их поведения и отношении к выбираемой профессии, проявлении и развитии психических процессов, что в конечном итоге влияет на качество образования личности.

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1968. – 336 с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 262 с.
4. Дубровина О.И. Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. Электронное издание. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2015. – 224 с.
5. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2000. – 636 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
7. Каиров И.А., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М.: Советская энциклопедия, 1965. – Т. 2. – 912 с.
8. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.– М.: Академия, 2000. – 176 с.
10. Кондаков И.М. Психологический словарь. – М.: Прайм – Еврознак, 2007. – 783 с.
11. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 1998. – 868 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: ИТИ Технологии, 2012. – 944 с.
13. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. –720 с.

Выбор профессии, как правило, непростая, а иногда и мучительная задача. Профориентация зачастую превращается в долгие размышления, анализ и сопоставление. Это скучно и часто приводит к «логическим» выводам, которые на самом деле далеки и от реальности, и от интересов подростка. «Мел» совместно со Smart Course рассказывает, как можно проводить профориентацию школьников в увлекательной игровой форме, решая задачу осознанного выбора.

Выбор профессии: самоопределение


Существует ряд психологических игр, которые наглядно демонстрируют ребенку, как выбрать профессию и чем при этом руководствоваться.

1. Что может «позвать» человека

К примеру, визуализация «Призвание» ненавязчиво помогает прислушаться к себе, понять, какая цель манит и зовет. Игра показывает, насколько важны человеку профессиональные достижения и успехи.

Правила предельно просты:

  • необходимо вдуматься в слово «призвание»;
  • представить, что или кто может «звать» человека;
  • как этот зов может проявляться;
  • как выглядит объект призвания?

Обсуждать результаты такого ассоциативного ряда детям очень нравится. Они детально описывают свои эмоции, ощущения, даже запахи. Но важнее всего — радостный трепет от встречи с «делом всей жизни», которое влечет и обещает массу интересного.

2. В чем радость профессии

Упражнение «Звездный час» знакомит с различными профессиями, обращая внимание на удовлетворение и даже счастье, которое приносит та или иная специальность своему обладателю.

Коллектив делится на микрогруппы, каждая группа выбирает себе профессию. После этого один человек от группы, перевоплощаясь в человека выбранной профессии, рассказывает всем о смысле своей жизни, своих радостях и свершениях. Необходимо указать минимум пять радостей, характерных для этой специальности.

Тактически выигрывает команда, наиболее полно, правдиво и убедительно рассказавшая о профессии. А стратегически выигрывают все школьники, получая мощную положительную мотивацию искать себя в любимом деле.

Намечаем цели и учитываем ценности


«Познай себя — и ты познаешь мир». Подростку стоит объяснить, насколько важно осознавать, что именно тебе дорого в этом мире. Важно понимать, ради чего ты готов трудиться, что будешь утверждать своими делами, чего добиваться.

1. Сколько стоят ценности

Игра «Аукцион ценностей» позволяет на опыте убедиться, что существуют вечные, непреходящие ценности. А есть и такие, значимость которых может снижаться в зависимости от обстоятельств.

Игрокам предлагают приобрести различные жизненные ценности по установленной стоимости в ходе аукциона. Валюта — очки, заработанные выполнением тех или иных заданий (метание дротиков, решение задачек и другие)

Выигрывает тот, кто приобретет больше настоящих ценностей, а значит — тот, кто упорнее всех трудился, разработал план получения самой важной ценности. Во время обсуждения каждый ребенок может рассказать о том, что для него главное в жизни.

2. Как безделье влияет на жизнь

Интересное упражнение — «Ветеран-бездельник». Оно повышает престиж труда как такового в глазах школьников, демонстрирует им, как целеустремленность, активность и терпение помогают исполнить любые желания человека.

Условия развивающей игры: в гости к классу приходят два пожилых человека (их то же играют ученики). Одни из них — Ветеран труда, добившийся счастья, признания и успеха. Второй — Бездельник, чья жизнь была праздной и бессмысленной. Ветеран и Бездельник выступят перед аудиторией с рассказом о своей жизни. На рассказ дается 3-4 минуты. За это время каждый опишет главные вехи своей жизни: начало самостоятельной жизни, трудности и как с ними приходилось справляться, достижения и провалы, реакция на них, итоги жизни.

Рассказы должны быть правдоподобными, игроки должны уметь ответить на вопросы аудитории, дать совет детям. Ребята должны увидеть, в чем системная ошибка Бездельника, и как следование своей цели преобразило жизнь Ветерана. Важно подчеркнуть, что экономия своих сил, выбор более легкого пути — это всегда «безделье», снижающее качество жизни.

Развиваем навыки самопрезентации


В развивающей игре кроме азарта и удовольствия можно получить важнейшие для трудоустройства навыки, в частности — умение подать себя.

1. Как презентовать себя

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» научит азам составления резюме, обратит внимание на представительность внешнего вида. Ребята делятся на работодателей и кандидатов. Специальности могут выбираться любые: по легенде компания, набирающая работников, обладает вакансиями самых разных направлений, но число мест — ограничено.

Сначала собеседование проходит в малых группах, затем победители продолжают конкурс между собой. В ходе собеседования «совет директоров» может задавать любые вопросы испытуемому, оценивая его убедительность, вежливость, стрессоустойчивость и другие профессионально важные качества.В конце игры стоит обсудить, кто выглядел наиболее убедительно и почему, отметить типичные ошибки и указать варианты их исправления.

2. Как раскрыть в себе уникальное

Развивающая игра «Объявление» преследует ту же цель. Подросткам нужно написать рекламное объявление о своих услугах. Очень важно, чтобы оно полностью раскрыло высокий профессионализм кандидата, не отпугнуло хвастовством и предложило что-то особенное, уникальное, чего нет больше ни у кого.

Объявления зачитываются, группа выбирает самого интересного кандидата и задает ему вопросы, чтобы удостовериться в его убедительности и компетентности.

На всех этапах трудовой деятельности — будь то учеба, выбор профессии или непосредственно работа — человек обязан уметь:

правильно относиться к событиям и людям;

оценивать возможные риски;

видеть пути выхода из сложных ситуаций.

Актуальные игры, а также специализированная программа «Система Выбор» помогут вашему ребенку в обретении этих качеств.

Читайте также: