Как самообразование может помочь в овладении будущей профессии

Опубликовано: 15.05.2024

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого воспитателя должно стать его потребностью. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

В процессе самообразованиявоспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом. Интенсивное развитие информационных технологий меняет условия самообразования. Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.

Самообразование педагога будет эффективным,когда: реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В самообразовании педагогадолжны быть следующие результаты: повышение качества преподавания, педагогического взаимодействия с обучающимися, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приемов обучения, подготовка докладов, выступлений, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестко регламентирован и который требует содействия.

В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения.

Каждый воспитатель имеет методическую копилку, где собраны доклады и выступления по своей проблеме, разработки занятий и мероприятий.

Сегодня существуют множество форм и способов, как воспитателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий.

Технология организации самообразования педагоговможет быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный

2 этап – обучающий

3 этап – практический

4 этап – теоретический

5 этап – итогово-контрольный

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательнойдеятельности должен формироваться банк материалов:

• списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта

• разные варианты планов работы по самообразованию

• образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности

• образцы конспектов литературных источников

• новинки психолого-педагогической литературы.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

• Ежедневная работа с информацией.

• Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в детский сад, просят определить его в группу к «лучшему» воспитателю. Никто не хочет быть плохим воспитателем!

• Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы, направления и источники самообразования

• единство общей и профессиональной культуры

• взаимосвязь и преемственность

• перманентность перехода от низкой ступени к

• вариативность и др.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

• профессиональное

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)

• эстетическое (гуманитарное)

• интересы и хобби.

В личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

• результаты самообразования учителя на определённых этапах

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приёмов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• педагогических разработок

• обобщение опыта по исследуемой проблеме

Самообразование педагога будет продуктивным,если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности

• педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

• программа профессионального развития воспитателя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности

• педагог обладает готовностью к педагогическому

• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования, алгоритм его составления и примерные темы для самообразования

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.При оформлении работы указываются:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

Ф. И. О. педагога

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.

Примерные темы самообразования воспитателей

Экологическое воспитание в семье

Интеллектуальное развитие дошкольника

Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей

Формирование творческой личности

Воспитание культуры межнационального общения

Научно-методические подходы к организации полового воспитания

Организация работы с одаренными детьми

Активные формы работы с воспитанниками

Воспитание дошкольников на основе традиций

Патриотическое воспитание дошкольников

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и семьи

Игра как важное средство воспитания дошкольника

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные

Прикреплённые файлы:

Портфолио музыкального руководителя Портфолио музыкального руководителя Фоминой Ирины Михайловны Портфолио - это результат педагогической работы, который позволяет не только.

Электронное портфолио педагога-психолога ДОУ Психолог - это человек, получивший профессиональное образование, подтвержденное дипломом. Наличие «корочки» дает право заниматься профессиональной.


Брязгунова, Е. Н. Самообразование как основа успешности человека / Е. Н. Брязгунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/ (дата обращения: 26.05.2021).

Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.

Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

Именно современному человеку должен быть близок громко звучащий сегодня девиз «Образование для жизни. Образование через всю жизнь!», который трактуется как активный процесс овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.

учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

На основании этого существует 4 вида самообразования:

Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).

Познавательное – познание окружающего мира.

Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).

Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.

Мотив ----потребность---самообразование---

бытовое

познавательное

самореализации

профессиональное

Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.

Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

мотивы преодоления профессиональных затруднений;

мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;

мотивы профессионального признания;

Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;

обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;

умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [3].

К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [4].

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий.

Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.

Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003

Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1

Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985

Похожие статьи

Самообразование как основа развития успешной.

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Самообразование как источник индивидуального роста.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное.

самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, ученик, познавательная активность, знание

Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность современного учителя

Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н

Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис.

Самообразование – необходимость современного общества

непрерывное образование, информационное общество, знание, самообразование, процесс, образование, рынок труда, навык, современное общество, умение.

Самообразование — это важнейший признак качества.

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно.

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе.

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

3.) Развитие навыка самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования.

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

В современном обществе происходят изменения на экономическом, социальном, культурном уровнях.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Самообразование – это осознанная целенаправленная образовательная работа индивида, ориентированная на получение новых знаний и навыков в конкретном направлении деятельности, обусловленная стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию.

Самообразование основывается на сочетании интереса индивида к познанию и самостоятельном исследовании, изучении какого-то вопросы, проблемы, направления деятельности.

Самообразование рассматривается, с одной стороны, как процесс получения самостоятельных знаний т.е. самообучения, основанного на стремлении усвоить опыт поколений, получить новые знания в какой-то области путем применения различных методов и ресурсов, самостоятельной организации своего обучения: его места, времени, способов осуществления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Самообразование как условие профессионального роста 480 руб.
  • Реферат Самообразование как условие профессионального роста 220 руб.
  • Контрольная работа Самообразование как условие профессионального роста 250 руб.

С другой стороны, самообразование, рассматривается, как процесс саморазвития т.е. формирования своих личностных качеств, осознания себя, как личности, реализация своих стремлений, формирование самоутверждения, самосовершенствование себя и своих личностных свойств и способностей. В этом случае, самообразование выступает механизмом профессионального роста и развития личности.

Если человек получает новые знания, ищет новые способы решения какой-то задачи, то обучение базируется на его собственной потребности. Такое обучение дает более продуктивные результаты. Обучение «по надобности» не может полноценно развить интеллект, раскрыть творческий потенциал личности, поскольку, сама личность не заинтересована в этом. Она просто выполняет то, что ей сказали, что необходимо по каким-то причинам, что реализуется под влиянием внешних факторов.

Самообразование осуществляется каждой личностью по двум направлениям:

  • Самообучение – постепенное приобретение новых знаний и навыков, соответствующее собственным потребностям и стремлениям личности, целям и установкам, а также приобретение профессионального мастерства в каком-то направлении деятельности.
  • Самовоспитание – самостоятельная работа над собой и своими личностными качествами, их изменением и развитием, в связи с конкретными целями, установками, взглядами.

Как правило, процесс самообразования, является четко ориентированными на достижение конкретной цели. Эта цель исходит из потребностей личности в самоутверждении, признании в социуме и профессиональной деятельности.

Самообразование ориентировано на получение личностью какого-то конкретного блага: материального или духовного. Оно необходимо для личностного развития и должно развиваться, как естественная потребность личности, сопровождающая ее на протяжении всей жизнедеятельности.

Компоненты потребности в самообразовании

Самообразование выступает, как потребность, которую личность реализует самостоятельно, исходя из, имеющихся средств и возможностей, способностей и внешних факторов.

Основными компонентами самообразования, как потребности, побуждающей к выполнению самообучения и самовоспитания, играющими роль мотивов деятельности, ориентированной на достижение профессионального роста, выступают следующие:

  1. Ежедневная работа с информацией. Современное общество пропитано разнообразными информационными ресурсами. Без информации уже не мыслима обычная жизнь. Поиск и анализ информации выступает приоритетным компонентом любой профессиональной деятельности. поэтому, требуется обучаться работе с новой информацией, вариантам и формам организации этой работы.
  2. Стремление к творчеству. Творческий потенциал заложен в каждом человеке. Ни один творческий человек не способен работать по шаблону в течение длительного временного периода. У любого профессионала развивается стремление к большему, к тому, чтобы работа была интересной и увлекательной, приносила больший материальный и духовный эффект.
  3. Научно-технический прогресс. Общество развивается и совершенствуется и без собственного развития и совершенствования существование в нем становится затруднительным.
  4. Конкуренция. Любой профессионал желает быть лучшим в своем деле. Однако, он сталкивается с иными профессионалами, которые работают не хуже, а может и лучше него. Ему необходимо саморазвиваться и совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.
  5. Социальные изменения. Знания и навыки должны отвечать текущим потребностям социального развития.
  6. Общественное мнение. Социальное признание, благодарность за работу являются важными компонентами профессиональной деятельности.
  7. Материальные стимулы. Получение новых знаний и навыков, повышение уровня квалификации способствует повышению заработной платы.
  8. Интерес к обучению. Учиться и развиваться не всегда необходимо, иногда, это оказывается просто интересным и увлекательным занятием.

Рисунок 1. Мотивы, побуждающие к самообразованию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формы организации самообразования

Профессиональный рост работников разных отраслей и направлений деятельности имеет множество вариантов осуществления. Наиболее популярными и актуальными из них являются следующие формы самообразования:

Путилова Наталья Михайловна

«Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности».

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

- развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

- одна из годовых задач ДОО;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Goal-Life: Курс карта жизни
Goal-Life.com: Курс карта жизни

самообразование

Какую роль играет самообразование в жизни человека?

Вообще в жизни есть две категории людей. Одним хватает «серой» жизни, малого дохода, невысокого уровня здоровья, среднестатистической должности. Они довольствуются стандартной рабочей неделей, соцпакетом и кажущейся стабильностью. Другая категория людей – это люди, которые постоянно стремятся к личностному росту, самосовершенствованию своей жизни и достижению амбициозных целей. Каждый день они «прокачивают» себя новыми знаниями и новыми навыками. Для них самообразование и саморазвитие является их стилем жизни. Я даже не буду задавать вопрос, в какой категории находишься ты. Думаю, что если ты уже читаешь эти строки на моем блоге, то явно во второй.

Во взрослой жизни нет никаких дипломов, преподавателей и планов обучения. Ты один и только тебе решать как будет проходить твое дальнейшее развитие, как личности. Понимаешь, ты и только ты теперь ответственен за все, что происходит в твоей жизни. Если раньше все можно было «спихнуть» на учителей и родителей, то теперь не получится. Ты вырос, ты самостоятелен, ты ответственен. К сожалению, многие этого не понимают и продолжают «крякать» на страну, президента, чиновников и соседа с верхнего этажа. Счастье, успех и богатство искать, достигать и забирать только тебе. И самообразование является прекрасным инструментов в достижении этих состояний.

Только с годами начинаешь понимать необходимость процесса самообразования. К сожалению, нас не учат этому в школе или институте. Тебе дают, ты бери. Поэтому работать над собой со временем становится все сложнее и сложнее. Это всегда требует определенных усилий. Это не легче, чем пойти в спортзал и поднять 100кг от груди лежа. В большинстве случаев жизнь сама заставляет заняться самообразованием. Вначале это может показаться каторгой, а потом начинаешь получать от этого удовольствие. Самообразование может стать отличительной чертой и показателем высоких морально-волевых качеств твоей личности.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

Что такое самообразование?

Самообразование – это самостоятельное приобретение новых знаний, умений и навыков в необходимой для человека сфере жизни. Основной особенностью самообразования является отсутствие учебного заведения и обучающего человека, а также абсолютная свобода действий в выборе источников и методов изучения новых знаний. Очень важно отметить, что мотивацией для самообразования служит не какой-то внешний фактор вроде диплома или сертификата, а внутренняя потребность человека – именно из-за этого самообразование является таким эффективным. С точки зрения психологии, полученные своим трудом знания и навыки, для человека становятся бесценными, чем те, которые получены без каких-либо усилий. По этой же причине знания хочется быстрее реализовать на практике.

Самообразование – это тенденция современности и будущего, которая станет в скором времени частью жизни каждого человека. Человек, стремящийся к самообразованию и саморазвитию на основе познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере, заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, развитие которого подчинено внешним причинам. Результатом самообразования и саморазвития личности является формирование такой жизненной философии, которая позволяет человеку четко осознавать смысл своей жизни, расширять границы личности и удовлетворять свою потребность в самореализации.

Читай также:

3 довода, почему самообразование лучше формального обучения

Процесс самообразования может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению. Осматриваясь назад, я вряд ли бы после школы пошел в техникум и институт. Я даже не могу представить себе чему бы я научился и чего бы достиг, если эти 7 лет «сидения за партой» потратил бы на самообразование и саморазвитие. Можно заметить, что люди, которые раньше вступают во взрослую жизнь, обычно к 30 годам полноценно себя реализуют как личности. А вот и мои главные доводы в пользу самообразования.

Самообразование обеспечивает непрерывность обучения.

После окончания высших заведений мы думаем, что все знаем и многое умеем. А с красным дипломом и вовсе на голове обычно вырастает огромная корона «всезнайки». Во взрослой жизни, к счастью, нет дипломов, всяких там двоечников и отличников. Показатели совсем другие: счастье, успех, богатство. И достигают их только те личности, которые непрерывно продолжают обучаться и заниматься саморазвитием всю свою сознательную жизнь. Чтобы быть в тренде необходимо каждый день узнавать что-то новое.

Самообразование позволяет построить процесс обучения с учетом своих индивидуальных особенностей.

Не нужно забывать, что мы все с вами разные. Мы индивидуальности. И процесс обучения должен быть индивидуальным. И это лучшим образом проявляется в процессе самообразования. Только ты сам можешь понять свой творческий потенциал, который заложен в тебе при рождении. И только тебе решать, как эффективнее будет его реализовывать. Только ты сам можешь определить какая информация и жизненный навык тебе необходимо в данный период твоей жизни. Благодаря самообразованию ты можешь составить свою персональную программу обучения и двигаться в удобном для тебя темпе.

Самообразование является более дешевой и эффективной формой обучения.

Для обучения тебе необходимо вкладывать такой ценный ресурс как время. От этого никуда не деться. Но вот сэкономить денежный ресурс прямо скажем в твоих силах. Благодаря Интернету можно скачать практически любую книгу и посещать самые разнообразные вебинары. За деньги, которые ты отдашь сейчас при формальном обучении можно заставить всю свою квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95 000 евро. На эти деньги можно сделать стопку из 137 000 книг высотой 274 метра – это примерно до половины Останкинсой башни. Да даже выложив 30 000 рублей за месячный тренинг у человека, который стал мастером в своем деле, будет более эффективным инвестициями в себя, чем полугодовое сидение за партой престижного университета.

Читай также:

Процесс самообразования на практике

Если же тебе захотелось начать процесс самообразования, то необходимо знать, как он строится. Есть последовательность действий, которая дает эффективный результат в самостоятельном обучении.

Учебная мотивация – для того, чтобы обучение было эффективным естественно человек должен быть мотиваированным. Для самомотивации необходимо сначала провести анализ своих истинных желаний, стремлений и поступков. И уже на их основе ставить конкретные цели своего самостоятельного обучения.

Построение плана обучения – после того, как поставлены конкретные цели, необходимо составить план обучения. Четкий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по ее достижению, сделав процесс самообразования размеренным, удобным и очень эффективным.

Поиск информации и выбор источников – от того, насколько ты грамотно научишься выбирать достоверные и актуальные знания, зависит качество твоего обучения. Для этого необходимо будет научиться систематизировать и анализировать источники поступающей информации.

Приемы и методы эффективного обучения – необходимо понимать, что следует использовать для применения знаний на практике, чтобы они не остались для тебя всего лишь «багажом». Наиболее часто используют такие методы самообразования, как конспектирование, мнемотехники и майндмеппинг (составление ментальных карт).

Как самообразование может стать твоим козырем по жизни?

Надо сказать, что мы живем с тобой в совершенно удивительное время, когда все мировые знания становятся доступны любому человеку в любом месте в любой момент. Еще ровно 70 лет назад наши бабушки и дедушки ходили в соседние села за несколько километров в знойную зиму, чтобы чему-то научиться. Мы же имеем техническую возможность прерывать процесс образования только на время сна. Но мы почему-то этим не пользуемся, нам лучше сидеть в социальных сетях и лайкать милых котиков пока не надоест.

В скором будущем на смену образовательной системе «сад-школа-институт-работа» придет совершенно новая траектория образования, которая для каждого человека будет непредсказуемой, идти по которой будет намного сложнее, но в тоже время интересней. И быстрее будут развиваться те люди, которые на пути своего развития будут встречать «правильных» менторов. Если же тебе не посчастливилось еще встретить такого человека, то не расстраивайся. 50 книг и 20 онлайн-курсов могут заменить тебе одного ментора. Поэтому обязательно больше читай, учись, смотри, экспериментируй, двигайся.

Читайте также: