Как сделать проект по профессии 9 класс

Опубликовано: 02.07.2024

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

  • что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
  • что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
  • что он может (возможности и способности),
  • что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.

  • формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
  • осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии;
  • знакомство с особенностями современного рынком труда;
  • составление индивидуального образовательного плана или программы
  • саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

  • свободного выражения своего мнения;
  • взаимоуважения;
  • доверительности;
  • обратной связи;
  • безоценочности.

Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , диагностические центры.

Продолжительность проекта : учебный год

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
  • Выездные экскурсии.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

  1. информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
  2. информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

По данным социологов около 60% выпускников школ еще не спланировали свою взрослую жизнь и не определились с выбором будущей специальности. Сегодня выбор сферы профессиональной деятельности — это представления личности о будущем, которые являются и жизненным планом, и индивидуальной программой развития.

Очень часто ошибки при выборе будущей специальности откладывают негативный отпечаток не только на профессиональную деятельность, но и на всю жизнь человека в целом.

«Когда мы проектируем свою жизненную траекторию, мы должны ответить на следующие вопросы: что я хочу и что мне интересно? Какие у меня ценности? Процесс жизненного определения длительный и затрагивает многие аспекты: личностного, профессионального семейного и социального самоопределения»

«ХОЧУ» — это личные цели и ценности, профессиональные интересы и познавательные потребности.
«МОГУ» — познание себя, своих склонностей и способностей, состояния здоровья.
«НАДО» — знание профессиональной сферы и тенденций развития рынка труда, разумная оценка путей и средств достижения цели.


При выборе профессий мы должны определить зоны совпадений между желаниями, возможностями и социальными потребностями. Исходя из полученного результата, планировать вашу профессиональную карьеру с позиции использования проектной деятельности.

Проектирование

Проектная деятельность — это деятельность, направленная на создание чего-то нового. Также это процесс создания какого-либо нового «продукта», имеющего личную или социальную значимость.

Проектная деятельность — это особенная интерактивная технология, которая имеет определенные специфические характеристики.

Проект — этот тот вид деятельности, который многие будут осуществлять первый раз в своей жизни. А поскольку это будет происходить впервые, могут возникать ошибки. Не стоит этого бояться, необходимо проявить максимум внимательности и сосредоточенности и верить в свои силы.

Проектная деятельность строится поэтапно, на каждом из которых есть свои алгоритмы, которых стоит придерживаться. Алгоритмы характерны и для проектирования стратегии профессиональной карьеры:


  1. Поисковый этап. Выявляются имеющиеся проблемы, производится поиск нужной информации. Сбор и систематизация информации о сферах профессиональной деятельности и прогнозах развития рынка труда.
  2. Конструкторский этап — это разработка жизненного плана.
  3. Технологический этап. Проводится индивидуальная психодиагностика, выполнение профессиональных проб, знакомство с учебными заведениями.
  4. Аналитический этап. Здесь мы определяем уровень подготовленности в выбранной профессии. Далее следует подготовка плана реализации проекта, оценка и анализ результатов проектной деятельности.

Начать следует с обдумывания проблемы выбора профессии. Необходимо ответить на вопросы, связанные с вашими жизненными интересами, способностями и талантами, а также прогнозировать потребности рынка труда на ближайшие 5 лет. После обдумывания приступаем к составлению личного плана. Его можно написать в произвольной форме, а можно составить в формате письма своим бывшим одноклассникам через 20 лет после окончания школы:

«Скоро ты закончишь школу и вступишь во взрослую жизнь. Тебе предстоит самостоятельно решать все жизненные проблемы. Сегодня мы предлагаем тебе немного помечтать и пофантазировать. Представь себе, что ты уже взрослый человек, который окончил школу 20 лет назад (т.е. тебе 35-38 лет).

Твои бывшие одноклассники решили организовать вечер встречи выпускников, но по объективным причинам ты не можешь на нем присутствовать. Ты решаешь написать письмо своим одноклассникам, в котором подробно планируешь описать свою жизнь за эти 20 лет.

Будем условно считать, что всем твоим одноклассникам предложено ответить на определенные вопросы в письменной форме, а все письма с ответами будут оформлены в летопись вашего класса. Таким образом, каждый твой одноклассник сможет узнать о твоих жизненных достижениях и планах на будущее. Предлагаем тебе определенный перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Собственно, это и будет твой личный жизненный план».


Разрабатываем индивидуальный проект

Предложенный формат индивидуального проекта — это научно-педагогический формат, который был апробирован на практике. Вы можете взять его полностью или адаптировать под себя.

1 этап — информационная часть

  • Краткая личная характеристика (познавательные интересы и хобби, личные достижения, семейные традиции)
  • Выбор сферы деятельности, привлекающей тебя:
    – виды деятельности (профессиональная деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые);
    – перечень профессий и профессиональные качества личности;
    – аргументы выбора профессии (личностные, финансовые, общественные, семейные).
  • Основное содержание профессии (характеристика профессии; предприятия и организации, имеющие такие профессии, характер труда).
  • Требования к работнику (состояние здоровья, образовательный уровень, трудовые умения, качества личности).
  • Уровень профессионального образования для профессии (уровни образования, какие учебные заведения готовят специалистов по профессии, профессиональная квалификация по окончании образовательного учреждения, сроки обучения, вступительные испытания).

2 этап — аналитическая часть

Определение индивидуального уровня подготовленности к профессии осуществляется по следующим критериям:

  • информационная подготовленность — наличие достаточного объема информации о профессии, знание профессиональных требований;
  • образовательная подготовленность — наличие достаточного уровня предметных знаний, полученных за время обучения в школе (учебные предметы, которые особенно необходимы для профессии и оценки по предметам; перечень учебных предметов, которые являются вступительными испытаниями);
  • физиологическая готовность — состояние функционального здоровья и его соответствие медицинским требованиям к профессии;
  • психологическая готовность — состояние психофизиологических процессов, нервной системы, черты характера (определяется по конкретным показателям, указанным в таблице);
  • практическая готовность — наличие общетрудовых и практических предпрофессиональных умений и навыков; выполнение профессиональных проб (возможно наличие начального профессионального опыта);
  • нравственная готовность — сознательная отношение к профессии, понимание содержания профессиональной деятельности, знание и принятие специфики и трудностей в профессии, понимание значимости профессии и соответствие личным нравственным ценностям.

3 этап — проектная часть

Разработка плана реализации проекта по коррекции профессионально важных качеств и преодолению личного уровня несоответствия профессиональной подготовленности за время обучения в старшей школе:


4 этап — контроль и итоги

  • Реализация плана проектной деятельности
  • Промежуточный контроль и корректировка плана
  • Подведение итогов проектной деятельности:
  • Соответствие результатов реализации проекта запланированным действиям;
  • Достижение глобальной цели: получение профессионального образования;
  • Удовлетворенность результатами проектной деятельности;
  • Потребность в продолжении социального проекта по проектированию стратегии профессионального саморазвития.
Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:

«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, который поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут создаваться новые технологии и продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Технология. Профессиональное самоопределение школьников. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы

Технология. Профессиональное самоопределение школьников. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы

Стимулирует подростка к поиску своего места в жизни и пути самореализации. В пособии последовательно рассматриваются вопросы:

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

что он может (возможности и способности),

что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 –х классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели проекта :

формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

ознакомление с основными принципами выбора профессии;

знакомство с особенностями современного рынком труда;

составление индивидуального образовательного плана или программы

саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

свободного выражения своего мнения;

Особенности организации:

Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , диагностические центры.

Продолжительность проекта : учебный год

лекционный метод передачи знаний;

психодиагностические методы исследования личности;

методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

правила выбора профессии;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.


Ученический социальный проект на тему "Моя будущая профессия" направлен на изучение проблемы выбора будущей профессии и выяснение мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию выпускникам школы. В работе рассматриваются методики профориентации.

Подробнее о проекте:

Индивидуальный детский проект "Моя будущая профессия" является образцом для выполнения социальных проектов по аналогичной теме, которые могут подготовить учащиеся 9, 10 и 11 класса школы в рамках своего социального проекта.

В процессе работы над проектом о выборе будущей профессии автор изучил существующие методики профориентации и провел соцопрос среди учеников выпускных классов школы (9 и 11 класс). По результатам тестирования можно приблизительно понять, в какой сфере ученику будет комфортно работать в будущем в соответствии с его интересами и способностями.

Оглавление

Введение
1. Исследование профессий.
1.1. Выбор профессии.
1.2. Методики профориентации.
2. План выбора профессии.
2.1. Анкета-опрос.
2.1. Мой план выбора профессии.
2.2. Моя профессия по "Схеме выбора профессии".
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

Методики профориентации и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий "человек - человек", "человек - техника", "человек-знаковая система" "человек - художественный образ" и "человек - природа". При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).

Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.

Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.

Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: "реалистичный", "интеллектуальный", "социальный", "конвенциальный", и "артистичный".

Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, "реалистичный" тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа "человек - техника" и "человек - природа" и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. "Интеллектуальный" тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа "человек-человек" и "человек-природа".

"Социальный" тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа "человек-человек". "Конвенциальный" тип характеризует склонность к информационным профессиям типа "человек - знаковая система".

"Предприимчивый" тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, "артистический" тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”

При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:

  • выполнение работы;
  • хорошие межличностные отношения с сотрудниками;
  • получение удовлетворения.

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:

  • направленность на себя;
  • направленность на общение;
  • направленность на дело.

Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.

Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Просмотр содержимого документа
«Проект по профориентации "Профессии, которые мы выбираем" для 9 класса»

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, Панькиной Г.Б. разработан проект «Профессии, которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 -х классов в рамках предпрофильной подготовки.

Цели проекта :

формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.

осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

ознакомление с основными принципами выбора профессии;

знакомство с особенностями современного рынком труда;

составление индивидуального образовательного плана или программы

саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:

свободного выражения своего мнения;

Место проведения занятий: учебный кабинет, компьютерный класс, выездные экскурсии , профориентационные встречи

Продолжительность проекта : учебный год

лекционный метод передачи знаний;

психодиагностические методы исследования личности;

методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

информация об отдельных профессиях или группах профессий.

Учащиеся должны знать:

значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

правила выбора профессии;

понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке ("профессия", "специальность" и др.);

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.

Этапы создания проекта

Этап постановки задач, распределения обязанностей по проекту

Работа творческих групп учащихся

1. Организовать из учащихся класса творческие группы (профессии «человек-человек», «человек- техника», «человек-знак, «человек-художественный образ», «человек-природа»)

2. Определить, какие профессии станут объектом исследования в каждой группе – т.е. о каких профессиях группа будет искать материалы и представлять их

3. Найти материалы об исследуемых профессиях:

а) когда появились эти профессии?

б) что было причиной появления этих профессий?

в) какие знания нужны человеку, чтобы овладеть этими профессиями?

г) какие качества личности нужны человеку, чтобы служить этим профессиям?

д) на каких предприятиях нашего города необходимы специалисты, владеющие этими профессиями?

е) сколько учащихся нашего класса решили выбрать для себя эти профессии и почему?

4. 0формить дневник проекта

5.0рганизовать экскурсии на предприятия и в организации, в которых трудятся родители

6. Оформить материалы проекта (любая форма: альбом, книга, стенд, стенгазета и др.)

7. Подготовить защиту проекта

8. Защитить проект перед публикой

Задачи этого этапа:

1. Сосредоточить внимание на исследуемых профессиях: увидеть «плюсы» и «минусы» (привлекательные стороны и трудности);

2. Сравнить с другими профессиями;

3. Сделать выводы.

В каждой профессии есть свои «плюсы» и «минусы». Однако «плюсов» значительно больше, если ты будешь заниматься любимым делом.

Этап внутришкольного мониторинга по проблеме проекта

1. Определился ли ты в выборе профессии?

2. Если да, то назови свою будущую профессию.

3. В каком учебном заведении получают квалификацию по выбранной тобою профессии.

4. Чем обоснован выбор твоей будущей профессии?

5. Насколько твоя будущая профессия востребована на рынке труда?

6. Имел ли ты причастность к выбранной профессии? Какую?

План реализации проекта

Мероприятие

Ответственные

Родительское собрание : Возрастные особенности детей юношеского возраста .

Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети»

Экскурсии на предприятия , где работают наши родители

Родительский комитет класса

Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову)

Классный час: Формула выбора профессии.

Единый День профориентации-Профориентационные уроки, деловые игры для ознакомления с миром профессий, тренинги самопознания, развития коммуникативных навыков для учащихся

специалисты центров занятости населения района

представители СПО, НПО

Встречи учащихся с выпускниками школы

Конкурс эссе « Моя будущая профессия»

Итоговое мероприятие совместно с родителями

Составление индивидуального (личного) профессионального плана для каждого учащегося

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Читайте также: