Как сделать решение проблем своей профессией

Опубликовано: 01.07.2024

Фото: rongyiquan / Shutterstock

Об эксперте: Павел Меринов — международный коуч-консультант по оценке и развитию лидерства, фасилитатор по разработке стратегий и инноваций. Доцент НИУ ВШЭ, преподаватель Школы Критического Мышления. Представитель Hogan Assessment Systems (Hogan/ASI) и Development Dimensions International (DDI).

Что такое принятие решений и решение проблем

Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь: по разным оценкам только относительно еды их количество доходит до 225 в день. Решения часто оказываются неудачными, нам приходится работать с их последствиями и принимать новые решения. По данным Росстата за 2019 год, в России на 1 000 браков пришлось 653 развода, а за последние 15 лет индустрия сведения татуировок выросла на 440%.

Неэффективные, неуместные, необоснованные решения в бизнесе и управлении встречаются не реже, чем в бытовых ситуациях. Пять лет назад Мировой Экономический Форум в Давосе сделал прогноз, какие компетенции будут определять профессионала будущего в 2020 году. Сейчас это будущее уже наступило. Компетенции, связанные с принятием решений, остаются в ТОП-10 самых важных навыков, а решение сложных проблем занимает лидирующую позицию.

Прогноз 2016 года о самых востребованных навыках будущего — в 2020 году

Решение проблем и принятие решений часто смешивают или используют как синонимы. Корректно их разделять, при этом рассматривать в одном «семействе» компетенций РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making).

К PSDM обычно относят:

  • Системное мышление.
  • Стратегическое мышление.
  • Критический анализ информации.
  • Осознанность в принятии решений.
  • Взаимодействие со стейкхолдерами.
  • Креативный подход к решению проблем.
  • Лидерство в условиях неопределенности.
  • Стимулирование организационных изменений.

Большинство компаний, которые я консультирую, добавляют хотя бы два-три навыка из этого списка в модели корпоративных компетенций или эталонные профили должности. При этом чем выше управленческая позиция, тем серьезнее требования бизнеса и меняющегося ландшафта к уровню этих компетенций. Здесь есть две новости: хорошая и не очень.

Хорошая новость в том, что научные сообщества давно изучают PSDM с разных сторон. Например, Ариэль Рубинштейн развил концепцию Герберта Саймона о нашей ограниченной рациональности и рассмотрел наши решения в русле институциональной экономики и теории игр. Психологи-когнитивисты Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике в 2002 году и Амос Тверски описали, как мы ищем «короткие» пути в решении сложных задач, но попадаем в ловушки и предубеждения. А социолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора» объяснил, почему большой выбор затрудняет принятие решений и приводит к ощущению неудовлетворенности.

Новость, которая не очень. Ни исследовательское, ни бизнес-сообщество до сих пор не решили, что именно считать решением: взгляды на природу решений разные, а единого определения — нет.

Как мы принимаем решения

Американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд создал концепцию многомерного интеллекта — модель мышления, основанную на базе конкретных математических измерений, которые он проводил. Гилфорд предложил решать проблемы, чередуя «дивергентное» (расходящееся) и «конвергентное» (сходящееся) мышление. То есть, сосредотачиваться на целях, которые помогают решать проблему на данном этапе: создавать варианты выбора или этот выбор делать.

Именно эта концепция, визуально показанная в виде «двойного алмаза», плотно укоренилась в подходах к управлению инновационными процессами и дизайн-мышлении.

Визуально концепция чередования «режимов мышления» Гилфорда может быть изображена как ромб. Она наглядно показывает, как эффективно решать проблемы

Теперь мы можем дать определения:

Решение проблем — это последовательный творческо-аналитический процесс. Мы анализируем ситуацию, ищем причины проблемы, формулируем ее и придумываем варианты решения.

Принятие решений — выбор, который мы делаем в процессе, что-то предпочитая и от чего-то отказываясь на каждом из ключевых этапов. Мы выбираем факторы, которые будем считать значимыми, а какие — нет, расставляем приоритеты, строим планы.

Получается, что принятие решений — это часть решения сложных проблем. Чем лучше мы определяем и решаем проблемы, выбираем и принимаем решения, тем успешнее сможем справляться с изменениями. Например, разрабатывать новые продукты, проводить стратегические сессии и управлять инновациями.

Что такое сложные проблемы

Посмотрите на две задачи. Подумайте, как бы вы их решили и чем они отличаются.

Задача 1. Мать поручила сыну принести домой ровно 7 л воды с реки. Она дала ему два кувшина емкостью 3 и 5 л. Как мальчик может отмерить точно 7 л воды, используя только два этих кувшина?

Задача 2. Вообразите, что регулярные частные полеты на орбиту Земли стали возможны и сопоставимы по стоимости с среднестатистическим путешествием в другую страну. Подумайте, что делать представителям туристической индустрии на Земле? Запишите мысли, которые придут в голову.

Первая задача — это «задачка». У нее есть конкретный правильный ответ, к которому можно прийти через ряд вычислений. Это фрагмент классического Стэнфордского теста Термана на измерение интеллекта «The Measurement of Intelligence» 1916 года. Правильное и быстрое решение подобных задач показывает высокие значения в тестах когнитивных способностей и уже более 100 лет вызывает горячие дискуссии в профессиональном исследовательском сообществе. Однако, даже несмотря на высокие когнитивные способности, люди склонны попадать в ментальные ловушки, принимать решения на основе ошибочных предположений и опираться на стереотипные представления.

Вторая задача — это сложная «проблема». У нее нет единственно правильного решения. Есть большое количество факторов, которые нужно учесть, и условий, которые будут формировать разные сценарии; при этом существенную роль будет играть эмоциональный фон решающего.

В управленческой практике у менеджеров есть все необходимые данные для принятия решений и решения проблем. По данным Гарвардского исследования, 68% руководителей уверены в точности большей части данных, лежащих в основе их бизнес-решений. То есть, когнитивные способности обеспечивают возможность решать проблемы, но качество решений не от них.

Как комплексный подход помогает решать проблемы

Мы живем в VUCA-мире — мире ускоряющихся изменений, в котором компании и целые отрасли трансформируются быстрее, чем раньше. Например, CEO General Motors Мэри Барра считает, что автомобильная индустрия изменится сильнее в последующие пять-десять лет, чем за предыдущие 50 лет. Такой мир становится стрессовым фоном для всех людей и выводит на первый план личностные особенности, которые либо помогают, либо мешают решать сложные проблемы.

По личностной характеристике человека можно предсказать, как он будет решать проблемы и принимать решения. Например, экстраверсия отрицательно связана с качеством решений, но положительно влияет на их внедрение в практику. Высокая импульсивность связана с ошибочными решениями, склонностью к рискованному и необдуманному поведению, хотя часто прикрывается ширмой «надо уметь думать на ходу».

Специалист управляет самим собой и задачами, которыми занимается. Чем выше он поднимается по организационной иерархии, тем более комплексные задачи встречает и тем важнее развитые навыки решения сложных проблем. Лидерские и стратегические компетенции становятся важнее предметных. Теперь он управляет «портфелями» проектов, решает трансформационные задачи и повышает стоимость бизнеса в целом. Для этого нужны долгосрочное видение, умение вести переговоры и решать сложные проблемы.

Именно поэтому при исследовании РППР нам требуется комплексный подход, который не ограничен лишь когнитивным аспектом — что человек способен делать, а включает в себя оценку личностных характеристик — к чему человек склонен и поведенческий аспект — что человек умеет делать на практике.

Как научиться решать проблемы

Чтобы решать проблемы с большей удовлетворенностью от результата, нужно выйти за пределы когнитивного аспекта. Доктор Роберт Хоган предлагает учитывать наши реакции на плохие решения, собирать обратную связь, быть открытым для дальнейшего развития и восприимчивым к коучингу (coachability).

Объединяя исследования способностей, личности, творческого решения проблем и организационной эффективности, мы можем «собрать» единый процесс решения сложных проблем.

Процесс решения сложных проблем

Решение сложных проблем — это работа с неопределенностью без единственно правильного ответа. Чтобы развить навык, необходимо практиковаться, разделять этапы решения проблем и задавать правильные вопросы.

Четкое разделение этапов решения проблемы поможет сфокусироваться на главном, сэкономить энергию и ресурсы и управлять решением проблемы как проектом.

При этом на каждом этапе нужно задавать правильные вопросы. Своевременные вопросы повысят точность собственных суждений, помогут развить свое и мышление сотрудников. Вот вопросы для каждого этапа:

Сложная ситуация

  1. Что именно я знаю о ситуации наверняка?
  2. Какие я могу сделать предположения?
  3. Какими данными я могу пренебречь?

Решение правильной проблемы

  1. Это точно проблема? Где мы проведем границу между особенностями ситуации (человека, продукта или организации) и тем, что мы будем считать проблемой?
  2. Какому приоритету она противоречит?
  3. На кого, на что, и как влияет эта проблема?

Правильное решение проблемы

  1. Достаточно ли альтернатив мы рассмотрели?
  2. Что будет минимально необходимым решением, что неприемлемым, а что — сверх-задачей?
  3. Что для нас будет образом хорошего результата?

Реакция на неправильное решение

  1. Не воспринимаю ли я обратную связь на свое решение «в штыки»? Как я отреагировал на нее?
  2. Каким был мой вклад в неправильное решение?
  3. Какую часть обратной связи я считаю полезной для будущих действий?

Если мы хотим максимально реализовать свои способности, использовать склонности и совершенствовать навыки, в общую рамку РППР необходимо включить способность и анализировать, и синтезировать, и генерировать, и выбирать, и работать с обратной связью. Ошибки в решениях невозможно устранить полностью, но с каждой следующей проблемой можно совершенствовать свое мастерство и добиваться лучших результатов.

Дюжина рекомендаций по развитию навыков решения проблем и принятия решений

1. Определите проблему, требующую решения. Подумайте:

  • какую информацию вам нужно собрать;
  • из каких источников ее получить: отраслевые отчеты, эксперты, клиенты;
  • что вы будете считать лишней и неподходящей информацией;
  • что будет проблемой, а что – нет;
  • по каким критериям выбираете возможные решения;
  • что будет хорошим результатом.

2. Начинайте с конца. Прежде чем собирать информацию, подумайте, что вы будете делать после решения проблемы. Это поможет сфокусировать усилия и сократить затраты на предварительный анализ и генерацию идей. Если ответ «ничего», возможно, эту проблему не нужно решать в принципе.

3. Ищите «причины причин» имеющихся событий. Обычно настоящая проблема находится глубже на два—три слоя, чем проблемы на поверхности.

4. Насыщайте свое «фоновое знание» контекста. Оставайтесь в курсе событий своей специализации, регулярно читайте отраслевые публикации, обзоры и дискуссии.

5. Обменивайтесь опытом с коллегами. Обсуждайте подходами к решению проблем с командой, коллегами в компании, отрасли или профессии.

6. Ищите интересные подходы в других областях. Коллекционируйте метафоры решения проблем и аналогии из других профессий.

7. Визуализируйте свои идеи. Неаккуратные закорючки, нарисованные от руки на листке бумаги, или элегантные графики в Excel: визуальное отображение ситуации, проблем и возможных путей решения добавит ясности и разовьет абстрактное мышление.

8. Изучайте разные источники. Знакомьтесь с разными моделями решения проблем, но главное — ставьте себе задачи на экспериментирование. Пробуйте как можно быстрее применить тот или иной подход, чтобы собрать собственный инструментарий.

9. Наблюдайте за профессиональными аналитиками. Попросите аналитиков описать ключевые этапы их работы. Фиксируйте для себя, как именно они подходят к сбору данных, обработке, анализу и интерпретации данных.

11. Ищите возможности, чтобы применить навыки:

  • сбора подходящей информации;
  • упрощения сложной информации;
  • формирования выводов на основе ограниченных данных;
  • определения критериев оценки;
  • генерации и отбор идей;
  • оценки своих личностных характеристик и их влияния на решения.

12. Запросите обратную связь. Попросите людей, с которыми вы работаете, дать обратную связь:

  • какую информацию вы обычно принимаете во внимание;
  • как точно вы формулируете выводы о ситуации;
  • понятно ли вы описываете суть проблемы;
  • насколько оригинальные и при этом действенные решения вы обычно предлагаете;
  • внимательны ли вы к анализу результатов.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.

Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.

Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.

Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».

Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.

Тестирование

Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — «Предпочтительные виды профессиональной деятельности».

⟶ Пройти его можно, например, здесь.

В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.

В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.

Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия — экстраверсия);
  • ориентация в ситуации (здравый смысл — интуиция);
  • основа принятия решений (логос — пафос);
  • способ подготовки решений (рациональность — иррациональность).

⟶ Пример такого теста здесь.

Коучинг

В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.

В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.

Окружение

  • Как вы себе представляете идеальное профессиональное окружение, в котором комфортно?
  • Кто эти люди?
  • Чем они занимаются?
  • Что для них важно?

Действия

  • Представьте свой типичный желаемый рабочий день ― чем он заполнен?
  • Как вы себя ведёте на работе, что делаете?

Навыки

  • Какими профессиональными навыками вы хотели бы обладать?
  • Как эти навыки проявляются на работе вашей мечты?
  • Какие навыки у вас есть на данный момент, которые вы цените и очень хотели бы применить?
  • Какие навыки вы планировали или мечтали приобрести?

Ценности

  • Почему вам важны именно эти люди в окружении?
  • Почему вам важны именно эти действия?
  • Почему вам важны именно эти навыки?
  • Какая ваша основная ценность раскрывается через взаимодействие с этими людьми и эту деятельность?
  • Какую ценность вы бы хотели поддерживать своей деятельностью?
  • Что для вас ценно в жизни?
  • В какой деятельности вы могли наилучшим образом раскрывать эту ценность?

Самоопределение

Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов «я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.

Миссия

  • Какую разницу в жизни людей вы создаёте своей деятельностью?
  • Кому важно то, что вы делаете?
  • Что вы привносите в мир своей деятельностью?
  • В чём вы видите свою основную задачу?

Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.

Бесплатный онлайн-курс

Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии

Узнать больше

  • Познакомитесь с разнообразием современных профессий
  • Поймёте, какая специальность подойдёт под ваш опыт и цели
  • При поддержке карьерного консультанта построите пошаговый план профессионального роста

Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм

Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.

Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?

Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.

Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.

«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»

Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.

Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.

Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.

Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».

Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.

Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.

Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.

Найти решение будет несложно, если есть искреннее желание 🙂

Читать также

Как совместить деньги и творчество

Вдохновиться историями студентов Нетологии

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

4 способа понять своё призвание

Юлия Есина

Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»

Каждый из нас, становясь профессионалом в новом для себя деле, проживает сложные моменты и преодолевает барьеры. Per Aspera Ad Astra.

Обобщая все истории из моей практики, я пришла к выводу, что на этом «пути героя» можно выделить 3 главных испытания-этапа:

1. Вера в профессию

2. Вера в свои способности

3. Вера в свою ценность

На этом этапе нашего пути мы растим внутри себя уверенность, что профессия важна и ценна.

В результате качественного прохождения этого этапа внутри появятся два утверждения:

  • Эта профессия полезна и ценна для общества.
  • То, что я делаю, имеет для меня смысл.

Казалось бы, все профессии в рамках правовой системы хороши для общества в той или иной степени. Главное то, как мы на них смотрим. Однако, здесь может возникать конфликт с нашими ценностями.

Например, мы идём работать в рекламу. А у нас в детстве сформировалось убеждение, что реклама — зло, манипуляция. В этом случае мы будем постоянно скатываться к этой мысли, развиваясь в профессии через усилие и думая: «да зачем оно мне надо!».

Или мы выбираем быть хореографом, а родители с детства нам говорили, что это не профессия и этим деньги не заработаешь. Сценариев развития событий множество. Один из них — мы будем доказывать им, что они неправы, ждать их похвалы и гордости за наши успехи и страдать, что мы её не получаем.

Так, когда я выбрала профессию психолога, то я стала обладателем взглядов с крутящимся пальцем у виска в моём IT окружении, где большинство математиков и психологию за науку не считали. В конце обучения на психологическом факультете, выбрав своей специализацией коучинг, я увидела недоверие со стороны людей вокруг: коучи – инфоцыгане, коучинг бессмысленная трата времени и денег. Эти утверждения абсолютно не верны для профессионального коучинга, но сформировались в обществе благодаря непрофессионалам и их поведению.

Я проделала работу внутри себя, чтобы продолжать двигаться и развиваться в профессии, несмотря на такое холодное отношение к ней большинства. И с уверенностью могу сейчас сказать, что моя деятельность по своему содержанию и результатам полезна для людей. И четко осознаю её смысл для себя: зажигать сердца людей их профессиональными смыслами и сопровождать их по дороге к мастерству. Несмотря на сложности моего пути и то, что говорят вокруг меня, я развиваюсь и буду развиваться в этой профессии. Это и есть результат качественного прохождения этапа веры в профессию.

На этом этапе важно сформировать смыслы своей деятельности: зачем вы в профессии?

Быть в профессии ради денег или ради ощущения «я могу» — это дорога к выгоранию. Рано или поздно мы просто не захотим ей заниматься, поскольку в этом не будет смысла. А нахождение в профессии по нужде рождает внутренние напряжение. Все дается с усилием.

Если мы отлавливаем ощущение «день сурка», нежелание вставать с кровати утром, раздражение на работе по мелочам, то это симптомы профессионального выгорания и лучше быстрее обратиться к специалистам.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю в свою профессию, где 1 – бессмысленная деятельность, 10 – это профессия ценна на 200% и имеет ясный смысл для меня.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Зачем вы в профессии?

На этом этапе мы растим веру в то, что мы можем быть профессионалом в этой деятельности.

Если ранее мы формировали веру в профессию: «содержание этой деятельности полезно для общества», то тут мы переключаем фокус внимания на себя: «а я то могу быть профессионалом в этой профессии? а у меня есть способности? насколько я смогу стать компетентным в этой деятельности?»

Результатом качественного прохождения этого этапа станет убеждение о себе: «я способный для этой деятельности».

Формирование такой веры в себя может занять время и будет зависеть от того, насколько мы уже готовы к той деятельности, в которой начинаем развиваться. Что мы уже умеем? Как быстро учимся? Как легко можем относиться к неудачам на своём пути развития?

Если вы в университете изучали биологию, а идёте работать менеджером в профильную организацию, то вероятность провалов будет намного выше, чем если у вас уже есть все необходимые зачатки умений управленца.

Когда я меняла деятельность с Data Scientist на коуча, то у меня было одно неоспоримое преимущество — аналитический склад ума. Я легко анализирую, синтезирую, обобщаю, выделяю главное, структурирую. Моё мышление заточено под логику, и мне легко увидеть конфликты и несоответствия в речи клиента.

Однако есть и другая сторона коучинга, связанная с умением замечать и отслеживать невербальные проявления клиента: как клиент говорит, с какой интонацией, с какими эмоциями, как жестикулирует, как меняется мимика и др. И этого я не умела делать на входе в профессию. Надо было учиться, пробовать и идти на риск замечать и отражать своим клиентам. А внутри были страхи: «А что, если я это скажу, и клиент не поймёт? Как мне тогда себя вести? А если то, что я отражаю ему не важно?».

А ещё у меня было убеждение о себе, что у меня плохая память. Как с таким убеждением работать, если клиенты говорят много и нужно всё важное запомнить? Конечно же по началу я всё конспектировала как стенографистка, чтобы не пропустить ни слова. Тем самым я подкармливала своё убеждение о плохой памяти, хотя это было не так. И сейчас я легко запоминаю и конспектирую по минимуму.

Мне потребовалось время и работа с коучами, менторами, супервизорами, чтобы разрушить все те убеждения о себе, которые мешали мне полноценно проявляться в профессии. В итоге, я сформировала у себя позицию «я способна» , «я могу делать то, что делает мастер в этой профессии», и отношение к трудностям как трамплин для дальнейшего развития.

На этапе формирования веры в свои способности могут всплывать разные убеждения о себе и сложности от того, что мы что-то пока ещё не умеем. Поэтому важна качественная поддерживающая среда. Это могут быть менторы, наставники, коучи, психологи, в зависимости от того, над чем мы сейчас работаем.

Нам важно организовать для себя качественную обратную связь для понимания того, что мы уже умеем, и что нам нужно ещё развить в себе. Сами себе на начальном этапе в профессии мы не можем дать объективную оценку.

Нам также важно убрать все внутренние препятствия, страхи, сомнения, работать со своим мышлением и отношением к себе. Так мы закладываем стабильную самооценку себя как профессионала и легкое ресурсное отношение к трудностям, которое нас будет мотивировать двигаться дальше.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю, что я смогу быть профессионалом в этой деятельности, где 1 – не смогу никогда , 10 – у меня есть всё, чтобы я стал профессионалом и получал качественные результаты в этой деятельности.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Как вы можете усилить свою поддерживающую среду?

4. Как я реагирую на сложные моменты в проявлении своих компетенций? А как хочу реагировать?

На этапе «вера в свою ценность» мы формируем уверенность, что мы можем быть востребованными профессионалами в этой профессии. Мало быть просто способным и видеть ценность своей профессии, важно почувствовать, что именно нас как профессионалов ценят или будут ценить.

Маркерами качественного прохождения этого этапа являются:

  • Уверенность, что я ценен как профессионал в данной области,
  • Выстроенная и приносящая доход система, в основе которой ваша ценность для общества.

Профессия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования

Соответственно, профессионалом мы не сможем стать без тех, кто оценит нашу деятельность. И нам важно организовать систему, чтобы нас знали и наш труд запрашивали.

В случае работы по найму — это поиск своего работодателя и выстраивание отношений с ним. А в случае фриланса и своего бизнеса — это формирование сообщества целевых клиентов и донесение им ценности своей деятельности. В любом случае, это дополнительные знания технологий (написание резюме, прохождение собеседования, организации продаж и др.) и умения, которые тоже являются частью профессии.

Я работала как руководитель отдела аналитики в тот момент, когда решила перейти в коучинг. И для меня переход из найма в собственную практику был диковинкой. Я из обычной семьи, где родители и братья всегда работали на кого-то или с кем-то. Ни у кого из них никогда не было открыто ИП. И мне надо было с нуля учиться, чтобы построить свой собственный бизнес.

Самой первой сложностью для меня было научиться определять стоимость своих услуг и говорить об этом в лицо клиентам. Я первое время настолько робела, что работала за «насколько это вам ценно, столько и оплачивайте». Тем самым я перекладывала ответственность на другого человека. В один прекрасный момент, когда клиент ничего не заплатил, а работа была сделана, я поняла, что мыслью в корне не верно. Села и создала авторскую технологию по определению стоимости своих услуг . ООН-технология может помочь любому специалисту понять, из чего и как формируется стоимость именно его услуг, особенно когда она уникальна и не представлена на рынке.

Другой сложностью для меня стали продажи, из-за отсутствия понимания, как предлагать свои услуги. Что я предлагаю и кому? Как это сделать понятным для клиента? Нужна ли специализация? Как описать свои услуги? Где искать клиентов? Несколько лет я крутила эти вопросы в голове, не зная куда с ними податься. Я пробовала курсы по имиджу профессионала, где слышала общие советы из серии: сделайте свою презентацию, разработайте линейку продуктов, проведите вебинары, формируйте связи в профессиональном сообществе и т.д. Я честно пыталась, но меня внутри постоянно что-то сдерживало от действия. И как потом я поняла, основным стопором для меня стали несформированная вера в себя как профессионала и профессию. Когда я это проработала с коучем, знания о построение своей бизнес-модели начали переходить в конкретные результативные действия. И теперь я уже помогаю клиентам формировать свою линейку услуг и сопровождаю коучей как наставник в становлении их успешной и востребованной практики.

Первое, что важно сделать, понять критерии своей востребованности в данном моменте, когда вы начинаете двигаться, и в точке, когда вы уже стали мастером. Как вы поймете, что вы ценный профессионал? Что станет внешним показателем? А как вы при этом будете чувствовать себя?

Затем понять, каким образом вы можете двигаться в сторону востребованности? Что поможет вам почувствовать себя востребованным уже сейчас? А что поможет дойти до точки востребованного Мастера? И выстроить для себя систему донесения ценности себя как профессионала до целевой аудитории.

Если сейчас вам интересна работа по найму или в команде, то, что поможет вам устроиться в организацию или попасть в конкретную команду людей? Если это построение своего бизнеса, то какова ваша бизнес-модель и что поможет вам её воплотить в реальность? Чего вы не знаете и чему надо ещё научиться? Сформировать план шагов для своего развития.

Если же вас одолевают сомнения и вы боитесь делать конкретные действия из плана по разным причинам (неудачный прошлый опыт, никогда не делали, всегда боялись этого делать, это для вас не свойственно и т.д.), то обращайтесь за поддержкой к специалистам – коучам, наставникам, психологам. В профессиональном сопровождении вы пройдёте этот путь быстрее и экологичнее.

Вопросы для самоанализа:

1. Насколько по шкале от 1 до 10 я верю, что я ценен как профессионал в выбранной области, где 1 – меня никто не ценит , 10 – я ценен по максимуму и получаю ту обратную связь о своей ценности, которую хочу.

2. Если вы ответили не 10, чего вам не хватает, чтобы было 10?

3. Что нужно подкорректировать, чтобы построить максимально эффективную систему для финансового дохода и важной обратной связи для меня?

Исходя из моего опыта, самая главная ошибка в становление — бежать сразу выстраивать систему и искать основания своей ценности для рынка. Без веры в профессию и веры в свои способности в этой профессии, любая неудача положит нас на лопатки.

Например, как это выглядит в коучинге:

  • Кейс первый. Приходит платный клиент. Работа с ним выстраивается не так, как обычно: нет ощущения движения, результатов нет, есть недовольство с его стороны. Мы начинаем думать сразу, что что-то не так с нами как профессионалами. Испаряется вера в профессию и себя в ней. И чаще это совершенно неверные выводы. И без объективной обратной связи в этот момент сложно выбраться.
  • Второй кейс. Мы рассказываем о своих услугах всем подряд, а в ответ только ухмылки и никаких запросов на совместную работу. Мы начинаем думать, что с профессией что-то не то. Она не востребована. Общество не готово. Не стоит дальше даже развиваться в ней. Бросаем всё на полпути, снова делая неверные выводы.

Поэтому я за планомерное прохождение этапов: сначала устаканиться в том, что профессия ценна и я могу быть успешным профессионалом в ней. А потом уже искать способы того, как стать востребованным специалистом в этом деле.

Пройдя все три этапа, мы сформируем в себе основу для стабильного непробиваемого движения в профессии. Мы приходим к тому состоянию, когда с каждым шагом мы ощущаем «успешный успех» и наслаждаемся нашей деятельностью и результатами.

К моменту выхода из этих этапов мы знаем всё необходимое о своей профессии:

  • Зачем она нужна?
  • Зачем мы в ней?
  • Какие компетенции мы в ней развиваем? В чём мы уже сильны, а в чём нам важно расти?
  • И как мы выстраиваем систему своей ценности?

Это знание формирует наши действия: целенаправленные, регулярные, активные. Наш фокус теперь не на становление своего дела, а на его развитии и росте мастерства.

На этом этапе нашего пути также возникают свои сложности и вылезают новые страхи и сомнения. Однако они не могут нас свернуть с пути развития. У нас уже есть мощная поддерживающая среда для движения, основанная:

  • на наших внутренних установках о себе: в первую очередь, все три веры.
  • и внешних ресурсах: таких, как выстроенная система, учителя, наставники, коллеги, коучи, книги и другое.

И дальше – новые высоты, новые эмоции, новые результаты и новые мы!

Вопрос от коуча: Какой из этапов стал для вас наиболее сложным? и как вы поддерживали себя, чтобы не свернуть?

Копирование и цитирование этой статьи возможно только с указанием автора — Марина Некрестьянова

Нет людей, которым бы не хотелось воспользоваться услугами специалиста умеющим решать проблемы на любом уровне. И если на Западе эта специальность уже никого не удивляет, хотя услугами "решал" могут, по-прежнему, воспользоваться только состоятельные люди, то в нашей стране профессия "трабл-шутер" появилась не так давно. Правда, у нас таких специалистов чаще всего называют кризис-менеджерами.

Trouble shooter: специалист по решению проблем

Если судить по тому, что специалистов по решению проблем сейчас готовит только один ВУЗ, а на мировом рынке труда известно не более 100 профессионалов, способных решить чужие проблемы любой сложности, новая профессия пока не слишком распространена в России. И это не смотря на то, что проблемы у людей возникают практически постоянно, и не всегда получается их решать самостоятельно. То есть, это очень перспективная профессия, на получение которой стоит потратить силы и интеллект.

Кто такие специалисты по устранению трудностей, как им удается находить выход из сложных ситуаций, когда все внутренние силы клиента исчерпаны и все способы испробованы? Как освоить новую, редкую и немного таинственную профессию? Попробуем приоткрыть завесу тайны.


Кто такой Trouble shooter?

Кризис-менеджер или Trouble shooter – эксперт по решению проблем, который гарантированно решает сложные задачи с использованием нестандартных подходов. Как правило, к его услугам прибегают тогда, когда другие способы решения проблем не принесли результата.

Кстати, дословно Trouble shooter переводится как "отстреливающий проблемы", что максимально точно передает суть профессии.

Если говорить об истории профессии, то в России до 1917 года все вопросы государственной важности решались с участием "решал" в лице тайных советников – гражданских чинов при министерствах особой важности и приближенных лиц российских императоров. Похожие должности существовали при дворах европейских и азиатских монархов.

Самый яркий художественный пример работы специалиста по решению проблем: история с алмазными подвесками Анны Австрийской, честь которой спасли мушкетеры. Выдумка в этой истории – участие Д’Артаньяна, которому, согласно исторической справке, во время истории с подвесками было всего 5 лет. А Анна Австрийская вполне бы сама справилась с работой кризис-менеджера, потому что дворцовые и политические интриги были ее увлечением.

Сегодня услугами трабл-шутеров пользуются преимущественно крупные компании и их владельцы, известные политики и звезды шоу-бизнеса. Специалист тщательно изучает внутренние и внешние причины, анализирует их и предлагает пути устранения. Или, если кризис-менеджер работает в команде, он разрабатывается план действий, согласно которому действует каждый сотрудник агентства по выходу из кризисных ситуаций.

Набор инструментов для работы, как правило, не разглашается, да и об успехах в работе Trouble shooter благодарные клиенты рассказывают только по секрету, узкому кругу знакомых. Но в той социальной среде, где приходится работать кризис-менеджеру, тайной рекомендации (или отзыва) вполне достаточно, чтобы заработать репутацию и доход, позволяющий с легкостью и эффективно решать собственные финансовые проблемы.

К слову, работу современного кризис-менеджера можно, условно, разделить на 3 направления: политтехнологии, бизнес и тренинг (обучение).


Какими личностными качествами должен обладать Trouble shooter?

Поскольку клиенты трабл-шутеров предпочитают не распространяться о своих проблемах, особенно в бизнесе и в политике, то самое важное качество кризис-менеджера – умение хранить секреты. Кроме того, пословица «молчание – золото» в этой профессии – не аллегория, и имеет прямой смысл.

Второе важное качество специалиста по решению проблем – нестандартное мышление, помогающее найти выход в любой ситуации.

Во время работы "решале" наверняка придется собирать информацию из разных источников. Здесь понадобятся:

  • совершенное знание компьютерных программ;
  • уверенное владение навыками использования оргтехники;
  • эрудиция;
  • высокая степень филологической грамотности, знание иностранных языков, политэкономии, обществознания, географии и других наук;
  • умение управлять собственными эмоциями;
  • наблюдательность, внимание к мелочам.

Не лишней будет хорошая физическая подготовка, выносливость и хорошее здоровье. Словом, профессия кризис-менеджера чем-то напоминает службу разведчика.

Преимущества профессии Trouble shooter

"Решалами" могут стать уверенные в себе люди, со стальными нервами и умением абстрагироваться от чужих проблем. Те, кто готов к постоянным выбросам адреналина, любит приключения, находит удовольствие в работе без отдыха, считает такую работу интересной.

Есть и стандартный набор преимуществ, понятный каждому человеку. Например,

  • финансовая составляющая: успешно решенная проблема приносит доход до 100 тысяч американских долларов;
  • востребованность: график работы специалиста по решению проблем расписан на год вперед.


Недостатки профессии Trouble shooter

Огромный поток информации, который нужно собрать, систематизировать, а затем найти нестандартный и гарантированный выход из сложной ситуации, практически не оставляет шансов на полноценный отдых, нормированный рабочий день и общение с друзьями и близкими. Во время выполнения заказа специалист полностью находится в распоряжении клиента.

Риски в профессии слишком высоки. Как правило, там, где речь идет о больших деньгах или о карьере политика, кризис-менеджер и сам рискует репутацией, карьерой и материальным положением. Так что, несмотря на высокий соблазн доходов и невидимой славы, выбирая профессию, нужно правильно оценить свои силы и способности.

Где можно получить профессию Trouble shooter?

Исходя из того, что в России существует на сегодня только один ВУЗ, где можно получить профильное образование, и шансы попасть в него есть только у 16 человек, можно обратить внимание на высшие учебные заведения, где есть программа "Политтехнология и маркетинг". Подойдут и программы экономической направленности. Это:

    : подготовка специалистов по аналитической, экспертной работе в сфере нейрокомпьютинга и нейромоделирования сложных систем; : политические технологии; социальные аспекты управления; экономическая социология и др.; ; : политический менеджмент и маркетинг; ; .

Для работы в профессии также пригодится изучение права, а работа в юриспруденции станет бесценным опытом в решении многих проблем. Кроме того, неплохо поближе познакомиться с опытом известных в России кризис-менеджеров (Максим Сучков, Сергей Вербицкий), которые охотно делятся секретами профессии на своих тренингах.

Будем честны: успешный карьерный переход удается не всем. Кто-то разочаровывается в новой профессии (хорошо там, где нас нет), кто-то начинает скучать по прежним задачам и команде, кто-то оказывается не готов к тому, что в новой роли доход стал существенно меньше.

Давайте разберемся, как совершить карьерный поворот так, чтобы не сожалеть о потраченном времени и упущенных возможностях.

Поворот не туда

Маршрут построен: 5 шагов к новой профессии

Рассмотрим два примера попыток смены карьеры, которые закончились разочарованием.

История первая. Семен мечтал о работе по специальности (экология) и сразу после завершения университета попал в одно из ведомств. Работа была разной: то интересной, то скучной, то с общением с людьми, то с с документами. А потом случилась неприятная ситуация: нужно было подписать документ, который Семен подписывать не хотел, руководство надавило… И Семен уволился.

Друг предложил ему поработать в продажах, посоветовал компанию. Началась адаптация на новом месте. В качестве ассистента коммерческого директора Семен обзванивал клиентов, делал email-рассылки, готовил документы, засыпал и просыпался с телефоном в руке, сообщения в рабочих чатах сыпались до глубокой ночи. Спустя четыре месяца Семен принял решение уйти. Во-первых, посмотрел на прошлую работу другими глазами и в сравнении с нынешней увидел в прежней плюсы, которые раньше не замечал. Во-вторых, четко для себя понял: ему эмоционально сложно в продажах, он умеет контролировать процессы, но вот искать подход к клиентам ему тяжело. Сейчас Семен снова вернулся на госслужбу. И очень доволен.

Правила безопасного перехода

Маршрут построен: 5 шагов к новой профессии

Вот несколько рекомендаций для тех, кто мечтает о смене карьерного направления.

  1. Разберитесь в причине. Задайте себе вопрос: вам надоела эта профессия в целом или только работа в конкретной компании? Если дело в вашем нынешнем месте, стоит изучить вакансии. Возможно, вы почувствуете себя счастливее, если новые задачи будут шире нынешнего функционала или, наоборот, у вас будет возможность сконцентрироваться на любимой предметной области, не распыляясь на смежные задачи. Может быть, вам не хватает командировок или, наоборот, хочется более размеренного графика. А может быть, вам нужно подумать о смене деловой роли или типа карьеры в рамках нынешней профессии. Наконец, часто бывает, что за желанием сменить профессию прячется попытка убежать от психологического кризиса.
  2. Проанализируйте нынешнюю работу. Обращайте внимание на задачи, которые дарят вам энергию, вдохновляют, и на то, что, наоборот, вызывает чувство бессилия или раздражения. Это подсказки, какая деятельность вам подходит, а какая нет.
  3. Не принимайте решение в момент кризиса. Если есть возможность, проработайте внутренние страхи и сомнения на сессиях с психологом или карьерным консультантом. Иначе вы рискуете спонтанным решением о смене работы усугубить свое и без того непростое состояние рабочими проблемами.
  4. Позаботьтесь о подушке безопасности. Финансовые консультанты рекомендуют сформировать запас как минимум в размере шести ваших ежемесячных зарплат. Дело в том, что смена направления меняет ваше позиционирование на рынке труда. Из эксперта с опытом вы снова превращаетесь в новичка. Даже если ваш путь окажется успешным, в первое время ваш доход заметно снизится.
  5. Найдите мастера и проконсультируйтесь. Откровенный разговор с тем, кто уже преуспевает в профессии, о которой вы мечтаете, позволит вам обойти «грабли» и заметить «слепые зоны», о которых вы пока не подозреваете. Вы лучше поймете, сколько времени вам потребуется на достижение первых профессиональных успехов, какая конкуренция вас ждет в этой сфере с теми, кто давно в ней работает, с чего лучше начать, какие направления, наоборот, не стоят внимания. И какие в этой работе главные минусы — вдруг вы к ним совсем не готовы?
  6. Устройте тест-драйв. В примере с Ариной пробный период позволил ей взглянуть на желанную профессию без иллюзий. Небольшая стажировка (они доступные не только юным студентам), выполнение разовых проектов, совместительство, тестовый день работы — попробуйте какой-нибудь из способов примерить новую роль, понять, насколько она для вас комфортна в реальности, а не в мечтах.
  7. Не жгите мосты. Это касается не только преждевременного расставания с нынешним работодателем, но и вашего позиционирования среди друзей, коллег, знакомых. Потерпите немного, прежде чем громко объявлять «я ухожу из продаж (банковской сферы, маркетинга, юриспруденции, медицины, туризма и так далее)» или «наём — это рабство». Побудьте в новой профессии не меньше года, чтобы разобраться, ваше ли это призвание на самом деле. Быть может, вы взглянете другими глазами на свои прежние занятия, начнете снова искать работу, похожую на прежнюю, и тут без рекомендаций ближнего круга не обойтись.

Две истории успеха

История первая. Диана еще студенткой 4-го курса устроилась в отличную компанию офис-менеджером на неполный рабочий день. Первое время ей нравилось всё, но спустя два года любимая работа стала напоминать «день сурка». Диана узнала, что скоро в ее компании откроется вакансия PR-менеджера. Она сделала тестовое задание и попросила возможности попробовать свои силы на этой работе в качестве стажера.

Было очень трудно совмещать основной функционал с новым — созвонами с журналистами, подготовкой мероприятий, обсуждением пресс-релизов с руководителем стажировки. Помимо этого, Диана по своей инициативе прошла дистанционный курс обучения. Рабочий день длился от 10 до 12 часов. Но спустя три месяца Диану поздравили с успешным завершением стажировки и перевели на позицию PR-менеджера.

История вторая. Татьяна была лучшим кредитным менеджером банка, получала хорошие бонусы. Ей нравилось проходить тренинги, а потом применять новые знания на практике. Было бы логично продолжать карьеру в продажах, но она выбрала другое направление — обучение.

Началось все с того, что к Татьяне, как самой опытной, стали направлять на стажировку новичков. Она заметила, что ей доставляет удовольствие, если после работы с ней на точке новый сотрудник сдавал тест с первого раза и быстро начинал сам продавать. Татьяна приняла участие во внутреннем конкурсе, выиграла его и перешла в отдел обучения. Несколько лет она обучала фронт-офис, а потом «доросла» до тренингов менеджерского состава.

Пять шагов для тех, кто решился

Маршрут построен: 5 шагов к новой профессии

Что объединяет истории успеха и как сделать так, чтобы у вас получилось?

  1. Ищите новые возможности там, где работаете сейчас. Здесь вам проще сделать шаг к новому поприщу, если вы уже заработали определенное уважение и коллегам известны ваши сильные стороны — те soft skills («мягкие навыки»), которые важны для новой профессии. Стажировки, хакатоны, участие в проектах — любая из этих активностей может стать вашим пропуском в новую карьеру. Посоветуйтесь с HR-менеджером вашей компании. Даже если в компании нет программы внутреннего карьерного консультирования (в России это пока редкая практика), вы можете получить хороший совет. Если вы как сотрудник на хорошем счету, вам дадут шанс попробовать свои силы в новом направлении, чтобы не терять вас.
  2. Заручитесь поддержкой близких. Она вам очень понадобится. Опять же, не стоит затевать перемены сразу в нескольких областях своей жизни. Обсудите свои планы с семьей. Покорение новых высот поначалу отнимет у вас возможность посвящать близким столько же времени, сколько и раньше, а семейный доход может заметно снизиться. Это не должно стать для них неприятным сюрпризом, лучше проговорить эти последствия заранее.
  3. Инвестируйте в свое обучение. Выберите курс, тренинг или мастер-класс, который даст вам полное погружение в тему и систематизирует те знания, которые вы уже получили самостоятельно. Только не бросайтесь на первую попавшуюся рекламу, а расспросите профессионалов из той сферы, в которую вы стремитесь, какие учебные программы они считают серьезными.
  4. Найдите наставника. Вам нужен тот, кто уже на вершине заветного профессионального Олимпа и готов делиться своим опытом. В отличие от обычной разовой консультации или дружеской подсказки, наставничество предполагает долгое кураторство. Это один из самых эффективных способов быстро погрузиться в нюансы новой профессии.
  5. Составьте «план Б». Что вы будете делать, если в новой профессии у вас не получится? Что может стать вашей «страховкой» или запасным аэродромом? Если вы уходите из компании, предложите вести часть задач на фрилансе. Освоение чего-то нового — всегда стресс, не всё сразу получится идеально. Если вы не откажетесь резко от той профессии, где вы стабильны в своем результате, ваша самооценка не пострадает. Не говоря уже о том, что прежняя профессия обеспечит вам доход на то время, пока вы постепенно погружаетесь в новую сферу.

С чего начать для вдохновения

И напоследок — небольшой список вдохновляющих книг, которые могут помочь выстроить путь в новую профессию:

  1. «Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом», автор — Барбара Шер, издательство «Манн, Иванов и Фербер». Подскажет идеи, поможет взглянуть на ситуацию под новым углом.
  2. «30 правил настоящего мечтателя. Практическая мечталогия на каждый день», автор — Ева Кац, издательство «Манн, Иванов и Фербер». Научит планировать перемены, сохранять ресурсы и воплощать мечты.
  3. «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя», автор — Елена Резанова, издательство «Манн, Иванов и Фербер». Поможет сделать первый шаг, когда не знаешь, с чего начать.
  4. «Дао жизни. Мастер-класс от убежденного индивидуалиста», автор — Ирина Хакамада, издательство «Альпина Паблишер». Учит совмещать работу, личную жизнь и увлечения.

Если вы хотите получить независимую оценку того, какая деятельность лучше всего подходит для ваших склонностей и навыков, а какая — не ваше призвание, обратите внимание на онлайн-тест «Профориентация». Он разработан учеными-психологами МГУ им. М. В. Ломоносова. Здесь можно увидеть пример, как выглядит результат теста.

Читайте также: