Как школа влияет на выбор профессии

Опубликовано: 01.07.2024

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.

Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".

"ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

В опросе приняли участие 31 человек.

  1. Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?
    1. обучаться в ССузе – 3 чел.(9,7%)
    2. обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%) 
    3. работать – 5 чел.(16%)
    4.  хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 
    1. да - 24 чел.(77,4%)
    2. нет – 7 чел.(22,6%)
    1. социальная престижность – 8 чел.(25,8%)
    2. зарплата – 10 чел.(32,3%)
    3. возможность сделать карьеру – 9 чел.(29%)
    4. возможность развить свои способности – 6 чел.(19,4%)
    5. интеллектуальный характер профессии – 7 чел.(22,6%)
    6. возможность командовать другими – 5 чел.(16%)
    7. творческий характер профессии – 10 чел.(32,3%)
    8. возможность приносить пользу людям – 14 чел.(45,2%)
    9. возможность общения с людьми – 17 чел.(54,8%)
    10. сложность профессии – 3 чел.(9,7%)
    1. родители - 5 чел.(16%) г) школа, учителя – 4 чел.(12,9%)
    2. наследственные задатки - 8 чел.(25,8%) д) сверстники, друзья – 5 чел.(16%)
    3. материальное положение в семье – 3 чел.(9,7%) е) СМИ – 6 чел.(51,6%)
    4. иной вариант: только мой выбор– 11 чел.(35,5%)
    1. г. Белгород -17 чел.(54,8%)
    2. г. С-Петербург – 2 чел.(6,5%)
    3. г. Москва – 3 чел.(9,7%)
    4. г. Воронеж – 3 чел.(9,7%)
    1. Престиж – 8 чел.(25,8%)
    2. Желание – 6 чел.(19,4%)
    3. Близость к дому – 6 чел.(19,4%)
    4. Посоветовали – 2 чел.(6,5%)
    1. изучаете индивидуальные особенности своей личности – 5 чел.(16%)
    2. интересуетесь требованиями к выбранной профессии - 24 чел.(77,4%)
    3. знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема – 24 чел.(77,4%)
    4. начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления – 15 чел.(48,4%)
    5. начали усиленно заниматься с репетиторами – 8 чел.(25,8%)
    1. да, легко - 6 чел.(19,4%)
    2. возможно – 25 чел.(80,6%)
    3. невозможно, т.к. в настоящее время эта профессия не требуется на рынке труда - 0
    1. Интерес – 8 чел.(25,8%)
    2. Способности – 4 чел.(12,9%)
    3. Заработок – 1 чел.(3,2%)
    4. Желание – 4 чел.(12,8%)
    5. Карьера – 1 чел.(3,2%)
    1. родители – 9 чел.(29%)
    2. родственники – 5 чел.(16%)
    3. друзья – 10 чел.(32,3%)
    4. СМИ – 23 чел.(74,2%)
    5. педагоги – 8 чел.(25,8%)
    6. знакомые – 10 чел.(32,3%)
    7. самостоятельно – 2 чел.(6,5%)
    1. Одобряют – 19 чел.(61,3%)
    2. Не одобряют – 4 чел.(12,9%)
    3. «это твой выбор» - 4 чел.(12,9%)
    1. Пользу – 18 чел.(58%)
    2. Знания – 4 чел.(12,9%)
    3. Квалифицированного специалиста – 4 чел.(12,9%)
    1. Престиж – 2 чел.(6,5%)
    2. Любимое дело – 10 чел.(32,3%)
    3. Самореализация – 9 чел.(29%)
    4. Польза – 4 чел.(12,9%)
    5. Знания – 1 чел.(3,2%)
    6. Материальное обеспечение – 5 чел.(16%)

    Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

    • с формированием профессиональной направленности личности,
    • адекватной самооценкой способностей,
    • реалистичным уровнем притязаний,
    • устойчивыми профессиональными намерениями,
    • достаточной информированностью о профессиях.

    Профессиональное самоопределение- длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.

    На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

    Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.

    В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.

    Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

    • 1 тип - безразличный, меркантильный;
    • 2 тип - нерешительный, фантазирующий;
    • 3 тип - послушный, безответственный;
    • 4 тип - целеустремлённый, уверенный.

    Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.

    Ошибки при выборе профессии:

    1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
    2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
    3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
    4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
    5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
    6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
    7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
    8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
    9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребёнка.
    10. Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

    Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

    Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

    Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

    На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

    Выбор профессии - дело сложное и важное. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

    Почему люди выбирают ту или иную профессию, институт или училище? Казалось бы, здесь должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить. При выборе профессии старшеклассник может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Но на практике не всегда так случается. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших определить интерес по отношению к той или иной профессии. О том, как ведется профориентационная работ в нашей школе, хотелось бы рассказать.

    Негосударственное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» находится на территории микрорайона Кочетовка г. Мичуринска, бывшего железнодорожного поселка Кочетовка, Так сложилось исторически, что она расположена в окружении предприятий железнодорожного транспорта: Мичуринского локомотивного депо, Кочетовской дистанции пути, Кочетовского вагонного депо. Из 20 тысяч жителей Кочетовки около половины работают на железной дороге. А организована она была из потребности обучать детей железнодорожников ещё в 1938 году, когда вблизи территории станции были построены первые жилые дома.

    С тех пор многое изменилось в нашей школе, но неизменным осталось лишь одно. Мы призваны выполнять социальный заказ нашего учреждения: готовить грамотные и достойные кадры для железной дороги. Основной контингент жителей микрорайона школы составляют работники ОАО «Российские железные дороги». 74% родителей обучающихся – железнодорожники. Поэтому приоритетным направлением деятельности школы является профилизация обучения, осуществление профориентации обучающихся на получение железнодорожных профессий.

    Многие поколения кочетовцев связали свои судьбы со стальной магистралью, тем самым благой пример старших, тружеников и защитников Родины – это своеобразный «инструмент» морального воздействия в процессе умелого осуществления профориентации и воспитания достойного гражданина страны.

    ( Слайд 2) Свою работу по профориентации школа строит на основе программы профессионального самоопределения обучающихся НОУ СОШ № 38 ОАО «РЖД» «Мой выбор» на 2009 - 2015 гг.». Цель данной программы:

    - формирование культуры профессионального самоопределения школьников;

    - оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, направленной на железнодорожные профессии.

    Для достижения данных целей решаются следующие задачи: ( Слайд3)

    - формирование у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора железнодорожной профессии;

    - развитие значимых для профессиональной деятельности важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей;

    - создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей;

    - ознакомление обучающихся с информацией о ситуации на рынке труда, со спецификой учебных заведений региона, области, страны;

    - пропаганда востребованных в обществе профессий;

    - оказание помощи обучающимся при решении вопроса о выборе профессии; (слайд 4)

    - организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации обучающихся. Профилизация и профориентация старшеклассников, благодаря введению специализированных элективных курсов, готовящих выпускников к обучению и работе на железнодорожном транспорте;

    - развитие творческих способностей посредством системного осуществления кружковой работы, а также деятельности школьного научного общества. Воспитание нравственности, патриотизма, эстетических вкусов обучающихся;

    - воспитание будущих железнодорожников через организацию деятельности детской общественной организации юных железнодорожников «Магистраль»;

    - работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Тесное сотрудничество с Советом ветеранов станции Кочетовка.

    Профориентация - это целенаправленная деятельность, в которой участвует не только школа, но и другие учебные заведения средне-специального и высшего образования, дающие профессиональное образование; семья, которая формирует профессиональную мобильность подростка; государство, которое определяет экономическое развитие рынка труда.

    С учетом психологических и возрастных особенностей школьников в старшем звене реализуются следующие цели профориентационной работы: (слайд 5)

    -уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

    - обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

    Основными направлениями профессиональной ориентации школьников являются: (слайд 6)

    Информационно-просветительское направление .

    Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

    Диагностическое направление .

    Это направление реализуется в двух планах:

    · самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

    · оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

    Консультационное направление подразумевает содействие выбору человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения.

    Обучающее (или формирующее). В русле этого направления ребёнок воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

    · умение анализировать мир профессий;

    · умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора.

    Профориентационная работа в нашей школе организована на трех социально-возрастных уровнях: ( слайд 7)

    - содействие родительской общественности и ветеранов войны и труда;

    - работа и общение с подростками.

    Первый уровень – это работа с педагогическим коллективом. (слайд 8) Так как в основном работа ложится на плечи классных руководителей и учителей-предметников, то педагоги выступают в качестве основного авангарда специалистов, определяющих уровень успешности осуществляемой деятельности. Не каждая школа может гордиться такими успехами, которые были достигнуты творческим коллективом за последние пять лет. Учителями разработаны и реализуются программы элективных курсов: «Экология на железнодорожном транспорте», «География железных дорог», «Общий курс железных дорог» и другие.

    Большую часть своей школьной жизни обучающиеся проводят на уроке, возможности которого достаточно велики. Учителя - предметники периодически проводят уроки с использованием железнодорожной тематики. Так, например, под руководством учителя математики обучающиеся с помощью родителей провели некоторые исследования по работе железнодорожных предприятий станции Кочетовка и выяснили, как за последние три года изменилось количество перевозок в ДС, насколько увеличилось число отремонтированных платформ, цистерн в вагонном депо, в конце концов, насколько изменилась заработная плата рабочих на железнодорожных предприятий, что тоже немаловажно для выбора будущей профессии. Обо всем этом ребята узнавали, изучая тему «Решение задач на проценты с помощью пропорций». На уроках физики обучающиеся, изучая электродвигатель, рассматривают варианты его применения на железной дороге, решают задачи на нахождение тормозного пути и времени торможения поезда, на уроках экологии рассматривают тему «Воздействие железнодорожного транспорта на природу». Подобных уроков профориентации можно перечислять достаточно много, причем проводятся они не только для старшеклассников, но и для обучающихся классов начальной школы .

    Второй уровень – работа с родительской общественностью, с ветеранами войны и труда. ( слайд 9)

    Весомую помощь, осуществляемую ветеранской организацией станции Кочетовка, трудно переоценить. Ведь усилиями родителей и ветеранов стальной магистрали организуются экскурсии на железнодорожные предприятия: локомотивное депо Мичуринск, станцию Кочетовка, ПЧ, ШЧ, вагонное депо Кочетовка, СПМС – 321.

    Дети встречаются с ветеранами труда, работниками железнодорожного транспорта, знакомятся с династиями железнодорожников. В этой связи очень показательна деятельность детской организации. ( слайд 10) Детская общественная организация «Магистраль» была учреждена в нашей школе в 2005 году дорожным Советом ветеранов. Обучающиеся поддерживают тесную связь с Мичуринским Советом ветеранов, координационным Советом ветеранов станции Кочетовка. Проходят интересные встречи, в процессе которых они узнают о тяжёлом, но благородном труде железнодорожников во время Великой Отечественной войны и в наше время.

    ( Слайд 11) Третий уровень - работа с ученическим коллективом, которая проводится с первого по одиннадцатый класс, имеет свои особенности в младшем и среднем звеньях. Если в младших классах проводится ориентационно-ознакомительная работа с малышами, то с обучающимися среднего и старшего звеньев осуществляется системно организованное взаимодействие как со стороны педагогов, так и представителей родительской общественности – работников железной дороги.

    Немаловажным фактором совершенствования учебно-воспитательного процесса в нашей школе является реализация принципов профилизации обучения. Учитывая социальный заказ компании «РЖД», акцент в обучении сделан на железнодорожную векторную направляющую и на глубокое изучение физико-математических дисциплин.

    ( слайд 12) С 2005 по 2011 год в школе функционировал класс совместного обучения с колледжем железнодорожного транспорта. Воспитанники, обучаясь в 10 – 11 классе, получали железнодорожную специальность на базе Воронежского колледжа в очно – заочной форме. После окончания школы они продолжали свое обучение на третьем курсе этого колледжа.

    С 2005 года в школе организовываются подготовительные курсы по математике и русскому языку для обучающихся 9-ых классов согласно договору с Воронежским колледжем железнодорожного транспорта, а в 2007 – 2008 учебном году с Тамбовским техникумом железнодорожного транспорта.

    С 2007 года школа сотрудничает с Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТом). Совместно с факультетом довузовской подготовки в школе организованы предметные курсы по подготовке старшеклассников к поступлению в МИИТ. Обучающиеся принимают участие в олимпиадах, проводимых Московским университетом. (слайд 13) В прошлом году 5 обучающихся нашей школы приняли участие в открытой олимпиаде по математике, посвященной 175-летию Российских железных дорог. (слайд14) Незабываемыми для них остались экскурсии, организованные руководством ОАО «РЖД», в г. Щербинку во Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, посетили так называемое экспериментальное кольцо, где проводится экспериментальные исследования новейших разработок железнодорожного транспорта, музей ж-д транспорта. В этом году руководство ОАО «РЖД» вновь организовало такие экскурсии для обучающихся ж-д школ. Вовремя весенних каникул 6 обучающихся нашей школы побывали на этих предприятих.

    С 2007 года обучающиеся 8 – 11 классов являются членами школьного научного общества, которое сформировалось из исследовательской группы «Поиск», где они раскрывают свои творческие способности, заняты исследовательской работой. Под руководством учителей созданы проекты по исследованию процессов на железной дороге, экологии на транспорте «Влияние железнодорожного транспорта на экосистемы защитных полос», «Перевозка химических грузов железнодорожным транспортом», «Промывочно-пропарочные станции вагонного депо» и другие. Их работы размещены на сайтах сети Интернет.

    Ежегодно школа организует поездку на Дни открытых дверей в МИИТ, РГОТУПС, Воронежский и Мичуринский колледж железнодорожного транспорта. Организуется просмотр презентационных роликов МИИТа, ВКЖДТ, Мичуринского колледжа. Проводятся встречи со специалистами предприятий Мичуринского отделения дороги и руководством отделения дороги. Многие наши выпускники поступают в железнодорожные вузы России, имея определённую подготовку. Ежегодно наши выпускники становятся студентами вузов Воронежа, Ростова, Москвы и других городов. Как показало время, многие ребята впоследствии становятся железнодорожными специалистами высокого класса.

    По итогам последних 4-х лет из 132 выпускников нашей школа 62 продолжили своё обучение в железнодорожных вузах России . (слайд15)

    Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве.

    Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов.

    Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

    Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

    Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

    Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

    Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

    Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия.

    Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято "примеривать" к себе самые разные профессии.

    Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития.

    Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры".

    Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей.

    Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

    Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

    Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

    Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

    Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "хчу", "могу" и "надо".

    "Хочу" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны.

    С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

    Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

    Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

    Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.

    Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность.

    Весь материал - в документе.

    Содержимое разработки

    Факторы влияния на выбор профессии школьников

    Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:

    Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
    Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.
    Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
    Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
    Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято "примеривать" к себе самые разные профессии.
    Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием "Профессиональный выбор". Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – "жизненную перспективу" – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах "рабочий день"; перспективы повышения профессионального мастерства, "роста", построения "карьеры". Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
    Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
    Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

    Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
    Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя "китами выбора профессии". Называются они "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО".
    "ХОЧУ" – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.

    Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
    Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.
    Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
    Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает "хочу знать", склонность – "хочу делать". Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.

    Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.

    В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».

    Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.

    В опросе приняли участие 31 человек.

    Чем бы Вы хотели заняться после окончания школы?

    а) обучаться в ССузе – 3 чел. (9,7%) в) работать – 5 чел.(16%)

     б) обучаться в ВУЗе - 27 чел. (87%)  г) хочу отдохнуть и развлечься – 4 чел.(13%) 

    2. Определились ли Вы с выбором профессии, если да, каков Ваш выбор?

    Профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств. Для этого надо всесторонне оценить факторы выбора профессии. Их немало, важность их может меняться с течением времени и определяется с учётом особенностей личности подростка. Не страшно, если впоследствии захочется сменить сферу деятельности, нужно, чтобы человек ясно представлял, какие факторы больше всего влияют на выбор профессии.

    Чертежи

    Нужно оценить все факторы выбора будущей профессии

    Этапы выбора

    Ответственный подход к определению своего призвания предполагает поэтапную профессиональную самоидентификацию. Выделяют следующие этапы:

    1. Детский возраст, когда в процессе игры ребёнок примеряет на себя различные роли. Хорошо поступают те родители, которые отдают детей в различные кружки и секции, где дети не только физически и интеллектуально развиваются, но и осваивают азы деятельности.
    2. Средний школьный возраст ассоциируется с первыми, порой слишком романтичными представлениями о различных видах работы.
    3. Старшеклассники имеют уже относительно чёткий план своего профессионального будущего, который может постоянно корректироваться. Но это благо, т. к. тщательный анализ даёт больше шансов на успешную карьеру в дальнейшем. Нужно получить как можно больше информации об учебных заведениях, где готовят подобных специалистов.
    4. По окончании школы выпускник принимает решение о получении той или иной специальности с учётом прохождения профориентации.
    5. Обучение профессии, включающее практическую часть, – знакомство с рабочими буднями.
    6. Начало трудовой деятельности, в состав которой входит и психологическая адаптация.

    Замок из песка

    Перед окончательным выбором проходит несколько этапов подбора, начиная с самого детства

    Важно, чтобы на каждом этапе подросток/молодой человек получал объективную информацию о работе, и если необходимо, то советы по выбору профессии.

    Факторы выбора профессии

    Выбор профессии – процесс двусторонний, обусловленный индивидуальными особенностями человека, часть из которых он может изменить для пользы дела.

    Другие же его черты неизменны, статичны. Не менее важны объективные характеристики, которые являются значимыми при выборе рода деятельности.

    На расхождении дорог

    Выбор зависит от индивидуальных особенностей личности

    Двусторонность также просматривается и в направленности профориентации: полученный в прошлом багаж знаний и умений поможет успешно реализоваться в будущем с учётом большого количества сторонних обстоятельств.

    Факторы, влияющие на выбор профессии, многообразны. Они обусловлены целым рядом причин. На основании этого проводят различные классификации. Основные факторы делят на внутренние и внешние.

    Внутренние

    Они связаны с особенностями человека, стоящего перед выбором специальности. К ним относятся:

    • от состояния здоровья зависит то, работу какой тяжести сможет выполнять молодой специалист, какую интенсивность труда он приемлет (на определённых должностях существуют свои ограничения по здоровью);
    • оценка психологических особенностей личности тоже влияет на выбор профессии,
    • определённые должности предполагают наличие определённых свойств характера;
    • способности, которые обусловлены не только успеваемостью по школьным дисциплинам, но и достижениями в тех и или иных внеучебных сферах;
    • склонности показывают, на что подросток тратит своё свободное время, что приносит ему удовольствие (хобби запросто может перерасти в профессию);
    • амбиции играют не последнюю роль, благодаря их наличию специалист будет уверенно продвигаться по карьерной лестнице; в случае их отсутствия довольно будет рядовой стабильной должности;
    • профессиональные планы (имеется точное представление о будущем месте работы);
    • внутренние психологические проблемы и стремления, которые обнаружить подчас сложно; если человек был лишен в детстве возможности общаться с животными, которых он любит, он может захотеть стать ветеринаром.

    Внешние

    Компас

    На фактор выбора оказывают влияние и социальные причины

    Внешние факторы выбора профессии не зависят от субъекта, они обусловлены причинами, существующими в окружающем мире. Выделяют:

    • уровень престижа специальности – непостоянный фактор, который подвержен изменениям, может определяться уровнем полученного образования: для человека с высшим образованием не престижно становится простым рабочим;
    • нужно учитывать при выборе профессии востребованность, она изменчива, но её можно определить, изучив количество вакансий на рынке труда;
    • размер заработной платы: существует достаточно устоявшееся представление об уровне вознаграждения за ту или иную работу, основные различия между оплатой в коммерческих и государственных организациях;
    • мнение членов семьи: чаще всего родители оказывают значительное влияние на выбор профессии ребёнка, многие из них желают, чтобы он продолжил семейную династию;
    • дружеские связи, под которыми понимается поступление в институт за компанию, наличие знакомых в стенах вуза;
    • воздействие средств массовой информации, пропагандирующих занятость в той или иной сфере;
    • мнение педагогов, которые, имея представление об успеваемости ученика, рекомендуют какое-либо направление обучения;
    • наличие должности в престижной компании, приготовленной специального для этого человека после получения образования;
    • причины выбора профессии могут носит случайный характер: близость вуза, будущего места работы к дому, удобное расписание занятий, возможность пройти практику в интересных местах, удобный график работы в будущем.

    Сбалансированное сочетание внутренних и внешних факторов положительно влияет на выбор профессии. Верно выбранная работа будет приносить моральное удовлетворение и материальный достаток.

    Критерии выбора

    Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, следует тщательным образом всё узнать о ней: возможные места трудоустройства, перспективы карьерного роста. У каждого человека имеются свои критерии выбора профессии, которые он должен детально обдумать, чтобы не допустить ошибки. Эта проблема актуальна в наши дни по причине ускорения темпа жизни, появления значительного числа новых специальностей и направлений деятельности.

    Чаще всего говорят о трёх значимых критериях, закладывающих базис будущего трудоустройства. Их нужно приемлемым образом соединить:

    • желание заниматься определённым делом;
    • возможность работать по той или иной специальности;
    • необходимость заниматься той или иной деятельностью из-за ситуации на рынке труда.

    Оценить правильность выбора профессии можно, проверив себя и свою работу по нескольким критериям:

    • каков размер оплаты труда;
    • выплачиваются ли премии;
    • с какой скоростью происходит повышение в должности;
    • степень сложности поручаемых проектов и ставящихся задач;
    • насколько успешно воплощаются в деятельности способности и применяются знания;
    • присутствует ли в труде творческая составляющая;
    • ощущается ли моральное удовлетворение от процесса работы;
    • какова позиция в коллективе, какой характер носят отношения с коллегами;
    • признан ли авторитет со стороны родственников, друзей.

    Чек лист

    Ваш выбор должен отвечать все критериям

    Чтобы правильно выбрать профессию, следует разложить знания о ней на 4 составляющие:

    • социально-экономическая роль подобного рода занятий в современном обществе;
    • подробный разбор механизма осуществления деятельности;
    • санитарно-гигиенические условия труда, включающие график работы, описание рабочего места;
    • требования, предъявляемые к личности кандидата на должность.

    Заключение

    Работа – важная составляющая жизни, для многих людей она является основополагающей частью. Это смысл их существования. Какое место работа будет занимать в жизни, необходимо решить уже при выпуске из школы. От этого зависит решение следующей проблемы: на какой профессии лучше всего остановить свое внимание, а какой пренебречь.

    Выбор профессии влияет на:

    • отношение к личной жизни (некоторые специалисты вынуждены трудиться по ненормированному графику, что не даёт возможности создать семью или уделить достаточное внимание родным);
    • на физическое здоровье (вредные условия труда могут его подорвать); особенности психики, которые могут проявиться с негативной стороны (профессиональная деформация);
    • смену места жительства (иногда это нужно по долгу службы).

    Скрупулёзный подход к изучению этих моментов поможет принять взвешенное решение.

    В этой статье мы не будем говорить о том, что нужно делать и каких правил придерживаться для того, чтобы ваш ребенок определился с дальнейшей профессиональной ориентацией. Практических советов по выбору жизненной стези здесь вы также не найдете. Мы постараемся максимально раскрыть ряд особенностей, которые могут помешать подростку в решении этой непростой задачи, ну а окружению необходимо лишь постараться их избежать.

    Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…

    Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями. Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом. Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

    какие факторы влияют на выбор профессии

    Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то - подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

    Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

    Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении

    Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае – подростка).

    Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише.

    Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

    Влияние семьи на будущую специальность

    Однако зачастую к возрасту 16-18 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда - лишь как косвенное влияние на чадо.

    тест на выбор профессии

    Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения. То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя – это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными. Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или - что хуже всего – не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

    Социологический аспект выбора жизненной стези

    Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей. К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) – ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность.

    Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы – это всегда психологическая травма в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

    Выбор профессии для школьников - чего стоит опасаться

    Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы – устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.

    мотивы выбора профессии

    Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений. Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

    Психологические блоки и установки

    Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно – психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

    выбор будущей профессии

    Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно. Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно – подросток учится, потерянного времени нет. Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней – сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия.

    Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

    Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии

    Для современных родителей не новость, что в пределах 16-18 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

    выбор профессии для школьников

    Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы – все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы – лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист – юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе – на этот вопрос сможет ответить лишь время. Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей профессии ребенка.

    Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи

    Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса подростковой психологии и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

    Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

    основы выбора профессии

    В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

    Немаловажную роль играет близкое окружение подростка – его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи.

    И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

    Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

    И немного статистики

    В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями.

    выбор рабочей профессии

    Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

    Читайте также: