Как сказать родителям нет при выборе профессии

Опубликовано: 02.10.2024

По статистике, только половина выпускников вузов работает по профессии. Но даже среди счастливчиков, трудящихся по специальности, много тех, кто считает, что занимается не своим делом. И такая тенденция прослеживается уже продолжительное время! Картина наглядно демонстрирует, что к выбору профессии подростки часто не подготовлены. Так как эта сфера жизни чрезвычайно важна, то родителям стоит помочь выпускнику с выбором профессии. Однако не следует путать помощь с собственным решением.

Основные причины, по которым подростки ошибаются с выбором профессии после школы

Прежде всего, это:

  • неуверенность в себе и боязнь сделать выбор;
  • отсутствие вариантов (куда возьмут), возможность поступить с низким проходным баллом;
  • отсутствие понимания, чем хотелось бы заниматься в жизни.

Следует как можно раньше прорабатывать с ребенком его планы на будущее, чтобы не подойти к выпускному классу с неопределенностью и растерянностью по поводу перспектив взрослой жизни. Нередко родители впадают в крайности: либо сами выбирают ребенку профессиональный путь, либо дают ему абсолютную свободу в этом вопросе, полностью отстраняются. Подростка необходимо подвести к сознательному выбору: предоставить ему максимум информации о целях, перспективах и основных задачах профессиональной деятельности в целом. Он должен понимать, что подразумевает та или иная работа, и обладает ли он необходимыми способностями и личностными характеристиками.

Что оказывает наибольшее влияние на самостоятельный выбор подростком профессии?

  • Выбор друзей. Поступление в вуз «за компанию» – очень распространенное явление. Подросток сам не имеет особых предпочтений и поступает туда же, куда и друг.
  • «Модные профессии». За последние пару десятилетий количество «юристов», «экономистов» и «менеджеров» с дипломами, которые в итоге работают в совершенно иных сферах, увеличилось в разы. Причина – отсутствие у выпускников представления о собственных предпочтениях и о реальном спросе на специалистов в этой сфере.
  • Продолжение семейных династий. Часто в семьях, где несколько поколений трудятся в одной сфере, в штыки воспринимается желание ребенка выбрать другую профессию. Подросток стоит перед выбором – или пойти по проторенной дорожке и поступить в «нужный» ВУЗ, чтобы потом всю жизнь заниматься нелюбимым делом, или пойти против семьи и, возможно, вступить в затяжной конфликт.

Задача родителей – избежать крайностей, помочь ребенку к выпускному классу сформировать общее представление о том, чем бы он хотел заниматься в жизни, и предоставить возможность выбора.

Как это сделать?

7 советов родителям, как подростку выбрать профессию

1. Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Способность анализировать информацию и самостоятельно принимать решения – навыки, которым следует обучать ребенка с раннего детства. И это актуально не только для выбора профессии, но и для полноценной адаптации к жизни в социуме. Воспитать самостоятельность за один-два года до окончания школы невозможно.

2. Учитывайте предпочтения и способности ребенка

Чтобы помочь ребенку определиться с будущей профессией, следует помочь ему разобраться в себе, в своих предпочтениях и способностях. И работать над этим следует не в подростковом возрасте, а гораздо раньше: пробовать различные занятия, кружки и секции. Это поможет выявить и развить склонности и интересы, определить, что получается лучше всего, а что вызывает сложности и затруднения. В дальнейшем, когда вы с подростком будете рассматривать разные профессии, то сможете их оценивать с точки зрения необходимых навыков и компетенций.

3. Расскажите ребенку, что работа – это не всегда хобби

Однако выбирать профессию, руководствуясь только предпочтениями и вкусами, тоже нельзя. Задача родителей – донести, что профессиональная деятельность должна стать базой, которая даст возможность содержать себя и свою будущую семью. Например, тот факт, что ребенок с детства занимается спортом и даже имеет определенные успехи, не означает, что он и профессиональную деятельность должен связать со спортом. Спорт – это важный элемент и физического, и личностного развития, но в будущем он может быть просто хобби и увлечением, а для самореализации и формирования своего благосостояния может быть выбрано другое направление.

4. Узнайте, какие профессии востребованы на рынке труда

Изучите реальный спрос на рынке труда. Бухгалтеры, экономисты, адвокаты и менеджеры на сегодня являются востребованными только после достижения определенного уровня профессионализма. А это значит, что с трудоустройством по окончании обучения могут возникнуть серьезные проблемы. Рекомендуется обратиться к статистике центров занятости и далее рассматривать профессии сразу с трех позиций: востребованность, перспективность развития в ближайшие годы и уровень оплаты.

5. Познакомьтесь вместе с профессиями изнутри

Когда определен круг интересующих профессий, постарайтесь изыскать возможность для ознакомления с этой работой изнутри – различные экскурсии на предприятия, общение с работающими в этой области специалистами и т. д. Ребенок должен получить представление, в чем реально заключается работа по выбранной специальности, и как проходит рабочий день.

6. Рассмотрите оригинальные и неочевидные решения

Расширьте кругозор и выйдете за рамки привычных и «модных» профессий. Направлений профессиональной деятельности существует огромное количество, и не стоит зацикливаться на ВУЗах своего региона. Изучите вместе с ребенком, какие вообще существуют специальности, чему учат в вузах за пределами вашего города или даже страны. Возможно, его заинтересует профессия, которая не характерна для вашего региона, но востребована и перспективна в другом (туризм, виноделие, животноводство и т.д.).

7. Дайте ребенку право выбрать учебное заведение и право прервать обучение

После всех совместных рассмотрений, обсуждений и представленных аргументов хорошо бы дать время ребенку все осмыслить и сделать самостоятельный выбор. Не факт, что он понравится родителям и окажется верным. Но это будет его выбор. И следующий важный момент – если после 1-2 лет обучения по выбранной специальности ребенок поймет, что это «не его», он теперь знает, чем действительно хочет заниматься, нельзя заставлять его доучиваться ради диплома. Необходимо поддержать и дать возможность найти свой путь реализации.

Профориентационный компромисс

Довольно часто семья сталкивается с проблемой: ребенок определился с будущей профессией, уже мечтает, как получит заветный диплом и приступит к работе, но выбор абсолютно не совпадает с ожиданиями родителей. Ведь папа с мамой всю жизнь растили «будущего банкира», а ребенок хочет стать автослесарем. Или мечтали о том, что их чадо продолжит семейную династию стоматологов, а ребенок хочет быть юристом…
Как поступить в такой ситуации родителям? Настаивать на своем или все-таки дать ребенку право выбора? Где, а главное, как найти этот профориентационный компромисс между детьми и их родителями?

Большинство родителей уверены в том, что желания ребенка при выборе профессии нужно учитывать, но далеко не все взрослые готовы согласиться с тем, что ребенок может самостоятельно выбирать свой профессиональный путь. Чаще всего родители опираются на ситуацию на рынке труда, изучают, какие профессии наиболее востребованы, какие специальности принесут наибольший доход. Вместе с тем важно уделять внимание способностям и желаниям своих детей. Возможно, ребенок станет прекрасным музыкантом, художником, журналистом или переводчиком. В таком случае учеба на факультете технической направленности может стать ошибкой.

Именно в этот момент часто возникает конфликт между желанием ребенка получить ту или иную специальность и кардинально другим мнением на этот счет у родителей. И, к сожалению, немногие взрослые готовы принять тот факт, что их главная задача – помогать и направлять ребенка, а не выбирать профессию вместо него.

Что делать, если выбор не соответствует вашим ожиданиям

Отнеситесь к решению ребенка с пониманием. Если вас огорчает выбор, который он сделал, не отговаривайте подростка от его решения и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Не навязывайте свое мнение, как истину в последней инстанции. Лучше преподнести его как еще один возможный вариант. Свое мнение в данном случае лучше высказывать не настаивая, в доброжелательной и конструктивной форме.

Помогайте ребенку. Главная задача родителей – не навязывать ребенку готовое решение, а помочь ему определиться самостоятельно, адекватно взвесив все «за» и «против».

Не настаивайте на продолжении семейной династии. Делать выбор таким способом, не учитывая, особенности ребенка, очень рискованно. Иногда случается, что такой выбор бывает успешным. Ведь ребенок растет в условиях, где постоянно соприкасается с особенностями определенной профессии, вольно или невольно участвует в беседах на профессиональную тему, регулярно бывает на работе у родителей, видит, чем они занимаются. В этом случае профессиональные интересы формируются годами, и к моменту выбора профессии ребенок уже четко знает, кем хочет стать.

Не пытайтесь через ребенка реализовать свои несбывшиеся мечты. Многие родители по разным причинам не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Хорошо, если ребенок действительно получил «в наследство» от мамы или папы способности и интерес к профессии. А если нет? Выбор профессии без учета склонностей и интересов может иметь серьезные последствия, особенно если ожидания не оправдаются.

Изучите возможности получения образования по выбранной профессии. В том числе и материальные возможности семьи. Предлагают ли учебные заведения вашего города обучение по выбранной профессии, или предстоит учиться в другом городе? Какова стоимость этого обучения?

Используйте ресурсы школы. В школе работает педагог-психолог, который оказывает помощь учащимся в самоопределении, он может провести профдиагностику. Такой помощью не стоит пренебрегать.

Не настаивайте на выборе профессии исключительно по принципу будущего благосостояния. Конечно, деньги – это важный аспект. Но, если человек работает с удовольствием, выполняет свою работу с душой, то результат достигается быстрее, а качество иногда превосходит все ожидания. Заинтересованность и увлеченность – фундамент будущего профессионализма, а профессионализм – это востребованность на рынке труда, карьерный рост и, как следствие, высокий доход.

Привлеките друзей и знакомых. Например, если подросток хочет стать юристом, а среди ваших знакомых таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, чтобы рассказать о специфике труда. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении

Изучите профессиональные планы своего ребенка. Эту информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. Лучше всего доверительно и неформально побеседовать с подростком о будущем, задать наводящие вопросы и терпеливо выслушать ответы, не хватаясь за голову от неожиданности или удивления.

Помогите ребенку с осознанием его личного уровня притязаний. Задумайтесь, насколько финансовая независимость и материальный достаток значимы для вашего ребенка. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот покупку элитного жилья и автомобилей, отдых на самых дорогих курортах мира могут себе позволить представители далеко не каждой специальности. Важно помочь ребенку объективно оценить необходимый для него уровень дохода.

Изучайте вместе с ребенком информацию о востребованных профессиях и новых перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит информацию о профессии, о существовании которой он даже не догадывался (и не догадывались его родители).

Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, чем занимаются эти специалисты, внятно ответить не могут. Иногда подростки не различают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть директором!», не понимая, что директор, начальник, заведующий – это должности, а не профессии. Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист – не просто пользователь компьютера.
Задача родителя – выступить авторитетным лицом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но и познать себя (свои личностные качества, способности, стремления). Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов – не выдать готовый ответ, а запустить процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Посещайте дни открытых дверей в учреждениях образования. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение – и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение, ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет провести свои студенческие годы. Идите туда просто как в музей, с целью узнать новую информацию, посмотреть, послушать, задать интересующий вопрос.

Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Беседуя с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь только на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: «Что будем делать, если не удастся реализовать намеченное?». Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?».

Главное, отдавайте себе отчет в том, что вы лишь помогаете ребенку определиться, а вовсе не определяете вместо него. С другой стороны, нельзя полностью снимать с подростка ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Из личного опыта консультированияОчень часто ко мне за профориентационной помощью обращаются взрослые люди. Как правило, это успешные личности, с хорошей должностью и завидной карьерой. Профессии у них разные, но многих из них объединяет одно – все они недовольны своей работой. В результате консультации взрослые хотят узнать, в какой сфере они могли бы себя реализовать таким образом, чтобы получать истинное удовольствие от работы, а не только материальный достаток. Многие из них знают в глубине души ответ на свой вопрос, но хотят его проверить, получить подтверждение. Когда консультируешь такого человека, конечно же, выясняешь, как он пришел в профессию, как ее выбирал, кто влиял на его выбор. Практически всегда ответы схожи: «Мама настояла», «Родители выбирали», «Надо было продолжать семейное дело», «Всегда мечтала танцевать, но родители сказали, что это неперспективно»…

Ни в коем случае не хочу сказать, что роль родителей в выборе профессии ребенка носит исключительно негативный характер. Абсолютно нет. Но, когда родители авторитарно подавляют самостоятельный выбор своего ребенка, не учитывают его личное мнение, его индивидуальные способности, склонности, интересы – это ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому к выбору профессии своего ребенка необходимо подойти с особой ответственностью и участвовать в этом процессе по принципу «ВМЕСТЕ, А НЕ ВМЕСТО».

1 этап

Принятие решения о выборе профессии


Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
— нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
— часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
— еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

2 этап

Выбор учебного заведения


Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.
Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях.
Вузы, имеющие государственный статус, существуют много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:
— кто является его учредителем;
— какое время вуз существует на рынке образовательных услуг;
— имеет ли ВУЗ лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая дает гарантию, что у ВУЗа есть материально-техническая база и преподавание ведут квалифицированные преподаватели;
— имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учебу, студент получит диплом государственного образца.
Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдает диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.

3 этап

Поступление в учебное заведение


Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?
Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.
Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.
В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы?
Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.
Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.
Первое, что необходимо знать, - это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.
Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:
— физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.;
— физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.
К сожалению, ни один человек не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно.
Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой».
Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время».
И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3 – 4-разовое питание. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко.

4 этап

Подготовка будущего профессионала


Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы.
Как родители могут помочь ребенку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?
— Оценить свои навыки, способности, сильные стороны.
— Поставить определенную и реальную цель, составить четкое представление о том, какую работу и на каких условиях он хотел бы иметь.
— Соотнести свои возможности с требованиями рынка труда по его специальности.
— Подготовить информацию о себе, составить резюме.
— Определить сферы деятельности и предприятия, где может быть подходящая работа.
— Подготовиться к собеседованию с работодателем.
— Осуществлять активный поиск работы.
— Пройти испытательный срок, заключить трудовой контракт, и начать работу в организации.
Сформировать четкое представление о работе, которую хотел бы получить молодой человек, поможет совместный анализ его предпочтений, который полезно проводить на протяжении всего периода обучения студента. Какие предметы и спецкурсы вызывают наибольший интерес? Какие аспекты изучаемых дисциплин привлекают повышенное внимание – теоретические, исследовательские, прикладные?
Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Ее роль в ходе обучения бесценна:
— она дает представление о содержании и условиях работы;
— предоставляет опыт, который можно анализировать: что получается лучше, и почему? В чем затруднения, и какими причинами они обусловлены? Как преодолеть трудности и развить необходимые для работы умения?
Если практикант проявит себя как перспективный работник и удовлетворит строгим требованиям работодателя, это может стать впоследствии вариантом постоянного трудоустройства.
К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать четкие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.

В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники. Удачи.

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Мария Черезова

В период, когда ребёнок определяется с будущей профессией, многие родители активно влияют на его выбор, предлагая свои варианты. Хотя каждый родитель хочет для детей только лучшего, можно совершить ошибку, которая сильно повлияет на психическое состояние и здоровье ребёнка. В этой статье мы поговорим про влияние родителей на выбор профессии: каким оно должно быть, чтобы сделать процесс самоопределения наиболее комфортным для ребенка.

Для начала давайте разберёмся, когда родители оказывают давление на своих детей и как действительно помочь им в выборе профессии.

Конечно, однозначного ответа тут нет. Всё зависит от родителей и их мер воспитания. Одни действительно помогают своим детям, дают им выбор, свободу, новые возможности. А другие делают всё наоборот, не понимая этого. Такие родители сами решают всё за своих детей, ограничивают их возможности или, что ещё хуже, воплощают через них свои несбывшиеся мечты.

Чтобы основательно разобраться в данном вопросе, рассмотрим действия родителей, чьи дети на самом деле получили от них помощь и поддержку.

Как помочь ребёнку в период самоопределения? И каким должно быть влияние родителей на выбор профессии?

1. Ищите и предлагайте новые варианты профессий

В школе редко затрагивают тему профессий. Дети не знают никаких других интересных специальностей, кроме учителей, врачей, пожарных, полицейских и так далее. Да, это важные профессии, но не у всех есть способности к такой работе. Нужно помогать детям расширять их кругозор, чтобы они видели больше возможностей в этой жизни, а значит и больше вариантов профессий.

Если школа не проводит уроков профориентации, а у ребёнка, нет времени самостоятельно изучить бесконечную тему профессий, то возьмите ситуацию в свои руки. Изучите всё сами и расскажите, например, за ужином и своих находках.

2. Основывайтесь на интересах своего ребёнка

Ваши дети — отдельные личности, все они отличаются друг от друга и от вас, взрослых. У них есть свои мечты, цели, желания, взгляды, мнения, увлечения и предрасположенности к определённому виду деятельности.

Нельзя заставлять учиться человека на врача, если ребенок не понимает биологию и химию. Даже если у вас в роду все были врачами. У ребенка не будет желания учиться по данной профессии, если ему это не интересно, и он ничего не понимает. Только представьте, каким врачом он выпустится из вуза, если вообще доучится.

Он потратит много нервов, времени и всё впустую. Потому что врача, который плохо учился в медицинском универе и не любит свою профессию, нельзя допускать лечить людей.

Поэтому предлагайте разные варианты профессий, ориентируясь на интересы своего ребёнка. Не на свои.

3. Не ставьте на первое место деньги

Родители хотят, чтобы их дети много зарабатывали и были хорошо обеспечены, поэтому настаивают на высокооплачивемой профессии.

Это хорошее желание. Но родители забывают о счастье и о том, что оно не достигается деньгами. Можно быть юристом, получать зарплату выше среднего, но всей душой ненавидеть эту профессию и от того становиться несчастным. А можно быть швеёй и в самом начале своего пути получать гроши, но при этом действительно любить своё дело. Действительно быть счастливым.

Счастье и благополучие ваших детей идёт не от количества денег, а от воспитания, умения учиться и изучать новую информацию, желания стремиться к лучшему. На первый план нужно ставить счастье своего ребёнка, а не деньги.

4. Поймите, что невозможно в 16-18 лет выбрать себе профессию на всю жизнь

Мы живём в 21 веке, когда нас окружает много информации и большие возможности. Сейчас каждый может зарабатывать и с образованием, и без него. Каждый может получить абсолютно любое дополнительное образование.

Даже если ребенок поступит в вуз на специальность, которая ему потом разонравится, это не приговор. Он все равно сможет найти свое место в мире — перевестись в другой вуз, окончить дополнительные курсы, пойти на стажировку. Вариантов много.

Важно понять, что даже если ваш ребёнок выберет профессию и будет утверждать, что в будущем он точно пойдёт по ней работать, это далеко не факт. За годы обучения он сумеет лучше понять себя и свой внутренний мир, сменит множество коллективов и попробует себя в новых направлениях. Это всё очень сильно повлияет на него — и он может решить, что ему не интересна та профессия, на которой он учился все эти года.

Поэтому не относитесь так сурово к выбору профессии и не настаивайте на какой-то определённой. Все может еще много раз поменяться.

5. Не считайте себя умнее ребёнка

Фразы вроде «я лучше знаю», «я старше, я умнее» или «я твой родитель, а значит лучше знаю, что для тебя лучше» только убивают взаимоотношения между вами и вашим ребёнком.

К сожалению, вы не знаете, что сделать, чтобы было лучше. А ваш ребёнок может лучше разбираться в вопросе выбора профессии. Поэтому просто позвольте ему самому решить, кем быть в будущем, не говоря такие неаккуратные и язвительные слова.

Как я уже написала, не все родители оказывают эмоциональное давление на своих детей, но и не все помогают. В этой статье я рассказала, как нужно поступать, чтобы ребёнок к вам прислушивался, доверял и чувствовал поддержку на жизненном пути.

Теперь вы знаете, каким должно быть влияние родителей на выбор профессии. Наши советы помогут вам лучше понимать своего ребёнка и быть с ним на одной волне. Это будет лучшая помощь, которую вы сможете ему оказать. Ваша поддержка — именно то, что на самом деле нужно человеку, который определяется с выбором профессии. Особенно если это ваш ребёнок.

Читайте также: