Как снять главу сельского поселения с должности досрочно

Опубликовано: 16.05.2024

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, каков порядок отстранения от должности главы сельского поселения, которая утратила доверие населения. Совет народных депутатов сельского поселения, состоявший из 10 депутатов,единогласно принял решение о досрочном сложении своих полномочий неделю назад вследствие оказанного давления. К этому их вынудила глава поселения совместно с районной администрацией. Какие действия нужно предпринять жителям села, чтобы удалить главу поселения и выбрать нового?

Порядок предусмотрен законом

Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку
(введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;

4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

3. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

4. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Описание проблемы:

Действующий глава сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования избран на срок полномочий представительного органа из числа депутатов, исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет местную администрацию. Представительный орган муниципального образования планирует досрочно прекратить свои полномочия путем принятия решения о самороспуске, что согласно части 17 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов сельского поселения путем самороспуска действующий глава поселения должен продолжать исполнение своих полномочий до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Возникает вопрос - когда представительный орган сельского поселения нового созыва должен избрать нового главу поселения? Сразу после формирования Совета народных депутатов сельского поселения нового созыва или по истечении срока, на который, в соответствии с уставом муниципального образования, избирались депутаты представительного органа прежнего созыва? Влечет ли досрочное прекращение полномочий депутатов досрочное прекращение полномочий главы поселения в качестве председателя представительного органа? В каком порядке подлежат реализации положения Устава сельского поселения (глава поселения избирается представительным органом из своего состава, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя Совета), если глава поселения продолжит исполнение своих полномочий после формирования Совета нового созыва, но не будет при этом являться депутатом Совета нового созыва?

Ответ.

Действующим законодательством напрямую не урегулирован порядок досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, сочетающего в одном лице сразу три правовых статуса – главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, председателя представительного органа и депутата. Учитывая общие принципы организации местного самоуправления, заложенные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 131-ФЗ, а также исходя из способа аналогии права и закона, применяемого для преодоления пробелов в законодательстве, могут быть сделаны следующие выводы.

1. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено несколько вариантов формирования органов местного самоуправления и замещения муниципальных должностей, однако, существует лишь один единственный способ получения полномочий непосредственно от жителей муниципального образования – это участие и победа в прямых муниципальных выборах. Именно в момент избрания жителями избранный кандидат приобретает властные полномочия, соответствующие правовому статусу депутата или главы муниципального образования (назовем его первичным правовым статусом). Приобретение этим лицом иных правовых статусов (назовем их вторичными) становиться возможным и является следствием наличия у него властных полномочий, полученных по результатам выборов непосредственно от жителей. Другими словами, гражданин, первоначально не став депутатом, не смог бы претендовать ни на пост главы муниципального образования, ни на полномочия председателя представительного органа.

2. Исходя из пункта 9 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа досрочно прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Согласно пункту 1 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ самороспуск является случаем досрочного прекращения полномочий представительного органа.

3. Вопрос о том, является ли досрочное прекращение полномочий депутата основанием для досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, одновременно исполняющего полномочия председателя представительного органа и возглавляющего исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в законодательстве прямо не урегулирован и является спорным.

С точки зрения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в результате избрания главой муниципального образования депутат приобретает новый правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления, имеющего собственные полномочия, не совпадающие со статусом и полномочиями ни главы местной администрации, ни депутата представительного органа [1] . Исходя из этой позиции, досрочное прекращение полномочий депутата, в связи с самороспуском представительного органа, не может рассматриваться в качестве основания для прекращения полномочий главы сельского поселения. Также глава сельского поселения должен будет начать исполнять полномочия председателя вновь избранного представительного органа сельского поселения.

Однако, в рассматриваемом случае применение предложенного Комитетом Государственной Думы подхода к решению проблемы взаимосвязи между первичным и вторичными правовыми статусами представляется невозможным. Выше было показано, что между первичным правовым статусом избранного населением депутата представительного органа и вторичным правовым статусом главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава, имеет место прямая связь. В силу исключения, предусмотренного частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, эта связь между статусом депутата и статусом главы сельского поселения является не только прямой, но и непрерывной. Следовательно, в случае прекращения первичного правового статуса должны быть прекращены и вторичные правовые статусы. Соответственно, в данном случае досрочное прекращение депутатских полномочий должно трактоваться, как основание для досрочного прекращения полномочий главы сельского послания, а также прекращения исполнения им полномочий председателя представительного органа.

Указанная выше логика связи первичного и вторичного правовых статусов отражена в части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения (внутригородского района) или депутата представительного органа поселения (внутригородского района). Как представляется, в рассматриваемой ситуации эта норма может быть использована по аналогии для преодоления имеющегося пробела в законодательстве.

4. Вместе с тем, полного отсутствия органов местного самоуправления в муниципальном образовании не должно быть. Поэтому действующее законодательство и предусматривает разные механизмы временного, исключительного и т.п. осуществления властных полномочий. Именно для исключения перерыва во власти в части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Это означает, что после самороспуска представительного органа и прекращения полномочий его депутатов, глава поселения продолжает исполнять свои полномочия. После избрания нового состава представительного органа избирается новый глава муниципального образования, что автоматически означает и избрание председателя представительного органа и главы местной администрации. Полномочия действовавшего ранее главы муниципального образования прекращаются с вступлением в должность вновь избранного главы.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЯЛКОВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 августа 2018 года N 12/4

О порядке увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности, и применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района Московской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Совет депутатов сельского поселения Вялковское РЕШИЛ:

1. Утвердить Порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности местного самоуправления в сельском поселении Вялковское Раменского муниципального района Московской области согласно приложению 1.

2. Утвердить Порядок применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское, взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, согласно приложению 2.

2. Опубликовать настоящее решение в газете "Информационный вестник "ВЯЛКИ" и информационном портале сельского поселения Вялковское сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения Вялковское Попову М.И.


Глава сельского поселения Вялковское
А.А.Стародонов

Приложение1
к решению Совета депутатов
сельского поселения Вялковское
от 06.08.2018 г N 12/4

Порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района Московской области

1.1.НастоящийПорядок разработан и принят в целях соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское ограничений, запретов и требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

1.2. Под лицом, замещающим муниципальную должность в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское (далее - лицо, замещающее муниципальную должность) в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в настоящем Порядке понимается:

- депутат, член выборного органа местного самоуправления сельского поселения Вялковское (далее - депутат Совета депутатов сельского поселения Вялковское);

- глава сельского поселения Вялковское (далее - глава сельского поселения Вялковское).

1.3.Лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях:

а) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются;

б) непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

в) участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

д) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

е)лицо, замещающее муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

1.3.1. Лица, замещающие муниципальные должности на непостоянной основе, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях:

а) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого они являются;

б) непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

в)лицо, замещающее муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

1.4. Решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия может быть принято Советом депутатов сельского поселения Вялковское по результатам рассмотрения письменной информации, содержащей сведения о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционных правонарушений, указанных в статье 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", представленная в органы местного самоуправления:

1) кадровой службой администрации сельского поселения Вялковское (специалистом, ответственным за ведение кадрового делопроизводства);

2) правоохранительными и другими государственными органами, органами местного самоуправления сельского поселения Вялковское и их должностными лицами;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированными в соответствии с законом иными общероссийскими общественными объединениями, не являющимися политическими партиями, а также региональными и местными отделениями политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;

4) Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Московской области и Раменского муниципального района Московской области;

5) редакциями общероссийских, региональных и местных средств массовой информации.

1.5. До принятия решения об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия, у лица, замещающего муниципальную должность, запрашивается письменное объяснение.

Непредставление лицом, замещающим муниципальную должность, объяснения не является препятствием для принятия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия.

1.6. При рассмотрении и принятии решения об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия должны быть обеспечены:

- заблаговременное получение лицом, замещающим муниципальную должность, уведомления о дате, времени и месте рассмотрения информации, указанной в пункте 1.4 настоящего Порядка, а также ознакомление с информацией о совершении лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения;

- представление лицу, замещающему муниципальную должность, возможности дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для его увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия.

1.7.Удаление главы сельского поселения Вялковское в отставку в связи с утратой доверия при наличии оснований, предусмотренных ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", осуществляется по инициативе депутатов Совета депутатов сельского поселения Вялковское или по инициативе Губернатора Московской области в порядке, предусмотренном ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

1.8. Решение об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов сельского поселения Вялковское

1.9. Решение об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия главы сельского поселения Вялковское подписывается председателем Совета депутатов сельского поселения Вялковское, либо Заместителем председателя Совета депутатов..

1.10. При рассмотрении вопроса об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного лицом, замещающим муниципальную должность, коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.

1.11.Вопрос об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия должен быть рассмотрен и соответствующее решение принято не позднее одного месяца со дня поступления информации, указанной в п.1.4 настоящего Порядка в Совет депутатов сельского поселения Вялковское, не считая периодов временной нетрудоспособности лица, замещающего муниципальную должность, пребывания его в отпуске, периода неисполнения должностных обязанностей по иным уважительным причинам, а также периода проведения в отношении него соответствующей проверки.

При этом решение об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия должно быть принято не позднее шести месяцев со дня поступления результатов проверки о совершении коррупционного правонарушения.

Решение Совета депутатов сельского поселения Вялковское о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов сельского поселения Вялковское принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В решении об увольнении (освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия указываются существо совершенного им коррупционного правонарушения и положения нормативных правовых актов, которые им были нарушены, а также основания, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

1.12. Копия решения об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия лица, замещающего муниципальную должность, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения вручается указанному лицу под расписку либо в этот же срок направляется ему заказным письмом с уведомлением.

1.13. Лицо, замещающее муниципальную должность, вправе обжаловать решение об увольнении (освобождении от должности) в судебном порядке.


Приложение 2
к решению Совета депутатов
сельского поселения Вялковское
от 06.08.2018 г N 12/4

Порядок применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района Московской области, взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции


1. Общие положения

1.2. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего устанавливается за совершение дисциплинарного проступка.

1.3. Взыскания за коррупционные правонарушения применяются к муниципальным служащим представителем нанимателя (работодателем).

II. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

2.1. За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а именно:

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

2.1.1. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации":

- непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя (работодателем), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

2.2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением представителя нанимателя (работодателя).

2.3. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, установленные пунктом 2.1 настоящего Порядка.

III. Порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания

3.1. Дисциплинарные взыскания применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной кадровой службой администрации сельского поселения Вялковское по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих в администрации сельского поселения Вялковское и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия), если доклад о результатах проверки направлялся в Комиссию;

3) объяснений муниципального служащего;

4) иных материалов.

3.2. Перед применением взысканий за коррупционные правонарушения по решению представителя нанимателя (работодателя) проводится проверка. Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде.

3.2.1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя (работодатель) должен затребовать от муниципального служащего письменное объяснение.

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования

Житель села Долгая Поляна Порецкого района Чувашской Республики А. обратилась в суд с заявлением о восстановлении нарушенных конституционных прав и назначении выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, поскольку вступившим в законную силу приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К. являясь главой данного поселения, была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 292 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, а согласно пункту 6 части 6 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 11 января 2013 г. заявление А. оставлено без удовлетворения. Отказывая в удовлетворении заявления А. о назначении выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, суд исходил из того, что 10 октября 2010 г. К. избрана главой Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики и занимает эту должность до настоящего времени. Приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К. осуждена по части 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей. Каких-либо решений уполномоченных органов или суда об освобождении её от занимаемой должности не принималось, установленные законом процедуры, которые должны быть проведены при освобождении должности главы сельского поселения, не проводились, следовательно, полномочия К. как главы муниципального образования не прекращены и оснований для назначения досрочных выборов не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает данные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы должностных лиц (главы), органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов. В силу пункта 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Уполномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 7 статьи 21 Устава Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики. Из анализа указанных выше правовых норм следует, что основанием для прекращения полномочий должностных лиц (главы) местного самоуправления является вступление в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда, вне зависимости от меры и вида наказания, а также погашения судимости и проведения процедур отстранения указанного должностного лица от исполнения служебных обязанностей каким-либо органом или уполномоченным лицом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Порецкой территориальной избирательной комиссии Чувашской Республики от 10 октября 2010 г. № 51/32-П выборы главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики признаны состоявшимися и действительными. Главой Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики избрана К. Вступившим в законную силу приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2010 г. К. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей в доход государства.

Таким образом, имеются основания, предусмотренные пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, для досрочного прекращения полномочий главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики К. и, соответственно, для назначения досрочных выборов главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики.

Между тем ни Собрание депутатов второго созыва Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики, ни Порецкая территориальная избирательная комиссия Чувашской Республики досрочные выборы главы Сиявского сельского поселения Порецкого района Чувашской Республики в установленные законом сроки после вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении К. не назначили.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае, если в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 названного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

В силу пункта 10 статьи 10 названного Федерального закона, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 данной статьи срок выборы в органы местного самоуправления, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2013 № 31-АПГ13-2 решение суда отменено и принято новое решение, которым удовлетворено заявление А.

Удовлетворяя заявление А., Судебная коллегия исходя из того, что в силу статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ и пункта 24 Устава Сиявского сельского поселения выборы главы муниципального образования назначаются Советом депутатов поселения, полагает необходимым возложить на Совет депутатов Сиявского сельского поселения обязанность назначить выборы главы поселения, установив срок, в течение которого указанная обязанность должна быть исполнена, равный 45 дням с момента вступления в законную силу настоящего определения суда апелляционной инстанции, полагая, что данный срок соответствует требованиям разумности и обеспечивает реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

В селе Коболдо Селемджинского района решается вопрос о назначении и. о. главы местной администрации. Прежний руководитель Тимофей Миронов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Сделал он это после работы в селе комиссии, в которую вошли сотрудники министерства внутренней и информационной политики, куратор Селемджинского района и представитель районной администрации. Причиной проверки стало письмо от жителей села. «Амурская правда» сегодня публикует его и итоги работы комиссии.

Жители амурского села сняли своего главу с должности / В селе Коболдо Селемджинского района решается вопрос о назначении и. о. главы местной администрации. Прежний руководитель Тимофей Миронов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Сделал он это после работы в селе комиссии, в которую вошли сотрудники министерства внутренней и информационной политики, куратор Селемджинского района и представитель районной администрации. Причиной проверки стало письмо от жителей села. «Амурская правда» сегодня публикует его и итоги работы комиссии.

Обратите внимание на ситуацию, которая творится в нашем селе Коболдо Селемджинского района. Дело в том, что осенью 2013 года был избран новый глава села Тимофей Валерьевич Миронов. Если бы мы знали, какое беззаконие и произвол он устроит, то сто раз бы подумали, прежде чем голосовать за него.

Свою работу в качестве главы Миронов начал с выживания неугодных ему людей. Своими придирками, хамством, ложью он вынудил уволиться сначала директора сельского клуба Круглову Е. П., следом библиотекаря Никуличеву Е.Ф., далее водителя Барыкова В. Б. Люди, не один год добросовестно проработавшие на этих местах, вынуждены были уволиться «по собственному желанию». На место директора клуба Тимофей Валерьевич устроил свою жену Миронову Е. Ю. При ее руководстве культурная жизнь поселка угасла, мероприятия проводятся формально. Так, детские утренники на 1 июня и Новый год по времени занимали всего 20—30 минут. Хотя раньше проводились замечательные концерты, игровые программы. В библиотеке устраивались развлекательные мероприятия, тематические вечера, творческие посиделки для взрослых.

Кроме того, по распоряжению главы из клуба были убраны тренажеры, так как понадобилось помещение, в котором они были установлены. У сельских ребятишек и так не много развлечений, зимой только школьная секция и тренажеры, но и последнего дети были лишены.

За полтора года нахождения на месте главы для села ничего не сделано! Если прежние главы сельской администрации ежегодно устраивали сход жителей и отчитывались в проделанной работе, то нынешний так и не посчитал нужным сделать этого. Зато в нерабочее время гонять на собственном автомобиле с бешеной скоростью по центральной улице поселка — это пожалуйста, как и устроить драку в клубе в новогоднюю ночь. На все претензии людей у главы один ответ: «А вы докажите!» Получается, что все общение с ним должно проходить с наличием диктофона или видеокамеры.

В декабре прошлого года мы жаловались на главу села в область, но с него только была взята объяснительная, в которой он полностью исказил все факты в свою пользу. Также представил характеристики от руководителей предприятий, которые существуют в нашем селе. Естественно, они были хорошими. А как все обстоит на самом деле, никто не проверял, с простыми людьми никто не разговаривал.

На главу неоднократно поступали жалобы и в прокуратуру. В результате он пообещал устроить войну многодетной матери, которая должна была получить жилье и пожаловалась на его действия, чем уже полгода и занимается. По его приказу ей не выдаются справки, постоянно поступают какие-то нелепые жалобы и заявления в административную комиссию. Мы очень надеемся на вашу помощь. Может быть, у нашего главы наконец-то появятся начальники.

Коллективное письмо жителей села Коболдо, Селемджинский район

От редакции АП

Письмо жителей села Коболдо Селемджинского района мы направили в областное министерство внутренней и информационной политики, чтобы специалисты разобрались в сложившейся ситуации. На прошлой неделе в Коболдо выезжала комиссия в составе сотрудников министерства, куратора Селемджинского района, а также представителя районной администрации. После встреч с руководством и жителями села глава данного населенного пункта написал заявление об уходе по собственному желанию.

— Мы встретились с авторами письма, бывшей главой села, работником ФАПа, директором школы, и, как выяснилось, факты, указанные в обращение сельчан в газету «Амурская правда», подтвердились, — комментирует и. о. министра внутренней и информационной политики Амурской области Валентина Швец, которая в составе комиссии посетила Коболдо. — После этого состоялась наша встреча с главой села Тимофеем Валерьевичем Мироновым, мы побеседовали, коснулись всех моментов, о которых говорилось в письме жителей Коболдо. Также объяснили, что не увольнять его приехали, а хотим наладить диалог между ним и сельчанами.

Тимофей Валерьевич очень эмоционален в словах и поступках, поэтому между ним и сельчанами и возникло недопонимание. Кроме того, мы объяснили, что в назначении супруги на должность директора клуба прослеживаются элементы коррупции. Что касается увольнений, то они тоже, скорее, касались межличностных отношений, нежели профессиональных. Хотя люди держались за эту работу, ведь у всех дома дети, которых нужно содержать.

Насчет матери троих детей, жилье которой было непригодно для проживания, то мы договорились с Тимофеем Валериевичем и главой района Сергеем Анатольевичем Капшук, что семье дадут дом под разбор, за счет которого она сможет сделать реконструкцию своего старого дома. В общем, у нас сложилось впечатление, что глава села понял и учел свои недоработки. Однако вскоре после нашего отъезда он принял решение сложить с себя полномочия и написал заявление по собственному желанию. На сегодняшний день решается вопрос о назначении и. о. нового главы, вероятно, это будет один из депутатов районного совета. Очень жаль, что руководство села, столкнувшись с такими проблемами, подало в отставку, хотя жители этого не требовали. Люди лишь хотели, чтобы он выстроил нормальные с ними отношения.

Читайте также: