Как темперамент влияет на выбор профессии презентация

Опубликовано: 03.10.2024

Цветкова Мария Александровна

Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни. Полностью зависит от особенностей высшей нервной деятельности .

Иван Петрович Павлов - физиолог

Тип нервной системы по И.П.Павлову Сангвиник Флегматик сильный уравновешенный Подвижный Холерик сильный уравновешенный Инертный Меланхолик сильный неуравновешенный подвижный слабый неуравновешенный инертный «КРУГ» Айзенка Меланхолик Обидчивый Тревожный Впечатлительный Пессимистический Необщительный Флегматик Холерик Раздражительный Агрессивный Оптимистический Лидирующий Активный Сангвиник Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Надежный Спокойный Общительный Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Инициативный

Р екоме ндации по выбору профессии с учетом темперамента Сангвиник Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства. Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.

Флегматик Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. С подчиненными-флегматиками необходимо держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать и поощрять их инициативу. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера. Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик Тип работы : их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы). Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и др. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Какие утверждения верны? Современную классификацию темперамента создал… А) К. Линней Б) Гиппократ В) И.П. Павлов

Сильный, уравновешенный тип нервной системы делится на… А) неуравновешенный и слабый; Б) подвижный и неподвижный.

Формирование типа нервной системы зависит от: А) влияния окружающей среды; Б) наследственности; В) наследственности и окружающей среды.

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. Вильгельм Вундт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе.


Презентация к уроку:"Темперамент и выбор профессии"

Презентация к уроку по профессиональному самоопределениюТема: "Темперамент и выбор профессии".


Влияние темперамента на выбор профессии
Профориентационное занятие "Темперамент и выбор профессии"

Данное занятие будет полезно в практике педагогов, которые занимаются профориентационной деятельностью. Занятие очень интересное, полезное и нравится ребятам.

Выбор профессии - очень важный и ответственный шаг на жизненном пути. Выбрать нужно ту профессию, заниматься которой будешь с радостью, сможешь оптимально использовать свои во.


Темперамент в выборе профессии

Презентация на тему: " Темперамент Типы темперамента Влияние темперамента на выбор профессии." — Транскрипт:

1 Темперамент Типы темперамента Влияние темперамента на выбор профессии

2 Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

3 Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

4 -Как вы думаете от чего это зависит?

5 Темперамент – врожденное свойство личности, то есть природно обусловленное, дано человеку от рождения и неизменимо в течение всей жизни.

6 Тип нервной системы по И.П.Павлову Сангвиник Флегматик -сильный -уравновешенный -Подвижный Холерик -сильный -уравновешенный -Инертный Меланхолик -сильный -неуравновешенный -подвижный -слабый -неуравновешенный -инертный «КРУГ» Айзенка Меланхолик Обидчивый Тревожный Впечатлительный Пессимистический Необщительный Флегматик Холерик Раздражительный Агрессивный Оптимистический Лидирующий Активный Сангвиник Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Надежный Спокойный Общительный Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Инициативный

8 Холерик Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив.

9 Холерик Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

10 Сангвиник Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка.

11 Сангвиник Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер- технолог и др. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Организаторские способности.

12 Флегматик Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Много внимания уделяет подготовительному периоду. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости, продуманной организации труда. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

13 Флегматик Рекомендуемые профессии: машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

14 Меланхолик Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе –низкая. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности. Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

15 Меланхолик Рекомендуемые профессии: швея- модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер и др. Склонность к практическому труду, наблюдательности.

16 Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Также нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Уже сам факт их существования на протяжении тысячелетий подтверждает их жизнеспособность и целесообразность.

17 Смешанный темперамент Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов. Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

19 - Что нового вы сегодня узнали ? -Ребята, скажите, нужны ли нам знания, полученные на занятии?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Влияние темперамента на выбор профессии"»

ГАПОУ КО «Медицинский техникум» «Влияние темперамента на выбор профессии» 17.12.2020

ГАПОУ КО «Медицинский техникум»

«Влияние темперамента на выбор профессии»

Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, – входящих в его состав. Исходя из его учения, знаменитый врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «Detemperamentum» (от лат. «соразмерность», «надлежащее соотношение частей»). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены четыре основных типа темперамента, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis– кровь), флегматик (от греч. phlegma– флегма), холерик (от греч. chole – желчь), меланхолик (от греч. melaschole – черная желчь).


Какие профессии подходят холерику, сангвинику, флегматику, меланхолику

Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Меланхолик чувствителен, раним, бывает тревожен. Однако его переживания не особенно заметны внешне: в коллективе меланхолик обычно достаточно замкнут. Круг его общения узок, однако отношения с людьми складываются у него прочные и глубокие. Спокойно переносит меланхолик и одиночество. Он быстро устает от общения, особенно с малознакомыми людьми, при этом в общении он тактичен, внимателен, наблюдателен. Меланхолику важна поддержка и одобрение, он с трудом переносит неудачи и болезненно воспринимает критику. В деятельности способен проявлять тщательность, исполнительность, быть очень внимательным к деталям

Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе.

Сангвиник воспринимается в коллективе как активный, жизнерадостный и доброжелательный человек. Он отличается уравновешенностью; можно сказать, что он беспокоен внешне, но спокоен внутри. Его характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая переключаемость с одной задачи на другую, при этом – склонность к некоторой поверхностности. В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Сангвиник общителен, у него обычно широкий круг контактов и несколько близких друзей, он легко устанавливает новые контакты.

Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Это самый стабильный тип нервной системы. Типичный флегматик отличается уравновешенностью, стрессоустойчивостью, низкой эмоциональностью. Его характеризует медленный темп речи, движений и деятельности. Однако знакомую деятельность флегматик выполняет в среднем темпе и с высокой точностью. В общении флегматик – это уравновешенный, спокойный, немногословный, рассудительный человек, потребность в общении у флегматика невысока, круг контактов обычно довольно узкий

. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Психологическая характеристика темперамента. Свойства темперамента: Реактивность – это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других – «не понятно, обрадовался он или огорчился». Активность – свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир. Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения. Темп реакций – свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Психологическая характеристика темперамента. Свойства темперамента:

Реактивность – это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других – «не понятно, обрадовался он или огорчился».

Активность – свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.

Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.

Темп реакций – свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.

Какие же великие и известные люди обладали тем или иным типом темперамента: – сангвиники – А. И. Герцен, П. Бомарше, Н. Бонапарт; – холерики – Пётр I, И. П. Павлов, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев; – флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон; – меланхолики – Н. В. Гоголь, А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский.

Какие же великие и известные люди обладали тем или иным типом темперамента:

– сангвиники – А. И. Герцен, П. Бомарше, Н. Бонапарт;

– холерики – Пётр I, И. П. Павлов, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев;

– флегматики – И. А. Крылов, М. И. Кутузов, И. Ньютон;

– меланхолики – Н. В. Гоголь, А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов, П. И. Чайковский.

востребованности профессии на рынке труда.

Способности.

трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера – эмпатия, коммуникабельность.

Содержимое разработки

 ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ Разработала Педагог-психолог МБОУ СОШ №7 Бузынина А.Н.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Педагог-психолог МБОУ СОШ №7

Упражнение «Цепочка»

Упражнение «Цепочка»

Профессиональный выбор зависит от: возможностей каждого (его способностей, темперамента) требований профессии к личности соискателя востребованности профессии на рынке труда интересов и склонностей

Профессиональный выбор зависит от:

возможностей каждого (его способностей, темперамента)

требований профессии к личности соискателя

востребованности профессии на рынке труда

интересов и склонностей

Способности

Темперамент-это Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих формально-динамическую сторону психики (интенсивность, скорость, темп), которые устойчиво проявляются во всех видах деятельности.

  • Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих формально-динамическую сторону психики (интенсивность, скорость, темп), которые устойчиво проявляются во всех видах деятельности.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго па чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго па чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность.

Тест «Айзенка» Обработка. Подсчитай количество плюсов и минусов, совпадающих с указанными номерами вопросов, отмечая палочкой на строчке каждое совпадение. Запиши полученное число. Л ____________________________________ -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, -40 , +44, -48. Чем меньше количество баллов, полученное по этой шкале, тем выше степень твоей искренности. И ________________________________________ +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30,-33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59. Чем больше количество баллов по этой шкале, тем выше потребность в общении. СТ ________________________________________ +2, +5, +7, +10, +13, +15, +18, +21, +23, +26, +29, +31, +34, +37, +39, +42, +45, +47, +50, +52, +54, +56, +58, +60

Обработка. Подсчитай количество плюсов и минусов, совпадающих с указанными номерами вопросов, отмечая палочкой на строчке каждое совпадение. Запиши полученное число.

  • -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, -40 , +44, -48.
  • Чем меньше количество баллов, полученное по этой шкале, тем выше степень твоей искренности.
  • +1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30,-33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.
  • Чем больше количество баллов по этой шкале, тем выше потребность в общении.
  • +2, +5, +7, +10, +13, +15, +18, +21, +23, +26, +29, +31, +34, +37, +39, +42, +45, +47, +50, +52, +54, +56, +58, +60

Круг Айзенка

  • Агент страховой Web-дизайнер
  • Адвокат
  • Андеррайтер
  • Аниматор
  • Бренд-менеджер
  • Букмекер
  • Бухгалтер
  • Визажист
  • Гид
  • Директор по развитию (топ-менеджер)
  • Логистик
  • Операционист банка
  • Риэлтер
  • Секретарь

-80%

Демонстрация слайда 1 (Приложение 1). Тема: Темперамент и профессия, для ознакомления учащихся с целями и задачами урока.

II. История развития учения о темпераментах

Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент. Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно отличаются друг от друга по особенностям поведения, впечатлительности, проявляемой энергии.

  • Свойство крови – теплота. Назначение её – согревать организм.
  • Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм.
  • Свойство желтой желчи – сухость. Назначение её – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его.
  • Свойство черной желчи – сырость. Назначение её – поддерживать сырость, влагу в организме.

Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания.

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей.

Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь.
Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день. Эта типология очень хорошо описана в стихах в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.).

Холерик (от латинского chole – желчь)

Желчь существует – она необузданным свойственна людям,
Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;
Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Сангвиник (от латинского sanguis – кровь)

«Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Флегматик (от латинского phlegma – флегма)

Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,
Лень порождает она и ленивое крови движенье,
Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…

Меланхолик (от латинского melaschole – чёрная желчь)

Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.

III. Теории темперамента

По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения.

Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной.

Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом.

Воззрения врачей древности нашли своё продолжение в более поздних работах учёных. Немецкий учёный Иммануил Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов.
Были и другие теории темперамента.

Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Темпераменты по К. Сиго: дыхательный; пищеварительный; мускульный; мозговой.
Конституциональные теории: темперамент зависит от типа телосложения. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделил 4 типа телосложения: пикнический тип (от греческого pyknos – толстый, плотный); астенический тип (от греческого astenos – слабый); атлетический тип (от греческого athlon – борьба); диспластический тип (от греческого dis – плохо, plastos – сформированный). Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический, иксотимический.
Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг).
Своеобразное решение предложил К. Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения: экстравертированный; интровертированный.
Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм.

Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать: по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесию между ними.

Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный– холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

IV. Самостоятельная работа учащихся с тестом

Перейдя к слайду 2 (Приложение 1). Определяем темперамент и записываем в тетрадях предложенный вид оформления результатов.

V. Графическое изображение результатов

По результатам, полученным при выполнении теста, учащиеся находят значения параметров индивидуальности человека, выделенных Г. Айзенком: экстраверсию – интроверсию и эмоциональную устойчивость – неустойчивость.

Интерпретация показателей по шкалам «интроверсия – экстраверсия» (замкнутость, пассивность – общительность, активность), «эмоциональная стабильность – нестабильность» (уравновешенность – неуравновешенность) представлена на слайде 3 (Приложение 1). Интерпретация результатов. Используя выделенный текст желтого цвета (гиперссылка) в слайде, учащиеся знакомятся с расшифровкой результатов теста.

Нахождение «Точки темперамента». Для работы используем слайд 4 (Приложение 1). Круг Айзенка. Используя числовые значения, полученным при выполнении теста, учащиеся строят «точку темперамента». Вернувшись к слайду 4. Круг Айзенка, учащиеся определяют свой тип темперамента, исходя из того, где находится «точка темперамента» и нажав на слайде 4 на свой тип темперамента, с помощью гиперссылки, перейдут к описанию своего типа темперамента. Далее учащиеся знакомятся с определением своего типа темперамента, с помощью демонстрации слайдов 5 – 8 (Приложение 1 или Приложение 2: «Четыре основных типа темперамента»).

Для перехода к следующему слайду необходимо нажать на фигурку медведя. Для учащихся с меланхолическим типом темперамента – просто щелкнуть мышкой.

1. Посмотрите, как бурно переживает болельщик победу своей хоккейной команды. «Наверное, он холерик» – думаем мы.
2. Но вот он демонстрирует свою общительность. «Это настоящий сангвиник», — хочется сказать нам
3. Когда тот же мальчик спокойно, не торопясь готовит уроки, нам кажется, что он флегматик.
4. А когда в классе, не ответив на вопрос учителя, мальчик идёт за парту с унылым видом, его легко принять за меланхолика.

Чистыми холериками или флегматиками люди бывают очень редко. В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного; определить точно «кто есть кто?» может только специалист после тщательного обследования. Во-вторых, если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», как справедливо заметил Проперций, на что же тогда человеку сила воли? С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. «Всякий человек есть творец своей судьбы» – эти слова Саллюстия не вредно запомнить.

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер «замешивается» на темпераменте.

Нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих свойств и типов нервной системы, все варианты темперамента — норма. Это природные свойства и их необходимо знать и понимать в своем поведении, поведении окружающих и, конечно же, учитывать в таком важном деле, как выбор профессии. Положительные (как и отрицательные) качества могут появиться при всяком темпераменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена личность, как она воспитывается.

Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Учащимся демонстрируется слайд 10 (Приложение 1). Психотехнические игры для развития личности. С помощью этого слайда учащиеся смогут ознакомиться с упражнениями, рекомендуемыми для их типа темперамента. Для этого надо выбрать курсором свой тип и перейти к упражнениям (с помощью гиперссылки)

VII. Темперамент и профессия

Природные особенности необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам. Учитывая это, психолог К.М. Гуревич предложил классифицировать профессии по признаку их абсолютной или относительной профпригодности.

Если профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора, то ее следует отнести к 1-й группе — группе профессий с абсолютной профпригодностью (профессии 1-го типа). Попросить учащихся привести примеры профессий 1-го типа. Если же данной специальностью может овладеть практически любой человек, то ее можно отнести ко 2-й группе профессий, требующей относительной профпригодности (профессии 2-го типа). Попросить учащихся привести примеры профессий 1-го типа. Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Но даже при этом нужно учитывать свои природные свойства, чтобы найти наиболее подходящую специализацию в рамках профессии.

Каким же образом темперамент влияет на успешность профессиональной деятельности?
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М. И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели и имели различные типы темпераментов. Однако каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их различных типов темперамента.

Можно предположить, что темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности. Иными словами, темперамент, мало поддающийся изменениям в течение жизни, необходимо учитывать при определении профессионального будущего.
Наблюдения за работой ткачих с холерическим типом темперамента в условиях многостаночного обслуживания показывают, что они меньше, чем ткачихи-флегматики, тратят времени на хождение вдоль линий станков, в результате экономнее расходуют свои силы. Ткачихи-флегматики в силу присущей им размеренности и старательности тратят много времени на устранение обрывов нити, для чего вынуждены постоянно перемещаться. Однако производительность труда у ткачих с холерическим и флегматическим типом примерно одинакова. Установлено, что к условиям монотонного конвейерного производства быстрее и с меньшими трудозатратами приспосабливаются люди с флегматическим и меланхолическим типом темперамента.

Из сказанного можно сделать вывод: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии.

Психологи выяснили, что два меланхолика — отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать. А чем это может кончиться для меланхолика, прекрасно показано хотя бы в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника». Два холерика яростны в работе, как (да простится мне такое сравнение) пара норовистых лошадей. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу. Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются – сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь.

Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкитера»? Атос, Портос, Арамис и Д’Араньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы. Демонстрация слайда 11 (Приложение 1). Принцип эффективной работы в группе.

VIII. Психологический практикум

Упражнение «Определи темперамент»

Учащимся предлагается определить темперамент следующих исторических личностей по фотографиям (ответы заранее не даются). Для работы используются слайды из презентации 12 – 16 (Приложение 1). Крылов И.А., Кутузов М.И., Ньютон И. — флегматики; Бонапарт Н., Бомарше П., Герцен А.И. — сангвиники; Суворов А.В., Менделеев Д.И., Пушкин А.С., Петр I, Павлов И.П. — холерики; Блок А.А., Гоголь Н.В., Лермонтов М.Ю., Чайковский П.И. — меланхолики.

– Давайте попробуем провести параллель между типами темперамента и

временами года;
природными явлениями;
стихиями;
основными цветами восьмицветного теста М. Люшера.

IX. Домашнее задание (слайд 18, Приложение 1)

– Каждый должен подумать, что в нём, в его темпераменте является самым важным, самым существенным, и найти для этого краткую форму выражения, можно стихотворную, в виде цитаты («Лёд и пламень»; «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя»; «Тиха, печальна, молчалива…» и т. п.) или метафоры.

X. Заключительная фраза урока (слайд 19, Приложение 1)

– В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы – холериком, в исполнении решений – флегматиком.

Читайте также: