Как в 7 классе определиться с профессией

Опубликовано: 17.05.2024

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий в игровой форме, создать информационное представление о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии.

Задачи: Пробудить у подростков интерес к знакомству с различными видами деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному Подготовила определению.

Актуальность:

• формирование познавательного интереса; творческих способностей учеников;

• сплочение участников образовательного процесса (дети, родители, учителя)

Ход классного часа.

Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Помните, как в сказке: «Налево пойдешь…». Ваш путь начинается с перекрестка не 3х, а 50ти тысяч дорог. Столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Вы ещё пока в 7 классе, но выбор профессии - не за горами. Поэтому и начнём с вами постепенно знакомиться с миром профессий, многие из вас уже задумывались над этой проблемой. А некоторые из вас уже осознанно выбрали свой путь в жизни, свое будущее.

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции путем проб и ошибок. Негативные последствия этих ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются.

А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Игра «Рука судьбы».

Цель игры: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем ребята вытаскивают из мешка, не глядя. Посмотреть на эмоции детей.

Поэтому с самого начала нужно задать себе вопросы и честно ответить на них, выбрать правильно свой путь, осознанно, чтобы потом не мучиться на нелюбимой работе, мечтая о другой.

Подготовка к конкурсу команд.

Сегодня мы познакомимся с различными профессиями. Для этого мы разделимся на 2 команды, т. к. знакомство будет проходить в игровой форме. Итак, команда ___ и команда. Выберите капитанов команд.

Разминка.

И теперь ваше первое задание.

Есть классификация профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Итак, внимание! Я сейчас назову эти 5 типов, а вы внимательно прослушайте информацию, чтобы потом правильно определить, какие профессии относятся к тому или иному типу. Готовы?

1) Профессии типа «человек-природа» - где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы (например, лесник).

2)»Человек-техника» - где объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия (например, радиомеханик).

3) «Человек-человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы (педагогика).

4) «Человек-знаковая система» - объекты условные знаки, шифры, коды, таблицы (программисты).

5) «Человек – художественный образ» - объект - художественные образы, (ювелир).

Задание разминки состоит в следующем. Я назову вам профессии, а вы должны правильно отнести их к одному из этих типов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.

1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, портной, кружевница, гончар, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.

2 «Человек – природа»: инженер – геолог, метеоролог, техник – топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод

3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник, слесарь – сантехник, каменщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, водитель трамвая, моторист, бортинженер, пилот.

4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, музейный работник, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра.

5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, техник – математик, штурман гражданской авиации, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, стенографистка, машинистка, телефонист.

«Профсловар ь».

А сейчас я буду зачитывать вам слова, ваша задача – определить, к какой профессии относится каждая группа слов. За правильный ответ – 1 балл.

-Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

-Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)

-Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)

-Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

-Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

-Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

-Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)

-Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Работник банка)

-Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

-Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой, стена, кладка. (Строитель)

-Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

«Конкурс пословиц»

Отгадайте, о какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?

Береги землю родную, как мать любимую.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий)

Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

Куй железо, пока горячо.

Не огонь железо калит, а мех. (Кузнец)

Что в котел положишь, то и вынешь.

Недосол на столе, пересол – на спине.

Не котел варит, а стряпуха.

Кашу маслом не испортишь. (Повар)

Не игла шьет, а руки.

Как скроишь, так и тачать станешь.

Как шьется, так и носиться.

Где шьют, там и порют. (Портной)

Обратная дорога всегда короче.

Умный товарищ – половина дороги. (Шофер)

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

Зерно в косу – торопись жать полосу.

Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит.

Жать – не дремать. (Хлебороб)

«Конкурс капитанов»

– А сейчас у нас конкурс капитанов. На сцену вызываются капитаны команд. Этот конкурс будет связан с профессиями ваших родственников. Вам будет необходимо отгадать профессии родителей ваших одноклассников. (Участники команд дают описание профессий их родителей. Капитаны по очереди отгадывают).

Следующий конкурс: назови профессии на букву: 1 команде – «К», 2 команде – на «П». В этом конкурсе за каждую правильно названную профессию команда получает 1 балл.

ОТГАДАЙ ПРОФЕСС ИЮ.

Это конкурс веселый, с юмором. "Самая - самая ".

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

4. Самая волосатая (парикмахер.)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель.)

6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор.)

7. Самая смешная (клоун, пародист.)

8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)

«Самые нужные професси и».

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.

Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая команда будет составлять список - «Самые забытые профессии».

Вторая – «Самые модные профессии».

Примерные списки профессий: Самые забытые: .конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер.

«Самые забытые профессии».

Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них: банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, стельмах, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

Время очень быстротечно. Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.

Выступают представители 2-ой команды.

«Самые модные профессии».

Самыми модными, на наш взгляд, являются следующие профессии: .юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

Первыми юристами можно назвать римских жрецов — понтификов, сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов.

Инженеры. Возведение крупных предприятий требует высококлассных экспертов. Однако они нужны и для сотрудничества на международном уровне, если речь идет о бизнесе, связанном с промышленностью. «Мода» на экономические и юридические специальности привела к дефициту специалистов технических направлений, причем такие сотрудники требуются не только на инженерные и технические должности – менеджеров среднего звена также ищут среди людей с профильным образованием.

•Специалисты в сфере IT. Потребность в таком продукте постоянно растет – все больше отраслей нашей жизни становятся компьютеризированными. В IT идут не только за востребованностью, но и за высокими зарплатами. Труд айтишников практически не требует финансовых вложений – грубо говоря, нужны только компьютер и интеллект специалиста. А это, в свою очередь, открывает широкие возможности для сотрудничества с иностранными компаниями. Специалист может получать высокую зарплату, живя в небольшом городке и тратя гораздо меньше, чем в столице.

•Специалисты по нанотехнологиям. Как и любая наукоемкая отрасль, она очень перспективна. Сверхмалые частицы используются в самых разных областях промышленности, машиностроении, медицине и т. п. Проводники и полупроводники, новейшие материалы для имплантации и протезирования, перевязочные и лекарственные препараты – в их производстве используются наночастицы. Кроме того, нанотехнологи работают в аграрном секторе над селекцией новых видов растений.

•Маркетологи. Торговля – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Продавать больше, лучше, завоевывать новые рынки и их сегменты – конкуренция требует профессиональных решений, и в современном бизнесе по продажам без маркетолога обойтись уже нельзя. Значит, их нужно будет все больше.

•Работники сферы обслуживания. Индустрия услуг развивается так же стремительно, как и торговля, а потому - постоянно нуждается в притоке новых кадров. Самыми востребованными являются сотрудники индустрии красоты и развлечений, в числе последних – ресторанный и туристический сегменты.

•Логисты. Большой объем товара, который надлежит продать, нуждается в складировании и эффективном распределении. Грамотно управлять этими процессами могут только люди со специальными знаниями и умениями. Поэтому учиться логистике – хорошее вложение для времени и денег. Образование быстро окупится и будет актуальным еще не одно десятилетие.

•Специалисты по экологии. Утилизация отходов, загрязнение почвы и водоемов, защита зеленых насаждений и т. п. – все эти вопросы стоят очень остро не только в постсоветских странах, но и во всем мире. Разница лишь в том, что на Западе многие из них уже удалось или решить, или сдвинуть с мертвой точки. Но у нас «зеленое» движение только разворачивается.

•Химики. Им предстоит прежде всего заняться разработкой альтернативных источников энергии. И, хотя эта задача междисциплинарная (над ней трудятся и физики, и экологи, и инженеры, больше всего ответственности будет лежать именно на химиках. Факультеты технических вузов, которые долго пустовали, скоро снова заполнятся студентами. Это повод успеть поступить туда, пока конкурс небольшой - спрос на таких специалистов однозначно будет расти.

•Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни. Эта - одна из важных общемировых тенденций. К той же отрасли можно отнести и эстетическую медицину - ведь она, в принципе, в значительной мере направлена на то, чтобы продлить и жизнь, и молодость – пусть даже только внешне.

Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена.

«Профессии, которые нужны всегда» : врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Конечно, сегодня мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на свои желания, склонности, семейные традиции и т. д. Но не нужно также забывать и об обществе, которое нас окружает, о стране, в которой живем.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. Я желаю каждому из вас найти дело, которым вы хотели бы заниматься всю жизнь, получать удовольствие от работы, совершенствоваться в нем.

Ну, а сейчас подведем итоги конкурсов и определим команду-победительницу.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Как выбрать профессию?

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.


Выбор профессии – дело трудное, но важное. От этого зависит:

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Выбор профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно без специального образования. Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Как выбрать любимое дело

Рекомендации по выбору профессии

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

На перепутье дорог

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь мотивация способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, личный помощник руководителя) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Тест по соционике

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Помощь ребенку в выборе профессии

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Меняем профессию

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда сменить работу действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам сменил работу и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со списком интернет-профессий и выберите себе занятие по вкусу. А курс “Старт во фрилансе” поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены цель и задачи профориентационной деятельности классного руководителя 7 класса. Интересные задания, тесты, сценки по данной теме помогут учащимся сориентироваться в мире современных профессий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа для 7 класса "Я выбираю профессию"»

Классный час «Я выбираю профессию»

Оборудование: компьютер, доска, видеофрагмент, презентация, плакаты, рисунки, стенгазета

-дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

-активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Помочь учащимся осознать понятие «осознанного выбора профессии», из составляющих «хочу», «могу» и «надо».

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

I.Организационный момент. (слайд №1)Приветствие.

(звучит музыка ансамбля «Камертон» с участием Семичастнова А.В.) Эта медаль моя и папина за победу в конкурсе профессионального мастерства на сайте «Всероссийская выставка РФ». Педагогический опыт семьи Семичастновых -55 лет! Аплодисменты.

Вступительная беседа. (слайд №2)

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

Учитель: Сформулируем тему классного часа, используя опорные слова «Профессия», «Выбор»

Я выбираю профессию.

-Какую цель и какие задачи мы ставим сейчас перед собой?

- Создать положительную мотивацию выбора профессии, выявить свою профориентацию, формировать ответственное отношение к жизни, выбору профессии.

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

II. Основная часть. Информационный блок.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что означает слово «профессия»? (ответы уч-ся) Толковый словарь С.И.Ожегова.

Слайд №3.- Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того, профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии (слайд №4) - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

При выборе профессии, прежде всего, нужно руководствоваться своими пристрастиями и способностями. Есть факультеты, где учиться легче, а где и весьма сложно. Где-то нужно приложить огромное терпение. Поэтому нужно правильно оценить свои способности. А смогу ли я? А нужно ли мне именно это? Как не стать заложником необдуманного, опрометчивого профессионального выбора? Ответы на эти вопросы важно получить еще за школьной партой.

(Слайд №5) Кто-то найдет их самостоятельно, кто-то обратится к близким людям. Но наиболее правильно поступит тот, кто учтет при этом рекомендации специалистов по профориентации и обучению.

Мой личный выбор профессии помогла мне сделать мама, внимательно наблюдавшая за мной, отец стал примером хорошего учителя. А знаете ли вы об истоках этой профессии? Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент.

Был ли он познавательным для вас?

Встречаем гостей. Помочь с выбором профессии нам могут наши родители, которые расскажут о профессиональных качествах военнослужащего и полицейского, врача. Аплодисменты.

Сколько же всего существует профессий?

(слайд №6) В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник» насчитывается более 6000 названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например, аналитик, логистик, и исчезают старые.

Сценка «В тридевятом царстве» (Царский сын подрос, царь с царицей задумались о его будущем, три девицы помогают царю определить профориентацию царского сына – итог: ему подходят профессии по направлению человек и техника)_

Как ориентироваться в мире профессий?

В процессе своей профессиональной деятельности человеку приходиться иметь дело с техникой, инструментом, людьми, расчетами, природой и т.д. Все это является предметом труда.

(слайд № 8) По предмету труда можно выделить 5 типов профессий:

Тип «человек – человек»

Тип «человек – техника»

Тип «человек – знаковая система»

Тип «человек – художественный образ»

Тип «человек – природа».

По характеру труда выделяется 2 класса профессий.

а/Профессии исполнительского класса – связаны с выполнением работы по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к исполнительскому классу? (агент, продавец, медсестра, машинист, оператор, станочник, кассир), В большинстве случаев эти профессии не требуют высшего образования.

б/Профессии творческого класса – связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требующих независимого и оригинального мышления.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к творческому классу? (врач, юрист, экономист, инженер, физик, архитектор…). Как правило эти профессии предполагают наличие высшего образования.

Давайте посмотрим портфолио нашей старосты класса, обратите внимание на разносторонние интересы ученицы, её огромное желание познавать мир, принимать участие в конкурсах и соревнованиях, её активную жизненную позицию.

Личный профессиональный план.

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Сценка «Мой выбор» (Ученику 7а класса разные специалисты советуют выбрать их профессию, объясняя её значимость, однако выслушав всех, он понимает, что выбор должен сделать сам, итог: участники обращаются к классу с вопросом «А ты готов сделать свой выбор?!»)

Тренинг «Рука судьбы»

(Проводит учитель)

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.

Классный руководитель. А кто и что поможет сделать выбор?

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Учитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

-Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но, как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии»

Учитель:

Итак, вы собрались принять решение относительно конкретной профессии или места выбора. При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:

-Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами «хочу», «могу» и «надо», получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

(Слайд № 9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1) ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Определите профессиональные интересы и склонности. Ваше «ХОЧУ».

Сформулировать свои желания и профессиональные устремления вам поможет предлагаемый ниже список высказываний:

Я абсолютно убежден, что яхочу…

Я вижу свою цель в том, чтобы…

Я могу достичь успеха в …

В работе я удовлетворю свое желание…

Мне хорошо быть…

(можно письменно продолжить эти высказывания)

2) МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям;

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, и успех в карьере определяется не только тем, что вы хотите делать, каковы ваши возможности, но и чему вы можете научиться. Оцените свои профессиональные качества, здоровье, способности.

3) НАДО - это все, что нужно для общества, страны.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти работу, каково сегодня «НАДО». Если вы будете игнорировать этот момент, то, окончив учебное заведение и получив диплом, вы рискуете остаться без работы и стать ненужным человеком на рынке труда.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Тестирование

Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1.Беседа. Подведение итогов.

Учитель:

(слайды №№12-18). Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

(Слайд №19). Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Учитель: Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. «Нашел свой путь, почувствовал свое признание – значит, не зря пришел на эту землю».

Школа – то место, где вы, ребята, можете вырабатывать в себе активную жизненную позицию, искать себя, раскрывая свои таланты, участвуя в различных внешкольных мероприятиях, олимпиадах, пробуя свои силы в спорте, творчестве, бывать на встречах с профессиональными людьми.

(слайд №20). Я желаю вам, ребята, – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Главное, помните, весь секрет успеха прост: важно выбрать профессию по душе и оставаться ей верным! Ну а к этому приложить немного упорства и трудолюбия: появятся навыки, затем опыт. И тогда все у вас получится!

Учитель: Какие выводы вы для себя сделали. Пожалуйста, сделайте свой выбор профессии на сегодня. Прикрепите ладошку к той профессии, которая вам ближе.

Читайте также: