Как в учебной деятельности отражается мир профессий

Опубликовано: 01.07.2024

Тема в разделе "Напишите ЭССЕ", создана пользователем Leno4ik.

Leno4ik зубрила

FriOn гость

Не зря школа называется "общеобразовательной"
каждый предмет к чему-то направляет в будущем, не только дает знания, но и помогает определится с профессией
например чтение/русский язык-они понадобятся, если ты захочешь стать журналистом, писать статьи или же работать на телевидение репортером
математика и геометрия нужна для инженеров
химия и биология для врачей
обществознание для полицейских и других служб (мотивы и поведение людей)
обж и физика для мчс
рисование нужно для дизайнеров

LovecCikad новичок

Ewig новичок

3. В.
4. В.
5. В.
6. Б.
7. А.
8. Аве.
9. В.
10. Б.
11. А.
12. Б) если написал книгу или изобрел новое.
13. В.
14. В.
15. А.
16. А вот тут я считаю (б) но не уверена.
17. Познавательная.
18. Наследствееность воспитание практическая деятельность человека.
19. А-экономич. б- политич в-духовная г- духовная.
20. 1б 2д 3б 4в 5г (я попозже допишу таккак с телефона не видно).
21. И это тоже попозже гомен за то что тяну время а- осущ. реального действия воображаемыми средствами б- преобразование предметов окр мира в и г подумаю не уверена в своих ответах.
22. А-права гражданина в-обязанность служить и возможно г.

smart-boy учащийся

Образование — это способ общества приобщить подрастающее поколение к культуре, дать входящим в жизнь молодым людям навыки и умения, необходимые как обществу, так и самим молодым людям, становящимся сочленами этого общества. Так как в любом достаточно большом живом человеческом сообществе смена поколений по причинам физиологического порядка происходит непрерывно, образование не терпит разрывов и резких перемен. По своей природе человек — существо деятельное. По ходу исторического прогресса формы и способы деятельности меняются, как правило, усложняясь и совершенствуясь, но это внешняя сторона дела. Сущностно все изменения в содержании того, что зовется культурой общества. .. Всегда были неразрывно связаны со всем объемом накопленного ранее знания. .. Учебник — книга вспомогательная, но важная, книга, формирующая образованного человека. К сожалению, в нашей стране, да и, пожалуй, во всем мире, в настоящее время сложилось практически катастрофическое положение с учебниками всех видов. Следует помнить при написании учебников, что любая конкретная наука всегда шире ее предметного содержания, входящего в некий учебный план. Разрешение кризиса учебников возможно путем адресного написания таковых авторскими коллективами, составленными из ученых, учителей и студентов. .. С другой стороны, на свете всегда было, есть и всегда будет много достойных людей, которым чужда научно-исследовательская стезя. .. Которые воспринимают мир как данность. .. Таковым согражданам нашим нужны учебники простые и ясные, авторитетно сообщающие верные, точные, надежно установленные факты и их очевидную трактовку. Используя приведенный текст, объясните, почему образование — один из способов социализации личности. Дайте два пояснения.

milashecka ботан

Как уже было написано в тексте за счёт образования человек развивается это не тколько познания своей культуры и народа но и за счёт знаний человек становитсья всё мудрей другое дело какие щас стали выпускать учебники в каждый период времени они изменялись и поддеовались под тот стрйо и уклад жизни старны и вписывалось то что нужно государству Необходимо всё больше подключать учёных к жизни учебников развивать темы довать деньги на учебники ведь то как мы обучаемся зависит наше дольнейшее развитие

Улыбнись)

Тут всё очень просто)
Образование - это то что даёт человеку способность к проявлению себя в социальной сфере. Проще говоря- способность влиться в коллектив)
Например: в тексте говориться что, "По своей природе человек — существо деятельное"
И потому людям всегда нравиться образованность в чьём-то лице и человек с определённым багажём знаний на определённую тему) А значит человеку обученному намного легче будет найти своё место в обществе.

Ну и второй аргумент совершенно ясно виден в самом тексте)-----------------
"Образование — это способ общества приобщить подрастающее поколение к культуре, дать входящим в жизнь молодым людям навыки и умения, необходимые как обществу, так и самим молодым людям, становящимся сочленами этого общества. "
Вот так то вот)
Улыбнулся)

Oprik неофит

marsilenka ученик

В каком возрасте стоит задумываться о будущей профессии и как понять, что интересы ребенка не наскучат ему после пары месяцев упорной практики? Определиться с выбором, попробовать себя в деле и начать выстраивать будущую карьерную траекторию специалисты по профориентации советуют еще в школе. Поможет в этом участие в реальных проектах, которые, в свою очередь, могут стать хорошим стартом для дальнейшего поступления и обучения в вузе. Сконструировать собственного робота и повезти его на международные соревнования в Японию, написать научную работу и принять участие в конференции, освоить азы программирования и подготовиться к профильным олимпиадам — все это и не только доступно школьникам в лабораториях, школах и центрах Университета ИТМО. О возможностях довузовской подготовки, а также о том, как еще до поступления в университет определиться с будущей профессией, рассказали на фестивале ITMO.START.


Здесь и далее фотографии с фестиваля ITMO.START. Фото: Маргарита Ерукова

ITMO.START — это большой фестиваль для школьников 5-10 классов и их родителей о жизни до вуза. Здесь можно познакомиться со всеми мегафакультетами и подразделениями Университета ИТМО и даже стать участником настоящего Science Slam по химии. Увлекательно о науке рассказывают сотрудники и сами студенты вуза. А школьники, которые уже занимаются в университете, готовы продемонстрировать результаты своей работы. Например, на прошедшем в это воскресенье фестивале посетителей развлекал дружелюбный робот Seldon, который играет на укулеле, поет песни Адель и машет толпе фанатов. Робота сконструировали ребята из школьной сборной Университета ИТМО. Ранее он уже успел выступить в Японии и покорить жюри в номинации для юношеских сборных международных соревнований RoboCup-2017.

Школьники, которые занимаются в вузе, не только конструируют роботов. Получить дополнительное образование можно как по математике или программированию, так и по широкому спектру дисциплин и естественных наук.

Что могут изучать школьники в лабораториях, центрах и академиях Университета ИТМО?

Школы и центры Университета ИТМО рассчитаны как на старшеклассников, которые готовятся сдавать ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в предметных олимпиадах, собираются поступать в вуз и определяются с выбором будущей профессии, так и для самых маленьких. Например, в Детско-юношеском компьютерном центре Университета ИТМО обучают ребят от девяти лет, а в Базовой профориентационной школе мегафакультета компьютерных технологий и управления постигать азы робототехники и собирать первых роботов можно уже с шестого класса. А с девятого — начать готовиться к ЕГЭ по информатике, а также профильным олимпиадам.


Успешное обучение и окончание помогает старшеклассникам получить углубленные знания по математике, физике и информатике, подготовиться к ЕГЭ и предметным олимпиадам без репетиторов, а также, еще учась в школе, более обдуманно подойти к выбору будущей профессии. В течение занятий ученики могут познакомиться с преподавателями, магистрантами и аспирантами Университета ИТМО, а также побывать в лабораториях вуза.

Заниматься в Исследовательской физико-математической школе можно с седьмого класса (набор осуществляется по группам — с седьмого по десятый классы). Здесь можно успешно подготовиться к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике и математике, а также к поступлению в вуз. Так, ежегодно более 90% выпускников школы поступают в Университет ИТМО на бюджетную основу. Кроме того, в школе можно начать выполнять собственные исследовательские работы, а также заниматься в музеях и лабораториях Университета. Начало занятий: конец сентября — начало октября.

Подготовиться к ЕГЭ и олимпиадам по информатике, а также начать постигать основы программирования, алгоритмы и структуры данных позволяет и обучение в Академии информатики и программирования. Курс длится восемь месяцев, а начинаются занятия в сентябре-октябре.


А если вы не понаслышке знаете о чемпионате ACM ICPC и хотите в будущем заниматься олимпиадным программированием, первый шаг можно сделать в Кружке олимпиадного программирования, где также преподают основы программирования, алгоритмы и структуры данных, а также ведут практическую подготовку по решению олимпиадных задач. Занятия в кружке начинаются с сентября и проходят один-два раза в неделю в вечернее время.

Подготовить свой первый научный проект, а также попрактиковаться в лаборатории можно в Школе лазерных технологий. Обучение здесь начинается с девятого класса. А занятия проходят по сезонам — с октября по апрель, а также в рамках летней школы (в конце июня). Участники школы получают возможность участвовать во всероссийских и международных конференциях и конкурсах, дипломы которых учитываются как индивидуальные достижения при поступлении в Университет ИТМО.

С целым комплексом наук школьников познакомят занятия в Центре дополнительного образования «Life Science School» на базе мегафакультета «Биотехнологии и низкотемпературные системы». Центр объединяет профориентационные кружки «Занимательная физика» и «Занимательная химия», Школу юного биотехнолога, где также действует курс лекций «Съедобная наука», а также Школы юного эколога и инженера. Дополнительное образование на базе мегафакультета позволяет школьникам участвовать в научных проектах и конкурсах, посещать лаборатории и предприятия, а также в случае успеха на конкурсах и конференциях получать дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения при поступлении в вуз.


Обучение в Творческой лаборатории робототехники заточено на подготовку собственного проекта. Здесь можно сконструировать собственного поющего робота, робота-лесника или уборщика арктического мусора и повезти свою разработку на городские, всероссийские и международные соревнования. Именно здесь «родился» дружелюбный Seldon, уже выступивший в Японии. А в прошлом году ученики лаборатории взяли «серебро» на заключительном международном этапе Всемирной олимпиады по робототехнике в Нью-Дели.

Те, у кого не получилось попасть на презентацию возможностей университета в воскресенье, смогут получить всю информацию и узнать больше, посмотрев трансляцию мероприятия, которая доступна в официальной группе Университета ИТМО «ВКонтакте».

А если я пока не знаю точно, чем хочу заниматься в будущем?

Возможность определиться с выбором будущей профессии дает проект ITMO.STEP. Это студенческий проект Университета ИТМО для учащихся 8-11 классов, который предлагает бесплатную образовательную программу по развитию различных навыков. В рамках этого проекта можно, например, пообщаться с выпускниками вуза, побывать в лабораториях университета и на профильных предприятиях, а также посетить обучающие курсы по всем пяти меганаправлениям университета и тренинговые занятия, которые помогут развить коммуникативные навыки. Подробную информацию о проекте можно узнать на сайте, а следить за новостями — в группе проекта «ВКонтакте».


Еще один проект, помогающий определиться в будущей профессией, — ITMO.KIDS, который также можно назвать своего рода детским технопарком. Это площадка, где дети в игровой и развлекательной форме могут познакомиться с профессиями будущего и просто с пользой провести время. ITMO.KIDS — это объединением резидентов, факультетов и лабораторий Университета ИТМО, которое осуществляет профориентационную и просветительскую деятельности среди школьников в сфере современных технологий, перспективных направлений исследования науки, а также деятельности Университета ИТМО. В рамках детского технопарка можно посетить ФабЛаб, лабораторию-мастерскую Университета ИТМО, предназначенную для реализации личных проектов и ведения учебной деятельности. Подробнее о ФабЛабе можно узнать на сайте или в группе ВКонтакте.

Выбрать траекторию развития, добавлять активности, зарабатывать коды и получать вознаграждение позволит новый проект ITMO.START. Он объединяет все, что Университет ИТМО предлагает школьникам, которые хотят выйти за пределы стандартной программы. Здесь можно узнать о кружках, курсах, хакатонах, соревнованиях, экскурсиях в лаборатории и на предприятия, фестивалях, днях открытых дверей, профтестах, рекомендациях, онлайн-курсах, а также собрать активности в персональный план действий, учитывающий возраст, интересы и профессиональные планы ученика.

И наконец, помочь школьнику разобраться в своих увлечениях и интересах, а родителям — вовремя прислушаться к собственному ребенку и дать ему возможность развиваться по выбранному направлению может профориентационная консультация со специалистом. С какого возраста лучше задумываться о своей будущей профессии, могут ли помочь определиться с выбором специальные профориентационные тесты и самое главное: как понять, что ребенок не забросит увлечение после пары недель упорной практики? Об этом мы поговорили с психологом отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами Ириной Кривошеиной.

Ирина Кривошеина
Ирина Кривошеина

В каком возрасте уже стоит начать задумываться о будущей профессии?

Профориентацию в очень широком смысле (здесь я имею в виду не профессиональные тесты, а в целом профнаправленные беседы) можно проводить достаточно рано — с пятого класса или даже раньше. Главное здесь — начать обращать внимание ребенка на существование мира профессий как такового. Простой пример: вы просто идете по улице и по ходу дела обсуждаете тему, начиная с самого простого. Элементарно можно спросить у ребенка: «Вот продавцы или рабочие, как ты думаешь, какие качества и навыки важны для того, чтобы они хорошо выполняли свою работу?».

Таким образом, просто обращая его внимание на профессии вокруг, вы уже побуждаете ребенка начать предметно разбираться в различных отраслях, а также профессиональных навыках, особенностях, которые присущи тем или иным специалистам. Безусловно, важно подробно рассказать и о своей профессии, сводить на свое место работы. И чем раньше начнется такое постепенное погружение в мир профессий, тем лучше. Это повысит вероятность того, что ребенок начнет более предметно укладывать эти знания в своей картине мира и задумываться о собственных интересах.

Большой интерес к этой теме может наблюдаться и у самого ребенка еще в довольно раннем возрасте. В этом случае важно поддерживать беседы, помогать ему понять какие-то сложные моменты, составить представление об интересуемом предмете, приводить примеры, не отмахиваться от вопросов. В противном случае мы рискуем получить старшеклассника, который совершенно не представляет с чем ему придется столкнуться.


Помимо просто фиксирования тех или иных склонностей, одним из способов определиться с будущей профессией являются специальные профориентационные тесты. Как они проводятся и какие результаты могут показать?

Обычно проводится комплекс тестов. Во-первых, участникам дается тест на профессиональные интересы и склонности. Он предлагает человеку выбирать из большого количества видов деятельности, профессий те, которые ему наиболее близки. Обычно эти виды деятельности объединяются в кластеры, которые составляют разные группы схожих профессий. Кроме того, проводятся тесты, включающие личностную методику: это тест на личные особенности, черты характера, а также — на способности, где дается ряд заданий на работу с числами и определение речевых навыков.

С помощью теста на личностные характеристики будет понятно, какую профессию можно предложить из всего кластера. Он в то же время вносит определенную долю реалистичности: скажем, если в этой сфере деятельности необходимо больше общаться с людьми, лучше сразу дать понять человеку, что ему придется задействовать по максимуму свои коммуникативные навыки. Тест на способности также с определенной стороны показывает, сможет ли человек работать и комфортно чувствовать себя в той или иной профессиональной сфере.

На мой взгляд, профессиональный интерес и желание развиваться в какой-то сфере первично, а уже дальше человек, исходя из своих личностных характеристик и способностей, может найти в этой сфере свою нишу. Ведь, например, даже если он не является контактным, он сможет найти определенный интерес в рамках общего направления.


Когда стоит проходить профориентационное тестирование?

Обычно в возрасте 13-14 лет интересы подростка постоянно меняются, поэтому профессиональное тестирование как одно из профориентационных мероприятий в этом возрасте может быть бесполезно. В этом возрасте скорее стоит сделать упор на другие профориентационные меры (информирование о разных профессиях, обсуждение, проба различных занятий и т.д.). Соответственно, вы можете в этом возрасте сводить его к себе на работу или, скажем, дать попробовать позаниматься еще чем-то. Подросток может загореться этой идеей, но нужно понимать, что через пару месяцев ему может это наскучить, а в тестировании на тот момент он отметит, что это именно то, чем он хотел бы заниматься всю оставшуюся жизнь. То есть, в этот период накопление знаний и опыта о том, что нравится/не нравится и получается/не получается, важно объединить с последующим обсуждением с родителями или другим взрослыми, которым подросток доверяет, но устойчивость профессиональных интересов у большинства подростков формируется позже. Хотя, безусловно, это действует не во всех случаях, бывают примеры подростков, которые уже точно знают, чем им хотелось бы заниматься в жизни.

В среднем более предметно определяться с профессиональными склонностями и желаниями подростка можно ближе к девятому классу. На мой взгляд, в этом возрасте такие мероприятия будут уже более эффективны.

За рубежом популярна практика профориентации детей, начиная со школы. При этом ребятам дают возможность на практике попробовать тот или иной вид деятельности и понять, сможет ли человек им в дальнейшем заниматься? Есть ли у российских ребят возможность не только пройти тестирование и в теории сформировать кластер своих склонностей и интересов?


Есть такое понятие job shadowing, которое как раз обозначает такой способ профориентации — возможность для школьника непосредственно посмотреть, как проходит рабочий процесс, свойственный разным профессиям, в реальности, то есть на самом рабочем месте. Но в российских школах в массе такая практика взаимодействия с работодателем практически отсутствует. В качестве альтернативы можно выделить некоторые виды деятельности, которые можно попробовать уже в школе. Если человека привлекает коммуникация, журналистика — попробовать что-то подобное с помощью кружков, дополнительного образования. Если это техническая сфера, то это, безусловно, развитие в кружках по техническому творчеству, робототехнике и так далее. Если это наука — посещение лабораторий и участие в исследовательской деятельности. Такая работа вне школы, в том числе довузовские активности, которые, например, предлагает Университет ИТМО, позволит понять, насколько ребенку интересна каждая конкретная сфера, а также позволит уже сформировать конкретные практические навыки, которые ему пригодятся в будущем.

Стоит ли родителям вносить коррективы в процесс выбора профессии, который делает ребенок?

Прежде всего миссия родителей — вносить долю реалистичности в интересы и запросы своего ребенка, подмечая его сильные и слабые стороны. И, исходя из этого, аккуратно направлять по той или иной траектории. Например, когда у ребенка уже есть навыки, опыт в разных областях, очень важно его очень подробно и своевременно анализировать и проговаривать: Что? Как? Почему? Почему тебе это нравится? Здесь нет каких-то строгих правил, необходимо честно и открыто выстроить коммуникацию, побеседовать вместе, проанализировать все активности, определить, опять же, склонности — что выходит, а что совсем не получается в той или иной сфере. Участие родителей в этом процессе, обсуждение таких тем поможет выстроить в голове у подростка более реалистичную картину, сформировать приоритеты, систематизировать поток интересов и активностей.

Кравец Ольга Владимировна

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков.

ВложениеРазмер
mir_professiy.docx 20.55 КБ

Предварительный просмотр:

  • Цели и задачи занятия
  • - развивать умение работать самостоятельно и в группе
  • - развивать умение планировать и оценивать свою деятельность
  • - расширить знания детей о мире профессий
  • - развитие осознанного отношения выпускников к своему профессиональному будущему
  • - обеспечить готовность выпускников к профессиональному самоопределению
  • создание условий для обогащения представлений воспитанников о мире профессий
  • развитие творческого потенциала личности
  • развитие артистических способностей личности
  • формирование мотивационной готовности выпускников к профессиональному самоопределению
  • воспитание коммуникативной культуры
  • уважения к профессии.
  • 5. Оборудование:
  • 1. стенды классификации профессий
  • 2. карточки с названиями профессий
  • 3. тестовые бланки
  • 4. плакаты с пословицами о труде
  • 5. шариковая ручка

Предварительная подготовка : разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

8. Ориентировочное время : 40-45 минут

Ребята, наше занятие мне хочется начать с известных строк

Труд избавляет нас

От трех великих зол:

Скуки, порока и нужды.

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Все мы, с вами, разные, со своими индивидуальными способностями, возможностями, интересами. Каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

А что нас объединяет, чем мы похожи? ( ребята называют общее, что их объединяет.)

А, теперь, ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии и заведениях, которые дают нам эти профессии.

Но прежде чем знакомиться с чем то новым давайте повторим:

Что такое профессия?

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков. (учитель, врач…)

Что такое специальность?

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач – стоматолог, …)

Что такое должность?

Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением, …)

Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.

Выделяют пять основных типов профессий:

  • человек – техника
  • человек – человек
  • человек – природа
  • человек – знаковая система
  • человек – художественный образ

задание в группах: привести примеры.

Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).

К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод).

Человек - знаковая система.

Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).

Человек – художественный образ.

Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1.Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье . (Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

А, теперь, ребята вспомним пословицы и поговорки о профессиях.

1.Не игла шьет, а руки.

2. Где шьют, там и порют.

3. Как скроишь, так и тачать станешь.

1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2. Куй железо, пока горячо.

3. Не огонь железо калит, а мех.

Повар. 1. Что в котел положишь, то и вынешь.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Не котел варит, а стряпуха.

Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии ребята вы знаете?

(диджей, риелтор, крупье, логистик, маркетолог , продюсер- краткая характеристика предмета труда каждой профессии.)

В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.

Ребята, почему их называют редкими?

(дегустатор, кинолог, лесник, егерь, специалисты по запахам, священник, частный детектив, сыщик).

Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии.

Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным? (менеджер, врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса).

Почему эти профессии называют престижными?

Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.

Где можно получить информацию о профессиях?

Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

А сейчас я вас ознакомлю с образовательными учреждениями принимающих воспитанников специальных коррекционных школ.

Закончить занятие хочется отрывком из песни «Да разве сердце позабудет…» ( муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова ).

Над спортивной ареной капризное солнце…

И удача не каждому будет светить…

Вы на бой провожаете ваших питомцев.

Этот взгляд никогда мы не сможем забыть…

Да разве сердце позабудет

Того, кто хочет нам добра,

Того, кто нас выводит в люди,

Кто нас выводит в мастера.

- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

Рабочая программа курса « Мир профессий » составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ;

3 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений ", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.

У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса « Мир профессий » помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса « Мир профессий » представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса « Мир профессий » являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

Цели, задачи и принципы программы

Цель программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.

Основные задачи реализации Программы:

формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;

обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;

приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.

Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Программа курса « Мир профессий » педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса « Мир профессий » рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Объем: Программа курса « Мир профессий » рассчитана на 70 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю в 5 классе.

Срок реализации – 1 год.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Мир профессий »

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса « Мир профессий », формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы « Мир профессий » можно считать следующее:

овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

Формы учета знаний, умений

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений « Профессии моих родителей », « Почему мне нравится профессия ». По окончании курса предусмотрено:

проведение занятия в игровой форме « В мире профессий » (5 кл. )

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

Игротека « Угадай профессию »

Встреча с родителями

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии

Профессии нашего региона

Человек – техника. Типы профессий

Человек – природа. Типы профессий.

Человек – человек. Типы профессий

Человек – знак. Типы профессий.

Человек – художественный образ. Типы профессий.

Художник. Профессия или призвание?

Экскурсия в магазин. Профессия « продавец »

« Кем я хочу стать? »

« Экскурс в мир профессий »

КТД « Все работы хороши, выбирай на вкус »

Проект «Моя будущая профессия»

4. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

5 класс

Многообразие мира профессий

Просмотр презентации, отгадывание загадок

« Кем быть, каким быть? »

Конкурс рисунков « Профессии, которые нас окружают »

Профессии моего поселка

Просмотр презентации, беседа

Профессии моих родителей

Круглый стол, беседа

« Профессии моих родителей »

Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью

Составляем список профессий прошлого, составляем анкету и проводим анкетирование, презентация

Составляем список профессий будущего, составляем анкету и проводим анкетирование, презентация

Профессия « повар ». Экскурсия в столовую

Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.

Профессии « учитель », « воспитатель »

Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель?

Профессии « психолог », « социальный педагог »

Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж

Рабочая программа курса « Мир профессий » составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ;

3 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений ", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.

У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса « Мир профессий » помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса « Мир профессий » представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса « Мир профессий » являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

Цели, задачи и принципы программы

Цель программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.

Основные задачи реализации Программы:

формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;

обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;

приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.

Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Программа курса « Мир профессий » педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса « Мир профессий » рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Объем: Программа курса « Мир профессий » рассчитана на 70 часов и предполагает проведение 2 занятий в неделю в 5 классе.

Срок реализации – 1 год.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Мир профессий »

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса « Мир профессий », формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы « Мир профессий » можно считать следующее:

овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

Формы учета знаний, умений

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений « Профессии моих родителей », « Почему мне нравится профессия ». По окончании курса предусмотрено:

проведение занятия в игровой форме « В мире профессий » (5 кл. )

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

Игротека « Угадай профессию »

Встреча с родителями

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии

Профессии нашего региона

Человек – техника. Типы профессий

Человек – природа. Типы профессий.

Человек – человек. Типы профессий

Человек – знак. Типы профессий.

Человек – художественный образ. Типы профессий.

Художник. Профессия или призвание?

Экскурсия в магазин. Профессия « продавец »

« Кем я хочу стать? »

« Экскурс в мир профессий »

КТД « Все работы хороши, выбирай на вкус »

Проект «Моя будущая профессия»

4. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

5 класс

Многообразие мира профессий

Просмотр презентации, отгадывание загадок

« Кем быть, каким быть? »

Конкурс рисунков « Профессии, которые нас окружают »

Профессии моего поселка

Просмотр презентации, беседа

Профессии моих родителей

Круглый стол, беседа

« Профессии моих родителей »

Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью

Составляем список профессий прошлого, составляем анкету и проводим анкетирование, презентация

Составляем список профессий будущего, составляем анкету и проводим анкетирование, презентация

Профессия « повар ». Экскурсия в столовую

Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж.

Профессии « учитель », « воспитатель »

Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель?

Профессии « психолог », « социальный педагог »

Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж

Читайте также: