Как ввести должность старшего воспитателя

Опубликовано: 15.05.2024

См. Справку по теме: "Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления" и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, Профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Старший воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [ наименование должности непосредственного руководителя ].

1.2. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший воспитатель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства;

- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

- историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

- современные тенденции развития дошкольного образования;

- педагогические закономерности организации образовательного процесса;

- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

- теории и технологии учета возрастных особенностей дошкольников;

- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;

- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

- социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;

- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;

- научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;

- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

- нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- [ указать иные знания ].

1.5. Старшему воспитателю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего воспитателя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [ наименование должности руководителя ].

2. Должностные обязанности

2.1. На старшего воспитателя возлагаются следующие должностные обязанности:

- Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

- Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

- Формирование психологической готовности к школьному обучению.

- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

- Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

- Регулирование поведения дошкольников для обеспечения безопасной образовательной среды.

- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию дошкольников, независимо от их способностей и характера.

- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

- Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем дошкольников, связанных с особенностями их развития.

- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.

- Оказание адресной помощи дошкольникам.

- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

- Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

- Координация деятельности помощника воспитателя, младшего воспитателя.

- Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий.

- Координация деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

- Оказание методической помощи воспитателям в целях обобщения передового педагогического опыта, повышения квалификации воспитателей, развития их творческих инициатив.

- [ Указать другие должностные обязанности ].

Старший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [ для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) ];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Старший воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Старший воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность старшего воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.3. На должность старшего воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Старший воспитатель должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;

- методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Старшему воспитателю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов старшего воспитателя;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Старший воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях.

2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

2.3. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.

2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.

2.5. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников.

2.6. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.7. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.8. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.

2.10. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

2.13. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников.

2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. Осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

2.22. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

2.23. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.24. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.25. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.26. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.27. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.28. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.29. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.30. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.31. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.32. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.33. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.34. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Старший воспитатель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Старший воспитатель несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155.

1.2. Старший воспитатель относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26.

1.3. Старший воспитатель непосредственно подчиняется заведующему. Работает по графику, утвержденному приказом руководителя.

1.4. Старший воспитатель работает по графику утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку – 36 часов в неделю.

1.5. Старший воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование с педагогическим стажем в области дошкольного образования не менее 2 лет.

1.6. В своей деятельности руководствуется:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 223-ФЗ;

- Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические тре­бования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;

- Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;

- Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

- Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.

1.7. Старший воспитатель должен знать:

- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и города Красногорска;

- Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие дошкольную образовательную деятельность,

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- Устав и другие локальные акты организации;

- Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- Инструкцию по охране жизни и здоровья детей,

- Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса;

- Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, физиологию и гигиену;

- Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;

- Методы и формы проверки результатов деятельности воспитанников;

- Педагогическую этику; методы управления образовательными системами;

- Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;

- Новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;

- Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения;

- Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- Технологию проведения процедуры мониторинга, методический инструментарий;

- Основы физиологии, гигиены;

- Основы экологии, социологии;

- Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием.

1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод старший воспитатель на вакантную должность по приказу заведующего.

2. Требования к квалификации

2.1. Старший воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

2.2. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:

- педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (в течении 5 лет);

- педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

- Имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Имеют установленную первую квалификационную категорию;

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

2.3. Старший воспитатель должен обладать основными компетенциями:

- в планировании, организации и контроле:

• Мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

• Мероприятий, направленных на формирование культуры и здоровья педагогического коллектива;

• Различных видов деятельности и общения воспитанников;

- Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками организации;

- в проектировании и реализации комплексного оснащения воспитательно-образовательного процесса, способствующего формированию компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной) и обеспечивающего многоаспектную поддержку игры воспитанников;

- в информационно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, которое позволит в электронной форме управлять образовательным процессом, проводить мониторинг, использовать интерактивные дидактические материалы и образовательные ресурсы и повысить качество обеспечения образовательного процесса;

- в организационно-методическом сопровождении основной общеобразовательной программы (методика организации групповой, индивидуальной и самостоятельной деятельности воспитанников).

3. Должностные обязанности

3.1. Старший воспитатель обязан осуществлять:

- Методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогов-специалистов, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды организации;

- Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

- Взаимосвязь и сотрудничество в работе МБДОУ д/с № 26, семьи и социума.

3.2. Старший воспитатель организует:

- Работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом детского сада;

- Интеграционное взаимодействие воспитателей и других специалистов для решения задач годового плана и образовательной программы;

- Внедрение педагогики партнерства для всех участников образовательного процесса;

- Групповые и тематические консультации, выставки, конкурсы;

- Работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов;

- Работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов; по использованию образовательных ресурсов;

- Наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателями (специалистам) в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;

- Проведение совместных мероприятий со школой и другими социальными партнерами;

- Проверку результатов достижений воспитанниками (педагогическую диагностику, наблюдение):

• в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;

• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств;

- Обеспечение достаточного информационного поля для родителей о деятельности МБДОУ д/с № 26 с использованием различных ресурсов.

3.3. Принимать участие:

- в подборе кандидатов на должности воспитателей, младших воспитателей, педагогов-специалистов;

- в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

- в обеспечении соблюдения работниками МБДОУ д/с № 26 прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;

- в формулировке социального заказа своей организации, выработке философии, определении целей МБДОУ д/с № 26;

- в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;

- в создании имиджа МБДОУ д/с № 26 среди социума;

- в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с детьми;

- в организации экспериментальной, исследовательской работы в организации;

- в развитии, эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива;

- в установлении связей и развитии сотрудничества с внешними партнерами (другие детские сады, школы, библиотеки, музеи и т.д.);

- в работе методических объединений в районе, городе.

3.4. Старший воспитатель планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:

- Уровня их квалификации;

- Удовлетворения информационных, учебно-методических и образовательных потребностей воспитателей и специалистов:

• Оказание помощи в самообразовании;

• Методической помощи (в первую очередь начинающим) в применении в работе с детьми деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей, в т.ч. объединение детей для общего дела;

- Учета тендерной специфики развития детей дошкольного возраста;

- Обеспечения преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;

- Ознакомления педагогов с достижениями современной педагогической теории и практики;

- Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка; организации совместной деятельности детей и родителей;

- Оказания помощи при подготовке к процессу аттестации педагогов;

- Организация обмена опытом работы среди педагогов МБДОУ д/с № 26 с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).

3.5. Старший воспитатель проводить постоянный разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.

3.6. Старший воспитатель способствует:

- Обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогов, развитию их творческих инициатив;

- Обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту, стандарту качества дошкольного образования и превышающего средние показатели по Красногорску;

- Созданию развивающей образовательной среды, обеспечивающей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей, их родителей и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

3.7. Старший воспитатель содействует:

- Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в ор­ганизации;

- Формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;

- Непрерывному профессиональному развитию и росту педагогических работников;

- Выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

3.8. Старший воспитатель осуществляет контроль за работой воспитателей и педагогов:

- По соблюдению прав и свобод воспитанников, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса; по планированию и выполнению воспитательно-образовательной работы;

- По организации и проведению в группах непосредственно образовательной деятельности детей, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;

- По выполнению годового плана работы организации и реше­ний, принятых на заседаниях педсоветов;

3.9. Старший воспитатель вносит личный вклад на основе организации методической и консультативной помощи педагогам и родителям в повышение качества образования и обеспечение стабильных результатов освое­ния воспитанниками общеобразовательных программ и показателей динамики их достижений; в обеспечение результативности участия детей в конкурсах детского творчества и соревнованиях различного уровня.

3.10. Старший воспитатель ведет в установленном порядке документацию, своевременно представляет заведующему необходимые данные (в соответствии с номенклатурой дел организации).

3.11. Старший воспитатель соблюдает:

- Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

- Требования охраны жизни и здоровья воспитанников;

- Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.

4.1. Старший воспитатель имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и другими локальными актами организации.

4.2. Старший воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:

- Принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы, годового плана организации, должностных инструкций педагогов;

- Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

- Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

4.4. Проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком (это и право и обязанность).

5. Ответственность

5.1. Старший воспитатель несет персональную ответственность:

- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае нарушения Устава организации и других локальных актов МБДОУ д/с № 26 старший воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, старший воспитатель может быть уволен по ст. 336 ТК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Современный стандарт предъявляет новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Поэтому задача старшего воспитателя заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении система повышения квалификации педагогов реализуется через курсовую подготовку, самообразование и разные формы методической работы.

Чтобы заинтересовать педагогов процессом повышения собственной квалификации и обеспечить эффективную обратную связь, позволяющую отследить изменения, произошедшие в профессиональной практике педагога, я включаю их в активную деятельность по выбору актуальной для каждого педагога образовательной программы, предлагаемой курсами повышения квалификации (личные интересы и увлечения, тема самообразовательной работы, актуальные потребности возрастной группы и др.), т.е. на основе внутренней мотивации.

В дальнейшем, после окончания курсовой подготовки, воспитатель, по желанию, демонстрирует коллегам полученный теоретический и практический багаж по интересующей его теме и обсуждает варианты его практического использования. Это нацеливает педагога на дальнейшую работу по самообразованию, разработку темы, развитию внутренних мотивов.

В этом детском саду я работаю четыре года. На начало моей деятельности с педагогическим коллективом, первая квалификационная категория была присвоена одному педагогу, и трое поступили в высшее учебное заведение.

На данный момент, эти педагоги закончили ФГБОУ ВПО «Приамурский Государственный университет имени Шолом-Алейхема», а еще три педагога продолжают учиться.

Двенадцать воспитателей, не имевших профессионального дошкольного педагогического образования, прошли профессиональную переподготовку при областном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» по программе «Педагогика и психология», один педагог находится на заочном обучении, на базе технологического техникума для получения специализации по специальности «воспитатель». В течение четырех лет, шесть младших воспитателей повысили свою квалификацию, и теперь работают воспитателями с разными возрастными группами детей.

При выборе форм методической работы я обязательно учитываю стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание уделяю взаимодействию с молодыми и начинающими педагогами. От этого зависит и методический инструментарий, который поможет повысить их профессиональное мастерство и организовать деятельность педагогического коллектива в соответствии с современными требованиями. Мой опыт показывает, что использование методов активного обучения педагогов повысил эффективность овладения современными образовательными технологиями в детском саду.

Практикую курирование, т.е. к молодым и вновь пришедшим воспитателям прикрепляется педагог-куратор, который может помочь в какой-либо одной определенной области многообразной деятельности воспитателя. Эта работа может проводиться, как в повседневной деятельности, так и на различных мероприятиях. Например, на семинаре-практикуме «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Речевое развитие», раздел программы «Чтение художественной литературы» группа молодых воспитателей стала испытывать затруднения при выполнении задания (подготовить динамическую паузу по мотивам сказки и создать по этой теме компьютерную презентацию из нескольких слайдов). К ним на помощь пришел педагог-куратор, который получил домашнее задание-заготовку при подготовке к семинару. В результате задание было выполнено и продемонстрировано всем участникам семинара.

Провожу анкетирование на тему «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии», «Ваша позиция по отношению к реализации годового плана работы» и др.

Организую творческие конкурсы. Например, в конце учебного года в ДОУ традиционно проводится детский ART Фестиваль «Детсадовская весна». В рамках фестиваля проходят «Литературные концерты» (в ходе определенного сценария каждый воспитанник представляет чтение своего стихотворения), конкурс групповых театральных коллективов «АРТ фантазия».

За четыре года детьми разных возрастных групп показаны более 30 театрализованных игр-постановок. С большим интересом воспитатели и дети принимают участие в творческой мастерской «Корабль успеха» », где демонстрируют индивидуальное и коллективное творчество по конструированию.

Своим примером поощряю педагогов участвовать в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном и региональном уровне. Девять педагогов детского сада принимали участие в выставке – конкурсе методических материалов муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Методическая служба образовательного учреждения как ресурс повышения педагогического мастерства», двенадцать педагогов принимали участие в областном конкурсе воспитателей дошкольных образовательных учреждений «На лучшую работу с воспитанниками и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», участвовали в конкурсе профессионального мастерства среди педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, посвященного 80-летию ЕАО и других конкурсах.

Дипломами победителей и сертификатами награждены: старший воспитатель Комлева Р.П., воспитатели Степанова О.В., Михайлова М.А., Емельянова А.Н., учитель-логопед Москальчук Т.Ю. и другие педагоги.

В итоге воспитатели смогли выйти за пределы своей группы, своего здания и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег, также представилась возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе свое выражение творческих способностей.

Определяющими формами в моей работе с педагогами выступают: открытый просмотр педагогического процесса, взаимопосещения НОД, творческая площадка, проблемный семинар, практикум, мастер-класс, педагогический проект, (как внутри, так и за пределами образовательного учреждения).

« Работа педагога-дошкольника в выявлении и развитии творческого потенциала детей» и другие.

В форме мастер-классов я стараюсь предлагать презентовать свою профессиональную деятельность и опытным педагогам, практика проведения которых, позволяет представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса, так как г лавное в технологии проведения мастер-класса — не сообщать инфор­мацию, а передавать способ работы.

В ДОУ в рамках детско-родительской конференции «Важность русской матрешки в воспитании дошкольников» и областного семинара «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» были проведены мастер-классы для педагогов и родителей «Изготовление из разных материалов и разными техниками игрушки матрешки» и «Родительский клуб» в первой младшей группе «Игротека. Путешествие в страну Сенсорику»». В мастер-классе «Представление серии авторских приемов, методов, средств, по обучению составления рассказов по картине, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении» мастер показал использование в работе со старшими дошкольниками ряд следующих приемов: «живая картина», «рассказ от имени любого героя или предмета, изображенных на картине», «чувствуем и ощущаем» (запахи, температура, цветовой колорит, звуки, эмоциональное восприятие), «подзорная труба» (на картине выделяется и описывается какая-либо отдельная деталь), «я – волшебник» (фантазия и воображение) и другие приемы.

Работа над наиболее значимой единой методической или педагогической темой, как правило, является одной из задач годового плана детского сада, поэтому разработанный мною долгосрочный педагогический проект «Методическое сопровождение внедрения технологии проектного обучения в МБДОУ» органично вошел в мой методический инструментарий.

А еще метод проектов – удачная находка в совместной работе детского сада и родителей, при помощи которой можно объединить разнообразные формы включения родителей в жизнь детского сада. Воспитатели открывают для себя эту форму работы, она им нравится, но пока еще есть трудности в нахождении темы или идеи для проекта, и отказ родителей участвовать в проекте. Чтобы решить эту проблему педагоги опираются на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. Так в рамках тематической недели «Моя семья» осуществились семейные проекты: «Моя семья», «Детский сад – наш второй дом», «У папы руки не для скуки», «Моя семья – рукодельница», «Наш семейный отдых», «Мастерская бабушки Аллушки».

Презентация проектов проводилась на семейном семинаре «Цветущий сад моей семьи ». Участники семинара отправились в путешествие по необычному саду, в котором растут не простые, а родовые деревья, неповторимый символ каждой отдельной семьи, рода. Оживление присутствующих вызвало интервью с детьми и взрослыми собственного корреспондента детского сада Машеньки Паниной «Что такое семья?». Шесть семей очень интересно и эмоционально представили свои семейные проекты. Затем дети и родители выбрали в «саду» свое маленькое родовое дерево и каждая семья сорвала со «звездного дерева» свою звезду с пожеланием. Подводя итоги, все родители высказали свою заинтересованность проектной деятельностью вместе со своим ребенком и пожелание новых встреч в будущем.

Базовым компонентом развития нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие дошкольников, естественно, это направление отразилось и в творческой работе с детьми в виде реализации педагогического проекта «Талантливые непоседы». Цели проекта: выявлять и вести мониторинг развития творческих способностей детей; осуществлять просвещение родителей на тему развития творческих способностей ребенка; способствовать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов в работе с талантливыми детьми. За три года в детском саду были организованы и оформлены три большие индивидуальные творческие выставки наших воспитанников. Кроме того, как «АРТ объект была представлена конструкторская работа «Робот» и отмечены другие постройки из разных строительных материалов юных конструкторов детского сада. С индивидуальной концертной программой выступила воспитанница подготовительной к школе группы. Творческие работы воспитанников получили призовые места на городских конкурсах: «Детство под солнцем», посвященный «Международному дню защиты детей», «Семья и ЦЕПТОР», «Краски радуги» детской художественной школы, «Красота божьего мира» биробиджанской епархии, «Защита отечества – священный долг гражданина» организации ДОСААФ, в конкурсе рисунков и поделок «Сказки Шухи-поктоя», в рамках проекта, проводимого заповедником «Бастак» и других.

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с высокомотивированными детьми, имеющими творческие таланты, мы пришли к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень творческого развития ребёнка. Воспитатели заинтересованы, они гордятся успехами своих воспитанников, у них появились вопросы, желание узнать больше о работе с талантливыми детьми.

Обучающие семинары и практикумы являются очень продуктивной и наиболее востребованной формой повышения педагогического мастерства среди педагогов.

В проведении семинаров, педсоветов я использую наиболее эффективные формы (деловые, ролевые игры) , приемы, где участники максимально активны. Например, в форме «Педагогический КВН», был проведен совет педагогов «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками». В форме «Аукцион проектов» прошел совет педагогов «Ярмарка педагогических идей и образовательных проектов» . На выставке «ярмарки» был представлен опыт работы и тематические проекты двадцати двух педагогов нашего детского сада. На аукционе презентовали одиннадцать тематических проектов разных групп. Педагоги, выступавшие в роли «общественной экспертизы», дали оценку представленным материалам и назвали, проекты, которые получили наивысшее количество голосов, эти работы были отмечены дипломами и подарками. Всем остальным участникам «ярмарки» были вручены «Сертификаты об участии».

При использовании активных форм обучения, и нновационных, организационно – деятельностных, и других игр, большинство игр и упражнений являются моделями жизненных ситуаций, то есть в отличие от реальной жизни здесь снижается доля ответственности за ошибки и есть возможность пробовать и не бояться сделать что-нибудь не так. Таким образом, воспитатель может в безопасной обстановке совершенствовать свою педагогическую деятельность. Вот несколько примеров:

«Включение в работу. Упражнение «Ключ»» .
Участники, передавая символический ключ по кругу, высказываются, что каждый для себя хочет узнать на сегодняшнем мероприятии.

«Синтез идей» . Данное упражнение предусматривает рассмотрение группами поэтапно всех вопросов заседания: на отдельных листах бумаги первая группа рассматривает первый вопрос, вторая – второй и т.д. и, если нужно предлагают свои идеи. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений своих коллег.

«Банк методических приемов». Участники представляют в общую «копилку» интересные методические приемы, которые коллеги могут использовать в практической работе. В конце мероприятия любой воспитатель может зачитать и взять себе понравившийся прием.

«Микрофон». Коллегам предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По залу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой
«микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Аквариум». Ведущий работает с двумя аудиториями сразу, которые находятся в двух кругах. Внешнее кольцо наблюдает за работой внутреннего и подключается только в конце или «Кольца Сократа» (участники могут переходить из внутреннего кольца во внешнее и наоборот). Эту форму работы можно применять в работе с детьми и родителями на творческих встречах, на собраниях.

«Разные мнения». Участники объединяются в две группы – «Родители и воспитатели» (можно ввести еще несколько групп). Каждая группа заполняет бланк таблицы с позиции «Я-родитель» или «Я-воспитатель» по обсуждаемой теме или проблеме. Затем идет обсуждение. В ходе ролевой игры, например, «Родительское собрание», каждая группа высказывает свое мнение с позиции своей роли.

«Театр-экспромт». Ведущий распределяет роли, которые будут играть участники мероприятия в импровизированной постановке с нужной тематикой (или любой другой, можно в методической сказке). Каждый участник запоминает фразу, которую должен произносить, когда услышит название своего персонажа, а также запоминает определенное движение.

«Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют».

«Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся».

«Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает».

«Трудности закаляют на пути к счастью».

В дальнейшем методическая служба МБДОУ планирует дополнить модель методи­ческого сопровождения педагоги­ческих кадров. Основным принципом по­строения обновленной трех­уровневой модели методиче­ской работы стал индивидуаль­но-дифференцированный подход к профессиональному развитию воспитателей. В структуру модели методи­ческой работы войдут объединения педагогов, сформированные с учетом их интересов и профессиональных потребностей в саморазвитии. Деление на объединения будет произ­водиться на основе диагностики профессиональной компетент­ности, которая включает в себя самоанализ педагога и оценку его деятельности административ­ной группой. Для каждой группы будут определены целевые уста­новки в соответствии с требова­ниями ФГОС ДО.

Первый уровень модели ме­тодического сопровождения будет представлен профессиональны­м объединением «Школа молодого и начинающего воспитателя » (педагоги со стажем работы до трех лет). Такая форма работы уже сейчас имеет место в МБДОУ.

В данный момент деятельность школы направлена, прежде всего, на формирование практико-ориентированных уме­ний педагогов. По мнению молодых и начинающих воспитателей, наиболее эффективными индивидуальными формами ме­тодического сопровождения стали оперативная консультативная помощь, стажерская практика у педагогов-наставников, самооб­разование.

Далее будут добавлены новые функ­ции школы: оказание психолого-педагогической и консультативной помощи, состав­ление индивидуального образо­вательного маршрута, совместное проектирование индивидуальных маршрутов само­образования на диагностической основе с педагогом-психологом, осу­ществляющим психологическое сопровождение для успешного вхождения в профессию.

Второй уровень будет представлен профессиональны­м объединением

«Клуб профессионального мастер­ства» (педагоги со стажем рабо­ты более трех лет, не имеющие квалификационной категории), для них будет осуществляться методическое сопровождение в целях систематической акту­ализации, обновления профес­сиональных знаний в области образования, удовлетворения по­требностей педагогов в профес­сиональном развитии, подготов­ка к аттестации на установление квалификационной категории.

Третий уровень будет представлен ак­тивными педагогами, показавшими высокие результаты в работе, владеющими исследовательскими умениями, готовыми к формирова­нию инновационного опыта. Для них будет создано профессиональное объединение

На наш взгляд, такая модель методического сопровождения, в которой осуществляется инди­видуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, наиболее эффективна в условиях введения ФГОС ДО и повышения профессионального мастерства педагогических кадров.

Читайте также: