Как выбрать профессию 6 класс

Опубликовано: 03.10.2024

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.

Выбор профессии – важное решение для каждого человека. Это как выбор пути. В разные эпохи, конечно, отношение к этому было разным. Когда-то считалось, что человек, особенно из «простого» сословия, не имеет права не только профессию сам выбрать, но и даже спутника жизни. Считалось, что другим видней – родителям, начальникам… В Индии была кастовая система, по которой тот, кто рождён, например, крестьянином или священником, им и должен становиться и оставаться на всю жизнь.

К счастью, сейчас человек может сам выбрать профессию. Все разные, поэтому некоторые знают, чего хотят в жизни уже в детском саду (именно не фантазируют, а уверены), а некоторые, даже закончив два института, не знают – хотят ли они работать по этой профессии или нет.

Кстати, профессия и работа раньше (в советское время) были более связаны. То есть после института молодой специалист должен был отработать по распределению (и по профессии, конечно). Теперь диплом, к примеру, педагога, не гарантия, что выпускник не станет работать модельером или поваром.

И всё-таки можно помочь в выборе профессии. В школах появляются специализированные классы. Чаще всего разделяют на гуманитариев и экономистов. Кто-то тяготеет к спорту и военной службе, кто-то – к музыке, рисованию. Иногда бывает, что путь этот надоедает – и после математического класса поступают в литературный институт.

Важно с самого начала сделать правильный выбор, чтобы не терять времени на «не своё». Сейчас много психологов, методик определения. Можно за плату пройти несколько тестов, поговорить со специалистом, который подскажет нужное направление. В наше время профессиональное ориентирование в психологии развивается, начинает внедряться всё раньше.

В интернете тоже, естественно, много тестов. (Например, есть «матрица» выбора профессий.) Важно смотреть на качество таких тестов, и лучше не полагаться на них полностью. Нужно не только прислушиваться к советам, но в первую очередь слушать себя. Стоит подумать, что объективно получалось бы лучше всего, в чём можно себя проявить, принести пользу.

Также сейчас выпускается каталог новых профессий – нужно понимать, в чем перспектива. Также стоит попробовать себя, даже во время школьных каникул – поработать курьером или официантом там, где думаешь работать дальше. Мнение моно изменить или, наоборот, утвердиться в нём.

Во взрослом возрасте можно даже освоить новую профессию!

Сообщение 2

С самого детства, человек мечтает кем он хочет быть. Это очень важный выбор в жизни каждого человека. кто – то мечтает стать врачем, пожарником, милиционером, спасателем, продавцом и т.д, этот вопрос стоит на первом плане у подрастающего поколения. Естественно каждому предстоит определиться в выборе работы и отдаться этому делу в будущем. У каждого человека есть в школе любимый предмет, и школьники хотят что бы именно с этим предметом был связан их выбор с профессией.

Естественно очень трудно определится с профессией, так как их очень много. К несчастью есть такие ситуации, когда уже человек отучился и устроился на работу и осознал что сделал неправильный выбор. Поэтому, что бы не допускать ошибок нужно очень хорошо подумать и посоветоваться с родителями.

Самым не хорошим является то что некоторые люди ходят на работу только ради того что бы зарабатывать деньги но не более того. Такого не должно быть, профессия должна быть любимым занятием, и что бы человек развивался. Так же профессия должна соответствовать характеру человека. Каждый человек знает на что он способен, и должен сделать правильный выбор. Так же в интернете существует много тестов, которые ты проходишь и получаешь результат. Но это не нужно воспринимать буквально, конечно нужно прислушиваться к внутреннему миру, и к себе.

Так как мы живем в 21 веке, человек может иметь несколько квалификаций, и отучится в нескольких вузах.

Но прежде чем делать выбор профессии нужно учесть некоторые моменты

  • Соответствовать к вашим возможностям, и склонностям;
  • привлекать, и заинтересовывать;
  • продвигать то, что вы уже умеете, и доставлять пользу людям;

Профессия – это занятие людей, для которого необходимо определенное обучение и специальная подготовка. Даже если человек работает разносчиком квитанций или уборщицей- это тоже профессия.

Любое ремесло требует иметь определенные навыки, и знания. При определении профессии нужно учитывать, что бы она была востребована, и где лучше на нее отучиться. Дальше все будет зависеть только от вас. Главное получить определенные знания, и потом применить их в работе.

Картинка к сообщению Выбор профессии

Выбор профессии

Популярные сегодня темы

Кожа человека выполняет множество функций: защитную, терморегулирующую, обменную, дыхательную. выделительную. Кожа - это орган. Кроме того, орган самый большой и тяжёлый (её вес составляет пр

Сообщения по математике

Морские медузы это многоклеточный, беспозвоночный организм, с прозрачным, лессированным, нежным телом. Они бывают сидячие это полипы, прикрепленные к какой-нибудь поверхности, оболочке

По законам природы в мире ежеминутно происходят события разного характера. Некоторые имеют положительное значение, другие носят отрицательную энергию. Но так устроено, что человек не может ос

Сосна – это уникальное и удивительное дерево. Сосна относится к вечнозеленым растениям семейства Хвойных. Сосну обыкновенную можно встретить в лесу, тайге, лесостепи и степи евразийского конт

Если положение тел в пространстве по отношению друг к другу изменяется с течением времени, то говорят, что происходит механическое движение.

Антипец Елена Петровна

это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости.

Человек - природа . Человек - техника . Человек-человек. Человек - знаковая система .. Человек - художественный образ .

Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда – природа .

Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач– это не только белоснежный халат, выход из операционной на встречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.

потребности на рынке труда Способности Знания Здоровье Мечты Интересы Склонности Желания хочу могу надо Формула успеха при выборе профессии. Если суметь совместить «хочу, могу, надо», то профессиональный выбор будет удачен. Иными словами, надо выбрать такую профессию, которая будет интересной, соответствовать способностям и пользоваться спросом на рынке труда.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перед старшеклассниками всегда стоит сложный выбор - выбор профессии, а следовательно, и выбор всей дальнейшей жизненной траектории. Как помочь детям сделать правильный выбор и кто должен им в этом по.

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.


Урок обществознания по теме: «Готовимся выбирать профессию» (6 кл.)

образ CD с видеоматералами могу предоставить.


Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"

Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи.

Тема классного часа: Выбирая профессию – выбираю будущее Ролик «Ученик лекаря» (притча) Цель:-формировать информационную основу выбора профессии;- создать условия для форми.


Классный час "Мир труда и профессий. Как выбирать профессию?

В материале представлена разработка классного часа на тему "Мир профессий. Как выбирать профессию.

В настоящее время вопрос о выборе профессии весьма актуален, т.к. в будущем подросткам суждено строить новую Россию и жить в ней.Основными задачами методической разработки являются важные .

Профориентационная работа с учащимися подросткового возраста охватывает период с 5 по 9 классы. Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Главная особенность данного этапа состоит в постепенном переходе школьников на качественно новый уровень социального развития, когда, с одной стороны, формируется сознательное отношение к себе как к субъекту общественных отношений, а с другой, – готовность к трудовой общественно полезной деятельности.

Проведение учебно-воспитательных мероприятий должно строиться с учетом индивидуальных особенностей взрослеющего ребенка, на основе тактичного и уважительного отношения к его инициативе, самостоятельности и интересам.

Профориентационная игра

Цель: содействие в расширении общей осведомленности учащихся младшего подросткового возраста о мире профессий.

  • • акцентировать внимание на предметах труда представителей различных профессий;
  • • ознакомить учащихся с типами профессий, сферами трудовой деятельности;
  • • способствовать повышению познавательного интереса учащихся к миру профессий, формированию мотивации к самопознанию (изучению собственных интересов и склонностей) через знакомство с различными сторонами профессии.

Категория: учащиеся 5-6 классов.

Время игры: 1 час 20 мин.

Ход игры

– Ребята, многие из вас, наверное, уже задумывались о таком серьезном и ответственном шаге, как выбор профессии. Выбор будущей профессии требует подготовки и знаний, времени на раздумья. И от того, правильно ли вы выберете свою будущую профессию, будет зависеть ваша дальнейшая жизнь.

Наша сегодняшняя встреча поможет вам узнать много нового и интересного о себе, изучить свои склонности и интересы, а также поближе познакомиться с миром профессий. В ходе занятия мы с вами выполним тест, который позволит определить, к какому типу профессий у вас есть склонности. Возможно, некоторые из вас даже наметят свой профессиональный путь.

Упражнение «Азбука профессий». На каждую букву алфавита необходимо назвать профессию.

Ребята по очереди называют по одной профессии на каждую букву алфавита, пропуская такие буквы, как «Ё», «Й», «Ь», «Ъ», «Ы». Если кто-то из учащихся испытывает сложности, одноклассники ему помогают.

2. Основная часть.

Ведущий: – Ребята, обратите внимание, как много профессий мы с вами назвали, но это – их совершенно небольшая часть. Сегодня в мире насчитывается около 50 тысяч различных профессий. Ежегодно появляется около пятисот новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо исчезают вовсе, либо меняются до неузнаваемости.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с формулой профессии.

Предмет труда – это приборы и инструменты, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – то, ради чего работает человек данной профессии. Таким образом, профессия состоит из предметов труда и целей труда.

Задание 1. «Формула профессии».

Один ученик выходит из класса, а остальные ребята загадывают профессию. Вслух называются только предмет и цели труда. Необходимо догадаться, о какой профессии идет речь.

  • • цифры, числа + обучение умению решать задачи = учитель математики;
  • • пациент + здоровье = врач.

Задание 2. Работа с тестом ДДО- 30 (часть 1)

Ведущий: – Сейчас с помощью теста мы попробуем определить вашу профессиональную направленность и узнать, к какому типу профессий у вас есть склонности.

Учащимся предлагается ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов) и подробно объясняется инструкция. Работа с тестом будет проходить в три этапа (тест делится на 3 равные части по 10 вопросов).

  1. 1. Легко (без внутренней скованности) знакомлюсь с новыми людьми.
  2. 2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (чинить, шить, вязать).
  3. 3. Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; другие считают, что мне это удается.
  4. 4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
  5. 5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить.
  6. 6. Люблю проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь в чем-то.
  7. 7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (растениями).
  8. 8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
  9. 9. Мои изделия (то, что я делю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
  10. 10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.

Ведущий: – Человек любой профессии должен иметь определенные знания по своей специальности. А вот должен ли он обладать определенными способностями и личностными характеристиками, мы узнаем после выполнения следующего упражнения.

Задание 3. «Индивидуальные качества человека и профессия»

Ведущий: Вам необходимо назвать способности (возможно, черты характера), которые, по-вашему мнению, присущи представителям определенной профессии и необходимы для того, чтобы стать профессионалом своего дела.

  • • быстрая реакция, внимательность (водитель);
  • • смелость, отвага, честность, ответственность, физическая сила (милиционер);
  • • любовь к детям, хорошая память, речь (учитель);
  • • любовь к животным, желание помочь (ветеринар).

Ребята называют способности личностные качества и объясняют свой выбор.

Ведущий: – Как видите, каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку, тесно связана с его интересами и склонностями. От индивидуальных качеств во многом зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности. Так, способность хорошо различать запахи и долгое время их помнить необходима химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Задание 4.Работа с тестом ДДО-30 (часть 2)

Ведущий: – Продолжаем работать с тестом. Сейчас мы ответим на следующие 10 вопросов.

  • 11. Я охотно читаю о растительном и животном мире.
  • 12. Активно участвую в художественной самодеятельности.
  • 13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов.
  • 14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи.
  • 15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
  • 16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
  • 17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди.
  • 18. Старшие считаю, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
  • 19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
  • 20. Почти никогда ни с кем не ссорюсь.

После выполнения второй части теста ведущий предлагает ребятам следующее задание.

Задание 5. «Угадай профессию»

Два ученика выходят из класса, а в это время класс загадывает какую-нибудь профессию. Ребята возвращаются и пробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов.

  • • Какого цвета эта профессия? (Белого).
  • • Какой запах ее сопровождает? (Запах лекарств).
  • • Какие предметы труда используются? (Шприц, градусник, прибор для измерения давления и т.п.).
  • • Какой результат труда? (Здоровье пациента).
  • • Где можно получить эту профессию? (В медицинском университете).

Задание 6. «Профессиональная область»

Ведущий: – Я называю профессиональную область, а вы называете 3-4 профессии, относящиеся к данной области.

  • • Медицина – врач, медсестра, санитарка…
  • • Торговля – продавец, кассир, товаровед…
  • • Обучение (образование) – учитель, воспитатель, инструктор…
  • • Искусство – художник, композитор, декоратор…

Задание 7. Работа с тестом ДДО-30 (часть 3)

  1. 21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди.
  2. 22. Без особого труда усваиваю иностранные слова.
  3. 23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям.
  4. 24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.п.).
  5. 25. Стараюсь повлиять на ход развития растительных или животных организмов, улучшить, изменить их.
  6. 26. Люблю разбираться в устройствах механизмов, приборов, машин.
  7. 27. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий.
  8. 28. Охотно наблюдаю за животными или растениями.
  9. 29. Охотно читаю такую литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, литературно-критическую).
  10. 30. Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать как они).

Ведущий: – Подведем итоги нашего тестирования. Подсчитайте в каждой колонке, сколько вы обвели кружков, внизу укажите сумму баллов. В тех колонках, где у вас получилось наибольшее количество баллов, указан тип профессии, который соответствует вашим личностным качествам и склонностям.

Далее ведущий рассказывает о содержании типов профессий.

Ведущий: – Выделяют пять типов профессий:

  • «Человек – Природа».В основе этого типа профессий лежит работа с природными объектами и явлениями. Это профессии, связанные с биологией, экологией, сельским хозяйством, пищевой промышленностью, научными исследованиями (геология, география).
  • Профессии типа «Человек – Техника» объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами (инженеры, инженеры-механики, сварщики, слесари по ремонту автомобилей и т.п.).
  • В основе профессий типа «Человек – Человек» лежит работа с людьми. Профессии данного типа связаны с медицинским обслуживанием людей (врач, медсестра, фельдшер); с обучением и воспитанием (учитель, воспитатель, тренер); с бытовым, торговым обслуживанием (продавец, парикмахер, проводник, официант).
  • «Человек – Знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации (экономисты, математики, астрономы, картографы, физики, химики). В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
  • «Человек – Художественный образ». Профессии этого типа связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (писатель, художник, композитор, модельер, скульптор, журналист, хореограф).

3. Подведение итогов

Ребята обсуждают результаты тестирования, делятся впечатлениями и отвечают на вопросы:

  • • Что нового вы узнали о мире профессий? О каких профессиях услышали впервые?
  • • Что нового вы сегодня узнали о себе?
  • • Какие задания вам понравились больше всего?
  • • Понравилось ли вам занятие?

Жанна ХИТОВА, психолог высшей категории ЦДР «Мозаика» г. Гродно

Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Задачи: 1) Познакомить с основными правилами выбора профессии; 2) помочь в отношении профессионального самоопределения; 3) расширить знания подростков о мире профессий

Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации : «Мир профессий» (6 класс)»

МБОУ Мамлейская основная школа

Классный час по профориентации : «Мир профессий» (6 класс)

Учитель :Бусыгина Е.В

Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Познакомить с основными правилами выбора профессии;

помочь в отношении профессионального самоопределения;

расширить знания подростков о мире профессий.

Ход занятия

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Выбор профессии – это очень актуально и мы – подрастающее поколение серьезно интересуемся этой проблемой.

Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?

Эпиграфом нашего классного часа мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского, который говорил: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». Справедливы ли эти слова? Если да, то почему?

Ребята! А как выбрать себе профессию?(обсуждение)

1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора?

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.

А есть ли ещё способ выбора профессии?

3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.

Выявить область ваших интересов поможет классификация профессий

Типы профессий

“Человек – природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством ( агрономы, животноводы, собаководы, работники зоопарков, лесопитомников и т.д.)

“Человек – техника” – все технические профессии (строители, машинисты, пилоты, водители всех видов транспорта, работники текстильной, химической деревообрабатывающей).

Человек – “Знаковая система” – профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками (программисты, операторы ЭВМ, почтальоны, библиотекари, лингвисты, экономисты и др.)

Человек – “Художественный образ” Это архитекторы, художники, певцы, музыканты, композиторы, модельеры, дизайнеры артисты театра, кино, цирка, визажисты, и стилисты.

И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.

Тест «Ты и твоя профессия»

Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. (Имена фамилии) предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию*.

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

. А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Этот тест- только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Знаете ли вы, как правильно выбирать профессию?

Полезно знать, что существует общепринятая формула выбора профессии.

«ХОЧУ» - интересы и наклонности, часто определяющие выбор профессии.
Интерес – это стремление к познанию, желание познакомиться с определенным предметом, явлением, изучить его.
Выбрать профессию по интересам означает выбрать то, что нравится, привлекает. Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.

«МОГУ» - способности, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья.
Способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые являются предпосылкой успешного выполнения определенных видов деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий, специальные способности обеспечивают успех в узком круге видов деятельности.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.

Выбирая профессию, следует ответить не только на вопросы «Чего я хочу?» и «Что я могу?», но и «Что нужно другим?».

Правильный выбор профессии – это не только личное дело, поэтому необходимо учитывать потребности рынка труда.
«НАДО» - потребности рынка труда, то есть профессия должна быть актуальна. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

В зоне пересечения составляющих формулы находится твоя профессия.


Ребята ! Какие современные профессии вы знаете.(обсуждение)

Самые редкие профессии

Как вы думаете, чем занимается титестер?

Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

Читайте также: