Как выбрать профессию в 17 лет

Опубликовано: 04.07.2024

Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.

На что стоит обратить внимание при выборе профессии

В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:

  • Таланты и склонности ребёнка. Если вы не хотите, чтобы ребёнок в будущем ходил на работу «для галочки», создайте для него среду, в которой он сможет раскрыть таланты, и помогите выбрать профессию, которая ему действительно интересна.
  • Мотивация. Именно она во многом определяет, какую профессию выбирают школьники. Нужно понять, что для ребёнка важнее — самореализация, престижность профессии, высокий доход, перспективность развития, популярность и так далее.
  • Образ жизни, продиктованный будущей профессией. Здесь необходимо учитывать график, в котором ребёнку предстоит работать — некоторые профессии подразумевают удалённый или гибкий график работы, в других же присутствие в офисе и строгий график являются обязательными. Кроме того, есть профессии, которые подразумевают переезд в другой регион или активные перемещения (например, нефтедобыча, мореходство, пилотирование самолёта).
  • Готовность к развитию в профессии. При выборе будущей профессии ребёнку важно понимать, готов ли он развиваться в ней в течение ближайших нескольких лет. Специалисты, которые постоянно повышают квалификацию и расширяют компетенции, всегда больше востребованы на рынке труда.
  • Знакомство с профессией. По возможности помогите ребёнку лучше узнать профессию или ряд профессий, которые ему нравятся. Это можно сделать на специальных мастер-классах, днях открытых дверей или на встрече со специалистом в выбранной области.

Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.


Тесты по выбору профессии для школьников

Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.

Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.

Помощь в выборе профессии школьнику

Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:

  • Общение со специалистом, работающим по профессии, которая интересна ребёнку. Можно найти такого специалиста и среди своих знакомых. Важно, чтобы он рассказал ребёнку об особенностях профессии, графике, нюансах работы (например, что необходима подготовка ежедневных/ежемесячных отчётов).
  • Мастер-класс профессионала — ещё один способ пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать о ней изнутри и задать интересующие вопросы.
  • Дни открытых дверей в высших учебных заведениях — возможность лучше изучить выбранный вуз, программу обучения, пообщаться с преподавателями и студентами.
  • Игры на погружение в профессию. Такие игры можно найти в профориентационных парках, например, «Кидбург» или «Мастерславль». Игры помогают почувствовать себя внутри профессии, отработать навыки и взаимодействия. Подходят школьникам от 14 лет.
  • Экскурсии на производство позволяют узнать, как устроен процесс производства, какие технологии и техническое оборудование используется, понаблюдать за работой специалистов.


Резюме

Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.


Уже весна, а подросток так и не решил, куда будет поступать после выпускных экзаменов? Наш блогер Анна Шиховец пообщалась с психологом и профориентологом Марией Косинец и выяснила, как помочь ребёнку определиться с профессией.

Выбор профессии — это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист — вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день? Мы выбираем не только зарплату, которую «гарантирует» профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли перегрузки. По статистике 4 из 10 студентов отчисляются и переходят на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера — совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

Эти 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение — умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить время с семьей. Выпишите все критерии в столбик — это та основа, на которую можно опираться при выборе профессиональной сферы.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно эта разница заметна уже в школе. К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд;
  • Мало или много общения во время работы;
  • Роль организатора или исполнителя;
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход.

Когда мы разберемся с этими показатели, станет ясно, из чего можно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

3. Чего я хочу и что я могу?

Ориентироваться только на желание при выборе профессии не стоит, надо учитывать и возможности: вряд ли можно стать пианистом, не умея играть на пианино. Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу». Например: кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет. Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Еще один важный вопрос — работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас.

4. В каком формате я хочу работать?

Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьёй на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом — можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор — может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки давно устарело. Выпускники должны понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но не интересна литература, это нормально. Он может писать тексты про математику или технику, почему нет?


«Сегодня школьников даже в 10–11-м классе не интересует профориентация»

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Обычно подростки всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы. Его важно максимально расширять. Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых профессий, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, в интернете — подборок современных профессий.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности не стоит. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, литературу и биологию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, когда может потребоваться сменить должность или род деятельности.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но кино — это, конечно, не жизнь, там мы видим все самое интересное, рутина остаётся за кадром. Лучше, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше: вот я отучусь, приду на работу и что? Например, некоторые студенты после педвуза удивляются, что учителя еще сидят заполняют отчеты после того, как дети ушли из школы. А казалось, что в три часа педагог тоже может идти домой, а летом вообще отдыхать три месяца подряд.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм — это не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно не удовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем объективнее его выбор.

10. Могу ли я попробовать поработать сейчас?

Конечно, пойти работать в 15 вряд ли получится, но зато можно «прощупать» профессию через компетенции или навыки. Можно элементарно попробовать разобраться с законами страны, если планируешь поступать на юридический, или начать писать в блог, если хочется на журфак.

11. А в моем городе актуальная выбранная специальность?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду. Конечно, многие компании сейчас работают в онлайне, но новичку найти работу на удаленке не так-то просто.

12. Что я буду делать, если конкуренция на рынке окажется слишком высокой?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие — рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации. Программист сейчас — востребованная и популярная профессия. Поэтому тем, кто готов работать в этой сфере, должны постоянно развиваться, прокачивать свои навыки.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность. Готовы ли вы «прокачиваться» в этом направлении? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом — постоянно — в будущем? Есть профессии, «застой» в которых означает выбывание из гонки.

14. Будет ли актуальна профессия к тому моменту, когда я окончу вуз?

Изучите рынок труда, университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент — и это нормально.

10 типичных ошибок при выборе профессии (да, ЕГЭ тут тоже замешан)

Например, иногда ребята выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. Каждая наша проба — особенно вопрос № 10 — дает понимание, чего именно ты хочешь. Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Какие минусы есть в этой профессии?

24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие от работы, как бы нас ни уверяли в обратном. Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. Выпишите и то, и другое, чтобы понять, перевешивают ли конкретные плюсы — минусы?

17. А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10?

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. А какой вуз выбрать?

Мечты — это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень «гендерного исследователя» — это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены надо сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях. Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак нужны опубликованные статьи.

20. Когда надо определиться?

Отведите определенное время на каждый из вопросов. Выбирать специальность в мае выпускного класса — поздно. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу вряд ли приведет к чему-то хорошему.

Конечно, начать профориентационную кампанию лучше в 7-8 классе. К началу 11 класса дети по хорошему должны примерно понимать, в каком направлении будут двигаться дальше.

Что делать, если все 20 вопросов пройдены, но четкого ответа на вопрос «Кем я хочу быть» так и не нашлось. Максимально кратко:

  • Читайте про профессии в интернете;
  • Обсуждайте профессии с родителями и знакомыми, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»;
  • Смотрите ролики с представителями профессий;
  • Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности;
  • Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Материал подготовлен по следам лектория, организованного проектом «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и проектом ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на нелюбимую работу. И родители из лучших побуждений помогают старшекласснику определиться с достойной профессией и ВУЗом. Но опросы HeadHanter показывают: только 30% выпускников работают по профессии, еще 23% — в смежной специальности, у остальных работа не связана с полученным образованием. Так ли это плохо и что делать мамам и папам современных школьников? — попробуем разобраться.

Давление родителей и общества

«Кем ты будешь, когда вырастешь?» — и вот ребенок почти вырос. Родственники и учителя смотрят выжидающе, многие друзья уже «определились». Впереди выбор ЕГЭ, выпускной, над мальчиками нависла тень военкомата.

Ребенок не знает жизни, не знает меняющегося мира, он меняется сам и по большому счету еще ничего осознанно не хочет, а все вокруг вынуждают его принимать решение. Ему страшно выбирать и страшно ошибиться, часто он не получает элементарной помощи в виде разговоров со сведущим человеком. Он чувствует себя несчастным и загнанным в угол. В такой ситуации решение принимается вымученно или спонтанно — наугад. С этим и связано то, что половина молодых специалистов работает не по специальности, а учеба в университете приносит скуку и разочарование.

Чтобы избежать профессионального уныния и потери времени, подростку нужно не «выбирать более тщательно», а — немного расслабиться и прислушаться к себе. А родителям — перестать давить на сына или дочь.

востребованных профессий будущего

Современная техника вытесняет человека с рабочего места. Минувшей осенью Сбербанк уволил 70% менеджеров, которые занимались простыми задачами, и поставил на их место искусственный интеллект. Какое образование получать ребенку, чтобы быть востребованным специалистом через 5, 10, 20 лет?

Миф о «той самой» профессии

Есть стереотип о «работе мечты», которая ждет тебя, чтобы сделать успешным и богатым. Этот миф перекликается с идеей о «половинке», которую нужно найти среди тысяч «чужих» людей. Но взрослые люди понимают, что жизнь устроена иначе: в мире довольно много мужчин и женщин, с которыми мы могли бы построить хорошую семью, и довольно много дел, которыми могли бы с удовольствием и пользой заниматься. Для этого важно понимать, какой ты, что умеешь и что тебе нравится.

«Профессии мечты» нет, говорят психологи, но есть виды деятельности, которые удаются нам лучше или хуже: одним нравится иметь дело с людьми, другим — с техникой, третьим с цифрами или текстом. Одни любят работать в большой компании с постоянным общением, другие — запершись в тихом уголке.

Если человек понимает свои сильные и слабые стороны, ему легче выбрать правильную работу. А значит для начала важно помочь ребенку увидеть себя, понять базовые вещи о себе и опираться на это в своем выборе.

Редкий случай: ребенок знает, чего хочет

Людей с ярко выраженным призванием — единицы. Если вам достался такой ребенок, он сам довольно рано скажет, какие книжки ему покупать, в какие музеи или театры водить и на какие занятия записывать. У такого ребенка очень направленный интерес и воля. С таким ребенком родители «просто» решают задачу, как создать достойные условия для его развития.

Но даже такой детский интерес не всегда узконаправленный. Например, мальчик увлекается геологией и химией, как Артем Оганов, который стал с мировым именем. Или девочка любит кулинарию и точные науки, как Крисси Джилек, которая стала пищевым технологом и придумывает конфеты с новыми вкусами.

Как понять, к чему у ребенка есть талант?

Все родители мечтают о лучшем для своих детей, ведь каждый ребенок умный и талантливый. Но что, если к обычным танцам, песням, рисованию или спорту ребенок не проявляет интереса? Неужели нет таланта?

Базовая картина: ребенок не определился

Но чаще всего дети не знают, чего хотят. Им нравится то и это, они готовы следовать за харизматичным педагогом или заниматься новым делом просто за компанию с друзьями. Но «настоящих» интересов у них нет.

Психологи (например, Людмила Петрановская) и карьерные консультанты (например, Алена Владимирская) в один голос говорят: для подростка это — норма. В 17 лет невозможно осознанно выбрать профессию. Можно иметь фантазию о профессии и о , но эти идеальные образы почти всегда заметно корректируются реальностью.

Поэтому хорошо и нормально, когда к окончанию 9–11 класса ребенок имеет смутные желания и мечты по поводу будущей профессии, старается определиться с колледжем или ВУЗом и бодро смотрит вперед.

Тревожный знак — если человек в 15–17 лет ничего не хочет — только чтобы от него все отстали. Тогда есть смысл проконсультироваться по поводу скрытой депрессии или нервного истощения. К такому состоянию может привести высокая интеллектуальная и эмоциональная нагрузка, высокие требования и переживания.

До 12 лет: показываем многообразие мира

Чтобы человек лучше знал себя и выбирал дело по душе, он должен пробовать разные занятия. До подросткового возраста показывайте ребенку широту мира, отдавайте в разные кружки и секции, читайте, смотрите и разговаривайте о разном.

Если в кружке ребенок начал, скажем, увлеченно рисовать, а потом заскучал и хочет бросить студию, разберитесь, в чем дело. Если он просто понял, что это «не его» — не заставляйте продолжать, но поищите новое занятие на замену. А если ребенку просто лень идти после школы — это другое дело, и лучше помочь сыну или дочке организоваться.

Есть еще навыки и привычки, которые пригодятся человеку в жизни независимо от профессии, и специалисты советуют учить этому детей. Это иностранные языки, структурное мышление (логика, Лего, программирование), вежливое общение и поведение, спорт и искусство (рисование, музыка, танцы, чтение художественной литературы, посещение музеев).

12–15 лет: смотрим, что больше нравится

Если до 12 лет ребенок пробовал разные занятия на вкус, то в подростковом возрасте его начинает притягивать сфера: математика, техника, природа, рисование. Тогда нужно помочь ребенку лучше узнать именно эту сферу: какие направления в ней есть, чем можно заниматься, как все это встроено в жизнь людей.

Важно, чтобы ребенка знакомил с интересующей сферой не родитель, а другой авторитетный взрослый: хороший школьный учитель, преподаватель в студии или кружке, друг семьи. При поддержке такого взрослого ребенок будет более восприимчив, будет лучше заниматься и открывать для себя профессиональные возможности.


15–17 лет: узнаем, что лучше получается

Если к 15–17 годам ребенок приблизительно определился со сферой, поищите для него подходящий ВУЗ или колледж. Многие дети делают это самостоятельно, тогда остается только взвесить возможности семьи и самого ребенка.

Часто подростки не идут на контакт с родителями и не обсуждают будущую профессию, потому что боятся навязывания, давления и демотивирующих вздохов. Порой родители признают узкий спектр профессий: врач, инженер, юрист, — а ребенок живет в другой парадигме и хотел бы зарабатывать отрисовкой персонажей для компьютерных игр. Родители могут переживать: «Она только наряжаться и любит», — но в моде и стилистике тоже есть целый спектр профессий.

Если не удается договориться о профессии в семейном кругу, специальную помощь можно получить у карьерного консультантов и экспертов в профессии. Карьерный консультант общается с подростком, выясняет его интересы и склонности, проводит набор тестов, «вытаскивает» на поверхность увлечения, ищет сферу их применения. Если сфера найдена, можно подключить эксперта в профессии: он объяснит, чем занимаются такие специалисты, какие есть возможности для трудоустройства и роста, где их учат и сколько им платят.

Обстоятельная консультация у карьерного специалиста или курс по профориентации стоят денег. Но есть и бесплатные варианты: профориентацию часто проводят в школе, на выставках профессий в ВУЗах, на презентациях курсов по подготовке к ЕГЭ. Эксперта в профессии можно искать среди знакомых, или на специальных профориентационных встречах, или опять же на ВУЗовских днях открытых дверей.


Настройка для современного ребенка и родителя

Сегодня выбор профессии — не судьбоносное решение. Мы окончательно уходим из мира, где можно один раз выучиться делу жизни. Настраивайте детей на систему «пожизненного обучения и переобучения». Да, важно выбрать сферу, которая тебе интересна и в которой ты хочешь расти. Но надо держать в уме, как это образование позволит тебе учиться дальше и осваивать другие смежные сферы.

Сегодня высшее образование, особенно бакалавриат, становится все более «базовым». Оно дается для повышения культурного уровня, развития системного мышления, знакомства с широкой профессиональной сферой. А еще оно позволяет детям психологически «дозреть» до выхода во взрослый мир. Поэтому стоит выбирать ВУЗ, который соответствует уровню подростка и его интересам, где ему будет по силам хорошо и с увлечением учиться.

Не давите на сына или дочку при выборе профессии, при необходимости подключите специалиста, но главное — учите ребенка понимать себя, верить себе и сохранять «хозяйскую» позицию в профессиональном море. Тогда у него будет гораздо больше шансов быть счастливым на работе.

Куда податься стобалльнику? ВУЗов страны

Ваш сын или дочка хорошо учится и думает о престижном ВУЗе? Расскажем о российских университетах, которые привлекают самых сильных абитуриентов. Почему стоит обратить внимание на эти ВУЗы, какие особенности обучения, где находятся, как поступить и какие направления изучают.


Выбор профессии для подростка Содержание · Зачем нужна профориентация · С кем поговорить подростку · Советы для родителей – что на самом деле поможет выбрать профессию правильно? · ТОП 5 профессий будущего · Где ребенок может развить свои умения на практике · Реальные истории для вдохновения Аннотация Как подростки – я и мои друзья, выбирают профессию, что важно для нас и как в этом могут помочь родители. Статья.

Меня зовут Вика, мне 15 лет. В прошлом году я выбирала профессию, проходила тестирование в центре профориентации, и написала об этом статью «Как выбрать профессию ребенку». Прошёл год, но эта тема для меня всё ещё актуальна, а думаю о выборе и хочу поделиться мыслями о том, как подростки – я и мои друзья, выбирают профессию и что важно для нас.
Только треть подростков старшего школьного возраста уже определилась с профессией. Остальные не определились с тем, где они будут учиться после окончания школы и кем хотят работать в будущем.

Зачем нужна профориентация?


С воспитанием ребенка связано много разных моментов. Родители помогают ему научиться ходить, читать, общаться со сверстниками, найти себя в жизни. В каждом возрасте приходится решать свои вопросы, которые актуальны именно сейчас. Перед родителями подростка 12-16 лет, да и перед ним самим встаёт вопрос о выборе профессии. Родители всерьез задумываются о том, что выйдет из их чада? Как определить, что ему действительно интересно и помочь выбрать профессию? Поэтому тема подростковой профориентации становится одной из самых важных. Профориентация – это комплекс мероприятий, цель которых – помочь детям (и не только) выбрать свою будущую профессию. Она может проводиться по-разному: с использованием тестов, с помощью общения с представителями разных профессий, мастер-классов и походов на производства.
Хорошо, когда родители с детства знакомят своё чадо с разными профессиями – тогда в подростковом возрасте у ребёнка уже есть много знаний о ом, кем можно стать, у него «широкий» взгляд и есть большой выбор.

Причём, для этого используются разные, самые простые на первый взгляд, методы:

  • мультики и фильмы
  • разные секции и кружки
  • разговоры о том, кем видит себя ребенок лет через двадцать
  • поездки, посещение интересных фабрик, заводов
  • рассказы и информация о разных профессиях

С кем поговорить подростку


Но даже у самого подготовленного подростка возникает потребность обязательно поговорить о выборе профессии, и не только с родителями. Но с кем?
Во-первых, с психологом.
Тесты по профориентации в интернете – пустая трата времени, если они не подкреплены разговором с опытным специалистом. В центре занятости возле моего дома психолог не только проводит несколько объемных тестов, но ещё и расспрашивает про любые хобби и интересы, даёт советы, куда можно пойти и все это развить. Причем, упоминает о местах где это реально нужно людям. Например, волонтерские центры. Также можно обратиться за помощью и пройти профориентацию с психологом.
Здесь важно, что посторонний человек говорит с тобой о твоих сильных сторонах, задаёт вопросы. Ты не чувствуешь, что тебе хотят навязать своё мнение, есть ощущение, что ты на самом деле выбираешь, а человек рядом - помогает.
Во-вторых, с представителями профессий-фаворитов.
Если интересна не одна профессия, а несколько? Покажите их «под микроскопом». Наверняка, один из родственников или знакомых работает по этой профессии, или имеют к ней отношение. Нужно дать всю информацию о данных профессиях. Рассказать обо всех подводных камнях, но и о плюсах не забыть.
В-третьих, с Вами, родители.
Да-да, и не удивляйтесь. Для меня, например, при выборе профессии в итоге самым главным остается пример родителей. К счастью, у них совершенно разного рода работа. Мой папа – директор компании, которая занимается установкой дополнительного оборудования на автомобили. Эту длинную фразу я заучила в пять лет, и всегда с гордостью ее озвучивала. Он не учился ни в университете, ни в колледже, а сам изучал всю информацию, которая в будущем понадобится ему. Моя мама – парикмахер. И она обожает свою работу. В 90х она с родителями занималась розничной торговлей очками, потом продавала хот-доги в киосках своих родителей. После помогала им со столовой. В парикмахерской у нее прекрасный коллектив на работе, и я не перестаю радоваться, когда вижу ее на любимом месте. У моих бабушки, дедушки и дяди экоусадьба. Это большой комплекс за городом, который включает гостиницу, контактный зоопарк, ресторан, летний лагерь и прочее.
Благодаря моей семье я узнаю о всех тонкостях, самостоятельно оценивая: а подошло бы это мне? Хочу ли я идти по их стопам или выберу свой путь.

Советы для родителей – что на самом деле поможет подобрать профессию правильно?


  1. Покажите, что реально верите в ребенка.
    Это первое и самое главное. Мы сами в себя не очень-то верим, возможно, боимся ответственности и того, насколько большой этот мир. И часто тщательно это скрываем. Ваша поддержка и вера в нас – то что поддерживает!
  2. Если у Вас какие-то проблемы с работой, то стоит поторопиться разобраться с ними.
    Потому что, кроме шуток, Вы подаете плохой пример – ходить на нелюбимую работу, ненавидеть коллектив и начальника… Мы смотрим на вас.
  3. Учите выбирать с самого детства.
    Помогите сохранять и развивать это умение. Доверяйте выбор игры, фильма, варианта для отдыха. Выбрать дело своей жизни – посложнее, но начинайте с маленьких шажков.
  4. Честно поговорите о том, чего ребенок ждет от жизни
    Обсудите, сколько он хочет зарабатывать, какие есть варианты, чтобы этого достичь и прочее. Рассказывайте о своем опыте, ничего не утаивая.
  5. Сходите к специалисту по вопросам профориентации
    На индивидуальную консультацию вместе, или дайте возможность ребёнку пройти тренинг по профориентации. Быть в состоянии выбора, получить помощь специалиста важно для нас.
  6. Ни в коем случае не мешайте выбору
    Помните: Ваши детские мечты и мечты ребенка – не одно и то же. При помощи в выборе учитывайте только его мнение.

Немного о будущем – что ждёт нас?

Сейчас все очень быстро меняется, поэтому курсы на месяц/несколько недель уже стали заменять обучение в ВУЗах.

Выбирая профессию, я изучила вопрос – какие десять лет отрасли будут активно развиваться в ближайшие 10 лет.

Получилось, что это медицина, гостеприимство (гостиничный и ресторанный бизнес), образование, персональные услуги, недвижимость, хозяйство, искусство.

Топ-5 профессий, востребованных в следующем десятилетии


  1. Сити-фермер
    Самая необычная профессия в этом списке. Будет заниматься озеленением крупных городов, ведь уже сейчас люди начинают задумываться о том, что же делать с экологией и загрязненными городами. Лет через десять от этого специалиста будет многое зависеть.
  2. Онлайн-доктор
    При банальной простуде или ОРВИ не очень-то и хочется тащиться в больницу. Просто скажите, что выпить, чтобы выздороветь. Онлайн-доктора именно этим и будут заниматься.
  3. Тренер по mind-фитнесу
    Саморазвитие во все времена было модным, а теперь у Вас будет личный тренер по всему этому делу. Быстро читать или считать в уме трёхзначные числа? «Легко!» – скажет тренер.
  4. Дизайнер человеческого тела
    Протезирование – вещь, о которой мы слышим нередко. А ведь протезы тоже должны быть красивыми!
  5. Бренд менеджер
    «Ты – личность!» – говорит нам новое десятилетие. А личности бренд менеджер нужен обязательно.

Какие профессии исчезнут в ближайшие десять лет?

Благодаря развитию технологий часть профессий станут историей. Что теперь будут делать представители этих профессий – не знаю, но нам точно не надо останавливать свой выбор на этих профессиях.

  • машинист в метро
  • курьер
  • бухгалтер
  • повар
  • кассир
  • таксист
  • сотрудники таможни
  • библиотекари
  • журналисты
  • почтальоны

Где ребенок сможет развить свои умения и лучше разобраться в себе?


Кружками и секциями уже никого не удивишь. Современный мир готовит нас к тому, что полученные знания уже нужно применять в реальном мире.

  1. Филиал «Красного креста» или подобных мед. организаций у Вас в городе.
    Там всегда ищут людей, которые готовы помочь. Их учат первой помощи и прочему – бесценно для того, кто хочет стать врачом.
  2. Волонтерские организации.
    Возможно, им нужен человек, который сделает для них идеальные листовки или напишет лучшие кричалки – а это как раз под силу Вашему п.
  3. Подработка по интересам.
    После четырнадцати лет просто делом чести стало найти себе подработку на лето. Есть даже одна девочка, которая по семнадцать часов работает в пиццерии, это, конечно, много и не совсем правильно. С ней, разговаривать спокойно можно только с утра – потом она вся в работе. Зато мне кажется, что она уже может открыть свое кафе!
  4. Создать свой курс!
    Да-да, сейчас есть множество платформ, на которых есть возможность научить других людей тому, что ты уже знаешь – готовить или строить скворечники? Поделись этим и получи за это деньги. Самый подходящий для этого сайт – Udemy.

Реальные истории для вдохновения

Что меня на самом деле вдохновило.

  1. В прошлом году мы с подругой устроились на подработку в колл-центр. Мы тогда ещё проходили обучение, и пришли чуть пораньше, ожидая на креслах в холле. Рядом с нами сидела девочка, и мы с ней разговорились. Оказалось, что она хочет стать фотографом и собирается купить фотоаппарат на деньги, заработанные ею там. Потом оказалось, правда, что за месяц там можно заработать только на двенадцатую часть этого фотоаппарата. Но, тем не менее: здесь есть четко поставленная цель, и путь к ней. Надеюсь, она получила то, о чем мечтала.
  2. В моем классе учится девочка, которая шикарно делает маникюр и гель-лак. Ногти всех моих одноклассниц – ее произведения искусства. У нее уже есть наработанная база клиентов (к шестнадцати-то годам!). Правда, неловко получилось, когда мама ее парня пыталась заплатить ей за маникюр J.
  3. Какое-то время назад я сама была в центре занятости и проходила тест на профориентацию. Психолог долго расспрашивала, чем мне нравится заниматься. Я рассказала ей, что очень люблю детей, и она рассказала мне о том, как ее племянница учила детей из какого-то волонтерского центра. Сейчас эти дети мне как родные, они всегда бегут обниматься, когда я прихожу давать им уроки английского.

Есть и плохие примеры

  1. Недавно я общалась с парнем, который заканчивает университет, по самой скучной специальности в мире. Я не буду уточнять, по какой, чтобы никого не задеть. Хочу только сказать, что слова про скучную профессию – его собственные. К концу одиннадцатого класса он так и не определился с профессией, так что его родители все решили за него. Что делать дальше – он не знает.
  2. У меня есть знакомая из многодетной семьи. Хочет стать воспитательницей. Так случилось, что ее родители постоянно работают, а она, как старшая дочь, воспитывает всех остальных детей. В качестве наказания, это оказалось для меня шоком, она ставит их на колени. А по поводу будущей профессии говорит так: «Сейчас я делать ничего не хочу, вот выучусь, и тогда пойду работать с детьми».

Как мой дедушка выбрал себе занятие по душе
Как я уже говорила выше, он – владелец контактного зоопарка. С детства он очень любил животных и каждый раз, когда я приходила к нему, он всегда мне что-то про них рассказывал. То даст книгу про рыб, то отвезет на птичий рынок, то мы вместе едем покупать немецких овчарок. Какое-то время у него даже был свой зоомагазин. Рассказывает, что в детстве (лет в пять) продавал ровесникам улиток.

У вас есть подобные истории?
Поделитесь ими в комментариях или просто расскажите своему ребёнку!
Я уверена, они есть у всех. Для меня самое важное в профориентации – это чужой пример, даже если он полон ошибок, на которых можно поучиться. Профориентация – длительный процесс не одного года. Займитесь этим как можно раньше или даже прямо сейчас, чтобы потом радоваться правильно выбранной профессии.

Начинайте готовиться к выбору заранее. Чтобы видеть все возможности, пробуйте разные направления, пока учитесь в средней школе, советует руководитель центра «Арт-Личность» Айдар Фаррахов.

«До 4-го класса вы учитесь учиться — делать уроки, быть самостоятельным. С 4-го по 8-й класс знания стабилизируются, в это время нужно пробовать новые сферы, расширять свой опыт. А с 14 лет уже стоит выбирать те занятия, которые помогут определиться с будущей профессией. Здесь правильнее говорить не только о возможностях для работы, но и о выборе будущего в глобальном смысле, — говорит Айдар. — Надо накапливать багаж умений, участвовать в стажировках, обучающих лагерях, использовать возможности поработать летом. Чтобы чемоданчик набрался, а потом ты его открыл и посмотрел, что умеешь, что тебе приносит удовольствие, чем хочешь заниматься».

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

Те, кому не удалось сделать уверенный выбор перед поступлением в вуз, снова сталкиваются с этим вопросом после первых курсов или защиты диплома, говорит Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»: «Мало кто имеет четко выстроенную профессиональную траекторию. Этот тренд существует давно, и поэтому мы видим, что многие выпускники не работают по специальности после вуза. Полноценное профессиональное самоопределение часто происходит уже после получения диплома».

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Определиться с профессией могут помочь разные техники и специальные тесты. Например, тест «Профориентация».

Выбор вуза: три важных принципа

1. Оцените шансы на успех

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

«Важно соизмерять свои желания с возможностями рынка труда. Конечно, есть сферы с зарплатами выше рынка. Например, если ты увлеченный айтишник, восходящая звезда, горишь своим делом и уже имеешь хороший опыт — подход к тебе будет другой и предложения по зарплате — тоже. Но большинство выпускников не могут претендовать на такие условия, им потребуется несколько лет, чтобы повысить свою зарплату», — говорит Айдар Фаррахов.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

«Выбор вуза должен делать сам школьник, а не родители за него. Стоит вступить в студенческие сообщества в соцсетях, походить на открытые мероприятия, посмотреть на студентов — как они общаются, чем интересуются. Живой разговор за чашкой кофе со студентом или выпускником тоже даст много полезной информации», — говорит Айдар Фаррахов.

2. Выбирайте подходящий формат обучения

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

«Я бы подумал над тем, каким образом будет сформирована та компетенция, которая заявлена в программе. Полезно обучаться в разных условиях, не только в системе «преподаватель — студент». Совместные проекты, например, помогают учиться у своих одногруппников. Это развивает навыки коммуникации, способность к объединению. Если есть возможность выступать со своим проектом, ты приобретаешь опыт презентации, учишься рассказывать о своей работе», — говорит Дмитрий Сизарев.

Следить за собственным развитием легче вместе с куратором. Выясните, есть ли такая практика в интересных вам вузах: «В образовании важно не просто дойти до конечной точки, а отслеживать свой прогресс. Движешься ли ты вперед, как ты развиваешься — важно наблюдать за этим. Хорошо, если в вузе есть такая практика, когда студент работает с куратором», — отмечает Дмитрий Сизарев.

Интенсивная учеба в разных форматах поможет собрать интересное портфолио. Опыт презентации своих идей, самостоятельной разработки проекта, навыки работы в группе создадут хорошее впечатление о вас, когда придет время поиска первой работы. «Работодателям не интересен сам по себе диплом, — говорит Айдар Фаррахов. — Важнее то, насколько вы увлечены своей специальностью, есть ли у вас новые идеи и хотя бы небольшой опыт».

3. Прислушайтесь к себе

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

«Если выбор связан с двумя компонентами, например между двумя вузами или факультетами, я рекомендую инструмент «декартовы координаты», — говорит Дмитрий Сизарев. — Он помогает выбрать то, что человеку ближе на данный момент. Происходит оценка ситуации по четырем критериям. Первый: если это произойдет, то что я приобрету? Что будет положительного, если я сделаю такой выбор? Второй критерий: что я потеряю, с чем придется расстаться. Третий: если это не произойдет, что я приобрету, что сохранится в моей жизни? И четвертый: что я потеряю, что не произойдет в моей жизни, если я не сделаю такой выбор? Затем берешь маркер, выделяешь самые важные слова из того, что записал. И делаешь выбор — А или Б».

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

«Такие методы помогут, если стоит выбор оставаться в родном городе или уехать поступать в вуз другого города», — объясняет Дмитрий.

Что говорят исследования

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

«В прошлом году мы провели большое исследование среди школьников выпускных классов. Мы увидели, что даже в 11-м классе мало тех, кто четко видит свою дальнейшую траекторию. Мы задавали прямой вопрос: определились ли вы с профессией и учебным заведением? В 11-м классе 40% опрошенных ответили, что не определились ни с тем, ни с другим. Опрос прошел в ноябре, а через полгода у этих школьников уже выпускные экзамены», — говорит Кирилл Кузнецов.

Важная составляющая осознанного выбора — адекватная самооценка. Если вы хорошо знаете свои сильные стороны, можете определить, что вам интересно, а что нет, — решение о будущей профессии приходит легко. Современные методы профориентации тоже могут помочь в выборе, считает Кирилл Кузнецов: «У нас есть проект «Билет в профессию», в рамках которого мы разработали тест о готовности к выбору. Результаты показывают, насколько школьник готов выбирать. И если показатели невысокие, то тест помогает разобраться, на что обратить внимание.

Например, в тесте есть блок про самооценку: насколько хорошо ты себя знаешь, на что опираешься при выборе профессии, к кому прислушиваешься. Дальше мы спрашиваем про конкретные профессии — чем занимаются те или иные специалисты».

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Важные вопросы при выборе профессии:

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?

Чек-лист по выбору вуза

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

Читайте также: