Какая профессия появилась поле чудес

Опубликовано: 02.10.2024

«Поле Чудес» смотрел хоть раз каждый, а в октябре капитал-шоу исполняется аж 30 лет! Кто его придумал и откуда взялся Якубович:


Как появилось «Поле Чудес»

Как и многие другие шоу российского ТВ, «Поле Чудес» — адаптация американской игры Wheel of Fortune, придуманной еще в 1970-е. Этот формат первому ведущему и продюсеру Владиславу Листьеву помог придумать друг Алексей Мурмулев: он взял лучшие моменты из топовых западных шоу и собрал их воедино.


Фото: meduza.io

Первым ведущим «Поля Чудес» был не Якубович

Да-да, первый год капитал-шоу вел Владислав Листьев. Сначала он вел на ТВ «Взгляд» — программу, в которой говорили о социальных проблемах и включали протестный рок. Листьев был создателем и продюсером, но ведущим быть вообще не собирался. Другой кандидатуры просто не нашлось, и Владислав согласился от безысходности, сказав, что за год поставит передачу на ноги и уйдет. Так и случилось — в 1991 году появился бессменный Якубович.

Листьева убили в 1995 году в подъезде собственного дома — убийство до сих пор не раскрыто, но все считают, что мотивы были политическими. Вот 6 версий, кто убил журналиста Владислава Листьева.

Как появилось название «Поле Чудес»

Листьев с командой хотели придумать что-то такое, что точно привлекло бы советского человека — что-то про деньги. Первый вариант был «Капитал». Потом все заговорили о стране и том, что в ней творится, и один парень из команды, Игорь Угольников, закричал: «Поле чудес в стране дураков!». Решили оставить только первую часть.

Как Якубович стал ведущим «Поля Чудес»

Якубович — чуть ли не единственный человек за всю историю российского ТВ, который попал в телевизор вообще без опыта. До этого он был кем угодно: и таксистом, и испытателем мазей от комаров, токарем. Влад Листьев познакомился с ним на вечеринке в конце 80-х. В 1991 году он почему-то решил, что лучше него не справится никто — команда была не согласна, но Листьев оказался прав.

Якубович изменил программу, и фокус сместился с простого угадывания слов на беседы с участниками — фактически, он превратил его в то самое шоу, которое мы знаем сейчас.


Влад Листьев, Клара Новикова и Леонид Якубович. Фото: meduza.io

Реклама в Поле Чудес

Вскоре программа стала суперпопулярной — ее смотрели 200 миллионов человек! Разместить свою рекламу в шоу хотели тысячи компаний, а там были не против.

Реклама была везде: под словом на табло, в заставке передачи, на секторах барабана. И в эфире тоже. Например, звучали такие диалоги: «Наташа, где тебя так замечательно причесали?» — «В парикмахерской». — «Ну я понимаю, что не дома. А в какой?» — «В „Жень-Шень“». — «О, это хорошая парикмахерская».

Что дарят ведущему «Поля Чудес»

Кроме всем известных солений и варений — лапти, значки и мягкие игрушки. Самые прикольные штуки ведущему дарили звезды. Например, Олег Газманов подарил Якубовичу надувную резиновую женщину, а актер Юрий Никулин принес бутылку водки в память о том, как «маленький Леня» убирал в детстве за цирковым слоном, у которого «два дня был запор».

По статистике Первого канала, Якубович получил в подарок 2 тонны соленых огурцов и 1,5 тысячи литров алкоголя. Программа даже открыла собственный музей даров — единственный в мире. Он находится в телецентре Останкино, на 1 этаже.

А вот про то, что происходит с едой, которую приносят в программу, мы уже как-то писали тут.


Фото: tourister.ru

Самый неудачный выпуск «Поля Чудес»

В сотом выпуске передачи учитель географии из Магадана Петр Капустин почти выиграл новенькую Volvo-850. Он должен был отгадать, как иначе называется водяной воробей. И отгадал. Но буквально за несколько секунд до ответа кто-то из зала уже прокричал: «Оляпка», и Петр лишился машины. А дома обнаружил, что техника, которую он выиграл в передаче — бракованная.

Вся страна принялась писать письма в программу и самому Петру. Это казалось ужасной несправедливостью, Якубовича обвиняли в подставе (он утверждает, что не причем). Тогда Петра пригласили снова, и он с радостью поехал, потому что был уверен, что получит ту самую Volvo-850. Но получил только 3 бутылки вина.


Фото: meduza.io

«Поле Чудес» сейчас

«Поле» идет по ТВ уже тридцать лет. За это время из викторины оно превратилось во что-то вроде сельской ярмарки: главным там стали не слова, а передаваемые приветы, соленые огурцы и фразочки Якубовича. Например, в одном выпуске он спросил у подростка: «У тебя есть видеомагнитофон? Ты [эротический фильм] „Эммануэль“ видел?». А в другом первоклассник очень ржачно рассказал Якубовичу стишок про яйцо — смотрите видео:

Создание телеигры

сколько лет полю чудес

Так сколько лет «Полю чудес», программе, знакомой нам с детства? Впервые это телешоу выпустили на экраны в 1990 году, а точнее — 26 октября. Именно в этот день, в пятницу, в 20.00, берёт своё начало одна из самых длительных и популярных телеигр. Молодой, талантливый и амбициозный Владислав Листьев совместно с Анатолием Лысенко, бывшим тогда главой молодёжной редакции Центрального телевидения, переработал и адаптировал сценарий американской игры «Колесо Фортуны», придуманной и воплощённой Мёрвом Гриффином. Одно из основных отличий состояло в том, что в «Колесе Фортуны» было несколько ведущих, а в «Поле чудес» - только один. Им стал сам Листьев. Задумав и реализовав «Поле чудес», первый выпуск он с энтузиазмом провёл сам. И энтузиазма этого хватило на год. Несмотря на то что популярность шоу была очень высока и интерес зрителей со временем только рос, Листьеву захотелось расширить свои горизонты. Поэтому он отправился воплощать новые проекты, передав бразды правления Леониду Якубовичу.

Суть игры довольна проста: существуют три тройки игроков, играющих по очереди, затем между собой играют победители из каждой тройки, а потом следует суперигра, от которой финалист вправе отказаться и забрать призы либо сыграть в неё и получить ещё и суперприз. Каждый из игроков крутит ставший уже знаменитым чёрно-белый барабан и, в зависимости от выпавшего значения, либо отгадывает букву, либо ход переходит дальше. Есть, конечно, масса исключений — это и сектор «Приз», и сектор «Ноль», и «Банкрот», и две шкатулки за три верно угаданные буквы. Но основная суть игры в том, чтобы угадать слово раньше своих соперников. В процессе игроки проявляют себя, как могут, — передают приветы родным, исполняют танцевальные или цирковые номера, поют, рассказывают стихотворения и, конечно же, дарят ведущему подарки. Подарки от игроков — это одна из главных традиций игры. Сувениры могут быть любыми, но желательно, чтобы в них был колорит той местности, откуда приехал гость, либо чтобы они были сделаны или приготовлены своими руками. Все подарки отправляются в музей капитал-шоу.

Первый ведущий — Влад Листьев

поле чудес первый выпуск

Создатель телеигры стал и её первым ведущим. Владислав Листьев родился в Москве, в 1956 году. Он был талантливым журналистом, ведущим, предпринимателем с деловой хваткой. Он был одним из тех, кто стоял у истоков создания телекомпании «ВИД», эмблема которой, появляясь на экране, частенько пугала малышей. Листьев оставался ведущим своего детища совсем недолго, с 1990 по 1991 год. В то время он уже был известен благодаря общественно-политической программе "Взгляд", а после «Поля чудес» пошёл покорять новые высоты. Им были созданы такие передачи, как «Тема» и «Час пик», он был успешен, популярен и любим зрителями. Его часто приглашали в «КВН» в состав жюри. Затем наступил пик его карьеры в телекомпании «ВИД» - он стал её президентом. И снова решил пойти дальше, в 1995 году его назначили на пост генерального директора канала ОРТ. И всего через месяц после назначения, 1 марта 1995 года, произошла трагедия — Владислав Листьев был убит.

Второй и бессменный ведущий — Леонид Якубович

поле чудес 25 лет

Практически сколько лет «Полю чудес», столько и ведёт его неунывающий Леонид Аркадьевич Якубович. Он стал ведущим капитал-шоу после того, как его покинул Листьев. По словам самого ведущего, он очень волновался, придя на кастинг в «Поле чудес». Первый выпуск он провёл очень нервничая и был уверен, что его не возьмут. Однако взяли, и именно он привёл программу к успеху и всенародной любви. А некоторые фразы Якубовича и вовсе стали крылатыми, например, «А теперь рекламная пауза!» Леонид Аркадьевич счастливо женат, у него есть дочь Варвара. А любимое детище - программа «Поле чудес» - 25 лет уже радует зрителей. Да, в 2015 году у телеигры был юбилей — четверть века на экранах!

Самые интересные и необычные эфиры передачи

В архивах игры можно найти немало интересных и необычных моментов. Например, далеко не все съёмки были студийными. Вот сотый, юбилейный выпуск шоу проходил на арене цирка на Цветном бульваре. А один из рождественских выпусков — в Испании. Был ещё суперфинал на борту океанского лайнера. Да и участники не всегда были обычными. Делали игры с участием знаменитостей, с участием кукол на месте игроков, была программа с четырьмя ведущими и даже выпуск, стилизованный под Африку, — все зрители в зале были африканцами.

Музей капитал-шоу «Поле чудес»

с какого года идет поле чудес

Сколько лет «Полю чудес», столько же лет и музею. Музей изначально не был запланирован как часть шоу, однако люди везли и везли подарки ведущему. Тогда организовали выставку этих даров в холле телестудии, но за время существования телеигры их количество невероятно выросло. Ведь с какого года идёт «Поле чудес»? С 1990-го! За столько лет там скопилась целая гора презентов. В итоге в 2002 году было принято решение о создании постоянной экспозиции музея на ВВЦ. Там теперь и находится музей «Поля чудес».

По́ле чуде́с — одна из первых программ телекомпании «ВИD», русский аналог американской программы «Колесо Фортуны» (англ. Wheel of Fortune ).

Впервые вышла в четверг 25 октября 1990 года. Первым ведущим был Владислав Листьев, с 1 ноября 1991 года — Леонид Якубович. Ассистентами Леонида Якубовича являются несколько топ-моделей как женщин, так и мужчин, в том числе Римма Агафошина, которая открывает отгаданные буквы и вручает призы участникам. Передача выходит еженедельно в вечер пятницы в 20:00. С 1997 по 2002 год выходил в повторах в понедельник в 10 часов утра.

Изначально в 1990 году студия, в которой проходила игра, была отделана в темно-синих тонах; барабан был простой формы, с расположенными снаружи ручками, похожими на крючки, и со стрелками, указывающие сектора; рядом табло в котором открывают буквы, убрав чёрный квадрат в каждом; там находится компьютер, в котором указывает очки, сверх него имя-фамилия игрока. В 1991 году на стене располагалась надпись Поле Чудес, барабан в такой же форме и табло буквы были синими, а логотип был таким. В 1992-93 годах на студии рядом с барабаном (как и у Листьева) и автомобилем стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан и призы; позади автомобиля располагалась надпись Поле Чудес. С 1993 по 1995 год была другая декорация: барабан стал чуть меньше, имел стрелку, как у компаса и ряд вертикальных ручек, расположенных строго по периметру; максимальным количеством очков на барабане был 750; у барабана была другая музыка, используемый до 1995 года. Декорации студии были выполнены в голубом цвете, с разноцветными вкраплениями. В 1995 году, когда изменились заставки и логотип ОРТ (округлый на соответствующий до сентября или до декабря 1996 года), декорации изменились снова: лестницы, по которым участники спускались в студию, мигали, по бокам ступеней лестницы стояли телевизоры, показывающие крутящийся барабан, также другой стала музыка, при которой барабан вращался. По бокам табло с буквами были установлены два символических изображения собора Василия Блаженного; логотип в левом нижнем углу экрана был цветным. С 2001 года, в связи со сменой имиджа передачи, студия снова была полностью обновлена, дизайн студии был улучшен и осовременен, был установлен новый барабан, за ним установлен плазменный телевизор, показывающий барабан и сектора. С 2005 года барабан заменили на ещё более узорчатый. На барабане стала другая музыка, написанная композитором Сергеем Чекрыжовым. Больше дизайн студии не менялся. Выпуски телеигры с Л. Якубовичем с 1 ноября 1991 по 1995 годы выходили в повторах на канале «Ретро ТВ» в 2006—2007 годы, а выпуск с Листьевым — на канале «Ностальгия» 1 марта 2009 года.

Содержание

Ход игры

Игра проходит в три раунда, в каждом из которых участвуют 3 игрока.

Ведущий загадывает слово (редко словосочетание), указанное на табло, а по ходу игры даёт наводящие подсказки. Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора:

  • Приз — игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. Ведущий торгуется с игроком за приз, в качестве которого может оказаться любая вещь: от ключей от автомобиля до тыквы. Также вместо чёрного ящика можно взять денежный приз. (Игрок сам выбирает сумму).
  • Плюс — игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все).
  • Шанс — игрок может позвонить по телефону (номер даёт случайный зритель в студии) для получения ответа или подсказки. Если на другом конце провода отвечают правильно, то ему высылают приз
  • Банкрот — очки, набранные игроком сгорают, а ход переходит к следующему игроку. Если выпадает у одного игрока 2 раза подряд, то получает приз.
  • 0 — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
  • х2 — набранные игроком очки удваиваются. (Если две буквы, то х3, три х4 и т. д.)

В 90-е г.г. был сектор «Капитал» (до денежной деноминации 1998 г. он назывался «Миллион»), когда игроку выносили два мешка: один с баранками, другой с деньгами, и он выбирал тот, где, как он считал, были деньги. (Иногда также существуют сектора от спонсоров, при выпадении которых вручаются призы)

Далее игрок называет букву русского алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков (если таких букв несколько, они открываются все и очки начисляются за каждую), и может крутить барабан ещё раз. Буквы «Е» и «Ё», «И» и «Й», «Ъ» и «Ь» считаются за одну букву. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Количество очков при этом нигде не отображается, а сумма, набранная победителем финала, озвучивается ведущим. (В начале 90-х количество очков иногда появлялось на экране в случае результативного хода)

При трёх подряд верно угаданных буквах ведущий показывает игроку две шкатулки, в одной из которых деньги, а в другой пусто, и предлагает игроку угадать, в какой из них деньги. Если он угадывает, то получает деньги, которые не могут сгореть.

Игрок выбывает из игры, если взял Приз, либо назвал неверное слово.

Если выбыло два игрока, то для третьего работает правило три результативных хода (результативным считается тот, после которого должен назвать букву или сектор плюс), после чего он должен назвать слово. Если после трех ходов он не называет слово, то в финале участвуют два игрока. Если ситуация трех ходов произошла в финале, то оставшийся игрок вне зависимости от исхода финала становится победителем.

Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в своих раундах, выходят в финал. Победитель финала выбирает призы на заработанные очки, а ведущий предлагает ему поучаствовать в супер-игре, где он может либо потерять всё, либо выиграть супер-приз.

До 30 ноября 2001 года в телеигре существовала игра со зрителями, сидящими в студии.

Большую часть времени игры участники передают приветы родным и близким, дарят ведущему подарки, рассказывают анекдоты, читают стихи, играют на музыкальных инструментах.

Суперигра

Игрок вращает барабан для выбора одного из шести призов.

Ведущий загадывает слово и игрок должен за минуту угадать слово, предварительно назвав несколько букв алфавита (определяется ведущим, обычно половину длины слова, если есть, открываются). Если игрок угадал слово, то он получает суперприз, если нет, то теряет все призы, выигранные по очкам. Сохраняются только подарки, Миллион (Капитал) и две шкатулки. Иногда ведущий оставляет один приз. С 1 сентября 2006 года введены 2 дополнительных слова, пересекающие основное (своего рода кроссворд). Если игрок угадывает основное, то ведущий даёт определения. Если игрок назовёт и эти, то выиграет автомобиль.

Музей «Поля Чудес»

Музей Капитал-шоу «Поле чудес» был создан в 2001 году, но его идея была задумана ещё в начале 90-х. В музее можно найти: Первый ящик Поля чудес; костюмы, которые надевал Якубович; портреты Якубовича и Листьева (первого ведущего) и много другого. Музей находится в павильоне Всероссийского выставочного центра «Центральный».

Влияние на культуру

Фраза в исполнении Леонида Якубовича, которая оканчивалась восклицанием: «В студию!» и, как правило, начиналась словами «подарки», «призы», вошла в современную бытовую речь и используется, в частности, как стереотипный комментарий на форумах, блогах и т. д. Выстроена она по схеме: «N — в студию!», где N — объект, предоставление которого требуется от автора предыдущего сообщения. Например: «картинки в студию», «доказательства в студию», «ссылки в студию» и т. д. [1]

Заставки

В 1990-2000 годы заставка передачи выглядела так: яркие полосы быстро двигаются параллельно друг другу навстречу, таким образом образуя поле из шестнадцати ровных квадратов. Далее поле становится трёхмерным, как бы обретая обьём (в трёхмерном виде оно становится похожим на плитку шоколада). Под своеобразный чавкающий звук на поле опускаются трёхмерные цветные символы различных форм, каждый символ в итоге занимает один квадрат. Затем звучит основной музыкальный мотив заставки, под него поле из квадратов взлетает в воздух, поднимается и на его фоне розовыми буквами пишется «Поле Чудес». Далее поле вылетает за пределы экрана (музыка при этом продолжается), и вскоре возвращается, перевернувшись обратной стороной, представляющей собой обычный серый квадрат. Квадрат опускается позади слов «Поле Чудес», а затем под получившейся композицией по буквам появляется словосочетание «к а п и т а л ш о у». Музыкальное оформление в этой заставке немного изменилось в 1993 году. В 1991 году после рекламы и перед суперигрой прилетала синяя бумага со словом «Поле Чудес Капитал-Шоу». С 1992 по 1995 год перед рекламой показывали заставку с прыгающими золотыми буквами на чёрном фоне.

С осени 1995 по 2000 годы после рекламы на ОРТ, в заставке программы вращается игровой барабан, камера приближается к нему так, что не видно очков на секторах. С каждым новым сектором под одну звонкую ноту появляются буквы, образующие слова «Поле Чудес». При последнем изменении сектора появляется золотая рамка, которая, подобно квадрату из старой заставки, опускается на задний план. В заставке суперигры квадрат со словом «Поле Чудес» начинал быстро вращаться, после остановки в квадрате было уже «Супер Игра». Также в то время существовали и заставки для отдельных секторов.

В современной открывающей заставке, использующейся с 29 декабря 2000 года, видна студия игры и летящий вращающийся барабан. На экране из звёздочек образуется изображение Якубовича. Затем по буквам зажигается слово «Поле Чудес». Всё это происходит под укороченный вариант музыки из первой заставки, при этом она звучит два раза, сначала в джазовом стиле, затем, когда зажигаются буквы, - в стандартном. В урезанном виде существовали и для рекламной паузы. Перед суперигрой мы видим в верхней строчке слово «СУПЕР», написанное сиреневыми буквами, а в нижней - слово «игра», образованное зажжёнными лампочками. В марте 2009 года изображение Якубовича было убрано из заставки, а сама заставка идёт в более медленном темпе.

Познакомить учащихся с различными профессиями: строителя, электромеханика, официанта и дизайнера, обучение их навыкам.

Способствовать развитию речи, мышлению, политехнического кругозора.

Воспитывать любовь к труду, уважение к людям различных профессий.

Наглядность и оборудование: плакаты «Поле чудес», карточки с очками, интерактивная доска, презентация.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Слайд 1. название мероприятия «Мир профессий»

- Сегодня мы с вами поговорим о профессиях, тема нашего занятия: «Мир профессий». А что означает слово «профессия»?

Слайд 2. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

- В мире, ребята, существует множество самых разных профессий. Оканчивая школу, многие не знают, кем они хотят стать, какую профессию выбрать. Об этом, ребята, надо думать уже сейчас.

- Сегодня мы с вами поиграем в игру «Поле чудес». Это занятие наше будет тесно взаимосвязано с уроками труда.

2. Распределение игроков и зрителей.

- Как вы уже знаете, игра «Поле чудес» состоит из ведущего, игроков и зрителей. Я буду ведущей, три игрока, а остальные остаются зрителями (вызываю за игровой стол первых игроков, которые ещё ни разу не играли в игру).

Начинаем играть. В этой игре вы должны показать себя с лучшей стороны, логически думать и рассуждать, со скоростью отвечать на вопросы. Всем понятно? Хорошо.

Игра со зрителями.

Вопросы: назовите правильный ответ.

Для выпиливания из фанеры используют инструменты: ножницы, лобзик, дрель. Правильно?

Ледерин, картон, фанера, драп – это основные разновидности древесины.

Все перечисленные инструменты являются столярными: рубанок, ножовка, молоток, циркуль.

Задание. Это одна из древнейших профессий: со времен первобытной общины человек создавал кров, чтобы защищаться от стихийных бедствий, палящего солнца, либо пронизывающего ветра.

Дополнительная информация. Ребята, с этой профессией мы можем столкнуться на уроках технического моделирования, при конструировании модели башенного крана.

Слайд 3. Слово – строитель.

- Правильно, это профессия – строитель. Под феноменом строитель скрывается много профессий:

каменщик – человек, который работает со следующими материалами: камень, кирпич, строительный раствор, глина;

бетонщик – люди, которые работают с бетоном;

арматурщик – человек, который занимается монтажом арматурного каркаса;

крановщик – машинист крана.

- Значит, какую работу может выполнять строитель? (Строить здания, заниматься монтажом, быть машинистом, бетонщиком) Да, правильно, работа строителей очень трудная, физическая и в то же время интересная.

Игра со зрителями.

Это проводники тока: стекло, пластмасса, провода, бумага.

Источником тока является: батарейка, лампочка, спички.

Отвертка, гаечный ключ, шило, нож – это монтажные инструменты.

Задание: люди – «Счетчики» чаще всего сами не могут понять, как это в уме они делают так быстро такие колоссальные вычисления. А вот как это получается у ЭВМ, специалисты знают. И одним из них является человек этой профессии, который занимается ремонтом и обслуживанием электронных счетно-вычислительных машин: компьютера, ноутбука, калькулятора, принтера, сканера и так далее.

Как и этот человек, мы тоже на каждом уроке математики сталкиваемся с этими операциями. На уроках технологии, например, при разметке, вычислении одного из сторон домика.

Да, это электромеханик.

Слайд 4. Слово - электромеханик.

Дополнительная информация. Работа электромеханика очень разнообразна. Он регулярно проводит профилактическую обработку: занимается проверкой состояния узлов, работы устройства, чисткой, смазкой, настройкой. Во время работы электромеханик пользуется следующими инструментами, назовите по рисункам (это пинцет, отвертка, кусачки, плоскогубцы, паяльник).

Слайд 5. Иллюстрации - пинцет, отвертка, кусачки, плоскогубцы, паяльник.

Игра со зрителями.

Это все столовые приборы: вилка, грабли, ложка, вилы, нож.

Для борща нужны: свекла, капуста, горох, картофель, макароны.

Готовит обед: кулинар, повар, кондитер.

Задание: этот человек работает в системе общепита. Он общителен, в любую минуту готов помочь любому, кто нуждается в совете.

Да, молодец, это официант.

Слайд 6. Слово - официант.

Дополнительная информация. Около 6 тысяч лет существует профессия официанта, и по-прежнему она нужна людям и незаменима, ресторан не мыслим без фигуры официанта.

- Чем же интересна и привлекательна профессия официанта?(В общении, в том, что люди нуждаются в совете и помощи официанта, бесценно и порою его выводы, люди часто полагаются на их вкус).

- Да, официанту часто приходится общаться с самыми разными людьми. Но, ребята, эта профессия на первый взгляд только кажется легкой. Исследования показали, что в день официант проходит в среднем до 30 км, а в руках у него поднос, который он несет с такой легкостью и изяществом, весит иногда до 10 кг.

- Но, какую же связь имеют уроки технологии с профессией официанта? (Официант должен знать все столовые приборы, меню, блюда – и всё это мы проходим на уроках технологии). Да, действительно, мы знакомимся со столовыми приборами, их назначениям блюдами, сервировкой стола, составлять меню именно на уроках технологии.

А сейчас, я оценю ваши знания и возможности по подготовке к профессии официанта: я буду показывать столовые приборы, которые должен знать каждый официант, а вы называете их (салфетка, нож, тарелка, кофейная чашка, ложка, сахарница, вилка, бокал).

Слайд 7. Изображения салфетки, ножа, тарелки, кофейной чашки, ложки, сахарницы, вилки, бокала.

Молодцы, у вас есть знания.

Теперь скажите мне, кто из вас хочет стать официантом? (Мальчик поднимает руку). Давай проверь себя, вот тебе поднос, ты должен красиво преподнести сок мне – ведущему (мальчик выполняет задание). Молодец, вот если постараться, ты достигнешь своей цели. А теперь финал.

Задание для финалистов: этот человек, который придумывает и создает красивое и удобное жильё, одежду, машины, даже целые города.

Да, правильно, это дизайнер.

Слайд 8. Слово - дизайнер.

Дополнительная информация. Слово «дизайнер» для отечественного словаря уже не является новым, тем не менее в обиходе оно не получило пока широкого использования. Дизайн - это вид деятельности, направленный на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Широко известна лаконичная формула дизайна: «красота + польза».

- Кто мне объяснит словосочетание? (Это значит, что изделия или предметы должны быть всесторонне красивы и полезны, прочны по свойствам и назначениям). Правильно.

- Ребята, так как профессия дизайнера очень престижная, вы я думаю, много знаете дизайн – модельеров? (Да, это те люди, которые создают новейшие красивые, роскошные платья, брюки, кофточки. Это Юдашкин, Abba Moda и т.д.)

- Ребята, какая связь между уроками технологии и профессией дизайнера?(Мы на уроках технологии учимся экономно распределять время и создавать различные поделки, сувениры, вышивать, сочетая полезное с приятным).

Совершенно верно. А теперь давайте посмотрим, какие же инструменты и материалы нужны дизайнеру? (Игла, ножницы, ткань, нитки, сантиметровая лента).

- А какими качествами должен обладать дизайнер? (Трудолюбие, логическое мышление, эстетический вкус).

- Что же мы ещё забыли, с помощью чего дизайнер создает, воображая мимолетные минуты? (Фантазия) Правильно, он должен иметь богатое воображение и фантазию.

- Теперь представьте, что все вы сейчас знаменитые дизайн – модельеры. Создайте свои новые наряды для девушек – девочки, а мальчики для юношей (ребята выполняют задание). Какие же красивые получились ваши эскизы.

Молодцы, теперь я убедилась, ребята, что у вас есть талант творить!

Вот и победитель у нас появился! Молодец, мы вручаем тебе диплом, ребята, похлопаем победителю!

Ребята, наша игра под названием «Поле чудес» подошла к концу. Она вам понравилась? Чем? (Мы познакомились с профессиями строителя, электромеханика, официанта и дизайнера поближе и поглубже, хоть и на минуту превратились великими профессионалами, путешествовали в мире профессий).

Молодцы, ребята. Вы сказали именно то. Что я хотела от вас сегодня услышать. Если вы хотите узнать ещё больше о профессиях, я советую вам прочитать книгу «Мир профессий».

Мы уже сейчас готовим к будущей жизни, к выбору профессии. И делаем мы это именно на уроках технологии. А все мы знаем, что каждая профессия – это огромный труд. Поэтому, вам уже сейчас надо любить и уважать труд, помогать родителям, преподавателям.

Я от всей души желаю избрать ту профессию, которая окажется для вас самой главной, самой интересной, увлекательной и любимой.

Слайд 9. «Песня о труде» на слова Волжанина, музыка Герина.

И в заключение, дети, давайте споём «Песню о труде» на слова Волжанина, музыка Герина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

2. Расширять знания и представления детей о новых профессиях на рынке труда.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

4. Развивать кругозор, любознательность, умение работать в команде.

5. Обогащать словарный запас учащихся по теме «Профессии на рынке труда»

Оборудование: компьютер, экран, игровое поле.

Организационный момент

-Послушайте тему занятия [Поле чудес “Профессии человека»]

-Как вы думаете, чем будем заниматься на занятии? (Будем играть, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы.)

II. Основная часть.

1.Введение в тему: рассказ воспитателя, беседа.

Современный рынок труда - это многообразие профессий.

Какие профессии вы знаете?

Каждый человек стремится получить профессию, реализовать свои способности и желания. Занятия любимым делом, принадлежность к определенной профессии дает человеку возможность самореализоваться в этом мире. В мире существуют десятки тысяч профессий, нужных, важных интересных. Вам надо выбрать всего одну. (2 слайд)

С развитием науки и техники мир профессий постоянно меняется - одни исчезают, другие приобретают новые названия. Профессия секретаря, чаще всего, сейчас звучит как «Офис-менеджер», а должность товароведа - «Менеджер торгового зала». (3 слайд)

Что значит «самореализоваться»? (Реализовать свои возможности; проявить себя в какой-либо деятельности.) (4 слайд)

Приведите примеры. (Писатель, художник самореализуются в творчестве. Люди строительных профессий самореализуются в архитектуре, строительстве. Медицинские работники реализуют себя в умении лечить людей, животных.)

(Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес») (5 слайд)

Начинаем игру. Послушайте правила.

Правила игры (6 слайд)

В игре есть крутящийся барабан, табло, накопительные очки, сектор приз.

Игра состоит из четырёх туров и суперигры.

В игре участвуют 9 игроков. Игроки проходят три раунда, в каждом из которых участвуют по 3 игрока.

1-3 туры игры это несложные вопросы, ответы на которые будут интересны и самым эрудированным могут быть знакомы.

4 тур игры вопрос сложнее, но есть возможность накопить очки.

Суперигра для самых умных игроков, которые прошли два предыдущих тура и настроены на победу.

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (7 слайд)

2. Игра «Поле чудес»

1-й отборочный тур (8 слайд)

1. Оценка степени соответствия человека квалификационным требованиям или занимаемой должности. (9 слайд) (аттестация) (10 слайд)

2. Вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных умений и может служить источником доходов. (11 слайд) (профессия) (12 слайд)

3. Профессиональный и служебный путь человека, изменение им своего профессионального и служебного положения. (13 слайд) (карьера) (14 слайд)

Задание 1 тура: (15 слайд)

Рабочий, участвующий в возведении и ремонте жилых домов, мостов, промышленных и других сооружений из природных и искусственных строительных материалов. (16 слайд) (Каменщик) (17 слайд)

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (18 слайд)

2-й отборочный тур (19 слайд)

1. Уровень общей и специальной профессиональной подготовки человека, степень развития профессиональных знаний и умений. (20 слайд) (квалификация). (21 слайд)

2.Врач занимается диагностикой и лечением различных заболеваний, связанных с нарушением слуха. (22 слайд) (сурдолог) (23 слайд)

3.Целенаправленный процесс обучения и воспитания человека, подтверждаемый документами, что человек достиг определенного уровня образовательных требований. (24 слайд) (образование) (25 слайд)

Задание 2 тура: (26 слайд)

Работник, ведущий документацию отдельных лиц или учреждения, консультант по определенным вопросам. Выполняет технические функции и организационную работу по поручению руководителя. (27 слайд) (Секретарь) (28 слайд)

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» .(29 слайд)

3-й отборочный тур (30 слайд)

1. Изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), участвует в строительстве: изготовлении и монтаже дверей, окон, встраиваемой мебели, монтаже перегородок, врезании замков, ручек, облицовке стен деревянными панелями, а также изготовлении любых изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов и др. (31 слайд) (Столяр) (32 слайд)

2. Проверка уровня общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков человека (33 слайд) (экзамен) (34 слайд)

3. Документ, содержащий краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств человека, который ищет работу. (35 слайд) (резюме) (36 слайд)

Задание 3 тура: (37 слайд)

«Человек - художественный образ»

Изучает особенности выполнения картины. Способы письма, используемые материалы, толщину красочного слоя, индивидуальную манеру мазка автора, качество фактурной обработки и др. (38 слайд) (Реставратор) (39 слайд)

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (40 слайд)

3.Организация игры со зрителями при участии психолога.

«КТО ЕСТЬ КТО?» (41 слайд)

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Проводить игру в круге.

Участвуют от 6-8 до 12-15 человек.

Время проигрывания 5-7 минут.

Инструкция: «Я буду называть профессии, каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в большей степени. По хлопку все одновременно должны показать рукой на выбранного человека наиболее подходящего, по вашему мнению, для названной профессии». (42 слайд)

Примечание: показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (43 слайд)

Игра с финалистами. (44 слайд)

«Человек - знаковая система»

Работает в плановых, финансовых и статистических органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. (45 слайд) (Экономист) (46 слайд)

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (47 слайд)

Призы на выбор (48 слайд)

Супер игра (49 слайд)

– Что заключается при устройстве на работу. (50 слайд) (Договор) (51 слайд)

Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес» (52 слайд)

Итог занятия.

Психолог: Мы с вами вспомнили множество профессий. В заключении проанализируем ваши анкеты. Учащиеся 12-х классов в этом году будут выбирать свой дальнейший маршрут – свою профессию. За 2 этих года вы ответили на большее количество анкет по разным методикам: (53 слайд)

- Анкета мотивов выбора профессии.

- Анкета «Ориентация» И.Л. Соломин.

- Дифференциально-диагностический опросникЕ.А. Климова.

- «Изучение привлекательности работы»В.М. Русалова.

- «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкина.

- Методика ДЖ. Холланда (ДЖ. Голланда)Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности. И др.

Проанализировав все ваши анкеты можно сделать следующий вывод.

По результатам методики «ДДО Климова» мы получили следующие результаты. Предпочитаемые типы профессий у школьников, выбравших будущую профессию.

Диаграмма №1. Выбор профессии учащимися выпускных классов (2014 год) (54 слайд)

Как видно из диаграммы, большинство школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий «человек-техника», профессии как «радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры», «слесарь по ремонту автомобилей», «водитель», «машинист электровоза», «автомеханик», «архитектор» и др. профессии.

Наименьшее предпочтение получили такие категории, как «человек-человек» - это профессии «менеджер», «социальный работник», «учитель», «секретарь», «официант» «переводчик» и «человек-знаковая система» - это профессии «библиотекарь», «бухгалтер», «экономист», «инженер». Большинство учащихся, имеют холерический и сангвинический темперамент. Меньше флегматиков и меланхоликов. (55 слайд)

Диаграмма №2. Влияние темперамента на выбор профессии учащимися выпускных классов (2014 год) (56 слайд)

Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников. Все склонны к сотрудничеству и компромиссу. Сейчас хотелось бы услышать ваше мнение относительно этого занятия: что вам понравилось, что было самым трудным. Я благодарю вас за это занятие и до новых встреч! (57 слайд)

Читайте также: