Какие цели преследовал император учреждая при сенате герольдмейстерскую должность

Опубликовано: 16.05.2024

5 марта 1711 г. указом Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат

В 1711 - 1714 гг. местом постоянного пребывания Правительствующего Сената была Москва. Только иногда на время, целиком или в лице нескольких сенаторов, Сенат переезжал в Петербург. Новая столица России стала постоянным местопребыванием Сената с 1714 года. В Москву с этого времени Сенат переезжал только по временам, в случае поездок туда царя на значительное время. Однако в Москве осталась часть сенатской канцелярии - «канцелярия сенатского правления». Первыми сенаторами были граф Иван Мусин-Пушкин, 1-й московский губернатор, боярин Тихон Стрешнев, бывший архангелогородский губернатор, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Должность обер-секретаря получил Анисим Щукин.

При назначении сенатором, как и на другие должности, Пётр руководствовал не происхождением человека, а служебной годностью. Если в 17 столетии представитель боярского рода с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счёте достигал высшего чина, приходя на смену отцу, то при Петре Алексеевиче право стать сенатором получали лица, которые обладали личным достоинством. Заслуги предков не имели определяющего значения. Ценились ум, служебные умения, образование и пр. Этот новый критерий позволял появиться новым людям в верхнем правящем слое. Они целиком были обязаны своей карьерой царю. Кроме того, сенаторы отличались от бояр тем, что боярин – это чин, а сенатор – должность. Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов.

В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. д.

В конце правления Петра Алексеевича – в 1721-1722 гг. – Сенат был реорганизован, и деятельность его упорядочена. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий – Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.

До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности («писание в чины»), заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол был преобразован в разборную канцелярию, также состоявшую при Правительствующем Сенате.

5 февраля 1722 года при Сенате назначили герольдмейстера, который ведал при посредстве герольдмейстерской конторы служилым сословием. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование - дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям. Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра.

Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.

Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур – Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола.

Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары (они назначались губернаторами), по два от каждой области. По мере развитий коллегий (органов центрального управления), они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.

Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. д. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала (позднее генерал-фискал), который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.

Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору (12 января 1722 года была учреждена прокуратура). До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы – сенатская, ревизионная и раскольничья.

В феврале 1722 года были определены полномочия рекетмейстера (генерал-рекетмейстера), это слово было образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — «жалоба, прошение», и немецкое Meister. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.

После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября (5 декабря) 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».

24 января 1722 г. Петр I подписал знаменитую «Табель о рангах». Этот законодательный акт на два следующих столетия определил основы государственной службы в России. В основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера.

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем, уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, и вместе с тем создание особой группы профессионалов — государственных служащих.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

С другой стороны, усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха. В этой связи государственная служба стала также регулируемой государством, т. е. «монаршая воля» была определена в виде компетенции того или иного чиновника по разрешению государственных дел, отступление от которой рассматривалось как невыполнение предписаний главы государства.

«Табель о рангах» предусматривала иерархию должностей, по которым и давался чин. Право назначения на должности было распределено между Императором и Сенатом. Царь определял впервые высшие пять классов, а в IV—XIV классы — Первый департамент Сената. Своеобразным «управлением кадров» становилась созданная в 1722 г. Герольдмейстерская контора Сената, руководителем которого был Герольдмейстер.

По штатному расписанию сенатская Герольдмейстерская контора состояла из Герольдмейстера, его товарища (заместителя), секретаря и десяти канцеляристов и подканцеляристов. В управлении кадрами государственной службы она опиралась на соответствующих должностных лиц коллегий, контор, канцелярий в центре; губернских и провинциальных администраций на местах. В лице Герольдмейстерской конторы субъект верховной власти и Правительствующий Сенат имели в своих руках инструмент непосредственного управления государственной службой. В конторе, таким образом, должны были осуществлять поименный учет всех дворян и принятых на государственную службу, иметь сведения о возможных кандидатах для назначения, а также учет дворянских детей. А для борьбы с самозванством в представлении себя дворянином предусматривались меры по обеспечению чистоты дворянского сословия. Герольдмейстер выдавал дипломы и присваивал гербы.

Историческая наука относит распространение гербов в России ко времени правления Петра I и рассматривает их появление как одно из многих заимствований западно-европейских традиций. При этом почти всегда историки акцентируют внимание на том, что Петр I, взойдя на престол, застал гербы в России и санкционировал это общественное явление. В то время ему нужно было учреждение, которое занималось бы вопросами установления численности дворянства, составлением различных реестров, наблюдением за прохождением всеми дворянами военной или гражданской службы, их перемещениями по службе, контролем и проверкой количества и деятельности недорослей (дворянских детей), охранением сословных прав дворян и составлением им гербов.

По «Табели о рангах» на герольдмейстера было возложено составление гербов, во-первых, всем обер-офицерам, во-вторых, дворянам, хоть и не служившим на военной службе, но могущим доказать свое дворянство за сто лет, и, в-третьих, иностранцам, доказавшим свои права на родовые гербы. Здесь же, в пункте 16 отмечалось, что в России имеет место самовольное присвоение гербов и тем самым фиктивное возведение в ранг дворянина [8] (это делали люди, не будучи дворянами по рождению и не жалованные в дворянство царем). Думается, что именно этот факт, а также необходимость разрешения ряда дворянских проблем заставили Петра I обратиться к вопросу практического создания гербов. Из этого можно сделать вывод, что петровское законодательное закрепление герба вызвано проблемами государственного развития, а не было чистым заимствованием «западноевропейского обычая», вопреки распространенному мнению.

В опубликованной 5 февраля 1722 г. Инструкции Герольд­мейстеру последний пункт гласил о составлении гербов, указание выяснить. Петр I подчеркивал, что в России составление гербов «дело новаго основания, того ради надлежит ему ко управлению Герольдмейстерской должности искать всякаго способа, а именно: каким образом, или порядком знатных и прочих фамилий в родословных и прежних гербах и вновь данных содержании быть имеют: и для того к тому пристойныя книги других Государств приискивать и переводить; и что по тому изобретено будет, о том ему Герольдмейстеру обстоятельно доносить Сенату, а в Сенате разсмотря, докладывать Его Императорскому Величеству» [6].

Следует подчеркнуть, что Герольдмейстерская Контора появилась на серьезном основании. До ее учреждения кадровыми вопросами службы дворян ведал Разрядный стол Сената, образованный в 1711 году после ликвидации Разрядного Приказа [7]. А также параллельно Герольдмейстерской Конторе в Москве в 1722 году образовалась Канцелярия Московских Герольдмейстерских дел, которая просуществовала до 1871 года. Первоначально была создана Канцелярия Герольдмейстерских дел А, так как Данная мера была предпринята в связи с тем, что каждая коллегия имели конторы в Москве, соответственно от Канцелярии Герольдмейстерских дел в Москве также оставалась в помощь ей созданная контора. Впоследствии названия переменились: петербургское отделение — главное — стало называться Герольдмейстерской конторой, а в Москве работала Канцелярия московских Герольдмейстерских дел. Ее функции были те же, что и у Герольдмейстерской Конторы. В ведении Канцелярии находился архив Разрядного стола.

В Инструкции герольдмейстеру [3] это сформулировано достаточно четко. В первую очередь ему вменялось в обязанность составить самые полные списки всего русского дворянства: генеральные, именные, по чинам. Другие списки должны были указывать, «кто из них к делам годится, и употреблены будут и к каким, порознь, и за тем оных останется» [4]. Последние должны были содержать сведения о дворянских детях, их числе и возрасте. Инструкция четко определяла рамки работы по составлению таких списков. Герольдмейстеру предстояла колоссальная работа, ему нужно было: 1) получить из Сената прежние списки шляхетства, которые оказались в нем после ликвидации Разряда; 2) затем получить из Военной и Адмиралтейской коллегий именные списки всех (дворян и недворян), находящихся на военной службе; 3) запросить подобные сведения из всех коллегий, губерний и провинций путем рассылки указов; 4) использовать предстоящие дворянские смотры для получения таких сведений у явившихся; 5) ежегодно запрашивать все коллегии, канцелярии, губернии и провинции об изменениях в этих списках, связанных со смертью или рождением [5].

Таким образом, в основную обязанность герольдмейстера входило составление ведомости о государственной службе дворянства. Также главной заботой герольдмейстера стала борьба со старым московским «нетством» ( т. е., уклонением дворян от службы).

Список литературы:

1. О назначении одного изъ царедворцевъ въ герольдмейстеры, а другаго в ректмейстеры. // Сборник РИО. — Т. 11. — С. 414.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

2. Об обязанностях сенатских членов. // ПСЗ-1. — Т. VI. — № 3877.

3. Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896.

4. Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ — 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 2.

5. Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 3.

6. Об отправлении дел по его должности. // ПСЗ‑ 1. Т. VI. — № 3896. — Пункт 5.

7. Об учреждении Правительствующего Сената и о бытии при оном разрядному столу вместо разряднаго приказа и по два комиссара от губерний //ПСЗ-1 . — Т. IV. — № 2321.

8. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе чины, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее, кто в каком классе пожалован был. // ПСЗ-1. – Т. VI. — 3890. — Пункт 16.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Подробнее Гарантии Отзывы

Желая удержать за Сенатом значение верховного правительственного учреждения, желая приучить сенаторов думать над важными вопросами государственной жизни, желая иметь в них добрых помощников и советников себе и не быть принужденным решать важные дела без предварительного обсуждения их лучшими людьми, Петр сделал такое распоряжение: «Если случатся в Сенате такие дела, по которым решения без доклада императору полагать нельзя, то об них прежде рассуждать в Сенате и подписывать свои мнения, а потом докладывать его величеству, потому что без этого его величеству одному определить трудно».

Мы видели, что кроме «суда нелицемерного» и заботы о финансах Сенат обязан был смотреть, чтоб молодые люди не отбывали от службы; для этого в 1721 году учреждена была должность герольдмейстерская, о которой Петр собственноручно писал так: «Повинен (герольдмейстер) во всем государстве всех дворян списки иметь троякие: 1) кто у дел у каких и где; 2) кто без дел; 3) детей их, которые еще не в возрасте, также кто родится и умрет мужеского пола. И понеже у нас еще учение не гораздо вкоренилось, такожи в гражданских делах, а особливо в экономических делах почитай ничего нет; того ради пока академии исправятся, чтоб краткую школу сделать и ему вручить, дабы от всякой знатных и средних дворянских фамилий обучать экономии и гражданству; також смотреть ему, дабы в гражданстве более того от каждой фамилии не было, дабы служилых на земле и море не оскудить. И повинен ныне смотреть всех, которые кроются в домах или под именем малых детей по городам, и оных сыскивать, не маня никому под штрафом натуральной или политической смерти, но иметь всегда в ведении, когда по каким делам гражданским какие персоны попадаются». Тогда же учреждена была должность генерал-рекетмейстера, обязанного принимать и рассматривать жалобы на медленное или несправедливое решение какой-либо коллегии; понуждать к скорейшему решению дел, докладывать Сенату о правильных жалобах, быть ходатаем за челобитчиков, особенно за безгласных, бессильных, утесненных, и представлять таких самому государю.

Из слов преобразователя относительно герольдмейстерских обязанностей видно, в каком затруднительном положении находился он относительно служилых людей: для громадного, открытого со всех сторон и окруженного врагами государства нужны были войско и флот; выгодные внешние условия, в которых находилось теперь государство, были куплены страшным напряжением сил, но это напряжение не могло очень уменьшиться и теперь, ибо приобретенное значение и выгоды надобно было сохранить тем же средством, каким они были приобретены; и Петр твердит русским людям, чтоб они, удовольствовавшись приобретенным, не складывали рук, «дабы не иметь жребия монархии Греческой». А между тем для получения возможности сохранять приобретенное значение и выгоды посредством вооруженной силы необходимо было гражданское развитие государства, необходимо было прежде всего удовлетворительное состояние финансов; для этого нужна была наука, нужны были знающие люди, но откуда их взять? Их нужно приготовить из тех же служилых людей: «Герольдмейстер должен брать их из служилых людей и приготовлять для гражданства, но немного, чтоб не оскудить армии и флота». Таким образом, сильнее всего давало себя чувствовать это постоянное зло русской земли – физический недостаток в людях, несоответствие народонаселения пространству громадного государства. Но как бы тони было, развитие, начавшееся вследствие деятельности преобразовательной эпохи, остановиться не могло. От половины IX до конца XVII века Россия представляла первобытное государство с резким признаком неразвитости: служба военная не была отделена от гражданской; как при св. Владимире, так и при царе Алексее Михайловиче дружинники, или служилые люди, делившиеся на несколько разрядов, или чинов, были воины, но по окончании похода занимали и гражданские должности. Только при царе Федоре Алексеевиче, как мы видели, является мысль отделить гражданские должности от военных, но мысль эта осталась только на бумаге. При Петре развитию была дана такая сила, что разделение должностей явилось необходимостию, что и высказалось в Табели о рангах, где все должности, или чины, были размещены в известном порядке, по классам, и подле должностей, или чинов, военных являются гражданские и придворные. В январе 1722 года двое сенаторов, Головкин и Брюс, и двое генерал-майоров, Матюшкин и Дмитриев-Мамонов, сочинили Табель о рангах. В этой табели подле чина генерала от кавалерии или инфантерии видим чин действительного тайного советника; и это не был чин в нашем значении слова: действительные тайные советники на самом деле были членами Тайного совета, собиравшегося обыкновенно для обсуждения важных, преимущественно иностранных дел. Современники рассказывают, что когда Петр хотел возвести в действительные тайные советники графа Брюса, то последний сам отказался от этой чести, представив, что хотя он и верный подданный, но иноверец. В пунктах, приложенных к Табели о рангах, говорилось: «Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, также служителей (чиновников) знатнейшего ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов, в публичной ассамблее знатных чинов, где двор находится, свободный доступ перед другими нижнего чина и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и Отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат. Потомки служителей русского происхождения или иностранцев первых 8 рангов причисляются к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были. Понеже статские чины прежде не были распоряжены и для того почитай никто или зело мало надлежащим порядком снизу свой чин заслужил из дворян, а нужда, ныне необходимая, требует и в вышние (статские) чины, того ради брать, кто годен будет, хотя бы оный и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многие лета и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше, того ради кто в который чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует». К Табели о рангах приложен был также пункт о следствиях пытки для чести служащего человека: «В пытке бывает, что многие злодеи по злобе других приводят: того ради, который напрасно пытан, в бесчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту с изложением его невинности». Тогда же Петр распорядился, чтоб были рассмотрены случаи, когда употребляется пытка, и велел отменить ее в случаях неважных. Впоследствии именно отменена была пытка при розысках и порубке лесов. При сочинении Табели о рангах в Сенате возник вопрос о гербах, где и для чего, кому даваны; решено для примера сыскать и выписать из латинских и польских книг.

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706,1707,1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, «не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный». Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но 19 февраля 1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Первыми сенаторами были назначены 9 человек: А.И. Мусин-Пушкин, Т.Н.Стрешнев, П.А. Голицын, М.В.Долгоруков, Г.А. Племянников, Г.И.Волконский, М.М. Самарин, В.А. Алухтин, Н.П. Мельницкий.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же типа в Швеции или Польше и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учреждён вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит:

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определённых очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Петр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать:

Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках» , — писал Петр Сенату.

Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 года сказано:

Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Петр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах.

Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате».

Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 года назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

5 марта 1711 года была учреждена должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

При Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал - фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.

Должность руководителя государственных учреждений, ведавших делами дворянства и почетного гражданства (Герольдмейстерская контора 23 январе 1722 г. - 15 декабря 1763 г.; Герольдия 15 декабря 1763 - 12 мая 1848 гг.; Канцелярия Департамента герольдии Сената 12 мая 1848 - 21 ноября 1917 г.).

Должность введена "Табелью о рангах» 24 январе 1722 г. По инструкции от 5 февраля 1722 г. Герольдмейстер и его конторе полагалось:

1) иметь списки всех российских дворян - генеральные именные, порознь по чинам, годных к службе и служащих, детей дворянских;

2) учредить краткую школу для обучения детей "знатных и средних дворянских фамилий»; "наблюдать, дабы в гражданстве более трети от каждой фамилии не было, чтобы служилых на земле и на море не оскудело»;

3) смотреть, чтобы дворяне от службы не укрывались, а с "нетчиков» брать штраф или карать их "политической смертью», по запросу Сената представлять списки кандидатов на замещение должностных вакансий в государственных учреждениях России;

4) требовать явки лиц, свободных от службы;

5) вести списки лиц, дослужившихся до обер-офицеров не из дворян, а также их детей (потомков) (на практике Герольдмейстер должен был составлять списки дворян, в которые входила информация о чинах, детях мужского пола с указанием лет и места обучения; провинциальные канцелярии доставляли ему погодно аналогичные ведомости для выверки);

6) обдумать вопрос о введении дворянских гербов в России и для того "сыскать» и перевести "пристойные книги из других государств». С этой целью в помощь Г. А. Колычеву был выписан из-за границы граф Францышка Сантии (Санти). "Табель о рангах» 1722 г. предписывала всем, кто хотел иметь гербы, подавать Герольдмейстеру прошения с обоснованием права на них. Если просителю удавалось доказать свои притязания, Герольдмейстер доносил Сенату.

После того как общее собрание Сената выносило решение о дворянстве, обер-прокурор Сената посредством "экстракта по герольдмейстерским делам» докладывал об этом государю. При наличии санкции императора экстракты вновь возвращались в Герольдмейстерскую контору. Герольдмейстер и его помощники должны были составлять гербы лицам, доказавшим дворянство не менее, чем за 100 лет, и лицам, выслужившим дворянство (как русским так и иноземцам).

Указ от 20 февраля 1722 г. обозначил еще одну функцию Герольдмейстера и его конторы - восстановления в дворянском достоинстве. Являвшиеся на смотры дворяне, ранее наказанные галерными и прочими работами и лишенные всех знаков отличия, должны были подавать прошение о восстановлении дворянского достоинства Герольдмейстеру, который рассматривал их дела, затем сообщал их список Сенату, последний должен был принять указ о публичном прощении или отказе в этом.

Итак, в ведение Герольдмейстера и его конторы (канцелярии) входили:

1) дела дворянского состояния;

2) дворянские титулы;

3) дворянские гербы;

4) дела по восстановлению в дворянстве.

Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1762 г., а также подтвердившая его Грамота на права и вольности дворянства от 21 апреля 1785 г. даровали дворянству свободу от обязательной службы, освободили его от личной опеки Герольдмейстера и его конторы. Прежде Герольдмейстерская контора пеклась в основном о государственной службе; теперь же она прежде всего охраняла сословные права дворян. Правда, осталась в силе обязанность по определению на службу, увольнению от нее и чинопроизводству по отношению к тем должностям и чинам, которые оставались подведомственны Сенату. Герольдия (так с 1780-х называлась Герольдмейстерская контора) теперь вела списки дворян не для того, чтобы требовать от них государственной службы, как прежде, а лишь для учета дворянских родов.

Дворянская грамота от 21 апреля 1785 г. ввела децентрализацию в дело охраны сословных прав - в каждой губернии создавались дворянские депутатские собрания, к которым от Герольдии перешли следующие функции: рассмотрение дел по доказательству благородного достоинства у провинциального дворянства, ведение по особой форме родословных книг (по каждой губернии), выдача грамот на дворянство. Герольдия по отношению к этим сословным губернским корпорациям имела положение апелляционной инстанции, а также учреждения, сосредоточившего все сведения о дворянских родах (т.к. дворянские депутатские собрания должны были в это учреждение представлять копии всех родословных книг). Герольдия рассматривала доказательство на дворянство или утверждала принадлежность к этому сословию, составляла акт о дворянстве или выносила решение об отказе в признании дворянства. Она действовала по ходатайству отдельных лиц или же по жалобам на отказ дворянских депутатских собраний о внесении в местные родословные книги. Если дела о дворянском достоинстве основывались на твердых доказательствах, то Герольдмейстер сам подписывал дворянское свидетельство, вносил эту фамилию в дворянские списки, в сомнительных случаях дела докладывались Герольдией с особым мнением Общему собранию Правительствующего Сената, который представлял эти дела на рассмотрение государя. С 1842 г. дела о восстановлении дворянства вместо государя представлялись Государственному Совету.

Сложно складывались отношения Герольдмейстера с дворянскими депутатскими собраниями, которые должны были представлять на ревизию в Герольдию свою документацию. Значительные упущения в 1780-х - начале XIX в. обнаружили сенатские ревизии в западных губерниях (Киевской, Подольской, Виленской, Витебской). Т.к. документация дворянских депутатских собраний разрасталась, Герольдия вынуждена была отказываться от части ревизий. Так, в 1834 г. было решено не ревизовать более выслуженное дворянство (дворянство по чину и ордену). 20 апреля 1834 г. утверждено мнение Государственного Совета об учреждении местных комиссий для обревизования постановлений дворянских депутатских собраний (состоявшихся до 1829 г.). Эти учреждения находились в подчинении Герольдии, куда подавались списки на ревизию: 1-й - дворянские фамилии, не вызывающие сомнений; 2-й - вызывающие сомнения (с приложением всей документации). В целях рассмотрения этих документов 28 апреля 1839 г. было создано временное присутствие Герольдии. Ревизионные комиссии существовали до 1846 г.; благодаря их деятельности в Герольдии оказались сосредоточены все копии с родословных книг, сведения о всех окончательно признанных в дворянстве родах, за искл. тех, кто приобретал это звание чинами и орденами.

Другой не менее важной функцией Герольдмейстера и Герольдии являлась охрана сословных прав титулованных дворянских родов. 20 январе 1797 г. учрежден был "Общий дворянский гербовник», по которому запрещалось помещать в число титулованных родов князей и графов Римской империи, не признанных в России, татарских князей, не признанных в России, и всех лиц, получивших в иностранных государствах титулы, но не утвердивших их в Герольдии.

Целями гербовника были выявление всех существующих гербов и окончательное утверждение их высоч. властью.

Гербовник делился на 3 отделения:

1) фамилии по старшинству родов;

2) списки лиц, получивших дворянское достоинство высочайшей властью;

3) списки выслужного дворянства.

1-я часть гербовника утверждена манифестом от 1 января 1798 г.. К 1836 г. Герольдией было подготовлено и издано 10 частей. Составление гербовника в областях юридической, научной и технической возлагалось на чиновников Герольдии. Кроме этого, Герольдия также должна была составлять копии эмблем, гербов для каждого рода по порядку.

Манифест от 10 апреля 1832 г. установил создание нового сословия - почетного гражданства, представители которого за их общеполезную деятельность и службу по купеческому делу или образованию получали определенные сословные права, которыеи поручалось охранять Герольдии.

Согласно высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 21 мая 1832 г. рассмотрение дел о перемене и передаче фамилии тоже стало функцией Герольдии и Герольдмейстера.

По представлению Государственного Совета, утвержденному 26 ноября 1847 г., было организовано новое учреждение - Департамент Герольдии Сената, в компетенцию которого входили дела о дворянстве и почетном гражданстве (с 1857 г. в его составе имелось гербовое отделение). В Департаменте герольдии Герольдмейстер руководил канцелярией.

Должность Герольдмейстера соответствовала IV кл. "Табели о рангах» 1722 г.. Он назначался и увольнялся царем.

Должность Герольдмейстера была ликвидирована декретом СНК о суде от 21 ноября 1917 г. вместе с ликвидацией III департамента Сената (в который в мае 1917 г. был переименованы Департамент герольдии).

Синоним: Герольд.

Ташка герольда коронационная с российским гербом и вензелем Николая II.

Россия, Санкт-Петербург, 1896 г. Кожа, глазет, шелк, металл, галун, сукно, холст, металлическая нить, блестки металлические, вышивка шёлковой и металлической нитью, аппликация, штамповка, золочение, работа басонная. 50х41 см. ГЭ.

Читайте также: