Какие чиновники включались в государственный совет по должности

Опубликовано: 03.07.2024

Появление в России Государственного Совета связано с либеральными реформами Александра I. 26 марта (7 апреля) 1801 г. император упразднил учреждённый Екатериной II в 1768 г. Совет при высочайшем дворе и указом от 30 марта (11 апреля) 1801 г. создал совещательный орган, названный в указе Советом непременным. Одновременно М. М. Сперанскому было поручено подготовить программу либеральных преобразований всей системы государственных органов.

Согласно проекту Сперанского, «вершину всей государственной организации и её последнее звено» должен был составлять Государственный Совет, «в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти». В подготовленной Сперанским объяснительной записке отмечалось, что до сих пор «соображения о составлении закона были предметом личного доверия и, переходя из одних рук в другие, никогда не имели ни единства, ни надлежащего уважения». Впоследствии записка «О необходимости учреждения Государственного Совета» легла в основу речи императора, произнесённой при его торжественном открытии.

Отсчёт истории Государственного Совета начался 1 (13) января 1810 г., когда вышел манифест Александра I об организации этого учреждения.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Он рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарём. Последняя, помимо делопроизводства, занималась редактированием текстов законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сначала рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Государственный совет сыграл важную роль в подготовке и издании первого Полного собрания законов и Свода законов Российской империи , а в царствование императора Александра II принимал участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х гг.

Первоначально Государственный Совет состоял из 35 членов, назначавшихся императором. Председателем Государственного совета считался сам император, а в его отсутствие — назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Совета. С 1812 г. по 1865 г. председатель Государственного Совета одновременно являлся председателем Кабинета министров.

После Манифеста 17 (29) октября 1905 г. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а другая половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путём косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 г. Государственный Совет Российской империи прекратил своё существование в связи с изменением политической системы страны.

5 сентября 1991 г. внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», согласно которому был образован Государственный Совет СССР как межреспубликанский совещательный орган для согласования вопросов внутренней и внешней политики субъектов Союза. В состав совета были включены высшие должностные лица союзных республик, а функции председателя возлагались на президента СССР. Совет прекратил работу в связи с распадом СССР в декабре того же года.

1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет Российской Федерации в качестве совещательного органа при главе государства. Председателем ныне действующего Государственного совета является президент страны.

Лит.: Государственный Совет. 1801-1901. СПб., 1901; Государственный совет Российской империи (список литературы) // Вестник Совета Федерации. 2009. № 5; К 100-летию парламентаризма. Государственный совет Российской империи // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 3 (291); Кодан С. В. «Постановить силу и блаженство империи Российской на незыблемом основании закона…»: Государственный совет в России // Чиновник. 2002. № 1; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// law . edu . ru / doc / document . asp ? docID =1145201 ; Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи // Вестник Совета Федерации. 2006. № 6 ; Михайловский М. Г. Государственный совет Российской империи. Государственные секретари // Вестник Совета Федерации. 2007. № 5 ; 2008. № 1 ; Образование Государственного Совета: манифест // Российское законодательство X - XX вв. Т. 6. М., 1988; То же [Электронный ресурс]. URL : http :// www . hist . msu . ru / ER / Etext / gossovet . htm ; Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи, 1801-1906: Биобиблиографический справочник. СПб., 2007.

Государственный совет - в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.


Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал также сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входило 35 человек, к 1890 году — 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812—1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале — апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах — Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.


Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительное рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).


После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - в 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 году Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

В Российской империи в 1810-1906 годах совещательное государственное учреждение при императоре, в 1906-1917 годы законодательный орган, фактически верхняя палата парламента (существовал наряду с нижней палатой - Государственной думой). Учреждён по проекту М. М. Сперанского указом императора Александра I от 1(13).1.1810 года, заменил упразднённый Непременный совет. Председатель Государственного совета (в 1812-1865 годы являлся одновременно председателем Комитета министров) и его члены назначались императором из числа наиболее опытных государственных и военных деятелей; министры входили в состав Государственного совета по своей должности. Членство в Государственном совете фактически было пожизненным. В 1810 году в Государственный совет назначено 35 членов, в 1890 году их насчитывалось 60. Государственный совет состоял из Общего собрания и департаментов: законов; государственной экономии; гражданских и духовных дел (все 1810-1906 годы); военных дел (1810-1854 годы); дел Царства Польского (1832-1862 годы); промышленности, наук и торговли (1900-1906 годы). Обычно поступавшие в Государственный совет дела первоначально рассматривались в одном из департаментов по принадлежности (или в соединённых собраниях двух департаментов), а затем поступали в Общее собрание; в особо важных или чрезвычайных случаях они поступали прямо в Общее собрание. Заседания Государственного совета были закрытыми.

Государственный советГосударственный совет должен был обсуждать или по указу императора готовить все законопроекты (для этого при Государственном совете учреждались особые совещания и комиссии). На практике некоторые проекты, составленные министрами, направлялись императору минуя Государственный совет. Совет рассматривал проекты росписи государственных доходов и расходов (до 1862 года - смет общих государственных приходов и расходов) и сметы отдельных ведомств, требования о необходимости выделения сверхсметных кредитов, отчёты государственных кредитных учреждений и другие финансовые вопросы; дела об учреждении акционерных компаний, в случае если им предполагалось предоставить особые преимущества; проекты распоряжений, касавшиеся отчуждения государственных имуществ и вознаграждений частным лицам за отчуждённые у них имущества для государственных и общественных нужд; дела о возведении в дворянство (в 1842-1869 годы); с 1842 года - о возведении в княжеское, графское, баронское достоинство, передаче дворянам фамилий, гербов и титулов их родственников; в 1842-1869 годах - о лишении дворянства и чинов за преступления. С 1842 года в Департамент духовных и гражданских дел поступали по распоряжению императора сообщения о должностных преступлениях членов Государственного совета, главноуправляющих и генерал-губернаторов. Рассмотрев сообщение, Департамент мог решить прекратить дело за отсутствием преступления либо передать его на предварительное следствие Сенату и министру юстиции. По получении результатов следствия Департамент духовных и гражданских дел мог постановить либо прекратить дело, либо наложить на обвиняемого взыскание без суда, либо предать обвиняемого суду. С 1842 года Государственный совет представлял императору заключения по делам, при решении которых в Общем собрании Сената не набралось большинства голосов или не было достигнуто согласия Сената с министром юстиции, а также по делам, которые вызывали разногласия Сената с Военным советом и Адмиралтейств-советом. По усмотрению императора Государственный совет мог также обсуждать различные вопросы внутренней и внешней политики.

Все результаты обсуждения законопроектов и других вопросов представлялись государственным секретарём (возглавлял Государственную канцелярию, которая занималась организацией работ Государственного совета) императору, который мог утвердить мнение любого числа членов Государственного совета или наложить собственную резолюцию.

В 1815-1841 и 1861-1867 годах существовал также региональный Государственный совет Царства Польского, контролировавший и координировавший деятельность основных ведомств Царства Польского.

Преобразование Государственного совета Российской империи в за­ко­но­дательный ор­ган состоялось согласно указу императора Николая II от 20.2(5.3).1906 года и было закреплено в Основных государственных законах 1906 года. Половина или менее половины членов Государственного совета ежегодно назначались императором (члены по назначению; из них император назначал председателя Государственного совета), другие члены Государственного совета избирались путём двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет (члены по выборам). Последние избирались: дворянскими обществами (18 человек); Советом торговли и мануфактур, комитетами торговли и мануфактур, биржевыми комитетами и купеческими управами (12 человек); Петербургской Академии Наук и университетами (6 человек); Сеймом Великого княжества Финляндского (2 человека); губернскими земствами (по одному человеку); землевладельцами тех губерний Европейской России, где отсутствовали земства, а также землевладельцами Области войска Донского (по одному человеку от каждой губернии); землевладельцами губерний Привислинского края (6 человек). К членам по выборам относились 6 человек из числа православного ду­хо­вен­ст­ва, назначавшихся Синодом. Каждые 3 года треть выборных членов Государственного совета переизбиралась по жребию. В 1914 году Государственный совета состоял из 188 членов.

Государственный совет имел равные законодательные права с Государственной ду­мой. На рассмотрение Государственного совета поступали законопроекты, одобренные Государственной думой или внесённые самими членами Совета. Принятый в Государственном совете законопроект передавался на рассмотрение или императору (если поступил в Государственный совет из Государственной думы), или в Государственную думу (если был разработан по инициативе самих членов Государственного совета). И император, и Государственная дума могли отклонить или утвердить законопроект Совета. Как и Государственная дума, Государственный совет мог обращаться к министрам и главноуправляющим с запросами по поводу незаконных действий подведомственных им учреждений или должностных лиц.

Основной формой работы Государственного совета стало Общее собрание. Для предварительного рассмотрения законопроектов в составе Государственного совета учреждались комиссии, из которых важнейшую роль играла постоянная Финансовая комиссия, рассматривавшая проекты росписи государственных доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов.

Подавляющая часть членов Государственного совета организовывалась по политической принадлежности в группы (фракции) - правых, центра, а также академическую (с 1913 года называлась прогрессивной группой), которая объединяла либеральных членов Государственного совета. Первоначально преобладала группа центра, с начала 1910-х годов - группа правых (в 1911 году из неё вышла группа правого центра); в 1915 году значительная часть членов Государственного совета вошла в «Прогрессивный блок», к осени 1916 его сторонники стали преобладать в Совете. Часть членов Государственного совета оставалась вне групп.

Реформированный Государственный совет сохранил ряд прежних функций: он продолжал рассматривать дела о должностных преступлениях высших чиновников, возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, отчёты финансово-кредитных учреждений и некоторые другие вопросы. Они обсуждались в двух вновь созданных департаментах (1-м и 2-м), состоявших из членов Государственного совета по назначению. Их заключения представлялись непосредственно на усмотрение императора.

С 1906 года публиковались протоколы открытых заседаний Государственного совета (заседание Государственного совета могло быть и закрытым по решению его председателя или Общего собрания).

После Февральской революции 1917 года деятельность Государственного совета прекратилась. Государственный совет упразднён декретом СНК от 14(27).12.1917 года.

Председатели Государственного совета: Н. П. Румянцев (1810-1812 годы), Н. И. Салтыков (1812-1816 годы), П. В. Лопухин (1816-1827 годы), В. П. Кочубей (1827-1834 годы), Н. Н. Новосильцов (1834-1838 годы), И. В. Васильчиков (1838-1847 годы), В. В. Левашов (1847-1848 годы), А. И. Чернышёв (1848-1856 годы), А. Ф. Орлов (1856-1861 годы), Д. Н. Блудов (1861-1864 годы), П. П. Гагарин (1864-1865 годы), великий князь Константин Николаевич (1865-1881 годы), великий князь Михаил Николаевич (1881-1905 годы), Д. М. Сольский (1905-1906 годы), Э. В. Фриш (1906-1907 годы), М. Г. Акимов (1907-1914 годы), И. Я. Голубев (исполняющий должность в 1914-1915 годы), А. Н. Куломзин (1915-1919 годы), И. Г. Щегловитов (1917 год).

Совещательный орган при Президенте Российской Федерации (с 2000 года). Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации, а его членами - высшие должностные лица (руководители исполнительных органов государственной власти) всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации может включить в состав Государственного совета лиц, замещавших должностных лиц субъектов Российской Федерации два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум (7 членов). Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основные задачи Государственного совета: содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и её субъектов, обсуждение (по предложению Президента Российской Федерации) проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение, проекта федерального бюджета, информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения бюджета, основных вопросов кадровой политики Российской Федерации и др. Государственный совет не имеет своего аппарата, его деятельность обеспечивает Администрация Президента Российской Федерации. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Законодательные органы государственной власти ряда республик в составе Российской Федерации - Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Татарстан и др.

Иллюстрации:

«Тор­же­ст­вен­ное за­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та 7 мая 1901 го­да, в день сто­лет­не­го юби­лея со дня его уч­ре­ж­де­ния». Кар­ти­на И. Е. Ре­пи­на (при уча­стии Б. М. Кус­то­дие­ва и И. С. Ку­ли­ко­ва). 1903. Рус­ский му­зей (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

За­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­тапри Пре­зи­ден­те РФв Алек­сан­дров­ском за­ле Боль­шо­го Крем­лёв­ско­го двор­ца. Мо­ск­ва. Фо­то. 2005. Фото Ю. М. Инякина.

"В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 ФЗ от 8 декабря 2020 года № 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации" утвердить прилагаемый состав Государственного совета Российской Федерации", - говорится в опубликованном указе.

Всего в состав Госсовета вошли более 100 человек: это главы всех регионов РФ, председатель правительства Михаил Мишустин, руководитель администрации президента Антон Вайно, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, руководители всех думских партий, спикеры Совета Федерации и Государственной Думы, полпреды президента в федеральных округах, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, президент РСПП Александр Шохин. Также в состав госсовета вошли и муниципальные представители.

В состав президиума Госсовета включены главы 27 регионов.

СОСТАВ

Государственного Совета Российской Федерации

Путин В.В. - Президент Российской Федерации, Председатель Государственного Совета Российской Федерации

Члены Государственного Совета Российской Федерации

Азаров Д.И. - Губернатор Самарской области

Аксенов С.В. - Глава Республики Крым

Алиханов А.А. - Губернатор Калининградской области

Артамонов И.Г. - глава администрации Липецкой области

Артюхов Д.А. - Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа

Бабушкин И.Ю. - Губернатор Астраханской области

Беглов А.Д. - Губернатор Санкт-Петербурга

Бездудный Ю.В. - губернатор Ненецкого автономного округа

Белозерцев И.А. - Губернатор Пензенской области

Битаров В.З. - Глава Республики Северная Осетия - Алания

Богомаз А.В. - Губернатор Брянской области

Бочаров А.И. - Губернатор Волгоградской области

Бречалов А.В. - Глава Удмуртской Республики

Бурков А.Л. - Губернатор Омской области

Вайно А.Э. - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

Васильев И.В. - Губернатор Кировской области

Ведерников М.Ю. - Губернатор Псковской области

Владимиров В.В. - Губернатор Ставропольского края

Володин В.В. - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Воробьев А.Ю. - Губернатор Московской области

Воскресенский С.С. - Губернатор Ивановской области

Глазков А.А. - глава Саткинского муниципального района Челябинской области

Голубев В.Ю. - Губернатор Ростовской области

Гольдштейн Р.Э. - губернатор Еврейской автономной области

Гусев А.В. - губернатор Воронежской области

Гуцан А.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

Дрозденко А.Ю. - Губернатор Ленинградской области

Дюмин А.Г. - Губернатор Тульской области

Евстифеев А.А. - Глава Республики Марий Эл

Жвачкин С.А. - Губернатор Томской области

Жириновский В.В. - руководитель фракции Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Зюганов Г.А. - руководитель фракции Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Кадыров Р.А. - Глава Чеченской Республики

Калиматов М.-А.М. - Глава Республики Ингушетия

Кара-оол Ш.В. - Глава Республики Тыва

Кириенко С.В. - первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

Клычков А.Е. - Губернатор Орловской области

Кобзев И.И. - Губернатор Иркутской области

Кожемяко О.Н. - Губернатор Приморского края

Коков К.В. - Глава Кабардино-Балкарской Республики

Комаров И. А. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Комарова Н.В. - Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Кондратьев В.И. - глава администрации (губернатор) Краснодарского края

Коновалов В.О. - Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия

Копин Р.В. - Губернатор Чукотского автономного округа

Кувшинников О.А. - Губернатор Вологодской области

Куйвашев Е.В. - Губернатор Свердловской области

Кумпилов М.К. - Глава Республики Адыгея

Левитин И.Е. - помощник Президента Российской Федерации

Лимаренко В.И. - Губернатор Сахалинской области

Любимов Н.В. - Губернатор Рязанской области

Матвиенко В.И. - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Махонин Д.Н. - губернатор Пермского края

Меняйло С.И. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Минниханов Р.Н. - Президент Республики Татарстан

Миронов Д.Ю. - Губернатор Ярославской области

Миронов С.М. - руководитель фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Мишустин М.В. - Председатель Правительства Российской Федерации

Моор А.В. - Губернатор Тюменской области

Морозов С.И. - Губернатор Ульяновской области

Неверов С.И. - руководитель фракции Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Никитин А.В. - глава администрации Тамбовской области

Никитин А.С. - Губернатор Новгородской области

Никитин Г.С. - Губернатор Нижегородской области

Николаев А.С. - Глава Республики Саха (Якутия)

Николаев О.А. - Глава Чувашской Республики

Носов С.К. - губернатор Магаданской области

Орлов В.А. - губернатор Амурской области

Осипов А.М. - Губернатор Забайкальского края

Островский А.В. - Губернатор Смоленской области

Парфенчиков А.О. - Глава Республики Карелия

Паслер Д.В. - Губернатор Оренбургской области

Радаев В.В. - Губернатор Саратовской области

Развожаев М.В. - Губернатор города Севастополя

Руденя И.М. - Губернатор Тверской области

Сипягин В.В. - Губернатор Владимирской области

Ситников С.К. - губернатор Костромской области

Собянин С.С. - Мэр Москвы

Солодов В.В. - Губернатор Камчатского края

Старовойт Р.В. - Губернатор Курской области

Текслер А. Л. - Губернатор Челябинской области

Темрезов Р.Б. - Глава Карачаево-Черкесской Республики

Томенко В.П. - Губернатор Алтайского края

Травников А. А. - Губернатор Новосибирской области

Трутнев Ю.П. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

Уйба В.В. - Глава Республики Коми

Усс А.В. - Губернатор Красноярского края

Устинов В.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

Хабиров Р.Ф. - Глава Республики Башкортостан

Харитоненко О.В. - глава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым

Хасиков Б.С. - Глава Республики Калмыкия

Хорохордин О.Л. - Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай

Цивилев С.Е. - Губернатор Кемеровской области - Кузбасса

Цыбульский А.В. - Губернатор Архангельской области

Цыденов А. С. - Глава Республики Бурятия

Чайка Ю.Я. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

Чибис А.В. - Губернатор Мурманской области

Шапша В.В. - Губернатор Калужской области

Шмаков М.В. - председатель Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России"

Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей"

Шумков В.М. - Губернатор Курганской области

Щеголев И.О. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

Якушев В.В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

Еще одним указом глава государства утвердил положение о рабочих органах Госсовета.

В частности, документ предусматривает создание комиссий Госсовета по отдельным направлениям, среди них - государственное и муниципальное управление, здравоохранение, образование, инвестиции, коммуникации, связь, цифровая экономика, ЖКХ.

По распоряжению президента, глава кремлевской администрации Антон Вайно возглавил комиссию Госсовета по согласованию работы органов публичной власти.

Комиссию Госсовета по координации и оценке эффективности работы органов государственной власти возглавил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко.

Комиссию по государственному и муниципальному управлению возглавил мэр Москвы Сергей Собянин. Председателями других профильных комиссий также стали руководители регионов. Секретарем госсовета назначен помощник президента Игорь Левитин.

"Создано 18 комиссий по социально-экономическому развитию. Те рабочие группы, которые у нас были в прошлом составе Госсовета, теперь они преобразованы в комиссии ", - сказал Левитин.

Он пояснил, что были созданы и две новые - комиссия по обеспечению согласованного взаимодействия органов публичной власти и комиссия по координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Кроме того, будут работать комиссии по государственному и муниципальному управлению, здравоохранению, культуре, малому и среднему предпринимательству, молодежной политике, образованию, промышленности, сельскому хозяйству, соцполитике, строительству, ЖКХ, городской среде, туризму и другим направлениям.

Комиссии будут действовать постоянно, пояснил секретарь Госсовета.

Фото: Александр Корольков/РГ

"Законом также предусматривается создание рабочих групп Госсовета, они могут быть как внутри постоянно действующих комиссий, так и могут создаваться на временной основе в период подготовки материалов к заседанию Госсовета и его президиума", - рассказал Левитин.

Помощник президента обратил внимание и на новшества в составе президиума. Если раньше туда входили на ротационной основе главы разный субъектов РФ, то теперь сменяться будет лишь часть из них.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Государственный Совет был образован 1 января 1810 г. манифестом императора Александра I и являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Он рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали
Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарём. Последняя, помимо делопроизводства, занималась редактированием текстов законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сначала рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона.

Первоначально Государственный Совет состоял из 35 членов, во главе с Председателем, назначавшихся императором. С 1812 г. по 1865 г. Председатель Государственного Совета одновременно являлся и председателем Кабинета министров.

После Манифеста 17 октября 1905 г. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а другая половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путём косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

Председатели Государственного Совета:

01Rum

01. Гр. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) в 1810—1812 г.
Портрет работы Дж. Доу Музей истории Санкт-Петербурга. СПб

02Salt

02. Кн. Николай Иванович Салтыков (1736-1816) в 1812—1816 г.
Портрет работы М. Ф. Квадаля.1807 г. Государственный Эрмитаж СПб

03Lopuhin

03. Св. кн. Пётр Васильевич Лопухин (1746-1827) в 1816—1827 г.
Портрет работы С.Щукина.1801 г. Тюменский областной музей изобразительного искусства.

04Kochubey

04. кн. Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) в 1827—1834 г.
Портрет работы П.Ф. Соколова 1834 г.

05Nov

05. гр. Николай Николаевич Новосильцев (1762-1838) в 1834—1838 г.
Гравюра с портрета Каневского 1832 г.

06Nov

06. кн. Илларион Васильевич Васильчиков (1775-1847) в 1838—1847 г.
Портрет работы Ф.Крюгера Государственный Эрмитаж СПб

07Lev

07. гр. Василий Васильевич Левашов (1783-1848) в 1847—1848 г.
Портрет работы Дж. Доу Государственный Эрмитаж СПб

08Chern

08. св. кн. Александр Иванович Чернышёв (1786-1857) в 1848—1856 г.
Портрет работы Ф.Крюгера 1851 г. Музей истории Санкт-Петербурга. СПб

09Orl

09. кн. Алексей Фёдорович Орлов (1786-1861) в 1856—1861 г.
Портрет работы неизв. художника. 1860 г. Музей истории Санкт-Петербурга. СПб

10Bl

10 гр. Дмитрий Николаевич Блудов (1785-1864) в 1862—1864 г.

11Gag

11. кн. Павел Павлович Гагарин (1789-1872) в 1864—1865 г.

12KN

12. вел. кн. Константин Николаевич (1827-1892) в 1865—1881 г.

13MN

13. вел. кн. Михаил Николаевич (1832-1909) в 1881—1905 г.

14Solsky_Dmitry_Martynovitsch_(1833-1910)

14. гр. Дмитрий Мартынович Сольский (1833-1910) в 1905—1906 г.

Читайте также: