Какие должности относятся к профессорско преподавательскому составу

Опубликовано: 01.07.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Обзор документа

Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).

Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.

Профессорско-преподавательский состав является визитной карточкой любого учебного заведения высшего звена. Для того чтобы в вузе внедрялись инновационные технологии, у преподавателей должен быть не только высокий интеллектуальный уровень, но и желание развивать и совершенствовать свои практические навыки и умения. Именно поэтому министерством образования было принято решение о проведении модернизации российской высшей школы.

профессорско преподавательский состав

Требования времени

Профессорско-преподавательский состав вуза должен разрабатывать учебно-методические материалы, учитывая современные реалии. Пособия, учебники, тесты, различные методические материалы, по которым они будут читать студентам лекции, проводить практические занятия, утверждаются ректором высшего учебного заведения. Профессорско-преподавательский состав должен иметь собственные публикации в научных журналах, газетах. Материалом могут быть результаты научных исследований, проведенные диагностики, аналитические эксперименты.

профессорско преподавательский состав вуза

Состав кафедры

В структуре профессорско-преподавательского состава любой классической кафедры в вузе обязательно есть заведующий (непосредственный руководитель кафедры), а также его заместители по научной и учебной работе. Кроме того, предполагается определенный профессорско-преподавательский состав, а также назначается заведующий учебно-методическим кабинетом. Кафедра должна обеспечивать преподавание тех научных дисциплин, которые для нее считаются профильными. Должно быть организовано обучение по очной, заочной, а также очно-заочной форме, по полным и сокращенным программам обучения, которые полностью соответствуют основным образовательным уровням специальностей в рамках новых федеральных образовательных стандартов, созданных для высшей школы.

профессорско преподавательский состав должности

Особенности современного преподавания

В связи с разработкой и внедрением в высшую школу федеральных образовательных стандартов существенно изменилась структура образовательного процесса. Если раньше профессорско-преподавательский состав выступал в качестве основного лектора, ведущего во время занятий монолог, то по новым требованиям обучение должно базироваться на основе диалога между студентом и преподавателем.

работниками профессорско преподавательского состава

Тьюторское обучение

Профессорско-преподавательский состав выступает теперь в высшей школе в роли тьюторов, которые сопровождают студентов, развивающихся по индивидуальным образовательным технологиям. Особое внимание в настоящее время отводится проектной и научно-исследовательской работе со студентами. Помимо ведения лекций, профессора проводят и лабораторные практикумы, выявляя талантливых и одаренных студентов, с которыми они ведут индивидуальную работу.

Современные технологии, применяемые в отечественной высшей школе, ставят перед работниками профессорско-преподавательского состава новые задачи, кроме того, они предъявляют к ним дополнительные требования.

Например, профессора ведут дистанционные занятия, читают лекции тем студентам, которые по разным причинам не могут посещать обычные дневные занятия. Оперативное индивидуальное общение студента и преподавателя с применением инновационных компьютерных технологий является основой успешного обучения в рамках ДОТ.

Методика определения эффективности вуза

Профессорско-преподавательский состав университета проходит специальные квалификационные испытания, по результатам которых подтверждается высокий уровень профессионализма каждого преподавателя. Кроме того, в настоящее время существует специальная методика, разработанная в рамках новых стандартов для проверки уровня знаний выпускников высшей школы. Именно эти результаты считаются достоверными и адекватно отображающими качество обучения, уровень профессионализма преподавательского состава. В образовательных учреждениях есть время, которое отводится на изучение определенных дисциплин. Вне зависимости от того, какую педагогическую технологию использует в своей работе профессор либо кандидат наук, этот показатель используется для вычисления основной нагрузки преподавателей.

профессорско преподавательский состав университета

Варианты должностей

Что представляет собой профессорско-преподавательский состав? Должности, причисляемые к ППС, в каждом высшем учебном заведении определяются в зависимости от Устава и правил внутреннего распорядка. Но в любом случае на каждой кафедре в престижном вузе преподают профессора профильных или смежных наук, кандидаты, доценты.

Процентное соотношение зависит от престижности учебного заведения, его материальной базы. Замещение профессорско-преподавательского состава осуществляется только по приказу ректора учебного заведения, если на это есть веские причины. Численность преподавателей определяется количеством групп, часов, отводимых на изучение учебной дисциплины.

Инновации в высшем образовании

После внедрения дистанционных технологий в высшую школу стали возникать проблемы, связанные с комплектованием преподавательского состава. Серьезное влияние на слушателей в высшей школе оказывает профессионализм и компетентность преподавательского профессорского состава. При проведении оценки эффективности преподавательской деятельности можно обеспечить полноценную работу системы мониторинга и управления качеством образования, контролировать кадровый потенциал, анализировать эффективность распределения нагрузки, определять и развивать новые педагогические методики в деятельности преподавательского состава.

Новые веяния в высшей школе

Для того чтобы осуществлять модернизацию российского высшего образования, эффективно внедрять на этой ступени новые федеральные образовательные стандарты, было проанализировано положение в профессорско-преподавательском составе, определены требования, которые должны предъявляться к сотрудникам высших учебных заведений.

Качество подготовки магистров, бакалавров, специалистов влияет на состояние экономики страны, поэтому была введена в высшей школе новая система оплаты труда. В настоящее время используются пространственные формулировки, характеризующие уровень профессионализма преподавателя высшей ступени обучения.

Среди важнейших задач, поставленных перед ректорами вузов министерством образования РФ, отметим требование принять управленческие решения, касающиеся кадровой, финансовой, организационной политики.

положение в профессорско преподавательском составе

Мониторинги преподавательского состава

Среди множества параметров в первую очередь отметим:

  • ученое звание (научная степень);
  • членство в различных научных академиях;
  • отраслевые награды;
  • премии;
  • присутствие в составе ученого совета факультета, диссертационного комитета;
  • членство в иностранных обществах, редколлегиях профильных журналов.

Показатели для определения качества работы преподавателя определяются по итогам экзаменационных сессий, результатам производственных студенческих практик, защиты курсовых работ, количеством публикаций студентов, по методической работе.

Учитывая большое количество критериев, многоуровневость, разную значимость показателей, в каждом отдельном высшем учебном заведении РФ формируются свои собственные положения, по которым определяется результативность и эффективность деятельности преподавательского состава.

замещение профессорско преподавательского состава

Заключение

В связи с переходом на новые стандарты, в российском высшем образовании происходят серьезные реформы. Они касаются не только перевода студентов на два варианта обучения: бакалавриат и магистратуру. Существенные преобразования наблюдаются и в преподавательском составе. Введение профессионального стандарта приведет к неизбежному обновлению (омолаживанию) преподавателей высших учебных заведений. На данный момент в российских вузах преподает около 75 процентов профессоров, возраст которых превышает 60 лет. Безусловно, преобразования нужны, но на каждой кафедре бережно хранят традиции и стараются использовать по максимуму творческий потенциал специалистов высокого качества, которые обладают «старой закалкой».

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

поможем

Недетская заметка

Тебе нужно высшее образование епта

Реклама от Google

закажите

Квалификационные требования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к должностям профессорско-преподавательского состава

Также обратите внимание, что согласно п. 7.1.5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”:

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Квалификационные требования профстандарта к должностям профессорско-преподавательского состава

Нормативные положения профессионального стандарта для ППС

Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.

В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового Кодекса, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.

Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Кроме квалификационных требований профессиональный стандарт перечисляет трудовые функции (трудовые действия, необходимые знания, умения и иные характеристики) в пунктах 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.4.

Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

Обратите также внимание на концевую сноску № 3 данного профессионального стандарта, в которой указывается, что к обобщенной трудовой функции 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» также относится преподавание по иным программам высшего образования и ДПП, если соответствующие учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 уровня квалификации. Следовательно, если педагогический работник ведет занятия, на которых обучающиеся осваивают (совершенствуют) деятельность не выше 6 уровня квалификации, в том числе овладевают отдельными умениями и знаниями, требования к его квалификации определяются в соответствии с обобщенной трудовой функцией 3.8 «Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» даже если программа в целом предусматривает освоение деятельности более высокого уровня квалификации.

Структурой профессионального стандарта также предусмотрена обобщенная трудовая функция (пункт 3.9 «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»), которая содержит квалификационные требования к доценту.

Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.

Ограничения для преподавателей

Также обратите внимание, что на должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Если преподаватель преподает не по специальности диплома

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.

Творческий вечер памяти Ирины Семёновны Аврамковой

Семинары по наукометрии и публикационной стратегии

Спортивный праздник «Герценовское кольцо»

«Профсоюзная весна» в гостях у «Петербургской музыкальной весны»

В Герценовском университете состоится День памяти академика А.М. Панченко

Семинар по проекту «COVID-19.рф: информация против пандемии»

Концерт «Отзвуки мюзиклов…»

Международный молодежный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!»

В Герценовском университете увековечат память о первом чрезвычайном посланнике и полномочном министре Кореи в Санкт-Петербурге Ли Бомчжине

Акция-80: «От тайги до британских морей…» в Герценовском университете

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМ СОСТАВЕ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
1.2. В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (далее — Университет) устанавливаются должности профессорско-преподавательского состава: декан, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент.
1.3. Профессорско-преподавательский состав Университета формируется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01. 2011 г. № 1н.
1.4. Работники профессорско-преподавательского состава осуществляют предусмотренную трудовым договором и индивидуальным планом учебную, научную, методическую и воспитательную работу в рамках соответствующих образовательных программ.
1.5. Профессора и доценты преимущественно ведут лекционные курсы, проводят промежуточную аттестацию по базовым дисциплинам учебного плана, проводят занятия с аспирантами и соискателями, принимают кандидатские экзамены, осуществляют научное руководство аспирантами, соискателями, магистрантами, научное консультирование докторантов, руководят квалификационными итоговыми работами, научно-исследовательской работой студентов, проводят итоговую аттестацию обучающихся, участвуют в работе комиссий итоговой государственной аттестации, осуществляют другие виды деятельности, предусмотренные трудовым договором; старшие преподаватели, ассистенты проводят лабораторные, практические и семинарские занятия, осуществляют текущую аттестацию, а также другие виды деятельности, предусмотренные трудовым договором.
2. Особенности регулирования труда профессорско-преподавательского состава
2.1. К педагогической деятельности в Университете допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
2.2. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
2.3. Трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников Университета могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
2.4. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, а также переводу на должность педагогического работника предшествует избрание по конкурсному отбору на замещение соответствующей должности.
2.5. Конкурсный отбор на замещение должности педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.
2.6. В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности педагогического работника без избрания по конкурсному отбору на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.
2.7. Не проводится конкурсный отбор на замещение: должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

должностей педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

должностей педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
2.8. Если работник, занимающий должность педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурсного отбора не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсном отборе, то трудовой договор с ним прекращается.
2.9. При избрании работника по конкурсному отбору на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок, не более пяти лет или на неопределенный срок.
2.10. При переводе на должность педагогического работника в результате избрания по конкурсному отбору на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
2.11. До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности педагогического работника может проводиться аттестация в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 284 от 06.08.2009 г.
2.12. Аттестация проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Аттестация призвана способствовать рациональному использованию образовательного и творческого потенциала работников; повышению их профессионального уровня; оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров.
2.13. При проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки уровня профессиональных компетенций должны объективно оцениваться:
результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий;
личный вклад в повышение качества образования на основе интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, позволяющей наполнить образовательные программы исследовательским содержанием, обеспечить их актуальность и практико-ориентированность;
личный вклад в развитие перспективных направлений фундаментальных и прикладных наук и внедрение в образовательный процесс научных достижений, способствующих совершенствованию научно-образовательной среды Университета;
участие в реализации программ развития Университета, направленных на формирование инновационной образовательной и воспитательной среды Университета;
результаты личного профессионального роста, повышения квалификации и выполнения индивидуальных планов учебной, научной, научно-методической и воспитательной работы.
2.14. Аттестации не подлежат:
работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности или родам; работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
2.15. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается в соответствии с Уставом Университета и с положениями о процедуре выборов декана и заведующего кафедрой.
2.16. Дополнительными основаниями для прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:
— повторное в течение одного года грубое нарушение Устава Университета;
— применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося;
— не избрание по конкурсному отбору на соответствующую должность или истечение срока избрания по конкурсному отбору;
2.17. Увольнение педагогических работников по инициативе администрации в связи с сокращением штатов допускается после окончания учебного года.
2.18. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.
2.19. Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
2.20. Педагогические работники Университета не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года в соответствии с Уставом Университета.
3. Права профессорско-преподавательского состава
3.1. Использовать средства обучения, в том числе библиотечный фонд, мультимедийное и другое компьютерное оборудование, компьютерный банк данных по вопросам содержания и методического обеспечения основных образовательных программ, реализуемых в Университете в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
3.2. Пользоваться в образовательных и научных целях лабораториями, кабинетами, аудиториями, библиотеками, читальными залами, информационными фондами, а также услугами учебных, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений Университета в порядке, установленном в положениях о данных структурных подразделениях.
3.3. Обращаться с предложениями по совершенствованию учебного процесса, научно-исследовательской и воспитательной работы в администрацию Университета.
3.4. Разрабатывать и внедрять в учебный процесс элективные дисциплины (факультативные курсы, дисциплины по выбору, специальные курсы) в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
3.5. Повышать научно-педагогическую квалификацию, в том числе через аспирантуру и докторантуру.
3.6. Участвовать в установленном порядке в международных и российских конференциях, съездах и совещаниях.
3.7. Участвовать в обсуждении и экспертизе научно-исследовательских и научно-методических работ.
3.8. Осуществлять в установленном в Университете порядке публикацию результатов исследования и научно-методических разработок через издательство.
3.9. Участвовать в различных конкурсах грантов и программ, внутриуниверситетских научных конкурсах.
3.10. Принимать участие в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, научной, воспитательной и производственной деятельности Университета через органы управления и общественные организации.
3.11. Избираться и быть избранным в ученый совет Университета и факультета.
3.12. Работать в установленном законодательством порядке по совместительству как в Университете, так и в других учебных заведениях и учреждениях.
3.13. Иметь право на моральное и материальное поощрение в соответствии с Уставом Университета и другими локальными документами Университета.
3.14. Обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в установленном законодательством порядке.
4. Обязанности профессорско-преподавательского состава
4.1. Соблюдать Устав Университета, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностную инструкцию преподавателя, приказы и распоряжения ректора Университета, а также строго следовать профессиональной этике, качественно выполнять функционально-должностные обязанности, установленные в соответствии с квалификационными требованиями в нормативных документах, трудовом договоре.
4.2. Выполнять учебную, научную, методическую и воспитательную работу на высоком профессиональном уровне, обеспечивая эффективность и качество педагогического процесса.
4.3. Осуществлять, используя современные информационные технологии, подготовку учебников, учебных и учебно-методических пособий, программных и информационных материалов, наглядных пособий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
4.4. Совершенствовать теоретические знания, практический опыт, методы и технологии образовательной деятельности, педагогическое мастерство.
4.5. Повышать свою профессиональную квалификацию, овладевать современными образовательными технологиями, постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки в области иностранных языков.
4.6. Принимать участие в отечественных и международных конкурсах грантов и программ, активизировать публикационную деятельность в российских и зарубежных научных изданиях и журналах, регулярно повышать личный индекс цитирования.
4.7. Осуществлять научно-исследовательскую работу и способствовать внедрению ее результатов в практику.
4.8. Развивать у студентов гражданскую позицию, социальную активность и творческие способности, уважать их личное достоинство, проявлять заботу об их нравственном и культурном развитии.
4.9. Соблюдать порядок хранения материальных ценностей, беречь собственность Университета, эффективно использовать оборудование, материалы и электроэнергию.
4.10. Выполнять иные обязанности, установленные в Правилах внутреннего трудового распорядка, локальных актах Университета, трудовом договоре.

Принято на заседании ученого совета университета 25.04. 2013 (протокол № 8), утверждено приказом ректора от 13.05. 2013 № 3143 (новая редакция).

Читайте также: