Какие два критерия выбора профессии являются для опрошенных наиболее важными предположите почему

Опубликовано: 02.10.2024

Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.

Человек при выборе профессии только сам может определить свои предпочтения к определенной области: сожжет как увидеть, так же и оценить, к чему у него душа больше лежит, так же в какой области у него имеются таланты, где и кем в будущем он себя видит. У кого – то предпочтения к профессии журналиста, у кого – то таланты в области медицины, а у кого – то имеются способности к точным наукам и преподаванию. Выбор профессии каждого человека – это его личный выбор, основанный на определенных возможностях, увлечениях, способностях и других личностных критериях.

При выборе профессии необходимо определиться с регионом работы и проживания, определить спрос на рынке труда по окончании учебного заведения (не важно, учебного заведения среднего профессионального, либо высшего профессионального образования), необходимо в приоритет так же поставить актуальность и востребованность своей будущей профессии.

Можно с уверенностью сказать, что практически половина выпускников как средних профессиональных учебных заведений, так же и высших профессиональных учебных заведений является не совсем довольными выбором своей профессии, поэтому по специальности трудоустраиваться не торопятся, либо не работают вообще.

Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».

Особенности профориентации

Каждый человек является личностью и обладает определенными личностными способностями, личными интересами и отличительными чертами личности, которые делают его подходящим для определенных профессий.

Данная склонность, является одной из ключевых характеристик личности человека, которую можно выявить. И чем раньше данная склонность будет выявлена, тем в более короткие сроки человек сможет определиться с будущей профессией, так же понять, насколько хорошо он соответствует ей.

Важную роль в диагностировании выбора своей будущей профессии играет психодиагностика. В современное время, профориентационную работу очень часто недооценивают, считая, что данная работа является устаревшей, и неполноценной. И зря, так как выпускники школ часто выбирают специальность, находясь под воздействием целого комплекса внешних факторов, таких как: престижность, мнение близких людей, будущая экономическая выгода, льготы различного уровня, атрибуты и др. Нужно помнить, что к выбору будущей профессии необходимо подходить максимально взвешенно, ответственно, обдуманно и серьезно, чтобы не страдать от неверного выборы профессии на «не своей» работе и не тратить лишние деньги на переобучение.

Алгоритм выбора профессии

Престиж будущей профессии и уровень заработной платы, являются основными критериями, которыми абитуриенты руководствуются при выборе будущей специальности.

Важно помнить, что удовлетворение от своей работы получают те люди, кто самостоятельно, обдуманно и ответственно подошёл к выбору своей будущей профессии, в свою очередь не подвергаясь воздействию внешних факторов.

Современное общество живёт и воспитывает новой поколение опираясь на предрассудки, например такие, как – некоторые профессии – сантехник, строитель, младший воспитатель в детском саду являются не только не престижными, но так же и недостойными, чтоб работать в данном направлении и на данных должностях. В свою очередь родители настаивают, что их ребенок должен получить только престижную профессию, такую как: доктор, экономист, юрист, педагог, что приводит к тому, что после окончания учебного заведения выпускники не стремятся работать по специальность, а полученный диплом остаётся пылиться на полку у родителей.

Поэтому при выборе профессии и учебного заведения обязательно в первую очередь очень важно учитывать личные стремления и личностные качества своего ребенка. Так как отсутствие радости от своей работы, которое выражено рутиной, ил наоборот слишком активным и бесполезным ритмом и постоянным отвлечением по различного рода вопросам когда – нибудь загонит человека в депрессию.

Значимые при выборе специальности показатели

Каждая профессия индивидуальна и предполагает наличие у каждого человека индивидуальных, определенных качеств и черт.

Таким образом, относительно популярное предпринимательство подразумевает наличие у предпринимателя предприимчивости, социальной вовлеченности в профессию, физической активности, стрессоустойчивости, определенных организаторских способностей, убедительности, уверенности в своих действиях. Нельзя не перечислить, что предприниматель обязан быть осторожным, в меру гибким, иметь силы вовремя остановиться, иногда иметь силу воли, чтобы отступить, переосмыслить стратегию дальнейшей работы и подойти к решению вопроса с иной стороны.

Когда человек понимает, что лидерские качества характера присутствуют, но интеллект в какой – то мере не дотягивает до самостоятельного руководства, можно рассмотреть альтернативные отрасли такие, как логистика, строительство и др. Работа, которая требует ручного труда, соответственно подразумевает наличие у исполняющего определенных обязанностей, например: силы, ловкости, терпения, скрупулезности, внимательности и усидчивости.

Что касается большинства офисных специальностей, то они в обязательном порядке подразумевают наличие внимательности, стрессоустойчивости, погруженности и вовлеченности в свою профессию, ответственность, самоконтроль и выдержку.

У медицинских работников, например, нет унифицированного психологического стандарта. Если при необходимости проанализировать личные качества людей, работающих в данном направлении, то все они являются во всех пониманиях абсолютно разными.

При ориентации на выбор определенной специализации необходимо иметь в виду наличие таких качеств как ответственность, скурпулезность и системность – это является малейшей частью психодиагностических показателей. Данные показатели тем не менее нельзя рассматривать в виде догмы, так как в нашем быстроменяющемся мире новые технологии появляются ежедневно, и соответственно, требования к представителям соответствующих сфер деятельности претерпевают изменения.

Правила выбора профессии

Существует специальный алгоритм, который помогает подойти к подбору будущей профессии максимально продуманно, ответственно и взвешенно.

Прежде всего необходимо составить перечень профессий, которые интересны, и именно в которых человек видит себя будущем. После чего необходимо оценить своё соответствие им по своим личностным качествам, чертам характера, своим умениям и навыкам.

Помимо всего вышеизложенного существуют так же требования, которые непосредственно предъявляются к определенной профессии. Так же необходимо самостоятельно определить соответствие интеллектуальных и психологических способностей и профкачеств, так же потенциального здоровья к выбранной профессии и будущей работе.

Когда решение выбора профессии принято окончательно, наступает необходимость выбора учебного заведения и решить, как развивать важные для специалиста определенного профиля качества, становится выбор приобретения практического опыта работы, так же как повысить конкурентоспособность и привлекательность для работодателя.

Выбор профессии условно представляется в виде формулы: «хочу – могу – надо», каждый элемент в которой является взаимо определяемым.

Таким образом, первый элемент представляет собой весьма привлекательную профессию для абитуриента, определенные занятия, от который человек будет получать, не посредственно не только материальную выгоду, на главным образом и удовлетворение.

Вторым элементом является наличие определенных черт и качеств, которые требуются в определенной профессии.

Третьим элементом является, непосредственно востребованность на рынке труда. Так же важно понимать, что рынок труда является явлением быстро изменяющимся. Поэтому необходимо на те направления, которые остаются неизменными, на которые не влияет ни экономическая, ни политическая ситуация, потому что некоторые профессии довольно оперативно теряют свою актуальность, востребованность, затем исчезают.

Итак, подводя итог необходимо запомнить, что будущая профессия – это не только определенное название, но так же и дело всей вашей будущей жизни. Поэтому к выбору будущей профессии необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы в будущем быть влюбленным в своё дело, верить в свои успехи и своё карьерное развитие. Будущую профессию необходимо выбирать по зову своего сердца и только по своему собственному решению.

1 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант 6 1 Система оценивания проверочной работы по обществознанию 1 Общение занимает значительную долю времени в жизни каждого человека. 1. Как Вы думаете, почему общение важно для каждого человека? 2. Составьте рассказ о своём общении, используя следующий план. 1) Кто входит в Ваш круг общения? Почему Вы общаетесь именно с этими людьми? 2) Каких правил, по Вашему мнению, нужно придерживаться при общении со сверстниками, а каких со взрослыми людьми? 1) ответ на первый вопрос, например: общаясь, человек взаимодействует с другими людьми, испытывает положительные эмоции, обменивается необходимой информацией; (Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.) 2) рассказ о своём общении должен включать: указание одного или нескольких участников из круга общения; пояснение того, почему обучающийся предпочитает общение именно с этими людьми; указание одного или нескольких правил общения со сверстниками; указание одного или нескольких правил общения с взрослыми людьми 1. Ответ на первый вопрос 1 Дан содержательный ответ на первый вопрос 1 Содержательный ответ на первый вопрос отсутствует 2. Рассказ о своём общении 3 Рассказ включает ответы на каждый вопрос в п. 1) и 2) 3 Рассказ включает ответы на любые три вопроса в п. 1) и 2) 2 Рассказ включает ответы на любые два вопроса в п. 1) и/или 2) 1 Рассказ включает только ответ на любой один вопрос в п. 1) и/или 2). Максимальный балл 4

2 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант Центр дополнительного образования школьников провёл среди обучающихся 7 9 классов опрос о том, что для них является самым важным при выборе профессии в будущем. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде Интерес к деятельности Наличие способностей к деятельности Престиж профессии Высокая заработная плата Востребованность профессии в будущем Полезность для общества Мнение родителей 1. Какие два критерия выбора профессии являются для опрошенных наиболее важными? Предположите почему. 2. Много или мало опрошенных ориентируется на востребованность профессии в будущем? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ. 3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе? 1) ответ на первый вопрос и предположение: ответ на первый вопрос: наиболее важные критерии выбора профессии среди опрошенных высокая заработная плата и престиж профессии; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.) (В качестве ответа на первый вопрос засчитывается только указание двух критериев.) предположение, например: обычно люди стремятся к лучшим условиям жизни, поэтому считают, что высокая оплата труда и престиж профессии их гарантируют; (Может быть высказано иное уместное предположение.) 2) ответ на второй вопрос, например: 12% опрошенных указали в качестве критерия «востребованность профессии в будущем»: это мало, так как в век информационных технологий необходимо чётко представлять будущее той или иной профессии; это много, так как для обучающихся 7 9 классов нехарактерен такой прагматичный взгляд на профессию; 3) ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания 1. Ответ на первый вопрос и предположение 2 Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение 2 Дан только правильный ответ на первый вопрос 1 Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия предположения. задания

3 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант Ответ на второй вопрос с объяснением 1 Даны ответ на второй вопрос и уместное объяснение 1 Дан только ответ на второй вопрос. 3. Ответ на третий вопрос 1 В соответствии с требованием задания дан ответ на третий вопрос 1 Максимальный балл 4 3 Писателю и журналисту Кармину Галло принадлежит следующее высказывание, обращённое к предпринимателям: «Ваши потребители всегда думают о своём бюджете. А в тяжёлые времена думают о нём всё время». 1. Как Вы понимаете смысл слова «потребитель»? 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 3. Как Вы думаете, почему для потребителя важно планировать свой бюджет? Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: потребитель это человек, который приобретает или намеревается приобрести товары и услуги для личных нужд; 2) объяснение, например: каждый человек (потребитель) в той или иной мере планирует свой бюджет; во время кризиса доходы большинства людей сокращаются, поэтому им приходится экономить и планировать свои расходы более тщательно, отказываться от чего-то; 3) ответ на второй вопрос, например: для того, чтобы доходов хватало на всё необходимое ИЛИ для того, чтобы понимать, сколько денег необходимо для жизни семьи в течение определённого времени. Элементы ответа могут быть сформулированы иначе 1. Ответ на первый вопрос 1 Дан правильный ответ на первый вопрос 1 2. Объяснение 1 Приведено уместное объяснение 1 3. Ответ на второй вопрос 1 Дан ответ на второй вопрос 1 Максимальный балл 3

4 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант Рассмотрите фотографию. 1. Какую социальную роль человека и какое право гражданина России иллюстрирует эта фотография? 2. Какие обязанности соответствуют этой социальной роли? (Назовите любые две обязанности.) 1) ответ на первый вопрос (базовая социальная роль и право гражданина): роль ученика; право на образование; (Ответ на первый вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) ответ на второй вопрос (обязанности), например: соблюдать дисциплину; выполнять требования учителя. Могут быть названы другие обязанности 1. Ответ на первый вопрос (социальная роль и право) 2 Правильно названы роль и право 2 Правильно названа(-о) только роль / право 1 2. Ответ на второй вопрос 1 Правильно названы две обязанности 1 Правильно названа только одна обязанность. Максимальный балл 3

5 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5 7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Российская Федерация, Конституция РФ, гражданин, конституционные обязанности гражданина, субъект РФ, права и свободы человека и гражданина. Правильный ответ должен содержать краткий (из 5 7 предложений) рассказ о нашей стране с использованием шести предложенных понятий, например: Наша страна Российская Федерация. Республики, края, области, города федерального значения являются субъектами РФ. Гражданин это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства. Права и обязанности гражданина закреплены в Конституции РФ. Уплата налогов, защита Отечества и др. являются конституционными обязанностями граждан РФ. В РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина. Может быть составлено другое краткое сообщение с использованием шести предложенных понятий. Указание количества предложений в задании является ориентировочным 1. Содержание сообщения 1 Сообщение содержит информацию о нашей стране 1 Сообщение не содержит информации о Российской Федерации 2. Использование предложенных понятий 3 В сообщении корректно использованы шесть понятий 3 В сообщении корректно использованы любые четыре-пять понятий 2 В сообщении корректно использованы только любые два-три понятия 1 В сообщении корректно использовано только одно любое понятие. ИЛИ Ни одно из предложенных в задании слов не использовано / не использовано корректно 3. Связность 1 Составленные предложения представляют собой связанное сообщение 1 Составленные предложения не связаны друг с другом Максимальный балл 5

6 ВПР. Обществознание. 6 класс. Вариант Рассмотрите три изображения. На каждом фото людей между собой что-то связывает. 1) 2) 3) Что связывает этих людей? Объясните: а) какое значение имеет данная малая группа в жизни человека; б) на каких основах должны строиться взаимоотношения в такой малой группе. 1) ответ на вопрос, например: все три изображения иллюстрируют семью / семья; 2) объяснение, например: а) семья даёт человеку счастье и чувство психологического комфорта ИЛИ в семье человек усваивает ценности, нормы традиции, семья воспитывает детей; б) отношения должны строиться на основе любви и взаимного уважения. Элементы ответа могут быть даны в других формулировках Дан правильный ответ на вопрос, приведены два объяснения 3 Дан правильный ответ на вопрос, приведено любое одно объяснение 2 Дан только правильный ответ на вопрос 1 Дан неправильный ответ на вопрос / ответ на вопрос отсутствует независимо от наличия других элементов ответа. Максимальный балл 3 Система оценивания выполнения всей работы Максимальный балл за выполнение работы 22. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Первичные баллы

Более половины опрошенных россиян (56,5%) считают, что в ближайшие пять лет на рынке труда продолжится рост спроса на специалистов в IT-сфере. А навыки программирования, робототехники и умение работать с искусственным интеллектом станут наиболее востребованными профессиональными качествами. А какие профессии, по мнению россиян, потеряют актуальность в ближайшем будущем?

Результаты исследования

Некоторые комментарии

  • Все профессии в той или иной степени будут нужны. За исключением тех, где в
    ближайшем будущем людей смогут заменить технологии.
  • Считаю, что ни одна из представленных профессий не окажется невостребованной в
    ближайшем будущем. Хороший специалист - всегда востребован!
  • Считаю, что это практически невозможно предугадать. Уже три года Минтруд
    утверждает, что скоро вымрет профессия бухгалтера. Что весь документооборот уйдёт
    в цифру, а налоги будут рассчитываться автоматически. При этом требования к
    отчётности на разных уровнях таковы, что, скорее, скоро будет нужен второй
    бухгалтер даже в небольшую фирму, особенно если он соединяет функции кадровика
  • Все эти профессии в той или иной мере будут востребованы, другой вопрос -
    насколько они будут высокооплачиваемы, престижны и желанны. Например, сейчас
    очень сложно найти хорошего токаря, люди не идут учиться на токарей - хотя спрос
    есть! Но профессия не престижна, молодёжи не интересна.
  • Все профессии востребованы, просто за некоторые мало платят
  • все профессии важны и нужны. Вопрос в том насколько соответствует спрос и
    предложение. Например, нужно в год 15 юристов а обучается на данную профессию в
    этом городе 100 учеников.
  • Госдума РФ, с каждым годом от них пользы все меньше, надеемя эта профессия скоро
    изчезнет))
  • Затрудняюсь ответить. Робототехника максимально вытеснит человеческий ресурс я
    считаю. Все станет максимально компьютеризированно. 3d технологии будут во главе,
    все остальное потом. Но невозможно предположить, что какие-то профессии из
    перечисленных могут исчезнуть.

Некоторые комментарии

  • нужно выбирать работу, которая увлекает. чтоб забывать про обед и не замечать, что
    пора спать.
  • Талант и способности. Потому что как бы ни была профессия доходна или
    престижна, таланта, ума и желания не заменит ничто. Классический пример - люди с
    дипломами экономистов/юристов, работающие почти что поломойками, при этом на
    грамотных экономистов и юристов сохраняется просто чудовищный спрос.
  • Я обратила бы внимание на межотраслевые связи - это могло бы помочь в будущем
    сменить профессию, уйти куда-то в параллельную отрасль, более востребованную.
    Совсем необязательно делать ставку на востребованность в будущем текущей
    профессии.

Причины смены профессии в разрезе пола

Почему Вы хотите сменить профессию?

Нет перспектив карьерного роста

Разочарование в своей профессии

Не устраивает заработная плата

Профессиональное выгорание, усталость

Желание освоить новую профессию

Как показали результаты опроса, большинство респондентов (62,7) считает, что наиболее перспективные профессии находятся в технической сфере, 46,8% считают самой перспективной областью медицину, а 43,5% — экономику.

На вопрос о том, какие профессии могут стать невостребованными в течение ближайших пяти лет, четверть опрошенных (25,4%) ответила: «экономист, финансист, бухгалтер», на втором месте оказалась профессия музыканта (21,4%), на третьем — юриста (19,9%). Стоит отметить, что в комментариях многие опрошенные написали, что все перечисленные профессии в той или иной степени нужны и важны, поэтому они не станут невостребованными. Тем не менее 37,6% респондентов считают, что в течение ближайших пяти лет некоторые современные професии устареют.


Большинство опрошенных россиян (71,8%) считают, что при выборе профессии самый важный критерий — ее востребованность в будущем. Далее по значимости идут доходность профессии (67,4%), личные склонности и предпочтения (64,6%).

Более половины респондентов (52,7%) хотели бы сменить профессию, причем 67,7% из них настроены на кардинальные перемены, 31,4% — на переход в смежную профессиональную область. Для большинства основная причина — недовольство заработной платой (49%), 42,7% респондентов хотели бы освоить новую профессию, 36,9% — не видят перспектив для карьерного роста.

В разрезе пола можно отметить, что среди тех, кто желает освоить новую профессию, больше женщин (22,9% против 17,7% среди мужчин). Также женщины преобладают в числе тех, кто разочаровался в своей профессии (14,7% против 10% среди мужчин).

Подводя итоги, можно сказать, что россияне считают наиболее перспективной профессиональной областью IT-сферу. Многие опрошенные хотели бы сменить профессию. Наиболее привлекательными для них являются технические и творческие специальности.

Выборка исследования

Было опрошено 7206 респондентов, из них: 65,5% — женщины, 34,5% — мужчины. Возраст: младше 18 — 4,9%, 18-30 лет — 40,5%, 31-45 лет — 40,2%, 46-60 лет — 12,9%, старше 60 лет — 1,4%.

Большинство людей не представляют жизнь без работы, она даёт необходимый материальный достаток. Многие трудятся не по специальности, которую получили в ходе учёбы, а идут работать туда, где им удобнее или лучше, куда их взяли. Ошибки в таких решениях случаются, потому что не все знают, какие факторы влияют на выбор профессии, или неправильно оценивают себя. Если подходить к дилемме о сфере профессиональной деятельности ответственно и разумно, а не просто плыть по течению или слушать советы окружающих, то можно найти дело всей жизни.

Особенности профессионального развития личности

Смена ориентиров, определяющих профессиональную направленность, в течение жизни — обычное явление. Один человек может сменить несколько работ за короткий промежуток времени, находясь в постоянном поиске своего места под солнцем. Такой внутриличностный поиск начинается с раннего детства, а по мере взросления усиливается. Данный процесс делится на несколько этапов:

  • дошкольный — ребёнок в игре примеряет на себя разные роли, а родителям стоит внимательно присмотреться, что их малышу больше всего нравится;
  • школьный — вовлекающий в свою орбиту школьников младших и средних классов, которые активно посещают кружки, секции, родителям следует обратить внимание, какие предметы не только любит их чадо, но и по каким он лучше всего успевает;
  • окончание школы — старшеклассник находится на перепутье, пытаясь понять, чего он хочет сам, тут важно помочь ему с выбором и поддержать;
  • получение профессии — происходит знакомство с будущей деятельностью как на теоретическом, так и на практическом уровне;
  • непосредственно трудовые будни — важно не только вникнуть в нюансы работы, но и адаптироваться психологически;
  • самореализация — получение ожидаемых материальных благ, признания, удовлетворения от деятельности.

На первых этапах важность тех или иных факторов выбора профессии может меняться.

В научных кругах существуют несколько позиций относительно того, какие факторы являются доминирующими для принятия решения по будущему профессиональному пути:

  • одна из популярных позиций сводится к тому, что выбор деятельности неразрывно связан с самоидентификацией личности, выступает важнейшим этапом её формирования;
  • согласно другому мнению, субъект пытается вписаться в наиболее подходящие для него виды деятельности;
  • противоположная позиция базируется на том, что характеристики личности доминируют над работой, она должна подходить человеку, а не наоборот;
  • ещё одна теория ставит во главу угла социальную составляющую профессии.

Любую профессию можно разбить на 4 элемента:

  • социально-экономический, указывающий на её положение в отрасли, экономике страны;
  • производственно-технический, дающий представление о механизме труда;
  • психолого-физиологический, определяющий свойства и качества личности, подходящие для данной работы;
  • санитарно-гигиенический, регламентирующий основные правила труда (режим, безопасность).

От совокупного учёта всех элементов зависит правильность определения факторов выбора профессии.

Характеристика критериев выбора профессионального пути

Целесообразно говорить о делении факторов, влияющих на выбор профессии, на внешние и внутренние. Такая классификация позволяет грамотно определиться с будущей профессиональной стезёй, т.к. детально разбирает не только свойства личности, но и большое количество обстоятельств, которые действуют извне.

Внешние

Под внешними критериями понимаются различные причины, влияющие на выбор профессионального пути. Их перечень может быть бесконечен — важно остановиться на наиболее весомых, чтобы не потеряться в их многообразии и не упустить главного для жизни. Ниже представлены наиболее распространённые внешние факторы.

Заработная плата

Часто этот критерий влияет на все остальные, что приводит к ошибочному решению. Материальная составляющая труда важна, но нельзя все свои желания и стремления подчинять ей. Нужно учитывать, что деньги — переменчивая категория, о чём свидетельствует и курс доллара. Также во многих организациях размер зарплаты напрямую зависит от производительности труда, часто есть возможность получить премию или надбавку к окладу. Сейчас имеются широкие возможности самостоятельно регулировать свой доход. На этапе профориентации можно составить приблизительный список потенциально высокооплачиваемых специальностей и тех, по которым доход будет не слишком высоким.

Престижность

Существует перечень так называемых престижных специальностей, на которые каждый год стремятся поступить абитуриенты. Этот перечень ежегодно немного корректируется, но основная масса специальностей остаётся постоянной — юристы, экономисты, специалисты IT-технологий, дизайнеры, инженеры.

Престиж — чисто внешний показатель, указывающий на общественное мнение, которое часто бывает безапелляционным, осуждая за выбор непрестижной специальности или работы. Так, принято считать, что для выпускника ВУЗа не престижно трудоустраиваться слесарем.

Востребованность на рынке труда

Часто основной причиной выбора той или иной специальности выступает её востребованность на рынке труда. Этот фактор переменчив, следить за ним нужно постоянно, наблюдая за динамикой вакансий. Востребованность тех или иных работников зависит от общих социально-экономических условий, проводимых реформ, изменений законодательства, различных нововведений.

Многих выпускников институтов постигает разочарование, когда становится ясно, что наблюдается избыток специалистов с аналогичной специальностью. А работодатели не спешат всех их трудоустраивать. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется получить смежную специальность, чтобы найти себе работу.

Позиция семьи

Часто среди факторов выбора профессии оценки членов семьи становятся основополагающими. Немало выпускников школ пошли учиться туда, куда захотели их родители. Во многих случаях последствия оказываются удручающими — дети не работают по специальности, потому что у них нет призвания к этому роду занятий. Родители считают, что действуют из лучших побуждений.

Они приводят следующие аргументы в пользу той или иной профессии:

  • востребованность и престиж профессиональной деятельности, которые кажутся им бесспорными, часто эти мотивы являются основополагающими для родителей, если они не смогли реализоваться в подобной специальности;
  • высокая оплата труда, которая тоже не подвергается сомнению;
  • так называемая преемственность, когда родители мечтают, чтобы ребёнок пошёл по их стопам, если в семье династия представителей той или иной профессии.

Ребёнок принимает условия родителей, если их авторитет для него бесспорен, случается так, что начинается бунт, который выливается в затяжной конфликт. Родители должны помнить, что дети имеют право на своё мнение.

Прочие критерии

Существует ещё немало причин, влияющих на выбор профессиональной деятельности, иногда они играют важную роль, а иногда и вовсе не учитываются. Среди них:

  • средства массовой информации, доказывающие преимущества той или иной деятельности в современном мире, их точка зрения не может считаться истинной, т.к. это может быть обычной рекламой;
  • приготовленная для выпускника должность в определённой организации, в этом случае он даже не будет прилагать усилий, чтобы хорошо учиться;
  • наличие дружеских связей в институте, часто молодёжь идёт учиться за компанию, чтобы было весело, а потом понимает, что специальность не подходит;
  • близость ВУЗа или какого-либо предприятия, куда можно пойти работать, удобный график работы — случайные факторы, которые для некоторых людей перевешивают все остальные.

Внутренние

Внутриличностные критерии ориентированы на особенности человека, в которых он не всегда способен разобраться. Для этого иногда нужно прибегнуть к помощи психологов, пройти тесты на профориентацию.

Способности

Для многих выпускников и их родителей талант является определяющим фактором, влияющим на выбор профессии. Способности не всегда легко разглядеть с первого взгляда даже их обладателю. Он должен понять, что может, это относится ко всем сферам жизни. Нужно учитывать не только, к чему тянется душа, но и в каких областях заметен реальный результат. Необходимо принять во внимание способности как в школьных дисциплинах, так и во внеучебной деятельности. Важно помнить, что способности нужно развивать, без этого они так и останутся в зачаточном состоянии.

Склонности

Многие молодые люди, когда их просят перечислить свои склонности, впадают в ступор. Склонности указывают на те занятия, на которые уходит свободное время, на предметы, что в школе лучше всего даются. Эти показатели существенно влияют на будущую деятельность. Дело на всю жизнь часто вырастает из юношеских склонностей.

Свойства личности

Для многих профессий требуются конкретные качества, при их отсутствии претендентов не допускают до работы. Так, пожарные и психологи должны обладать стрессоустойчивостью. Бухгалтерам трудно без усидчивости и внимательности. Менеджеры по продажам должны быть коммуникабельны. Всё это надо понять заранее, до трудоустройства, определиться с будущей специальностью в соответствии с характером, свойствами личности помогают специальные тесты.

Состояние здоровья

Факторы выбора профессии меняются, как течёт и меняется сама жизнь. В разные периоды актуальность приобретают разные причины, но здоровье важно всегда. Этот фактор для многих недавних школьников проходит незамеченным, пока они молоды. Они считают что способны горы свернуть: ходят в походы, прыгают с парашютом, развлекаются ночи напролёт. Но спустя время здоровье даёт о себе знать, а нужно ещё и работать.

Многие женщины склонны выбирать мужские специальности, где требуется применение физической силы, они не задумываются, смогут ли это делать в будущем или нет. Также для некоторых должностей предусмотрены ограничения по состоянию здоровью, о которых лучше знать заранее.

Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».

Зачем нужен осознанный выбор?

Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?

Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.

Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?

Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.

smiling-blond-guy-girl-with-braces-showing-way-pointing-fingers-right.jpg

Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?

Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.

Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.

Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?

Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.

К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд.
  • Мало или много общения со время работы
  • Роль организатора или исполнителя
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход

Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.

students-standing-with-open-books-looking-camera.jpg

Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.

3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться

Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.

Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».

Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.

Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.

Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.

Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.

4. Формат интересующей меня работы

Работать в современном мире нужно тоже по-разному.

  • Компания
  • Фриланс
  • Собственный бизнес

Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.

Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.

Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.

6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.

Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.

youngster-with-laptop-classroom.jpg

YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.

В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.

Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.

Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?

Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.

Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.

Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.

Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.

10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?

Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.

Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.

Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.

11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.

С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.

two-young-people-using-smartphone-girl-guy-texting-with-serious-faces.jpg

Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?

12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.

Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.

Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.

14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?

Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.

Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.

Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.

Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?

У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.

Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.

Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?

two-young-female-students-standing-with-books-bags-hallway.jpg

У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.

17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?

Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.

19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.

Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.

team-students-completing-task.jpg

Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.

20. Когда я начну выбирать?

Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.

Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.

Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.

Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.

Что еще поможет определиться?

Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:

  1. Читайте про профессии в интернете
  2. Задавайте ребенку конкретные вопросы, не ограничиваясь общими фразами «нравится или не нравится»
  3. Смотрите ролики с представителями профессий
  4. Общайтесь с людьми, которые работают по интересующей специальности
  5. Пробуйте себя в профессии, хотя бы через отработку навыков.

Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.

Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Читайте также: