Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии учителя

Опубликовано: 28.06.2024

Вопрос весьма актуальный, но для того чтобы его разрешить необходимо сначала разобраться и проанализировать с научной точки зрения заданную тему, а именно «Творчество, как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога».

Начнём с анализа самого главного слова из названия данной темы – «ТВОРЧЕСТВО».

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Другими словами творчество – это создание чего-то нового, отличающееся от производства тем, что автор вкладывает своё в создание, что другие вложить не смогли и не могут.

Творчество нашло свое отражение в трудах Н. А. Бердяева,который увидел его гениальную природу: «Творчество есть огонь, культура же есть охлаждение огня».

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Теперь рассмотрим понятие «профессиональная деятельность педагога», что в конечном итоге несёт в себе смысл «педагогической деятельности».

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Система деятельности воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности:

• изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольников и результатов диагностирования для внесения изменений в методику воспитательного процесса,

• прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности,

• организация действий педагога и дошкольников на выполнение разнообразных видов воспитания и обучения,

• организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми,

• поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития,

• анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Проанализировав вышеперечисленные определения педагогической деятельности, можно сделать вывод, что смысл данной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение, а так же желательно включить такие личностные качества, как умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Из чего следует, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Однако в отличие от творчества в других сферах (науке, технике, искусстве) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Конечно, творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему для получения наилучшего результата в реальных условиях.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только имеющий специальную подготовку педагог с помощью воображения и мысленного представления способен найти новые оригинальные пути.

Итак, я разобрала каждое слово из названия выбранной мною темы. Однако, творчество творчеству рознь,привожу примеры из практики:

• некоторые педагоги дают знания детям «от корки до корки» учебника и не пытаются (не могут и не хотят) выйти за рамки программы, которую необходимо изучить, следовательно, не стремятся усовершенствовать образовательный процесс. Например, педагоги не творчески подходят к педагогической деятельности, в результате, дети не хотят идти в сад, следовательно, не посещают занятия, а пришедшие теряют интерес к предмету, отвлекаются, «спят»;

• другие педагоги стараются (не могут, но хотят) разнообразить процесс обучения дошкольников, хотя и нет особых талантов, то есть не творческие люди от природы. Они «бьются о камень» и в итоге получают неплохие, а иногда и великолепные результаты преобразования методики преподавания. Например, педагог заинтересовывает часть детей с более низким потенциалом развития творчества, но не ту часть группы, которая имеет уровень познавательного интереса выше, чем у самого педагога. Значит, эти дети способны самостоятельно решить поставленную задачу без помощи педагога (создать проблемную ситуацию, управлять этой ситуацией, анализировать, делать выводы и приходить к логическим решениям);

• у небольшой группы воспитателей преобладает талант, творческое «нутро», но нет желания (могут и не хотят, то есть не прикладывают достаточные усилия для совершенствования своей педагогической деятельности. В некоторые моменты талант педагога дает знать о себе, но в силу каких-то негативных обстоятельств (конфликт с администрацией, конфликт с коллективом, отчужденность от профессии, за счет нехватки рабочих мест по своей специальности и т. д.) не желает проявлять, активировать свои внутренние творческие качества;

• а есть такие педагоги, которые родились с творческой жилкой и горят желанием работать (могут и хотят) в данном направлении, то есть человек нашел своё предназначение в жизни (свой жизненный путь, и готов добиваться намеченных целей. Например, в школе преподают английский язык, педагог проводит занятия по всем темам, которые необходимо пройти за текущий учебный год, однако находит время для провождения на уроках праздников, таких как Halloween (– это праздник всех святых, Merry Christmas (– рождество, Valentine’s Day (– день святого Валентина, День всех влюбленных) и т. п. Ещё один пример творческого подхода в педагогической деятельности: учитель географии вывозил на природу, экскурсии в разные города, водил в походы, где дети могли наглядно видеть рельефы земли, горные породы, камни и лазить по пещерам. Этих педагогов никто не заставлял делать этого, «палкой не гнал» как говорится. Здесь ответственности намного больше, нежели просто провести урок.

20 октября 2010 года Департаментом образования города Москвы ВОУО было проведено заседание круглого стола по теме: «Интеллектуальное развитие детей в детском саду» на базе детского сада комбинированного вида №1602 совместно с детскими садами №2553, №2092, №2442, №2078 города Москвы, а также кандидатом психологических наук Шиян Игорем Богдановичем. Основным вопросом данного заседания стало сетевое взаимодействие – инновационная модель трансляции передовых педагогическихидей по интеллектуальному развитию детей в условиях: семьи и детского сада, организации экспериментальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, преемственности в работе детского сада и школы.

Все выступавшие ораторы пришли к единому мнению, что интеллектуальное развитие ребенка невозможно без развивающегося педагога, несущего в себе творческую суть.

Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии,Лев Семенович Выготский в своих трудах сказал: «Лишь то обучение хорошо, которое ведет за собой развитие».

В словаре практического психолога С. Ю. Головина под интеллектом понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.

Как известно мышление делится на формально-логическое и творческое (диалектическое). В механизме творчества заложено диалектическое мышление. Согласно Гегелю, диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли». То есть, владея диалектическим мышлением, человек может найти выход из любой ситуации, что говорит о развитии познавательной деятельности, а соответственно, и творческой личности.

Отсюда, можно сделать вывод, что лишь постоянно развивающийся педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность.

Только творческий педагог является мастером своего дела.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель).

А как Вы думаете: «Зачем педагогу творчество?»

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Конспект совместной деятельности педагога и детей «Как дети мышонку помогли» Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Как дети мышонку помогли» Возрастная группа: 3-4 года Вид (разновидности).

Консультация для воспитателей «Публичные выступления — инструмент профессиональной деятельности педагога» «Публичные выступления – инструмент профессиональной деятельности педагога» Подготовил: старший воспитатель Миронова О. В. Цель консультации:.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Семинар «Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности» Тема: Развитие творческого потенциала педагога как условие успешной педагогической деятельности. Цель: создать условия для формирования.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Эссе «Смысл профессиональной этики практического психолога как профессиональная ответственность» В любой появляющейся науке, которая тем или иным образом касается жизни людей, рано или поздно встают вопросы этики. В психологии, как науке.


Щербакова, Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/ (дата обращения: 26.05.2021).

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [,с.308]

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) — проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) — анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат — конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса — оценка и интерпретация полученных данных — формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Критерии педагогического творчества: по Коджаспировой

- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

- способность к самосовершенствованию и самообразованию;

- разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

- вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

- способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

- умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог≤

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой — либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что — то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников. Например, Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждения в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий — проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80–90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными.

А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов:

1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

6) коммуникационный, ккоторому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью.

Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

- уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

- стремление к творческому поиску;

- владение педагогической техникой, педагогический опыт;

- достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

- видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

- психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1–2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

Часто в образовательном процессе используется система объяснительно — иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе.

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.

1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4. Коджаспирова Г. М. Педагогика. М., 2010.

5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002.

Тушева Светлана Викторовна

Выступление на тему: «Условия для творчества учителя.

Уровни творчества учителя».

Подготовила: Тушева С.В.,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №231»

«Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Закон РФ "Об образовании" ставит перед современной школой и учителями задачу ". обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации ", что по существу можно считать социальным заказом государства школе. В современной школе, когда требуется гарантированный педагогический результат, постоянно совершенствуется содержание образования, что предполагает необходимость творческого подхода к решению стоящих перед нею задач.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке. И если творчество – не врожденное свойство личности, то можно так смоделировать его деятельность, чтобы превратить развитие творческих качества личности из косвенного результата в прямой. Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуицию, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Первый этап подготовки учителя к творчеству ориентирован на повышение его интеллектуального уровня, так как существует прямая взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Таким образом, в центре внимания исследователей и практических работников находится проблема интеллекта и его соотношение с творчеством индивидуума, развитие индивидуальных творческих способностей и творческого мышления.

На втором этапе формируются необходимые педагогические умения. Умение как способ практического действия соответствует определенной качественной характеристике усвоения профессиональных знаний. Взаимосвязь качества знаний и умений учителя позволяет соотнести различные виды его умений с особенностями психической и интеллектуальной деятельности – воспроизведение знаний, деятельность учителя по образцу, творческая деятельность.

Третий этап подготовки к творчеству обучает учителя творческому применению знаний в совершенно незнакомой ему ситуации. Главные ориентиры на этом этапе – широкий кругозор, глубина методологического подхода, знание своего предмета в пределах моделирования системы обучения, воспитания и создания собственного педагогического опыта. На этом этапе учитель конструирует задания исследовательского характера, участвует в авторских программах, обобщает передовой педагогический опыт, занимается самостоятельным исследованием проблем учебно-воспитательного процесса, разрабатывает собственные приемы и методы обучения. Такая модель поэтапной подготовки учителя к творческой деятельности постепенно приводит к педагогическим новациям.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики . Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом : Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке , начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога , который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

* временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

* сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

* отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

* атмосфера публичного выступления;

* необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

¤ В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;

¤ другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец,

¤ педагоги , создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.

Первая творческая группа : Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы , способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?

(Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия).

(Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда).

(Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися).

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа : Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в гимназии? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

(Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени).

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

умение слушать критику

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

Третья творческая группа : Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

(Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения).

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Четвертая творческая группа: Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя, материальная оценка качества его труда определяются педагогическим творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.


От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников.

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, .

laquo;Дети - это живые цветы земли» Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в.


" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство.

Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич.

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Фундамент его творческой деятельности – научные знания, педагогическая, эстетическая культура. Именно на этой основе развиваются разносторонние интересы и духовные потребности учителя.

Учитель – творческий человек не только в своем предмете, но и во всем объеме учительского звания. Незачем разъяснять, что авторитет личности учителя держится не только на профессиональных навыках и не только на человеческих качествах, но и на чем-то особенном, что можно назвать духовным богатством, что выделяет его из общего ряда уже одним его положением.

Все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладение мастерством – задача каждого педагога, она вполне достижима.

Мы определяем свою значимость по оценке других людей или по своим взглядам на жизнь, а жизнь каждого начинается с детства. Кто не знает силы детских впечатлений? Перед многими людьми детство стоит как яркая многоцветная картина, где можно различить каждую травинку, каждого ползущего муравья.

Вспоминая детство, отчётливо помню свои первые рисунки. Это были разные зверюшки, изображения природы и, конечно же, человечки, которые были смешными и забавными. Была и у меня в детстве интересная игра – игра в школу. Подражая учителю, я учила своих кукол. Самым сложным было научить “учеников”- кукол рисовать человека. Видя моё увлечение рисованием, моя мама – Неля Алексеевна Шадрина отвела меня

в только что открывшуюся Зиминскую детскую художественную школу (1973 год).

Как я благодарна ей за то, что именно, моя мама, определила мой дальнейший жизненный путь. Первыми моими учителями были Любовь Анатольевна и директор ДХШ – Брызгалов Валентин Александрович. Его имя сейчас носит наша Зиминская детская художественная школа, которую он основал.

Учиться рисовать было трудно, рисование – ремесло тяжёлое даже для тех, у кого есть талант. Не знаю, была ли я талантлива, но мне нравилось рисовать, это было самое любимое занятие, самое интересное увлечение. Возможно поэтому, после окончания 10 класса Средней общеобразовательной школы №10 я поступила в Тулунское педагогическое училище. Так, постепенно, начала осуществляться моя детская мечта – стать педагогом-художником, видящим больше других, сложнее других, цветнее других и быстрее других. Тогда ещё точно не зная, буду ли я учителем, знала, что всегда буду рисовать, независимо от профессии. Сейчас, проработав в школе более 20 лет, я убедилась в справедливости слов: корни учительского авторитета – в поведении учителя.

Надо помнить, что на наставника ребята смотрят очень взыскательно, быстро подмечая и хорошие и плохие качества его характера, отлично используя это в своих интересах. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников, помнить, что у каждого есть своё “зерно”. Долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть “зерно” таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелёгкий, подчас неблагодарный, но необходимый.

За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре.

Рост творческий - это рост духовный. И сегодня не забываю радовать своих учеников и коллег своими творческими работами. Мои панно, картины и иллюстрации украшают кабинеты начального звена, русского языка и литературы, музыки и МХК, географии, и биологии, изобразительного искусства, а также библиотеку и столовую.

Все это можно увидеть на фотографиях.

В социальной сети работников образования на моём сайте учителя изобразительного искусства и черчения http://nsportal.ru/elena-aleksandrovna-belkova. размещена информация в моём портфолио о моих творческих работах.

Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве. В этом живом творчестве и заключается работа учителя, педагога-художника.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.

Одаренный ребенок – это достояние страны, поэтому считаю абсолютно неважно

в какой школе он учиться, главное то, кто ему будет оказывать поддержку. Сама жизнь подсказывает нам, что необходимо больше уделять внимания выявлению одарённых детей и работе с ними. Конечно, существуют различные мнения по поводу того, кого считать одарённым.

Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.

Работа с одарёнными детьми – это чаще всего внеклассная работа.

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками. Внеучебная изобразительная деятельность должна строиться с учетом передачи опыта творческой деятельности, нравственно-эстетического и профессионального опыта учителя и должна служить средством развития личности ребёнка. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Считаю, что именно у учителя изобразительного искусства и черчения есть широкие возможности в формировании у учащихся интереса к изобразительной и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно работа

с одарёнными детьми успешно культивирует у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Очень важно работы одаренных детей показывать другим, от своей творческой работы учащиеся должны получить удовлетворение.

Внеклассная работа по изобразительному искусству проводится каждый год – это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет: «Рисование – способ познания мира»; «С днём Учителя!»; Конкурс новогодних рисунков, открыток и стенгазет «С Новым годом!»; «Гордимся мы очарованием красавиц русских и славим мужество богатырей»; «Ничего на свете нет милей улыбки мамочки моей»; «1 апреля – день юмора и смеха»; «В глубинах Вселенной»; «Мы – за здоровый образ жизни!»; «Все профессии нужны, все профессии важны»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Нам нужен мир!».

Любая выставка в школе вызывает живой интерес не только у ребят-авторов, но и

у остальных зрителей: одноклассников, учащихся других классов, учителей, родителей и гостей школы.

Проявление творческой инициативы способствует развитию у ребят художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности, самостоятельности, фантазии, воображения, образного мышления.

Мои ученики постоянно принимают активное участие в школьных, городских, региональных и дистанционных всероссийских и международных конкурсах детского художественного творчества.

Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает еще один вопрос, стоит ли как-то по-особенному идентифицировать деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей учащихся? Да, конечно. И ученые - исследователи соглашаются, что подобную сложную работу, требующую обязательного творческого подхода можно назвать не как иначе, а педагогическим творчеством.

Определение педагогического творчества - «это высшее проявление индивидуальности педагога, его опыта, дарования, способностей и личности, воображения и интуиции. Это высшая мера профессионализма и мастерства» [13].

Дополняя это определение, хотелось бы сказать, что педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание чего-то социально ценного, нового, оригинального, поскольку его задачей всегда является развитие личности.

О результатах развития педагогического творчества, о коренном изменении подхода к обучению красноречиво говорят данные, приведенные в статье Н.Б. Шумаковой: «Следствием перехода на специальные образовательные программы явилось расширение категории одаренных детей, в которую теперь включают не 1-2% «вундеркиндов», а около 20% детей с повышенными познавательными потребностями и возможностями». А это означает, что большее количество детей на настоящий момент получает возможность более глубокого личностного развития.

Преподаватель, благодаря специфике своей профессиональной деятельности, имеет возможность общаться и влиять на творческую личность ученика. Из этого можно сделать очевидный вывод, что преподаватель должен и сам нести в себе творческое начало.

Выделяются следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:

- принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;

- умение видеть в воспитаннике индивидуальность;

- умение развивать творческий потенциал школьника;

- самосовершенствование своих творческих возможностей.

Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.

В чем же она конкретно проявляется? Прежде всего, в умении передать информацию: точно ориентировать ее на собеседника, найти яркие образные оценки и т.д.

Строить уроки на основе размышления - давать не просто информацию о факте, а об отношении к нему. Творчество проявляется в умении понять состояние учащегося, ведь часто неумение ориентироваться во внешних проявлениях психических состояний учеников мешает правильно организовать плодотворный процесс общения, обучения и воспитания. В данном контексте необходимо сказать о так называемой эмпатии - способности воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами [11].

Творчество в общении проявляется и в искусстве воздействия на партнера по общению, в умении взаимодействовать с ним, находить точные психологические ходы в общении с детьми через общение и только через него организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, учителю необходимо строить систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, собственную педагогическую индивидуальность, общий психологический контекст.




Важным аспектом творчества в общении является создание благоприятной атмосферы общения, которая бы вызывала у участников общения желание осуществлять коммуникацию. Причем в данном контексте мы имеем в виду коммуникацию с точки зрения психологов - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Итак, как стало ясно из вышесказанного, общение - это очень, если не сказать самая, важная составляющая часть успешного творческого взаимодействия учащихся и педагога. Именно от успешного общения и зависит результат данного взаимодействия.

Читайте также: