Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии журналиста

Опубликовано: 02.10.2024

Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество в журналистике

Любая творческая деятельность характеризуется тем, что в ее результате появляется качественно новый продукт. Журналистика не является исключением. Продуктом журналистки является совокупность различных по типу журналов и газет, программ радио и телевидения, скомпонованных из множества произведений. В подготовке этих продуктов участвует большое количество людей самого разного творческого профиля.

Появлению их предшествует колоссальная подготовительная работа:

  • Создание концепции СМИ;
  • Поиск технической базы;
  • Установление связей с информационными службами, со службами распространения;
  • Формирование редакторского коллектива;
  • Поддержание оптимального режима деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основы творческой деятельности журналиста 430 руб.
  • Реферат Основы творческой деятельности журналиста 280 руб.
  • Контрольная работа Основы творческой деятельности журналиста 200 руб.

Для создания номера печатного издания или теле-/радиопрограммы важно владеть искусством изучения целевой аудитории, уметь налаживать с ней эффективные контакты. Также необходимо выработать направления деятельности редакции, организовать работу отделов и служб, наладить массовую работу, определить систему рубрик и т.д.

Во всех этих сторонах журналистской деятельности применение находят рутинные формы труда, которые дополняются оригинальными приемами. Плодотворная деятельность невозможна без рутинных форм. Однако использование только рутинных форм деятельности приведет к тому, что журналист останется на уровне пользователя известной технологией.

Творческая деятельность всегда сочетает рутинные и оригинальные формы деятельности.

Уровень творчества определяется соотношением этих составляющих. Творческие поиски необходимо во всех аспектах деятельности, требующей полного использования в творческой ситуации наработанных приемов, так же, как и максимального включения уникального компонента. Уникальные свойства при этом возникают только на базе уверенного владения рутинными «технологическими знаниями» в разных областях журналистского труда. Это составляет основу методологической культуры журналиста. хорошее владение ей является основой максимальной мобилизации способностей к творчеству. Свобода творчества проявляется в том, что на основе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу творческих открытий.

Типы творчества в журналистике

В журналистике информационная политика реализуется через произведения всех типов творчества – научного, публицистического, художественного. Полноценное выполнение функций журналистики невозможно без обращения к ним. Разные издания в качестве основных используют либо художественные, либо научные, либо публицистические формы творчества, но в каждом имеется место для любой из форм.

Научный тип творчества в журналистике используется тогда, когда стоит задача донести до аудитории сведения, полученные научным путем и важные для формирования научной картины мира. К ним относятся мировоззренческие концепции, политические, экономические, дипломатические и другие документы, исторические характеристики, сведения из разных областей науки. Аудитория должна получать знания о закономерностях происходящих процессов, о тенденциях социального развития, характере современной эпохи, средствах и путях продвижения в политической, экономической, социальной и других сферах жизни. поэтому значительная доля пропагандистских акций призвана обеспечивать научно-исторические, научно-технические, научно-популярные, научно-идеологические произведения.

Поэтому большое значение получает привлечение в журналистку ученых разного профиля, способных составить авторский актив издания. Одновременно с этим среди журналистов все больше становится специалистов, имеющих ученые звания и степени в разных областях науки. Это и ученые, пришедшие в журналистку, и журналисты, ставшие кандидатами и докторами наук. Журналист должен видеть и показывать связь научного знания с актуальными проблемами современности.

В журналистике широко представлен и художественный тип творчества. В ряде теле- и радиопрограмм, во многих «толстых» журналах художественные произведения занимают преобладающее место. Роль художественного типа творчества в журналистской деятельности определяется способностью произведений участвовать в процессе формирования миросозерцания, в формировании художественной картины прошлого, настоящего и будущего. Важное значение художественные произведения имеют для эмоционально-образной ориентации аудитории.

Именно поэтому очень важно, чтобы в журналистике работали художественно одаренные сотрудники. Журналист должен уметь связать художественные произведения с актуальными вопросами современности. А органическое введение в структуру СМИ художественных произведений является достаточно сложной задачей, и требует от журналиста соединения профессиональных качеств и художественного вкуса.

Но при всей значимости рассмотренных типов творчества в журналистике ведущее место занимает его публицистический тип. Именно публицистика сформировалась для обслуживания общественного мнения. Именно взаимодействие с общественным мнением является основной задачей журналистики.

Как тип творчества, публицистика сопровождает всю историю человечества. Если публицистику рассматривать как творческую форму, можно выделить следующие характерные черты:

  1. Публицистика воссоздает панораму современности, отображает действительность через множество отдельных ситуаций, где каждая ситуация является целостным фрагментом настоящего;
  2. Каждое произведение, составляющее панораму современности, имеет самостоятельную ценность, однако свое подлинное значение обретает только тогда, когда в программе ТВ или на страницах газет оказывается состыкованным с другими.

Важнейшей чертой публицистики является синкретизм – использование одновременно научных и художественных средств.

Публицистика, являясь центральным типом творчества в журналистке, оказывает влияние на произведения остальных типов.

Профессионализм и дилетантизм в журналистике.

Особенности творческой деятельности журналиста.

Нравственные особенности творческой работы в журналистике.

Какие виды творческой деятельности журналиста мы уже знаем? Что создают журналисты?

В чем различие и единство ремесла и творчества?

Творческая деятельность: поиск новых решении, цель окончательно складывается в процессе, результат непредсказуем. Больше новизны!

В чем отличие профессионала от дилетанта?

Дилетантизм:опора на порождающие модели стихийное следование закономерностям журналистской деятельности

Профессионализм: сознательное использование и совершенствование методов, понимание, осознание процессов своей деятельности.

умелость/способность решать новые задачи в новых условиях

мастерство (наилучшее выполнение функций, способность к совершенствованию методов)

Каковы особенности творческой деятельности журналиста?

Условия и факторы, влияющие на креативность:

Объективные время, место, тип издания, социальная формация

Субъективные: свойства личности журналиста, уровень и развитость способностей.

Нравственные основы творческой деятельности:

Творческое поведение: "Найти свое место в общем труде и при этом остаться самим собой". (М. Пришвин)

Планирование творческого саморазвития, самообучения, самовоспитания.

ЗАДАНИЕ: Опишете на основе полученной информации свой собственный опыт и уровень журналистской работы?

Какой ее вид вам знаком по собственному опыту?

Приведите примеры своей репродуктивной, дилетантской, профессиональной работы; какие порождающие модели вы использовали?

Есть ли у вас опыт коллективной журналистской работы? Какой продукт создан при вашем участии?

Определите главную цель, с которой вы хотите заняться журналистикой, чтобы планировать творческое саморазвитие.

ЛЕКЦИЯ 2. Метод и способ журналистского творчества

методы постижения сути;

методы предъявления информации;

методы воздействия на аудиторию.

Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную задачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе.

Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта.

знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности;

Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование!

Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных знаний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым "работают" журналистские жанры.

МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста.

Назовем сразу и основные

Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.

ЗАДАНИЕ: перечитайте понравившийся Вам журналистский текст и о нему определите/ методы получения сведений и уровни знаний, использованных журналистом. А на каких уровнях приходилось работать Вам?

ЛЕКЦИЯ 3. Процесс создания журналистского произведения

Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы)

Ознакомление с ситуацией;

Журналистское исследование и журналистское расследование;

От факта к замыслу.

Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша познавательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добывание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАССЛЕДОВАНИЕМ.

Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы.

выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект):

магазины, торгующие товарами для сада и огорода;

определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация , их связи:

"о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам"…

планируем и организуем практический ход работы :

посещение магазинов, опрос покупателей.

Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий!

определение конкретного предмета изучения :

направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение):

Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направленное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!

ЗАДАНИЕ: составьте заявку на тему своего ближайшего журналистского выступления. Выполните поэтапно все познавательные операции. Напишите в 3-4 предложениях концепцию будущего материала. Разверните концепцию в текст.

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование концепции журналистского произведения: выбор темы

факты науки и факты обыденного сознания;

тема как объект и как предмет журналистской разработки.

с какими ситуациями работает журналист;

чем определяется актуальность темы.

Из I семестра: какие вы знаете источники тем?

ситуации вчерашнего дня, могут быть

ситуации далекого прошлого все!

по степени развития ведущего противоречия:

ситуации позитивные (противоречия не вызрели)

ситуации проблемные (противоречия обозначены)

ситуации конфликтные (противоречия антагонистические)

ситуации на переломе

Что значит развитие ведущего противоречия? Жизнь движется вперед путем борьбы противоположностей, преодоления противоречий. Кто умеет оценить степень противоречивости ситуации, тот имеет возможность "взять тему через проблему". Что это дает? По Г.В. Лазутиной, журналист выбирает для отражения более широкой ситуации только одно: назревшую в ней проблему. Рассматривая через нее локальный жизненный материал, он касается общих для многих трудностей, ставит общую творческую задачу, то сеть делает тему ОБЩЕЗНАЧИМОЙ.

Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил по ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем АКТУАЛЬНЕЕ будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

ИТАК, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС, О ЧЕМ МАТЕРИАЛ, ДОЛЖЕН ВКЛЮЧИТЬ В СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО СИТУАЦИЮ, НО И ПРОБЛЕМУ, В СВЕТЕ КОТОРОЙ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ.

ЗАДАНИЕ: выберите тему-предмет из объекта "Молодежь и выборы", ориентируясь на студенческую газету.

Опишите (очень коротко) ситуацию, используя факты обыденного сознания и факты науки; статистические, социологические данные.

Определите масштаб и время рассмотрения ситуации, ведущее противоречие и степень его развития.

Сформулируйте жизненную проблему, в свете которой рассматривается ситуация. И ПОЛНОСТЬЮ сформулируйте свою тему.

Оцените тему с семантической (отражение реальности), прагматической (практическая ценность), синтаксической (сложность создания текста) точек зрения.

ЛЕКЦИЯ 5. Проблема в журналистском произведении

с какими проблемами работает журналист;

источники острых вопросов;

варианты журналистского "выхода на проблему".

Итак, мы знаем, что для выбора темы полезно рассматривать объект в свете более масштабной общественной проблемы.

Конфликт может иметь сюжетообразующее значение, сделать произведение острым, интересным для читателя.

Задание. Рассмотрите, как проблемную следующую ситуацию.

Сформулируйте темы, которые Вы видите в этой ситуации.

Какую из проблем Вы считаете главной?

Какое значение для построения сюжета может иметь конфликт (один или несколько конфликтов можно выбрать?)

ЛЕКЦИЯ 6. Идея журналистского произведения

Основные свойства журналистской идеи

Идея опорная и идея рабочая

Источники журналистских идей

Это ответ на поставленный вопрос, не обязательно полное и детальное решение проблемы, но указание пути к ее решению. Подсказка профессиональная, из авторитетного источника не всегда ценнее журналистской идеи!

общезначимость, универсальность плюс влияние на социальные процессы за пределами рассмотренной ситуации;

По В. Пронину, идея журналистского произведения в момент ее восприятия срабатывает как особый тип управляющей связи.

Она вызывает 3 типа реакции на публикацию:

Различаем опорную идею (система ценностей, идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения), и рабочую идею (та самая подсказка для принятия конкретного решения).

По Г. Лазутиной, рабочая идея сейчас сохраняет свой подсказывающий, побуждающий характер, но становится вариативной.

Некоторые устойчивые варианты:

прими к сведению и действуй по усмотрению (делай выводы),

действуй так, если позволяют условия,

не допускай повторения подобного,

решение проблемы неизвестно, подключайся к поискам.

ЗАДАНИЕ: предложите опорную и рабочую идеи для следующей ситуации.

ЛЕКЦИЯ 7. Жанр как метод создания журналистского произведения

Предметно-функциональные основы жанра

Форомообразующие особенности жанров

О "смешении" и "чистоте" жанров в журналистике

Какие правила должны быть соблюдены, чтобы получилось произведение именно данного жанра?

Говоря о "смешении жанров", следует иметь в виду не смесь элементов разных форм (например, репортажные или диалогические "куски" в очерке), а разумное комбинирование методов, отражающееся в тексте. Но жанр при всем своеобразии произведений оказывается узнаваемым по сочетанию своих основных опор:

ЗАДАНИЕ: Выделите в журналистских произведениях изученных Вами жанров (это могут быть свои или чужие тексты) основные жанрообразующие факторы. Таким образом можно понять не то, как произведение писалось, а то, как над ним работала мысль автора, следуя закону жанра сознательно или интуитивно.

ЛЕКЦИЯ 8. Построение журналистского произведения

Фактологический, образный, нормативный ряды ЭВС

Сюжет и композиция журналистского произведения

Необходимое и достаточное количество под тем в журналистском тексте должны соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом и быть принципиально сводимо к четырем. Эти основные задачи:

ввод в ситуацию (заканчивается выделением темы);

предъявление оценок, идей и аргументов;

практическая постановка вопроса (проверка идеи практикой).

Наиболее часто встречающиеся варианты сюжета журналистского произведения:

сюжет событийный, который строится "по ходу получения информации,

логосюжет (в аналитических жанрах).

ЛЕКЦИЯ 9. Профессиональный анализ журналистского произведения

Критерии оценки журналистского произведения

Методика анализа журналистского произведения по правилу золотого сечения

Критерии оценки журналистского произведения:

новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация;

конструктивность и убедительность идеи;

достаточная полнота и яркость ЭВС, мотивированность их применения;

четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

Многолетний опыт обучения будущих журналистов работе в аналитических жанрах показал, что к самым распространенным ошибкам относятся нарушения логических связей при построении концепции произведения.

Чтобы увидеть, как представлена читателю проблема, нужно просто на глаз отмерить треть текста и прочитать 1-2 предшествующих абзаца.

Таким образом, при редактировании своего или чужого текста, заглянув предварительно в места золотого сечения, можно сразу "схватить" концепцию произведения, оценить ее логичность и далее, читая весь текст, следить уже за тем, как концепция будет развернута.

ЗАДАНИЕ: Подчеркните в журналистских материалах одного из номеров качественной газеты строчки, расположенные в точках "золотого сечения". Логично ли выстроена концепция каждого материала? Повторите опыт на собственных рукописях и публикациях.

ГЛОССАРИЙ (понятийный аппарат курса)

Составлен на основе учебника Г.В. Лазутиной "Основы творческой деятельности журналиста".

Интригует, не правда ли? Неужели журналисты станут невостребованными? И как быть, если все-таки чувствуешь призвание к журналистике? Поговорим о требованиях к профессии журналиста, смежных профессиях, уровне зарплат и востребованности журналистов сегодня.

Профессия журналиста

Журналист - это человек, который создает новости. Журналисты формируют информационное поле, в котором мы с вами живем: слушаем утренние шоу по радио, днём читаем статьи и смотрим видеоролики в смартфоне, а вечером смотрим новостные передачи по телевизору.

Благодаря работе журналиста мы узнаем информацию за пределами своего круга общения – какой прогноз погоды на завтра, стоит ли покупать новый гаджет, что происходит в горячих точках планеты, кто стал президентом в нашей или соседней стране. Поэтому, определенно, без труда журналиста в мире наступила бы великая тишина и всеобщее незнание.



Журналистика как профессия известна с древности. И отношение к ней в обществе до сих пор очень неоднозначное. С одной стороны, свободная пресса обличает проблемы общества. "Журналист - это чистильщик улиц, работающий пером", - говорил Наполеон. "Я глубоко убежден, что, если вашей целью является изменение мира, журналистика - это самое действенное и быстрое оружие для этого", - считал Том Споппард, британский драматург. А с другой стороны, пресса никогда не бывает абсолютно свободна. Если не говорить о прямой цензуре, то все равно издания и тв-каналы не могут остаться независимыми. На них влияет мнение заказчика, который финансирует СМИ, или мнение выпускающего редактора, который формирует выпуск. "Авторы газетных колонок - это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все-таки пробивает себе дорогу", - саркастически говорит Карл Краус (австрийский писатель и публицист).

Какие бывают журналисты и что они делают

Журналист - это общее название для десятков различных профессий. Для создания новостей в журналах и на телевидении работает целая команда:

✔ Корреспондент/репортер работает на передовой: собирает сведения, берет интервью, получает и обрабатывает первичную информацию.
✔ Обозреватель/аналитик создаёт и готовит к выпуску обзоры, статьи, расследования, комментарии, аналитические интервью и т.д.
✔ Корректор - технический специалист, который устраняет ошибки в текстах.
✔ Редактор / главный редактор / выпускающий редактор - специалист, который отвечает за общую концепцию выпуска.
✔ Телерадиоведущий - представляет новости и ведет передачи в эфире.

При выпуске новостей журналистам не обойтись без представителей других творческих профессий: фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, оператор, звукорежиссер.

Журналист может специализироваться на определенном жанре - на информационной, аналитической или творческой журналистике. А может работать в конкретной теме: политика, экономика и бизнес, спорт, глянец (мода и стиль), наука и техника. Чтобы представить разнообразие тематик, вспомните, что многие российские компании выпускают свои корпоративные газеты и журналы. Поэтому можно писать о еде, путешествиях или новинках кино, а можно о нефтяниках, кредитовании, производстве бумаги или грузовиков.


Что угрожает журналистике

Как вы понимаете, ей грозит далеко не роботизация, потому что написать хороший, вызывающий эмоции текст для человека может только человек. На традиционную печатную журналистику наступает интернет и социальные сети. Пост очевидца событий в twitter, а не статья в газете расскажет читателю о наводнении или флешмобе. Репортеры все меньше ездят в командировки, потому что можно просто посмотреть прямую трансляцию на youtube, которую ведут очевидцы происшествия. Популярные люди могут рассказывать о себе не только в интервью телеканалу, но и просто в своем Instagram. Журналист оказывается только посредником в передаче информации.

Неудивительно, что человек, с любовью относящийся к делу, всегда найдет возможность для самореализации. Стив Уотсон - журналист, публицист, который создавал бортовые журналы для разных авиакомпаний и всей душой любит печатные издания. Стив открыл Stack - сервис, который ежемесячно отправляет подписчикам новый неизвестный журнал. Каждый журнал Стив отбирает сам, путешествуя по миру. Он сам наслаждается изучением журналов и дарит радость таким же фанатам печатной продукции как он. "Я порой забываю, что в целом дела в индустрии печатных журналов идут, прямо скажем, не очень, - смеется Стив, - в моем уютном независимом углу все цветет и пахнет".



Смежные профессии

Развитие интернета и социальных сетей породило новые профессии, связанные с журналистикой. Компании осознают, что информация - это хороший способ продвижения своих товаров и услуг, а значит, нужны профессиональные писатели, которые умеют говорить с аудиторией на одном языке. Журналисты легко осваивают такие профессии, как:

Плюсы и минусы профессии журналиста

+ творческая разнообразная работа
+ новые знакомства и общение
- ненормированный график
- высокий уровень стресса и часто авральный режим работы


Какими качествами должен обладать хороший журналист

✎ Коммуникабельность
✎ Грамотная письменная и устная речь
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Аналитический склад ума
✎ Умение анализировать большие объемы информации
✎ Толерантность
✎ Хороший внешний вид
✎ Энергичность
✎ Креативность

Где учиться

Самими сильными российскими вузам, которые готовят журналистов, считаются:
• МГУ им. М.В. Ломоносова (в Москве)
• НИУ ВШЭ (в Москве)
• МГИМО (в Москве)
• СПбГУ (в Санкт-Петербурге)
• УРФУ (в Екатеринбурге)

Чтобы поступить на журналистику после 11 класса, вам необходимо будет сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку и, во многих вузах, творческий конкурс (ДВИ).

Где работать

• В издательствах
• В средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-издания
• На фрилансе
• Открыть свое медиа


Оплата труда (диапазон зарплат)

    ✔ Рядовой корреспондент получает от 35 до 60 тыс. рублей.
    ✔ Самые высокие зарплаты у главных редакторов и редакторов в финансовых изданиях - от 80 до 120 тыс. рублей.

И, что очень важно, востребованность журналистов относительно низкая. Количество вакансий "журналист" на апрель 2019 года на сайте Headhunter.ru - всего 605. Сравните с профессией SMM-менеджера - 3 641 вакансия. И оплата труда SMM-специалиста достигает 150 тыс. рублей, с учетом того, что он может одновременно вести несколько проектов.

Несмотря на это, унывать не стоит. Журналистика дает возможность работать в разных смежных специальностях с высокими зарплатами.

Что делать уже сейчас, чтобы стать журналистом

✔ Завести свой блог, влог и делиться с окружающими событиями и мыслями, которые вас волнуют.
✔ Вести школьные группы в соцсетях и писать статьи на школьный сайт.
✔ Изучить книги и блог Максима Ильяхова, "Писать легко" Ольги Соломатиной, "Универсальный журналист" Дэвида Рэндалла, "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно" Ларри Кинга.
✔ Посмотреть интервью и видеоблоги Владимира Познера, Юрия Дудя, Леонида Парфенова, Евгения Савина.
✔ Изучить современные сервисы для журналистов, например, pressfeed.ru.
✔ Много читать. Выбирать литературу разных жанров, отмечая писательские удачи и неудачи.
✔ Выступать перед публикой при любом удобном случае.
✔ Посмотреть фильмы о писателях и журналистах: "Общество мертвых поэтов", "В центре внимания" (18+), "Плутовство", "Дьявол носит Прада" и т.д.

Попробовать себя в роли журналиста можно на SocialСмене этим летом (с 7 по 20 июля)

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Мы завершаем раздел рассказом о типологии творческой деятельно­сти в журналистике. Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от инту­иции и таланта, эта деятельность подразделяется на редакторскую (обеспе­чение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т.д.), организаторскую (массовая работа, деловые связи, по­иск рекламодателей и т.д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадиопередач и т.д.). Авторская деятель­ность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получить научные знания, связанные с миро­воззрением (научный тип творчества).

Характер творческого процесса (выбор темы произведения — раз­работка темы — литературное оформление) определяется методологичес­кой культурой журналиста. Ее составляющие — общая методология по­знания социальных явлений (обладая знаниями об обществе, журналист умеет применять их при анализе конкретной ситуации); общая журналис­тская методология (представление о журналистике как социальном явле­нии, ее функциях, принципах, законах массово-информационной деятель­ности); методы получения эмпирической информации (три источника — человек, коллектив, документ: отбор фактов, выявление их взаимосвязи); методы интерпретации (максимально объективная характеристика эм­пирического материала и аргументированные ответы на вопросы «Кто виноват?», «Что делать?») [9].

Содержание, документальное наполнение, целевая установка авто­ра определяют проблему, направление, смысл и характер публицистичес­кого выступления, его форму, то есть жанр. В последнее время слышатся голоса о необязательности жанровой палитры, дескать, главное — глуби­на проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, реко­мендации. Однако, именно выбор жанра — этой определенной, обладаю­щей устойчивыми признаками формы отражения социальной действи­тельности помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной лите­ратуре мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналис­тские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. В зависимости от целей воздействия на чита­теля, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобще­ний, выразительно-изобразительных средств жанры в газете подразделя­ются на три вида — информационные, аналитические и художественно-публицистические. Рассмотрим их подробнее.

Информационные жанры

К ним относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, ком­ментарий, репортаж, отчет.

Если, изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью сообщить о них, проинформировать общественность, то он выбирает или заметку, или репортаж. В заметке более или менее подробно излагает факт и наиболее важные его составляющие (место дей­ствие, участвующие лица). В репортаже главенствует уже наглядно-чув­ственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспри­нимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец, читате­лю. Если заметке, отчету свойственна краткость, лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа, интервью характерны почти все художественно-выразительные средства, которыми пользуется публицистика. И все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача.

Итак, заметка — простейшая форма оперативного газетного сооб­щения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризуют новизна и краткость. Для журналиста важно уметь за частным фактом увидеть явление, не только сообщить о нем, но и оценить, прокомментировать. Наиболее краткой формой замет­ки является хроника, или новость.

Различают два способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем? в предельно ограниченном (35-40 слов!) газетном пространстве. С этой це­лью прибегают к «перевернутой пирамиде» или «опрокинутому треуголь­нику», когда начинают с наиболее значимого факта (с основания пирами­ды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лила (lead), освещающего главную тему.

Американская учебная литература рекомендует при подготовке «же­сткой» новости применять различные виды лилов:

Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильный элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т.д.).

Лид — обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (Равное внимание к персоне и действию).

Лид — «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы. (Что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду).

Лид — немедленная идентификация. Начинается с ответа на вопрос «кто», причем дается очень точный ответ, поскольку центр новости — уча­стие известной личности в описываемом событии.

Лид — затянутая идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершен­ных действий (например, убийства). Заход с «кто» не дает полностью всех сведений о личности (имени, профессии, должности и т.п.) часть этих све­дений перекидывается во второй абзац.

Лид — «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен. (На­пример: «Переговоры состоятся — это решено»).

Лид — каламбур или игровой лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе по­добных лидов — названия фильмов, телепередач, имена «звезд», просто­речные обороты. (Например: «Молодая красавица, жена создателя переда­чи «Алло! Алло!» Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока!»).

Лид — рассказ. Используется, если необычность происшествия мо­жет быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Например: «Бонн. Немецкие полицейские вчера краснели от стыда: сначала они допустили побег четы­рех опасных преступников из надежно охраняемой тюрьмы, предоставили им машину и два миллиона марок, а затем потеряли их след, — сообщает агентство».

Для «мягких» новостей — занимательных, но не особенно оператив­ных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготав­ливающие восприятие.

Повествовательный лид или «лид — рассказ».

Контрастный лид («лид — контраст»). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствую­щие действию.

Лид «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз — полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида — стак­като, поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид. В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр.).

Лид — вопрос. Форма вопроса может быть как открытая (с вопроси­тельным знаком на конце), так и приглушенная. (Например: «неужели можно поверить в то, что было сказано на конференции. ») Лиды жестких ново­стей никогда не начинаются с вопросов.

Лид — цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода распространена более в европейской (напр, французской), нежели в американской прессе.

Лид — «каприз». Творческий вариант лида, часто ироничный, обыг­рывающий ситуацию [10].

Кроме краткой или расширенной хроники (новости) к вышеназван­ному жанру можно отнести критическую заметку и реплику (ответ оппо­ненту), Иногда факт комментируется в острой фельетонной манере (сати­рическая заметка).

Отчет — это информационное сообщение о мероприятии, на кото­ром присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т.д.). По характеру подхода к осве­щаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по Цели и особенностям изложения — информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим (внимание концентриру­ется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося).

Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, а беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собе­седником, комментирует его ответы. Заметим, что интервью называют не только жанром, но и методом получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.

Как с жанром мы встречаемся с интервью-монологом (к примеру, ответ Президента РФ на вопрос газеты «Известия»); интервью-сообщением (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде); интервью-диалогом (полный текст беседы); интервью-за­рисовкой (кроме содержания беседы, журналист передает обстановку раз­говора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника; публику­ется под рубриками «Разговор с интересным собеседником», «Гость редакции», «Наши интервью» и т.д.); интервью-мнение (комментарий про­блемы, события, факта); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов). К жанру интервью можно отнести анкеты, популярные недавно целые газетные страницы под шапками «Деловой клуб», «Беседа за круг­лым столом редакции».

Репортаж рассматривается также в двух планах — как сбор, подача информационных материалов для печати, радио и телевидения, и как ин­формационный жанр, оперативно и ярко рассказывающий о событии, ситуации, явлении (эти черты особенно заметны на телевидении и радио, где репортаж ведется с места события в момент его свершения). Эффек­ты присутствия, достоверности, сопереживания — таковы требования к репортажу, автор которого всегда или очевидец или активный участник события.

Аналитические жанры

Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов, но и стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, оценить ситуацию и явление, предложить свое видение решения проблемы. По сравнению с информационными, аналитические жанры шире по фактическому матери­алу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Имея дело с суммой однотипных фактов за определенное время, автор стремится обобщить их, чтобы выявить все аспекты проблемы. Аналити­ческие жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, по ши­роте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, ха­рактеру литературно-стилистических средств, выразительно-изобразитель­ным средствам.

Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция — жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатыва­ется актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция может быть информационной: сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, производственном опыте. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой ох­вата материала, обстоятельным развитием определенной темы. Аналити­ческая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления (ситу­ации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной, крити­ческого плана. На основе анализа фактов в материале нередко ставятся новые проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы со­циально-экономической или политической жизни. Такие корреспонденции называют постановочными. Порой журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов — так рождается корреспонденция-раздумье.

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глу­боко, по-научному трактовать проблемы социальной действительности, ос­мысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Если в корреспонденции все строиться на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екате­ринбург, Саратов на Тверь и т.п., структура же материала не изменится). До перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического стро­ительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандист­ским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести науч­но-популярную статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли. Но особенно ценными являются проблемные (поста­новочные) статьи, требующие от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический коммен­тарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их.

Рецензия — аналитический жанр, в котором критикуется, дается оцен­ка художественного или научного произведения, общественно-политичес­кой или технической литературы, театральных постановок (театральная рецензия), кинофильмов (кинорецензия), телевизионных передач (телере­цензия), художественных выставок, музыкальных концертов.

Еще в XIX веке слово «обозрение» характеризовало жанр, ставящий целью ознакомить читателя с определенными событиями, Так, в рамках это­го жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В. Г. Белин­ский (например, «Взгляд на русскую литературу 1847 года»). Современный газетно-журналъный обозреватель обычно рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обо­зрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения могут быть внут ренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, ин­формационными или аналитическими, а по проблематике — политически­ми, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрение телевизионных передач в минув­шую неделю санкт-петербургская газета «Невское время» дает под рубри­кой «Переключая каналы»).

Особым подвидом обозрения служат обзоры писем, в которых обоб­щаются читательские мысли (рубрики «Переписка с читателем», «Обзор писем»).

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 151 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Внутренние закономерности журналистской деятельности выявляют себя в творческом методе журналистики в форме определенных регуляторов - принципов, норм, правил, следование которым обеспечивает оптимальный характер действий журналиста и соответствие полученных результатов общественным требованиям. Принцип есть знание о законе или закономерности.
Являясь наиболее общим выражением основных закономерностей журналистской деятельности, принципы журналистики разворачиваются в системы разнообразных норм и правил, регулирующих конкретные акты журналистского творчества. В отличие от принципов, число которых всегда ограничено, количество норм и правил не поддается подсчету, поскольку они непрерывно возникают и исчезают.
Иногда эти нормы и правила формализуются и оформляются специальным документом (редакционным). В виде правил иногда оформляются выводы и рекомендации теоретиков журналистики.
Представленные в творческом методе журналиста нормы и правила, в соответствии с которыми осуществляется его деятельность, имеют специфический характер - вероятностный и вариативный. Когда исчезает понимание гибкости норм и правил и они отождествляются с шаблонами, исчезает и творческий характер профессии. Нормы и правила в большей степени зависят от всех других компонентов структуры творческой деятельности. Но не сами нормы и правила повинны в стандартности, безликости многих журналистских текстов, а прежде всего сам журналист, не умеющий пользоваться этими нормами и правилами и не желающий их усовершенствовать.
Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо.
Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».
Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов.
Прежде всего следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.
Выбор - это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит из:
а) сбора информации,
б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.
Третий этап - воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:
а) создание журналистского текста;
б) придания ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.
Процесс создания журналистского текста также состоит из двух потоков: 1) выработки концепции текста; 2) реализации этой концепции.
Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно.
Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации.
Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях.
Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды.
Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста.
Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста. В ходе этого регулирования и контроля творческая среда выполняет следующие функции:
1) критическую - оценивая предлагаемые или используемые журналистом способы и приемы деятельности;
2) селективную - отбирая предлагаемые творческой индивидуальностью способы и приемы деятельности для последующего закрепления в коллективной памяти;
3) программирующую - определяя возможные способы и пути деятельности журналиста в реальной ситуации.

Читайте также: