Какие классы воинских должностей по вашему мнению требуют наиболее длительной и серьезной подготовки

Опубликовано: 03.10.2024

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

1. Командные воинские должности

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п.

Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.


Рис. Оператору необходимо иметь способность к длительной концентрации внимания

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь — основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную(*), тропосферную(**), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

  • водить самодвижущуюся военную технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
  • соблюдать установленные правила движения;
  • своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
  • управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.
  • высокой нервно-психической устойчивостью;
  • развитой зрительной и слуховой памятью;
  • быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
  • умением сохранять работоспособность;
  • нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях почти всегда осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

  • безошибочно выполнять должностные обязанности;
  • в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
  • в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;
  • мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
  • действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

  1. Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов - это командные воинские должности.
  2. Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.
  3. Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.
  4. Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.
  1. Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?
  2. Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?
  3. Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?
  4. Какие общие требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим прочие воинские должности (стрелки, гранатомётчики, пулемётчики)? Для ответа на этот вопрос обратитесь к разделу «Дополнительные материалы».

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Дополнительные материалы к § 35

Технические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует большое количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны: уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.


Рис. Специалисты, имеющие технические специальности, осуществляют ремонт и настройку механизмов

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техникой.

Прочие воинские должности

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатомётчиков и пулемётчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатомётчики и пулемётчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

(*) Радиосвязь по линии, образованной цепочкой приёмопередающих радиостанций-ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах.

(**) Радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой.

Группы: 3-9, 3-10, 3-11, 2-9, 2-10, 2-11, 2-13. Время выполнения 2 часа.

Тема занятия: Умение применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.

Цель выполнения задания: Научить студентов правильно ориентироваться в перечне военно-учетных_специальностей и определять среди них родственные полученной специальности.

Необходимо знать: Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Основные виды воинской деятельности. Перечень военно-учетных специальностей. Правовые основы военной службы.: Классы сходных воинских должностей. ;Требования, предъявляемые к военным специалистам.; Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией: проводить ТО и ремонт автотранспорта, управлять автомобилем, транспортировать грузы и пассажиров, заправлять транспортные средства горючими и смазочными материалами;

Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями.

Необходимо довести до учащихся, и разъяснить им для чего в Вооруженных Силах используется понятие военно-учетная специальность.

При этом необходимо объяснить, что военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код), наименование, что облегчает воинский учет.

Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил.

Важно отметить, что подготовка граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и является обязательной для лиц, отобранных и направленных для обучения военным комиссариатом.

Перечень военно-учетных специальностей, по которым осуществляется подготовка граждан в общественных объединениях (образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации) и образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования, и соответствующих им классов основных сходных воинских должностей приведен в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Обязательная военная подготовка. "подготовка граждан к воинской службе

. граждан к военной службе 3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает: Получение начальных знаний в области обороны; образования патриотическое подготовку по военно-учетным специальностям .

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений профессионального начального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям, определяется Министром обороны Российской Федерации.

Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

Классы сходных воинских должностей

В соответствии с психологической классификацией (приложение №1 к настоящим Методическим рекомендациям) воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологических качеств.

Сведения о принадлежности отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин к классам основных сходных воинских должностей приведены в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Сущность и значение авторитета в жизни воинского коллектива

. интересов командного и рядового состава, духовное единство всего народа. Но авторитет должности не равнозначен авторитету человека, который ее занимает. Авторитет офицера можно определить . в коллективе. Авторитет создает благоприятны условия для передачи опыта овладения воинским мастерством, конкретной воинской специальностью. Авторитет рядового воина - это его влиятельное положение среди .

Успешность выполнения обязанностей на командных должностях определяется наличием у сержантов и старшин совокупности глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, индивидуально-психологических качеств, необходимых начальнику и воспитателю подчиненных, высококлассному специалисту.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитыми организаторскими и познавательными (интеллектуальными) способностями, умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью, ясной и разборчивой речью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии, позволяющей ей успешно выполнять свое предназначение, является высокая мобильность войск (сил), т.е. их способность к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, к быстрому развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Обеспечить мобильность войск (сил) призваны машины, непосредственное управление движением которых осуществляют водители.

В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные транспортные средства, предназначенные для перевозки личного состава и военных грузов, транспортировки вооружения и военной техники, буксировки прицепов и полуприцепов различного назначения.

Деятельность водителей преимущественно мыслительно-двигательная, осуществляется на основе приобретенных умений и навыков в процессе управления подвижным объектом. Она дополняется рядом интеллектуальных действий, обусловленных необходимостью анализа складывающейся обстановки в условиях боя, и связана с большими статическими и динамическими нагрузками, переработкой значительного объема информации.

Водители должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: способностью к распределению и сохранению устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакцией, подвижностью нервной системы, двигательной памятью, координацией движений руками и ногами.

Примеры родственных гражданских профессий: водитель автомобиля, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель погрузчика, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, матрос, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства, машинист скрепера, машинист трубоукладчика, машинист экскаватора, машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного, рулевой (кормщик), тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик и т. п.

Социальная реабилитация престарелых и социальное попечительство .

. анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации пожилых граждан в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения . Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации пожилых граждан в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого .

Необходимо уметь: Правильно определять перечень военно-учетных специальностей,и сходных воинских должностей: по которым осуществляется подготовка граждан в общественных объединениях Российской оборонной спортивно-технической организации) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,

Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение): Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Учетная карточка.

Основные теоретические положения:Знать перечень военно-учетных специальностей ,и сходных воинских должностей: по которым осуществляется подготовка граждан в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,

Ход выполнения задания, методические указания:Научить студентов практическим правилам пользования и правильного заполнения журнала проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и личную карточку.

Содержание отчета:

Научиться правильно составлять схему порядка призыва граждан на военную службу и составить таблицу классификации военной техники и (или) специального снаряжения

Контрольные вопросы:

1. Основные виды воинской деятельности. Перечень военно-учетных специальностей

2. Как осуществляется подготовка граждан в общественных объединениях Российской оборонной спортивно-технической организации) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,

_3. Требования, предъявляемые к военным специалистам

Литература: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, справочник для учащихся, М. Просвещения 2007 года – 224 с

Примеры похожих учебных работ

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных .

. учреждений среднего профессионального образования по специальности 030503 «Правоведение» . право в системе российского права. 2) В . законности. Принцип равенства граждан перед уголовным законом. . власти Преступления против военной службы Преступления .

Методические указания и контрольные задания для студентов- заочников образовательных .

. работников с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей . с потребителями услуг: социальная роль и профессиональное поведение работника контактной зоны, методика обслуживающей .

Влияние психологических особенностей женщин на адаптацию к условиям военной службы

. воинском учете. Принятие граждан женского пола на военную службу по контракту производится только при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень воинских должностей, . профессиональное .

Гендерные особенности профессиональной идентичности военнослужащих

. состоянии системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований и органов, вызвав, во-первых, трудности с призывом необходимого количества граждан на военную службу, а во-вторых, массовые увольнения .

Социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности .

. что для граждан, уже имеющих специальность, военная служба менее . о профессиональной идентичности человека в условиях воинской . Российской Федерации. Существенное влияние на желание проходить военную службу по контракту оказывает готовность граждан .

Цель: рассмотреть требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям; познакомиться с содержанием подготовки граждан по военно-учётным специальностям.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, презентация урока.

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Что предусматривается в обязательной подготовке гражданина к военной службе?

На какие периоды можно условно разделить обязательную подготовку граждан к военной службе?

По каким направлениям должна проходить обязательная подготовка к военной службе до первоначальной постановки на воинский учёт?

На какие элементы обязательной подготовки к военной службе после постановки на воинский учёт следует обратить внимание, исходя из ваших психологических и физических возможностей?

Работа над новым материалом.

С учётом индивидуальных качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технические.

Командные воинские должности.

Среди воинских должностей необходимо особо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчётов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчинённым задачу. Знать основы педагогики, основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчинённых нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый её вид имеет одинаковые операции: это приём, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определённого положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуются крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Воинские должности связи и наблюдения.

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится на: проводную, радиосвязь, радиорелейную, тропосферную, космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется, как правило, в ограниченное время и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащими необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооружённых Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к качествам, определяющим профессиональную пригодность военных, служащих на этих должностях.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности.

К исходным водительским обязанностям можно отнести следующие умения:

водить самодвижущуюся технику днём и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;

соблюдать установленные правила движения;

своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;

управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстро меняющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закалённым и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

высокой нервно-психической устойчивостью;

развитой зрительной и слуховой памятью;

быстрой реакцией и хорошей координацией движений;

умением сохранять работоспособность;

Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, сапёров, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряжённых, часто экстремальных условиях и связна с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

безошибочно выполнять должностные обязанности;

в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;

в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учётом обстановки;

мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;

действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, развивать наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объём информации и принимать единственно верное решение.

Одной из составляющих подготовки граждан Российской Федерации к военной службе является подготовка по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных организациях (объединениях) и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Вооружённые Силы Российской Федерации являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе модернизации. Успех этого сложнейшего процесса и само функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента.

Вооружённые Силы – это институт государства, который сохранил традиции воспитания и развития личности и к которому большинство населения страны относится с доверием.

Служить в Вооружённых Силах всегда было непросто. Но к службе можно подготовиться, чтобы военное дело давалось легче.

Данная подготовка предусматривается для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста, подлежащих призыву на военную службу и годных к военной службе по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образовательному уровню. При отборе граждан учитывается их гражданская специальность.

Напомним, что отбор для подготовки по военно-учётным специальностям осуществляется военными комиссариатами районов совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учёт.

Гражданин, овладевший сложной военно-учётной специальностью, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учётом реальной потребности в таких специалистах.

Ежегодно в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проходят подготовку более 100 тыс. юношей по 33 военно-учётным специальностям, основными из которых являются:

водители колёсных бронетранспортёров;

механики-водители плавающих гусеничных тягачей МТ-ЛБ;

водители автомобильных и пневмоколёсных кранов;

водители автомобилей категорий A , B и C ;

специалисты радиостанций малой и средней мощности и ряд других.

Одной из ведущих организаций, осуществляющих подготовку специалистов, является РОСТО (ДОСААФ) – Российская оборонно-спортивная техническая организация. На её базе ежегодно проходят обучение более 85% граждан, направляемых военными комиссариатами для подготовки по военно-учётным специальностям. В системе РОСТО (ДОСААФ) функционирует свыше 400 школ различного профиля (303 автомобильные, 89 объединённых технических, 15 технических, 3 радиотехнические и 6 морских), около 1200 центральных и региональных спортивно-технических клубов, оснащённых необходимой учебной материально-технической базой и укомплектованных подготовленными преподавательскими кадрами.

По всем интересующим вопросам, связанным с допризывной подготовкой, гражданин может обратиться в военный комиссариат (2-е отделение), где ему помогут определиться с выбором военно-учётной специальности.

Самые многочисленные среди должностей командного профиля и основные в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов – это командные воинские должности.

Для выполнения функций военного оператора требуется много важных качеств: психологическая устойчивость, длительная концентрация внимания и др.

Для успешного выполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения требуются в первую очередь острый слух и зрение, развитая оперативная память.

Чтобы успешно выполнять водительские обязанности, каждый водитель должен в первую очередь быть физически закалённым и выносливым.

Какими качествами должны обладать военнослужащие, исполняющие обязанности на должностях связи и наблюдения?

Какие профессиональные требования предъявляются к военнослужащим, исполняющим водительские воинские должности?

Каким общим требованиям должны отвечать военнослужащие, исполняющие технические воинские должности?

Вооружённые Силы, другие войска, воинские формирования и органы по-прежнему являются школой мужества для большинства молодёжи, пройти которую должен каждый мужчина.

В общественных организациях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования проводится подготовка по военно-учётным специальностям.

Изучив основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям, определите более приемлемое для вас направление военной специальности.

Окончание урока.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §35, 36; выполнить задание (рубрика «Задание», с. 170).

Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др

Оператором-технологом является, к примеру, наводчик-оператор. Он решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения попадания в цель. Этот процесс включает в себя выбор цели, установку прицельных данных и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Они должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением длительное время поддерживать высокую работоспособность Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность

В зависимости от используемых средств и среды распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемно-передающих радиостанций – ретрансляторов; осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци– и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы 5Однако в деятельности водителей есть и много общего. Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками.

.В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности командира, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Ему надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку, обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво и четко ставить задачу подчиненным. Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения.

Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств:

• способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров;

• умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;

• упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач;

• умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором – специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования.

Деятельность оператора на разных системах различна, но каждый ее вид имеет одни и те же операции: прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера обязанностей различают несколько видов операторских должностей: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Оператором-технологом является, к примеру, наводчик-оператор. Он решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения попадания в цель. Этот процесс включает в себя выбор цели, установку прицельных данных и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления состояние и работу технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим работы и исправность этих установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность операторов сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности при выполнении действий и операций. Они должны обладать крепким здоровьем, высоким уровнем профессиональной тренированности, умением длительное время поддерживать высокую работоспособность. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

3. Воинские должности связи и наблюдения

Связь – основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств и среды распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемно-передающих радиостанций – ретрансляторов; осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци– и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую). Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

4. Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск, которая обеспечивается наличием большого количества различной самодвижущейся техники (автомобили, танки, бронетранспортеры, подводные и надводные корабли, железнодорожные, транспортные средства). Поэтому водительские должностные обязанности определяются многообразием, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин. Однако в деятельности водителей есть и много общего. Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

5. Воинские должности специального назначения

Воинские должности специального назначения – это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками.

Военнослужащие, проходящие службу на должностях специального назначения, должны в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника. В самостоятельных действиях они должны избегать шаблона, задачу выполнять с учетом конкретной обстановки, воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

6. Технические воинские должности

Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами.

7. Прочие воинские должности

К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Читайте также: